массовые спортивные мероприятия организуется с учетом чего
Проведение и организация физкультурно-оздоровительных массовых мероприятий в ДОУ
Ирина Лобина
Проведение и организация физкультурно-оздоровительных массовых мероприятий в ДОУ
Консультация для воспитателей и инструкторов по физической культуре «Проведение и организация физкультурно-оздоровительных
массовых мероприятий в ДОУ»
Автор: Лобина Ирина Егоровна,
инструктор по физической культуре
детского сада «Дельфин»
Здравствуйте уважаемые коллеги.
В нашем детском саду стала уже доброй традицией проведения физкультурно-массовых мероприятий. В течение 2014-2015 учебного года было организовано и проведено два масштабных спортивно-массовых мероприятия: «Семейная Олимпиада – год спустя» (февраль 2015 г., где 25 детей и родителей стали его участниками, спортивный турнир «Спорт живет в каждом», в котором приняли участие 50 человек, среди которых были не только дети и родители, а также педагоги ДОУ (октябрь 2015г.). В результате этого, накопился определенный опыт по организации и проведению таких масштабных физкультурно-оздоровительных мероприятий, и мне хотелось бы с вами этим опытом поделиться.
Массовые физкультурно-спортивные мероприятия рассматриваются в качестве эффективного метода приобщения широких масс населения к регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом и туризмом, повышения уровня физической подготовленности, воспитания у них полезных двигательных умений и навыков и формирования здорового образа жизни.
К физкультурно-спортивным мероприятиям относятся различные массовые соревнования: спартакиады, турниры, чемпионаты, малые олимпиады, туристические пешие, лыжные и водные походы.
Физкультурно-оздоровительные массовые мероприятия – значимы для всестороннего развития и воспитания детей. Во время состязаний они принимают заинтересованное участие в разнообразной деятельности – спортивных упражнениях, подвижных играх, эстафетах и т. д.
Участие в подобных мероприятиях и подготовка к ним приносит большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение детям, взрослым и педагогам. Тесное сотрудничество и взаимодействие всех социальных институтов, направленных на пропаганду массовости физической культуры и спорта объединяет всех участников образовательного процесса в один единый дружный коллектив.
Массовые мероприятия широкого масштаба рекомендованы только для детей старшей и подготовительной групп, их родителей и педагогов. В начале учебного года инструктор по физической культуре вносит в календарный план намеченные мероприятия, в котором указывается название соревнований, сроки, место их проведения и ответственные за подготовку и организацию. Затем инструктор по физической культуре выходит с предложением для внесения (включения) в годовой план работы детского сада, который принимается на педагогическом совете и утверждается директором ГБОУ. На основании приказа директора ГБОУ разрабатывается Положение о соревновании (Приложение 1). Положение регламентирует все отношения между организаторами соревнования, его участниками и судьями. Положение о соревновании включает, как правило,его точное название и несколько разделов:
1. Название соревнования,которое включает информацию: о виде соревнования, его содержании, об участниках и об организации, проводящей соревнование (например, «Положение о летней спартакиаде детского сада «Дельфин»).
2. Цель и задачи соревнования. В этом разделе определяется главная цель предстоящего соревнования и, исходя из нее, формулируются конкретные задачи.
3. Руководство проведением соревнования: а) характеризуется общее руководство соревнованием; б) указываются ответственные за непосредственное проведение соревнований по отдельным видам спорта; в) назначаются составы главной судейской коллегии и коллегий по видам спорта, включенным в программу спартакиады.
4. Сроки и место проведения соревнования.В этом разделе четко и точно указываются: а) время проведения спартакиады; б) сооружения, на которых планируется проведение соревнований спартакиады (спортивная площадка, физкультурный зал ДОУ, спортивный зал школы, города).
5. Участники соревнования и условия проведения. В этом разделе указывается, кто допускается к участию в соревновании, и какие требования предъявляются к его участникам.
6. Программа соревнования. Здесь перечисляются виды спорта, включенные в программу данной спартакиады.
7. Порядок определения победителей спартакиады. Указываются способы и условия проведения соревнований по отдельным видам спорта, устанавливается, что победители спартакиады определяются как по отдельным видам спорта, так и в общекомандном зачете.
Разработка программы поручается воспитателю или инструктору по физической культуре ДОУ. Она строится на основе программно-методических требований, предъявляемых к физическому, гигиеническому, эстетическому, нравственному воспитанию детей. Одним из важных требований является проведение таких мероприятий в различные сезоны года. Они могут проходить в разнообразных природных условиях и местностях.
При составлении программы необходимо:
1) обеспечить постепенное увеличение физической нагрузки;
2) предусмотреть чередование игр и соревнований с высокой физической нагрузкой и эмоциональным накалом и заданий, направленных на снятие напряжения;
3) чередовать массовые и индивидуальные игры и задания;
4) предусмотреть участие и оценку деятельности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей;
5) сочетать знакомые детям игры, задания с включением новых спортивных атрибутов и пособий.
Наиболее интересной частью подготовительного этапа является изготовление плакатов, декораций, эмблем и призов для участников, пригласительных билетов для болельщиков и гостей. Такая работа вполне по силам старшим дошкольникам под руководством взрослого.
Особое внимание нужно уделить подбору музыки и подготовке средств ее трансляции. Следует предусмотреть музыкальное сопровождение для всех моментов спортивного мероприятия. Музыка обеспечивает соответствующий эмоциональный настрой, помогает синхронному выполнению физических упражнений, заполняет паузы, концентрирует внимание детей. Организаторам следует подобрать музыкальное сопровождение для выполнения показательных выступлений (парад, флэш-моб, ритмическая гимнастика или аэробика, музыкальных заставок, фоновой музыки для награждения. Это может быть как «живая» музыка, так и запись.
Подготовка детей ведется постепенно. Инструктор по физической культуре систематически проводит с детьми все предусмотренные программой формы работы и виды занятий по физической культуре. Не следует разучивать с детьми упражнения и игры-эстафеты, которые будут на соревнованиях.
Перед намеченной датой проведения спортивного мероприятия крупного масштаба целесообразно провести с детьми беседу о правилах поведения и безопасности на спортивных турнирах, соревнованиях, спартакиадах. Педагог рассказывает детям о том, как должны вести себя спортсмены во время двигательной деятельности, во время проигрыша или побед (умение выигрывать и проигрывать). Также следует напомнить о правилах поведения болельщиков на таких мероприятиях.
Судейство. Особое внимание уделяется подготовке судей. В состав судейской коллегии могут входить заведующая ДОУ, старший воспитатель, представитель родительской общественности и спонсоры. При подведении итогов, достигнутых результатов в командных соревнованиях, играх-эстафетах необходимо учитывать индивидуальные данные и возможности каждого, отмечать старательность, правильность выполнения двигательных заданий детьми.
Проведение спортивного мероприятия необходимо поручить ведущему, обладающему личностными и профессиональными качествами педагога-организатора. От него зависит успех спортивно-массового мероприятия. Он должен хорошо знать программу, уметь быстро разрешать непредвиденные обстоятельства. Если мероприятие выносится за пределы ДОУ, на площадки школ или города, и массовость участников увеличивается, то у ведущего должно быть несколько помощников, которые организовывают детей, расставляют и убирают инвентарь, обеспечивают музыкальное сопровождение.
Структура спортивно массового мероприятия
Структура спортивно массового мероприятия разнообразна и зависит от его вида.
Основная часть программы, направленная на решение главной задачи,наполняется соответствующим двигательным содержанием: спортивными играми, эстафетами, соревнованиями между командами или отдельными подгруппами, Чаще всего в содержание основной части программы рекомендуется включать такие игры-эстафеты, которые имеют одинаковую направленность (каждый участник выполняет одинаковое задание с перемещением по площадке). Целесообразно применять линейные эстафеты, где участники передвигаются прямолинейно или выполняют задание по цепочке, выстроившись в колонну или шеренгу.Длительность соревнования определяется возрастом воспитанников: 40-60 минут для детей 6-7 лет. Если в мероприятии участвуют дети и взрослые, то длительность участия детей определяется их психическими физическими возможностями (не более 1, 5 часов).
Окончание соревнования, подведение итогов и награждение. В конце мероприятия, вне конкурса, уместно провести массовую игру средней подвижности (лучше в кругу, или организовать общий танец, флэш-моб всех участников и болельщиков. Жюри и организаторам это время можно использовать для подсчета и подведение итогов соревнования.
Организаторы мероприятия должны помнить: никто из детей не должен быть забыт, каждый должен быть обязательно награжден, вне зависимости от места, которое занял он лично или его команда. Именно это является залогом оптимизма и желания ребенка и в дальнейшем учувствовать в таких массовых мероприятиях.
Награждение должно проходить торжественно и весело, каждый ребенок (участник соревнования)должен получить награду в виде: медали, сувенира, значка, магнитика, диплома или грамоты со спортивной символикой мероприятия, эскиз, который должен быть разработан оргкомитетом.За победу или участие в командных состязаниях можно вручить один приз: вымпел, кубок или грамоту.
Необходимо отметить не только детей, но и взрослых, принимавших активное участие в подготовке и в проведении спортивного мероприятия. Это позволит сформировать у детей и взрослых стойкий интерес к занятиям физкультурой, к своим достижениям в спорте, что является одним из важнейших условий формирования мотивации здорового образа жизни.
Проведение спортивно-массовой работы с детьми ценно тем, что создает условия для эмоционально-психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности. Спорт — это лучший способ сплотить между собой всех участников образовательного процесса и объединить их общей целью.
Проведение спортивно-массовых мероприятий такого рода является одним из самых эффективных способов создания дружного и сплоченного коллектива родителей, детей и педагогов, а также дает возможность агитировать за массовый спорт и пропагандировать идею физического воспитания и спорта.
«Комплексное использование оздоровительных мероприятий в образовательном процессе ДОУ» Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, в значительной степени определяются условиями его жизни. Именно на дошкольный возраст.
Комплексное использование оздоровительных мероприятий в образовательном процессе ДОУ «Комплексное использование оздоровительных мероприятий в образовательном процессе ДОУ» Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие,.
«Осенний коллаж». Организованная образовательная деятельность с комплексом оздоровительных и профилактических мероприятий Образовательные задачи: Систематизировать знания детей об осени, жизни диких животных нашей полосы и подготовке зверей к зиме, о причинах.
График физкультурных оздоровительных мероприятий в режиме дня в ДОУ во 2 младшей группе № на 2015-2016 учебный год Мероприятия Время Утренняя гимнастика Ежедневно в зале, утром Физкультурные занятия 3 раза.
Использование физкультурно-оздоровительных системных мер, обеспечивающих ребенку физическое и психическое благополучие Для всех детских возрастных периодов характерна повышенная потребность детей в двигательной активности. Под влиянием физических упражнений.
Фотоотчёт оздоровительных мероприятий «Лето» МБДОУ№6 «Золотой петушок» Летний оздоровительный комплекс Лето — удивительное время года, когда дети могут вдоволь гулять, бегать и прыгать.
Организация и проведение самообследования в ДОУ Этапы самообследования Самообследование осуществляется в несколько этапов: 1. Этап планирования и подготовки работ по самообследованию ОО:.
Работа с родителями по повышению родительской компетенции в рамках физкультурно-оздоровительных мероприятий в ДОУ Введение. Проект направлен на объединение семьи и дошкольного образовательного учреждения в единое образовательное пространство с помощью.
Алгоритм проведения спортивно-массовых мероприятий в образовательных учреждениях
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Методическая разработка на тему:
Алгоритм проведения спортивно-массовых мероприятий в образовательных учреждениях
культуры первой категории
Мазов Иван Александрович
Алгоритм проведения спортивно-массовых мероприятий в образовательных учреждениях
1.1. Описание ценностных ориентиров содержания спортивно-массовых мероприятий
1.2. Организация спортивно-массовых мероприятий в школе
Спорт является неотъемлемой частью физической культуры. Он представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для игровой физической деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную подготовку для последующего максимального проявления способностей путем соревнования в заранее определяемых двигательных действиях.
Современный ритм жизни и научно-технический прогресс способствует поиску учителя по физической культуре новых эффективных средств и методов в воспитании здорового, энергичного, гармонично-развитого поколения. Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, необходимая им для нормального роста и развития. Основной задачей педагога, в данном случае, является ненавязчивое физическое воспитание школьников, включающее в себя возможность отдыха детям, смену вида деятельности, незаметный переход от классно-урочной системы к активным, содержательным видам отдыха: соревнованиям и играм, праздникам. 1 Учителю необходимо предложить игру, воспитывающую умение анализировать, вырабатывающую выносливость, закаляющую тело и душу ребенка. Игры приучают детей терпеливо сносить боль от падений и ушибов, требуют смекалки, находчивость, развивают массу навыков и умений.
Правильно организованные спортивные мероприятия должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают в ходе мероприятий подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.
1.1 Описание ценностных ориентиров содержания спортивно-массовых мероприятий
Проведение массовых спортивных мероприятий в школе имеет важное значение для полноценного развития ребенка. Соревнуясь, ребёнок показывает свои двигательные способности. На спортивных мероприятиях ребёнок раскрепощается, показывает свои таланты. В зависимости от цели и задач спортивные мероприятия способствуют развитию двигательных качеств, формированию универсальных учебных действий, таких как волю к победе, регулятивные умение планировать деятельность во время участие в соревнованиях, коммуникативные развития чувство взаимовыручки, доброжелательное отношение. 2
Содержание спортивно-массовых мероприятий включает в себя такие ориентиры как:
1) Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
2) Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
3) Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
5) Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
6) Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
7) Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
8) Ценность свободы как свободы выбора ребёнком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является ребёнок.
1.2. Организация спортивно-массовых мероприятий в школе
Алгоритм проведения спортивно-массовых мероприятий в школе определяется с учетом возраста обучающихся и их психофизиологических особенностей.
Подготовка начинается задолго до проведения самого мероприятия. Эти периоды условно можно разделить на несколько этапов.
4. Заключительный этап.
На каждом из этапов выполняются различные виды деятельности. Общее количество, длительность и содержание этапов мероприятий зависит от масштабов и возможностей материально-технической базы.
Рассмотрим этапы проведения спортивно-массовых мероприятий более подробно.
Подготовительный этап начинается с планирования мероприятий на учебный год. Документ утверждается администрацией школы. План составляется на начало учебного года с учётом возраста учащихся и школьных традиций, наличие и состояние спортивной базы школы, спортинвентаря и погодными явлениями региона. Он должен перекликаться с планом работы городских и районных мероприятий. После утверждение план вывешивается на доску объявлений для того чтоб учащиеся могли ознакомиться и обсудить реализацию в классе. При подготовке к отдельным спортивным мероприятиям в школе большое внимание уделяется оформлению и определению место проведения в зале, спортивной площадке или парке, в зависимости от масштаба мероприятия. Также необходима демонстрация рекламного щитка о проведение будущего мероприятия, где предусмотрено краткое описание содержания и положение о проведения мероприятия. Определение формы проведение, количество участников, подбор инвентаря соответствие возрасту. На подготовительном этапе важно найти судей мероприятий, знающих правил технику безопасности. Это могут быть учителя или учащиеся по желанию, посещающие школьные спортивные клубы или участники многих соревнований на более высоком уровне. Вместе с судейской бригадой подготовить бланки для судейских протоколов и выбор систему подсчёта очков. В подготовке мероприятий важно продумать форму, эмблему для участников соответственно содержанию.
Количество участников на этом этапе зависит от масштаба мероприятий и место проведения. Например, день здоровья или туристический слёт с выходом за территорию школы в парк, лес, то участвуют все представители администрации и классные руководители классов, приминающие участие, родители, а так же учителя физической культуры.
При организации спортивного праздника или соревнований не требует большого количества участников, это могут быть учитель физической культуры, классный руководитель или родители.
При организации спортивно массовых мероприятий очень важно оформления место проведения, а так же нужно учитывать возрастные особенности детей. 3 Для учащихся начального и среднего звена важно, какого цвета оформления. Цвет влияет на здоровья человека на эмоциональное состояние. Лучше для младшего возраста применять в оформлении, а так же при выборе инвентаря, тёплые тона, например, красный цвет –это цвет энергии, страстей, но с этим цветом очень нужно быть осторожно он действует на людей раздражающе. В таком случае нужно обратиться к таким цветам, как оранжевый и жёлтый. Оранжевый цвет вызывает радость, создают ощущение благополучия, стимулирует умственную способность. Жёлтый цвет стимулирует способность активной работе мышц. Цвет даёт положительные эмоции и влияет на физическое здоровье учащегося.
Физически здоровый ребёнок воспринимает содержание положительно не зависимо от масштабности мероприятия. После оформления в организации мероприятия важную роль играет содержание, соответственно возрасту ребёнка. Перед началом любого мероприятия учитель, всё продумав и взвесив, составляет сценарий – строгая очередность предстоящего место сбора участников, время начала, кто что говорит и за кем очередность выступлений, кто обслуживает соревнование (судит), когда и какая музыка звучит.
Сценарий должен быть подготовлен в двух экземплярах: и краткий и подробный.
Краткий сценарий должен быть у помощника, он составляется без нюансов и подробностей в самой краткой форме. Например:
2. рапорт директору школы;
3. речи, приветствия;
4. подъём флага и т.д.
Для массовых мероприятий в содержании применяются игровые технологии для любого возраста это специально организованные условия по определённым правилам. Основными критерием оценки дня здоровья и спорта является массовость.
На этапе проведения учащиеся ставят для себя цель и прогнозируемые результаты в спортивном мероприятии.
Сроки проведения мероприятий зависит от содержания. Например, день здоровья может занять по времени от 2 до 4 часов в зависимости от возраста участников. Туристический слёт так же может проходить в один день, а если позволяют условия проведение два дня. Первенство по спортивным играм, зависит от количества команд от одного дня до пяти дней. Спортивный праздник в течение дня: начальное звено от 50 минут до 2 часов, среднее и старшее звено от 1 часа до 3 часов. В содержание дня здоровья могут входить несколько частей это театрализованная часть или художественная самодеятельность от участников. Вторая часть спортивные эстафеты, испытания на станциях, спортивные или подвижные игры, а так же сдача спортивных нормативов. 4 В содержание туристических слётов входят испытание из школы безопасности прохождение этапов полосы препятствия, различных дистанций оказание первой медицинской помощи.
В содержании в проведения мероприятий должно соблюдать дозировка двигательной активности и техника безопасности при выполнении испытаний на этапах мероприятий. Кроме того, важное значение имеет судейство во время проведение мероприятия. В методической литературе по проведения внеклассных мероприятий часто указываться, что судейство должно быть наглядным. При прозрачном протоколе судейство у учащихся проявляется интерес к результату, они стремятся к победе, оценивая ситуацию, и при этом не возникает споров опровергнуть результат соревнований.
Заключительный этап демонстрирует результат достижения цели проведения мероприятия. Важная и волнительная часть это объявление результата и награждения. Награждение нужно запланировать заранее, продумать каждую деталь. По завершении мероприятия награждения проводиться по номинациям грамотами или победителями. Если предусмотрено медали за участие каждому участнику соревнований или только награждением призовых мест. Церемония награждения происходит под музыкальное сопровождение или под аплодисменты участников.
Известно, что здоровый образ жизни, положительное отношение к занятиям спортом и физической культурой закладывается в школьные годы. Спортивно-массовая работа решает много важнейших задач. Успешность их решения зависит от правильного, чёткого планирования и организации методической работы в школе в которой принимают активное участие администрация школы, классные руководители, медицинский работник школы, родители, совет старшеклассников. Только совместная работа всех звеньев управления школы даёт возможность грамотно и целесообразно организовать спортивно-массовую работу школы направленную на оздоровление школьников, приобщение их к ЗОЖ.
В спортивно-массовых мероприятиях педагог выполняет ряд следующих функций:
— привлекает внимание ребят к содержанию и форме проведения,
— следит за точностью выполнений правил, соответствующих форме и содержанию мероприятий
— наблюдает за дозировкой физической нагрузки во время выполнения двигательных действий, делает краткие указания,
— поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношение играющих,
— приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку.