марксизм считает что материя
Содержание
Материя (лат. materia — вещество) — «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» [1]. Материя — это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Материя включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут быть познаны в будущем на основе совершенствования средств наблюдения и эксперимента. Весь окружающий нас мир представляет собой движущуюся материю в её бесконечно разнообразных формах и проявлениях, со всеми её свойствами, связями и отношениями.
Марксистско-ленинское понимание материи органически связано с диалектико-материалистическим решением основного вопроса философии; оно исходит из принципа материального единства мира, первичности материи по отношению к человеческому сознанию и принципа познаваемости мира на основе последовательного изучения конкретных свойств, связей и форм движения материи (см. Материализм).
С точки зрения современной науки основные формы материи — это:
Но материя не сводится только к этим формам, так как в бесконечном мире существуют и качественно иные виды материи как объективной реальности, например кварки или другие возможные микрообъекты в структуре «элементарных» частиц. Философское понимание материи как объективной реальности конкретизируется естественнонаучными теориями о строении и законах движения материи, раскрывающими структуру объективной реальности. Но было бы неправильно отождествлять философскую категорию материи с конкретными физическими или химическими представлениями о материи, т. к. последние имеют локальный характер и не охватывают всего бесконечного многообразия реальных видов материи. Точно так же ошибочно отождествлять материю с каким-либо её конкретным свойством, например, с массой, энергией, пространством и т. п., т. к. материя обладает неисчерпаемым многообразием различных свойств.
Материю нельзя сводить к определённым её конкретным формам, например к веществу или атомам, т. к. существуют невещественные виды материи — электромагнитные и гравитационные поля, нейтрино различных типов, обладающие весьма сложной структурой. Сведе́ние материи как объективной реальности к некоторым частным её состояниям и свойствам вызывало кризисные ситуации в истории науки. Так было в конце 19 — начале 20 веков, когда обнаружилась неправомерность отождествления материи с неделимыми атомами, веществом и в связи с этим некоторыми идеалистически настроенными физиками был сделан вывод, что «материя исчезла», «материализм отныне опровергнут» и так далее. Эти выводы были ошибочными, но преодоление методологического кризиса физики потребовало дальнейшей разработки диалектико-материалистического понимания материи и её основных свойств.
В рамках домарксистского материализма материя часто определялась как субстанция (основа) всех вещей и явлений в мире, и этот взгляд противостоял религиозно-идеалистическому пониманию мира, принимавшему в качестве субстанции божественную волю, абсолютный дух, человеческое сознание, которое отрывалось от мозга, подвергалось абсолютизации и обожествлению. Вместе с тем материальная субстанция часто понималась как первоматерия, сводилась к первичным и бесструктурным элементам, которые отождествлялись с неделимыми атомами. Считалось, что в то время как различные предметы и материальные образования могут возникать и исчезать, субстанция несотворима и неуничтожима, всегда стабильна в своей сущности; меняются лишь конкретные формы её бытия, количественного сочетания и взаимное расположение элементов и т. д.
В современной науке понятие субстанции претерпело радикальные изменения. Диалектический материализм признаёт субстанциальность материи, но только во вполне определённом смысле: в плане материалистического решения основного вопроса философии и раскрытия природы различных свойств и форм движения тел. Именно материя, а не сознание или воображаемое божество, дух является субстанцией всех реально существующих в мире свойств, связей и форм движения, конечной основой всех духовных явлений. В мире нет ничего, что не было бы определённым видом или состоянием материи, её свойством или формой движения, продуктом её исторического развития.
Никакое свойство и форма движения не могут существовать сами по себе, они всегда присущи определённым материальным образованиям, которые являются их субстратом. Понятие субстанции в этом смысле оказывается эквивалентно также понятию материального субстрата различных процессов и явлений в мире. Признание субстанциальности и абсолютности материи эквивалентно также принципу материального единства мира, который подтверждается всем историческим развитием науки и практики. Однако при этом важно учитывать, что сама материя существует лишь в виде бесконечного многообразия конкретных образований и систем. В структуре каждой из этих конкретных форм материи не существует какой-либо первичной, бесструктурной и неизменной субстанции, которая лежала бы в основе всех свойств материи. Каждый материальный объект обладает неисчерпаемым многообразием структурных связей, способен к внутренним изменениям, превращениям в качественно иные формы материи. «„Сущность” вещей или „субстанция”, — писал В. И. Ленин, — тоже относительны; они выражают только углубление человеческого познания объектов, и если вчера это углубление не шло дальше атома, сегодня — дальше электрона и эфира, то диалектический материализм настаивает на временном, относительном, приблизительном характере всех этих вех познания природы прогрессирующей наукой человека. Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна…» [2]. Вместе с тем для прогресса научного знания и опровержения различных идеалистических концепций всегда важно выявление того материального субстрата, который лежит в основе исследуемых в данный период явлений, свойств и форм движения объективного мира. Так, исторически представляло огромное значение выявление субстрата тепловых, электрических, магнитных, оптических процессов, различных химических реакций и др. Это привело к развитию теории атомного строения вещества, теории электромагнитного поля, квантовой механики. Перед современной наукой стоит задача раскрытия структуры элементарных частиц, углублённого изучения материальных основ наследственности, природы сознания и др. Решение этих задач продвинет человеческое познание на новые, более глубокие структурные уровни материи. «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. д. без конца» [3].
Всеобщими формами бытия материи являются пространство и время, которые не существуют вне материи, как не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами. Универсальное свойство материи — детерминированность всех явлений, их зависимость от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий (см. Причинность). Взаимодействие приводит к взаимному изменению тел (или их состояний) и отражению друг друга. Отражение, проявляющееся во всех процессах, зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит с прогрессом живой природы и общества к появлению высшей его формы — сознания, через посредство которого материя как бы приходит к осознанию законов своего бытия и к своему собственному целенаправленному изменению.
ГЛАВА IV. МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЕ УЧЕНИЕ О МАТЕРИИ.
Понятие материи является фундаментальным понятием для материалистической философии. Сущность материалистического мировоззрения заключается в том, что природа и общество рассматриваются такими, какие они есть, без каких-либо добавлений вроде признания существования тех или иных сверхъестественных, духовных сущностей, сил, управляющих миром.
До появления человека и возникновения сознания уже существовали атомы и элементарные частицы (протоны, нейтроны, электроны и др.), различные поля (электромагнитные, гравитационные и др.), а также многие неизвестные и сегодня виды веществ и полей, комбинации которых создают неисчерпаемое многообразие природы, динамической Вселенной, ее микро-, макро- и мегамиров.
Независимое от познающего субъекта существующее многообразие объектов называется объективной реальностью, или материальным миром, который воздействует на органы чувств человека и вызывает соответствующие ощущения. Иначе говоря, объективная реальность дана нам в ощущениях, существуя независимо от них.
Имея предметную природу, она не тождественна ощущениям.
Рассматривая данный вопрос, В. И. Ленин спрашивал: дана ли человеку объективная реальность? И продолжал: «Если дана, то нужно философское понятие для этой объективной реальности, и это понятие давно, очень давно выработано, это понятие и есть материя» **.
* К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 631.
** В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. l8, стр. 131,
Соотношение объективной реальности и сознания нашло свое наиболее полное отражение в ленинском определении понятия материи.
* В. И. Ленин. Полн. Собр., соч., т. 18, стр, 131.
Ленинское определение материи является результатом обобщения достижений науки и человеческой практики, всей истории борьбы материализма с идеализмом, агностицизмом и метафизикой. Это определение материи ориентирует на конкретное исследование свойств материи и сознания в ходе их исторического развития, В нем особое значение приобретают термины «вне» и «независимо».
Термин «вне» соотносится Лениным с сознанием, т. е. речь идет о существовании вне сознания внешнего мира, о том, что предметы, составляющие этот мир, существовали до возникновения сознания как свойства особым образом организованной материи. Термин «независимо» также соотносится с сознанием и означает, что предметы имеют самостоятельное существование, они не нуждаются в сознании.
Нужно иметь в виду, что материальными являются не только объекты, существующие в природе независимо от деятельности людей (Солнце, Земля, другие люди и т. д.), но и объекты, созданные трудовой деятельностью людей (машины, здания, дороги и т. п.), потому что и они существуют вне сознания людей.
В противоположность материальному, существующему вне сознания, идеальное существует только в сознании, является характеристикой его сущности и форм проявления.
История философии дает богатый материал, свидетельствующий о борьбе материалистических и идеалистических взглядов на мир, метафизического и диалектического подходов к его явлениям. Эта борьба была связана прежде всего с различным пониманием того, что такое материн.
В домарксовской материалистической философии высказано было немало положений о материи, не потерявших своего значения до сегодняшнего дня (о несотворимости и неуничтожимости движущейся материи, независимости ее от сознания и др.), но в то же время в целом эти представления носили ограниченный, метафизический характер.
Например, атомистические представления Демокрита господствовали в умах философов-материалистов и крупнейших естествоиспытателей до конца XIX в. Они считали атомы неделимыми, бесструктурными, неизменными частицами, последними «кирпичиками», из которых построены все материальные объекты. В созданной И. Ньютоном механике масса рассматривалась как мера количества материи. Впоследствии ее стали отождествлять с материей.
Домарксовским материалистам не вполне ясна была и связь понятия материи с материалистическим решением основного вопроса философии. Категория материи зачастую соотносилась не с категорией сознания, а с категорией формы, свойства, движения.
К. Маркс и Ф. Энгельс дали все необходимое для определения категории материи, выделив вопрос об отношении сознания к материи как основной, главный вопрос всякой философии, и диалектикоматериалистически решив его. Опираясь на труды основоположников марксизма, обобщив достижения современной ему науки, В. И. Ленин развил диалектико-материалистическое учение о материи, дав классическое определение этой фундаментальной философской категории.
Были открыты явления естественной радиоактивности, рентгеновы лучи, доказано реальное существование электрона, создана специальная теория относительности. Все это свидетельствовало об изменчивости атомов и их способности самопроизвольно распадаться с выделением теплоты, излучением электронов, альфа-частиц и электромагнитных волн, а также о том, что масса электронов изменяется в зависимости от скорости их движения.
Поскольку в науке того времени представление о материальности объектов связывалось с неделимостью атомов и неизменностью их массы, то возникли сомнения в материальности атомов и электронов.
Некоторые ученые стали утверждать, что наши научные понятия не отображают материальные объекты природы, а являются лишь «удобными соглашениями» людей относительно того, как понимать ту или иную вещь. Известный французский математик А. Пуанкаре, которого В. И. Ленин справедливо критиковал за идеалистические высказывания, писал: «Прежде мы называли материей всю массу.
Это было самое осязательное и вместе с тем надежное. А теперь вдруг оказывается, что этой массы нет вовсе». Отсюда он делал вывод: материи «больше нет» *, существует лишь мысль. «Bce, что не мысль, есть чистое ничто» **.
Особое место среди тех, кто нападал на материализм, принадлежит австрийскому физику Э. Маху, который утверждал, что он преодолел ограниченность и материализма и идеализма, создав особую «философию современного естествознания». Ленин в своей работе «Материализм и эмпириокритицизм» показал несостоятельность попыток Маха и его последователей подняться над материализмом и идеализмом и доказал, что их философия является субъективным идеализмом.
Глубоко проанализировав философское содержание новых открытий в физике, Ленин показал антинаучность утверждений махистов, «физических» идеалистов об «исчезновении материи», о том, что якобы новая физика отбросила «устаревшее» понятие материи, что в мире нет ничего, кроме чувственных переживаний субъекта, что мир состоит из «»чувственных элементов», что он есть «комплекс ощущений».
Радиоактивный распад атомов свидетельствовал о превращении одних химических элементов в другие, массы покоя в массу излучения; исследование движения электронов со скоростями, близкими к скорости света в вакууме, привело к установлению закона изменения массы в зависимости от скорости движения объекта. Как и другие открытия в физике, все это подтверждало истинность и глубину отправных положений диалектического материализма, а «физические» идеалисты, махисты и др., вопреки научным фактам пытались трактовать их как «опровержение» материализма.
** А. Пуанкаре. Ценность науки. М., 1906, стр. 193.
*** В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 131.
Наиболее широко распространенным приемом, с помощью которого пытаются доказать «исчезновение» материи, является смешение понятия материи с понятиями о ее строении, с отдельными ее видами, свойствами.
Махисты, позитивисты и другие представители идеализма в конце XIX и в начале ХХ в., например, отождествляли понятие материи с понятием массы, неверно трактуя научные открытия, связанные с изменчивостью массы, пытались доказать, что «материя исчезла».
Попытки «опровержения» диалектического материализма со стороны его противников имеют место и в наше время. Особенно оживились эти попытки в связи с успехами атомной энергетики, базирующейся на установленной специальной теорией относительности взаимозависимости между массой и энергией (E=mc**), которая у многих физиков и философов капиталистических стран получила название закона эквивалентности массы и энергии, закона превращения массы в энергию или даже материи в энергию. Так, например, известный английской философ Бертран Рассел писал: «Масса есть только форма энергии, и нет основания думать, что материя не может раствориться в других формах энергии. Не материя, а энергия является основоположной в физике» ***.
Расселу вторит один из теоретиков современного католицизма Ф. Лароен: «Атомная энергия разоблачила пустоту материализма, и бедняги-коммунисты, верившие в материальность мира, утратили твердую почву под ногами. Если бог захочет, он сможет превратить любое количество вещества на Земле в пылающую энергию, ибо все ядра атомов представляют собой твердую энергию, и поэтому материя может превращаться в огонь» ****.
* В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 275.
*** Б. Рассел. Человеческое познание. М., ИЛ, 1957, стр. 327.
**** Цит. по «Dioloy», 1955, N 2, р. 10.
Коммунисты, философией которых является диалектический материализм, прочно стоят на ногах, ибо материальность мира не зависит от желаний неотомистов представить этот мир как творение бога, и напрасно они ищут подтверждение этим домыслам в науке. Наука и практика человеческого общества дают все новые и новые подтверждения истинности философии марксизма-ленинизма.
Утверждение Рассела и многих других идеалистов научно несостоятельны. В действительности никакого взаимопревращения массы и анергии нет.
Всякой массе (не только массе движения, но и массе покоя) соответствует энергия, и наоборот, всякая энергия имеет массу. Закон взаимосвязи массы и анергии (E=mc**) свидетельствует не о превращении материи в энергию, а о тесной неразрывной связи массы и энергии, о превращении массы и энергии одного вида в массу и энергию другого вида. Установленная Эйнштейном взаимосвязь массы и энергии является новым естественнонаучным доказательством органической связи между атрибутами материи, новым доказательством ее несотворимости и неуничтожимости.
В научной и особенно в научно-популярной литературе капиталистического мира мы часто встречаемся с выражениями: «аннигиляция материи», «материализация энергии», «превращение материи в лучистую энергию» и др. Идеалисты вкладывают в эти выражения вполне определенный смысл. Они утверждают, что современная физика доказала возможность исчезновения материи и тем самым дала доказательства ненаучности, ложности материализма.
Взаимодействие частиц и античастиц ведет не к «аннигиляции» (превращению в ничто, исчезновению материи), а к превращению вещества в излучение, в кванты электромагнитного поля, которые не менее материальны, чем вещество.
Еще дальше пошел австрийский физик А. Марх, заявивший о «дематериализации» элементарных частиц, о том, что у «электрона нет ничего материального», что «дематериализация» элементарных частиц в. является одной из наиболее поразительных черт современной физики, которая еще окажет решительное влияние на духовную позицию точных наук, так как ясно, что физика, верящая больше не в материю, а только в форму, несовместима с материалистическим духом, правившим в науках на протяжении веков» **.
* В. Гейзенберг. Физика и философия. М., ИЛ, 1963, стр. 38.
Анализ рассуждений А. Маха приводит нас к выводу, что он по существу, выступает против метафизического, а не диалектического материализма, но так как он ничего не говорит об этом, то дает повод истолковать его слова как отрицание материализма вообще.
Опираясь на высказывания, подобные вышеприведенным, идеалисты различных направлений назойливо утверждают, что «материализм опровергнут» достижениями современной физики.
Особенно острую борьбу против диалектико-материалистического понимания материи ведут современные неотомисты. Определенный интерес в этом плане представляют рассуждения неотомиста Поля Гренэ, профессора католического института в Париже. Он считает, что фундаментальное положение материализма о том, что «началом и основой всех процессов, происходящих в природе, является материя, что только она есть само существование, что именно она существует до и после всего и никогда не прекращает свое существование, есть величайшая бессмыслица», так как, по его мнение, «материалисты не идут достаточно далеко при анализе материи», называя «материей» тела уже оформленные, «специфицированные» *.
Гренэ утверждает далее, что материя, которая «может быть всем», сама по себе является ничем,ибо становится реальной вещью только при соединении с формой, а это предполагает акт творения, посредством которого бог, давая форму материи, сообщает ей существование.
* Р. Grenet. Les 24 theses tomistes. Paris, 1962, р, 153.
** Р. Grenet. Le thomisme. Paris, 1964, р. 22.
Постулируя первичность идеи, бога, спекулятивно трактуя достижения физики, используя отступления отдельных ученых от последовательно-материалистического решения основного вопроса философии, неотомисты и другие идеалисты «доказывают» то, что они уже взяли без всяких доказательств за отправное положение своих построений, а именно существование духа, идеи до природы и человека.
Много антинаучных спекуляций порождено и неудачным термином «антимир». В диалектико-материалистическом понимании вся движущаяся материя представляет собой мир. Известно, что в принципе из античастиц (позитронов, антипротонов, антинейтронов и др.) могут быть образованы атомы (антиатомы), молекулы (антимолекулы), вещество (антивещество), макро- и мегаобъекты, а их совокупность можно обозначить понятием «антимир». Этот «антимир», существование которого вполне возможно, будет не чем иным как только частицей материального мира, установление его существования явится новым подтверждением ленинского предвидения неисчерпаемости движущейся материи.
Понятие неисчерпаемости материи обычно употребляется в двух различных аспектах. Во-первых, оно применяется для характеристики бесконечного многообразия явлений, реализуемого в рамках конечного множества уже известных нам форм материи. В этом смысле свойством неисчерпаемости обладает не только весь материальный мир, но и его конечная, сравнительно небольшая часть.
Во-вторых, понятие неисчерпаемости используется для характеристики того факта, что число видов материи и объективных законов материального мира неограниченно велико. Причем известные в настоящее время виды материи и законы составляют лишь некоторую часть неисчерпаемого в своих проявлениях материального мира.
Именно такую трактовку неисчерпаемости материи мы находим в работе В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм».
В. И. Ленин обращается к идее неисчерпаемости, чтобы показать, что наши представления о строении материи являются относительной истиной, отображающей лишь часть свойств материального мира. Опираясь на принцип неисчерпаемости материи, В. И. Ленин выражает уверенность, что физика откроет еще много нового, диковинного, необычного в материальном мире.
Если все виды и состояния движущейся материи конечны, т. е. они постоянно возникают и исчезают, то сама движущаяся материя бесконечна, и бесконечность ее состоит в этом никогда не прекращающемся переходе из одних состояний в другие ее конечные состояния. Диалектико-материалистическое понимание неограниченности, бесконечности материального мира полностью исключает все домыслы о сверхъестественном мире, будто бы существующем за пределами материального мира.
Стремление выдать отдельные модели за окончательное решение проблемы противоречит как неисчерпаемости самой материальной действительности, так и безграничности ее познания. Утверждения о конечности мира отчасти порождены, очевидно, трудностями в понимании бесконечности, так как человек всегда имеет дело с конечными объектами.
Действительно, в своей практической деятельности люди имеют дело только с конечными вещами и процессами и только они являются объектами чувственного восприятия. Поэтому наши обычные представления о бесконечности невольно связаны с ее противопоставлением конечному, преходящему. Бесконечное мы начинаем рассматривать как что-то находящееся вне конечного. А поскольку мы имеем дело только с конечным, то понятие бесконечного выступает как дополнение, в реальном значении которого можно сомневаться.
Здесь, однако, следует заметить, что трудности в понимании бесконечности начинаются тогда, когда бесконечное отрывается от конечного, когда игнорируется диалектика конечного и бесконечного.
Если же рассматривать бесконечное в его диалектическом единстве с конечным, то вся таинственность этого понятия исчезает и становится ясным, что, имея дело с конечными объектами, переходящими друг в друга, мы в то же время имеем дело с бесконечным.
* В. И. Ленин. Полн, собр. соч., т. 18, стр. 277.
Так, электрон обладает массой, зарядом, магнитным моментом, спином, структурой, способностью в паре с античастицей (позитроном) превращаться в фотоны и т. д. Можно быть уверенным, что будут открыты и другие свойства электрона.
Ныне открыто и изучено много различных процессов, в которых участвуют «элементарные» частицы; известно большое число разнообразных реакций рассеивания, превращения, образования одних «элементарных» частиц из других. Эти опытные данные, а также принцип неисчерпаемости дают основание утверждать, что у «элементарных» частиц имеется внутренняя структура, так как точечные, бесструктурные частицы не могли бы дать такого разнообразия явлений. Это научное предвидение получило и экспериментальное подтверждение. Всякий микрообъект не только обусловливает те или иные явления природы, но и сам обусловлен, и, следовательно, имеет строение, структуру. От изменчивости, динамичности структуры микрообъектов зависит многокачественность их состояний при различных взаимодействиях.
Неисчерпаемо также многообразие видов и свойств полей. В настоящее время хорошо известны гравитационные и электромагнитные поля, предполагается существование ряда других полей. Каждое поле обладает в свою очередь бесчисленным множеством различных свойств и связей. Даже в отношении наиболее изученного электромагнитного поля нельзя сказать, что оно нам достаточно хорошо известно.
Отражая объективные тенденции материи и отдельных ее образований, принцип неисчерпаемости мира имеет прямое отношение к познанию. Из него, в частности, следует вывод о бесконечности процесса познания материального мира. Не случайно поэтому, обосновывая идею неисчерпаемости материи, В. И. Ленин специально подчеркнул ее значение для науки вообще и прежде всего для физики. Этим самым В. И. Ленин ввел в научный обиход чрезвычайно важный эвристический принцип развития научного знания. Ценность указанного принципа для науки, подтверждаемая всем ее развитием,- яркое проявление того благотворного влияния, которое способна оказать на прогресс научной мысли марксистско-ленинская философия. Метафизическая философия и механицизм, с их застывшими категориями, не отвечают современному бурному противоречивому развитию науки. Отрицание раз и навсегда данной физической схемы, отрицание неизменности физических объектов и признание связей, переходов, единства противоречивых тенденций приводит физиков, как это и предвидел В. И. Ленин, к диалектическому мышлению в «текучих», изменчивых категориях.
Ленинское определение материи не требует никаких дополнений, оно охватывает не только известные в настоящее время виды материи, но и неизвестные, еще не открытые виды, ибо оно указывает на то, что к материи относится все, что существует вне и независимо от сознания людей.