мертвая парма что это
Места, где снимали фильм «Сердце Пармы» по роману Алексея Иванова
Если каждый свой дом защитит
вся держава неприступной будет.
А. Иванов «Сердце Пармы»
Осенью 2018 года в Пермском крае в Верхней Губахе и в окрестностях поселка Усьва началось строительство декораций к фильму «Сердце Пармы» по роману Алексея Иванова. А уже летом 2019 года прошла первая часть съемок картины, запланированных на этот год.
К сожалению, попасть на кастинг актеров массовых сцен в этом фильме весной у меня не получилось. Но мечта побывать на кинематографических подмостках зародилась еще зимой, когда мы с семьей посещали гору Ладейную и подвесной мост через реку Косьву.
Вдалеке декорации к фильму
Роман «Сердце Пармы» был опубликован в 2003 году. Книга рассказывает о Руси 15 века, о присоединении к Московскому государству княжества Пермь Великая, об образовании многонационального русского княжества. Место действия — Парма, пермские леса. Главный герой романа — чердынский князь Михаил – христианин, женатый на язычнице. Он один из сыновей верейского князя Ермолая, которого Василий II отправил в Пермь.
Кинематографические места с декорациями к фильму «Сердце Пармы»
27 августа 2019 года в нашей стране проходил — День Российского кино. Поэтому грех было не воспользоваться моментом и не посетить в этот день кинематографические места с декорациями к фильму «Сердце Пармы».
Итак, в путешествие по местам съёмок мы отправились в составе 4 человек (2 взрослых, 2 детей: 12 и 5 лет).
Для себя мы определили 2 контрольные точки на маршруте, которые должны были посетить в обязательном порядке:
Обо всем по порядку.
Белые камни
12.00 – Начало пути. Выезд на авто из города Лысьва Пермский край.
Автомобильная дорога идет по трассе Р-343 и проходит через город Чусовой, поселок Усьва и город Губаха. По пути проезжаем смотровую площадку Белые камни, что находится рядом городом Гремячинск. Белые камни – отличная обзорная площадка, с нее хорошо виден хребет Басеги.
Вид с обзорной площадки Белые камни
Белые камни являются памятником природы и считаются одним из семи чудес Гремячинского района.
GPS-координаты обзорной площадки Белые камни
(Гремячинский район): 58.581899, 57.771761
Крепостная стена в поселке Загубашка
13.30 – Окраина поселка Загубашка (Верхняя Губаха). Расстояние от Лысьвы 105 километров.
После непродолжительной поездки, наша прогулка по декорациям, затянулась на долгих два с половиной часа. Во время осмотра места съемок, хотелось заглянуть в каждый уголок, в каждый закуток, дотронуться до всего своими руками. А глазами в очередной раз убедиться, насколько сильна и велика магия кино.
Сперва мы ринулись осматривать часть крепостной стены с башенками. Оказавшись рядом со стеной на расстоянии вытянутой руки, мы сразу почувствовали дыхание «старины», настолько это было все правдоподобно.
Крепостная стена п. Загубашка
Но обойдя стену вокруг, немного разочаровались, увидев обратную сторону декораций. Понятно, что создатели фильма сознательно идут на это в целях экономии финансовых и материальных ресурсов. Поэтому вряд ли стена простоит долго, если ее оставят без присмотра.
Крепостная стена — обратная сторона п. Загубашка
Вдоволь налюбовавшись эпичной стеной и башенками, мы направились к другим зданиям съёмок: амбару, конюшне, сельской часовне. Издали можно было подумать, что часовня «местная» и потому стоит рядом с поселковым погостом.
Часовня п. Загубашка
Но как оказалась позднее, часовня — это снова кинематографический обман. Настолько правдоподобный, что и не верится до тех пор, пока не убедишься в обратном.
Часовня — обратная сторона п. Загубашка
Не спеша прогуливаясь, мы наслаждаемся и любуемся окружающей природой: небом, скальными останцами, речкой и красивыми березами. Глядя на это вспоминаются строки из романа Алексея Иванова «Сердце Пармы»: «У этой березы девушки выпрашивали женихов, женщины – детей, старухи – смерти…».
Береза, останец, стена п. Загубашка
Единственное, что не радует глаз – это валяющийся повсеместно строительный материал, строительный мусор и другие следы пребывания «современного» человека.
Первая контрольная точка взята (Done).
GPS-координаты декораций крепостной стены
в поселке Загубашка (Губахинский район): 58.869667, 57.628611
Дорога от поворота на горнолыжный центр «Губаха» до места, где расположены декорации к фильму «Сердце Пармы» практически на всем своем пути заасфальтирована. Самый сложный участок дороги для легкового автомобиля проходит от автомобильного моста через реку Косьва до начала поселка Загубашка. Далее дорога проходит по хорошему асфальту сквозь поселок, далее через сельский погост прямиком выводит справа на радиальную автомобильную парковку рядом с крепостной стеной. Здесь очень удобно оставить свой автомобиль.
15.00 – 16.00 — Поиск места, приготовление походной еды, обед (район декораций к фильму «Сердце Пармы» п. Загубашка).
Сперва хотели расположиться возле обзорной площадки, на одном из останцев, что находится на высоком берегу реки Косьвы. Но взвесив все за и против этого места, передумали. Остановили свой выбор и расположились на полянке за декорациями крепостной стены. Во время приготовления пищи мы использовали газовую плитку, поэтому ущерб природе и декорациям абсолютно нулевой. После интересной и увлекательной прогулки все мои путешественники попросили добавку. Что говорило о положительном эффекте нашего времяпровождения на природе.
GPS-координаты Обеденного места возле крепостной стены
в поселке Загубашка (Губахинский район): 58.870306, 57.629000
Крепость в поселке Усьва
17.30 – Окрестности поселка Усьва (Гремячинский район).
На обратной дороге домой за поселком Усьва, остановились на второй локации с декорациями, посвященными съёмкам фильма по роману А. Иванова «Сердце Пармы». Декорации хорошо видны с дороги и к ним ведет укатанная проселочная дорога. Но как правило, все путешественники машины оставляют на обочине, и к декорациям идут пешком налегке. По дороге к декорациям видим мирно пасущихся коров, что настраивает на миролюбивый лад, вызывает умиление и детский восторг.
Коровы на фоне крепости п. Усьва
При подробном рассмотрении сразу становится заметно, что данные декорации крепости находятся в стадии строительства и выглядят незавершенными.
Внутри крепости п. Усьва
Но от этого не менее эпичными и монументальными, по сравнению с «губахинскими» в п. Загубашка. Со слов охранника съемочной площадки, беспрепятственно пропускать на эти декорации стали совсем недавно, после летней сессии киносъёмок, а до этого вход в закулисье был запрещен.
Следующий этап сьёмок пройдет здесь в ноябре 2019 года. Планируется снимать батальную сцену – штурм и взятие крепости. Выход восьмисерийного фильма на экраны телевизоров запланирован через год на канале «Россия 1». Нафотографировавшись и вдоволь набродившись по этому недостроенному месту съёмок фильма «Сердце Пармы», мы пешком отправились к новой достопримечательности поселка Усьва, к одноименному придорожному знаку-стелле. Благо он находится рядом с декорациями через автомобильную дорогу. Вторая контрольная точка взята (Done).
GPS-координаты декораций крепости в поселке Усьва
(Гремячинский район): 58.675632, 57.635354
Знак «Усьва»
18.00 – Придорожный знак поражает своей необычной формой. И есть в нем что-то родное «Пермское» такое, что хочется назвать «Зов Пармы». Радует и то, что территория возле знака облагораживается. И в будущем благодарные туристы, останавливаясь здесь будут говорить спасибо создателям этого Чудо Знака.
18.10 – Обратная дорога домой. В общей сложности за день мы прошли около десяти километров.
GPS-координаты придорожный знак-стелла Усьва
(Гремячинский район): 58.677056, 57.636806
Это был отличный поход выходного дня в честь Дня Российского кино.
По затерянной Парме
Часть 1. Псоглавец
Икона святого Христофора (святой с песьей головой) в Свято-Никольском храме (1705 год постройки, строили пленные шведы) в Ныробе (первое упоминание о поселении — 1597 год). Был такой святой у древних христиан. Согласно поверию, красивый юноша устал от искушений со стороны богатых женщин и попросил Господа себя обезобразить. Священник рассказал другую интерпретацию жития святого. О том, что был священнослужитель, который жил отшельником, усердно молился и помогал людям. К месту его нахождения в лесу сначала люди протоптали тропинку, которая потом превратилась в широкую дорогу. За его деяния люди его благодарили и в том числе женщины. Женщины, в том числе и очень красивые, пытались его поцеловать. При этом, несмотря на высокую духовность, он чувствовал позыв плоти. Он обратился к Богу за советом и получил его: надень маску пса и никогда не снимай её. Святой последовал его совету. Изображения Святого Христофора с песьей головой были запрещены в православии с XVIII века.
А в Ныробе он остался. Местные мужчины поклонялись ему, как покровителю охоты. Вообще, в Пермском крае были распространены объёмные фигуры святых, что также запрещено в православии. Но потомкам манси, коми-зырян (бывшим идолопоклонникам) так проще было принимать религию.
В советское время в храме находились различные организации. Роспись храма не уцелела, кроме изображения Псоглавца.
Про этот храм есть в «Сердце Пармы» Алексея Иванова. Также писателя артефакт вдохновил на написание романа-фэнтези «Псоглавцы».
Ныроб также известен как место ссылки и гибели Михаила Романова, дяди первого русского царя из династии Романовых. В музее есть его трехпудовые (48 кг) кандалы.
Псоглавец
Свод в Свято-Никольском храме в Ныробе
Свято-Никольский храм в Ныробе, 1705 год
Часть 2. Заброшенный поселок Валай
Валай — заброшенный посёлок на севере Пермского края. Возник в 1940 году, в 2015 году жителям начали давать сертификаты по 400 тыс. рублей для приобретения жилья в других населенных пунктах Пермского края. Ранее в Валае была исправительная колония, которая также закрылась. Перед въездом в Валай находится знак конца населённого пункта. У некоторых домов стояли машины, большинство домов — брошены. Мы последовали далее для посещения пещер Череп и Медео на реке Берёзовой.
Длинная лодка вблизи моста через реку Берёзовая в почти заброшенном посёлке Валай
Река Берёзовая в нежилом пос. Валай на севере Пермского края
Часть 3. Пещеры Череп и Медео, камень Пехач на реке Берёзовой на севере Пермского края
В пещеру Медео спуститься не удалось, вход перекрыт льдом. Ехали по маршруту Пермь — Соликамск — Ныроб — заброшенный поселок Валай — разрушенный мост через Березовую на дороге на бывший вахтовый посёлок на реке Еранка (около 430 км, из которых 85 — неасфальт).
Помните одного из вождей угров по имени Пехач в романах Алексея Иванова «Тобол. Много званных» и «Тобол. Мало избранных»?
Пещера Череп на реке Берёзовой на севере Пермского края
В районе вершины скалы Пехач на реке Березовой
Пещеры в скале Пехач
Скала Пехач на реке Березовой
По дороге к камню Пехач
В пещеру Медео на реке Берёзовой зайти не удалось, вход затянут льдом
Быки сломанного моста на реке Березовой
Разрушенный мост через реку Берёзовая по дороге на бывший вахтовый участок на реке Еранка
Лодка вблизи сломанного моста на реке Берёзовой по пути к бывшему вахтовому посёлку на реке Еранка
Река Берёзовая. Вдали начало камня Пехач
Два любителя Пармы
«Палец» на отрогах камня Пехач
На вершине камня Пехач (река Берёзовая)
Скалы Еран на реке Берёзовой
Часть 4. Переправились на пароме через Каму в село Тюлькино
Далее объектами нашего посещения стали церковь Богоявления Господня (1779) в селе Вильва, заброшенная полностью нежилая деревня Малая Вильва, руинированная Преображенская церковь (1841) в урочище Сиринское (от жилых домов там не осталось и следа), церковь Георгия Победоносца (1855) в селе Уролка, старый деревянный мост через реку Уролка. Дальше были грандиозные планы, но! Ещё на обратной дороге от пещеры Череп заметил, что для езды прямо руль приходится держать чуть вправо. Ничего, подумал я, схождение чуть сбилось, обычная история для такой эксплуатации, сделаю развал/схождение, и все будет ОК. Теперь ситуация усугубилась. Внимательно осмотрев машину на ровном месте (в селе Уролка), увидел, что переднее левое колесо смотрит чуть влево и ещё развал сильно ушёл (стоит «домиком»). При этом ничего не брякает. Поехали в цивилизацию. В автосервисе Римэкс в Березниках нашли причину — пошли трещины на переднем левом верхнем рычаге в районе шаровой. Ещё сильно повезло, что рычаг не лопнул где-нибудь в районе реки Берёзовой, за 85 км от цивилизации (г. Ныроб, где тоже нет автосервисов, но хотя бы есть постоянно проживающие люди). Вспомнилось, что когда в прошлом году ездили на Перевал Дятлова, на каменистом спуске с хребта Чарканур у подготовленного Митсубиси Паджеро Спорт лопнул передний правый верхний рычаг подвески. Пришлось лебедкой затаскивать машину в лес. Потом её экипаж возвращался с запчастью и механиком, который менял рычаг. Так что у нас все ещё прошло гладко. Мамонтенок (Митсубиси Л200) остался в Березниках ждать рычага (оригинал только под заказ даже у дилеров в Перми и в Екатеринбурге), а мы на такси вернулись в Пермь. Продолжение следует…
Старый мост через Уролку
Полностью заброшенное село Малая Вильва
Полностью заброшенное село Малая Вильва
Переправа на пароме через Каму в Тюлькино
Флот на Каме в Тюлькино
Старые суда на берегу Камы в Тюлькино
Погрузка леса на Каме в Тюлькино
Река Кама в Тюлькино. Фото с парома
Полностью заброшенное село Малая Вильва
Руинированная Преображенская церковь (1841) в урочище Сиринское (от жилых домов там не осталось и следа)
В селе Уролка
Церковь Георгия Победоносца (1855) в селе Уролка
Вдали справа — Церковь Богоявления Господня (1779) в селе Вильва
Старый мост через Уролку
Автор: Виктор Сергеевич Иваницкий, партнёр ООО «Аудиторская группа «Капитал»
Мертвая парма что это
Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
Зеленое золото Вагирйомы тускло отблескивало сквозь прорези в кожаном шатре, расшитом понизу багрово-красными ленточками. Шатер стоял на помосте, укрепленном на спинах двух оленей, что устало шагали за конем хонтуя. Позади остался длинный путь от родного Пелыма, путь извилистый и непростой: через многие хонты своей земли, через священное озеро Турват, на жертвенники у Ялпынга, по отрогам Отортена и на полдень по Каменной ворге до самых Басегов. Хаканы встречали караван, меняли быков, помогали тянуть лодки вверх по рекам, тащили через перевалы и прощались, отправляя вместе с хонтуем по два-три воина от своих селений. К тому времени как Вагирйому довезли до Чусвы, у Асыки уже собрался сильный отряд в семь десятков манси. Оставив плоты у последнего павыла перед устьем Туявита-Сылвы, хонтуй повел караван лесами напрямик к Мертвой Парме.
Вековой ельник заслонил небо растопыренными космами, и только вдали, перед Пармой, вспыхивали слепящие пятна заката среди разошедшихся вершин. На тропе, заросшей орляком, загроможденной обомшелым валежником, было холодно и сумрачно. Сумрачно было и на душе у князя. Прежде чем везти сюда Вагирйому, он объехал свои владения, и теперь с ним лучшие манси, сын Юмшан и сыновья хаканов, с ним пурихумы-жертвы и благословение Ялпынга. Но нет в его отряде людей северной Югры, нету ернов и саранов, нету нагаев, башкортов, казани, сибиров, печоры… Некогда их ждать. Омоль уже вбил свой кол.
Древней тропой от Сылвы на Мертвую Парму давно, видно, никто не пользовался. Папоротник, буреломы… Заплыли белой смолой вырезанные на еловых стволах сопры. Затянуло корой вбитые в деревья тамги, что указывают путь. Может, и лесные духи уже покинули парму? Шаман дремлет на спине оленя, держась за подпиленные рога и покачивая шест, на котором тихо звякает бубенчик, отгоняющий духов в тайгу.
Но вот конь под хонтуем вздрогнул, мотнул головой и фыркнул. Зверь раньше человека учует куля, который, почти невидимый, увяжется за путником. Успокаивая, Асыка ласково потрепал коня между ушами. Хороший конек. Нята – Олененок. Два года назад он спас князю жизнь, когда на переправе через вздувшуюся Бур-Хойлу его сбило с ног…
Валы заросли дремучей и серой от паутины малиной, из которой торчали кривые зубцы частокола. Постройки обрушились. Из сырых ям высовывались сгнившие, осклизлые бревна. Тонкие березки, словно птичья стая, разлетелись по Городищу. Заплесневев по шею, идолы-охранители косо чернели среди белых стволов. Бесстыже ярко горели мухоморы, и пучки поганок дрожали на трухлявых пнях.
Легкий озноб обметал виски князя, заставив вздрогнуть монеты на шапке. Дурное место. Так и чудится желтый, немигающий взгляд куля откуда-нибудь из болота. Ночами духам нравится приходить в покинутые людьми селения и играть там в свою любимую игру – в людей. Они сидят в ямах, как в домах, ходят в гости, роют землю, таскают бревна, но потом забывают смысл игры и дико скачут по обвалившимся частоколам, вылезают в окна, прыгают с крыши на крышу, висят гроздьями на ветвях и оголившихся стропилах… Князь сплюнул в сторону Городища и положил ладонь на тамгу, нашитую на грудь кожаной рубахи.
Караван не спеша двигался вдоль склона Мертвой Пармы. «“Гляден” – так называют ее русы», – думал князь. Понизу гору охватывала ветхая изгородь, клонящаяся то наружу, то внутрь. Трава зелено-белесыми языками забиралась вверх, но чахла, сменяясь прелой хвоей и мхом. Скелеты деревьев неподвижно топорщили изломанные ветви над этой странной, застрявшей на отмели времени горой.
Обогнув плечо Пармы, караван миновал ворота со столбами-идолами, чьи остановившиеся глаза налились кровью камского заката. Невдалеке стрельнула искрой темная полоса речушки. Асыка, обогнав шамана, первым вывел Няту к травянистому берегу. Правее, на песчаном обрывчике, стояли балбаны родов – и совсем старые, побелевшие, треснувшие вдоль волокон, и новые, еще желтеющие свежей древесиной. Зверолицые, птицеголовые, рогатые, с человечьими личинами, глубоко врезанными в деревянную грудь… Воины каравана спешивались, заходили по колено в воду, умывались. Звеня удилами, шумно пили кони и олени.
Дождавшись, когда Нята напьется, князь тронул его и тихо поехал вдоль берега вниз по течению. Проплыло по правую руку устье Юрчима, и с пригорка открылся весь Шаманский город. Он стоял посреди широкой вырубки, ощетинившись частоколами и шестами, и над ним огненным крылом Торума взметнулся закат.
По утоптанной земле Священной дороги хонтуй медленно приближался к высоким валам с гребнем тына, к сторожевым вышкам на длинных и тонких ногах. По обе стороны дороги из кустов торчали черные головы истуканов. Могучие Перы-защитники высились над стенами, свирепо и невидяще впялившись в путников выжженными дырами глаз. За частоколом виднелись острые углы односкатных пермяцких керку. Над ними густо и враскось взлетали ввысь шесты с колокольчиками, фигурками духов, пучками лент, лисьими и волчьими хвостами, птичьими колодинками. Навстречу хонтую из раскрытых ворот с лаем покатилась орава разномастных косматых псов, запрыгавших вокруг Няты. Сквозь собачий брех в городе слышалось отдаленное позвякиванье молотков и шорох зернотерки.
Князь остановил коня у моста, переброшенного через ров. Трещали кузнечики, орали вдалеке лягушки, отфыркивался Нята. В проеме ворот появился человек. Он тоже остановился и молчал. Князь не произнес ни слова, разглядывая шамана и поджидая свой отряд. До темноты пришельцам нужно соблюдать молчание, чтобы духи, немые для обычных людей, могли хорошенько вызнать их, а ночью, когда для них наступит время говорить, дали ответ.
Отряд постепенно собирался за спиной князя. Собаки метались под ногами лошадей и оленей, клацали зубами у самых ног всадников, но их никто не гнал ни окриком, ни плетью, ни палкой. Асыка ждал, щурясь на закат и рассматривая город.
Не таким уж и неприступным выглядел он вблизи. Валы начали оплывать. В щелях частокола видны были подпорки, изнутри приставленные к бревнам. Давно не чищенный ров заполняла черная вода, затянутая ряской, над которой дрожали комары. Сторожевые вышки обветшали и рухнули бы под тяжестью двух-трех лучников, а лестницы, ведущие на боевые площадки, недосчитывались ступеней. Только черепа на кольях – оленьи, медвежьи, человечьи – выглядели устрашающе. На страх и полагались шаманы, оберегая свой город. Но тот враг, который придет, не испугается ни черепов, ни идолов, ни богов. Он устрашится лишь того, что сейчас принес сюда в своей груди князь Асыка.
Город шаманов умел многое. Он восходил к богам и нисходил к ящерам, изгонял демонов и призывал духов, он знал, как направить умершего к Полуночному морю и как вернуть его обратно, он считал звезды, предугадывал будущее и помнил прошлое, он умел лечить людей и добывать металл, сочинять песни и вырезать идолов, он ссорил и мирил народы. Но шаманы не умели двух самых простых вещей в этой жизни – кормить себя и бороться с судьбой. Он, князь Асыка, пришел сказать, что сделает это за них, если они поверят ему, поймут его и передадут его волю Вагирйоме.