мариинский или михайловский что лучше
Когда за занавесом скрывается пустота
Почему Мариинский и Михайловский уступают поляну театральным площадкам второго эшелона?
Это вам не «Онегина» спеть!
«Неуверенное бормотание» в «доме Вагнера»
Вторая жена Безрукова на первых ролях
Что касается остальных премьер театра, создается впечатление, что в Мариинском просто не знают о грядущих решениях Гергиева. А может, и он сам тоже.
Начо Дуато больше никто не обидит?
А пока, в начале октября, в Михайловском театре состоялась балетная премьера: на смену «Баядерке» Минкуса в постановке Михаила Мессерера, которого не смогли удержать в Петербурге, пришла версия Начо Дуато, бывшего пару сезонов худруком балетной труппы Михайловского театра и нынче вернувшегося на прежнюю должность.
В основу таких карьерных метаний легли события, о которых в скандальном интервью газете «Московский комсомолец» поведал в свое время сам Кехман.
Возвращение Дуато, видимо, свидетельствует о том, что все неприятности, связанные с Петербургом, для него с годами, пардон, рассосались, и теперь никто, снова пардон, не встанет между публикой, воспитанной на классических примерах хореографии, и вполне предсказуемыми откровениями постановщика-модерниста.
Шанс для других площадок
Очень интересна творческая заявка Театра «Буфф». Сегодня здесь представят мюзикл Максима Дунаевского «Коломба, или Бумажные розы», который создан композитором в содружестве с режиссером Исааком Штокбантом по пьесе Жана Ануя специально для этой сцены. Но о дальнейших планах в театре тоже пока не распространяются, что вызывает определенное беспокойство.
Великолепно отработавший прошедший сезон и встретивший девяностолетний юбилей Театр музыкальной комедии покажет в декабре романтическую оперетту Сергея Баневича «Стойкий оловянный солдатик» в постановке Анастасии Удаловой. А в мае будущего года голландский режиссер Корнелиус Балтус, перенесший на сцену Музкомедии такой безусловный хит, как «Бал вампиров», выпустит здесь мюзикл Клода-Мишеля Шенберга и Алена Бублиля «Мисс Сайгон». Спектакль отталкивается от сюжета оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй» и никогда ранее не ставился в России. Предполагается, что вместе с Балтусом будет работать интернациональная команда из России, Японии, Венгрии и Италии, но переговоры еще ведутся.
Музыкальное меню всё-таки будет разнообразным
Константин КАЮКОВ,
интернет-журнал «Интересант»
«Мариинский театр — машина, которая поедет и без меня»
Закончив сезон гала-концертами культурной олимпиады в Сочи, дирижер Михаил Татарников готовится к масштабным свершениям на посту музыкального руководителя Михайловского театра. В чем Татарников опередит коллег из Большого и почему не собирается соревноваться с Мариинским — молодой маэстро рассказал обозревателю «Известий».
― Что предложите в будущем сезоне публике Михайловского театра?
― 26 октября будет новая постановка «Евгения Онегина». У нас есть неплохой старый «Онегин», но ехать с ним на гастроли нельзя — нас за него отругают, да и просто никуда не возьмут. Это все-таки немножко вчерашний день. Новый спектакль сделает Андрий Жолдак, для которого это первый опыт в оперном театре, он всегда был драматическим режиссером. С нашим выдающимся хореографом Начо Дуато в декабре мы ставим «Ромео и Джульетту». Это, пожалуй, единственный балет, который любой дирижер хочет поставить как музыкальный руководитель. Потом будет опера «Билли Бад» Бриттена — перенос постановки Вилли Деккера из Венской государственной оперы. Еще планируется «Летучий голландец» Вагнера.
― Две последние оперы стоят и в плане Большого театра. Как-то вы параллельно движетесь.
― Но мы все-таки слегка опережаем. А оркестр Михайловского театра будет выступать как симфонический коллектив, поскольку он сейчас сильно набирает вес, чему я очень рад.
― За счет чего он набирает? Лет десять назад никто не мог назвать этот оркестр выдающимся коллективом.
― Больше того: это был ужасный оркестр. Дело вот в чем: когда руководство ставит амбициозные задачи, стремится конкурировать с ведущими коллективами, это передается всем, в том числе оркестрантам. Когда все спокойно и тихо, неизбежно начинается деградация. Я очень благодарен своему предшественнику Петеру Феранцу, который ввел здесь немецкую дисциплину. Музыканты очень хотят играть. Не все — оркестр большой, но один состав есть очень сильный. Ну и, конечно, немного свежей крови приходится вливать.
― На предложение возглавить Михайловский вы сразу ответили «да»?
— Это было не единственное предложение из театров, которое мне поступило. Но я выбрал Михайловский, потому что быть главным дирижером в знаковом театре, в родном городе — это шанс от которого не отказываются.
― Вам не жаль, что ради Михайловского театра вы покинули Мариинский?
― Я буду продолжать там дирижировать. Но вообще Мариинский — такая машина, которая поедет и без меня, и без любого другого. «Отряд не заметит потери бойца».
― Пикантность вашей эмиграции в том, что Михайловский театр и его директор Кехман неизбежно соперничают с Мариинкой.
― Нет, уже давно нет. Понимаете, конкурировать с Мариинским театром в наше время невозможно. Можно идти параллельно, немножко другим путем — этим мы и занимаемся. У нас разные подходы.
― В чем разница?
― Трудно так сказать, чтобы не обидеть оба театра. Михайловский — более европейский, ажурный театр. Упор здесь делается на репетиции. Главная цель — качество любого спектакля. Неготовый спектакль ни в коем случае не будет выпущен, скорее всего его отменят. А Мариинский — мощный репертуарный театр, где с открытием Новой сцены будет по три спектакля в день.
― Дирижируя разными сочинениями, вы то берете дирижерскую палочку, то откладываете ее. В этом есть определенная логика?
― Что-то хочется дирижировать с палочкой, что-то — без. Не знаю, почему так происходит. Я Василия Синайского (музыкальный руководитель Большого театра. — «Известия») об этом спрашивал, он тоже не знает. Вот берешь палочку, а через две минуты понимаешь, что не надо, — и откладываешь.
― Как вы восприняли новость о назначении Василия Петренко главным приглашенным дирижером Михайловского?
― Вы думаете, это для меня новость? Я с Васей еще в футбол играл. Мы с ним в хороших отношениях, тут не надо никакой интриги искать. Надо думать о том, что хорошо для оркестра. А Петренко как дирижер всегда интересен. К тому же мы с ним абсолютно разные.
― Вы завершили сезон гала-концертом в сочинском Зимнем театре. Играли с подзвучкой. Зачем это оркестру?
― Мы долго думали и все-таки решили сделать подзвучку. В прошлом году я выступал здесь с оркестром Мариинского театра без звукоусиления, но мы несколько иначе сидели на сцене. Поймите, выдающимся коллективам выступать в залах с плохой акустикой непривычно и некомфортно. Как говорит Валерий Абисалович Гергиев, наша страна — рекордсмен по числу абсолютно бесполезных концертных залов с плохой акустикой. Даже в Москве в последнее время появлялись такие залы. Зато в Омске недавно был возведен великолепный зал. Очень надеюсь, что и в Сочи появятся такие же. Важно, чтобы культурная олимпиада не ограничилась гастролями выдающихся музыкантов в Зимнем театре, а превратила Сочи в настоящий культурный центр с достойными площадками. Нужен зал, нужен свой оркестр, а в идеале — и свой оперный театр. Все возможности здесь для этого есть.
― При таких масштабах спортивного строительства можно было заложить в программу не один зал.
― Я надеюсь, что хотя бы все спортивные объекты будут сданы вовремя. Видя, с каким удовольствием наши чиновники подмечают недостатки лондонской Олимпиады, я серьезно переживаю за Сочи. Не уверен, что у нас все пройдет гладко.
― То есть на концертный зал к Олимпиаде вы уже и не надеетесь?
― Я делаю все, чтобы встречаться с людьми, от которых это зависит. Очень надеюсь, что зал будет.
Театры Петербурга: на какие места лучше покупать билеты
Как выбрать билет по соотношению цена-качество и не прогадать? «Литтлван» подготовил небольшой гид по залам ведущих площадок города: Мариинский (Старая и Новая сцены, а также Концертный зал) и Михайловский театры, Консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова и Филармония им. Д.Д. Шостаковича (Большой и Малый залы).
Какие места лучше выбрать в Мариинском театре (Старая сцена)
Есть мнение, что прославленная старая сцена Мариинского театра — неудобная. Здесь, как и во многих старых зданиях театров, есть противоречие между «вижу» и «слышу»: лучше видно внизу и/или близко к сцене, а лучше слышно, наоборот, наверху и в центре зрительного зала. Где лучше сидеть в Мариинском театре?
Билеты в партер, особенно зрителям с детьми, покупать нет особого смысла: дорого, звук часто плохой, так как оркестр «глушит» голоса, видно не очень хорошо из-за невысокого подъема. Но если все-таки выбрать места здесь, то оптимально брать те, что ближе к проходу, или на первый ряд.
В бенуаре заслуживают внимания центральные ложи (с 8-ой по 10-ю справа, с 13-ой по 15-ю слева) и 1-й ряд в них. Ложи 11-ю и 12-ю некоторые театралы не очень любят: говорят, что неприятное ощущение вызывает «нависающая» Царская ложа. При ограниченном бюджете можно рекомендовать в бенуаре приобрести билеты на 3-й ряд в ложи 10-ю и 13-ю. Обзор там лучше, чем на втором ряду, из-за находящейся под ним ступеньки. А в ложах 11-ой и 12-ой видимости в 3-м ряду мешают украшения Царской ложи.
Как видно с бельэтажа Мариинского театра?
Лучшие места в бельэтаже — первый ряд и центральные ложи, но и цена на них «кусается». В ложах 11 и 12 хорошо видно и со 2 ряда. Но и здесь плохо сидеть совсем рядом с Царской ложей — мешают декоративные элементы убранства. А из-за прочих украшений плохо во 2 и 3 ряду остальных лож. Также не рекомендуется покупать билеты в крайние к сцене ложи бельэтажа — мешают колонны соседних «закрытых» лож («Директорской» и ложи «О»).
Истинные меломаны часто предпочитают галерку — центральные места 1-го (иногда 3-го) ряда 1–3 яруса. Как видно с 3 яруса Мариинского театра? В середине 2 и 3 ярусов звук более сбалансированный, и сцена видна целиком. Однако стоит обратить внимание на то, что во 2-м ярусе центр занимает балкон, где сидят на соединенных стульях. Места для ног здесь больше, чем в центральных ложах 1 яруса. Но для детей бортик может оказаться высоким. При этом стул находится довольно далеко от самого бортика, и придвинуть его нельзя, так как он скреплен с соседними. Также лучше не приобретать здесь билеты на самые центральные места (для 1 ряда балкона это 22-23 и 24-25) — там смотреть мешает корона над Царской ложей.
В боковых ложах есть некоторый дисбаланс звука, и срезается часть обзора. Но зато они ближе к сцене, и сидя там, можно рассмотреть лица артистов. Середина 3-го яруса оптимальна по звуку. При этом там относительно хорошая видимость из любого ряда, поскольку есть подъем. Но деталей на сцене не разглядишь, и вместо мягких кресел придется довольствоваться узкими и жесткими скамьями. Билеты на эти места стоят дешево, и они не продаются вместе с другими. Их, как правило, «выбрасывают» неожиданно за несколько дней до спектакля.
Мариинский театр (Новая сцена)
Это современный зрительный зал, однако акустика здесь не везде идеальная, поэтому и противоречия между «увидеть» и «услышать» также достаточно велики. Хотя стоит признать, что «слепых» зон намного меньше, чем на старой сцене.
В партере подъем достаточно высок, а это значит, что видно здесь достаточно хорошо везде. Какие лучшие места в Мариинском театре-2? Балетоманы стремятся попасть на 15-й ряд — считается, что там идеальная видимость. А вот звук на первых рядах партера многих не устраивает, поэтому советуют приобретать билеты не ближе 12-15 рядов.
Про места в бенуаре и бельэтаже можно встретить полярные мнения: от «звук идет как через вату» до «самые лучшие места». Мы сделали вывод, что здесь видимость и слышимость (в большей степени) зависит от личного восприятия конкретного зрителя, а также постановки, которая идет на сцене.
Меломаны по соотношению цена и качество предпочитают здесь места в 1-м и 2-м ярусе! Здесь отличный звук, однако, сцена находится далеко, и без бинокля не обойтись. Кроме того, в первых рядах ярусов обзору несколько мешают ограждения — закрывают часть сцены. Поэтому здесь лучше покупать билеты на 2-й или даже 3-й ряд.
Неплохие боковые места в 1-м ярусе, но билеты на них «поймать» достаточно трудно. Обратите внимание, что на этих одинарных боковых местах лучше сидеть подальше от сцены — первые 4 места с ограниченным обзором.
Полезные отзывы-подсказки от форумчан: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Концертный зал Мариинского театра
В концертном зале звук практически везде хороший, особенно если покупать билеты на симфонический концерт. Видимость тоже неплохая, но есть нюансы, которые зависят от конкретного действа.
Из партера завсегдатаи советуют слушать вокальные концерты и оперы. Однако стоит иметь в виду, что в 8 и 15 рядах (сразу после прохода) обзору мешает бортик, то есть они совсем не удобны для зрителей с детьми. А если ставят литерные ряды, то стоит избегать и первого.
Места в бельэтаже и амфитеатре сбоку и сзади сцены для вокала неудачны. На фортепианных концертах тоже лучше не оказываться за сценой или в ложе Б амфитеатра и бельэтажа — крышка рояля глушит звук в этих направлениях. К слову, если вы собрались на оперу «Сон в летнюю ночь», то также не стоит покупать билеты на «обратную сторону» сцены (амфитеатр и ложи А и Б) — она скрыта полиэтиленом, через который находящимся там зрителям и придется смотреть все время. Зато на симфонических концертах места за сценой (середина амфитеатра) позволяют следить за работой дирижера, что бывает иногда очень интересно.
В бенуаре с детьми советуют выбирать места крайние к стенам — на центральных мешает высокий внутренний бортик. Но видимость там может быть слегка ограничена.
На балконе не рекомендуется покупать билеты на 1-3 ряды — это неудобные «боковушки», где бортик мешает даже взрослым. На 4 ряду бортик сможет создать помеху детям. Однако на балкон пускают всех опоздавших на первое действие, это неплохо для них самих, но остальных зрителей отвлекает.
Полезные отзывы-подсказки от форумчан: 1, 2, 3, 4, 5.
Михайловский театр: где лучше сидеть?
Зал Михайловского театра: какие лучше места?
В Михайловском театре, как и на Старой сцене Мариинского, классический зал: есть партер, бенуар, бельэтаж, три яруса с ложами и, конечно, Царская ложа. И та же проблема выбора между «вижу» и «слышу». Как говорят многие завсегдатаи, основной недостаток зала этого театра — резкое закругление ярусов при небольшом пространстве, из-за чего видимость в «боковушках» по всей высоте очень плохая. Поэтому всегда при возможности стоит покупать места в центральном сегменте.
Партер имеет очень небольшой плавный подъем, поэтому видимость может быть плохая из-за впереди сидящего человека. С детьми рисковать не стоит — можно испортить впечатление от действа. Исключение, конечно, первый ряд.
Какие лучшие места в Михайловском театре?
Гарантировано видно и слышно будет в бенуаре, особенно на центральных местах — там везде хороший подъем. Однако высоким людям стоит обратить внимание на то, что в этой части зала в 3 ряду достаточно низкий потолок — сидеть может быть неудобно. Ну и детей сажать лучше на первый ряд или брать их на колени.
В боковых ложах на первых рядах бенуара обзор хороший, практически ничего «не срезается». Хотя есть и несогласные, которые утверждают, что все-таки на этих местах видимость плохая. В любом случае, сидеть приходится практически над оркестровой ямой и, например, на балете рисунок танца увидеть будет сложно.
По соотношению цена-качество оптимальны билеты на места в середине бельэтажа. С детьми лучше брать центр 1 ряда.
На первых рядах 1 и 2 яруса видимость и слышимость неплохая (конечно, бинокль будет нелишним). Однако в центре 1-го ряда 1-го яруса некоторым может быть слишком тесно. На ближайших к Царской ложе местах колени упираются в борт даже у зрителей среднего роста. В крайних ложах 2 яруса обзор затрудняют осветительные приборы.
Полезные отзывы-подсказки от форумчан: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
Консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова
Все хоть однажды побывавшие там отмечают гораздо более скромные, по сравнению с Мариинкой, интерьеры и убранство, простую советскую лестницу с плиткой и возможность попасть на представление под фонограмму.
Однако если вас не пугают негативные отзывы, то смело берите билеты в середину партера либо бельэтаж. Имейте в виду, что балет лучше смотреть чуть в отдалении, не прямо у сцены, чтобы можно было охватить взглядом всё происходящее на сцене сразу. Пресловутый подъём, беспокоящий многих театралов, в консерватории не страшен: начиная с 5-6 ряда партера всё отлично видно.
Полезные отзывы-подсказки от форумчан: 1, 2.
Филармония им. Д.Д. Шостаковича. Большой зал
В Большом зале Филармонии по акустике хороши практически все места. Хотя завсегдатаи отмечают наличие акустических ям в партере в районе 12-16 рядов, справа от центрального прохода. На первых рядах видно лучше (правда, помним, что зрительный зал здесь также находится ниже сцены), чем сзади — подъем очень небольшой. Кому важна «слышимость», а не «видимость», следует выбрать, последние ряды партера.
Единственный ярус здесь называется «хоры». Там много слепых зон (почти весь задний ряд и выборочные места в первом) — обзору мешают колонны. Однако слышимость от этого не страдает, напротив, знатоки отмечают, что звук там самый лучший в зале. Отличить такие места можно по цене билетов. Они, как правило, дешевле. Самые лучшие по обзору — места в торце напротив сцены. Причем там хорошо видно и в 1, и во 2 ряду. Исключение — место 165. Сидящие на нем доступна к обзору лишь левая половина сцены. Сидя на хорах, будьте готовы к стоящим и даже ходящим слушателям!
Видимость в первом ряду лож лучше, чем на хорах. Однако не всегда оптимальна. А стоимость билетов дороже. Рекомендуется воздержаться от покупки билетов в боковые нижние ложи — звук туда не всегда хорошо «доходит».
Филармония им. Д.Д. Шостаковича. Малый зал
В Малом зале слышно хорошо везде. Правда, некоторые замечают, что в первых 3-х рядах партера иногда «фонит» от инструментов. Зато там отлично видно, хотя и приходится сидеть, задрав голову, — сцена находится высоко. Дальше видимость ухудшается, так как подъем в зале практически отсутствует. С детьми рекомендуется покупать билеты на центральные места первых пяти-шести рядов партера. Также неплохо будет на 12 и 18 рядах либо на местах у центрального прохода. Для тех же, кто хочет сэкономить и «видимость» не принципиальна, можно приобретать более дешевые билеты в конце зала — с акустикой проблем не будет.
Полезные отзывы-подсказки от форумчан: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
Александринский театр
Где лучше видно в Александринском театре? Отзывы на форуме «Литтлван» сходятся в одном — почти со всех мест в партере сцену хорошо видно и слышно. Ряды в партере идут под значительным наклоном, поэтому впереди сидящие зрители почти не мешают обзору. Места за креслами — противоречивый вариант. С одной стороны — видно хорошо, но с другой — очень неудобные жесткие сиденья.
Почитать отзывы о театрах Санкт-Петербурга, а также высказать свое мнение о постановках можно в базе отзывов «Литтлвана».
В сравнении с Мариинским всё очень плохо, кроме музыки и оркестра
На балете «Щелкунчик» я была 2 раза: в Мариинском и Михайловском театрах. В общем-то, от этого и буду отталкиваться. При входе в зрительный зал Михайловского можно было увидеть сказочную проекцию на занавесе с названием балета. Именно эта проекция и изображена на заглавном фото этой ветки. Это ещё сильнее подогрело интерес, и я предвкушала погружение в чудесную сказку. Увы, но не сложилось.
Именно отсутствие сюжета заставляет постановщиков прибегать к другим хитростям, чтобы держать внимание зрителя. Так как балет сказочный, Мариинский театр сделал из него прекрасное шоу, которое способно растопить даже взрослые сердца. Я, наверное, половину постановки сидела с открытым ртом. А вот в Михайловском меня постигло разочарование.
Разве что прекрасная музыка и чудесное исполнение оркестра держали меня в зале, но на балет мы идём, чтобы порадовать глаза, а не только уши. Да, «Щелкунчик» в Мариинском по цене гораздо дороже, чем в «Михайловском», но это того стоит, поверьте моему опыту. Возможно, если вы никогда не были на балете, то вам и в Михайловском понравится, но при хоть каком-то опыте в прошлом я советую не скупиться и сходить в Мариинку. Если же соберётесь в Михайловский, покупайте места строго по центру ярусов или в партере. Ни в коем случае не берите те места, которые при продаже отмечены значком ограниченного обзора.
Топ-3 версий Щелкунчика
«Щелкунчик» входит в тройку самых известных балетов Петра Ильича Чайковского. Круглый год он присутствует в репертуаре почти всех театров мира, а под Новый год и Рождество его особенно часто можно увидеть в афишах. Анастасия Исаева рассказывает про три самых атмосферных версии постановки.
Большой театр, редакция Юрия Григоровича
Юрий Григорович — автор множества балетов, живой классик, обладатель различных профессиональных наград, поставил «Щелкунчика» в лучших традициях Большого театра. Эффектное оформление спектакля создал соратник балетмейстера — художник Симон Вирсаладзе.
Танец солистов отражает почерк Григоровича — эффектные и высокие поддержки в дуэте, филигранную технику, легкость и воздушность в вариации Маши, а также высокие прыжки и пируэты в мужском танце. Не менее интересны танцы второго акта: «Испанский», «Китайский», «Восточный» и другие. Каждый из них по-своему ярок, а стилистические нюансы создают гармоничную завершенность. Наконец, обратите внимание и на хореографию кордебалета. «Вальс снежных хлопьев» и «Розовый вальс» демонстрируют оригинальные узоры и перестроения, создают эффектные хореографические формы.
Непревзойденная музыка Петра Чайковского сделала этот спектакль «вечным», а хореография Юрия Григоровича — динамичным, интересным как взрослым, так и детям.
Мариинский театр, редакция Михаила Шемякина
В 2021 году постановке исполнилось 20 лет, за это время спектакль показали более 150 раз при полном аншлаге. Михаил Шемякин выступил одновременно автором декораций и костюмов, сценаристом и режиссером. В создании спектакля ему помогал балетмейстер Кирилл Симонов, чья хореография отличается от классических интерпретаций большей свободой движений, динамикой, интересными позами и оригинальными решениями. Например, «Вальс снежных хлопьев» здесь представляет собой смесь неоклассики и современного танца, а законы классического балета игнорируются: смена положений рук и ног у балерин происходит не в соответствии с общепринятыми позициями.
Выделяет спектакль и неординарное оформление: упомянутый уже «Вальс снежных хлопьев» по версии Михаила Шемякина исполняется танцовщиками в черных костюмах и на темной сцене. Главные герои временами теряются среди гигантских предметов кухонной утвари — такое противопоставление рождает интересный визуальный ряд.
Все это делает балет особенным, сильно отличающимся от традиционных версий.
Мариинский театр, редакция Василия Вайнонена
А вот редакция Василия Вайнонена является самой классической из всех классических версий «Щелкунчика». Именно поэтому в хореографических училищах и академиях балета часто танцуют различные отрывки из этого спектакля. По этой же причине его, пожалуй, можно рекомендовать для самого первого просмотра. Тем более, что его «Щелкунчик», впервые поставленный в 1934 году, пережил несколько возвращений и по сей день украшает афиши многих театров.
По стилю и законам построения постановка Вайнонена очень напоминает работы Мариуса Петипа — значительная роль отведена кордебалету с различными хореографическими рисунками, гармонично выстроены сольные партии главных героев, от адажио до финального па-де-де.