Исраэль И. совсем недавно приехал в Израиль из Казахстана и поселился в Бат-Яме. Будучи прекрасным специалистом, он сразу же начал работать в одной из строительных компаний в качестве начальника участка на постройке многоэтажного дома.
В послании рассматривалась фраза «Он избавлял в мире душу мою в битве» (Теилим 55:19). Ребе объяснял смысл этого изречения так: враги твои перейдут на твою сторону. Исраэль, прочитав ответ, сказал, что с него было бы достаточно даже, если бы они просто убрались со стройки. Второй ответ содержал благословение на женитьбу, что было очень кстати: Исраэль уже довольно давно подыскивал себе пару.
После этого все сразу изменилось: работа пошла быстрее, инструмент перестал теряться и ломаться, арабы вели себя просто идеально.
ИХ ГРЕХИ… Услыхал рабби Ицхак-Меир из Гур, как вздыхает рабби Яаков из Радзимина, и спросил: — О чем вздыхаешь? — Тора рассказывает о наших великих предках, как они грешили и каялись, грешили и каялись — золотой телец, ропот в пустыне, разведчики… — Да уж, — заметил рабби Ицхак-Меир. — Из их грехов сложены целые главы Торы. А что выйдет из наших мицвот (исполненных заповедей)? Вторая Тора уж точно не напишется.
САМ ПРОБЬЕТСЯ! Сказано в Талмуде: «Тому, кто говорит: согрешу и покаюсь, — не дают совершить тшуву (раскаяние)». Спросили у рабби Авраhама-Йошуа Гешеля: — Грешник, который не собирается каяться, имеет возможность совершить тшуву. А тот, кто собирался каяться, этого права лишен. За что?! За то, что имел доброе намерение?! Ответил тот: — Тому, кто имел доброе намерение, не надо помогать — он и сам покается. Потому и сказано: не дают совершить тшуву — он сам берет тшуву.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ Сказал один хасид рабби Яакову-Йосефу из Полона: — Я готов покаяться при условии, что оставят меня страдания и болезни. — Интересно, грешил ты тоже «при условии»? — спросил рабби.
ЧУДЕС КУРЫ НЕ КЛЮЮТ Рабби Шнеур-Залман говаривал: — Что там дух пророчества, что чудеса! В доме учителя, святого Магида, мы черпали пророческий дар ведрами, а чудеса валялись под скамьями. Но у кого было время наклониться и поднять их?
ТВОРЯЩИЙ МИР В СВОИХ ВЫСОТАХ… Рабби Пинхас говорил: — Небеса, как известно, сотворены из смеси огня и воды. Когда мы произносим молитву «Творящий мир в высотах Своих да сотворит мир между нами и всеми евреями», мы надеемся, что Тот, Кто сумел примирить огонь и воду, сумеет сотворить мир и между евреями.
Святой рабби Лейб, сын Сары, в канун Йом-Кипура был в дороге, когда внезапно подул сильный ветер и почти сразу же хлынул ливень. Праведник с большим трудом добрался до маленькой деревни, которая находилась неподалёку от того города, куда он шёл и где намеревался провести Йом-Кипур.
Подойдя к большому, роскошному особняку, праведник постучал в дверь и, не дождавшись ответа, вошёл в дом. Так получилось, что с хозяином он столкнулся лицом к лицу, почти мгновенно. Несколько секунд они в молчании стояли друг против друга. Хозяин хотел было приказать слугам схватить непрошенного гостя, но сияющее необычайным светом лицо праведника и проникающий в самое сердце взгляд остановили его.
Помещик стоял бледный, не в силах произнести и слова. Кровь, казалось, застыла в его жилах от пронизывающего взгляда и слов этого странного, облачённого в белое еврея…
Тем временем, собравшиеся в синагоге евреи не могли найти себе места. Они уже жалели, что рассказали о помещике и показали его дом. Кто знает, каким злом обернётся потом для них этот визит?
В тот же вечер помещик был похоронен на еврейском кладбище соседнего городка. Рабби Лейб сам участвовал в омовении тела покойного и провожал его в последний путь. С тех пор в каждый Йом-Кипур рабби Лейб читал «Кадиш» в память об этом святом еврее…
НЕ ПРИВЫКАТЬ! К чернобыльскому рабби Менаhему Нохуму пришел молодой человек из «просвещенцев» и принялся объяснять, что новые веяния (реформа) в иудаизме не так страшны, как представляют себе «традиционные» евреи. «Надо только присмотреться», — сказал молодой человек. — Я расскажу тебе историю, — ответил ребе. — Один человек в солнечный летний день вошел в темный подвал, и темнота буквально ослепила его. «Ничего, — утешил его голос из темноты, — я сижу здесь всего полчаса, но глаза уже привыкли, и мне все отлично видно». Этого-то я и опасаюсь. Не хотелось бы привыкнуть к темноте и принимать ее за свет.
ТАК ЛИ ОН НИЗОК? Сказал молодой хасид рабби Лейбу из Ковеля: — Посмотрел я на этот мир — какой ужас! Ответил ребе: — А кто тебе сказал, что ты видел мир? Может быть, ты видел лишь собственное в нем отражение?
НЕ СТОИТ И ВЗДОХА «Все говорят: надо жить и трудиться ради ”всего мира“. А ведь ”весь мир“ не стоит и одного нашего вздоха!» (рабби Менаhем-Мендл из Коцка)
ЛЮБОПЫТСТВО «Мне кажется, тот, кто говорит: ”Я хочу увидеть мир“, — не видел мир. Если бы он видел мир, то не хотел бы его видеть» (рабби Симха-Бунем из Пшисха)
БОЛЬШОЙ МИР «Мир, в котором мы живем, — самый низкий из миров. И, в то же время, самый большой из них. И так бывает во всем в мире лжи (алма дешикра): чем больше, тем ниже, и чем ниже, тем больше. (рабби Арон из Карлина)
ЧЕЙ МИР?! К Великому Магиду (рабби Дуберу из Мезрича) пришел хасид: — Ребе, опротивел мне этот мир, хочу бросить его! Удивился Магид: — А разве этот мир принадлежит тебе, что ты кидаешься им с такой легкостью?!
СВЕТ Спросили у рабби Шломо из Карлина: — Мир охвачен тьмой, как нам увидеть немного света? — Люди думают, что нужно задирать голову и пялиться в небеса, чтобы увидеть свет. На самом деле, все наоборот: чтобы увидеть свет, нужно лишь немного пригнуть голову, отказавшись от гордыни.
ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ… Рабби Пинхас сказал: — Чтобы поняли вы, как относится Вс-вышний к грешникам, расскажу я вам притчу о царе. Было у него множество дворцов, были у него и небольшие дома в лесах и селах. Там он останавливался на ночлег, когда ездил на охоту. Когда находится он в лесу, вдали от столицы, не согреет его роскошный камин в далеком дворце. В часы отдыха он будет ужинать на грубо оструганных досках, хотя за сотни километров отсюда есть у него роскошные мраморные столы. Молитва праведника, как ни высоки его качества, как ни велико его служение, не может заменить для Вс-вышнего молитву грешника. Угодны ему и дворец, и хижина, и одно не заменить другим, всему свое место и время.
ЗА ЧТО ВЗЯТЬСЯ? Говорил рабби Хаим из Цанза: — Когда я был молод, я надеялся спасти весь мир. Потом стал раввином и надеялся спасти, по крайней мере, весь свой город. Позже стал ребе и надеялся спасти своих учеников. Сегодня все зовут меня цадиком (праведником), а я думаю: «Может быть, сумею спасти самого себя?»
ГРЕХ И РАСКАЯНИЕ Говорил рабби Симха-Бунем из Пшисхи: — Не в том вина человека, что грешит. Как иначе: соблазн велик, силы малы. Вина человека в том, что не кается: ведь и силы для этого даны, и время, и душа. А ведь не кается!