метафорические карты что это как работать ассоциативные такое

Как работать с метафорическими картами? Основные принципы, стратегии и техники

Основную информацию о метафорических картах вы можете узнать из нашей статьи «Что такое метафорические ассоциативные карты и с чем их едят? Механизмы воздействия и основные способы работы». В этой статье мы уделим внимание более глубокому изучению этого инструмента психолога, в частности основным принципам работы, стратегиям и техникам, а также рассмотрим возможности применения игровых платформ (на примере игровой платформы Татьяны Ушаковой «Дорога к…»).

Принципы работы с метафорическими картами

метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Смотреть фото метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Смотреть картинку метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Картинка про метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Фото метафорические карты что это как работать ассоциативные такое

На изображении представлена карта из колоды «Из сундука прошлого»

Основные принципы работы с метафорическими картами можно представить в виде пяти утверждений:

1. Метафорические карты не являются диагностическим средством для психологического заключения, постановки диагноза. Карты могут давать информацию о человеке, психолог может интерпретировать ее, выдвигать свои гипотезы.

2. Метафорические карты – это средство взаимодействия с клиентом, инструмент работы психолога. А это значит, что успех работы с таким инструментом зависит в первую очередь от навыков и профессионализма психолога.

3. При работе с метафорическими картами важно не давать клиенту подсказки, собственные интерпретации. Имеет значение лишь собственный выбор и понимание клиента.

4. Для понимания карты лучше ориентироваться на чувства, ассоциации, интуицию, а не на разум и логику.

5. Не стоит делать выводы на основе выбора клиента, нельзя этот выбор оценивать, так как он не может быть «неверным» – для клиента это лишь шаг к пониманию себя.

Общие стратегии работы с метафорическими картами

метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Смотреть фото метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Смотреть картинку метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Картинка про метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Фото метафорические карты что это как работать ассоциативные такое

На изображении представлена карта из колоды «Это все о нем»

Можно выделить следующие стратегии работы с метафорическими ассоциативными картами:

Произвольный, открытый выбор карты – клиент сам выбирает изображения. Это более безопасный и менее тревожный вариант работы для клиента. Поэтому на начальных стадиях работы имеет смысл выбирать именно эту стратегию, постепенно, по мере создания безопасной атмосферы и расслабления клиентов, предлагая им процедуры с закрытыми карточками.

Так же можно подразделить стратегии работы с картами на:

работу с картами-изображениями (рисунками, фотографиями);

работу с картами-словами (или словосочетаниями, фразами).

Есть клиенты, которым проще работать со зрительными образами, есть те, кому легче работать со словами, «называть вещи своими именами». Можно сочетать обе стратегии, и работать с двойным рядом карт. Однако здесь, как и в любой другой психологической работе, надо придерживаться золотого правила: работа будет эффективной только тогда, когда клиент САМ захочет ее выполнить. Добавить карточки со словами можно, конечно, прямо на первой же встрече. Но! Только если клиент захочет это сделать.

Техники работы с метафорическими картами

метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Смотреть фото метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Смотреть картинку метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Картинка про метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Фото метафорические карты что это как работать ассоциативные такое

В нашей предыдущей статье о метафорических картах мы уже писали, что каждый психолог составляет свой собственный план работы с метафорическими картами. Ориентируясь на конкретную ситуацию, психолог выбирает колоду (а может даже несколько), стратегию и различные техники. Приведем примеры некоторых техник:

Очки – клиенту предлагается взглянуть на проблему под разными углами, с разных точек зрения. Например, поразмыслить как изображенное на карте выглядит с обратной стороны;

Озвучивание – наполнение выбранных карт звуками, музыкой. Можно спросить клиента «какая музыка сейчас звучит?», «каковы голоса персонажей?» и т.д.;

Раскрашивание – после выбора карты клиентом, можно попросить клиента представить, что карточка нарисована простым карандашом, и предложить ему раскрасить ее на свое усмотрение, используя любые цвета;

Одушевление – клиент выбирает карточку, которая олицетворяет его проблему, и ведет с ней диалог;

Зум – совместно с клиентом можно «приближать» и «удалять» изображение на карте. Например, можно «разделить» изображение на мелкие части и рассмотреть их подробнее. Или же наоборот попросить выбрать другие карточки, расположить их вокруг основной на расстоянии в соответствии с их близостью к идее основной карты, что позволит увидеть всю ситуацию в целом;

Режиссура – клиенту предлагается организовать, «режиссировать» представление, героями которого станут изображенные на карте персонажи;

Расширение рисунка – выбранная клиентом карта кладется на середину чистого листа бумаги. Клиенту предлагается продолжить рисовать таким образом, чтобы был заполнен весь лист.

Это лишь некоторые техники из множества существующих. Получив опыт работы с картами, психолог может разрабатывать свои техники и даже комбинировать метафорические карты с другими инструментами. Как пример можно рассмотреть игровые платформы, которые соединяют в себе преимущества метафорических карт и игрового формата.

Что такое игровые платформы?

метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Смотреть фото метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Смотреть картинку метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Картинка про метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Фото метафорические карты что это как работать ассоциативные такое

На изображении представлена игра с использованием игровой платформы «Полярная звезда»

Игровые платформы – это игровые поля, своего рода обрамление для проведения психологической работы, индивидуальных консультаций и групповых занятий. В основе лежит работа с визуальными ассоциациями, метафорой, работа с метафорическими картами. Игровые платформы отличаются от «настольных игр» в первую очередь тем, что здесь на первом месте стоит психологическая работа, а не сама игра, т.е. нет проигравших и победителей, а при обсуждении есть возможность провести параллели между тем, что происходило в игре, и тем, что происходит с человеком в реальной жизни. Платформы предоставляют разные психологические возможности, сохраняя при этом такие важные атрибуты игры, как азарт, интрига и возможность проявления эмоций.

При работе ведущему важно проявлять внимание к потребностям каждого из участников, учитывать групповую динамику, а так же уметь адаптировать правила под ситуацию или менять их по запросу клиента. Не менее важно – подбирать адекватный конкретной работе набор метафорических карт.

Преимущества игровых платформ

метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Смотреть фото метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Смотреть картинку метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Картинка про метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Фото метафорические карты что это как работать ассоциативные такое

Игра ассоциируется с весельем и легкостью, что помогает снизить сопротивление участников;

Игра позволяет работать на том уровне глубины, который комфортен участникам;

В игровой атмосфере людям легче посмотреть на себя с разных сторон, «встретиться» с собой, позволить себе то, что не позволяется в обычной жизни;

Игру человек видит и чувствует сам, это помогает пониманию процесса работы, присвоению ценности, авторства и ответственности. Одна из задач психологической работы в целом – помочь клиенту ощутить готовность брать на себя ответственность за свои действия и выборы, мысли и чувства. Достичь успешной реализации этой задачи и помогает формат игры.

Рассмотрим вариант такого способа работы с метафорическими картами на примере игровой платформы «Дорога к…», автор – Татьяна Ушакова.

«Дорога к…»

метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Смотреть фото метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Смотреть картинку метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Картинка про метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Фото метафорические карты что это как работать ассоциативные такое

Игра может проводиться как в индивидуальном формате, так и в групповом. Она предназначена для людей разных возрастов, начиная с подросткового. Специалист может использовать игровую платформу по своему усмотрению, создавая свои собственные варианты игры.

Образ дороги связан в нашем сознании с активностью, движением, процессом. Игра называется «Дорога к…», так как в ее основе лежит метафора достижения цели, движения в сторону желаемого результата. Двигаясь по одной из нарисованных на поле дорог, клиент открывает разные карты с изображениями и словами, и эти карты становятся для него метафорой того или иного участка его пути к цели.

Поскольку суть игры не в соревновании, а в размышлении о себе, то важной частью игрового процесса является определение и акцентирование той части себя, которая и становится предметом размышления. Фактически это формулирование запроса, с которым клиент приходит к психологу, ведь игра в нашем случае является лишь одной из форм психологической работы. Обсуждение запроса происходит до начала игры. В дальнейшем, по ходу игры и после ее окончания, все происходящее анализируется и рассматривается именно с точки зрения проблемы клиента. Запросы должны быть написаны на стикерах и прикреплены на игровом поле на финише. Важно, чтобы все игроки чувствовали себя в безопасности, поэтому если кто-то из них не хочет, чтобы другие видели его запрос, то имеет право не показывать его никому. Но принципиально важно его сформулировать и записать.

Игрокам важно не только описать желаемую цель, но и визуально представить ее. Поэтому их просят подумать о своей цели (мечте) и представить, как будет выглядеть их жизнь, когда цель будет достигнута. Помимо этого они могут в открытую выбрать из используемой в игре колоды карту, отражающую для них образ исполненной мечты. Они могут рассказать про нее, могут положить перед собой в открытом виде, а могут ничего этого и не делать.

Для участия в игре каждому необходимо «сотворить» свою собственную фишку, которая будет передвигаться по полю. Фишкой может быть стикер, на котором игрок рисует свой символ, или фигурка, слепленная из пластилина. Фишки могут отражать разные стороны личности игроков: например, их сильные стороны, настроение или желаемый образ.

Задача участников – пройти свой путь от старта до финиша. Это можно сделать, двигаясь по одной из нарисованных на поле дорог. Их, как полагается в сказках, три: одна длинная, другая короткая, третья – средняя. Понятно, что у каждой дороги есть свои плюсы и минусы. На короткой дороге больше рисков и опасностей, на длинной их меньше всего.

метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Смотреть фото метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Смотреть картинку метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Картинка про метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Фото метафорические карты что это как работать ассоциативные такое

На изображении представлено поле игровой платформы «Дорога к…»

Ход определяется броском кубика. В игре задействовано два кубика, и в некоторых случаях кубик можно выбрать, а в некоторых нельзя:

Игрок, передвигающийся по длинной дороге, перед каждым ходом имеет право сам выбрать кубик, который он будет бросать. Бросая малый кубик (на гранях которого только одна, две или три точки), игрок имеет возможность продвинуться максимум на три клетки вперед, бросая большой кубик (на его гранях шесть вариантов – от одной точки до шести) – на все шесть.

Идущий по средней дороге игрок получает право выбора после того, как достигнет середины пути. До этого он может перемещаться, только кидая малый кубик.

Тот, кто идет по короткой дороге, бросает исключительно кубик с тремя точками.

Каждая дорога состоит из «участков пути» – незакрашенных полей, на которые игроки ставят свои фишки. Оказавшись на пустом участке, игрок должен «заполнить» его – положить на него метафорическую карту либо с изображением, либо со словом (это зависит от того, на какой именно участок попадает фишка игрока).

Когда игрок сделал ход, его задача – вытащить вслепую одну карту и положить ее на тот участок дороги, на котором он оказался. И здесь начинается психологическая работа, в основе которой лежит работа с метафорическими картами. Карта становится предметом для диалога игрока и ведущего. Основной вопрос для обсуждения: как эта карта отражает твое движение к финишу (цели, мечте)?

На каждой из дорог есть особые участки. Они обозначены как «Поддержка», «Неожиданный ресурс» или «Препятствия». Попав на подобный участок, игрок так же, как и во всех остальных случаях, вытягивает карту из колоды, кладет ее на пустую клетку, а затем пропускает ход. Когда же ход «приходит» к игроку снова, его задача – рассказать о доставшейся ему карте именно с точки зрения возможной поддержки, неожиданного ресурса или препятствия. Пропуск хода, с одной стороны, создает игровую интригу, с другой – дает участнику время рассмотреть карту и обдумать вопрос.

На пути от старта до финиша участникам встречаются участки, замедляющие темп их движения: на это указывают пунктирные тропинки, уводящие игрока с основного пути. В случае, если фишка игрока попала на участок, откуда отходит такая тропинка, его ожидает встреча с чем-то, находящимся вне траектории его движения. И встреча эта предписывает ему трансформироваться, изменить свой внешний вид. Пока остальные продолжают делать ходы, игрок вносит изменения в свой рисунок или в свою пластилиновую фигурку. И только изменившись, он может вернуться на тот участок, который «сбил его с пути».

Тропинки ведут на клетки разного цвета (красного, зеленого или синего), но в правилах никакого специального значения этим цветам не приписано. Однако ведущий может наделить эти клетки разными свойствами (в зависимости от цвета). Например, красная клетка может обозначать необходимость переписать запросы, синяя – необходимость изменить только маленькую деталь своей внешности, а зеленая – необходимость трансформироваться радикально. И как всегда, важно поразмышлять о том, что все это значит для игрока.

На длинной дороге есть и еще одна специальная клетка – черная. Эта особая часть пути, но никаких фиксированных свойств ей также не приписано. Какими свойствами она будет обладать – выбор ведущего. Можно назначить ее «Поворотом на 180 градусов» (в таком случае попавший на нее участник игры должен будет развернуться и пройти назад по той же дороге определенное количество ходов) или же «Необходимостью перейти на другую дорогу». Главный смысл этой клетки – возможность поговорить об изменении пути, о каком-то неожиданном повороте.

Игрок заканчивает игру тогда, когда значение выпавшего кубика обеспечивает ему попадание именно на клетку «Финиш». Игра может развиваться по-разному, но важно, чтобы до финиша добрались все игроки.

Важным этапом работы с игровой платформой, в том числе и в групповом формате, является этап обсуждения по завершении игры. Этот этап работы нельзя сокращать. Необходимо сопоставить с реальной жизнью участников те выводы, идеи и смыслы, которые были обнаружены в игровом процессе. Иначе есть риск, что игра может остаться для участников просто развлечением, приятным времяпрепровождением, что допустимо в традиционных играх, но неприемлемо в психологической работе. Обсуждение игры фактически выполняет функцию шеринга, суть которого сводится к обмену впечатлениями и эмоциями, возникшими как в ходе самого игрового процесса, так и в процессе размышления о цели и возможностях ее достижения.

Выше описаны общие правила игры. Однако, как уже говорилось, правила в данном случае – вещь гибкая.

В нашем интернет-магазине представлены различные метафорические карты, а также игровые платформы Татьяны Ушаковой, автора колод «Кнуты и пряники», «Огонь, мерцающий в сосуде» и «Роботы»:

Также рекомендуем игровую платформу Н. Рубель и Н. Дубашидзе «Ксенобиология, или Жизнь фантастических существ».

Каждая из игровых платформ имеет свою специфику. Тем не менее, все они многофункциональны и дают возможность обратиться к конкретным запросам клиента. Игровые платформы структурируют процесс работы, делают его более наглядным и понятным клиенту.

Также предлагаем ознакомиться с вебинарами-презентациями каждой из игровых платформ.

Источник

Что такое метафорические ассоциативные карты

Метафорические ассоциативные карты (сокращенно – МАК) — это колода картинок с разными жизненными ситуациями, персонажами, предметами и животными. Они не похожи на игральные или гадальные карты. Это инструмент психолога, помогающий проникнуть в подсознание человека.

Метафорические ассоциативные карты (сокращенно – МАК) — это колода картинок с разными жизненными ситуациями, персонажами, предметами и животными. Они не похожи на игральные или гадальные карты. Это инструмент психолога, помогающий проникнуть в подсознание человека. Эти карты называются метафорическими ассоциативными, потому что каждый рисунок — ассоциация или метафора мыслей, чувств, воспоминаний или переживаний. Метафорические карты относятся к проективным методикам, проекция — основа их эффекта.

Первую колоду нарисовал художник Эли Раман. В 1983 году ее увидел психотерапевт Моритц Эгетмейер и применил в психологической практике. Колода называлась «ОН» (читается как «О!»). Во время сеанса с картами клиенты показывали пальцем на картинку и спонтанно выкрикивали: «О, нет!», «О, это оно!». Так набор получил название.

метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Смотреть фото метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Смотреть картинку метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Картинка про метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Фото метафорические карты что это как работать ассоциативные такоеКолода метафорических карт OHCards

Как работать с метафорическими ассоциативными картами?

Во время сеанса у клиента складывается ощущение чуда: он вытягивает карту, и она точно описывает его. На самом деле это механизм проекции. Какое бы изображение клиент ни видел — даже просто круг или квадрат, — оно говорит о нем.

Очевидно поэтому, что у изображений нет единой трактовки, она зависит только от субъективного восприятия. Ни одна карта сама по себе не обладает позитивным или негативным смыслом. Например, картинка с человеком, идущим по темной улице в одиночестве: один клиент увидит надвигающуюся угрозу, другой — самого себя, бредущего поздно вечером с работы.

Работа с картами проходит в диссоциированном и ассоциированном режиме. Диссоциация (отстранение) нужна при анализе сложного и неприятного опыта. Ассоциация «достает» из человека его «тень», помогает найти внутренние ресурсы.

Кому полезны МАК

Существует несколько разновидностей колод: ресурсные, универсальные, портретные, архетипичные и т.д.

метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Смотреть фото метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Смотреть картинку метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Картинка про метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Фото метафорические карты что это как работать ассоциативные такоеКаждая колода имеет свое назначение

МАК пригодятся и другим специалистам: педагогам, социальным работникам, менеджерам по подбору персонала и пр. Техники самопрезентации используются на собеседованиях и для знакомства нового человека с коллективом. Во время групповых сеансов в организации, в детском саду или школе можно выяснить, как сотрудники/ученики видят рабочий /учебный процесс, как они представляют себе идеальные условия работы/учебы, какие отношения складываются между ними и т.д.

