медико диагностическое дело что за профессия кем работать
МЕДИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ДЕЛО
Описание:
Специальность высшего образования I ступени
Подготовка специалиста по данной специальности предполагает формирование определенных профессиональных компетенций, включающих знания и умения по выполнению диагностических, санитарно-гигиенических исследований; сбору и анализу информации о состоянии здоровья населения, его социальных и половозрастных групп; проведению научных исследований по полученной специальности; преподаванию в высших и средних специальных учреждениях образования по полученной специальности и др.
Подготовка выпускника по данной специальности обеспечивает получение профессиональной квалификации «Врач«.
Сфера профессиональной деятельности врача на основе совокупности фундаментальных, общенаучных, общепрофессиональных и специальных знаний:
— выполнение диагностических исследований;
— выполнение санитарно-гигиенических исследований;
— сбор и анализ информации о состоянии здоровья населения, его социальных и половозрастных групп;
— планирование, организация и управление оказанием медико-диагностической помощи населению в системе здравоохранения;
— проведение научных исследований по полученной специальности;
— преподавание в высших и средних специальных учебных заведениях по полученной специальности.
Объектами профессиональной деятельности врача являются: лабораторно-диагностические и диагностические подразделения лечебно-профилактических учреждений (стационаров, поликлиник, амбулаторий), подразделения лабораторной службы центров гигиены и эпидемиологии, санаторно-курортные учреждения, научно-исследовательские и учебные учреждения, организации, связанные с оказанием медицинской помощи населению, предоставлением ему медицинских услуг осуществлением высшего и среднего медицинского образования.
После окончания обучения выпускники вышеназванной специальности могут занимать следующие должности:
Специальность среднего специального образования
Подготовка выпускника по данной специальности обеспечивает получение профессиональной квалификации «Фельдшер-лаборант«.
После окончания обучения выпускники вышеназванной специальности могут занимать следующие должности:
Подробное описание профессии Медико-профилактическое дело
Ещё древнегреческий целитель Гиппократ в одном из своих трактатов писал о том, как воздух, вода и место обитания человека влияют на его психическое и физическое здоровье. А знаменитый русский врач, стоявший у истоков анестезиологии и военно–полевой хирургии, уверенно говорил, что будущее принадлежит медицине предупредительной. О медико-профилактической профессии как раз и рассказывается в статье.
Направления и перспективы работы в профилактической медицине
Специалисты заняты в таких областях как диетология, валеология, сферы гигиены. Представители профессии комплексно решают задачи:
Обязанности предполагают взаимодействие не только с персоналом поликлиник, больниц и санитарно–эпидемиологических служб, но и с представителями правоохранительных органов и муниципальных властей. Подобное сотрудничество положительно сказывается на соблюдении законодательной базы санитарно–эпидемиологических требований.
Рабочий день составляет 8 часов
Продолжительность рабочего дня специалистов профилактической медицине не превышает 40 часов в неделю, в соответствии с трудовым законодательством РФ.
Трудоустройство по специальности
На рынке труда это достаточно востребованная профессия. Причём во всех видах собственности учреждений:
Уровень заработной платы зависит от опыта, стажа и места работы. Например, специалист, работающий в Северных районах или местностях, приравненных к ним, дополнительно получает надбавку за работу в сложных природных условиях. Доплата за стаж работы также увеличивает оплату труда до 40 %. В Москве ставки значительно выше. Самую высокую заработную плату предлагали в сентябре 2018 года главному врачу медико–санитарной части в РГУ физкультуры — 120000 рублей.
Средний доход санитарного врача в России — 30000 рублей. Однако на начальном этапе работы он может быть и 15000–20000 рублей.
По какому графику можно работать
В предлагаемых условиях труда, при найме на работу специалистов профилактической медицины, обычно указывается полная занятость, работа на территории нанимателя и оплачиваемый отпуск.
К работе часто привлекаются учащиеся
Есть организации, предоставляющие свободный, а также разъездной график и частичную занятость. Кроме того, некоторые учреждения приглашают в свой штат студентов факультетов «Медико–профилактическое дело» с неоконченным высшим образованием. Отпуск работников состоит из основного и дополнительного и составляет от 31 до 63 в зависимости от сферы медицинской деятельности специалиста. Унификация внешнего вида заключается в предоставлении спецодежды — медицинских халатов, костюмов, обуви.
Фриланс
Специалисты профилактической медицины имеют все шансы вести свою деятельность в режиме фриланс. Без заключения долговременного договора, для выполнения определённого перечня обязанностей, можно воспользоваться услугами бирж удалённой работы.
Они предлагают среднему медицинскому персоналу и врачам вакансии консультантов онлайн, копирайтеров по темам гигиены и профилактики заболеваний. Работу на территории работодателя во время собственного отпуска можно найти в летний сезон в детских оздоровительных лагерях отдыха или в клиниках на период отпуска основного сотрудника.
Сферы в этом направлении
С какой бы сферы медицины выпускник учебного заведения не начинал свою деятельность, следует помнить о важной социальной значимости профессии. Участвуя в разработках норм промышленного и жилищного строительства, контролируя санэпидемрежим больниц, детских учреждений или предприятий общественного питания, специалист профилактической медицины имеет возможность изменить жизнь людей в лучшую сторону. Равно как повысить свой профессиональный уровень опытным путём и подняться по карьерной лестнице, как в области здравоохранения, так и в государственной гражданской службе РФ.
Повышение квалификации по профессии
В любой профессии важно поддерживать уровень квалификации. Особенно это касается медицинских специальностей. Согласно закона об основах здоровья граждан, право на осуществление деятельности в области медицины имеют лица с высшим и средним медицинским образованием при наличии сертификата специалиста. Этот же закон возлагает на работодателя, а так же работника, обязанность повышения квалификации в течение всей трудовой деятельности с периодичностью в 5 лет. Организация дополнительного обучения и сертификации возможна как за счёт учреждения, так и за счёт самого специалиста.
Конкурсы
В Министерстве здравоохранения РФ разработано приложение к приказу о порядке проведения Всероссийского конкурса врачей. В каждой области медицины присуждается собственная номинация. Ежегодно подобные конкурсы устраиваются и для специалистов со средним медицинским образованием. Кроме общественного признания личностных достижений и вклада в развитие здравоохранение, победители удостаиваются ценных грантов. Но самое главное — реализуются дополнительные возможности для профессионального и карьерного роста.
Работа за границей
Специальности профилактической медицины востребованы и за границей. Однако чтобы начать практиковать самостоятельно, следует пройти профессиональную сертификацию и получить лицензию на право деятельности государства, где планируется получить работу. Для этого потребуется:
При этом требования к претенденту в разных государствах могут быть, соответственно, абсолютно разными. Меньше всего различий у российских специалистов с белорусскими коллегами.
В каждой стране свои требования к работникам
Специалист медико–профилактического дела имеет право занимать врачебные должности, не связанные с приёмом и осмотром пациентов. Также может вести обучение гигиеническим знаниям населения, вести лабораторную и научную деятельность по фундаментальным направлениям медицины. Однако из-за разницы в образовательном процессе с факультетами лечебных специальностей, получить смежную на базе профилактической подготовки, можно только заново получив медицинское образование. То есть обучение займёт от 6 до 8 лет.
На каком факультете нужно учиться
Специальностям профилактической медицины обучают в средних и высших учебных заведениях на факультетах «Медико–профилактическое дело». Выпускникам присваивается квалификация санитарного фельдшера и врача соответственно. Заочного образования по данным профессиям не предусмотрено. Подобные факультеты существуют практически в каждом региональном медицинском вузе или колледже. Условия поступления в то или иное учебное заведение в общем и целом одинаковые, равно как и качество образования в них. В отличие от среднего образования, высшая школа предполагает последипломное образование для права ведения самостоятельной практики.
Основной курс обучения длится 5 лет в вузе и 3 года в ссуз. Коммерческий курс обходится от 20000 рублей в Уральском университете до 108000 рублей в Омском государственном университете.
Выпускники вузов после получения диплома приобретают первичную врачебную специализацию в интернатуре в течение 1 года. Углубленная подготовка в ординатуре занимает ещё от двух до трёх лет. Также возможно выбрать научно–исследовательскую деятельность. Практика и стажировка обязательна в образовательном процессе подготовки специалиста. В период обучения студенты изучают:
Для работы в российских учреждениях зарубежное образование не требуется. Но запретов на такое обучение не введено. Остаётся преодолеть довольно сложные к этому препятствия:
Но и плюсы у образования за границей тоже есть. К ним относятся частые практики, более узкая специализация в выбранной профессии, доступность новейших научных разработок, возможность досконально изучить язык, дальнейшая перспектива работы в зарубежных клиниках и высокий доход.
Дистанционное медико-профилактическое обучение
Российские учебные заведения высшей и средней медицинской школы предоставляют право дистанционного обучения по специальностям медико–профилактического дела. В этом случае каждый слушатель может выбрать для себя индивидуальный график занятий, порядок изучения дисциплин и сдачи зачётов и экзаменов.
Предполагается возможность дистанционного обучения по индивидуальному графику
Кроме того, начать обучение можно в любой день, не дожидаясь официального начала учебного года. Несомненным плюсом для работающих уже в профессии и повышающим свою квалификацию слушателям, станет учёба без отрыва от производства. А, учитывая коммерческую основу обучения дистанционного метода, этот вариант получения образования может существенно сэкономить личный бюджет.
Профессиональная ориентация
Медицинские специальности требуют от человека, выбравшего их, определённых личностных качеств. Сострадание, ответственность и добросовестность для лаборантов, санитарных фельдшеров, врачей и эпидемиологов не менее важны, чем внимательность к деталям, эмоциональная устойчивость и аккуратность.
Физическая выносливость будет не лишней в условиях работы военизированных подразделений. Организаторские способности станут залогом успеха в должности главного санитарного врача санэпидемстанции. Результат труда врача–гигиениста, например, виден только через определённое время. В этом случае важна принципиальность, настойчивость и честность, чтобы отстоять свои позиции, охраняя здоровье населения. А также умения и воля, чтобы предварить знания в жизнь на благо людей и государства. И поскольку работа проходит в постоянном контакте с людьми, немаловажным качеством является и умение ладить с окружающими.
Подрастающая смена
Воспитательная, просветительская и организаторская работа стоит во главе угла профессий профилактической медицины. Принятие решений, от которых зависит благосостояние и здоровья целых городов и краёв — привлекает в эту сферу медицины сильных и харизматичных людей. А многогранный и сложный смысл работы, требует от сотрудников постоянного повышения квалификации.
Рассмотрите похожие профессии на нашем сайте: психолога, врача, специалиста-биолога.
Медико диагностическое дело что за профессия кем работать
Хотеть стать врачом – это еще не значит «определиться с профессией». Квалификаций врачей много. К примеру, подготовленные абитуриенты, поступающие на медико-диагностический факультет, знают, что врачи-диагносты занимаются профилактикой и диагностикой заболеваний, а не лечебной деятельностью. О других нюансах специальности «Медико-диагностическое дело», процессе обучения, практике студентов и карьерных перспективах выпускников расскажет декан медико-диагностического факультета, доктор медицинских наук, профессор Евгений Станиславович Околокулак.
Об учебном процессе
На первых курсах студенты изучают общеобразовательные (химия, физика, биология, белорусский, латинский и иностранные языки) и фундаментальные дисциплины (нормальную анатомию и физиологию, гистологию, биохимию, патологическую анатомию и физиологию).
С 3 курса начинается преподавание на клинических кафедрах, где акцент делается на развитии, симптоматике и диагностике заболеваний.
Профилирующими предметами студентов медико-диагностического факультета являются клиническая лабораторная, функциональная и лучевая диагностики, преподавание которых проходят на базе областной клинической больницы, городской клинической больницы скорой медицинской помощи, областного клинического центра «Кардиология».
В процессе обучения студенты приобретают навыки интерпретации лабораторных результатов, выбора стратегии и тактики обследования для различных клинико-диагностических групп, учета технических аспектов современного лабораторного оборудования, овладевают основами лабораторного менеджмента.
Обучают студентов практикующие остепененные специалисты. Кроме этого, для улучшения качества преподавания университет принимает участие в программе «Приглашенный профессор». С лекциями по специальным дисциплинам для обучающихся и профессорско-преподавательского состава университета выступают иностранные специалисты из ведущих вузов-партнеров России, Германии, Нидерландов, Швеции, Великобритании, Индии, Польши, Латвии, Литвы. На базе ГрГМУ проводятся международные конференции и научные семинары, в которых принимают участие ведущие специалисты из научных, образовательных и медицинских учреждений вышеперечисленных и других стран. Кроме этого, наши сотрудники и студенты ГрГМУ также активно выступают с докладами на международных конференциях за рубежом.
Практические занятия с использованием анатомического стола 3D
О материально-технической базе
Современные тенденции в подготовке медицинских кадров требуют внедрения в учебный процесс новых инновационных технологий обучения, направленных на повышение уровня не только теоретических знаний, но и базовых практических навыков, которые формировали бы специалиста, способного к самостоятельной и продуктивной профессиональной деятельности. Обеспечение профессиональной компетенции врача-специалиста невозможно без должного освоения практических знаний и умений, постоянного совершенствования и освоения новых методик.
Студенты-диагносты с первого курса на кафедре нормальной анатомии, а с третьего – на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии изучают элементы лучевой диагностики. В связи с этим для них приобретен анатомический стол 3D. Одна из важнейших характеристик этого стола – воспроизведение анатомии человеческого тела реального размера 1:1. Форма стола воспроизводит операционный стол или больничную кровать. Это наилучшим образом помогает студентам изучить анатомию человеческого тела и то, как человек лежит на кровати. Такая техника лучше всего готовит студентов к работе с пациентами, которых они будут диагностировать в будущем.
Стол сочетает интерактивные инструменты. Ребята могут вращать виртуальное тело и выполнять срезы в любой проекции. После выполнения среза будет показан поперечный срез, в деталях демонстрирующий внутреннее строение. Ребята могут прокручивать изображение в плоскости последнего среза или делать новые срезы для дальнейшего изучения, есть возможность отменять их. Благодаря мгновенному восстановлению целостности тела такая система срезов выгодно отличает стол от любой другой симуляционной системы. Такая аппаратура является очень эффективным инструментом в изучении анатомии и позволяет проводить более эффективное обучение студентов.
С 2013 года в нашем университете функционирует лаборатория практического обучения. В арендуемых помещениях созданы восемь практикумов и учебная комната. Установлено учебное оборудование, более 100 различных по своему назначению тренажеров, фантомов, муляжей, в том числе высокотехнологические симуляторы, имитаторы, модули, которые помогают студентам осваивать базовые навыки. К примеру, в практикуме УЗИ диагностики установлен тренажер ультразвукового обследования в акушерстве «Сонно-Мама». Тренажер представляет собой торс беременной женщины, имеет внутренние и внешние анатомические ориентиры, два имитатора УЗИ-датчика для абдоминальных и эндополостных исследований, 147 точек расположения датчика. Благодаря этому студент изучает основные навыки УЗИ диагностики беременных и небеременных женщин с патологиями и без патологий.
Также у нас есть ультразвуковой виртуальный симулятор «ШЭЛЛ-64». Это самая удачная в мире симуляционная разработка для обучения ультразвуковой диагностике. В режиме реального времени такой аппарат решает проблему отработки практики проведения УЗИ по внутренним органам, кардиологии, акушерству и гинекологии, маммографии, кишечнику, щитовидной железе, обследованию сердца плода. В его системе имеется более 200 официально задокументированных эталонных историй болезней, диагнозов и снимков.
Обучение на ультразвуковом виртуальном симуляторе
Обучение в биохимической лаборатории
О практическом обучении
Обучение студентов практическим навыкам на базе лаборатории практического обучения на симуляторах и тренажерах-имитаторах способствует повышению уровня профессионального мастерства будущим врачам. Сегодня всем очевидно, что симуляционное обучение стремительно занимает свое место в подготовке медицинских кадров. Его преимущество – это опыт без риска для пациента, неограниченное число ошибок, снижение стресса. Безусловно, не может быть и речи о том, что симулятор способен полностью заменить работу преподавателя. Но он идеально подходит для профессионального обучения студентов, а также самостоятельной работы обучающихся. Сегодня современная наука может предоставить новые возможности для студентов, что мы и используем.
Производственную практику студенты медико-диагностического факультета проходят после второго курса (ознакомительная учебная практика), третьего курса (медсестринско-лаборантская практика) и четвертого курса (врачебно-диагностическая практика в отделениях функциональной и лучевой диагностики, а также клинико-диагностических лабораториях областных или районных больниц).
На первых этапах студенты за 12 дней знакомятся со структурой и оборудованием вышеперечисленных отделений, а затем за один месяц учатся выполнять рентгенографию, забор крови, электрокардиографию на пациентах. Кроме этого, во время прохождения врачебно-диагностической практики студенты по результатам исследований выставляют диагноз.
Отлично занимающиеся студенты выезжают на производственную практику в учреждения здравоохранения Республики Польша (Варшава, Краков, Белосток, Гданьск, Познань), Литвы (Вильнюс), а также России.
Практические занятия по
лабораторной диагностике
О распределении
После пятилетнего обучения студенты распределяются на первое рабочее место в районные, областные учреждения здравоохранения нашей страны, где они проходят годичную интернатуру (стажировку). Основная часть (55 %) студентов, балл которых составляет 7 и выше, распределяется лучевыми диагностами (рентгенологами, специалистами по КТ и МРТ), после прохождения месячной стажировки – врачами ультразвуковой диагностики. Остальные становятся врачами клинической лабораторной диагностики, врачами центров гигиены и эпидемиологии (бактериологами, врачами санитарно-гигиенических исследований, валеологами).
В 2017 году из 56 студентов врачами-рентгенолагами устроились 56 % наших выпускников, врачами лабораторной диагностики – 40 %. Сейчас Министерством здравоохранения РБ рассматривается вопрос о распределении врачами функциональной диагностики сразу же после окончания вуза (а не после четырехмесячной специализации).
О востребованности специалистов
Востребованы ли сейчас на рынке труда наши специалисты? Конечно! Во-первых, по данным областных комитетов учреждений здравоохранения, потребность в специалистах данного профиля составляет около 600 человек, а мы выпускаем ежегодно только 150. Во-вторых, при постановке диагноза пациенту лечащий врач обязательно начинает с общего анализа крови и мочи, рентгенографии и ЭКГ, а это значит, что в любом медицинском учреждении будет необходим специалист, который способен выполнить такую работу. В-третьих, профилактические мероприятия и улучшение здоровья населения напрямую связаны с врачами диагностического профиля.
О профессиональных качествах будущих специалистов
Абитуриент медико-диагностического факультета должен обладать широким кругозором знаний по разным разделам медицины. Он должен уметь анализировать и синтезировать. В его качества должны входить аккуратность, порой даже педантичность, ответственность, обязательность во всем, целеустремленность и упорство, постоянное самосовершенствование.
Но самое главное, что нужно понять перед поступлением: чтобы все удавалось, нужно любить свою будущую профессию, а если не будет интереса к ней, сколько бы усилий не прикладывалось – ничего не получится.
Материал подготовлен при
содействии декана медико-диагностического факультета
Евгения Станиславовича Околокулака
Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.
Copyright © 2016 Журнал «Кем Быть?». All Rights Reserved.