маритуй на байкале что интересного
О.П. 120 км возле поселка Маритуй
Платформа «О.П. (остановочный пункт) 120 км» находится в черте поселка Маритуй.
Название «Маритуй», по одной из версий происходит от бурятского «морин», что означает «лошадь», а «моритей», соответственно, имеющий лошадь, коня.
По версии С.А. Гурулёва, основа была взята от эвенкийского «мар» (марник — поросль низкорослой берёзы на торфянике, луг, болото), «туй» — суффикс в бурятском языке.
Маритуй был основан во время строительства первой очереди Кругобайкалки в 1902 году в широкой долине одноименной реки, сначала как поселение рабочих строителей, а затем как пункт проживания персонала, обеспечивающего бесперебойную работу данного участка КБЖД.
Храм святых Апостолов Петра и Павла в Маритуе
В 1915-1916 гг. на возвышенности был построен и освящен Храм святых Апостолов Петра и Павла. После Революции в 20-е гг. XX века церковь закрыли и переделали под общежитие сотрудников НКВД. В 30-е гг. произошел пожар, уничтоживший храм.
В настоящее время на месте, где стояла церковь можно найти лишь остатки фундамента. В январе 2020 я был там и предлагаю Вам посмотреть фотографии и небольшое видео.
Подробнее можно прочесть здесь >>>
По данным на 2012 год, официально в Маритуе проживает 55 человек. Но в прошлом веке это был довольно-таки крупный поселок, со школой, больницей, магазином, интернатом для детей железнодорожников западного участка дороги, жилыми домами и казармами для служащих.
Интересна история единственного дошедшего до нашего времени двухэтажного дома. О его истории и жильцах подробно рассказал М.М. Голайдо, работавший учителем в школе № 47 ВСЖД в Маритуе с 1965 по 1971 годы.
Подробнее можно прочитать по ссылке здесь>>>
После запуска в 1956 году Иркутской ГЭС и закрытия КБЖД для транзита Транссиба, большая часть населения покинула поселок. Так гласит специальная литература, посвященная Кругобайкалке.
Но вот такую версию озвучил Михаил Митрофанович Голайдо, с 1965 по 1971 гг. работавший учителем в школе № 47 ВСЖД в Маритуе. Привожу его цитату целиком.
«Напишу, что знаю. В мое время из Маритуя никто не разъезжался. Работала железная дорога, по которой не только поезд Слюдянка-порт Байкал ходил. Шли и грузовые поезда. Кстати, в том время работал и порт в Култуке, через который шла перевалка леса, который плотами-сигарами доставался с севера Байкала. Порт Байкал тоже работал. Через этот порт шли грузы на север. А доставлялись они в порт из Слюдянки грузовыми поездами. А раз так, то и КБЖД работала, и Маритуй был полон людей. В интернате жило около сотни детей, которых свозили от 145 км до 80 км.
Больше старых и новых фотографий школы и интерната можно посмотреть здесь>>>
Оживилось движение грузовых поездов с началом строительства БАМа, перевалка грузов для строительства которой велась через порт Байкал. Была своя партийная организация, которой руководил Донских Г.Г., объединенная комсомольская организация, руководить которой довелось и мне. Нередко нас посещал секретарь РК ВЛКСМ Константин Черепанов и работавший там же Владимир Силантьев. Но школа в Маритуе была закрыта в 1971 году.
Представитель Отдела учебных заведений (уже забыл ее фамилию) потом была наказана за это неправильное решение. С этого времени и начался отъезд людей: первыми уехали учителя с семьями, стали уезжать люди с детьми не только из Маритуй, но и всех населенных пунктов, дети из которых учились в школе №47. Так что школа закрылась не из-за отъезда детей, скорее наоборот, Маритуй стал разъезжаться из-за того, что закрыли школу, в которой работали не только учителя, но многочисленный штат обслуживающего персонала. И все эти люди разом лишились работы.»
Архив старых и новых фотографий Маритуя можно посмотреть здесь>>>
Легенда, о которой рассказывают гиды на экскурсиях.
Видео о прогулки вглубь пади со старыми фотографиями
Иркутск, Маритуй, КБЖД, Порт Байкал, Иркутск.
Маритуй — один из населенных пунктов на тупиковой ныне ветке Кругобайкальской Железной Дороги. Его судьба схожа с поселком Порт Байкал, куда мы ездили несколько месяцев назад. Только Маритуй еще более оторван от цивилизации, забыт и угасает заметно быстрее Порта. Сюда не ходит паром, тут нет музеев и рабочих мест, а весь туристический поток сводится к проезжающей пару раз в неделю «Мотане» и нескольким сотням пеших туристов, путешествующих вдоль по КБЖД на своих двоих. Даже автомобильные внедорожный маршрут со стороны Олхинского плато сюда менее популярен, чем в Порт Байкал, т.к. он протяженнее, сложнее и не предусматривает возможности проехать весь обратный путь по асфальту.
Если кратко, то поездка удалась 🙂
Был и ночной прогон с вечера пятницы в сторону Маритуя с поломкой и починкой рулевой трапеции на мега Паджерике, преодолением разлившихся речушек, утренним рубиловом в крутые снежные подьемы и перепиливанием лесных завалов. Порванные троса и погнутые рулевые тяги. Был и рисковый прохват по льду вдоль КБЖД от Маритуя до Порта Байкал и последовавший за ним небольшой отдых возле старого маяка над Портом. Было и вечерне — ночное рубилово в сторону Протекторовского зимовья по очень скользким наледям (половина дороги идет вдоль лесных ручьев), купание штурманов во вскрывшихся ручьях, снова порванные тросы и помятые о деревья бока автомобилей. Был долгожданный, впервые за двое суток, сон около зимовья. Была снова борьба с наледями утром в воскресенье, и преодоление еще более разлившихся речушек уже на пути домой. Отдохнули, что называется, «на все деньги».
Респект всем участникам поездки за отличную компанию. И особая благодарность штурману Паджерика за создание небольшого видеофильма.
Появилось время написать о летнем маршруте по Кругобайкальской железной дороге. О КБЖД написано много, поистине золотая пряжка транссибирской магистрали. Магистраль строили с двух сторон и именно здесь она сомкнулась. Сил и денег на этом участке хватило бы на десять других. С одной стороны скалы и прижимы, с другой холодные волны и пучина Байкала.
Началось всё на станции Маритуй, куда приехал вечером со Слюдянки на электричке. Цена билета радует — 75 рублей. Маритуй находится почти посередине, между портом Байкал и Култуком. Идти решил в сторону Култука.
В первый день запланировал ночлег у двух туннелей мыса Киркирей, благо там есть оборудованное место, а если пройти через второй, неиспользуемый тунель, то место для ночевки можно выбрать ещё лучше. Из-за позднего приезда прошёл совсем немного, километра три от Маритуя. На том берегу закатное солнце освещало Байкальск и в зоне прямой видимости замечательно ловил мобильный интернет.
Утром разбудили горихвостки, сильно неугомонные они тут, на месте не сидят, поснимать не удалось.
Туннели Киркирей знамениты тем, что стоят парой и ещё имеют уникальную систему отвода воды. Вот акведук например, кристально чистая вода для путника.
Сегодня самый длинный переход из запланированных, до Шарыжалгая и день обещал быть очень жарким. Зато в туннелях не жарко и дует.
Девчонки в соседнем лагере сказали, что через три туннеля будет лежбище нерп, обязательно посмотрю.
Нерпы видимо где то на том мысу, не видите?
Вот и тот самый туннель у мыса Колокольный, с нерпами. В некоторых туннелях есть шахты, перпендикулярно выходящие к Байкалу. Прокладывались они для сброса породы и для вентиляции. Если выйти в такую шахту в этом туннеле, то можно увидеть лежбище нерп ближе.
Не так близко, как на Ушканах, но всё же.
Погрелся на солнышке как нерпа и опять в прохладу под гору.
Мостовые переходы, арки, водоотводы, подпорные стенки. Есть ещё один способ изучить и насладиться КБЖД, это водная экскурсия. С воды должно быть прекрасно.
Утки вот наслаждаются.
Но такое не по мне, нужно почувствовать и пройти самому.
Иногда по пути попадаются вот такие альпийские пейзажи. Шале почти
Дорога была принята в эксплуатацию в 1905 году, но строительные и укрепработы ведуться по сей день.
Вот пример, современные железобетонные сегменты в каменной кладке начала двадцатого века.
Изредка на пути попадается домашняя живность. Хоть и туристов посреди недели было мало, но совсем пустым участок не назовешь, люди живут.
И творчески подходят к жизни)
В строительстве КБЖД участвовали иностранцы — албанцы, поляки, особенно велик был вклад итальянских специалистов. В частности, в строительстве тоннелей участвовали более 600 фриулианских мастеров-тоннелестроителей.
Первоначально дорога была построена в одной колее; в 1911-14 годах были проведены работы по сооружению вторых путей, что позволило увеличить пропускную способность Кругобайкальской железной дороги до 48 пар поездов в сутки. При этом при строительстве мостов и других инженерных сооружений вместо природного камня активно применялся новый для тех времён материал — железобетон. Вторые пути были построены не везде, а в последствии и вовсе убраны.
Иногда идешь в темноте туннеля, видишь свет, но тут же попадаешь во второй.
На КБЖД используется 38 тоннелей общей длиной 9063 м (самый длинный из них — тоннель через мыс Половинный длиной 777 м), 15 каменных галерей общей длиной 295 м (сейчас используется только 5 из них) и 3 железобетонных галереи с отверстиями, 248 мостов и виадуков, 268 подпорных стенок.
По насыщенности инженерными сооружениями КБЖД не имеет равных в России и занимает одно из первых мест в мире. Тоннели и каменные галереи КБЖД уникальны тем, что они строились по нетиповым проектам и не были перестроены в последующие годы, сохранив первоначальный замысел архитекторов и инженеров начала XX века.
Недалеко от точки финиша сегодняшнего перехода стоит сильно пафосная база. Места от 9000 рублей, охрана с собаками и полное лакшери. Но мне дальше.
На станции Шарыжалгай ночевка в вагоне переоборудованном под гостиницу всего пятьсот рублей, одному комфортно, вдвоём думаю будет тесно. Есть номера поблагоустроенней, от полутора тысяч.
А вот бассейн для всех. Отличное завершение длинного и жаркого дня. Завтра с утра в путь, короткий переход до Ангасолки.
До встречи. Берегите природу. Берегите себя.
Большой привет пресс-службе Улан-Удэнского отделения ВСЖД. Спасибо!
Это был первый костёр за всё время похода. Про то, как Серёга ухитрился развести его после дождливой ночи, вместо бумаги используя полиэтилен, можно сочинить отдельную балладу. Но, в общем, костёр горит, каша с тушенкой готовится.
Ребята, которые видели Кругобайкалку из окна туристического поезда! Вы её не видели. Потому что вот так выглядит мост с дороги:
А вот так выглядит он на самом деле:
Можно вылезти, пройти по горе немного, а потом опять спуститься на дорогу.
Рельсы-рельсы, скалы-скалы. Ничего не поменялось)) Мы всё так же меряем шагами дорогу: шаг длинный, затем шаг короткий, шаг через одну шпалу, затем шаг по каждой шпале.
Если спина устала от рюкзака и просит передышки, можно прилечь на единственную доступную ровную поверхность: на рельс.
Это Маритуй, самый крупный посёлок на нашем пути. В доме слева на фото обитают взрослые, которые пьют и общаются бессмысленно-грязным матом, а также дети, которые вежливо предлагают купить кедровых шишек и очень бережно играют с кошкой.
Удивительное сочетание двух эпох. А впрочем, за почти полтора столетия уклад жизни здесь изменился слишком мало.
Магазин с промтоварами давно закрыт. Есть автобусная остановка, но навряд ли здесь ходит автобус. Вообще, посёлок медленно умирает: все, кто мог, уехали в город.
Школы тоже нет: все дети из посёлков на КБЖД учатся в школе-интернате в Слюдянке. Оно и к лучшему, потому что фельдшера в селе нет, и в случае болезни до врача отсюда добраться будет проблематично: электричка ходит далеко не каждый день.
С приятно отяжелевшими от консервов и воды рюкзаками мы выходим из Маритуя.
Уже привычная картина: дорога, которая стала не нужна.
С моста открываются потрясающие виды на долину. А впрочем, сам мост не менее живописен.
А напротив неё, через дорогу, свалка. Обратите внимание на однотипные мешки: это не дикие туристы мусорят и не местные жители.
подпереть грозящие обвалами скалы рукотворной каменной кладкой,
Идея была неудачной. Хрупкие скалы, деформированные пробитой дырой и дополнительно треснувшие от взрывов, начали «сыпаться». Во время строительства тоннеля регулярно случались обвалы разной степени серьёзности.
Кодовым аккордом стало разрушение тоннеля уже на завершающем этапе работ, в 1905 году. Инженеры подумали, изменили тип кладки, откопали тоннель обратно)) и как-то подперли так, чтобы он держался.
Через несколько лет, изыскав дополнительные финансы, строители начали пробивать второй ход глубже в скале. Ручей Киркирей, чьё имя теперь носит комплекс исторических сооружений, был закован в рукотворные желобы и пущен по верху тоннеля.
Тоннель №18-бис, действующий. Как и первый тоннель, был построен с расчётом на 2 пути.
Сразу после строительства дублирующего тоннеля первый был выведен из эксптуатации.
Киркирей бежит сверху,
уходит вот в эту нишу (видите каменную кладку? это крыша тоннеля).
Пройдя по нему, вода устремляется вниз, под мостик.
Черная смородина! Растёт на самом верху, вознаграждает самых настойчивых исследователей вершины 🙂
Молодило тоже съедобно, но мы были не настолько голодны))
Серый бережно собрал всё, до последней ягодки. Тут у нас был маленький спор: я уверяла, что еда делится по-честному, поровну, а Серёга желал скормить всю смородину мне, как полезную фруктозу, раз уж я сахар не ем.
В обычных условиях мы, два альтруиста, препирались бы дольше, но тут в итоге разделили почти ровно, потому что.
В общем, мы наелись досыта, и это было именно то, чего мне так не хватало все эти дни.
Людей с организованных экскурсий на этот участок обычно не пускают: слишком опасно. Мы осторожно обходим мыс,
и возвращаемся на КБЖД. Это выход из тоннеля №18-бис (того, что находится более глубоко в скалах).
Дерево, ветки которого обломаны грудой упавших камней:
А это мы просто сидим и любуемся вечереющим небом, и озером, и кромкой холмов на другом берегу Над темнеющей водой с криками носятся чайки (их здесь очень много, гнездятся на скалах, в которых проходят тоннели).
Последние несколько кадров, и мы возвращаемся на пути.
В этой части дороги стали появляться галереи другого типа: открытые, более простого вида. Скорее всего, они были установлены для защиты железнодорожных путей от обвалов, а также служат своеобразными «подпорками» для скал.
Почти стемнело. Мы прошли маленькую деревню Баклань,