метаморфозы осипов что это
Моё отношение к БизнесМолодости. Тренинг Метаморфозы. Петр Осипов
В 2011 году я впервые узнала про БизнесМолодость, и с тех пор я прошла у них много тренингов, влюбилась в этот проект, познакомилась с Петей и Мишей, и позволила им изменить мою жизнь. Расскажу подробно про мой путь в БМ.
Сразу объясню, что никто меня не просил писать статью и никто мне за неё не платил. Эта статья — благодарность Пете за то, что он делает (и за то, что пересаживает меня вперед :)).
Для начала, вкратце, что такое БизнесМолодость (сайт тут). Это сообщество с обучающими программами по бизнесу для предпринимателей разного уровня: от начинающих до владельцев заводов, от нуля до десятков миллионов в месяц. Его создатели: Петя Осипов и Миша Дашкиев, им по 30 лет.
Про БизнесМолодость я впервые услышала летом 2011 года, когда по Уфе развесили плакаты с фотографией девушки и подписью «Я заработала 60 000 руб на своем деле». Только недавно я поняла, что на фото была Влада Чижевская, сейчас она жена Миши Дашкиева.
И я пришла в сентябре 2011 года к ребятам, Пете и Мише, на открытую лекцию (зал на 500 человек), и она была потрясная. На тот момент мне было 17 лет. Ребята в конце лекции продавали программу «коачинг»: 17 000 рублей за 2 месяца. Деньги тогда для меня были не маленькие, но у меня были личные сбережения, и я решила пойти к ним учиться. Но когда стала оформлять документы, оказалось, что меня не могут взять, так как я не совершеннолетняя. Попросили доверенность от родителей, но я, решила, что они не разрешат и даже не стала спрашивать: у меня простая семья с не бизнесменским мышлением 🙂 Коачинг не состоялся. Кто знает, как сложилась бы моя жизнь)
Следующее касание с БМ случилось в июне 2017 года, когда я пошла на программу ЦЕХ. Мне хотелось научиться зарабатывать! Ниши у меня не было. Точнее, была, я занималась какой-то фигней (дистрибьюцией крутой дорогой воды), и мне казалось, что это то, что я хочу развивать. Но на Цехе после одной очень яркой фразы Пети (уже не помню какой) мне пришла идея бренда суперфудов, и я именно тогда начала её реализовывать. Поэтому, по стандартным меркам, ЦЕХ я провалила.. Точка Б не была достигнута, потому что продавать было нечего: продукт был в стадии разработки, и более того, он разрабатывался еще 8 месяцев. Хи-хи.
Как уже говорила, на БМ познакомилась с Германом. Он пришел вести одно из занятий. Поэтому, не смотря на то, что до цифры в точке Б я не дошла, ЦЕХом осталась довольна)))…
..настолько, что пошла на ЦЕХ еще раз в феврале 2018 года, когда Heyday уже был разработан. Потом я проходила много их мастер-классов, интенсивов, была на МЗС, где выступал Герман.
В ноябре 2018, неожиданно для себя самой, попала на тренинг метаморфозы. Это личный пятидневный тренинг Пети, и он не про бизнес, а про личностное развитие. До этого я регуляяярно смотрела видео Пети с метаморфоз на Ютубе, была в восторге, но идти не планировала. Вроде я купила билет за день до тренинга (стоил 35 000).
Вы знаете, что я активно развиваюсь, много учусь, хожу на тренинги. Видела, как говорится, многое)) И для меня самой стало сюрпризом, что Метаморфозы стали ЛУЧШИМ тренингом в жизни. После него сразу пошли измеримые и фактические результаты, не только «внутренние изменения» и «осознания».
Сначала я взялась описывать процессы, которые там происходят, но все стерла. Мои слова и выводы ничего не будут значить. Это надо видеть и чувстовать. Поняла, что даже передать в точности не смогу, а когда дело доходит до людских проблем и выводов, очень важно быть точным.
Петя настолько искусно видит суть проблемы, сквозь «красивую историю» и сквозь маски.
5 дней заданий, общения, выделения целей, написания большооой стратегии развития на год. Это мне понравилось больше всего: теперь у меня есть план развития на целый год, причем составленный не абы как, а по действующей Петиной технологии.
Если пойдете, будете много танцевать, беситься и громко кричать. И всё это ни на секунду не покажется вам бредом – вы будете чувствовать, как меняетесь, как действуют эти крики. Это мощно.
У вас соберется группа из 10-ти человек, ваша десятка, группа развития. Когда будет задание разбиться на группы, подойдите к этому максимально ответственно! На мой взгляд, десятка – одна из главных причин успеха или не успеха этого тренинга. Среди моей десятки очень большие, мощные и молодые ребята, почти все зарабатывают больше миллиона в месяц. Это как раз такое окружение, которое мне нужно для моих целей по воплощенности. Я их обожаю, мы очень подружились. Суть группы развития в том, что вы встречаетесь раз в месяц, обсуждаете свои результаты за месяц, провалы и успехи, спрашиваете совета, получаете обратную связь. Поэтому важно, чтобы в вашей команде были созидающие и активные люди. С нытиками будет сложно (но возможно, это будет нужный вам опыт для проявления лидерских качеств и помощи другим).
Мы для одной из встреч десятки снимали огромный стильный загородный дом, на второй встрече брали офисы в Москва-сити, третью встречу сделали на острове Бали (целых 6 человек сюда прилетело после моих рекламирующих рассказов)).
Петя много шутит. Я люблю смеяться. Даже самые сложные и грустные вещи могут решаться легко и с улыбкой, а не страданием. Хотя страдания и проработок будет не мало)))
Петя просто тащится от того, что он делает, просто прётся, посмотрите как он танцует, он просто на 100% является собой, кайфует от того, что вокруг. (Я в восторге от этого. Петина личная трансформация очень вдохновляет.
Если есть возможность, покупайте билеты в ВИП зону, это действительно имеет значение. Стоит примерно на 50 тысяч дороже, но информация воспринимается в сотню раз лучше, плюс вокруг сидят успешные люди, с которыми вы потом станете командой (а окружение – основа успеха)), ну и еще отдельный вход без очередей (а в обычной зоне они гигантские) и особенная зона для отдыха и выполнения заданий (комфорт).
Я знаю, что мне доверяет огромное количество людей. И это мое больше пожелание для вас: попадите на Метаморфозы. Вы потом напишете мне благодарное сообщение, клянусь)) Главный показатель того, насколько мне понравилось, это то, что я в качестве подарка на Новый год оплатила сестре следующие метаморфозы, которые пройдут в марте))
Кстати да, здесь ссылка на покупку. Это НЕ реклама, мне НЕ платили, и никакой реферальной программы у них нет (к сожалению для меня хаха).
Петя в шутку (или не в шутку)) сказал, что Метаморфозы – это лучшее, что может с вами произойти в жизни. Я улыбнулась на это. Не потому то смешно, а потому что мы, все сидящие в зале, знали,
что это так.
Как улучшить жизнь: Метаморфозы от Петра Осипова
Метаморфозы: что нужно сделать, чтобы принципиально улучшить свою жизнь
Сооснователь компании «Бизнес Молодость»
Соучредитель национальной премии «Немалый бизнес»
Методолог программ по развитию личности и бизнеса
Автор проекта «Метаморфозы»
3 инсайта в бизнесе, который меня изменили:
Мы в большей степени влияем на деньги, когда занимаемся не только их зарабатыванием, а развитием всех сфер своей жизни единовременно. Можно всего 20% своего времени заниматься бизнесом, а 80% — остальными сферами жизни, но получить финансовый результат больше, чем при обратной ситуации. Тем самым улучшить свою жизнь и усовершенствоваться.
Для того, чтобы поставить перед собой финансовые цели, нужно определить контрольные точки:
Как правильно определить ваши финансовые цели:
Очень важно разделять краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное планирование. Наш мозг может составить реальный план действий только в пределах краткосрочного планирования. Мы можем представить, как увеличить свой доход максимум в 3 раза. Как получить больше – непонятно. Именно поэтому люди часто застревают на каком-то финансовом уровне и не могут сделать рывок вперед.
Как сформировать метаморфозы в своем сознании?
Вы можете двигаться не через силу, а через поток. Для этого необходимо минимизировать свою неадекватность по отношению к внешней среде. Вы должны научиться совершать меньше действий, чтобы получить больший результат.
Если вы любите много и тяжело работать, вы просто снимаете с себя ответственность за конечный результат. В идеале вы должны работать 3 дня в неделю примерно по 5 часов. А точнее – наслаждаться работой. Она не должна быть для вас в тягость.
В нашей жизни есть будущее, которое с нами случится само по себе. Но существует ещё так называемое Специально Созданное Будущее. Мы должны создать его для себя сами.
Путь к нему проходит по следующей цепочке:
Основной смысл заключается в том, что никто не знает, какие именно действия приведут его к желанному результату. Нужно научиться отпускать ситуацию и соглашаться с миром, чтобы он сам привел вас в нужную точку. В этом суть необходимых человеку метаморфоз.
Как запустить процесс метаморфоз?
Цели нужно прописывать в разных сферах жизни: по отношению к бизнесу, к мужу/жене, к детям, к родителям, к собственному телу и т.д.
Если вы не видите за текущими действиями принципиальных изменений в своей жизни, вы:
Бизнес, тело и отношения – это платформы, через которые мы ищем и реализовываем истинных себя.
Поставьте перед собой 10 целей, которые вы хотите достигнуть в течение следующих 3 лет. Они могут иметь отношение к любой сфере жизни, не только к бизнесу.
Все эти цели должны быть:
Правильное выстраивание отношений для максимальной жизненной продуктивности:
Почитать о правильном выстраивание отношений, принципах нетворкинга и истории Гила Петерсила вы можете здесь.
Смерть «Бизнес Молодости»: как два чебоксарца построили компанию на миллиард и почему закрывают самый скандальный инфобизнес в России
На одном из тренингов «Бизнес Молодости» («БМ») в 2016 году в ответ на задание «поставить себе материальную цель» основательница тульской стройкомпании VSGROUP Ольга Дыдыко подняла руку и сказала: «Мне не нужна машина классная или сумка Birkin, я лучше куплю экскаватор для компании». Ведущий тренинга, сооснователь «БМ» Петр Осипов, по словам Дыдыко, вызвал ее на сцену и «публично разобрал» кейс. «Сказал, что я не получаю любви, поэтому не ставлю себе материальные цели и боюсь двигаться вперед. Я расплакалась прямо на сцене. Это был трэш», — вспоминает Ольга.
Ее опыт, судя по недовольству курсами в Сети, не уникален: «Бизнес Молодость» на протяжении многих лет ругали и представители делового сообщества, и сами клиенты. Но несмотря на волну хейта, курсы пользовались завидным спросом, а в 2018-м совокупная выручка основных юрлиц «БМ» достигла 1 млрд рублей.
Первые несколько лет, по словам Осипова, он и Дашкиев «горели проектом», но впоследствии «огонь стал потухать». В начале 2019-го, несмотря на успешные финансовые показатели предыдущего года, из компании вышел Дашкиев. Осипов закрыл год с убытком в 27,8 млн рублей, а в августе 2020-го заявил о полной остановке бизнеса, так и не оправившись от пандемического удара. Впрочем, некоторые эксперты считают, что объявление о закрытии — всего лишь маркетинговый ход, и на самом деле курсы переродятся «под новым соусом» в ближайшее время.
Forbes поговорил с Осиповым и Дашкиевым и узнал, как двум 20-летним чебоксарцам удалось построить инфобизнесовую империю, довести выручку до 1 млрд рублей, несмотря на тонны критики, и действительно ли Россия останется без «Бизнес Молодости».
20-летние учителя
Петр Осипов и Михаил Дашкиев родились и выросли в Чебоксарах, учились в соседних школах, но плотно общаться стали только в Москве, куда оба поступили в вузы (Осипов — в РГГУ, Дашкиев — в НИУ ВШЭ). Осипов последовательно строил политологическую карьеру: еще будучи школьником, начал работать в предвыборном штабе местного депутата Евгения Слепова, затем устроился помощником депутата Госдумы от ЛДПР Андрея Броницына.
Уже тогда у него появился интерес к ораторству: Осипов организовывал депутатские выступления на 100-150 человек, но Броницын не всегда на них доезжал. Студент его «подменял» — так и научился «держать себя на сцене».
Избирательные кампании проходили летом, поэтому для стабильного заработка Осипов устроился менеджером по продажам в компанию ФТК, которая предлагала дополнительное образование для школьников. Сначала «ходил по школам и продавал курсы», но впоследствии стал сам вести курсы по публичным выступлениям.
Увлекшись темой, на последних курсах университета он устроился на стажировку в компанию «Ораторика» (тренинги по бизнесу и личной эффективности). «Он был достаточно активным студентом, постоянно интересовался новой информацией и пробовал разные подходы», — вспоминает опыт работы с будущим конкурентом владелица «Ораторики» Ирина Киреева. Благодаря «Ораторике» у Осипова, по собственным словам, появились частные клиенты по публичным выступлениям: будучи студентом пятого курса, он вел консультации «для некоторых топ-менеджеров небольших компаний».
«Вместо бизнес-знаний я получил несколько занятий по цигуну и боксу, разговоры про чакры и воспитание детей»
Дашкиев во время учебы успел поработать в школе менеджеров «Арсенал», маркетологом в тренинговой компании Pinta Lab, а также запустить вместе с приятелем Дмитрием Крутовым (в будущем сооснователем онлайн-образовательного проекта Skillbox) маркетинговое агентство Mokselle и магазин энергосберегающих ламп «Энергосберегающие системы».
Осипов и Дашкиев, к тому моменту уже плотно общавшиеся, были настолько вдохновлены тем фактом, что в свои 20 с небольшим лет зарабатывали «по 100 000-150 000 рублей в месяц», что решили написать книгу «про важность постановки целей». Но книга — дело небыстрое, поэтому своими мыслями придумали поделиться на студенческом мероприятии бизнес-инкубатора ВШЭ. Мастер-класс, который прошел летом 2010 года, назвали «Бизнес и молодость» (впоследствии трансформировалось в нынешний вариант — «Бизнес Молодость»). В ходе него студентам пообещали «пошаговый план для первого рывка» в карьере. На мероприятие, по словам Осипова, пришли несколько сотен участников.
«Если выступаем, надо что-то продать», — подумали тогда Осипов и Дашкиев и решили рассказать о еще не созданном «клубе для тех, кто интересуется саморазвитием». Предложили студентам за 5000 рублей в месяц посещать еженедельные встречи, где молодые тренеры будут «разбирать их кейсы» — помогать сделать сайт, настроить рекламу и конвертировать заявки в продажи. На встречи записались 30-40 студентов — «ребята 18-21 года, которые хотели чем-то заниматься, но не понимали, с чего начать».
В таком формате курсы просуществовал полтора года. «Людей было не очень много — на уровне этих 30-40 человек в месяц и держались, — вспоминает Осипов. — Но я не помню, чтобы мы активно пиарили [проект] тогда. Было интересно собрать вокруг себя тусовку ребят, которые интересуются развитием. Давали им задание на неделю, разбирали, снова давали задание. И так постепенно начала выкристаллизовываться методология». Осипов преподавал навыки публичных выступлений и постановку целей, Дашкиев — создание сайтов и маркетинг. Занятия вели только лично — сторонних экспертов не приглашали. На каждой новой встрече оценивали результат, который за неделю достигли ученики, — например, насколько за счет настройки маркетинга выросли продажи.
Феномен «Молодости»
Чтобы привлекать новых клиентов, Осипов и Дашкиев сделали сайт и стали проводить новые выступления в МГУ, ВШЭ и других вузах — рассказывали о «своем бизнесе, несмотря на возраст», и советовали, «что читать, что смотреть, с кем общаться, какие качества в себе развивать». За первые два года работы сарафанное радио создало вокруг тренингов «большой резонанс», уверяет Осипов. Доход юрлиц «Бизнес Молодости» с видом деятельности «консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления» (ООО «Бизнес-Молодость» и ООО «БМ») за 2012 год составил 8,3 млн рублей, прибыль — 4,3 млн. Партнеры также функционировали как ИП: Дашкиев — с 2010 года, Осипов — с 2011-го.
Почувствовав первую волну успеха, партнеры полностью переключились со сторонней работы на компанию и принялись строить «из хобби бизнес». Сформировали первые несколько программ: «Интенсив» по запуску бизнеса из двух занятий за 8000-10 000 рублей, двухмесячный расширенный курс «Цех» из восьми занятий за 20 000-30 000 рублей и двухмесячный «продвинутый» курс «Миллион за сто» стоимостью в 300 000 рублей. Затем в совладельцы и управленцы позвали экс-владельца разработчика облачных услуг для управления бизнесом «Мегаплан» Александра Волчека, с которым партнеры познакомились через Дмитрия Крутова. Тогда же наняли нескольких менеджеров по продажам и маркетологов. Для всего штата партнеры открыли офис на Тверской-Ямской. Волчеку в течение 2012-го и 2013 годов отошло по 33% в расплодившихся к тому времени юрлицах проекта: ООО «БМ», «БМ Старт», «БМ Сервис», «АП» и «МГ». Впоследствии он стал гендиректором компании.
Сформировав полноценные курсы, Осипов и Дашкиев вышли за пределы Москвы: стали ездить с бесплатными тренингами по регионам и привлекать клиентов оттуда. В том же 2012-м открылись первые представительства проекта в Ульяновске, Санкт-Петербурге, Самаре и еще 11 городах. Там основатели находили партнеров-кураторов, которые собирали аудиторию и подключались онлайн к столичным тренингам Осипова и Дашкиева. За это партнеры, по словам Дашкиева, получали фиксированную зарплату или долю выручки в 20-30% от каждого набора на курс.
В 2013-м, благодаря запуску курсов и экспансии в регионах, «начался очень серьезный взлет»: суммарная выручка юрлиц «БМ» составила 477 млн рублей (в 50 раз больше, чем годом ранее), прибыль — 39,4 млн. Спиридонов из «Нетологии» считает, что в первый год полноценной работы основатели могли скрывать часть доходов, потому что такой рост кажется «слишком уж резким». Дашкиев это отрицает: «Мы всегда следили за тем, чтобы все было в порядке с точки зрения налогов. Такой скачок объясняется тем, что мы действительно резко выросли, сделали радикальный прыжок».
Раскрыть бизнес-чакру
Дашкиев признает, что поначалу он и Осипов были неопытны и совершали много ошибок: «У нас была какая-то эпатажность и в то же время отсутствие контроля за качеством собственного продукта и общения с клиентами».
Из-за этого с ростом популярности «Бизнес Молодости» росла и волна недовольства манерой преподавания. Один из слушателей курсов рассказывал The Village, что вместо структурированных бизнес-знаний получил несколько занятий по цигуну и боксу с Осиповым, разговоры про чакры, отношения в семье и воспитание детей. «То, что мы делали, — это фокус на результатах людей, а результаты складываются из многих факторов, в том числе, атмосферы и внутреннего состояния, — рассуждает Осипов. — Поэтому, кроме прикладных знаний, мы предлагали выезды в разные города, дополнительную активность и консультации по личным вопросам».
Ругали «БМ» и за то, что большинство видео и историй успеха выпускников, которые Осипов и Дашкиев использовали на сайте компании, «сильно преувеличены». «Очень много учеников в ходе тренингов заявляли о нереальных результатах: что они, условно, продали ручки Сбербанку или какой-то экспресс-аудит заводам за 30 млн рублей за два месяца. Они просто хотели пропиариться и получить публикацию о себе на сайте «Бизнес Молодости», — говорит основательница тульской VSGROUP Ольга Дыдыко, которая в 2016-м по совету подруги приобрела курс «Миллион за сто». На тренингах, по ее словам, «было что-то вроде соревнования»: учеников делили на команды, выигрывал тот, кто нарастит доходы за два месяца больше всех. О членах команды-победителя выпускали заметки на сайте «БМ». «Это [то, что участники тренингов преувеличивали свои результаты] действительно было большой болью и нашей большой проблемой, — признает Дашкиев. — Поэтому с каждым годом мы проводили более строгий факт-чек при публикации кейсов студентов, но полностью проблему побороть не смогли». Сама компания намеренно цифры выпускников не завышала, уверяет он.
«Он публично сказал, что я не получаю любви, поэтому не ставлю себе материальные цели. Я расплакалась прямо на сцене»
Сам Осипов в интервью Максиму Спиридонову признавался, что «испытывает определенную неловкость от того, как поступал с определенными людьми» на тренингах. «Но стоит признать, что этот этап позволил создать что-то уникальное и аутентичное. Чтобы создать что-то новое, в любом случае ты будешь кому-то против шерсти», — считает сооснователь «БМ».
Несмотря на волну хейта и ошибки основателей, курсы продолжали пользоваться впечатляющим спросом. В 2014-м Осипов и Дашкиев смогли даже немного нарастить показатели 2013-го — до 492 млн рублей выручки и 48,3 млн рублей прибыли, свидетельствуют данные СПАРК. Тогда же у компании появились аккредитованные тренеры — специалисты в маркетинге, продажах, бухучете и пр., которые курировали занятия наравне с основателями.
Ничего необычного в популярности «БМ», несмотря на хейт и невысокое качество программ, нет, уверен психотерапевт клиники Mental Health Center Глеб Багрянцев. «Подобным явлениям уже не одна тысяча лет: «Бизнес Молодость» постулирует, что есть особое состояние, которое необходимо для достижения богатства. И для богатства главное — это достичь этого состояния, а не учиться, заводить связи и набивать шишки. Поэтому она больше всего напоминает религиозную секту, только в качестве идола там выступает «успешный успех», богатство и красивая жизнь, — считает эксперт. — Как и любая секта, они дают простые ответы на сложные вопросы. А упрощение и оптимизация информации — одно из базовых потребностей нашей психики».
Торговцы эмоциями
Рецепт успеха «Бизнес Молодости» прост, уверен Максим Спиридонов из «Нетологии»: совмещение тренингов личностного роста и «самых главных знаний про бизнес очень практического свойства». «В академическом обучении бизнесу было довольно много теории, которая вызывала зевоту. А они говорили: «Чувак, иди, тебе нужно знать, как делать лендинг, настраивать рекламу, покупать дешево, продавать дорого». Никакого стратегического маркетинга, образования бренда, HR. Очень практическое и ориентированное на манящие цели для молодой публики образование», — рассуждает он.
По мнению Глеба Багрянцева, основатели «БМ» «торгуют эмоциями — драйвом, эйфорией, вдохновением — тем, что хочется переживать снова и снова». «Базовый принцип — поменьше размышлений, побольше эмоций. Эмоциональный опыт запоминается в первую очередь, рациональное мышление перед ним отступает. Никто не хочет составлять подробные бизнес-планы, разрабатывать маркетинговые исследования и сводить отчетность. Все хотят, чтобы богатство пришло само собой, чтобы для его обретения не пришлось учиться или еще как-то напрягаться. Вот именно это желание и эксплуатирует «БМ», — скептичен психотерапевт. «Давление» и «насмешки над сомневающимися», по его мнению, тоже легко объяснить: «С точки зрения «БМ», те, кто не верит в силу мотивации и смеет высказывать сомнения — неудачники, которые никогда ничего не добьются. Их нужно заткнуть как можно быстрее, ведь они могут разрушить иллюзию легкого богатства и помешать продажам очередного тренинга».
«Ребята научились сложные вещи объяснять простым языком и делать это весело. И это было маленькой революцией»
Психолог и основатель проекта Skillfolio Виктория Шиманская обращает внимание на типичные психологические приемы управления толпой, которые использовали Осипов и Дашкиев: например, манипуляция страхом и эффект высокой цены. «Они часто выгоняли кого-то, кто не выполнил домашнее задание или еще что-то. У людей в связи с этим возникал страх того, что они упустят свой шанс, и они продолжали посещать курсы и покупать новые», — считает эксперт. Кроме того, основатели «БМ» намеренно назначали высокую цену на курсы: «чем больше человек платит, тем больше будет себя уговаривать, что это не зря», уверяет Шиманская.
Вопреки ожиданиям, «негативный шлейф» сыграл компании на руку, добавляет Шиманская: «Это в любом случае пиар: хейт лишь давал большому количеству людей узнать, что такой проект вообще существует».
Миллиард на хейте
Впрочем, в кризисном 2014-м даже пиар не помог удержаться на былых оборотах: на фоне снижения покупательской способности населения у компании началось падение продаж, которое привело к кассовому разрыву в 30 млн рублей в 2015-м, говорит Дашкиев (по данным СПАРК, в 2015-м ООО «Авилон Плаза» подало иск к юрлицу «БМ» с категорией «Исполнение обязательств по договорам аренды» на 31,7 млн рублей; дело закончилось мировым соглашением). «К тому времени у нас было больше 100 сотрудников и огромный фонд оплаты труда. Большую часть пришлось уволить, чтобы выстоять», — вспоминает он.
В начале 2015 года из компании также ушел совладелец и гендиректор Александр Волчек. Уход, по его словам, был связан с личными партнерскими взаимоотношениями, «когда понимаешь, что дальше лучше работать отдельно». По словам Дашкиева, Волчек «был не готов работать в кризисных условиях». Детали сделки по выкупу его доли стороны не раскрывают.
Волна сокращений позволила Осипову и Дашкиеву преодолеть финансовые трудности и заработать в 2015 году около 200 млн рублей выручки и 14 млн рублей прибыли. В 2016-м показатели выросли до 607 млн рублей и 34 млн рублей соответственно. В следующие два года рост продолжился: в 2018-м выручка компании перевалила за рекордный 1 млрд, прибыль превысила 70 млн.
При этом сооснователь «Нетологии» считает, что прибыль «БМ» относительно крупного оборота была «очень невелика». «Это говорит о том, что они бились за развитие и много вкладывали в маркетинг и рекламу», — объясняет предприниматель.
Дашкиев, впрочем, считает прибыль компании «достойной». Основные траты, по его словам, приходились не на маркетинг, а на проведение мероприятий: один еженедельный ивент обходился «Бизнес Молодости» в 1,5 млн рублей, уверяет предприниматель.
Раскол дуэта
Первые звоночки для закрытия «Бизнес Молодости» появились в 2018 году, считает Спиридонов. Тогда случился раскол дуэта Осипова и Дашкиева, который привел к уходу последнего из компании. Михаил предложил партнеру сменить модель «БМ» с публичных массовых тренингов на занятия тет-а-тет с учениками. «Петр сказал, что модель хорошая, но он все-таки больше себя видит как спикер, как автор, как человек сцены. И тогда мы поняли, что это просто разные пути, и спокойно решили разойтись», — вспоминает Дашкиев. Осипов его слова подтверждает.
Условия выхода Дашкиева ни он сам, ни Осипов не раскрывают. «Были некие активы, которыми мы обменялись внутри наших взаимоотношений», — без подробностей комментирует Осипов. По данным СПАРК, Дашкиев в 2019-м вышел из всех действующих юрлиц компании — ООО «Бизнес ответ» (на это юрлицо приходились основные финансовые потоки в последние годы работы), ООО «БС», ООО «БР» и ООО «Знаки» (на него зарегистрированы бренды «Бизнес Молодости»). После «развода» Дашкиев занялся новым проектом «Юниты» — обучением навыкам бизнеса напрямую с преподавателем. Проект, по его собственным словам, «пока и близко не подобрался» к оборотам золотых лет «Бизнес Молодости», но в ближайший год «стремится к ним приблизиться».
«Они дают простые ответы на сложные вопросы. А упрощение и оптимизация информации — одно из базовых потребностей нашей психики»
Ударила по компании и возросшая конкуренция, считает Спиридонов. По его словам, как раз в конце 2019-го — начале 2020 годов проект выпускника «БМ» Аяза Шабутдинова «Like Центр» «пересобрался и как мощный конкурент вдарил по клиентам «БМ». «В итоге получилась очень познавательная история: Петр и Михаил правильно поймали тренд, волна этого тренда тащила их на пустом рынке до тех пор, пока вслед за ними не рванули последователи, которые не делали их ошибок. В результате лидер был сам погребен под волной учеников», — резюмирует предприниматель.
Пандемия «вбила последний гвоздь в гроб проекта», уверен он. По оценкам Спиридонова, за первое полугодие 2020-го выручка «БМ» могла упасть ориентировочно в 10 раз по сравнению с лучшими временами проекта, так как значимую часть их воронки маркетинга и образовательных активностей составлял офлайн, а он «оказался полностью отрезан».
По словам Осипова, первые недели после введения карантина были для компании «очень сложными». «Выручка с продуктов офлайновых тут же обрушилась. Один месяц мы встретили без прибыли или с минимальной, но за 1,5-2 месяца перевели выручку на онлайн», — уверяет он.
Бизнес-мудрость
В середине августа Осипов в своем Instagram (1,5 млн подписчиков) объявил о закрытии «Бизнес Молодости». Причиной решения предприниматель называет «пропажу интереса» развивать проект дальше: «Это был союз Миши с Петей, именно вдвоем мы создавали эту реальность. Когда мы разошлись, стало понятно, что не имеет смысла этим продолжать заниматься. Мы этот этап жизни завершили для себя: то, что было интересно нам 21-летним, сейчас неинтересно».
Кроме «БМ», по словам Осипова, у него «есть другие проекты, другие перспективы». Он хочет заняться образовательными программами, связанными с «философией, внутренним развитием человека и личностным ростом». Офис «Бизнес Молодости», по его словам, он закрыл еще в июне, но юрлица пока не ликвидировал: планирует заняться этим «в ближайшее время».
Опрошенные Forbes эксперты образовательного рынка не исключают, что закрытие «БМ» может быть номинальным: компания продолжит существовать, просто сделав ребрендинг и сменив концепцию. «Кто в здравом уме будет убивать машину с такой колоссальной клиентской базой?» — задается вопросом основатель City Business School Денис Исаков. По его прогнозу, проект переформатируется, «сменит название на какую-нибудь «Бизнес Мудрость», но команда и бизнес как таковой сохранятся.
«БМ» имели наглость учить так, как они это делали: ярко, с вызовом, где-то на грани фола»
Заявление о закрытии «БМ» Исаков считает пиар-ходом, «эпатажем и маркетингом», который Осипов использует, чтобы отстроиться от негативного шлейфа проекта. Такого варианта не исключает и бывший партнер Осипова Дашкиев: «Я тоже отчасти ушел в свой новый проект, чтобы отстроиться от негативного шлейфа. Думаю, для Петра [закрытие — ] это символический, эмоциональный поступок, нежели бизнесовый. Он в корне поменяет продуктовый подход и, возможно, команду и перезапустится в другом качестве».
Сам Осипов, впрочем, версию о номинальном закрытии отрицает. «Бизнес Молодость» как союз меня и Миши, как серия курсов, которые достаточно известны на рынке, определенный способ привлечения клиентов больше существовать не будет. У нас нет офиса, мы закрываем постепенно обязательства перед клиентами и сводим все на нет». При этом предприниматель считает, что аудитория «БМ» «органическим образом перетечет» в новые проекты основателей. Сейчас на сайте «БМ» значится всего один работающий проект — «Результат» Осипова, который, по его словам, «запустился в пандемию для сохранения команды в переходный период и исполнения обязательств перед клиентами». Предприниматель допускает, что «Результат» может стать частью новой модели либо закроется «после исполнения всех ранее проданных обязательств».
Игорь Рыбаков в закрытии «БМ» не видит ничего подозрительного: по его словам, за эти годы изменилась сама модель запуска первого бизнеса, поэтому актуальность таких школ, как «БМ», сошла на нет. «Раньше молодые предприниматели начинали через «тряску груши»: типа «давай, квартиру продай, заложи — и все получится», как учили в «БМ». Сколько людей погибло, сколько вошло в финансовые трудности, сколько получило тяжелые моральные травмы из-за этого? Теперь все иначе: люди получают стартовый опыт, начальное бизнес-образование, работая внутри каких-то компаний», — уверен миллиардер.
«Безусловно, «БМ» — это целая веха российского бизнес-обучения. Важная, создавшая серьезный фундамент для рынка, но тупиковая», — рассуждает Максим Спиридонов. Причина — в агрессивности и «неэкологичности» подхода основателей в первые годы. «От этой репутации неоднозначных ребят уже не отделаться. Хотя сами они внутренне сильно изменились», — уверен эксперт.