металл декопир что это
Что называют декапированием металла и стали?
Декапирование в гальванике является одним из важнейших процессов подготовки изделий. Его выполняют перед проведением электролитического лужения с целью удалить с металлической поверхности различные образования от отжига, прокатки, разные окислы и пленки, окалину и прочие загрязнения.
Декапирование – что это такое и зачем нужно
Наличие окислов на поверхности металлов и прочих загрязнений приведут к тому, что она станет пористой, ухудшится плотность соприкосновения наносимого покрытия с основой, будет низкой растекаемость олова во время проведения оплавления, сталь или иной сплав окажется с низкими антикоррозионными свойствами, что ухудшит ее прочность и существенно снизит срок эксплуатации готового изделия. Кроме прочностных характеристик, не удаленные полностью загрязнения негативно отразятся на качестве покрытия.
Удаление окислов с металлических поверхностей необходимо проводить непосредственно перед лужением, а проводиться технологический процесс может путем химического декапирования стали и металла или электрохимического. Это вид обработки изделия, происходит он в растворах разбавленных кислот (могут использоваться органические или минеральные). Он основан на физико-химическом взаимодействии стали и окислов, загрязняющих поверхность, с кислотой, которая разрушает их на молекулярном уровне.
Способы декапирования металла
Суть химического способа вот в чем. От соприкосновения металла с кислотным раствором на поверхности обрабатываемой детали образуется двойной электрический слой, граничащий с активно заряженным ионами водорода слоем раствора. Это вызывает разность потенциалов, что способствует протеканию реакции, которая переводит в раствор атомы железа. Водород же образует отдельные молекулы, они проникают под слой окислов и обеспечивают их быстрое отделение от стальной/металлической поверхности. Далее между гидроокислами и перешедшими в раствор ионами железа возникает электродвижущая сила, запускающая процесс растворения окисленной пленки с металла.
Электрохимическое декапирование металла по сути химических процессов идентичен химическому, но он отличается тем, что реакции происходят под воздействием электрического тока. Такая очистка проходит быстрее, но чуть сложнее технологически за счет запуска тока.
Металл декапир, применение
После того как разобрали процессы декапирования, у многих может остаться вопрос о том, является ли любой подверженный такой очистке металл декапиром? И об этом ли вообще речь, когда всплывает такой термин?
Металл декапир – это достаточно востребованная в промышленности разновидность листового холоднокатаного проката, которая, по сути, представляет собой отожженный стальной лист, подвергшийся обработке, очистке, травлению. Его активно используют, например, для изготовления посуды и различных декоративных элементов, подвергающихся позже покрытию декоративно-защитным слоем эмали.
Лист холоднокатаный – основные свойства и особенности производства
Стальной холоднокатаный лист, получаемый в процессе холодной прокатки, характеризуется высоким качеством поверхности и точностью геометрических размеров. Подобная прокатка рекомендована при обработке листов малой толщины.
1 Лист холоднокатаный – ГОСТ и общие сведения
Холодная прокатка используется в тех случаях, когда требуется получить тонкие (менее 1 миллиметра) и высокоточные по параметрам листы и полосы стали, что недостижимо при применении горячекатаной технологии. Также прокат в холодном состоянии обеспечивает высокое качество физико-химических характеристик и отделки поверхности изделия.
Указанные достоинства обуславливают активное использование данного вида тонколистового проката и в цветной, и в черной металлургии наших дней (примерно половина тонколистового проката сейчас – это именно холоднокатаные листы).
Недостатком такой схемы является то, что она намного более энергоемка, нежели горячая прокатка. Вызвано это явлением наклепа (иначе говоря – деформации) стали в процессе проката, снижающего пластичные параметры конечного продукта. Для их восстановления приходится дополнительно осуществлять отжиг металла. Кроме того, описанный тип проката имеет технологию с немалым количеством различных переделов, для выполнения которых требуется использовать многообразное и технически сложное оборудование.
В цветной металлургии холоднокатаный процесс незаменим для выпуска медных, алюминиевых листов, полос и лент малой толщины. Чаще же всего он применяется для обработки конструкционных низкоуглеродистых сталей шириной до 2300 мм и толщиной не более 2,5 мм, без которых не может обойтись современное автомобилестроение. Прокаткой холодного типа производят практически все виды жести, а также:
Согласно ГОСТ 9045–93, 19904–90 и 16523–97 тонколистовая продукция делится на различные типы в зависимости от:
2 Как изготавливается холоднокатаный листовой прокат?
Такой прокат получают из горячекатаных листов (их толщина может достигать 6 мм, минимум – 1,8 мм), которые подаются в рулонах на участок холодной прокатки. Исходный материал на своей поверхности имеет оксиды (окалину). Их требуется удалять в обязательном порядке, так как оксиды снижают качество поверхности х/к листа за счет вдавливания в него. Также окалина вызывает ранний выход из строя прокатных валков. Понятно, что первым этапом технологической операции выпуска холодного проката становится удаление с горячекатаных листов этой самой окалины по одной из двух методик:
Как правило, сейчас оба указанных метода используются комбинированно. Сначала проводится механическая обработка листов (предварительный этап) в агрегатах пластического растяжения, затем – химическая (основной) в травильных ваннах, содержащих соляную или серную кислоту. Более эффективным выглядит травление с применением соляной кислоты. Она быстрее справляется с вредными оксидами, обладая большей активностью. Да и качество поверхности металла после ее использования получается намного лучше. Кроме всего прочего, в промывных ваннах она полнее и легче удаляется с полос, что снижает себестоимость холоднокатаного листового проката.
После протравки рулонный материал подается на непрерывный стан (с четырьмя либо пятью клетями) холодной прокатки, в составе которого есть:
На цепном транспортере стальные рулоны отправляются в разматыватель, где они затягиваются в тянущие ролики. Оттуда полосы уходят на валки клети, оснащенной комплексом регулирования толщины полосы и нажимной гидромеханической установкой (гидроцилиндры, нажимной винт, толщиномер, месдоза, насос, регулирующее и управляющее устройство).
Полосы проходят через все клети, предусмотренные на стане, в которых выполняется их обжатие по заданным параметрам, а затем отправляются на барабан моталки (намотка на него осуществляется при помощи захлестывателя). После этого оборудование начинает функционировать на полную мощность со скоростью прокатки не менее 25 метров в секунду (все предыдущие операции производятся на скорости до 2 м/с, которую именуют заправочной). Когда в разматывателе остается не более двух витков полосы, стан вновь переводится в режим заправочной скорости.
Чтобы восстановить пластичность стали и устранить наклеп на холоднокатаных листах (он после процедуры холодной деформации неизбежен), выполняют рекристаллизационный отжиг при температуре около 700 градусов Цельсия. Процедура проходит в протяжных печах (они работают по непрерывной схеме) либо в колпаковых.
Затем сталь подвергается дрессировке – небольшое (от 0,8 до 1,5 процентов) финальное обжатие, необходимое для придания х/к листам заданных параметров. Полосы толщиной от 0,3 мм дрессируются в один пропуск. Данная операция характеризуются следующими положительными свойствами:
Самое же главное, что после дрессировки на поверхности листов не появляются линии сдвига (в противном случае они обязательно проступают в процессе штамповки).
3 Возможные дефекты при производстве листов методом холодной прокатки
Изъяны х/к листов отличаются разнообразием, зачастую они присущи определенному типу холоднокатаной продукции. В связи с тем, что толщина таких листов существенно меньше, чем у горячекатаных, чаще всего их дефекты связаны с волнистостью, продольной и поперечной разнотолщинностью, коробоватостью и некоторыми другими факторами, обусловленными несоблюдением точности форм и параметров проката. Разнотолщинность, в частности, вызывается следующими причинами:
Нередко встречается и такой дефект, как нарушение сплошности стали (появление плены, трещин, дыр, расслоений, рваной кромки). Он обычно обусловлен невысоким качеством начальной заготовки. Также достаточно часто фиксируются отклонения по физико-химическим параметрам и структуре металла, которые возникают из-за нарушения режимов термообработки листов.
Популярные материалы
Today’s:
Технология, за короткий срок зарекомендовавшая себя по всему миру, теперь и в России.
В случае если вы задумали обновить фасад загородного дома или гаража, или думаете чем облицовывать новые строения, или вам захотелось привнести элементы натурального камня внутри квартиры, то декопир это то, что вам нужно.
Декопир лист, что это такое. Лист холоднокатаный – основные свойства и особенности производства
Стальной холоднокатаный лист, получаемый в процессе холодной прокатки, характеризуется высоким качеством поверхности и точностью геометрических размеров. Подобная прокатка рекомендована при обработке листов малой толщины.
1 Лист холоднокатаный – ГОСТ и общие сведения
Холодная прокатка используется в тех случаях, когда требуется получить тонкие (менее 1 миллиметра) и высокоточные по параметрам листы и полосы стали, что недостижимо при применении горячекатаной технологии. Также прокат в холодном состоянии обеспечивает высокое качество физико-химических характеристик и отделки поверхности изделия.
Указанные достоинства обуславливают активное использование данного вида тонколистового проката и в цветной, и в черной металлургии наших дней (примерно половина тонколистового проката сейчас – это именно холоднокатаные листы).
Недостатком такой схемы является то, что она намного более энергоемка, нежели горячая прокатка. Вызвано это явлением наклепа (иначе говоря – деформации) стали в процессе проката, снижающего пластичные параметры конечного продукта. Для их восстановления приходится дополнительно осуществлять отжиг металла. Кроме того, описанный тип проката имеет технологию с немалым количеством различных переделов, для выполнения которых требуется использовать многообразное и технически сложное оборудование.
Согласно ГОСТ 9045–93, 19904–90 и 16523–97 тонколистовая продукция делится на различные типы в зависимости от:
2 Как изготавливается холоднокатаный листовой прокат?
Такой прокат получают из горячекатаных листов (их толщина может достигать 6 мм, минимум – 1,8 мм), которые подаются в рулонах на участок холодной прокатки. Исходный материал на своей поверхности имеет оксиды (окалину). Их требуется удалять в обязательном порядке, так как оксиды снижают качество поверхности х/к листа за счет вдавливания в него. Также окалина вызывает ранний выход из строя прокатных валков. Понятно, что первым этапом технологической операции выпуска холодного проката становится удаление с горячекатаных листов этой самой окалины по одной из двух методик:
Как правило, сейчас оба указанных метода используются комбинированно. Сначала проводится механическая обработка листов (предварительный этап) в агрегатах пластического растяжения, затем – химическая (основной) в травильных ваннах, содержащих соляную или серную кислоту. Более эффективным выглядит травление с применением соляной кислоты. Она быстрее справляется с вредными оксидами, обладая большей активностью. Да и качество поверхности металла после ее использования получается намного лучше. Кроме всего прочего, в промывных ваннах она полнее и легче удаляется с полос, что снижает себестоимость холоднокатаного листового проката.
После протравки рулонный материал подается на непрерывный стан (с четырьмя либо пятью клетями) холодной прокатки, в составе которого есть:
На цепном транспортере стальные рулоны отправляются в разматыватель, где они затягиваются в тянущие ролики. Оттуда полосы уходят на валки клети, оснащенной комплексом регулирования толщины полосы и нажимной гидромеханической установкой (гидроцилиндры, нажимной винт, толщиномер, месдоза, насос, регулирующее и управляющее устройство).
Полосы проходят через все клети, предусмотренные на стане, в которых выполняется их обжатие по заданным параметрам, а затем отправляются на барабан моталки (намотка на него осуществляется при помощи захлестывателя). После этого оборудование начинает функционировать на полную мощность со скоростью прокатки не менее 25 метров в секунду (все предыдущие операции производятся на скорости до 2 м/с, которую именуют заправочной). Когда в разматывателе остается не более двух витков полосы, стан вновь переводится в режим заправочной скорости.
Чтобы восстановить пластичность стали и устранить наклеп на холоднокатаных листах (он после процедуры холодной деформации неизбежен), выполняют рекристаллизационный отжиг при температуре около 700 градусов Цельсия. Процедура проходит в протяжных печах (они работают по непрерывной схеме) либо в колпаковых.
Затем сталь подвергается дрессировке – небольшое (от 0,8 до 1,5 процентов) финальное обжатие, необходимое для придания х/к листам заданных параметров. Полосы толщиной от 0,3 мм дрессируются в один пропуск. Данная операция характеризуются следующими положительными свойствами:
Самое же главное, что после дрессировки на поверхности листов не появляются линии сдвига (в противном случае они обязательно проступают в процессе штамповки).
3 Возможные дефекты при производстве листов методом холодной прокатки
Изъяны х/к листов отличаются разнообразием, зачастую они присущи определенному типу холоднокатаной продукции. В связи с тем, что толщина таких листов существенно меньше, чем у горячекатаных, чаще всего их дефекты связаны с волнистостью, продольной и поперечной разнотолщинностью, коробоватостью и некоторыми другими факторами, обусловленными несоблюдением точности форм и параметров проката. Разнотолщинность, в частности, вызывается следующими причинами:
Нередко встречается и такой дефект, как нарушение сплошности стали (появление плены, трещин, дыр, расслоений, рваной кромки). Он обычно обусловлен невысоким качеством начальной заготовки. Также достаточно часто фиксируются отклонения по физико-химическим параметрам и структуре металла, которые возникают из-за нарушения режимов термообработки листов.
MetalloPraktik.ru
Технология производства металлопроката | Опыт. Исследования. Результаты.
Декапирование перед лужением металла
Одной из важнейших операций подготовки поверхности перед электролитическим лужением металла является удаление окислов, образовавшихся в процессе прокатки, отжига, дрессировки и транспортировки. Наличие тонких окисных пленок на поверхности жести приводит к увеличению пористости покрытия, неудовлетворительной растекаемости олова при оплавлении, получению жести с низкими антикоррозионными свойствами. Удаление окислов перед лужением металла производится химическим и электрохимическим декапированием в разбавленных растворах минеральных и органических кислот.
Декапирование это обработка металла с целью удаления с его поверхности окислов, частиц загрязнений, окалины. Перед нанесением гальванического покрытия обязательно проводят декапирование для очистки и активации металлической поверхности.
Процесс декапирования основан на сложном физико-химическом взаимодействии растворов кислот с окислами различного состава, компонентами стали и загрязнениями. Поэтому, для определения оптимальных условий проведения процесса необходимо рассмотреть основные процессы, протекающие на границе раздела окисленная сталь-раствор минеральной кислоты.
При соприкосновении металла с раствором кислоты на его поверхности возникает двойной электрический слой. Последний образуется электронами поверхности металла и заряженными ионами водорода, находящимися в пограничном слое раствора. Вследствие этого, между металлом и раствором устанавливается некоторая разность потенциалов, которая вызывает переход атомов железа в раствор с образованием ионов. При этом также происходит разряд ионов водорода с образованием атомов, объединяющихся в молекулы. Образовавшиеся молекулы водорода создают повышенное давление под слоем окислов и способствуют отрыву его от поверхности стали.
Установлено, что между окислами и железом в растворах кислот возникает электродвижущая сила, вызывающая более быстрое растворение окислов. Вследствие имеющихся в окисной пленке пор и трещин, происходит образование локальных гальванических элементов типа железо(анод) – кислота — окислы железа (катод). Водород, выделяющийся на катоде, восстанавливает высшие окислы до двухвалентного железа. Следовательно, при взаимодействии окисленной жести с минеральными кислотами происходят электрохимические процессы наряду с химическим растворением.
Механизм электрохимического декапирования существенно не отличается от описанного выше. Однако, под действием электрического тока, реакция разряда ионов водорода протекает быстрее, и в следствие смещения электродного потенциала скорость перехода железа в раствор уменьшается. При катодном травлении металла с увеличением прилагаемого отрицательного потенциала количество растворяющегося железа уменьшается, а при анодном травлении будет происходить обратный процесс: с увеличением положительного потенциала увеличивается скорость растворения железа, а скорость восстановления водорода уменьшается.
Ещё поживём, пока есть такое). Часть первая.
Зарекался неоднократно, что больше к такому не подойду. Но обстоятельства вносят свои коррективы.
Беру такое без учёта времени, так сказать, для убивания «свободного времени».
Итак, что имеем?! Как бы это корректно сказать, ну в общем, убитый временем и бесхозностью внедорожник Мицубиси Паджеро.
Заявка реанимировать на 5 лет.
Подумал, что фото займут много места и времени, поэтому всё здесь
И для разминки передний брызговик. Долго не думаю в таких случаях, просто вырезаю гниль до чистого металла, кронштейны предварительно отсверлены (ещё послужат).
Делаем ремонтную вставку (декопир из остатков заднего крыла). Подгоняю по зазорам, чтобы специальные зажимы чётко задавали нужный зазор.
Варим, освободившиеся фиксаторы переставляем на другую сторону. Довариваем места установки фиксаторов и попутно противоположную сторону.
Обрабатываем шов лепестковым кругом. Ну вот и готово, по черновому варианту. Малярку оставим на последок.
Первый этап работ за три дня.
Продолжение будет.