маржа и рентабельность в чем разница простыми словами
Что такое маржинальность простыми словами: в чём измеряется
Итак, маржинальность или же маржа, говоря простыми словами – это показатель разницы между себестоимости товара и его рыночной цены. Себестоимость – это основные затраты на производство данной продукции: оплата труда, различных коммуникаций (электричество, расходные материалы), плата за аренду помещения для самого производства и прочие обязательные платежи, в том числе налоговые отчисления.
Нельзя сказать, что разница между этими двумя показателями будет постоянно одинаковая. Маржинальность зависит не только от роста или снижения инфляции или утверждения новых законодательств о продаже и сбыте товаров и услуг, но и от самой фирмы. Каждая компания, сугубо индивидуально делает, так сказать, наценку на свой товар. По результатам наценки, и, соответственно конечной цены на товар и рождается конкуренция, что влечёт за собой различные маркетинговые и рекламные ходы со стороны каждой компании.
Маржинальность и рентабельность: чем отличаются
Часто люди не понимают, чем отличаются маржинальность и рентабельностью. Но путать эти понятия никак нельзя, так как различие есть, и причём весомое. Дело в том, что при расчёте рентабельности требуется такой показатель, как издержки производства.
Издержками называют затраты на производство продукции. А маржинальность – это сама наценка на товар. А показатель рентабельности – процентная доля прибыли от продажи данного товара.
Что такое маржинальность валовой прибыли
Маржинальность валовой прибыли, или, как привыкли говорить экономисты, валовая маржа – это показатель разницы между прибылью от продажи продукции и переменными затратами компании – это те затраты, зависящие от объёма производства. Конечно, счетчик Яндекс Метрики не вычислит этот показатель для Вашего предприятия. Но, по крайней мере, с помощью этого сервиса можно сделать очень эффективный анализ работы производства в целом.
Самый простой способ вычисления валовой прибыли – рассчитывать её с одного рубля выручки. Таким образом, если коэффициент валовой маржи будет, к примеру, 10%, значит, с одного рубля выручки компания получит 10 копеек прибыли. И далее это всё умножается на реальную сумму от выручки.
Но не стоит так сильно полагаться на данный показатель. Конечно, расчёт валовой маржинальности очень важен для предприятия и даёт оценку многих, немаловажным показателям работы, но оценить общее финансовое положение с помощью него, с точностью нельзя.
В чем измеряется маржинальность
Как и многие показатели в экономике маржинальность, по итогам результатов расчёта будет иметь процентный вид. Поэтому, для расчёта маржинальности от заказа продвижения сайта в Яндексе, цена услуги будет сравниваться с себестоимостью, путём вычитания и всё это будет умножено на 100, чтобы перевести проценты.
Таким образом, если такая услуга стоит, к примеру 30 т.р. а себестоимость будет 7 т.р., исходя из отчислений специалистам, которые будут оказывать данную услугу, затрат на электроэнергию, так как логично, что делать они это будут на ПК и плату за аренду помещения, в котором находится агентство или сам специалист.
Маржинальность и прибыль: в чем разница
Чтобы понять, в чём разница между маржинальностью и прибылью, сначала нужно знать, что такое прибыль. Опытный таргетолог или специалист, имеющий дело с экономикой и финансовой стороной предприятия прекрасно знает, что прибыль – это не выручка, как многие привыкли думать.
Прибыль – это разница между общими доходами предприятия, в которую входит выручка от продажи готовой продукции, так же доходы от процентов по вкладам, акциям и т.д. или плата за размещение рекламы на сайте компании. Понятно, что это разница должна быть в положительной стороне, относительно компании.
А маржинальность, как мы уж говорили, это как раз и разница между этой самой прибылью и затратами на производство. Но здесь будет считаться уже прибыль конкретно от какого-либо процесса – это либо выручка с продаж или оказания услуги, либо какой-либо другой процедуры, которой занимается данное производство.
Думаю, теперь Вы, в общих чертах, ознакомились с таким, хоть и не новым, но очень важным и распространённым среди экономистов и финансистов понятием маржинальность, поняли, как её рассчитывать и самое важное – для чего нужно это делать.
Рентабельность бизнеса в цифрах: учимся считать маржу
Чтобы начать бизнес, необязательно иметь высшее образование в области экономики. Если вы не получили его (и не горите желанием потратить на это ещё 3-5 лет), не думайте, что предпринимательство не для вас! Основные понятия, важные для подсчета дохода и разработки стратегий, можно изучить по ходу. И одно из главных — определение маржи, а также методики её расчета. Из этой статьи вы узнаете, что такое маржа; как посчитать маржу в процентах; какие программы и онлайн-сервисы для этого можно использовать.
Создайте свой логотип онлайн. Более 50 тысяч брендов по всему миру уже используют логотипы от Турболого.
Что такое маржа?
Понятие маржи (в англоязычных источниках Margin) — одно из центральных в бизнесе. На этот показатель опираются во многих случаях:
Маржа — это разница между отпускной ценой и себестоимостью товара/услуги; обычно вычисляется в процентах. Полученный показатель описывает прибыль компании.
Простая формула, чтобы вычислить маржу:
Прибыль/Доход × 100% = Маржа
Маржу важно не путать с наценкой: последняя представляет собой разницу между оптовой и розничной ценой товара, установленной продавцом. При вычислении наценки не учитываются другие расходы, помимо закупки товара: например, зарплата сотрудников или аренда площадей. Поэтому маржа всегда меньше наценки.
А вот маржинальность и рентабельность — одно и то же.
Разновидности маржи
Чтобы более детально оценить результативность работы компании, важно познакомиться с видами маржи.
Валовая
Помогает вычислить объем чистой прибыли.
Как считается маржа (валовая):
Сумма выручки от продаж — Сумма расходов на производство = Маржа
Объем чистой прибыли
Называется также «Маржа прибыли». Используется, чтобы получить общую картину положения дел в компании.
Формула расчета:
Сумма выручки от продаж — А — В — С = Объем чистой прибыли
Работая с этой формулой, можно обнаружить проблемные зоны и решить, как работать с ними для повышения эффективности.
Другие виды
Перечислим остальные виды маржи, которые выделяют экономисты, не останавливаясь на формулах.
Это узкоспециальные показатели, которые используются аналитиками; вы можете встретить их в литературе по бизнесу.
Рентабельный или нет?
Итак, теперь вы знаете, как рассчитать маржу. Но что означает полученная цифра?
Чтобы предметно увидеть, о чем именно вам говорит показатель маржи, можно представить это так: если маржа компании 34%, то каждый рубль выручки приносит 34 копейки прибыли. Оставшиеся 66% — это расходы компании.
Показатели маржи в разные периоды можно сравнивать и тем самым оценивать, насколько выросла или упала рентабельность бизнеса.
Оценивая, «хорошая» или «плохая» маржинальность у вашего бизнеса, важно понимать: эти показатели отличаются для разных отраслей. Например, в маркетинге хорошей считается маржа от 25%. В среднем же рентабельность от 10% и выше — приемлемая.
Как работать с показателями маржи
Посчитать маржу всегда полезно. Но важно и правильно применить эти знания в аналитике и построении стратегий.
Бизнесы мониторят этот показатель, чтобы оценить рентабельность и эффективность своей торговли. С его помощью также можно оценить себя по отношению к конкурентам: для каждой ниши рассчитан определенный показатель маржи, который можно найти в открытых источниках. Если ваш процент ниже, скорее всего, вы отстаёте от коллег, и вам есть над чем поработать.
В широком смысле, увеличение маржи — это и есть основная задача маркетинга. Продавать больше и дороже, вот на что направлены усилия маркетологов. Поэтому главный способ повысить маржинальность — это стимулировать спрос. Как можно это сделать:
Ещё один способ — удерживать покупателей, не позволяя им уйти к конкурентам. На лояльной аудитории можно заработать больше. Вот что для этого можно использовать:
Если аудитория лояльна (у вас есть достаточное количество фанатов бренда), можно поднимать цену и тем самым повышать маржу: так работает «наценка на бренд».
Сервисы и программы для расчета маржи
Сегодня можно автоматизировать почти любой бизнес. Сервисы и программные инструменты подскажут вам, как посчитать маржу буквально за минуту. Поэтому вы можете вести учет этого показателя по месяцам и видеть изменения в динамике.
Excel
Самый доступный инструмент — Excel. Электронные таблицы с функцией расчета значений ячеек по формулам удобны для постоянного учета всех показателей бизнеса. Вы легко разберетесь, как посчитать маржу в Excel, и куда подставить нужные формулы.
Онлайн-сервисы
Также есть калькуляторы расчета маржи и наценки и приложения для бизнесменов с этой функцией. Рассмотрим самые популярные инструменты:
Kalku
Данный калькулятор позволяет рассчитать коэффициент маржинальности в процентах. При этом в результате показывается наценка в процентах от оптовой цены. Также сервис предлагает дополнительные функции: расчет абсолютного значения наценки или скидки, себестоимости продаж.
Profit Margins Calculator
Программа проста в использовании, а также обладает всем нужным функционалом. С ее помощью можно рассчитать валовую и чистую маржу. Сервис дополнен библиотекой терминов и формул, по которым рассчитываются показатели.
Omnicalculator
Сервис Omnicalculator содержит сразу несколько бизнес-калькуляторов, в которых можно посчитать не только маржу, но и наценку, валовую прибыль, цену по рентабельности.
Заключение
Расчет маржи необходим для бизнеса любого масштаба и направленности. Полученные данные помогут вам увеличить прибыль компании и оптимизировать затраты. Воспользуйтесь одним из инструментов, данных в статье, чтобы узнать маржу своего бизнеса.
Редактор блога и специалист по контент-маркетингу в Turbologo. Статьи Виктории содержат полезные советы о маркетинге, создании бренда и продвижении его в Интернете.
Рентабельность и маржа: есть ли разница
Бизнес должен приносить прибыль. Для этих целей и открываются компании. Но есть множество индикаторов, которые позволяют оценить успешность коммерческой деятельности. И основные из них – это рентабельность и маржа. Не все понимают, в чем принципиальная разница. Кто-то считает, что это тождественно равные категории. Хотя по факту – это не так.
Что такое рентабельность
Рентабельность – это экономический показатель, который показывает эффективность работы предприятия. Выражается в процентах или коэффициенте. Определяет не только эффективную работу всего предприятия, но также и показывает насколько целесообразно и выгодно используются ресурсы компании: деньги, сырье и материалы, персонал, оборудование, капитал.
Расчет рентабельности производится через коэффициент. Его формула следующая:
Рентабельность = Прибыль / Ресурсы, затраченные для получения такой прибыли
С учетом этой формулы можно рассчитать рентабельность готовой продукции, рентабельность продаж, капитала и т. п. Зачастую коэффициент определяют не только для того, чтобы понять, как работает компания. Его используют для того, чтобы определить, по каким видам продукции отдача больше, а по каким меньше.
Пример: есть два вида продукции А и Б. На производство продукции А компания тратит 100 рублей на единицу, на производство Б – 150 рублей за единицу. В итоге вид А приносит прибыль в размере 20 рублей, вид Б – 35 рублей. Как определить, какой из этих видов продукции наиболее выгоден для предприятия? Рассчитать рентабельность и сравнить.
Вид А = 20/100 = 0,2 или 20 %;
Вид Б = 35/150 = 23 или 23 %.
Получается, что более эффективно производить второй вид продукции.
Виды рентабельности
Существует множество показателей рентабельности. Алгоритм расчета и интерпретации почти одинаковый. В числителе всегда указывается чистая прибыль компании. В знаменателе – значение того показателя, эффективность использования которого нужно оценить.
Какие виды рентабельности могут быть:
Также еще можно определить рентабельность производственных фондов, инвестиций. Принципиальной разницы в алгоритме нет.
Многих руководителей и собственников бизнеса волнует вопрос о нормативах. Какого значения рентабельности нужно достичь, чтобы ресурсы использовались эффективно?
Ответа на этот вопрос нет. Никаких нормативных документов, рекомендаций в этом вопросе не предусмотрено. Предприятие самостоятельно определяет, достаточно ли ему такого уровня или нет. Конечно, чем больше коэффициент, тем лучше.
Рационально отслеживать показатель в динамике. Ведь на старте бизнеса значения могут быть минимальны, в период активного развития – на подъеме. Если же в динамике наблюдается снижение, тогда следует предпринимать уже какие-либо действия. Быстрое падение рентабельности приводит к негативным последствиям.
Маржа: сущность и отличие от маржинальности
Рассматривать категорию маржи необходимо в тандеме с маржинальностью. Это два почти одинаковых индикатора. Принципиальное отличие – формулы, используемые для определения экономических критериев.
Конечно, человеку, который не сильно разбирается в научных категориях, понятие маржи и рентабельности, маржинальности и доходности, кажутся идентичными. На самом деле, в них есть принципиальные отличия.
Маржа выражается в абсолютном значении – деньгах. Маржинальность измеряют в процентах.
Под маржой понимают разницу между прибылью, полученной компанией, и себестоимостью произведенной продукции. Обратить внимание нужно на категорию «себестоимости». Она включает не все расходы, в их числе общепроизводственные, административные, расходы на сбыт. Расчет учитывает только производственную себестоимость, то есть затраты производства.
Поскольку маржинальность – это относительный показатель. Для его определения используют формулу:
Маржа / Доход, полученный от продажи
Посредством двух критериев оценивают, насколько прибылен бизнес с точки зрения производственного аспекта. Ведь фирма может быть не так эффективна за счет каких-то корпоративных и других видов затрат. При расчете же маржинальности и маржи возможно оценить эффективность производственной деятельности.
Важно понимать: единичный мониторинг показателя ни о чем не свидетельствует. Необходим анализ в динамике – за несколько отчетных периодов. Если наблюдается положительная динамика, то компания развивается, прибыль растет, производство работает эффективно. Если в динамике наблюдается снижение показателя, то необходимо предпринимать какие-то действия для модернизации производства.
Справка: при расчете маржи учитывается себестоимость, которая складывается только из переменных расходов. Постоянные расходы в расчет не учитываются.
Многих интересует вопрос: а достаточно ли рассчитать маржу и сделать корректные выводы или все-таки необходимо определить маржинальность. Есть даже те, кто вообще не рассчитывают эти критерии, руководствуясь значениями прибыли и рентабельности. Но это не совсем эффективное решение. Рентабельность и прибыль дают общую картинку, но не детализируют непосредственно производственную сферу.
Маржинальность – важный показатель работы, особенно производственного предприятия. При оценке стоит учитывать следующие особенности:
Классификация маржи и маржинальности
Конечно, идеальная ситуация – когда показатели маржинальности и маржи растут в динамике. Но другой вопрос – какая же норма считается для предприятия отличной, а при каком значении необходимо менять подход в управлении.
Есть несколько категорий маржинальности в зависимости от ниши, в которой работает фирма:
Никаких ограничений по поводу того, какого уровня должна быть маржа на предприятии, нет. Законодательство этот вопрос не регулирует. С другой стороны, есть товары, на которые продавец не может устанавливать высокую наценку и, следовательно, тогда это сказывается на маржинальности и рентабельности.
В любом случае, маржинальность для эффективного предприятия должна быть больше нуля. Нулевое значение и меньше свидетельствует о том, что предприятие уже делает что-то не то. Плюс, выйти на доходную деятельность при нулевой или отрицательной марже точно не получится. И это вызовет повышенный интерес у налоговых органов.
Эксперты сходятся во мнении, что минимальный уровень маржи – это 20 %. Это тот минимум, который позволит выстоять в кризис. Но если бизнес хочет развиваться, то нужно выходить на 35–40 %.
Чтобы рассмотренный материал стал более понятен, проведем расчет на простых цифрах.
Пример: фирма производит товар категории «А». Себестоимость каждой штуки — 300 рублей. Цена реализации такой штуки продукции – 600 рублей. Всего продано за месяц 300 единиц готовой продукции. Определим маржу и маржинальность с учетом представленных ранее формул:
В чем разница между маржой и рентабельностью
Основная разница между маржой и рентабельностью в том, какие затраты учитываются при расчете. Так при расчете маржи учитываются только производственные расходы, непосредственно понесенные на изготовление товара или услуги. Никто не учитывает административные расходы, расходы на сбыт и прочие издержки. По факту, маржа показывает эффективность использования производственных ресурсов.
При расчете рентабельности учитываются все издержки предприятия, которые им были понесены для производства и реализации продукции. Сюда включаются расходы на обслуживание оборудования, аренду цеха, административных офисов, оплату прочих платежей.
Получается, что при марже используют только переменные расходы, а при рентабельности учитывают постоянные и переменные.
Отличия переменных и постоянных издержек:
Вопрос о том, какой показатель использовать, сложный. В идеале – нужно рассчитывать сразу два показателя. И тогда принимать соответствующее решение. Например, при высокой маржинальности, но низкой рентабельности претензий к производству быть не должно, но зато необходимо пересмотреть косвенные затраты (может где-то сократить административный штат, изменить стратегию развития и т. д.).
Если оба значения – низкие или наблюдается резкое их снижение, необходимо разрабатывать антикризисные меры, пересматривать политику работы.
Выводы
Маржа, маржинальность и рентабельность – важные экономические показатели, используемые для оценки эффективности бизнеса. Алгоритм расчета обоих критериев достаточно прост. Но минус в том, что нет золотых стандартов, какими должны быть эти значения. Необходимо учитывать не только полученный результат, но и его динамику, ситуацию, влияние множества факторов.
Маржинальная рентабельность
Определение и формула
Маржинальная рентабельность рассчитывается как дробь, в числителе которой маржинальная прибыль, а в знаменателе – прямые (переменные) издержки.
Ключевым критерием успешности любой коммерческой деятельности является её доходность. Любой хозяйствующий субъект стремится к выгоде, а потому необходимы показатели, характеризующие её в объективной цифровой форме. Многие предприниматели, особенно начинающие и не имеющие экономического образования, путают понятия прибыли и маржи, а вместо этих терминов порой употребляют жаргонное слово «навар».
Что такое маржинальная рентабельность
Для начала следует дать определения основным понятиям, фигурирующим в тексте, так как без них понимание изложенного материала будет проблематичным.
Маржа. Этим словом называется разница между отпускной и входной ценами (выручкой и себестоимостью). Иными словами, это тот самый «навар», которым традиционно оперируют спекулянты, когда подсчитывают свои доходы. Например, купив товар по 47 рублей и продав его по 63, хозяйствующий субъект извлекает доход (маржу) в 16 руб. с реализованного экземпляра. Здесь даже формула не нужна – всё понятно и школьнику. Понятие выражается в денежных единицах и распространено на валютном и фондовом рынке по причине почти полной тождественности с термином «прибыль» в этих областях деятельности.
Валовая маржа. На практике разные товарные позиции часто отпускаются с различной торговой наценкой (и в стоимостном, и в процентном выражении). Это объясняется тем, что на одних продуктах можно «накрутить» больше, чем на других. Поэтому, для объективной оценки маржинальной рентабельности удобнее всего оперировать понятием «валовая маржа». Это сумма всех наценок реализованных товаров.
Маржинальность. Термином обозначается коэффициент, а потому он выражен в долях единицы (обычно десятичной дробью) или процентах, если его умножить на сто. Формула:
КМ = (М/Ц) х 100%
Где:
КМ – коэффициент маржинальности;
М – размер маржи в денежном выражении;
Ц – суммарная цена, по которой реализован товар.
К примеру, фирма закупила сто смартфонов, каждый из которых обошелся со всеми издержками на доставку, растаможу и прочие расходы, в 10 тыс. руб., и продала эту партию за 1,6 млн. руб.
КМ = (1 600 000 – 100 х 10 000)/1 600 000 = 0,375
Это означает, что в цене каждой реализованной единицы содержалось 37,5% маржи (0,375 х 100).
Коэффициент маржинальности не даёт всеобъемлющего представления об успешности коммерческой деятельности, но играет важную роль в процессе дальнейших расчётов, определяющих доходность предприятия.
Чистая прибыль. Размер прибыли – главный показатель итогового результата хозяйственной деятельности. Ради неё и создаётся каждое предприятие. Представляет собой «чистый доход», то есть деньги, остающиеся после вычитания из суммы реализации всех издержек (постоянных и переменных).
Переменные издержки. Затраты, непосредственно связанные с воспроизводством продукции. Переменными они называются по причине зависимости их суммы от количества произведенного или закупленного товара. Понятно, что чем больше, например, завод изготовит пылесосов, тем больше ему потребуется электродвигателей, корпусов, шлангов и других комплектующих. То же происходит и в случае посреднической деятельности: чем объёмнее закупаемая партия, тем больше тратится денег.
Постоянные издержки. Расходы на содержание предприятия, которые необходимо нести независимо от его производительности: аренда площадей, отопление, зарплата персонала, нанятого по фиксированной ставке и т. п., называются постоянными издержками.
Рентабельность. В обобщённом виде — отношение доходной величины к сумме реализации.
Теперь исходя из вышеуказанных понятий можно сформулировать определение:
Маржинальная рентабельность — это отношение валовой маржи к общей сумме прямых (переменных) затрат за отчётный период.
Чем отличаются маржа и рентабельность
Главное отличие лежит на поверхности: у этих понятий различная экономическая суть. Маржа выражается в денежных единицах, в то время как рентабельность – величина относительная и измеряется процентами.
Сравнивать можно маржинальность и рентабельность – эти показатели действительно похожи, но только на первый взгляд. Собственно, о том, в чем разница между ними, до сих пор иногда спорят экономисты, и отнюдь не из-за своей безграмотности. Причина разногласий в неоднозначной трактовке понятий и многообразии критериев эффективности.
Наиболее распространённая точка зрения выражается тем, что при определении маржи не учитываются постоянные издержки.
Формула расчета маржинальной рентабельности
Целесообразность использования понятия маржинальной рентабельности для однозначной оценки эффективности канала реализации можно проиллюстрировать примером:
Некая фирма установила покупателю А торговую наценку в 20%, а другому (B) – только 10%. Если судить только по марже, то получается, что работать с предприятием А выгоднее, чем с субъектом B. А так ли это на самом деле?
Не всегда. Льготная цена, характеризуемая сниженной маржой (её обычно называют оптовой скидкой), чаще всего обусловлена большими объёмами закупок, осуществляемых данным клиентом или условием предоплаты. Эта мера стимуляции сбыта призвана повысить общую рентабельность предприятия за счёт наращивания оборотов реализации.
Маржинальная рентабельность рассчитывается как дробь, в числителе которой маржинальная прибыль, а в знаменателе – прямые (переменные) издержки.
МР = М / И
Где:
МР – маржинальная рентабельность;
М – маржинальная прибыль;
И – переменные издержки.
Экономический смысл этого определения выражает эффективность конкретного канала сбыта без учёта постоянных расходов.
В то же время общая рентабельность предприятия равна:
Р = (М – И – ПИ) / (И + ПИ)
Где:
Р – общая рентабельность;
М – маржа;
И – переменные издержки;
ПИ – постоянные издержки.
Очевидно, что общая рентабельность всегда будет ниже маржинальной, а повысить её можно двумя способами:
Управленческое решение о мерах повышения рентабельности принимает руководитель предприятия.