место сбора тбо что это
Места накопления твердых бытовых отходов: санитарно-эпидемиологические требования.
Что есть твердые бытовые отходы или ТБО? В настоящее время существуют два обозначения твердых бытовых отходов – ТБО и ТКО (твердые коммунальные отходы), которые по сути идентичны, но в правоустанавливающих документах сохранена одна аббревиатура – ТКО.
Рассмотрим требования к накоплению, сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (ТКО), в том числе крупногабаритных отходов (КГО), которые регламентируются следующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами:
— СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»;
— СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»;
— СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований».
Кроме того, вступившим в силу с 1 января 2019 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 г. № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» определен порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, акцентирована необходимость приведения мест накопления ТКО в соответствие требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Для сбора и временного хранения ТБО на территориях населенных пунктов должны быть обустроены контейнерные площадки, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения должно быть не менее 20 м, но не более 100 м; до территорий медицинских организаций – не менее 25 м.
Санитарными правилами в исключительных случаях в районах сложившейся застройки при невозможности соблюдения нормативных размеров допускается возможность уменьшения расстояний от мест накопления ТКО (контейнерных площадок) на 25 %.
Изменение расстояний осуществляется на основании санитарно-эпидемиологической экспертизы (санитарно-эпидемиологической оценки) и при условии оборудования контейнерных площадок навесами над мусоросборниками. Возможность сокращения расстояний от площадки с бункерами исключена.
Количество мусоросборников (контейнеров, бункеров), располагаемых на одной контейнерной площадке, определяется исходя из численности населения, пользующегося мусоросборниками, и нормативов накопления ТКО.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов принимаются в соответствии Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 г. № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов». В целях реализации указанного постановления Правительством Республики Мордовия были утверждены нормативы накопления ТКО на территории Республики Мордовия (постановление Правительства РМ от 05.04.2017 г. № 225), в последующем с 1 января 2020 г. согласно постановлению Правительства Республики Мордовия № 529 от 27.12.2019 г. «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Мордовия и признании утратившем силу постановления Правительства РМ от 05.04.2017 г. № 225» норматив накопления твердых коммунальных отходов на одного проживающего в многоквартирном доме составляет 224,5 кг/год или 2,386 м 3 /год, в том числе норматив накопления крупногабаритных отходов составляет 4,13 кг/год или 0,066 м 3 /год. Норматив накопления твердых коммунальных отходов на одного проживающего в индивидуальном жилом доме составляет 387,86 кг/год или 2,979 м 3 /год, в том числе норматив накопления крупногабаритных отходов составляет 15,92 кг/год или 0,211 м 3 /год.
Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров. Ранее принятыми санитарными правилами (СанПиН 2.1.2.2645-10, СанПиН 42-128-4690-88) допускалась установка на одной площадке не более 5 контейнеров.
СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», пунктом 2.4. допускает количество мусоросборников на одной контейнерной площадке до 10, в том числе 2 бункеров для накопления крупногабаритных отходов (КГО).
Мусоросборники должны иметь крышку, находиться закрытыми, быть в исправном состоянии. Площадка для установки бункера должна быть удалена от жилых зданий, территорий дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций на расстояние не менее 20 м, до территорий медицинских организаций – не менее 25 м, иметь достаточную площадь, водонепроницаемое покрытие, подъездной путь и ограничение бордюром по периметру.
Мусоросборники (контейнеры, бункеры) должны подвергаться промывке и дезинфекции, кроме того на контейнерных площадках должны осуществляться мероприятия по дератизации и дезинсекции. Промывка контейнеров, бункеров на контейнерных площадках не допускается.
Территории контейнерной площадки и (или) специальной площадки для складирования КГО после погрузки твердых коммунальных отходов в мусоровоз, а также в случае загрязнения прилегающей к месту погрузки территории должны быть очищены от отходов.
Проведение дезинфекции контейнеров, дезинсекции и дератизации контейнерной площадки проводится специально обученными специалистами или привлекаемыми специализированными организациями. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» имеет квалифицированный штат специалистов, современное оборудование, высокоэффективные сертифицированные средства для проведения дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий (конт. тел. 33-36-15).
Сроки временного накопления твердых коммунальных отходов в мусоросборниках определяются исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток:
— плюс 5°с и выше – не более 1 суток;
— плюс 4°с и ниже– не более 3 суток.
Вывоз КГО производится не реже 1 раза в семь дней.
Санитарными правилами допускается возможность изменения срока временного накопления ТКО в малочисленных населенных пунктах с учетом среднесуточной температуры наружного воздуха, количества накапливаемых отходов, возможности организации вывоза отходов на основании санитарно-эпидемиологической экспертизы (санитарно-эпидемиологической оценки.)
На основании изложенного, основными параметрами, характеризующими соответствие или несоответствие мест накопления ТКО (площадок) санитарно-эпидемиологическим требованиям являются расстояния от контейнеров до жилых зданий, детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, мест массового отдыха населения, территорий медицинских организаций; технические характеристики площадки (размеры) для установления контейнеров, бункеров, их количество; источники образования отходов; место нахождения площадки, её обустройство; техническое состояние мусоросборников.
В целом, основные требования к местам накопления твердых коммунальных отходов представлены на схеме «Правила размещения контейнерной площадки» (схема по материалам интернет-источников).
Нововведения в обращение с твердыми коммунальными отходами отражены в Федеральном законе от 31.12.2017 г. № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
— переход на раздельный сбор мусора – ТКО различного назначения должны собирать в разные контейнеры, вывозить на разных машинах, складировать на отдельных полигонах и перерабатывать по-разному;
— правильная сортировка отходов, их своевременная переработка;
— наделение полномочиями органов местного самоуправления по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, определению схем их размещения и ведению реестра таких мест (площадок);
— определение регионального оператора по обращению с ТКО, включающего в себя сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО.
В Республике Мордовия статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами присвоен компании ООО «РЕМОНДИС Саранск». Зона деятельности регионального оператора включает в себя всю территорию Республики Мордовия с общей численностью населения 808 541 человек (по данным Росстата на 01.01.2017 г.).
Что такое сбор отходов: требования, организация, этапы
Переработка любого мусора начинается именно с его сбора.
Качество выполнения этого этапа определяет дальнейшую судьбу отходов.
Чтобы появилась возможность отправить их на утилизацию, а не на захоронение, необходимо выполнять правила, установленные законодательством, а также санитарными нормами.
В данной статье мы расскажем, что понимается под термином «сбор», как происходит организация и порядок сбора, утилизации и сортировки твердых коммунальных, опасных и неопасных отходов.
Определение термина
Для начала дадим определение, что такое сбор отходов. Действующее его понятие введено законом от 31.12.2017 № 503-ФЗ. Начиная с 2018 года, этим термином называется прием или поступление от предприятий и граждан отходов с целью их дальнейшей переработки.
Различают 2 варианта сбора:
Работа по сбору относится к деятельности, регулируемой государством. Для ее выполнения требуется лицензия.
Это условие относится к ликвидируемым веществам 1-4 классов опасности.
Приемом мусора 5 класса можно заниматься без получения разрешительного документа. Но на практике сложно представить хозяйствующий объект или многоквартирный дом, вырабатывающий только безопасные отходы. К тому же заниматься одним видом мусора нерентабельно для оператора. Поэтому лицензию получают все организации и ИП, собирающие отходы.
Требования к сбору твердого бытового мусора
Остатки жизнедеятельности граждан, образующиеся в квартирах, домах, иных жилых помещениях, называются твердыми бытовыми (коммунальными) отходами.
Работа с ними регламентируется основными документами:
Сбор ТКО с объектов их образования, накопления обеспечивается региональными операторами.
Деятельность таких организаций осуществляется по территориальным программам, схемам обращения с мусором.
Зона деятельности оператора может охватывать всю территорию региона РФ или его часть.
На своем участке оператор принимает ТКО при соблюдении условий:
Мусорные контейнеры и их виды
Бытовые отходы собираются в специально установленные для них контейнеры — мусоросборники, под которые выделяются площадки.
Количество устанавливаемых мусорных контейнеров, их вместимость определяются исходя из:
На одном участке допускается устанавливать до 10 контейнеров для мусора, включая емкости для раздельного сбора. При эксплуатации контейнеров должно быть минимизировано попадание компонентов на площадку или за ее пределы.
В мусоросборники для ТКО нельзя складировать:
Емкости для мусора изготавливают из двух видов сырья:
Для сбора крупногабаритных отходов предназначаются мусорные бункера-накопители. Их количество на площадке рассчитывается аналогично контейнерам.
Порядок обустройства контейнерных площадок
Участки сбора, временного накопления ТКО называются контейнерными площадками, они оборудуются согласно санэпидемиологическим нормам и требованиям.
Независимо от вида размещаемых контейнеров и бункеров, площадки должны иметь:
На объекте сбора ТКО, крупногабаритных вещей ответственным оператором размещается информация о его собственнике и обслуживающей компании. Расположение участков зависит от планировки населенных пунктов.
Расстояние до ближайших домов, спортивных площадок, детских садов, школ, парков, скверов должно быть не менее 20 м, до медицинских организаций — 25 м.
Максимальное расстояние от источника бытовых отходов до ближайшей площадки — 100 м.
Если невозможно соблюдать установленные расстояния, то по решению регионального главного санитарного врача допускается их изменение при условиях:
Графики сбора и вывоза ТБО согласовываются с учреждениями СЭС соответствующих населенных пунктов.
Дезинфекция баков
В обязанности регионального «мусорного» оператора входит регулярный контроль и обработка баков, прилежащих зон. Обеззараживание производится по СП 3.5.1378-03.
Для поддержания мусоросборников в рабочем состоянии проводятся:
Мероприятия выполняются с периодичностью, не противоречащей санитарным требованиям, но учитывающей фактическую потребность и целесообразность. Максимальные интервалы обработки составляют 10 суток в теплое время года, 1 месяц — в холодное.
Внеплановая или профилактическая обработка осуществляется индивидуально, когда снижается доступность к баку, например, из-за резкого запаха, грязных крышек.
На контейнерных площадках выполняются такие действия:
Запрещено проводить промывочно-дезинфицирующие работы с мусоросборниками непосредственно на контейнерной площадке.
Правила сбора жидких отходов
Жидкие бытовые отходы — это загрязненные стоки воды из ванн, туалетов, душевых, не сбрасываемые в водные объекты и канализационные системы. К ним также относятся хозяйственно-бытовые жидкости, накапливаемые при нецентрализованной канализации.
ЖБО образуются в жилых многоквартирных и индивидуальных фондах. Их сбор происходит в специальные резервуары, не подключенные к общей системе водоотведения — выгребные ямы, различные септики.
При размещении традиционного выгреба с трубами необходимо соблюдать условия:
Количество выгребов рассчитывается исходя из фактического образования сточных вод.
Септик представляет собой устройство из бетонной или пластиковой емкости и фильтрами, изготавливается промышленным способом, работает на принципе биоочистки и устанавливается в любом удобном месте.
Сбор ЖБО, транспортирование для дальнейшей очистки сточных вод производится ассенизационным транспортом. У отдельных строений допускается отведение отходов в локальные очистные сооружения.
Прием и утилизация промышленного вторсырья
Промотходы образуются на предприятиях при производстве продукции.
Согласно внутренним правилам, инструкциям они сортируются отдельно по:
Раздельный сбор обусловлен финансовой выгодой, экономией времени, применением вторсырья в технологическом цикле, улучшением экологической обстановки.
Сбор, временное хранение происходит на территории предприятия–производителя отходов централизованно или по цеховому признаку. Собранные вещества могут силами предприятия брикетироваться, прессоваться, измельчаться, пакетироваться.
Максимальное количество отходов, собираемых и хранимых на площадках предприятия, устанавливается предприятием на основе:
При этом выделение вредных элементов из собранных отходов не должно превышать 30% ПДК, установленной для воздуха рабочей зоны предприятия, а общее загрязнение окружающей среды — параметров санитарных норм.
Организация сбора опасных отходов
К опасным относятся отходы, негативно влияющие на биосферу и самостоятельно не разлагающиеся. По ФККО они относятся к первым трем классам.
Такие химические, токсические, радиоактивные ликвидируемые компоненты получаются, в основном, при промышленном производстве.
Персонал, занимающийся сбором промотходов, обязан знать, какие вещества на производстве относятся к опасным.
Это могут быть:
Полный перечень компонентов, порядок обращения с ними указываются в утвержденных руководством документах. Опасные остатки выделяются из общей массы, учитываются, изолируются по отдельным герметичным тарам.
Если этого не сделать, то вся мусорная партия считается токсичной и подвергается нейтрализации, что нерационально для собственника и приносит дополнительный вред природе.
Во время сбора необходимо следить за ПДК опасной пыли, испарений. Для защиты сотрудников от вредного воздействия отходов обязательно применение СИЗ кожи, дыхательных путей или глаз. Исходя из особенностей производства, применяются спецодежда, респираторы, очки, специальные кремы.
Среди коммунального и приравненного к нему мусора опасные элементы бывают в составе ламп, батареек, градусников, отдельных бытовых приборах. Для сбора таких предметов устанавливаются отдельные герметичные контейнеры.
Система приема неопасного мусора
Сложность обращения со малоопасным и неопасным мусором 4, 5 классов заключается в его большом количестве и разнообразном составе.
Начальный этап работы с такими отходами состоит из сбора:
Устройства для сбора устанавливаются на отдельных площадках. Освобождение их от отходов происходит по утвержденному графику или по мере наполнения.
Прием мусора производится посредством:
Для сбора повседневного неопасного мусора на одной площадке устанавливаются несколько контейнеров. Как правило, отдельно собираются:
Дальнейшие этапы работы
Собранные отходы перевозятся специальным транспортом на объекты их переработки. Несортированные компоненты проходят этап обработки, на котором их разделяют на отдельные фракции.
Опасный мусор подвергается обезвреживанию, изменению физико-химических свойств, после этого этапа уменьшается их масса, класс опасности.
Следующий этап — утилизация. Возвращение использованных предметов или ценных деталей в производство является одной из целей обращения с отходами. От того, насколько большая часть мусора станет вторичным сырьем, зависит количество новых веществ, предназначенных для полигонов.
Если отходы могут пригодиться для повторного применения, но имеющимися технологиями это невозможно сделать, то они подлежат накоплению.
В эту стадию переходят и промышленные отходы предприятий, подготовленные для реализации или использовании на собственном производстве.
Цепочку обращения с отходами завершает захоронение на полигонах.
Ему подвергаются остатки, непригодные для вторичного использования, а также опасные компоненты после нейтрализации.
Занимаются «мусорной» деятельностью организации и ИП, получившие соответствующие лицензии в Росприроднадзоре.
Заключение
Сбор — первая и очень ответственная стадия в обращении промышленных, бытовых отходов. Качественным считается мусор, собранный по отдельным фракциям. Но для получения максимальной пользы от раздельного сбора и утилизации необходимо развивать инфраструктуру дальнейшей переработки по правилам, повышать экологическую культуру граждан, внедрять больше экономических стимулов для использования вторсырья.
Правила организации и содержания контейнерных площадок для сбора ТБО
Площадка ТБО благоустраивает дворовую территорию, облегчает своевременный вывоз мусора, устраняет неприятные запахи, возникающие при разложении органических отходов.
Контейнерные площадки устроены таким образом, что одномоментно на них располагаются до пяти мусорных баков. Но чаще применяются трех контейнерные площадки для ТБО.
Что такое контейнерная площадка для ТБО?
Взамен старым одиночным бакам появляется необходимость создания мест (контейнерных площадок), используемых для накопления и последующего вывоза твердых коммунальных отходов.
Усовершенствованная контейнерная площадка способна собирать и сортировать отходы. Это упрощает работу обслуживающих компаний и позволяет вывозить мусор по мере заполнения.
Это новаторство с экологической и рациональной точки зрения. Раньше в многоквартирных домах стояли системы мусоропровода, что создавало массу неудобств – мусор, постоянный неприятный запах в подъезде. Сегодня жильцы постепенно отказываются от этой системы сбора отходов и переходят к более удобным вариантам, которые оборудованы контейнерами.
Требования СанПиН к устройству контейнерных площадок для сбора ТБО
При создании мест, площадок, предназначенных для накопления твердых коммунальных отходов, следует ориентироваться на санитарные нормы:
Аккуратная, ухоженная территория – показатель ответственной контролирующей организации.
Правила организации и содержания контейнерных площадок для сбора ТБО
Подробно правила об организации площадки для сбора твердых бытовых отходов (ТБО) прописаны в постановлении №1039 от 31.08.2018 года. В этом своде указаны следующие вопросы:
На основании действующего постановления за создание ответственны органы местного самоуправления. Если задача возлагается на третьи лица, то они обязаны получить соответствующее разрешение, проведя предварительно экспертизу предполагаемой территории. Несоответствие нормам, недостоверная информация приведет к отклонению заявки.
Каждое вновь введенная в эксплуатацию территория, должна быть поставлена на учет в течение 10 календарных дней. Заполнением реестра занимается уполномоченный орган. Получить информацию можно в электронном виде на официальном сайте или на бумажном носителе.
В учетной ведомости отмечается:
Содержание и обслуживание контейнерных площадок для сбора мусора
Контейнерные площадки, введенные в постоянное пользование, не сопровождаются существенными затратами. При должном обращении поддерживать чистоту доступно одному человек. Уборка необходима после вывоза мусора трижды в неделю.
При создании мест (площадок) накопления ТКО (твердых коммунальных отходов) требуется учитывать следующие правила:
При наличии возможности мусорные баки устанавливаются с возможностью сортировки отходов разных видов.
Ответственность за нарушения и как их устранить
Ответственность за площадки накопления ТКО лежит на управляющих организациях. Возможно два варианта:
Ненадлежащее выполнение обязанностей, разрушение контейнеров, отсутствие четкого регламента вывоза влечет административное наказание. Накладывается на руководителей или лиц, исполняющих их функцию (в соответствии со статьей 6.4 КоАП РФ):
Исправление выявленных нарушений проводится в максимально короткие сроки:
Емкости для сбора ТБО
Емкости различаются по внешнему виду:
Во дворах используют контейнеры большого объема (0,5-1,1 кубометров.) или бункеры-накопители. Размеры баков определяется количеством квартир в обслуживаемых домах.
Чтобы процесс забора мусора проходил без проблем, контейнер должен иметь:
Другие емкости (урны, малые контейнеры) предназначены для небольшого объема ТБО.
Обязанности органа местного самоуправления по 89 ФЗ
Обязанности органа МСУ относительно поддержания порядка, размещения мусорных контейнеров регламентируется законом №89 от 24.06.1998 года. В нем прописано, кто несет ответственность за территорию для ТБО. Зависит от места установки:
Второй важный вопрос, рассматриваемый в законе – правила ведения реестра для МСУ.
Порядок согласования площадки для контейнеров ТБО
Осуществляют установку мест для ТБО специализированные организации, имеющие лицензию. Для ее получения требуется пройти ряд обязательных этапов:
Сведения в реестр вносятся на основе заявок собственников площадок
Собственник территории, где планируется место накопления ТБО, подает заявление в орган местного самоуправления. Он может получить отказ по причине:
Чтобы устранить несоответствия заявителю определяется срок в размере 30 рабочих дней. Если нарушения не были выявлены, то данные в реестр будут внесены в течение 5 рабочих дней.
Со своей стороны МСУ имеет право рассматривать входящие запросы 10 дней. В это время документы отправляются на проверку в центр Санэпиднадзора. Заключение возвращается через 5 дней.
Согласование контейнерной площадки для сбора ТБО в муниципалитете
Порядок согласования включает заключение Санэпиднадзора. Отказ получают, если:
При отрицательном решении муниципалитет выдает ответ в письменной форме, где отмечается причину. Повторная подача разрешена после устранения указанных проблем.
Орган МСУ ведет реестр мест накопления коммунальных отходов
После подтверждения установки площадки, данные вносят в реестр. Он представлен базой данных, выставлен в свободном доступе на сайте муниципалитета.
В нем обязательно указывается:
Контейнерная площадка облагораживает территорию, делает ее комфортнее и привлекательнее. Чистоту во дворе будут поддерживать не только контролирующие организации, но и жильцы.
Контейнерные площадки для мусора: требования СанПиН, размеры, нормы
Нормы установки мусорных контейнеров у жилых домов
Мусорная реформа в России: все за и против
Виды и подбор контейнеров для строительного мусора
Реестр полигонов включенных в ГРОРО: как попасть, список документов
Вывоз, организация контейнерных площадок, полигоны твердых бытовых отходов согласно СанПиН
Договор с региональным оператором по обращению с ТКО: образец, штрафы, «сколькзие» моменты
Отходы от ремонтных и строительных работ
Правила вывоза твердых бытовых отходов (ТКО)
Контейнеры для мусора: пластиковые, металлические, заглубленные
Что относится к ТКО (ТБО): перечень отходов по закону и ФККО
Какие бывают размеры и виды контейнеров для ТБО: определение объема