майор гром про что кино
Есть ли шанс у российских комиксов и каким получился фильм «Майор Гром»
Целую декаду назад, в сентябре 2011 года, на обложке самого первого выпуска журнала Bubble можно было увидеть, кроме прочих, такой заголовок: «Михаил Боярский. Наш Darth Аньян». Сомнительный каламбур — и в то же время точный диагноз болезненного несоответствия российского кинематографа современным романам воспитания. Советское кино без труда осваивало зарубежную литературу для подростков: у нас были «Три мушкетера», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «Остров сокровищ», «В поисках капитана Гранта», «Всадник без головы» и «Одиссея капитана Блада». Экранизации романов для юношества Вальтера Скотта даже составили что-то вроде мультивселенной. Режиссер Сергей Тарасов сначала снял «Стрелы Робина Гуда», затем «Балладу о доблестном рыцаре Айвенго», а на излете СССР успел закончить «Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии». Отпечатавшиеся в памяти миллионов подростков слова Высоцкого «Значит, нужные книжки ты в детстве читал» — оттуда.
Однако кризис девяностых и нулевых оставил российский кинематограф без аудитории, которая в том же Голливуде вот уже полвека считается самой главной — детей и подростков. Претендовать на чужую литературу было бесполезно, а своей — за исключением не совсем подростковых «Дозоров» — не было. Мог бы помочь Акунин, но и его Фандорин быстро вырос: к роману воспитания можно отнести разве что телевизионную «Азазель» да киношный «Турецкий гамбит». Совсем детей более-менее убаюкали мультфильмы о богатырях, но, чтобы достучаться до подростков и кидалтов, нужно было освоить язык комиксов. И он для кинематографа самой читающей страны вдруг оказался недоступным. Единственный успешный российский комикс девяностых — «Андрей Брюс. Агент космофлота» по Киру Булычеву — так до сих пор и не экранизирован, хотя один фильм о герое галактики вышел в позднем СССР. Ни «Меченосец», ни «Черная молния» — два условных кинокомикса — любви зрителя не добились, но второй было как минимум не стыдно смотреть. А затем, в феврале 2017-го, вышли «Защитники» Сарика Андреасяна — супергеройский фильм с амбициозным трейлером и плачевным результатом. После этого стало казаться, что на отечественных комиксах пора ставить крест, однако почти одновременно с «Защитниками» вдруг появился короткометражный «Майор Гром».
Это было действительно что-то новое. В заставке фильма мелькнул логотип Bubble Studios, который казался ироничным подражанием Marvel Studios и обещал, что со временем у нас возникнет своя мультивселенная супергероев. Издательство Bubble на тот момент выпускало графические романы уже пять лет — и не только не закрылось, но смогло сформировать фанатскую базу как в России, так и за рубежом. Причем иностранные читатели ввиду отсутствия официального перевода до сих спорят друг с другом, как величать Майора Грома — Major Grom или Major Thunder. Бойкая короткометражка подкупала наглой иронией, пониманием жанра, мастеровитой режиссурой, а еще — самой своей творческой задачей.
Это был proof-of-concept — проверка ряда гипотез перед созданием полноценного продукта. Вопросы были такими: нужен ли русскому зрителю свой супергерой, справится ли съемочная группа и хватит ли денег? «Майор Гром» не был очередным отечественным проектом, на который свалился огромный бюджет, а дальше будь что будет. Команда Bubble Studios только дебютировала в киноиндустрии и считала каждый рубль. Совсем как Marvel Studios, основатели которой когда-то взяли отчаянный кредит в банке, пообещав в случае неудачи уступить кредиторам права едва ли не на всех персонажей Marvel — издательства, в девяностые и так растерявшего свои лучшие активы и прошедшего через унизительную процедуру банкротства. В итоге киновселенную Marvel запустил «Железный человек» — не особо популярный герой, сыгранный списанным со счетов актером Робертом Дауни-младшим.
Практически накануне премьеры маркетологи Marvel узнали, что потенциальные зрители в большинстве своем думают, что Железный человек — робот. На роботов в кино, если это не «Трансформеры», ходят не так охотно, как на людей. Пришлось срочно перестраивать рекламную кампанию. Зато теперь Marvel Studios — главный актив корпорации Disney, которая — в лице свое российского подразделения — взялась и за прокат «Майора Грома». Чем не добрый знак.
Первый настоящий российский кинокомикс стартует бодро и нагло: на титрах играет кавер-версия «Перемен» группы «Кино», а в кадре приятный милиционер с неподдельным энтузиазмом преследует грабителей банка — тех самых мультяшных хоккеистов из короткометражки. По-голливудски зрелищная и по-русски лихая погоня заканчивается аварией с участием мусоровоза на Дворцовой площади Петербурга. Рядом тем временем дает пресс-конференцию глава городской полиции — и судя по количеству и доброжелательности журналистов, в этой версии России полиция стопроцентно с народом.
Еще более альтернативной вселенная «Майора Грома» становится, когда зритель попадает в участок. Сотрудников наших органов здесь не отличить от кадетов из «Полицейской академии»: все нарядные, улыбчивые и готовые служить и защищать. Но проблемы в Готэм-Петербурге все же есть: сын миллиардера сбил ребенка на дороге, продажный судья вынес оправдательный приговор, хозяин городской свалки испортил воздух, банкирша оставила должников без крыш над головами, а олигарх построил казино на историческом месте. Почему полиция не занимается этими вопросами, не уточняется, да и не нужно, потому что у города появился новый защитник — вооруженный огнеметами Чумной Доктор. И он, судя по всему, как-то связан с основателем социальной сети «Вместе» — молодым IT-гением, который мечтает спасти Россию. Вместе с майором Громом (Тихон Жизневский) за дело берутся независимая журналистка (Любовь Аксенова) и комичный напарник (Александр Сетейкин).
В пересказе сюжет «Майора Грома» даже может звучать злободневно, но на деле фильм оторван от реальности больше, чем любой голливудский блокбастер. Идеологию Чумного Доктора быстро дискредитирует его чрезмерная жестокость и психическая нестабильность; все, кто его поддержит, окажутся неправы, а перед титрами зритель узнает из теленовостей, что власти затеяли большую судебную реформу. Санкт-Петербург — колыбель трех революций — за последний год умудрился стать местом действия сразу трех фильмов с политическим подтекстом. Посыл «Союза спасения» даже не нуждается в пересказе. Сказочные «Серебряные коньки» заканчивались новогодним балом дремучих консерваторов и бегством молодых и свободолюбивых сердец в Париж. В «Майоре Громе» хотя бы есть напоминание о реальных проблемах — и предложение, раз уж гром грянул, перекреститься.
Ругать этот фильм за аполитичность или охранительную позицию — странное дело. Хотя бы потому, что это всего лишь наш «Человек-паук», а не эпический «Темный рыцарь: Возрождение легенды» или фестивальный «Джокер» — два комикса, точнее других предсказавшие рост политического популизма и раскол американского народа.
Как «Человек-Паук» балтийского розлива «Майор Гром» работает почти всегда. Все экшн-сцены сняты с максимальной изобретательностью: один только эпизод поиска улик доказывает, что авторы очень старались, чтобы мы не скучали ни секунды. Аксенова и Жизневский в какой-то момент танцуют, как в пародиях на «бондиану» — хотя могли и не танцевать. Интерьеры квартир, офисов корпораций, полицейских околотков, казино и боксерских клубов — настоящий оживший комикс. Костюм Чумного Доктора выглядит модно. Героиня Любови Аксеновой за фильм меняет полдюжины нарядов, каждый из которых — отсылка к очередному культовому образу из кино. Пасхальных яиц для знатоков гик-культуры хватит до праздника 2 мая.
«Майор Гром» неплохо держит главные повороты сюжета в секрете — и зрителю будет приятно предсказывать их не раньше, чем за минуту до того, как они произойдут. А там, где история буксует (такого, увы, хватает), ее в целом вытягивает юмор. Смешной рэпер Киевстонер крадет каждую сцену, в которой появляется. Помпезную комиксовую музыку почти всегда перекрывает неуклюжее слово или дело майора Грома. Давно не появлявшийся в большом кино Михаил Евланов с упоением играет высокомерного следователя-пижона из Москвы со вставными зубами, которые весь фильм хочется выбить. Трогательный Александр Сетейкин похож на советского Шурика. Любовь Аксенова — на девушку из кино, от которой не оторвать глаз, если тебе четырнадцать лет. От доброго и мудрого Алексея Маклакова — водителя из «Дозоров» и прапорщика из «Солдат» — веет отцовским теплом и домашними пирожками. Санкт-Петербург в фильме, увы, утратил весь свой дух: в строчке ДДТ «Черный пес Петербург, морда на лапах» Готэма больше, чем во всем фильме. Зато вокруг героев создан уютный предметный мир: полицейские лепят пельмени и ищут лучшую шаверму в городе, дома у Грома нет двери в туалет, в местном спортзале собрались и правда опасные люди. А финальная схватка в небе и на земле напомнит разом и о «Хранителях», и о «Джокере».
Но сравнивать «Майора Грома» по-прежнему надо не с ними, а с самым первым «Человеком-пауком». И тогда сомнений в том, хочется ли нам, чтобы в этой толком не научившейся ходить, но уже способной улыбаться киновселенной вышли новые фильмы, не останется. Впрочем, для этого надо перестать ворчать и сходить на первый.
Полный разбор фильма «Майор Гром: Чумной Доктор»
В честь выхода фильма на КиноПоиске, обсудим его со всеми спойлерами и условностями и вместе подумаем что, как и почему вышло именно так, как вышло.
Сразу признаем, «Гром» — абсолютный кассовый провал. Если верить Google, на производство было потрачено примерно 600 млн рублей, а сборы составили весьма обидные 300 млн. Что дико жаль, если учесть, какой мусор может собрать куда большие цифры. И, наверное, продолжения ждать тоже не стоит. Ранее создатели говорили, что о второй части или даже франшизе пойдет речь только если фильм соберет 1,5 млрд рублей. Не случилось. Конечно, еще можно понадеяться на западную аудиторию, но когда там фильм до них еще дойдет.
Давайте в последний раз…
«Майор Гром» — это флагманская линейка комиксов российского издательства Bubble о непростых буднях непростого майора полиции Игоря Грома. А все так сложно в жизни нашего героя оттого, что живет он в альтернативном Питере, где по улицам свободно ходят черти, людей гипнотизируют Крысоловы, а в каждой второй парадной найдется как минимум с десяток мрачных заговоров. И все это добро Игорю приходиться разруливать практически в одно лицо.
А тут еще и странный парень в китчевом фиолетовом пальто и птичьей маске триумфально нарекает себя твоим архиврагом! Есть с чего поехать кукушкой, не правда ли.?
Перемен…
Фильм открывается с очень сильной ноты, настраивающей на дальнейшее повествование. Еще по первым трейлерам можно было поймать неуловимую нотку бондианы в этом кинокомиксе. Но создатели пошли дальше. Они сделали восхитительные титры под кавер Перемен Цоя.
Майор Гром: Чумной Доктор — открывающие титры
Помимо буквально огненной стилистики и музыки, на которую не может не реагировать ни один русскоговорящий человек, в титрах еще можно заметить камео белой вороны Марго, любимицы Сергея Разумовского из комиксов. Создатели забавно адаптировали ее для фильма в качестве ИИ социальной сети Вместе ✌?. Ну и конечно, в лучших традициях таких интро, всего за две с половиной минуты хронометража сцены мы можем проследить сюжет всего дальнейшего фильма. Но чтобы понять это, естественно, надо полностью посмотреть фильм.
С ноги в сюжет
Вся первая половина фильма посвящена нашему знакомству с, непосредственно, главным героем — Игорем Громом. Игорь у нас фрукт не простой. Правила ему не писаны, Питер — огромная игровая площадка и жизнь не мила, если преступник уйдет с небитым лицом. Живет под лозунгом: «Добро должно быть с кулаками». И каждый день причиняет добро и наносит справедливость. В общем, мечта, а не мужчина.
К сожалению, это все, что мы узнаем о бравом полицае за весь хронометраж. Такое ощущение, что Гром так и родился в фуражке посреди полицейского участка. У него нет семьи, девушки (пока что), напарника (тоже пока что), неприятелей (архипостоянных, как минимум), и не связанных с работой интересов. Те, кто читал комиксы знают, что Гром на самом деле тот еще ботаник и знаток искусства. Но в фильме это затронули буквально одной шутейкой. Его в свою очередь не любят коллеги, аж устраивают тотализатор на тему увольнения Игоря, опасаются преступники и не жалует начальство. А все оттого, что больно принципиальный и проблемный. И принципы его, как и проблемы, не сильно то отличаются от идей его будущего заклятого врага. Кстати о нем!
Чумной Доктор и Гражданин
Чумной Доктор — архивраг Игоря Грома и любимый персонаж издательства, почти маскот. С него началась вся история в комиксах и именно у него самое интересное противостояние с Игорем. Дело в том, что, по сути, их взгляд на мир и идеи очень похожи. В некоторые моменты тебе даже кажется, что единственное отличие этих двух персонажей — это маска птицы. Они оба хотят очистить город от грязи и им обоим не нравится, что из-за коррупции и произвола, борьба с преступность превращается в вечный бег по кругу. Вот только у Чумки есть готовое решение проблемы, а вот Игорь против убийств, даже таких красивых. Вот вам и весь «парадокс Бетмена» на лицо.
Вот тут сейчас будут спойлеры к лучшему сюжетному повороту фильма и изрядная доля политиканства, сорри, но такой уж материал. Кто не хочет читать, закройте глазки и мотайте до раздела про боженьку Горошко.
Фильму и создателям сейчас много предъявляют за «беззубость» и «пропагандонство». Комиксы про Майора Грома начали выходить в 2012 году и тогда создатели действительно были куда храбрее: Гречкин, который отправился в вечность на своей горящей машине, был не просто золотой молодежью, а сыном городского прокурора, свое так же получил и силовик, активно махавший руками на безоружных протестующих, а Чумного Доктора простые люди, от таких перформансов с участием власть имущих и огня, вообще нарекли «Гражданином», истово любили и защищали от полиции, как народного героя. В один момент Разумовский даже в президенты намыливался, чтобы очистить целую страну от всяких мерзостей, настолько огромной была его поддержка со стороны народа.
Ах да, вы же еще не знаете, что Чумной Доктор — это Сергей Разумовский… Ну, мы это еще обсудим.
Комикс поднимал много остросоциальных проблем и не стеснялся кивать в сторону реальных событий…. которых нет в фильме. Bubble отчаянно пытались сделать свой фильм аполитичным, но старались так сильно, что само отсутствие открытого посыла, как было в комиксах, стало весьма политическим заявлением. За что все создатели сейчас активно и получают на орехи со всех сторон. И слушайте, давайте вспомним в какой стране живем. Чтобы выйти в кинотеатры, фильм должен получить прокатное удостоверение, которое выдает государство и которое уже давным-давно стало инструментом цензуры. Я не могу винить их в настолько сильной самоцензуре! Так что я буду винить их в том, что из-за самоцензуры они так сильно изменили мотивацию и логику действий главного злодея, что практически изменили персонажа!
Давайте я сразу скажу, то что мы так сильно симпатизируем Разумовскому — проблема не фильма. В комиксах это было львиной долей интереса. Просто представьте, молодой человек, гениальный, обаятельный, создавший себя своими руками, желающий сделать свой родной город лучше (Сергей отдавал огромные деньги на благотворительность и урбанизацию) начинает убивать, но убивает откровенных «грешников», заслуживших свою участь. Ты, как читатель, не можешь не начать болеть за него, ведь хоть Гром и хороший парень, но у Чумки то методы действеннее. Ведь все мы просто люди, у которых случаются темные мысли, особенно, о «высшей справедливости».
Как комикс решает эту проблему? Разочарованием. Якобы искреннее желание сделать мир лучше оказывается полностью гнилым, созданным исключительно чтобы Разумовский мог прикрыть свой зад, а сам «непогрешимый мститель с твердой гражданской позицией» не более, чем глубоко психически больным и неадекватным (это пока нас не погрузили в голову Разумовского совсем глубоко). Закономерный итог — читателю Сережу жалко, но мысль, что самосуд не выход приживается. А что сделал фильм чтобы такой классный и приятный Разумовский нам разонравился? Ну… он убивает детей.? По какой-то причине.? Серьезно, создатели, какого черта…
И весь фильм как будто пытается «вернуть свой 2012й». Тут у нас и Гром весь такой пробивной, но аполитичный, и вот ему особенно не нравится вон тот мерзкий вышестоящий парень из Москвы. Он еще и ведет себя, как устаревший «одинокий волк» из древних боевиков! Весь такой одиноко одинокий одиночка и никто ему не нужен! И Сережа, чьи рассуждения про свободный интернет родом из того же 2012 года, вызывают у нас, жителей России 21го года только грустную ироничную улыбку.
Кстати, самый большой вопрос к фильму, до его выхода, лично у меня был в отношении персонажа Олега Волкова (Дмитрий Чеботарев), правой руки и лучшего друга Сергея Разумовского. Потому что в комиксах его нет. Ну, в смысле, что появляется он сильно позже совсем в другой арке. Я то думала, что создатели идут на поводу у фанатов добавляя его туда, где его не было. Но Bubble тут меня обыграли и уничтожили.
По сюжету нам показывают, что Чумной Доктор — это Олег, мы так считаем и Сережа так считает и даже Гром тоже так считает. Но потом, после долгого расследования, когда Игорь приходит к Разумовскому чтобы блеснуть дедукцией, он будничным тоном говорит, что Олег уже год как мертв. Погиб в Сирии. И у Разумовского срывает крышу, ведь он осознает, что все убийства, все погромы — это его рук дело.
(Кстати один интересный момент, который можно заметить при пересмотре. Олег не отражается в зеркалах. И еще есть всего одна сцена, где он появляется в компании других персонажей, кроме Сережи. Это сцена из начала, где Разумовский убегает от журналистов и Олег затягивает его в лифт. Так вот в этот момент все камеры направленны строго в сторону Сергея, как будто он стоит в лифте один. Браво, Bubble, черт возьми!)
Отсылочки, отсылочки, отсылочки
Горошко — боженька
Вы никогда не скажете, что для этого парня «Майор Гром» — вообще один из первых проектов. То, что он умудряется выдавать лицом это просто неописуемо. В сцене, где появляется «темное я» Разумовского, он отыгрывает одновременно двоих персонажей! А если считать со всеми переходными стадиями Сергея, то это как минимум четыре разных Разумовских. Запомните это лицо, он еще вытащит на себе российский кинематограф!
Юля Пчелкина
Но в фильме, Юля Пчелкина (Любовь Аксенова), невероятно крутой персонаж! Она такая активная, все у нее схвачено и пробраться она может куда угодно. Юля уже не причина сюжета, а один из ее двигателей! Ей еще и дали какой-то изумительный ниндзя-навык перевоплощения. Они с Игорем теперь так круто друг другу дополняют. Игорь в исполнении Жизневского тоже очень движушный, вечно куда-то летит и что-то делает, и в их с Аксеновой химию мне так сильно вериться.
(Место для шуток, что у Игоря, с рыжей подругой и рыжим архиврагом, точно есть свой тип)
Драка Бобра с Ослом (последняя битва)
В фильме это сцена происходит посреди «цитадели зла» пока на фоне горит Питер, где Сергей поливает все пламенем из своих огнеметов, а Игорь использует свою фишечку с продумыванием разных сценариев, для того чтобы немного увеличить хронометраж и впихнуть чуть больше экшена в сцену. (Признаюсь, что мне сильно доставил момент, в котором Гром потратил немного драгоценного времени чтобы с наслаждением представить, как он выкидывает Разумовского в окно.) В итоге конечно побеждает сила дружбы (которая была одним из немногих моментов который действительно меня выбесил, но вернемся к тезису, что фильм просто пытается вернуть свой 2012й). Игорь с Юлей и Димой, напарником Игоря, получают свою триумфальную шавуху, а Сергея отправляют в первую сцену после титров. Но прежде чем мы коснемся концовки, давайте поговорим о самом бесполезном и ненужном в фильме.
Ох уж эти детки…
Олег Чугунов играет в фильме роль Алексея Макарова, сироты и названного брата маленькой девочки, со смерти которой, собственно, и начинается фильм. Он дает показания против Гречкина, но судья оправдывает убийцу. И если бы на этом роль персонажа закончилась, получилось бы очень круто и мотивирующе.
НО. Весь фильм мы будем, зачем-то, раз за разом возвращаться к этому парню. Там схема простая. Пацан разочаровывается в законе — впечатляется Чумкой — вступает в банду его подражателей — участвует в погромах — идет убивать судью — не убивает судью ибо у того внуки — снова хороший. И это не то чтобы плохая линия, но ей уделяется так мало внимания, что она просто не имеет смысла. И его персонаж не то, чтобы больно интересный, у нас вокруг Игоря ходит почти такой же Дима Дубин. Только Дима забавнее и его существование в фильме имеет смысл.
Так что мы тратим хронометраж на персонажа, которого можно было вырезать еще в первой половине и сюжет от этого мало того что ничего бы не потерял, но и получил бы необходимую динамику.
Переходим к мякотке!
Сцены после титров
Заметно, как сильно Bubble хотят снимать продолжение. По ходу фильма всплывало много отсылок, о которых я рассказала выше, но самое сладенькое нам оставили в первой сцене после титров.
Нам показывают псих больницу, куда отправили Сергея Разумовского чиллить в компании своего разваливающегося на кусочки разума. Тут сначала в нас кидают шикарным камео Константина Хабенского, в роли Рубинштейна Вениамина Самуиловича, врача, который очень сильно повлиял на дальнейшие в комиксе события. Именно он приложил руку к развитию безумия Сергея Разумовского, а также проводил свои зверские опыты на множестве других пациентов своей лечебницы, в том числе и на самом Игоре Громе. (Арка: Метод Локи, очень советую, моя любимая)
А потом нам показывают самого Сергея, который явно находится в ужасном состоянии, ведь тут же из-за его спины появляется Человек-птица — темное я Разумовского. Очень плохо нарисованное темное я, давайте признаем… Вот чего не поняла, так почему они просто не наклеили на Горошко черные перья. Выглядит конечно прям как в комиксах, влоть до прически, но нарисовано не очень. Хорошо, что в самом фильме почти не было графония.
Ну, а во второй сцене, мы узнаем, что Олег Волков жив и чиллит в Сирии. А еще он узнал, что у Сергея проблемы. И, видимо, будет его спасать, если у создателей будет на это бюджет.
Вот такой получился фильм. Очень логичный и красивый. С классными персонажами и крутой адаптацией оригинального комикса. И у него огромные проблемы со сборами. Очень жаль, что качественное кино собирает такую слабую кассу. Наши ребята доказали, что могут снимать, нам просто нужно поддержать их.
Сообщество сильно сплотилось и, как может, поддерживает создателей. Кто-то из фанатов даже купил рекламу в центре Москвы. Эта статья написана по этой же причине.