Карты применяются в семейной терапии. Когда члены семьи на приеме у психолога начинают говорить, они нередко переходят на обвинения, обиды, выражаются штампами. Тогда психолог предлагает карты, чтобы каждый высказался через образы.

Индивидуальные и групповые техники

метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Смотреть фото метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Смотреть картинку метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Картинка про метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Фото метафорические карты что это как работать ассоциативные такое
Любое изображение на карте «говорит» о внутреннем мире клиента

Еще одна простая техника — «Визитка». Ее цель – помочь человеку представиться на сеансе индивидуальной или групповой терапии и ответить на внутренний вопрос: «Кто я?» Психолог раскладывает на столе карты, человек берет ту, которая соответствует его личности, и через описание изображения рассказывает о себе.

метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Смотреть фото метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Смотреть картинку метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Картинка про метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Фото метафорические карты что это как работать ассоциативные такое
Сеанс работы с МАК

Обучение работе с метафорическими ассоциативными картам

Что такое метафорические ассоциативные карты

Метафорические ассоциативные карты (сокращенно – МАК) — это колода картинок с разными жизненными ситуациями, персонажами, предметами и животными. Они не похожи на игральные или гадальные карты. Это инструмент психолога, помогающий проникнуть в подсознание человека. Эти карты называются метафорическими ассоциативными, потому что каждый рисунок — ассоциация или метафора мыслей, чувств, воспоминаний или переживаний. Метафорические карты относятся к проективным методикам, проекция — основа их эффекта.

Первую колоду нарисовал художник Эли Раман. В 1983 году ее увидел психотерапевт Моритц Эгетмейер и применил в психологической практике. Колода называлась «ОН» (читается как «О!»). Во время сеанса с картами клиенты показывали пальцем на картинку и спонтанно выкрикивали: «О, нет!», «О, это оно!». Так набор получил название.

Колода метафорических карт OHCards

Как работать с метафорическими картами?

МАК извлекают из подсознания мысли и чувства человека, реальные мотивы его поступков и причины проблем. Клиент встречается со своим бессознательным, погружается внутрь себя. В присутствии психолога человек вновь проживает свою проблему. Специалист наблюдает за этим и понимает, как выстраивать терапию.

Во время сеанса у клиента складывается ощущение чуда: он вытягивает карту, и она точно описывает его. На самом деле это механизм проекции. Какое бы изображение клиент ни видел — даже просто круг или квадрат, — оно говорит о нем.

Очевидно поэтому, что у изображений нет единой трактовки, она зависит только от субъективного восприятия. Ни одна карта сама по себе не обладает позитивным или негативным смыслом. Например, картинка с человеком, идущим по темной улице в одиночестве: один клиент увидит надвигающуюся угрозу, другой — самого себя, бредущего поздно вечером с работы.

Работа с картами проходит в диссоциированном и ассоциированном режиме. Диссоциация (отстранение) нужна при анализе сложного и неприятного опыта. Ассоциация «достает» из человека его «тень», помогает найти внутренние ресурсы.

Кому полезны МАК

Каждая колода имеет свое назначение

МАК пригодятся и другим специалистам: педагогам, социальным работникам, менеджерам по подбору персонала и пр. Техники самопрезентации используются на собеседованиях и для знакомства нового человека с коллективом. Во время групповых сеансов в организации, в детском саду или школе можно выяснить, как сотрудники/ученики видят рабочий /учебный процесс, как они представляют себе идеальные условия работы/учебы, какие отношения складываются между ними и т.д.

Карты применяются в семейной терапии. Когда члены семьи на приеме у психолога начинают говорить, они нередко переходят на обвинения, обиды, выражаются штампами. Тогда психолог предлагает карты, чтобы каждый высказался через образы.

Индивидуальные и групповые техники

Любое изображение на карте «говорит» о внутреннем мире клиента

Еще одна простая техника — «Визитка». Ее цель – помочь человеку представиться на сеансе индивидуальной или групповой терапии и ответить на внутренний вопрос: «Кто я?» Психолог раскладывает на столе карты, человек берет ту, которая соответствует его личности, и через описание изображения рассказывает о себе.

Сеанс работы с МАК

Обучение работе с метафорическими ассоциативными картам

Источник

Чем метафорические карты будут полезны педагогу и тренеру

Этот инструмент изначально был придуман для самоанализа и психотерапии, но эффективно применяется и в учебных целях.

метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Смотреть фото метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Смотреть картинку метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Картинка про метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Фото метафорические карты что это как работать ассоциативные такое

метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Смотреть фото метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Смотреть картинку метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Картинка про метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Фото метафорические карты что это как работать ассоциативные такое

Катя Павловская для Skillbox Media

метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Смотреть фото метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Смотреть картинку метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Картинка про метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Фото метафорические карты что это как работать ассоциативные такое

Анастасия Блинова

Работает в сфере образования 8 лет. Была преподавателем и методистом в вузах (МГЛУ, Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина, институте «Первая Академия Медиа») и в Skillbox. Сейчас — методолог направления высшего образования в «Нетологии».

Фото: Skillbox Media

Что представляют из себя метафорические карты

Однако в целом для использования в качестве метафорических карт подойдут практически любые иллюстрации и фотографии.

метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Смотреть фото метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Смотреть картинку метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Картинка про метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Фото метафорические карты что это как работать ассоциативные такое

Редакция «Образование» Skillbox Media

Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.

Как применять метафорические карты в обучении

Важная особенность метафорических карт в том, что каждая из них представляет собой неоднозначный образ, при попытке толкования которого человек раскрывает собственные мотивы, эмоции и переживания, личный или профессиональный опыт.

метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Смотреть фото метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Смотреть картинку метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Картинка про метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Фото метафорические карты что это как работать ассоциативные такое

Коуч или педагог может задавать направление, например с помощью открытых вопросов, однако кроме этого не должно быть никаких ограничений и тем более оценок («правильно» или «ошибочно»).

метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Смотреть фото метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Смотреть картинку метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Картинка про метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Фото метафорические карты что это как работать ассоциативные такое

Однако, проявляя уважение к любым возникшим у обучающегося ассоциациям, педагог или тренер должен помочь перенести эти образы в реальные решения и практические действия. Иначе достичь результатов обучения не получится.

Карты для мотивации и вовлечения в учебный материал

Метафорические карты помогают создать атмосферу доверия, настроить обучающегося на самоанализ, рефлексию, саморазвитие и поиск решений. В начале тренинга или занятия можно предложить участникам выбрать по карте из колоды и попросить их интерпретировать изображение с точки зрения внутренних мотивов обучения, желаемых результатов, возможных препятствий.

метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Смотреть фото метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Смотреть картинку метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Картинка про метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Фото метафорические карты что это как работать ассоциативные такое

Карты для развития soft skills

метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Смотреть фото метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Смотреть картинку метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Картинка про метафорические карты что это как работать ассоциативные такое. Фото метафорические карты что это как работать ассоциативные такое

В обучении взрослых людей метафорические карты тоже полезны. Так, колода Persona («Персона»), как было описано в статье Николая Буравцова в журнале «Мир науки, культуры, образования», успешно применялась в тренинге по развитию креативности, харизматичности и других лидерских качеств. Психолог-консультант предлагал клиенту выбрать и описать карты-портреты, а также ответить на вопросы, какими качествами, по его мнению, обладают эти личности и какую роль названные качества играют в их жизни. В результате это помогло клиенту построить стратегию личностного развития.

Для корпоративного обучения можно использовать и специализированные колоды — такие тоже появились. Например, Mapping Business и «​​Деловые игры». В коробках, как правило, содержатся описания техник и упражнений. Также можно применять самый простой подход: попросить участников тренинга вытащить вслепую по три карты, а затем истолковать их как ответы на следующие вопросы:

Карты для проработки сценариев поведения

Карты для анализа групповой динамики и управления ею

Для сближения также хорошо помогает упражнение, где каждый член группы вытаскивает вслепую по одной карте, а потом сочиняет фрагмент общей истории, продолжая за предыдущим рассказчиком.

Карты для подведения итогов обучения

МАК могут быть полезны и в конце обучения. Попросите участников вытащить по две карты и с их помощью описать своё состояние в начале и конце учебного курса или тренинга: вспомнить свои цели, оценить достигнутые результаты. Это поможет педагогу или тренеру получить обратную связь, а обучающимся — отрефлексировать свой опыт.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *