менеджер 1 категории что это

Категории менеджеров и их обязанности

Приемная комиссия

пн. — пт. с 10.00 ч. до 18.00
сб. с 10.00 ч. до 17.00
обед: с 13.00 до 14.00

Сегодня очень часто на слуху профессия менеджера, но далеко не все знают, что она собой представляет. Менеджером является наёмный управляющий, в задачи которого входит контроль за производством и оборотом продукции или предоставлением услуг. Он может управлять целой организацией или одним из её отделов. В России сложилось так, что менеджерами называют чуть ли каждого вне зависимости от того, есть ли у него подчинённые или нет.

менеджер 1 категории что это. Смотреть фото менеджер 1 категории что это. Смотреть картинку менеджер 1 категории что это. Картинка про менеджер 1 категории что это. Фото менеджер 1 категории что это

Под специальностью менеджмента подразумевается грамотная организация рабочего процесса. От специалиста в этой области в немалой степени зависит эффективность работы предприятия. Чем больше список навыков и выше профессионализм, тем более широкими будут его полномочия. Это непосредственным образом влияет на заработную плату и карьерный рост.

Общепринято выделять несколько категорий менеджеров:

Высшего звена. Количество управленцев данной категории даже в крупных компаниях не превышает нескольких человек. Типичными должностями, которые занимают топ-менеджеры, являются: директор, генеральный директор, ректор вуза. Величина зарплаты в зависимости от уровня управления и компании может достигать нескольких сотен тысяч рублей. Данный уровень требует у кандидата наличия высшего образования – порой не одного.

Среднего звена. К этой категории относятся менеджеры, являющиеся начальниками над управленцами низового звена. Уровней таких управленцев в зависимости от величины предприятия может быть несколько. Сюда относятся начальники отделений, цехов, деканы факультетов. Они, как правило, имеют диплом об окончании вуза.

Низового звена. Включается младших начальников, которые контролируют работу других сотрудников, не относящихся к управленцам. Это может быть завкафедрой, заведующий отделом торговой точки. Многие люди делают первые шаги в управленческой карьере именно с менеджера низового звена. Уровень образования при этом может быть любым.

Перечень должностных обязанностей

Вне зависимости от направления деятельности, должные обязанности специалиста в области менеджмента состоят из:

менеджер 1 категории что это. Смотреть фото менеджер 1 категории что это. Смотреть картинку менеджер 1 категории что это. Картинка про менеджер 1 категории что это. Фото менеджер 1 категории что это

Что нужно знать?

Специалист в области менеджмента может работать в разных сферах вне зависимости от того, будет он управлять предприятием или небольшим отделом. Основная цель управления заключается в увеличении прибыли компании и/или снижении её расходов. Кандидат на вакантное место менеджера по возможности должен обладать большим багажом, включающим в себя знания:

Хорошо, если менеджер будет знаком с основами психологии и социологии, т.к. это ему пригодиться при управлении персоналом. Также было бы неплохо знать эффективные методы оценки деловых качеств сотрудников. Большим плюсом для современного менеджера станет знание хотя бы одного иностранного языка, а лучше нескольких, к примеру, английского, немецкого, испанского. Кроме того, нужно обладать высоким уровнем грамотности и правильной речью, ведь в работе придётся регулярно общаться с людьми.

менеджер 1 категории что это. Смотреть фото менеджер 1 категории что это. Смотреть картинку менеджер 1 категории что это. Картинка про менеджер 1 категории что это. Фото менеджер 1 категории что это

Как стать менеджером?

Выучиться на управляющего можно, поступив в вуз по профилю «Менеджмент организации», «Финансовый менеджмент» и др. На занятиях Вы будете изучать логистику, мировую экономику, корпоративные финансы, государственное и муниципальное управление, основы маркетинга. Плюсом обучения в вузе является то, что на старших курсах Вы практикуетесь по выбранному направлению и получаете первый практический опыт. В дальнейшем Вы можете трудоустроиться там же, где проходили практику.

Обучение в вузе по направлению менеджмента – это не только глубокие знание по целому ряду дисциплин и практика, но и возможность совмещать учёбу с работой по специальности. Во многих вузах есть обучение по заочной форме. В таком случае по окончании института у Вас уже будет неплохой опыт работы (хотя бы на должности менеджера низового звена) и необходимые знания. В дальнейшем Вы сможете работать на любой должности, которая связана с менеджментом.

Подать заявление о поступлении в институт онлайн!

Источник

Кто такой категорийный менеджер и зачем он нужен?

Выделение в штате торговой компании такой позиции как категорийный менеджер может стать разумным шагом в условиях жесткой конкуренции. Особенно, если речь идет о небольших и средних сетях. В крупных компаниях наличие категорийных менеджеров просто обязательно. По сути дела, это аналитики, которым нужны удобные инструменты для анализа продаж и планирования поставок. В этом категорийным менеджерам помогает система “1С Товары”. Давайте разберемся подробней в чем же заключаются обязанности этого специалиста и какими навыками он должен обладать?

Кто это такой?

Как и любой другой менеджер, специалист по категориям в должен способствовать увеличению продаж и, соответственно, росту доходов компании. В его работе, разумеется, есть свои нюансы.

Следует понимать, что категорийный менеджер так называется по той простой причине, что он занимается вопросами поставок, обеспечения хранения, мерчендайзинговыми вопросами и продажей не отдельных товаров и даже групп, а именно категорий товарных позиций, схожих по своим эксплуатационным характеристикам и функционалу.

Должность категорийного менеджера на самом деле достаточно ответственна. Этот специалист напрямую влияет на эффективность продаж категорий товаров, не отдельных позиций, а именно целых направлений. Как правило, это всегда существенный процент в общей прибыли организации, предприятия или торговой сети.

Ошибки сотрудника приводят, если ни к необратимым последствиям, то к серьезным издержкам. По этой причине топ-менеджеры стараются занимать эту штатную позицию исключительно опытными и квалифицированными профессионалами.

Еще одной особенностью деятельности категорийного менеджера заключается в ее многофункциональности и разносторонности. Исполнитель обязан великолепно ориентироваться в управленческих вопросах, логистике, экономике, маркетинге, мерчендайзинге и даже психологии покупателей.

Столь высокие профессиональные требования приводят на самом деле к тому, что реально сильных категорийных менеджеров на рынке труда не так много, и за них между крупнейшими сетевыми и производственными компаниями ведется ожесточенная борьба. В результате зарплаты хороших специалистов достаточно высоки, к этому бизнесу, планирующему вводить соответствующую штатную единицу, необходимо быть готовым.

Какую работу выполняет категорийный менеджер?

Как уже отмечалось, категорийный менеджер – специалист абсолютно универсальный, способный решать самые сложные и неординарные задачи, причем совсем необязательно только в своей области. Его квалифицированные советы будут не лишними во многих областях бизнес-деятельности. В его компетенции следующие обобщенные задачи:

Помимо приведенных функций, категорийный менеджер выполняет и ряд управленческих задач. В его прямые обязанности входит контроль за работой иных менеджеров, мерчендайзеров, иных сотрудников, вплоть до продавцов.

Требования к знаниям, навыкам и квалификации специалиста

Понятно, что случайного человека поставить на данную должность невозможно, по крайней мере, если важен конечный результат. К соискателям предъявляются определенные требования, соответствие которым существенно повышает вероятность успешного сотрудничества, но не гарантирует их полностью (это важно учитывать).

Принципиально важно для кандидата иметь высшее образование, причем, профильное, связанное с экономикой, маркетингом или менеджментом. Стоит отметить, что сегодня на рынке труда подобных специалистов предостаточно. Однако далеко не все они способны справиться с поставленными перед сотрудником задачами, поэтому ориентироваться исключительно на законченный ВУЗ не стоит.

Следующим требованием является высокий уровень психологической устойчивости. Это позволит вести адекватную работу с поставщиками, потребителями, собственно, коллективом компании и непосредственными подчиненными. Для установления личностных характеристик HR-менеджеры используют разнообразные методики и технологии, включающие, в том числе, стресс-тесты, психологические анкетирования, имитацию реальных практических ситуаций.

Отдельно при найме на работу сотрудника на должность категорийного менеджера необходимо обращать внимание на уровень компьютерной грамотности и пользовательскую подготовку. В современных реалиях функционирование компаний практически полностью завязано на использовании информационных технологий. К примеру, не лишним будет знание программного комплекса 1С (как минимум, на пользовательском уровне), если он используется в компании, актуальных CMS-систем и иного программного обеспечения, необходимого для эффективной работы.

Если деятельность компании завязана на поставках продукции из-за границы либо экспорте собственных товаров, то не лишним будет знание соответствующего иностранного языка. Использование переводчика целесообразно только в том случае, если остальные личностные и профессиональные качества соискателя, что называется, зашкаливают.

Чем отличается категорийный менеджер от специалиста по закупкам

При первом приближении некоторые управленцы и владельцы бизнесов могут предположить, что задачи менеджера по категориям можно возложить на опытного, давно работающего в компании менеджера по закупкам. И действительно, поверхностно их деятельность схожа, но существуют некоторые различия, среди которых имеет смысл выделить следующие:

Когда есть смысл нанимать категорийных менеджеров?

Как и любая другая сложная система, категорийный менеджмент эффективен только при соблюдении определенных условий. Существуют условия, когда внедрение в штат профессионала целесообразно и позволяет повышать продажи. При иных обстоятельствах заработная плата высококвалифицированного специалиста банально не окупается, поэтому имеет смысл озвучить те моменты, которые должны навести руководителей и владельцев торговых компаний на приглашение категорийного менеджера:

Крупная компания, давно и успешно, занимающаяся торговлей. В ассортименте сети представлены, тысячи, десятки и даже сотни тысяч товарных позиций.

Коллектив в офисах и на торговых объектах в более-менее сложился, текучка кадров минимальная.

Наличие одноформатных торговых точек, разнесенных в пространстве, – торговым сетям.

Присутствие устойчивого желания развиваться не единовременно, а в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Возможно, пока рано задумываться о расширении штата, если:

В заключение стоит отметить, что целесообразность внедрения в штат категорийного менеджера определяется индивидуальными особенностями бизнеса. Но, как показывает практика, для крупных торговых и производственных компаний выгода привлечения к работе профессионалов проявляется буквально сразу и отражается в резком росте продаж. Кроме того, опытный, квалифицированный категорийный менеджер помогает сформировать корпоративный подход в крупном коллективе, снизить текучесть кадров, определить базовые направления развития бизнеса.

Источник

Категорийный менеджер

менеджер 1 категории что это. Смотреть фото менеджер 1 категории что это. Смотреть картинку менеджер 1 категории что это. Картинка про менеджер 1 категории что это. Фото менеджер 1 категории что это

От эффективности работы категорийного менеджера зависит товарооборот и прибыль от продажи подотчетных ему товаров. Ответственность за некачественный или просроченный товар на полках магазинов полностью лежит на этом специалисте. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

менеджер 1 категории что это. Смотреть фото менеджер 1 категории что это. Смотреть картинку менеджер 1 категории что это. Картинка про менеджер 1 категории что это. Фото менеджер 1 категории что это

Краткое описание

Категорийный менеджер осуществляет весь цикл продажи товара — от его приобретения до реализации — и самостоятельно принимает решения по вопросам:

Чтобы успешно и эффективно справляться с этими функциями, категорийный менеджер должен хорошо разбираться в маркетинге, закупках, логистике, продажах. Но эти требования являются общими. Обязательно знание конкретного рынка по категории товара: так, например, в сфере спорттоваров необходимо знать основные категории и товарные марки спортивных товаров, производителей и поставщиков. В каждой отдельной группе товаров существует блок специфических знаний, которыми должен владеть категорийный менеджер — это знание сроков хранения продукта, его сезонности, специальных условий перевозки, требований упаковки и т.п.

Особенности профессии

Профессия категорийного менеджера впервые появилась в сфере товаров массового спроса FMCG (от англ. fast moving customer goods) для более эффективных продаж каждой категории продукции.

Спектр деятельности категорийного менеджера включает следующие функции:

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

Минусы

Важные качества

Категорийный менеджер работает с огромными массивами данных, поэтому к специалисту предъявляется отдельное требование — умение работать с информационными системами в области формирования ассортимента, централизованного ценообразования, установления различных сценариев цен, ABC- и XYZ-анализа, контроля и оптимизации складских запасов.

Обучение на Категорийного менеджера

Место работы

Крупные торговые оптовые и розничные сетевые компании, производственные предприятия — отделы снабжения.

Оплата труда Категорийного менеджера

Зарплата категорийного менеджера на декабрь 2021

Информации о зарплатах предоставлена порталом hh.ru.

Уровень зарплаты категорийного менеджера зависит от многих факторов: его квалификации, величины компании, степени ответственности, круга обязанностей и решаемых задач, редкости категории, количества позиций в ассортименте и численности подчиненных. Многие компании в качестве оплаты труда применяют две формы: небольшую фиксированную часть и высокий процент от продаж по категории товаров плюс премиальные за выполнение показателей по соблюдению бюджета закупок и снижению количества неликвидного товара.

Ступеньки карьеры и перспективы

Категорийные менеджеры пользуются высоким спросом и очень ценятся на рынке труда. Чтобы стать хорошим специалистом в категорийном менеджменте недостаточно иметь только профильное образование, необходим опыт работы в торговле на разных позициях. Как правило, хорошую начальную профессиональную подготовку получают снабженцы или менеджеры по закупкам, которые непосредственно сталкиваются в работе с закупкой и логистикой. Встречаются категорийные менеджеры, в прошлом работавшие продавцами, кассирами, товароведами, менеджерами по маркетингу.

Категорийный менеджер с многолетним опытом работы в этой должности способен стать успешным руководителем целой компании, бренд-менеджером или владельцем собственного бизнеса. Хорошо усвоенные принципы работы с отдельной категорией товаров позволяют эффективно управлять всем ассортиментом продукции любой компании.

Интересные факты

История появления профессии

Профессия категорийного менеджера появилась в 1985 году в розничной сети магазинов Schnucks из Сент-Луиса (США), где руководство провело эксперимент: с помощью специальной программы рассчитали оптимальные размеры полочного пространства для каждого продукта отдельной категории. В результате этого нововведения объем продаж вырос. А в розничной торговле к ассортименту магазина стали подходить систематически: как к совокупности отдельных категорий. В торговле определили ключевые позиции: так, группу постоянно покупаемых товаров стали называть «создателем потоков» (traffic builder); категорию с самым большим объемом продаж — «генератором наличности» (cash generator) и т. п. Появились менеджеры, которые управляли отдельной категорией товаров, добиваясь максимального товарооборота и повышения прибыли с учетом интересов покупателя.

Интересные истории из практики категорийного менеджера

Легко реагировать на покупательский спрос в преддверии известных праздников: ёлочные игрушки к Новому году, куличи к Пасхе, сувениры к Олимпиаде и т. п. Но бывают ситуации, когда на категорийного менеджера сходит озарение. Был такой случай, когда специалист крупного торгового центра увидел в прогнозе погоды сильнейший гололед на ближайшие дни. Изучив спрос пошлого года, категорийщик понял, что огромным спросом пользовались насадки на обувь против скольжения. Закупив насадки заранее, правильно разместив их в магазине и своевременно разрекламировав, он привлёк огромное количество клиентов, которые вместе с насадками приобрели попутно и другие товары. Выручка магазина в эти дни была рекордной.

Профессия категорийного менеджера на российском рынке

Категорийные менеджеры в России появились сравнительно недавно с приходом сетевого ретейла. Если раньше функции продаж, закупок, логистики, маркетинга закреплялись за соответствующими отделами, то в сетевой торговле подобная схема тормозит процесс продаж и даже порождает конфликты интересов. Менеджер по закупкам стремится приобрести товар с максимальными скидками, а менеджер по продажам заинтересован в продаже максимального объема товара. В результате дешево приобретался товар, который не имел спроса и оседал мертвым грузом на складах.

В системе категорийного менеджмента за весь жизненный цикл товара (ассортимент, закупку, перевозку, ценообразование, продвижение, сбыт) отвечает один специалист, который анализирует все моменты и учитывает интересы как компании, так и потребителя.

В России позиция категорийного менеджера находится на стадии становления и бурного развития. Но в отличие от зарубежных коллег круг обязанностей российских специалистов пока довольно узок: ограничение в финансовой сфере, логистике. Четко работает система категорийного менеджмента только в «Ашане» и «Копейке».

Источник

Наталья Косаревич: «Переместите товар на уровень глаз и получите до +70% продаж»

Ex-Trade Marketing Director в Ferrero — о том, как правильный категорийный менеджмент приносит больше прибыли.

менеджер 1 категории что это. Смотреть фото менеджер 1 категории что это. Смотреть картинку менеджер 1 категории что это. Картинка про менеджер 1 категории что это. Фото менеджер 1 категории что это

менеджер 1 категории что это. Смотреть фото менеджер 1 категории что это. Смотреть картинку менеджер 1 категории что это. Картинка про менеджер 1 категории что это. Фото менеджер 1 категории что это

Чтобы продукт купили, ему мало просто быть качественным, недорогим или нужным. Важно, чтобы он попал именно в ту категорию, в которой ее ожидает увидеть потребитель.

Наталья Косаревич — экс-маркетинг-директор «Нова Пошта», работала в Procter & Gamble и Ferrero. За 10+ лет карьеры в категорийном менеджменте она не только помогла компаниям вырастить доли рынка, но и вместе с ритейлерами растила категории.

В интервью Наталья рассказала, как покупатель влияет на категорию, от чего отталкиваться при определении цены, как обмануть «периферийное сканирование» и какие тренды потребления перейдут в 2021 год.

Что такое категорийный менеджмент

В ритейле три игрока — производитель, ритейлер и покупатель. У каждого — свои интересы:

Задача категорийного менеджмента — соединить три эти точки так, чтобы был win-win-win. Но добиться этого можно одним способом: удовлетворить покупателя. То есть дать ему оптимальный ассортимент, цену и расположение товара на полке.

Для этого нужно узнать:

Возьмем, к примеру, категорию шампуней. Один человек ищет в ней средства для мытья и ополаскивания волос, другой — ищет там и маски, и флюиды, и масла.

Задачи категорийного менеджера

Главная цель категорийного менеджера — прибыльный рост категории через удовлетворение потребностей и желаний покупателя. Чтобы добиться этой цели, нужно:

#1. Исследовать покупателей и конкурентов. Важно проанализировать боли покупателя и составить его дерево принятия решений. И выяснить стратегию конкурентов — узнать, какую роль у них играет категория и как она выглядит в разных точках продаж.

#2. Разработать и реализовать стратегию развития категории. Вместе с мультифункциональной командой нужно создать или оптимизировать ассортиментную матрицу, определить ценообразование, разместить товар на полке (согласно дереву принятия решения о покупке) и разработать промо.

менеджер 1 категории что это. Смотреть фото менеджер 1 категории что это. Смотреть картинку менеджер 1 категории что это. Картинка про менеджер 1 категории что это. Фото менеджер 1 категории что это

Александр Емельянов,
Chief Product Officer at Kama.co

менеджер 1 категории что это. Смотреть фото менеджер 1 категории что это. Смотреть картинку менеджер 1 категории что это. Картинка про менеджер 1 категории что это. Фото менеджер 1 категории что это

Наталья Косаревич,
Экс-маркетинг-директор в Нова Пошта

Как сформировать категорию

#1. Выясните, как покупатель видит категорию. Производитель и ритейлер могут относить к категории разные продукты и товары.

Чтобы не ошибиться, нужно спросить у покупателя: «Что бы ты хотел от этой категории?». Он может ответить: «Хочу шоколад». И тогда в категорию войдут шоколадный батончик, шоколадная плитка, горячий шоколад и шоколадные конфеты. Если он скажет: «Хочу чего-нибудь сладенького», в категорию добавятся печенье, бисквиты, вафли и возможно даже кусковой сахар.

#2. Посмотрите, насколько продукты в категории важны для всех трех игроков. Это поможет четко обозначить границы категории. Если она будет огромной, то станет неуправляемой. А если очень маленькой, в ней могут быть потери.

#3. Проведите сегментацию категории на более узкие группы согласно качествам, по которым покупатель связывает продукты. На примере шоколада — это процент содержания какао, вкусы наполнителей, бренды, размеры упаковки.

#4. Выстройте дерево принятия решений. Нужно понять, как покупатель принимает решение о покупке, что он сначала выбирает: бренд или процент какао, размер упаковки или наполнитель. И так далее.

Кейс. Когда я работала в Ferrero Украина и Россия, мы поняли одну истину: в супермаркетах мама всегда хочет закупиться очень быстро, но при этом взять что-то вкусное для ребенка. У нас родилась идея. В магазинах больших форматов — гипермаркетах, больших супермаркетах (там, где покупки занимают больше времени) для удобства мам создать отдельную категорию детских кондитерских изделий.

Результат был потрясающим. Во-первых, выросла вся категория детских сладостей. Во-вторых, вырос бренд Kinder как №1 в своей категории — именно по нему мамы в магазине ориентировались, где лежит детская кондитерка.

Особенно выиграли маленькие бренды. Раньше они лежали в линейке взрослых брендов и на фоне 200-300 SKU терялись. Теперь маме стало легче их находить — и их чаще покупали. Еще вырос индекс удовлетворенности покупкой и лояльность к магазинам с новой категорией.

Как понять, что с категорией проблемы

Есть только один маячок — уровень продаж и прибыли категории, а также их динамика. Но рассматривать это нужно не отдельно, а относительно других показателей.

Если у вас бренд шоколадных плиток, важно смотреть, как ваш товар растет относительно ниши шоколадных плиток и всей категории шоколада. Если вы ритейлер, нужно узнать, на сколько процентов ваша категория шоколадных плиток работает лучше/хуже, чем в других магазинах.

На уменьшение продаж влияют не только потребительские настроения или тренды, но и конкурентная среда.

Конкурент выпустил новую линейку, а производитель этого не заметил — спад. Появился новый производитель, а ритейлер не поставил его товар на полке — тоже спад. Если у ритейлера падают сразу несколько категорий, скорее всего, рядом появился конкурент. Может, просто «магазин у дома» в более удобном месте.

Как правильно сформировать цену

Чаще всего ритейлеры и производители формируют цену, отталкиваясь от:

Воспринимаемая ценность — важный фактор. Шоколад к чаю — часто обычный десерт. А вот шоколадное яйцо Kinder с игрушкой-сюрпризом — это восторг ребенка. За это взрослые готовы заплатить дороже, чем за «просто шоколад».

В зависимости от того, где и когда человек покупает товар, он может относиться к нему по-разному. Если он закупается на неделю и видит в магазине шоколад, который у другого ритейлера стоит дешевле, — может и не купить. Но если, идя в гости, он покупает цветы в цветочном магазине и рядом видит ту же плитку на 10–20% дороже, чем везде, — будет рад добавить к цветам шоколад.

Чтобы не ошибиться с определением цены, нужно проверять ценовую эластичность. Отслеживать, на сколько процентов упадет объем, если повысить цену на 10%. Если процент такой же или больший — значит, продукт чувствительный к повышению цены. Лучше ее не трогать, чтобы не загубить бренд и категорию.

Лайфхаки расположения продуктов на полках

Eye level is a buy level — выкладка на уровне глаз дает максимум продаж. Исследования показывают, что перемещение товара на уровень глаз дает до +70% продаж. На эти полки нужно ставить самые востребованные линии продуктов.

Ставить продукт в центр. В магазинах самообслуживания люди смотрят на полки периферийным зрением. Траектория взгляда напоминает ромб: от узкого места с краю расширяется к центру категории — и снова сужается. То есть продукт, расположенный сверху, снизу и по краям категории видно хуже, чем когда он в центре. Чтобы не было слепых зон, используются вертикальные разделители.

Выделять товар вертикально. Магазины используют отдельные вертикальные бренд-боксы, которые привлекают внимание. Еще они прерывают быстрое сканирование.

Анализировать поведение. Любое размещение эффективно, если учитывает специфику поведения покупателя. Если вы понимаете, как человек видит категорию и как выбирает — вы правильно разместите товар.

Кейс. В Ferrero долго считали, что Kinder Surprise — это продукт, чью покупку драйвит ребенок. Если он уже ухватил Kinder в магазине, мама не отберет — и заплатит. То есть Kinder Surprise нужно было размещать в прикассовой зоне на уровне глаз и рук ребенка.

Но мы выяснили, что только 8% покупателей ходит в магазин с детьми. То есть для 92% покупателей наша выкладка была неактуальной. Более того, мамы считают, что на нижних полках много пыли, и продукты питания оттуда — не для детей.

Мы провели эксперимент: разместили яйца Kinder Surprise вместе с другими шоколадом и батончиками Kinder, и уровень продаж бренда вырос на 78% процентов.

Новые тренды в потреблении

Говоря о поведении потребителей, важно помнить, что люди:

Часто действуют спонтанно. На многие покупки влияют не только рациональные, но и иррациональные факторы — это надо анализировать.

Постоянно меняют поведение. Факторы: материальное положение, ожидание изменений в экономике и условий для совершения крупных покупок.

Например, до пандемии сокращалось количество каналов продаж: покупатель определился с набором магазинов, в которые ходит. Но по данным Nielsen, с весны 2020 года число каналов покупок увеличилось, активно добавляется онлайн — причем в новых категориях (медикаменты, продукты питания).

Покупатели разделились на тех, кто за one stop shopping (пришел и купил все в одном месте), и приверженцев шоппинг-сафари (перемещается по магазинам в поисках лучшего предложения). Это тоже важно учитывать.

Тренд ЗОЖ, профилактики болезней тоже набирает обороты — здоровье стало «новым богатством». Это влияет на ввод новых категорий и продуктов в портфеле, размещение их в магазине.

Также важно изучать «миссии» — зачем человек покупает продукт. К традиционным миссиям «запас на неделю», «покупка на неделе маленькими корзинками» добавились «покупка для особых случаев», «покупка по промо».

Как диджитал влияет на категорийный менеджмент

Я рассматриваю диджитал в двух аспектах: как точка продаж и как точка соприкосновения с покупателем на его пути к покупке.

В онлайне человек покупает не так, как в офлайне, и это нужно учитывать. Если в офлайне играют роль выкладки, то в онлайне — удобство поиска, сортировка, быстрая и безопасная оплата.

Часто покупка начинается с запроса в Google, перемещается в обзоры категории, рекомендации блогеров. Поэтому важно настроить SEO, платный поиск, SMM, работу с инфлюенсерами. Нужна синергия работы категорийных менеджеров, маркетинга и диджитал-команд.

Весь бизнес-контент в удобном формате. Интервью, кейсы, лайфхаки корп. мира — в нашем телеграм-канале. Присоединяйтесь!

Каким будет категорийный менеджмент в 2021 году

Хочется, чтобы для ритейлера и производителя он стал нормой. Только так можно удовлетворить потребности покупателя — а значит, выиграть.

Ситуация показывает, что игроки готовы меняться, динамично реагировать на новые условия. Они вводят новые позиции и предложения, которые лучше всего отвечают на запрос здесь и сейчас.

Например, на Rozetka появились базовые продуктовые наборы — если не хочешь нарушать самоизоляцию, можно заказать их с доставкой на дом. Biosphera выпустила набор «Фрекен БОКс» со всеми хозяйственными мелочами. В магазинах появились стойки с дезинфекторами, бесконтактные кассы, форматы Click & Collect.

Ситуация повлияла и на популярность промо. По данным Nielsen, 93% покупателей обращает внимание на промо. А процент тех, кто готов поменять магазин в поисках лучшей цены, вырос с 10% до 30%. Я не фанат тотального промо — оно может девальвировать бренды, а также приводить к потере прибыли. Но сейчас люди действительно ищут лучшее предложение — и на это нужно реагировать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *