менеджмент физической культуры и спорта что это
Менеджмент физической культуры и спорта что это
Кто такие спортивные менеджеры и чем они занимаются?
Спортивная организация имеет определенную внутреннюю структуру, основанную на специфике того или иного вида спорта. В ней есть управления, департаменты, отделы, группы, команды. Иными словами, в спортивной организации существуют различные виды управленческой деятельности. Вместе с ними появляется структура взаимоотношений и подчиненности. Это значит, что менеджеры бывают разных уровней и задачи они решают разные. Менеджеров, как правило, принято подразделять на три основные группы:
— исполнительский уровень (entry manager) – тернеры, начальники команд, медицинский персонал и т.п.
Спортивных менеджеров подразделяют и по видам профессиональной деятельности: генеральный менеджер, менеджер по персоналу организации, менеджер по рекламе, менеджер по маркетингу, менеджер-представитель спортсмена.
Функции спортивного менеджера.
Спортивные менеджеры, являясь субъектом управленческой деятельности, выполняют в организации ряд своеобразных функций. Среди них выделяются три ключевые функции.
2. Информационная функция. Менеджер аккумулирует информацию о внутренней и внешней среде спортивной организации, в которой он работает, распространяет эту информацию в виде нормативных установок и разъясняет персоналу ближайшие и перспективные цели организации.
3. Функция руководителя. Менеджер выступает в качестве руководителя спортивной организации, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов спортивной организации на достижение целей, координирующего их усилия и, наконец, выступающего в качестве представителя организации во взаимодействии с другими организациями.
Рынку свойственна неопределенность ситуации и предпринимательский риск. Они требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения. Профессионализм спортивного менеджера проявляется в знании технологии управления организацией и законов рынка, в умении организовать слаженную работу коллектива и прогнозировать развитие организации.
Обобщение опыта подготовки спортивных менеджеров в ВУЗе и рыночный спрос на специалистов такого профиля показывает, что все большему количеству организаций спортивной отрасли нужны менеджеры с определенным набором умений и навыков. Вот основные из них:
-владение современными компьютерными технологиями и программами;
-владение иностранным языком;
-умение формировать информационную политику организации;
-организация работы офиса организации;
-знание основных маркетинговых стратегий;
С сожалением пока приходится констатировать, что рыночный механизм спроса и предложения специалистов спортивного менеджмента в нашей стране еще не сформирован. Оптимизма добавляет внедрение профессиональных стандартов роботников спортивной отрасли и процедуры обязательной аттестации специалистов. Это позволит, с одной стороны, провести инвентаризацию управленческих кадров в отрасли, а с другой, выявить приоритеты управленческих специальностей в общем перечне должностей спортивного менеджмента.
Менеджмент физической культуры и спорта
Вы будете перенаправлены на Автор24
Спортивный менеджмент
Под спортивным менеджментом понимают теоретические и практические основы эффективного управления предприятиями и организациями, имеющими спортивную и оздоровительную направленность.
В России существует более 100 тысяч организаций, которые работают в сфере физической культуры и спорта. Их руководителям и персоналу приходится регулярно решать большой объем задач, которые связаны с состоянием игровых площадок, привлечением аудитории и проведением мероприятий. По факту, руководители и персонал занимаются менеджментом.
Спортивный менеджмент является одной из отраслей специального менеджмента. Он связан с управлением организациями физкультурно-спортивной направленности и решением специальных задач, которые возникают в специфической сфере. С позиций менеджмента спорт и физическая культура – это не только двигательная деятельность человека, но и вся совокупность физкультурно-спортивных организаций, к числу которых относятся:
Продуктом трудовой деятельности организаций являются спортивные и физкультурные услуги, а также организованные формы занятий спортом, специально разработанные программы для осуществления спортивных тренировок и мероприятий, спортивные зрелища. Экспертом в этой области является спортивный менеджер, который имеет специальное образование и занимает руководящую должность в организации. Эксперт занимается научным управлением, использует методики и инструменты для организации и принятия управленческого решения. Объектом спортивного менеджмента является совокупность оздоровительных, физкультурных и спортивных организаций государства, а продукт их деятельности – это услуги спортивного, физкультурного и оздоровительного характера.
Предмет спортивного менеджмента – управленческие отношения, которые формируются и развиваются в процессе взаимодействия объекта и субъекта управления внутри организации. Следует также отметить, что специалисты выделяют несколько функциональных разновидностей менеджмента: стратегический менеджмент, финансовый менеджмент, персонал-менеджмент, проектный менеджмент, инновационный менеджмент, маркетинговый подход в спортивном менеджменте.
Готовые работы на аналогичную тему
Задача спортивного менеджмента сводится к обеспечению единства, целостности представления об отраслевой системе управления, а также о принципах и закономерностях, технологии управления и принятия решений относительно функционирования и процветания спортивно-физкультурных предприятий. Менеджмент является неотъемлемой частью рыночных условий России. Учитывая складывающуюся традицию, эксперты пользуются понятием «управление физической культурой и спортом», поскольку оно включает в себя более обширное понимание и анализ данной сферы.
Функции спортивного менеджмента
Исследователи выделяют несколько конкретных функций спортивного менеджмента. Это подчеркивает их специфичность и соотнесение с конкретной отраслью управления. Конкретные функции раскрывают содержание управления как особой социально-педагогической системы.
Первая функция менеджмента – это разработка городских программ в области физкультуры и спорта. Государственная политика ориентирована на пропаганду спорта и здорового образа жизни, и поэтому разработка специальных программ для продвижения спорта и занятий физкультурой в массы является одним из ключевых направлений. Но разработкой обязаны заниматься ответственные и уполномоченные организации, которые имеют достаточный опыт в определении потребностей и создании таких программ, которые будут не просто универсальными, но и эффективными.
Вторая функция – разработка проекта законов и иных нормативно-правовых законов, которые регулируют отношения в области физической культуры и спорта. Несмотря на то, что сфера многим кажется не совсем обоснованной и серьезной, и по большей части добровольной, эксперты все равно видят необходимость в проработке законодательной базы и определении основных направлений для закрепления основ физкультуры и спорта на уровне законодательства. Подобная подкрепленность дает возможность взглянуть на спортивную деятельность с более формальной точки зрения, а сам спорт сделать обязательной частью жизни каждого человека. Спортивная деятельность, приверженность к двигательной активности и здоровому образу жизни влияет на здоровье нации и здоровье будущих поколений. Благодаря спорту можно осуществлять профилактику опасных заболеваний, увеличить продолжительность жизни. Таким образом, спортивные организации наделяются полномочиями по внесению индивидуальных предложений по усовершенствованию современной спортивной сферы и воспользоваться многими механизмами спортивного менеджмента.
Функции менеджмента в спортивной организации представляют собой отдельные направления управленческой деятельности, которые позволяют осуществлять управленческое воздействие на объект. Функции занимают одно из ведущих положений в теории и практике спортивного менеджмента, раскрывают его сущность и содержание отраслевой специфики управления. Выделяют общие и конкретные функции менеджмента. Управление рассматривается как процесс, который предполагает наличие последовательно сменяющихся действий. Действия носят циклический характер, но на каждом новом этапе они становятся совершенными, улучшается качеством.
Реферат по физической культуре по теме «Менеджмент в физической культуре и спорте»
Реферат по дисциплине:
«Менеджмент физической культуры и спорта»
«Менеджмент в физической культуре и спорте. Сущность, цели»
Долинина Надежда Владимировна
Сущность менеджмента в физической культуре и спорте
Цели менеджмента в физической культуре и спорте
Функциональные разновидности менеджмента в физической культуре и спорте
Термин “менеджмент” стал использоваться в России в начале формирования рыночных отношений. Он заимствован из английского языка и имеет несколько значений. “Менеджмент”- может обозначать как эффективное использование ресурсов, таких как капитал, здания, материалы и труд для достижения поставленных целей с наибольшей эффективностью, так и способ, манеру общения с людьми, власть и искусство управления.
Довольно часто менеджмент трактуется как управление в конкретной организации, как внутрифирменное управление.
За последние годы произошли значительные экономические изменения в спорте и спортивной индустрии: качественно изменены отношения собственности в системе спортивных организаций и их инфраструктуре, деятельность многих спортивных клубов, команд и федераций поставлена на рыночную основу.
Учитывая произошедшие перемены, вполне понятно, что реконструировать сложившуюся систему экономических отношений в спорте, усовершенствовать параметры ее деятельности, могут только высококвалифицированные специалисты в области физической культуры и спорта. Подготовить таких специалистов невозможно без знаний современной экономики спорта и предпринимательства, так как именно эти сферы являются основополагающими для развития физкультуры и спорта в целом. Таким специалистом в спортивной организации, действующей в рыночных условиях является спортивный менеджер. Отдельные элементы управленческой деятельности в определенной мере присущи всем категориям работников физической культуры и спорта: тренерам, преподавателям, учителям физической культуры, инструкторам и т. д. В этом можно убедиться, проанализировав должностные обязанности различных категорий физкультурно-спортивных работников, предусмотренные тарифно-квалификационными характеристиками.
Сущность менеджмента в физической культуре и спорте
В спортивных организациях, как и других организациях, сотрудники взаимодействуют друг с другом, и между ними происходит разделение труда.
Управление в организации всегда выступает как диалектическое единство объекта и субъекта управления.
Субъект управления — это тот, кто управляет, объект управления — тот, кем управляют. Между этими элементами существует прямая и обратная связь. Взаимодействуя, названы элементы, образуют управляемую систему.
Системой называют упорядоченный набор элементов. «Под целостной системой понимается совокупность компонентов, взаимодействие которых порождает новые интеграционные качества, не свойственные ее образовывающим» (В.Т. Афанасьев). Главные свойства системы:
— целостность системы, которая заключается в том, что действие элементов подчинено выполнению целей, поставленных системой;
— подчиненность элементов заключается в связи их между собой; — наличие информации как неотъемлемого свойства системы.
Физическая культура и спорт относятся к социальным системам, в которых управление носит сложный характер, а результаты управленческих действий являются многовариантными. Спортивный менеджмент — это такой вид управления, где целью выступает согласование друг с другом индивидуальных усилий работников физкультурных и спортивных организаций по поводу производства физкультурно-спортивных услуг и товаров.
Показатель эффективности управления спортивной организацией — результаты ее работы: число спортивных команд, результаты их выступления, количество и качество предоставленных населению физкультурно-спортивных услуг и так далее.
Цели менеджмента в физической культуре и спорте
Определение цели является начальным этапом процесса менеджмента в физической культуре и спорте, поскольку он по своему содержанию характеризует целенаправленное воздействие.
Ход осознания и формулирования цели менеджмента в физической культуре и спорте называют целеполаганием.
Целеполагание осуществляется на основе определенных правил, к важнейшим из которых следует отнести следующие: описание конкретной ситуации, требующей вмешательства субъекта менеджмента (управления); формулирование генеральной цели как желаемого результата, а не процесса; декомпозиция (дифференциация) генеральной цели на подцели; исключение постановки альтернативных подцелей; установление для каждой подцели критериев ее достижения; формулирование для объектов менеджмента (управления) подцелей в виде конкретных задач (подзадач) и др.
Цель менеджмента в физической культуре и спорте есть желаемое, возможное и необходимое состояние физкультурно-спортивной организации (отрасли), которое должно быть достигнуто.
Конечной целью менеджмента коммерческой физкультурно-спортивной организации является обеспечение прибыльности или доходности ее работы путем рациональной организации труда.
В целях менеджмента федеральных органов управления физической культурой, спортом и туризмом воплощается социальная политика государства.
В крупномасштабной управленческой деятельности, отличительной особенностью которой является разделение общей цели на ряд составляющих, обычно применяется так называемое «дерево целей». Разработка дерева целей позволяет менеджерам спортивной организации системно представить порядок движения к конечной цели, учесть необходимое количество задач, требующих решения на пути к ее достижению.
К формулировке управленческих целей предъявляется ряд требований, основными из которых являются: конкретность (сформированный результат); обозримость (краткосрочность, долгосрочность); реальность (достижимость); взаимосвязанность, согласованность и эффективность.( 6)
Функциональные разновидности менеджмента в физической культуре и спорте
Специализация труда менеджеров неуклонно развивается. Поэтому наряду с общим менеджментом выделяют функциональные разновидности менеджмента в физической культуре и спорте
Это область деятельности высшего руководства физкультурно-спортивной организации проявляется в выборе миссии физкультурно-спортивной организации, т. е. глобальной цели, для реализации которой она создается и функционирует. Миссия обычно характеризуется содержанием следующих основных элементов: описание продукта (услуг, работ, товаров), производимого организацией; характеристика рынка потребителей, на котором предполагает действовать организация; конкретные цели деятельности организации; философия организации (базовые взгляды и ценности, служащие основой для создания системы мотивации); внутренняя концепция деятельности организации (преимущества и недостатки, конкурентоспособность и т.п.); имидж организации, выражающий социально-экономическую ответственность организации перед потребителями, партнерами и обществом в целом.
Выбор миссии напрямую зависит от потенциала физкультурно-спортивной организации, включающей следующие виды ресурсов: технические (сооружения, оборудование и т.п.); технологические (современные технологии производства спортивных товаров, предоставления физкультурно-спортивных услуг и т.п.); кадровые (персонал необходимого уровня образования и квалификации в требуемом количестве); информационные (наличие информации в объеме, достаточном для обеспечения конкурентоспособной деятельности, а также современных средств ее получения, переработки, хранения, передачи и т.п.); финансовые (стабильные источники финансирования в необходимых для эффективной деятельности объемах); организационные (формирование адекватной миссии организационной структуры, определение прав и обязанностей исполнителей, правил организационного поведения и т.д.); временные (реальность сроков реализации локальных целей и задач).
Кроме того, необходимо учитывать и такие основные элементы внешней среды, как спрос на производимую продукцию, конкуренцию, поставщиков и др.
Стратегический менеджмент теснейшим образом связан с такой функциональной разновидностью менеджмента, как программный (проектный) менеджмент.
Программный (проектный) менеджмент
Для решения возникающих проблем, связанных с постоянно изменяющейся внешней средой, необходимостью достаточно быстрой и эффективной модернизации деятельности физкультурно-спортивной организации формируются специальные (временные) коллективы, отвечающие за разработку и реализацию соответствующей программы или проекта.
Деятельность в рамках организационного менеджмента включает в себя проектирование, создание и совершенствование организационных структур; четкое разграничение функций; распределение организационных задач, обязанностей, прав и ответственности структурных подразделений физкультурно-спортивной организации и отдельных исполнителей; установление взаимосвязей между ними; строгое соблюдение установленных правил организационного поведения, принятия управленческих решений и др.
Основополагающими элементами деятельности в рамках персонал-менеджмента является подбор персонала, обеспечение его профессиональной карьеры, мотивация сотрудников, формирование корпоративной культуры, управление конфликтами и т.д.
Для эффективной реализации своей миссии, физкультурно-спортивная организация должна располагать персоналом, обладающим такими качественными характеристиками, как наличие конкретных знаний и профессиональных навыков, психологических, интеллектуальных, физических качеств для осуществления конкретной профессиональной деятельности.
В персонал-менеджменте особое значение придается формированию команды , т.е. такого трудового коллектива, в котором работники работают над реализацией общих целей и привержены базовым ценностям физкультурно-спортивной организации.
В спорте инновация рассматривается как внедрённое новшество, востребованное рынком. При этом инновациями не могут быть любые новшества, а лишь только те, которые значительно повышают качественный рост эффективности процессов или продукции. Спектр инноваций в деятельности физкультурно-спортивных организаций весьма многообразен: например, тренер использует новые методики спортивной тренировки, проблемное обучение, диалоговое преподавание и многое другое.
В случае, когда инновационный процесса в физкультурно-спортивной организации сталкивается с различными рисками, он выступает в комплексе с риск-менеджментом.
Риск-менеджмент физкультурно-спортивной организации является деятельностью, направленной на предотвращение потерь, в системе которых выделяют: материальные потери, которые могут проявляться в прямых потерях оборудования, имущества, продукции, сырья, энергии, потери рабочего времени, финансовые потери, и т.п.;
Главной задачей финансового менеджмента является обеспечение наиболее эффективного использования финансовых ресурсов, поступающих в физкультурно-спортивную организацию как от внешнего, так и от внутреннего источника финансирования.
Государство и различные коммерческие организации вкладывают значительные средства в развитие физической культуры спорта, что свидетельствует о возросшем интересе к физической культуре и спорту в России. На сегодняшний день актуальными являются задачи управления и организации деятельности в области физической культуры и спорта. Значимой и деятельной фигурой в сфере физической культуры и спорта стал сегодня спортивный менеджер.
Ежедневно спортивному менеджеру физкультурно-спортивных организаций приходится решать множество вопросов: как организовать физкультурно-спортивное мероприятие, найти спонсоров, привлечь зрителей.
Важно отметить, что современный спорт невозможно представить обособленным, изолированным и функционирующим вне экономических отношений. В реальных условиях спорт базируется на кооперации, связывающей его и сопряженные с ним сферы деятельности. Основополагающей задачей спортивного менеджмента в стране является создание условий для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан.
Реферат на тему «Менеджмент в физической культуре и спорте»
Реферат по дисциплине:
«Менеджмент физической культуры и спорта»
«Менеджмент в физической культуре и спорте»
Уванзай Айлана Александровна
Характеристика менеджмента в сфере физической культуры
Функции и принципы спортивного менеджмента с. 5
Методы менеджмента в сфере физической культуры
Список литературы с. 19
По мере развития общества физическая активность и спорт все шире проникают во все сферы жизни людей, становятся вес более значимой и неотъемлемой частью жизнедеятельности мировой цивилизации.
В настоящее время миллионы люден во всех странах мира ведут здоровый образ жизни, составной частью которого являются занятия физическими упражнениями и оздоровительной гимнасткой, участие в спортивных соревнованиях. Гигантскими темпами развивается в последние десятилетия и спорт высших достижений, постепенно превращаясь в целую индустрию спортивных и зрелищно-массовых мероприятий.
Социально-экономические изменения в российском обществе вызывают необходимость осмысления и широкого изучения вопросов организации и управления в сфере физической культуры и спорта на основе использования опыта, теории и практики менеджмента.
Менеджмент – это особая управленческая технология, необходимая организациям любого типа в условиях быстро меняющейся среды и представляющая собой систему гибкого, предприимчивого управления, способную своевременно перестраиваться, реагировать на конъюнктуру рынка, условия конкурентной борьбы и социальные блага.
Целью данной работы является изучение и описание менеджмента в физической культуре и спорте, его функций, принципов и методов.
Характеристика менеджмента в физической культуре и спорте
Менеджмент (англ. management управление, заведование, организация) – управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли. Таким образом, конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности фирмы путём рациональной организации производственного процесса.
Спортивный менеджмент – молодая, но быстро и неравномерно развивающаяся область научно-практических знаний. Как показывают исследования (В.У. Агеевец, В.А. Черепов, 1995), спортивный менеджмент занимает первое место по практической значимости для современных руководителей – организаторов спорта: руководителей спортивных организаций, клубов и обществ, начальников спортивных команд, тренеров сборных команд, руководителей учебных заведений в спорте, директоров спортивных сооружений и других. Подготовка высококвалифицированных спортивных менеджеров играет, в связи с отмеченным, исключительно важную роль. Эффективное функционирование различных физкультурно-спортивных организаций требует притока в них молодых специалистов, овладевших знаниями в области культуры управленческой деятельности.
Функции и принципы спортивного менеджмента
Зарубежные специалисты по спортивному менеджменту считают, что ему присущи четыре основные функции:
Планирование определяет цели различных спортивных организаций и программу действий для их достижения. Иными словами, оно даёт ответы на вопросы: Что делать? Как делать?
Организация устанавливает формальные отношения в ходе выполнения плановых работ среди исполнителей. В отличие от планирования, организация, в основном, должна дать ответ на вопрос: Кто будет делать?
Руководство представляет собой процесс влияния на различных членов организации для решения целей, поставленных перед ней. Для того, чтобы быть эффективным руководителем, менеджер должен постоянно расширять свои знания о мотивационных процессах.
Анализ связывает положение организации в целом, её подразделений и отдельных работников с качеством выполнения работы по её конечному результату. В процессе анализа оценивается исполнение, сравнивается исполнение со стандартами, заложенными при планировании и, таким образом, устанавливается обратная связь между целью и уровнем ее реализации.
2. Организация – обеспечивает создание единой организационной структуры.
Для оценки уровня спортивно-оздоровительной работы применяется система, предусматривающая:
а) оценку уровня проведения занятий (с помощью наблюдений, анализа обзоров и отчетов);
б) оценку реализации поставленных целей и задач (посредством анкетирования с занимающимися физической культурой и спортом);
в) разработку планов занятий (на основе данных двух первых этапов оценки составляется конкретный план работы, включающий сетку занятий, проект финансирования, требования к спортивным сооружениям и т.п.).
Известно, что организации разительно отличаются друг от друга по размерам, структуре, выпускаемой продукции или предоставляемым услугам и др. В связи с этим возникает вопрос: возможны ли единые подходы к их управлению? Ответ на этот вопрос может быть дан утвердительный. В любой организации менеджмент выполняет одни и те же функции: планирование, организация, руководство и анализ, которые универсальны, вне зависимости от специфических особенностей организаций.
Современный спортивный менеджмент осуществляется на основе четырех принципов, позволяющих:
— улучшать взаимоотношения между сотрудниками для повышения эффективности результатов работы;
— выявлять потребности работников и изыскивать возможности их удовлетворения;
— оказывать влияние на членов организации и привлекать их к решению задач, стоящих перед организацией;
— использовать особенности традиций страны, ее истории и культуры, применяя их в модернизированной системе управления.
Процесс менеджмента как взаимодействие субъекта и объекта осуществляется с помощью конкретного механизма.
Механизма менеджмента в физической культуре и спорте представляет собой комплекс форм, методов и средств, обеспечивающих эффективную реализацию целей ФСО, наиболее полное удовлетворение потребностей их работников и потребителей производимых ими социально-культурных услуг.
Принципы менеджмента в физической культуре и спорте представляют собой основные правила, положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления и отдельные руководители в процессе осуществления управленческого воздействия.
К основным принципам менеджмента в физической культуре и спорте можно отнести следующие:
принцип демократического централизма, закрепленный в конституционном положении о том, что общие вопросы физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и проявляющийся в сочетании централизованного управления отраслью со стороны федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта и самостоятельности в управлении отраслью со стороны соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и т.д.;
принцип научности, заключающийся в необходимости построения всей системы менеджмента (управления) на новейших научных данных, характеризующих закономерности и объективные тенденции развития физической культуры и спорта и т.п., использования индивидуального (персонифицированного) подхода к каждому объекту воздействия, осуществления критической оценки эффективности принимаемых решений, применения современных средств и методов обработки управленческой информации, организационной техники и др.;
принцип плановости, означающий установление на определенный период направлений, темпов и пропорций развития физической культуры и спорта, физкультурно-спортивной организации и т. п. Наиболее характерными проявлениями этого принципа являются плановое финансирование физической культуры и спорта из бюджетов различных уровней, в первую очередь с использованием ведомственной классификации, построение деятельности физкультурно-спортивной организации на основе бизнес-плана и иных видов планов и др.;
принцип сочетания отраслевого и территориального управления, базирующийся на существующем административно-территориальном делении страны и отраслевой структуре народного хозяйства и означающий, например, что физкультурно-спортивная организация может быть создана и может функционировать как по отраслевому (например, физкультурно-спортивный клуб образовательного учреждения, промышленного предприятия, учреждения и т.п.; физкультурно-спортивные общества «Динамо», «Спартак», «Урожай», «Юность России» и т.п.), так и по территориальному (физкультурно-спортивный клуб по месту жительства и т. п.) принципу;
принцип экономичности и эффективности, предполагающий возможно большую экономию сил и наиболее производительное применение труда. С точки зрения теории в менеджменте (управлении) данный принцип не в последнюю очередь ориентирован на сокращение численности административно-управленческого аппарата. Названный принцип проявляется и в так называемой норме управляемости: большинство специалистов придерживаются мнения, что контроль руководителя над исполнителями будет достаточно эффективным, если численность последних не превышает 10-12 человек;
принцип ответственности, означающий в первую очередь обязательное установление прав, обязанностей и ответственности подразделений физкультурно-спортивной организации, их руководителей и сотрудников в форме различных нормативно-правовых документов (положений, должностных инструкций, приказов, распоряжений и т.п.). В настоящее время все большее внимание уделяется использованию этого принципа применительно к так называемой социальной ответственности, т.е. ответственности бизнеса перед социумом, реализуемой, например, в форме спонсорской поддержки развития физической культуры и спорта и т.д. Принцип ответственности на практике тесно связан с делегированием полномочий, когда руководитель передает часть своих прав, обязанностей и ответственности компетентным подчиненным, а также с так называемым «принципом первого руководителя», подразумевающим обязательность непосредственного участия первого руководителя в подготовке принципиально важных для деятельности организации документов и их реализации (например, в разработке и реализации бизнес-плана и т.п.);
принцип сочетания материального и морального стимулирования основывается на утверждении, что «всякая крайность (либо моральное, либо материальное стимулирование) есть признак ограниченности». Одним из наиболее ярких проявлений использования этого принципа в отрасли «физическая культура и спорт» является присвоение сотрудникам различных физкультурно-спортивных организаций государственных наград (моральное стимулирование в виде признания со стороны общества заслуг конкретного работника), которое предполагает надбавку к заработной плате (материальное стимулирование труда конкретного работника), и др.
Современный спортивный менеджмент, осуществляемый на основе принципов, позволяет:
— улучшать взаимоотношения между сотрудниками для повышения эффективности результатов работы;
— выявлять потребности работников и изыскивать возможности их удовлетворения;
— оказывать влияние на членов организации и привлекать их к решению задач, стоящих перед организацией;
— использовать особенности традиций страны, ее истории и культуры, применяя их в модернизированной системе управления.
На основе охарактеризованных выше принципов общие и конкретные функции менеджмента в физической культуре и спорте как относительно обособленные направления управленческой деятельности реализуются в практике с использованием различных методов.
Методы менеджмента в сфере физической культуры и спорта
Процесс менеджмента как взаимодействие субъекта и объекта осуществляется с помощью конкретного механизма. Механизма менеджмента в физической культуре и спорте (ФКиС) представляет собой комплекс форм, методов и средств, обеспечивающих эффективную реализацию целей ФСО, наиболее полное удовлетворение потребностей их работников и потребителей, производимых ими социально-культурных услуг.
Методы менеджмента в ФКиС представляют собой конкретные способы воздействия субъекта на объект (органа управления на физкультурно-спортивную организацию, руководителя физкультурно-спортивной организации на ее сотрудников и т.п.).
Методы менеджмента в физической культуре и спорте классифицируют по различным основаниям. В их совокупности выделяют методы прямого (достижение непосредственного результата) и косвенного (создание условий для достижения результата) воздействия; формального (авторитарный стиль руководства) и неформального (демократический стиль руководства) воздействия и т.д.
Наиболее важное значение с точки зрения практики менеджмента имеет классификация методов на основе специфики отношений, складывающихся между сотрудниками физкультурно-спортивной организации в процессе совместного труда. По этому основанию методы менеджмента подразделяют на организационные, экономические и социально-психологические.
Организационные методы менеджмента в ФКиС базируются на отношениях власти и подчинения. В совокупности организационных методов менеджмента обычно выделяют следующие группы.
Методы организационно-стабилизирующего воздействия применяются для создания организационной основы совместной работы и заключаются в распределении функций, обязанностей, ответственности, полномочий, установления порядка деловых взаимоотношений и т.д. Эта группа методов включает:
— регламентирование (четкое закрепление функций за организацией, ее руководителем, подразделением, исполнителем и т.п.);
— нормирование (определение допустимых границ деятельности и установление нормативов труда);
— инструктирование (ознакомление исполнителя с различными факторами и обстоятельствами выполнения определенных работ в форме объяснения, совета, предостережения, разъяснения и т.п.).
2. Методы распределительного воздействия используются для решения текущих задач и позволяют корректировать деятельность с учетом изменения ситуации. Методы этой группы обычно реализуются в форме приказа, распоряжения и т.п.
3. Методы дисциплинарного воздействия предназначены для ликвидации отклонений в деятельности, для обеспечения четкого и своевременного выполнения установленных обязанностей. За невыполнение (ненадлежащее выполнение) обязанностей к работнику ФСО могут быть применены: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с работы, штрафные санкции.
4. В качестве специфических разновидностей организационных методов рассматриваются административные методы и методы правового регулирования, которые по своей природе характерны в первую очередь для управления ФКиС.
Административные методы связаны с властной природой государственного управления, проявляющейся в различных обстоятельствах и ситуациях:
— одна сторона взаимоотношений (государственный орган управления, должностное лицо) наделена властными полномочиями и потому может отдавать приказы другой, как правило прямо подчиненные ей, стороне взаимоотношений (организации), которая обязана выполнять предписанное независимо от того, согласна она с ним или нет;
— одна сторона взаимоотношений (государственный орган управления, должностное лицо) обладает правом рассматривать заявления, жалобы другой стороны взаимоотношений (граждан) и удовлетворять их законные интересы;
— одна сторона взаимоотношений (государственный орган управления) устанавливает нормы, которые подлежат неукоснительному исполнению другой стороной взаимоотношений (гражданами) и т.д.
Методы правового регулирования представляют собой применяемые государством средства правового воздействия на общественные отношения.
Авторитарный способ используется при регулировании административных и других правоотношений и характеризуется тем, что одна сторона правоотношений наделена правом устанавливать другой стороне правоотношений содержание ее деятельности.
Автономный способ базируется на том, что стороны правоотношений являются равноправными и в рамках действующего законодательства могут самостоятельно устанавливать содержание своих прав и обязанностей, изменять или прекращать их. Методы правового регулирования отношений в сфере трудового, финансового и других отраслей права носят комплексный характер и включают в элементы авторитарного и автономного способов.
5. Социально-психологические методы менеджмента в ФКиС используются для воздействия на социально-психологические отношения людей и потому в наибольшей степени характерны для менеджмента ФСО. Специфика этих методов связана с применением разнообразных неформальных факторов, интересов личности, группы, трудового коллектива. К их числу относят:
— формирование трудовых коллективов с учетом социально психологических характеристик людей (способностей, темперамента, черт характера и т.п.), что создает благоприятные условия для совместной деятельности и социального развития ФСО;
— социальное нормирование поведения, в том числе путем поддержания традиций ФСО и т.п.;
— социальное регулирование, связанное с учетом реального взаимодействия социальных интересов, их единства и разнообразия;
— социальное стимулирование за счет создания обстановки социально-психологической заинтересованности в достижении целей деятельности ФСО (повышение квалификации, культурный рост сотрудников, творческое отношение к труду и т.п.);
— удовлетворение культурных и социально-бытовых потребностей работников, в том числе обеспечение возможностей для проведения досуга, предоставление жилья и т.п. благ;
— создание и поддержание благоприятного социально-психологического климата совместной работы за счет морального стимулирования социальной активности, требовательности, взаимоподдержки и помощи и др.
1. Методы экономического воздействия.
2. Централизованный плановый метод.
3. Метод кредитования.
4. Метод хозяйственного расчета.
Методы экономического воздействия направлены на реализацию объективных экономических интересов. Материальное воздействие здесь выступает в 3-х формах: общественной; коллективной; индивидуальной.
К общественной форме в первую очередь относятся моральные стимулы.
Методы экономического воздействия на коллективные и индивидуальные интересы могут иметь как положительную направленность (материальное стимулирование), так и отрицательную (материальные санкции). К материальному стимулированию относятся: премия, заработная плата и др. К материальным санкциям относятся: штрафы, лишение премий, прекращение финансирования и др. Методы экономического воздействия находят широкое применение при переходе на контрактную систему работы в нашей сфере.
Централизованный плановый метод позволяет:
— определить направления и цели развития видов спорта по регионам;
— правильно распределить трудовые и финансовые ресурсы;
— внедрить достижения научно-технического прогресса;
— контролировать проведение и выполнение плановых заданий.
Существуют 3 модели хозрасчёта.
— аренду имущества (организации, спортсооружения);
— внутрихозяйственную аренду (арендный подряд);
— семейную или индивидуальную аренду.
Регламентируются отношения арендодателя с арендатором договором аренды. При первой и второй формах хозрасчета все фонды экономического стимулирования строго нормируются. При использовании третьей модели хозрасчета предоставляется право самостоятельно определять размеры фондов развития производства и социального развития.
Физическая культура и спорт в современном обществе являются важнейшим фактором поддержания и укрепления здоровья людей, совершенствования их культуры, способом общения, активного проведения досуга, альтернативой вредным привычкам и пристрастиям. Вместе с тем физкультура и спорт интенсивно воздействуют на экономическую сферу жизни государства и общества: на качество рабочей силы, на структуру потребления и спроса, на поведение потребителей, па внешнеэкономические связи, туризм и другие показатели экономической системы.
Список использованной литературы