метель пушкин о чем это
«Метель» Пушкина: краткое содержание произведения из «Повестей Белкина»
«Метель» — повесть Александра Сергеевича Пушкина из цикла «Повести Белкина». Как и другие произведения цикла, написана осенью 1830 года в Болдине и впервые издана в 1831 году. «Метель» Пушкин написал последней из «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина».
Кратчайшее изложение
Дочь богатого помещика Марья Гавриловна соглашается тайно выйти замуж за бедного прапорщика Владимира Николаевича. Невеста добирается до церкви, где они должны обвенчаться, но жениха там не оказывается: позже выясняется, что Владимир сбился с пути, попав в метель.
Ехавший мимо полковник-гусар Бурмин для забавы выдает себя за жениха, его венчают с Марьей Гавриловной. Сыграв злую шутку, гусар скрывается. Невеста возвращается домой, ничего не сказав родителям, и заболевает.
Родители узнают о любви Маши к Владимиру и дают согласие на брак. Но сам Владимир, словно безумный, разрывает с ней отношения. В 1812 году он уезжает в армию и получает смертельную рану в Бородинском сражении.
Бурмин возвращается с войны героем и влюбляется в Марью Гавриловну, хотя и не догадывается, что она и есть та девушка из церкви. Он признается возлюбленной, что совершил грех, четыре года назад в шутку обвенчавшись с другой, а потому новый брак для него невозможен.
Марья дает понять, что она и была той самой невестой. Бурмин бросается к ее ногам.
Иллюстрация Д.А. Шмаринова к повести «Метель»
Читать полный текст, слушать аудиокнигу
В формате аудиокниги произведение можно послушать на YouTube.
Краткое содержание повести Пушкина «Метель»
Сообщается, что эту историю Ивану Белкину поведала девица К. И. Т., как и рассказ о барышне-крестьянке.
Повествование начинается в 1811 году, незадолго до войны с Наполеоном. Дочь богатого помещика Р., 17-летняя Марья Гавриловна, воспитана на французских романах и влюблена в бедного армейского прапорщика Владимира. Влюбленные переписываются, тайно встречаются и наконец решают бежать и обвенчаться без благословения родителей, чтобы потом вымолить их прощение.
Дело происходит зимой. По плану, вечером девушка должна сесть в сани и ехать в церковь соседнего села Жадрина, где ее будет ждать Владимир. Весь день она мысленно прощается с домом и родными, пишет родителям письма с объяснением.
На дворе сильная метель. Вместе со служанкой они садятся в сани, и кучер везет их в храм.
Иллюстрация Д.А. Шмаринова к повести «Метель»
Владимир в тот же день успел договориться о венчании со священником, нашел свидетелей, а к вечеру сел в маленькие сани и один без кучера отправился в Жадрино. Путь был недалек, но из-за метели дорогу занесло, Владимир заблудился. Всю ночь он проплутал, пока крестьянин из соседней деревни уже утром не вывел сани к Жадрину. Церковь была заперта.
Иллюстрация А. Ванециана к повести «Метель»
Марья Гавриловна тем временем снова дома. Она спускается к завтраку, ничего не сказав родителям и уничтожив написанные накануне прощальные письма. К вечеру ей становится плохо, две недели она проводит в горячке. В бреду она признается в любви Владимиру, родители слышат это и решают позволить ей замужество.
Через несколько дней оказывается, что Владимир уехал в армию. Сказать Маше об этом не решаются. После битвы при Бородине она видит его имя в числе отличившихся и тяжело раненных, падает в обморок.
Вскоре умирает отец Марьи, Гаврила Гаврилович. Дочь с матерью уезжают в другое поместье. Там вокруг милой и богатой девушки «кружатся» женихи, но она никому не отвечает взаимностью. Она уже знает, что Владимир умер от раны после Бородинского сражения, и бережет память о нем: хранит его книги, ноты и стихи.
Война с Наполеоном заканчивается. Солдаты и офицеры возвращаются с победой. За Марьей Гавриловной начинает ухаживать 26-летний гусарской полковник Бурмин, раненый и увенчанный орденом. Бурмин становится первым, на кого девушка обращает внимание. Он умный и скромный человек, хотя говорят, что в юности был «ужасным повесой».
Маша понимает, что Бурмин в нее влюблен, соседи уже толкуют о скорой свадьбе, но гусар почему-то все не решается признаться в чувствах. Наконец, встретив Марью Гавриловну в саду, полковник открывает ей сердце.
«Я вас люблю, я вас люблю страстно… — говорит он. — Но я несчастнейшее создание… я женат. Я женат уже четвертый год и не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь!»
Бурмин рассказывает, как в начале 1812 года ехал в полк, попал в метель и решил переждать непогоду в церкви. В полутемном храме его встретил священник, принявший незнакомца за жениха, и спросил: «Прикажете начинать?» Невеста, молодая девушка, в это время была в обмороке. Священник спешно провел обряд венчания, и тут только девушка посмотрела на Бурмина: «Ай, не он! не он!» Она снова упала без памяти, а гусар сел в сани и уехал прочь.
Иллюстрация Д.А. Шмаринова к повести «Метель»
Тогда он не придал значения этой «преступной проказе», а после осознал весь ужас ситуации, но исправить уже ничего было нельзя. Он не помнил даже, в какой деревне это случилось.
«Боже мой, боже мой!» сказала Марья Гавриловна, схватив его руку; «так это были вы! И вы не узнаете меня?»
Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам…
Кадр из фильма «Метель» 1964 года
Смотреть фильм «Метель» 1964 года
В 1964 году Владимир Басов на киностудии «Мосфильм» экранизировал повесть Пушкина. Роль Марьи Гавриловны исполнила молодая актриса Валентина Титова, которая в дальнейшем стала женой Басова. Прапорщика Владимира сыграл Олег Видов, гусара Бурмина — Георгий Мартынюк.
Фильм можно бесплатно целиком посмотреть на YouTube.
Слушать вальс Свиридова «Метель»
Музыку для фильма Басова написал композитор Георгий Свиридов.
Спустя десять лет, в 1974 году, композитор переработал музыку к фильму, превратив ее в самостоятельное произведение — «Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель»».
Александр Пушкин, «Метель»: краткое содержание и анализ повести
Особенности прозы Пушкина
Пушкин создал художественную прозу принципиально нового, реалистического характера. Это особенно видно, если сопоставить ее с предшествующими и современными поэту произведениями. Русская литература XVIII – начала XIX веков была преимущественно стихотворной. Проза воспринималась, как низкий жанр. В центре литературы стояла ода – торжественная стихотворная форма. Первым, кто вывел прозу как жанр, сопоставимый по значимости со стихотворной формой, был Карамзин. Но все-таки прозаический слог его был искусственный, слишком художественный, усложненный метафорами и другими оборотами.
Уже в 1822 году Пушкин отмечает большой вклад Карамзина в становление русской прозы, однако отмечает, что, в отличие от стихотворных форм, язык прозы беден и не развит должным образом. Пушкин хочет добиться простоты и естественности в повествовании. Восполнить этот пробел были призваны «Повести Белкина», где писатель блестяще справляется с поставленными задачами.
Повести Белкина
«Повести Белкина» сыграли основополагающую роль в становлении реалистической прозы как в творчестве самого Пушкина, так и во всей русской литературе. Книга состоит из 5 повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». Образцом подлинной прозы считал «Повести Белкина» Лев Толстой, он советовал их перечитывать постоянно. Пушкин написал произведение, которое отличала широта взгляда на жизнь и на человека. Он смог показать жизнь в целом, с ее конфликтами и противоречиями, счастьем и трагизмом.
Основные принципы пушкинского стиля – драматизм и событийность. Причем последняя лишена исключительных событий, тайн, приключений. Если Пушкин и вводит в повествование фантастические сюжеты – они имеют фрагментарный характер, но никак не сюжетообразующий. По-особенному использует Пушкин и таинственное – оно всегда достоверно объясняется в ходе изложения событий.
Еще одна особенность «Повестей Белкина» и всей прозы Пушкина – отказ писателя от деления героев на резко положительных и отрицательных. Пушкин показывает характер героя со всех сторон, отмечает его неоднозначность и многогранность.
Пушкин приписал авторство «Повестей» условному автору – Ивану Петровичу Белкину. Писатель характеризует его как добродушного человека, который описал события, «слышанные от разных особ». Но эти простые рассказы уже Пушкин наделяет глубоким смыслом, наблюдательностью и жизненной правдой.
Краткое содержание повести «Метель»
Повесть, которую второй поместил в «Повести Белкина» Пушкин – «Метель». Начинается она с описания семьи поместных дворян, проживающих в поместье Ненарадове: «доброго» Гаврилы Гавриловича Р*, его супруги и дочери Маши, 17 лет. Маша – завидная невеста для многих соседей. Воспитанная на любовных романах, она влюблена в заезжего армейского прапорщика, Владимира. Конечно, родители Марии Гавриловны против этих отношений.
Возлюбленные встречаются, ведут любовную переписку. Вскоре Маша и Владимир решают тайно обвенчаться. Расчет их прост: родителям не останется ничего, как признать факт женитьбы. Молодые назначили дату, Владимир договорился со священником из соседнего села, чтобы тот обвенчал их в одну из зимних ночей.
В назначенный час Маша, ссылаясь на головную боль, уходит спать раньше. Она переживает, что обманывает родителей, но тем не менее, сговорившись с горничной и кучером, темной зимней ночью убегает из дома. Начинается метель.
В это время Владимир, договорившись со свидетелями, спешит в село Жадрино, где должно совершиться венчание. Метель разыгрывается не на шутку, Владимир блуждает в буране всю ночь, и только под утро оказывается в церкви, но, увы, двери уже закрыты.
После этого Пушкин переносит читателя опять в семью Маши, а там утро начинается как обычно: завтрак родителей, к ним спускается Маша. К вечеру она заболевает горячкой: лежит в бреду несколько дней. Родители уже согласны на свадьбу ее с Владимиром. Ему отправляют письмо с приглашением, на что получают ответ, что он знать ничего не хочет о Маше. После этого Владимир отправляется на Отечественную войну. Между тем Маша идет на поправку и узнает о смерти возлюбленного.
Через несколько месяцев умирает Гаврила Гаврилович, Маша становится богатой наследницей. Они с матушкой уезжают от тяжелых воспоминаний в другое селение. Там Марию окружают женихи, но она ни с кем не хочет иметь дело. Единственный, к кому она испытывает симпатию – полковник Бурмин.
Мария Гавриловна: характеристика героини
Мария Гавриловна – это основной женский образ, который описывает повесть Пушкина «Метель». Девушка сентиментальна, она воспитана на французских романах. Любовь ее к Владимиру – следствие этой увлеченности. Отношения Марии и Владимира строятся также на традициях романов о любви: тайные встречи, переписка, неодобрение родителей и решение скрытно обвенчаться.
Накануне венчания Маша находится в смятении: все обстоятельства, происходящие с ней, говорят читателю о том, что она поступает неправильно. Да и сама героиня отчасти понимает это: в ее действиях и поступках нет решительности, скорее наоборот. Девушка со слезами прощается с родителями, плачет в своей комнате – она не ведет себя, как счастливая невеста. Особое внимание уделяется сну Маши накануне побега: она видит останавливающих ее родителей и Владимира, лежащего в луже крови. Тем не менее девушка сбегает. Только в конце повести читатель узнает, что пришлось пережить бедной Маше. Но она никак не выдала себя родителям.
За свой проступок Маша наказана судьбой: чуть не скончалась от болезни, лишилась жениха, умер отец, да еще и замуж выйти не может, потому что обвенчана с совершенно незнакомым человеком.
Честность, открытость, романтичность Марии делает ее продолжательницей традиций Пушкина в описании русских девушек-дворянок, например, Татьяны Лариной. Только последняя была запечатлена в стихах, а Марию Гавриловну гений писателя изобразил в прозе. Далее эти традиции переймет Маша Миронова в «Капитанской дочке».
Владимир: нераскаявшийся эгоист
Два мужских персонажа: Владимира и Бурмина, женихов Маши, описывает Пушкин. Метель сыграла судьбоносное значение в их жизни.
Первый – Владимир, прапорщик, в которого влюблена Маша. Пушкин всячески намекает читателю, что вряд ли Владимиром движет любовь к Маше: «разумеется, молодой человек питал равные чувства», «разумеется, … счастливая мысль (о свадьбе – прим.) пришла в голову молодому человеку», «умолял в каждом письме … венчаться тайно». Владимир – эгоист, думающий только о своей выгоде. В отличие от Маши, он не испытывает сожаления по поводу того, что родители будут обмануты, нет у него чувства вины, что забирает у них дочь. Все приготовления к венчанию молодой человек откладывает на последний день, что говорит читателю о том, что свадьба для него не сакральный момент – она нужна как факт.
В отличие от Маши, «соучастницы» преступления, Владимир не испытывает никаких чувств раскаяния и сожаления. Единственное – отчаяние от того, что свадьба не состоялась. Интересно появление Владимира во сне Маши: раненый, окровавленный, он просит ее поскорее обвенчаться. Опять писателем делается упор на его эгоизм: обвенчаться несмотря на чувства девушки – во что бы то ни стало нужно выполнить задачу.
Судьба наказывает Владимира – он умирает от полученных под Бородино ран. Пушкин подчеркивает неотвратимость кары.
Бурмин: переосмысление поступков
Совершенно иной полковник Бурмин. С ним Маше «просто и свободно». В прошлом повеса, он искренне влюбляется в Марию Гавриловну и открывается ей в своем проступке. Бурмин не хочет обманывать возлюбленную: со скорбью рассказывает он ей о своем проступке в прошлом, который наложил печать на его жизнь. Бурмин тоже несет наказание: невозможность жениться на любимой. Его отличие от Владимира – раскаяние. Это видно по комментариям, которыми он сопровождает рассказ Маше о той ночи: «Непонятная, непростительная ветреность», «преступная проказа», «жестоко подшутил».
Конфликт в повести
Конфликт, который изображает в повести Пушкин: метель – человек. Все основные действия героев происходят на фоне бушующей стихии. Именно она помогает Пушкину донести до читателя главную мысль: неотвратимость наказания.
Чем провинились герои? Владимир – тем, что попытался украсть единственную дочь из родительского дома. Сыграв на ее привязанности к любовным романам, он предлагает ей бежать из дома. Маша провинилась тем, что собиралась выйти замуж без благословения родителей. В то время это считалось большим грехом. Бурмин тоже провинился перед судьбой: он жестоко подшутил над неизвестной девушкой.
В итоге все герои наказаны судьбой. Причем, Владимир, как нераскаявшийся в «преступлении», несет самое жестокое наказание – умирает. Маша и Бурмин страдают в течение четырех лет. Повинившись в проступке, они обретают надежду на счастье – эти заканчивается повесть.
Таким образом, конфликтом стихии и героев раскрывается нравственная тема. Метель Пушкин делает основой всего сюжета.
Место природной стихии в сюжете
Описанию природной стихии, сыгравшей решающую роль в повествовании, уделяет особое внимание Пушкин. Метель является таким же действующим лицом повести, как и Маша, Владимир и Бурмин.
Действительно, она пытается остановить Машу от неверного шага, препятствует Владимиру добраться до церкви, приводит Бурмина к Маше, находящейся в полуобморочном состоянии перед алтарем.
Интересно, что отношения со стихией и ее восприятие у героев разное. Что касается Марии Гавриловны, то метель просто пытается не выпустить ее на улицу, буран кажется дурным знаком. Владимира же, напротив, метель сбивает с пути. Именно его восприятие снежной бури, плутания по заснеженному лесу занимают весомую часть повести. Владимир больше всех заинтересован в браке с Машей, он действует в пылу своего эгоизма, поэтому метели необходимо больше времени, чтобы отвести его в сторону, не дать осуществиться планам. Примечательно, что Пушкин, описывая восприятие Владимиром метели, использует слова, обозначающие время: «В одну минуту дорогу занесло», «поминутно был по пояс в снегу», «не прошло и минуты». Это показывает нам, как герой спешит. Он не думает о Маше, как там она, не переживает ли – ему важно успеть заключить брак.
Если Владимира метель отводит от церкви, то Бурмина, наоборот, приводит туда. Он говорит Маше: «казалось, кто-то меня так и толкал». Бурмин признает, что им двигала какая-то неведомая сила.
И хоть восприятие метели у всех трех героев разное – их роднит одно: все отмечают неумолкающий характер стихии. Судьбоносный случай – вот что такое метель. Пушкин, герои повести которого ощутили на себе действие стихии, всегда верил, что именно случай играет основополагающую роль в жизни человека. Именно поэтому метель писатель выносит в название повести – так еще раз подчеркивается ее решающая роль в описываемых событиях и судьбах героев.
Особенности композиции
Повесть Пушкина «Метель» имеет линейную композицию. Однако, отличается рядом особенностей:
Композиционно произведение Пушкина «Метель» сопоставляет две стороны человеческой жизни: романтическую и реальную. К первой писатель относится иронически, даже высмеивает ее. Романтическая – это «любовь» Маши и Владимира, которая подпитывается тягой девушки к любовным романам. Вторая, реальная, – это быт, обстоятельства, которые окружают героев.
Художественное своеобразие «Метели»
Пушкин поставил себе целью создать такую прозу, которая, по его словам, будет «не петь, а говорить». Отсюда и предельная экономия художественных средств в повествовании. Знакомство читателя с героями происходит с первых же строк, отсутствуют портретные характеристики. Например, про Марию Гавриловну сказано только, что она была «стройная, бледная и семнадцатилетняя девица».
Все же в повести можно встретить эпитеты, особенно при описании метели: «мутная мгла» и метафоры: «равнина, устланная белым волнистым ковром». Но эти тропы использованы писателем очень скупо. Чаще даже в описании стихии встречаются глаголы: так событиям придается динамика. Пушкину не важно описать стихию, главное – какую роль она сыграет в судьбе героев.
«Метель» в музыке
Повесть легла в основу фильма, композитором на который был приглашен известный русский композитор Георгий Свиридов. К повести Пушкина «Метель» он написал такое музыкальное сопровождение, которое предельно точно раскрывает психологическое состояние героев: отчаяние, тревогу, надежду на счастье. Свиридов вводит формы, которые не употреблял Пушкин. Например, «Романс», который придает колорит произведению, показывает романтичные настроения Маши и Владимира.
Сравним, как показывают Свиридов и Пушкин метель. Отрывок, когда Владимир плутает в лесу. У писателя все построено лаконично, внимание сосредотачивается на поведении героя. То же самое показывает музыкой композитор: смятение, отчаянье, разрушающиеся планы и скорбь.
Краткое содержание повести «Метель» для читательского дневника (+ отзыв)
Александр Сергеевич Пушкин Повесть «Метель» Краткое содержание
Повесть «Метель», завершающая цикл из пяти рассказов реалистической прозы, родилась под пером гения русской литературы в 1830 году в посёлке Болдино и, годом позже, впервые была издана в Петербурге. Сюжетная линия повествования задевает историю России с 1811 по 1816 года. В рассказе упоминаются важные исторические события — Отечественная война, сражение при Бородино, оставленная Наполеону Москва и захват русской армией Парижа. В сюжете «Метели» можно проследить некоторую связь с известной романтической балладой Жуковского «Светлана».
История создания
Своим созданием повесть в некотором роде обязана холерным карантинам, которые задержали Пушкина в Болдине, имении его отца, куда писатель приехал перед свадьбой. Три осенних месяца Александр Сергеевич посвятил написанию повестей, пьес, стихотворений и других произведений (в частности, «Сказку о попе и о работнике его Балде»), контрастирующих между собой по тональности и жанру. Среди них были и «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», куда вошло пять произведений:
Произведения цикла, как и следует из его названия, объединяет рассказ вымышленного автора, молодого помещика, занимающегося сочинительством.
Краткий пересказ сюжета повести А. С. Пушкина «Метель»
Владимир и Мария были влюблены, но родители не разрешали им обвенчаться. Тогда молодые люди решились на тайное бракосочетание в небольшой церквушке. В эту ночь разгулялась страшная метель, и жених сбился с дороги. Мария же прибыла в назначенное время и её обвенчали с незнакомцем, которого она даже не разглядела. Её возлюбленный Владимир вскоре погиб в военных действиях, а сама девушка осталась сиротой при богатом наследстве. Всем женихам она давала отворот поворот, пока на её пороге не возник офицер в отставке Бурмин.
Сердце женщины дрогнуло и вновь зарделось любовью. Офицер тоже полюбил красавицу, но был вынужден признаться ей, что много лет назад шутки ради женился в сильную метель на девушке, лица которой даже не видел. И так как он женат, он не может сделать ей предложение. Взволнованная Мария, понимает, что это и есть тот самый незнакомец, с которым её случайно обвенчали. Влюблённые обретают счастье.
Для лучшего восприятие краткого содержания пушкинской «Метели», знакомство с ней лучше начинать с изучения основных и второстепенных персонажей повествования.
Цикл Белкина
«Метель» входит в цикл повестей, которые были написаны якобы не Пушкиным, а неким Иваном Петровичем Белкиным. Автор указывает, что эта повесть была «рассказана» Белкину одной девицей, но имени ее не называет.
Своё произведение Пушкин заканчивает в октябре 1830 года, а уже на следующий год пушкинский цикл был опубликован. И лишь только в 1964 году состоялась экранизация новеллы «Метель». Цикл включает в себя пять произведений, которые расположены в следующем порядке:
Ко всему циклу повестей есть и небольшое вступление, где читатель может познакомиться с рассказчиком. Безусловно, Белкин — это вымышленный персонаж, который возник в художественной фантазии Пушкина. Но из вступления читатель узнаёт, что Иван Петрович молод и богат. Этот помещик предпочитал на досуге заниматься сочинительством, а умер он скоропостижно в 1828 году.
Из вступления читатель узнаёт, что Иван Белкин написал не только это произведение, но он и автор «Истории села Горюхино». Во вступлении приводилось и письмо самого Белкина, которое было написано с юмором, но оно должно было быть доказательством того, что этот вымышленный персонаж существовал и авторство принадлежит именно ему.
Нужно знать: краткая биография А. С. Пушкина жизнь и творчество.
Список действующих лиц повести «Метель» и их краткая характеристика
Главные герои повести:
Второстепенные герои повести:
Хронологический порядок событий в произведении
Александр Пушкин точно установил определённый хронологический порядок, который позволяет сделать краткий пересказ «Метели». Можно использовать такой план произведения:
Это интересно: как написать книгу пошаговая инструкция для начинающих.
Краткое содержание одной из повестей Белкина «Метель» подробно по частям
Тайные свидания и «запретная любовь»
Заканчивается 1811 год. Владелец крупного поместья Гаврила Гаврилович радушный хозяин вместе с женой и дочерью Марьей Гавриловной часто принимает в стенах своего имения благородных и чинных гостей. Большинство из них приезжают полюбоваться богатой невестой Марьей. Но знатные женихи не интересны семнадцатилетней девушке, она влюблена в бедного прапорщика Владимира Николаевича, и он отвечает ей взаимностью. Родители девушки категорически против союза влюблённых. И молодые люди решили обойтись без их благословения. Они задумали венчаться тайно и после броситься к ногам родителей, которые будут вынуждены смириться с фактом.
Побег Марьи из родительского дома
Начался 1812 год. Венчаться тайные жених и невеста должны были в Жадрино. В назначенный день за Марьей Гавриловной Владимир обещал прислать сани, чтобы отвезти её в церковь, где будет её ожидать. В последний вечер дома Марья Гавриловна была беспокойна, собирала вещи, писала родителям письма. Перед самым рассветом удалось взволнованной невесте заснуть, и привиделся ей жуткий сон, в котором она видела то себя, брошенную отцом в подземелье, то своего Владимира умирающего, окровавленного. В ночь побега на дворе поднялась небывалая метель, но, как и было обговорено, Марья Гавриловна села в приготовленные для неё сани и отправилась в церковь. Владимир же перед венчанием долго уговаривал священника, после встречался с другом, а, отправившись в церковь, заплутал из-за непогоды и сбился с пути.
Роковое венчание
Марья Гавриловна ожидала Владимира Николаевича в церкви, а он заблудился и не мог найти дороги. Из-за метели у церкви остановился молодой гусар Бурмин. Только он зашёл внутрь и увидел, как в полумраке церкви на лавочке сидит молодая барышня, как его стали торопить к венчанию, приняв за опаздывающего жениха. Сам не понимая почему, Бурмин не возражал происходящему. Венчание состоялось, но, когда молодым предложили поцеловаться, девушка, взглянув на Бурмина, с ужасом осознала, что жених не тот. Марья упала в обморок, Бурмин уехал прочь. Настоящий жених проездил по округе всю ночь в поисках дороги, а, когда добрался до Жадрино, двери церкви уже были заперты, а его Марья обвенчана с незнакомцем.
Гибель Владимира и тяжелая болезнь Марьи
Марья Гавриловна после ночного венчания возвращается домой. Родители и не заметили её отсутствия, но девушка от нервных переживаний тяжело заболела и находится на краю гибели. Увидев страдания дочери, Гаврила Гаврилович, оставив предрассудки, решает не противиться выбору её сердца и пытается пригласить Владимира в свой дом, чтобы дать согласие на брак молодых людей. Но возлюбленный Марьи Гавриловны заявляет, что ноги его не будет в их поместье, так как его любимая обвенчана с другим. Раздавленный горем, Владимир Николаевич отправляется на фронт, где погибает во время сражения. Марья Гавриловна хранит о любимом светлую память, и не торопится выйти замуж.
Новая встреча с Бурминым — счастливый конец несчастьям Марьи Гавриловны
После смерти отца Марья и Прасковья Петровна переехали в другое имение. В поместье, находившееся неподалёку от нового дома, где поселилась Марья Гавриловна, прибыл молодой и успешный полковник Бурмин. Молодые люди полюбили друг друга. Бурмин признавшись в своих чувствах, рассказал Марье, что не может на ней жениться, так как женат и сам не знает на ком. Выслушав его историю, Марья Гавриловна признаётся, что она и есть та самая «неизвестная» невеста. От избытка чувств Бурмин падает к ногам своей возлюбленной.
Смысл эпиграфа
Эпиграф взят из баллады Жуковского. В сокращении текст рассказа «Метель» Пушкина читать можно и в этой статье. Несколько лошадей быстро мчатся по глубокому снегу. И вот уже вдалеке от деревень показалась небольшая церковь, стоящая одиноко. Но непогода продолжает свирепствовать.
И лишь только чёрный ворон, словно предвещая беду, летает над санями и машет крыльями. Его стон печален. Кони, испуганные непогодой, уже подняли гривы и смотрят вдаль, надеясь увидеть какое-то жилище людей.
Это интересно: биография Максима Горького кратко.
Основные персонажи
В произведении «Метель» из «Повестей Белкина» Пушкина описывается жизнь молодой особы Марии, которая сильно влюбилась в небогатого прапорщика. Ее родители не давали своего благословения на брак, поэтому пара решила обвенчаться тайно. Однако случилось так, что она вышла замуж за незнакомца. Лишь через долгие годы они смогли увидеться и полюбить друг друга. Это повествование о том, что часто судьба преподносит очень неожиданные сюрпризы.
В повести «Метель» Александра Пушкина присутствуют такие главные герои:
Это произведение учит читателя быть честным, не делать безнравственных поступков и дорожить чувствами близких людей.
Сюжет краткого содержания «Метели» Пушкина очень похож на события, описанные в балладе «Светлана» Жуковского. Отрывок из нее был вынесен Александром Сергеевичем в эпиграф повествования.
Новая любовь
Война окончилась, и солдаты начали возвращаться домой. В поместье Марьи стал часто появляться 26-летний полковник Бурмин, который был красивым и скромным мужчиной. Он нравился многим женщинам, потому что умел галантно себя с ними вести. Девушка проявила к нему интерес, но и сама не понимала, что в нем ее притягивало. Она думала, что офицер сильно влюблен в нее, так как соседи часто обговаривали скорую свадьбу молодых людей.
Марья с сильной тоской ожидала признания в чувствах, а ее мать одобряла такой союз. Однажды мужчина решился объясниться с ней. Он признался, что уже долгое время сильно любит девушку, однако они не могут быть вместе, потому что он женат на другой женщине. Эта новость шокировала ее. Следующие слова офицера удивили Марью еще больше. Он сказал, что даже не подозревает на ком женат, так как не видел жены с момента венчания и не догадывается, где она теперь.
Затем Бурмин рассказал довольно необычную историю. Он был проездом в небольшой деревне. В сильную пургу он оказался около местной церкви. Она была открыта и освещена многочисленными свечами. Люди, которые находились рядом со зданием, настойчиво приглашали его войти. Мужчине сообщили, что он опоздал, и девушка уже несколько раз падала в обморок, а священник не знает, что делать с ней.
Офицер вошел в церковь и заметил на лавочке молодую особу в растерянных чувствах. Поп спросил его можно ли начать церемонию. Бурмин неожиданно ответил, что да. Марью подвели к мужчине и их обвенчали. Когда настало время поцелуя, то она громко вскрикнула и опять упала в обморок. Полковник выбежал из церкви и быстро покинул деревню. Девушка была ошеломлена историей и призналась, что это была она. Гусар остолбенел и встал на колени перед возлюбленной.
Если внимательно прочитать повесть «Метель», то можно составить такой план пересказа сюжета:
В этом произведении писатель на примере необычной истории влюбленной пары попробовал раскрыть тему значения неизвестных потусторонних сил и воли случая в судьбе человека.
Воплощением подобного мистического явления в повествовании является сильная пурга, которая смогла свести незнакомых людей и подарила им счастье. После ознакомления с кратким содержанием «Метели» Пушкина для читательского дневника стоит прочитать книгу полностью.