мануальная терапия что это такое для детей
Мануальная терапия – показания, как делают, вред
Мануальная терапия – это один из эффективных методов лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата. В сочетании с медикаментами и физиотерапевтическими процедурами она позволяет избежать операции даже при таких серьезных болезнях как остеохондроз и грыжа межпозвонкового диска.
Что такое мануальная терапия
Мануальная терапия – это совокупность методов механического воздействия на тело человека. Ее суть заключается в глубокой проработке мышц, связок, суставов, позвонков и межпозвонковых дисков с помощью рук. За счет такого воздействия можно достичь следующего терапевтического эффекта в лечении заболеваний опорно-двигательного аппарата:
Основное отличие мануальной терапии спины от массажа в воздействии на все структуры опорно-двигательного аппарата, а не только на мышцы. Массажист может лишь снять мышечное напряжение, но вылечить остеохондроз или устранить защемление нерва ему не под силу.
Железный Сергей Николаевич
Приволжский исследовательский медицинский университет
Мануальный терапевт восстанавливает правильное положение позвоночного столба и нервных окончаний, что благоприятно сказывается на работе внутренних органов и функционировании организма в целом.
С помощью мануальной терапии можно избавиться от заболеваний, связанных с компрессией
Мануальную терапию как методику, применяемую в медицине, ВОЗ официально признал в 1990 году. Ее активно используют в неврологии, ортопедии и нейрофизиологии.
Показания к мануальной терапии
От состояния позвоночного столба зависит работа внутренних органов. В основе болей, например, головных, в области сердца, чаще лежат заболевания позвоночника. Поэтому мануальную терапию назначают в следующих случаях:
Мануальная терапия позвоночника позволяет устранить болезни вертеброгенного характера, обладает комплексным благоприятным воздействием на организм. Она показана пациентам в период реабилитации после травм и операций, а также людям, которые ведут малоподвижный образ жизни, поскольку они находятся в группе риска заболеваний позвоночного столба.
Железный Сергей Николаевич
Приволжский исследовательский медицинский университет
Перенапряжение мышц шеи при длительном нахождении в статической позе приводит не только к защемлению сосудов и головной боли, но также к нарушениям в шейном отделе позвоночника. Если вовремя не устранить спазм, замедляется кровообращение и обменные процессы, из-за чего ухудшается питание межпозвонковых суставов, происходит утрата их эластичности. Следующий этап – развитие остеохондроза, ограничение подвижности и смещение позвонков, защемление нервных окончаний со стойким болевым синдромом.
Мануальная терапия эффективна при головной боли напряжения, связанной со стрессом, переутомлением, гиподинамией, неудобной позой
С помощью мануальной терапии мышц можно устранить неврологические симптомы, остановить прогрессирование патологических изменений, восстановить функционирование позвоночного столба.
Виды мануальной терапии
Классическая мануальная терапия бывает нескольких видов:
Что лечит мануальный терапевт
Преимущество мануальной терапии в том, что с ее помощью лечат большое количество заболеваний, в том числе хронических:
Без лекарств и инвазивных процедур мануальный терапевт создает благоприятные условия для естественного восстановления тканей и устранения деформации, благодаря чему исчезает боль и другие неприятные ощущения.
Польза лечения с помощью мануальной терапии:
Мануальная терапия – это тонкая наука, необходимо обладать богатым опытом и знаниями, чтобы не перейти грань между пользой и вредом. Одно неверное движение может привести к неблагоприятным последствиям, поэтому нужно лечиться у опытного врача с профильным медицинским образованием и хорошими отзывами пациентов. Такой специалист работает в клинике «СмартМед». Все лечебные приемы он подбирает индивидуально для каждого пациента, учитывая его возраст, существующие жалобы и сопутствующие заболевания.
Мануальному терапевту из клиники «СмартМед» без оперативного вмешательства и других инвазивных процедур удается достигать хороших результатов в лечении хронических болей, вызванных самыми разными болезнями позвоночника. Помимо основной терапии, врач может назначить дополнительные лечебные методы. Например, для укрепления мышечного корсета нужно заниматься лечебной физкультурой.
Как делают мануальную терапию
В ходе мануального воздействия врач использует разные техники и методики, которые подбирает индивидуально, в соответствии с проблемой, которая есть у пациента. Мануальную терапию костей и других структур опорно-двигательного аппарата проводят только после комплексной диагностики, когда становится известен диагноз.
Обследование назначает невролог. На первичном приеме доктор изучает жалобы пациента, проводит неврологическое тестирование, выявляет существующие хронические заболевания и возможные противопоказания. Он оценивает состояние позвоночника, определяет зону дискомфорта, наличие функциональных блоков. По завершению консультации составляет общую клиническую картину, назначает МРТ позвоночника, по необходимости – лабораторные анализы и УЗИ внутренних органов.
МРТ – основа диагностики заболеваний позвоночника
В клинике «СмартМед» обследование проводится на томографе Siemens Symphony 1,5 Тесла 2019 года установки. В стоимость диагностики входит МРТ, запись на диск, а также консультация врача-диагноста.
Полученная в ходе обследования информация является основой для проведения лечебных манипуляций. Исходя из диагноза и зоны воздействия, мануальный терапевт подбирает подходящие техники.
Примечание! Повторное обследование может потребоваться спустя несколько сеансов, чтобы оценить динамику изменений, скорректировать лечебную схему, дополнив ее массажем, физиотерапевтическими процедурами, медикаментами.
Для лечения врач использует исключительно руки, комбинирует жесткие и мягкие техники. Что касается воротниковой зоны, доктор отдает предпочтение последним, поскольку работа с шейным отделом сопряжена с высоким травматизмом, требует бережного обращения.
Техники мануальной терапии:
Мануальный терапевт может дополнять основные техники акупунктурой (иглоукалыванием) и точечным массажем, который предполагает воздействие на триггерные точки.
Мануальная терапия что это такое для детей
Радуем своих пациентов скидками на лечебный, лимфодренажный, антицеллюлитный, медовый массаж от специалистов взрослого отделения!
Час массажа = 2000 ₽ вместо обычных 2400 ₽! Ещё выгоднее – полтора часа – 3000 ₽ вместо 3600 ₽!
Анисимова Ю.В., Неретина А.Ф., Ткачев В.В.
Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н.Бурденко
Перинатальное поражение нервной системы у детей в последние годы становится одной из ключевых проблем педиатрии раннего возраста. По данным литературы, в настоящее время из 100 новорождённых детей, здоровыми рождаются около пятнадцати. Это обусловлено прогрессирующим ростом частоты церебральных нарушений у новорожденных, ведущей их ролью в формировании инвалидности с детства, а также влиянием на последующее нервно-психическое и соматическое развитие ребенка.
Частота родовых повреждений позвоночника и спинного мозга по отношению ко всем родившимся детям варьирует в очень широких пределах, составляя от 10% до 96%. Исследованиями А.Ю. Ратнера (1991) установлено, что у 33-37% всех новорожденных обнаруживаются неврологические нарушения, причем у 10% из них выявляются тяжелые формы.
Наиболее часто в процессе родового акта страдает шейный отдел позвоночника и спинного мозга. В.Н. Некрутенко (1990) считает, что у 96% новорожденных из группы риска имеет место родовая травма шейного отдела позвоночника и спинного мозга. Ряд авторов, анализируя причины возникновения родовой травмы позвоночника и спинного мозга, пришел к выводу, что отказ от каких-либо акушерских манипуляций приводит к снижению родового травматизма. Так Ратнер А.Ю. пришел к выводу, что отказ от такого физиологического пособия в родах, как защита промежности, снижает родовой травматизм в 5 раз!
Шейный отдел позвоночника новорожденного лишен физиологического лордоза, основу позвонка составляет хрящевая ткань, а точки окостенения только появляются. Дисбаланс родовых сил приводит к чрезмерным воздействиям на позвоночный столб, что влечет за собой нарушение костно-хрящевой структуры, заинтересованность спинного мозга, нарушение сегментарной или проводниковой его функции.
Очевидно, существует еще и комбинированная травма позвоночника, где механизмы приложения сил разнообразны и действуют в различных направлениях. Этого же мнения придерживаются и М.К.Михайлов с соавторами (1994). Возрастающие по своей интенсивности расстройства гемодинамики, сочетание хронической внутриутробной гипоксии и возникающая гипоксия плода в результате травмы приводят к падению тонуса сосудистой стенки, переполнению кровью сосудистого русла, повышению проницаемости стенки сосудов, возникновению диапедезных(экссудативных точечных) кровоизлияний. При этом замедляется скорость мозгового кровотока, как артериального, так и, особенно, венозного, снижается скорость объемного мозгового кровотока, что в конечном итоге приводит к развитию синдрома внутричерепной гипертензии. На фоне вышеперечисленных нарушений кровоснабжения головного мозга и нарушений кислотно-щелочного равновесия плода происходит усугубление этих изменений под влиянием родостимулирующих медикаментозных препаратов. По данным Братчиковой Т.В., Терентьевой Л.В и др., (2004) более чем в половине случаев роженицам проводят необоснованно длительную родостимуляцию без своевременного пересмотра плана ведения родов, что приводит к повышению перинатальной заболеваемости, травматизму и смертности.
Ранней диагностике должно сопутствовать лечение с индивидуально подобранными терапевтическими комплексами. Однако, практически все протоколы лечения, как правило, направлены на ликвидацию уже развившегося патологического состояния или компенсацию различных симптомов развившегося заболевания.
Ребёнок К., был взят под наблюдение в возрасте 1 месяца по поводу повышенной возбудимости, беспокойства ребенка, выраженного нарушения ночного и дневного сна, частые и обильные срыгивания, вынужденной позы ребенка из-за ограничения поворота головы вправо (ребенок не мог поставить голову даже по средней линии тела).
Анамнестический опрос матери выявил, что во время течения беременности была угроза прерывания с 17 недель. Отмечался гестоз I-II половины беременности. Во время родов из-за переднего головного вставления было проведено экстренное кесарево сечение. У плода – тугое обвитие пуповины. Оценка ребенка по шкале Апгар – 6-7 баллов. Проведена минимальная медикаментозная терапия. Из роддома ребенок был выписан домой с диагнозом: Перинатальное поражение ЦНС смешанного генеза, острый период, легкое течение, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. Посгипоксическая кардиопатия.
При осмотре была выявлена следующая неврологическая картина: выраженная мраморность кожных покровов, выбухание и пульсация большого родничка, определялось изменение формы черепа (из-за нахождения теменных и затылочных костей друг на друга в области швов), асимметрия глазных щелей, короткая шея, выраженное напряжение паравертебральных мышц и умеренная болезненность их при пальпации, больше слева, отека и напряжения области основания черепа, ограничение ротации и флексии головы, гипертонус мышц верхних и нижних конечностей и спины (больше слева), ограничение разведение бедер.
Физиологические автоматизмы были снижены, полностью отсутствовал рефлекс автоматической ходьбы и рефлекс опоры, выявлялся положительный рефлекс Греффа.
При инструментальном обследовании (нейросонограмма) было выявлено повышенная эхогенность вещества мозга слева и справа в лобной и теменной областях и признаки гемодинамических нарушений. Рентгенография шейного отдела позвоночника в боковой проекции позвоночника выявила лестничную дислокацию тел позвонков на уровне С1-С3 и С5-С7 (см. рис. 1).
Роль и возможности мануальной терапии в комплексной реабилитации детей. Стенограмма прямого эфира с мануальным терапевтом, неврологом Леонидом Климовым
Леонид Владимирович Климов – кандидат медицинских наук, врач-невролог, мануальный терапевт, иглорефлексотерапевт, специалист по вопросам двигательной реабилитации. Прямой эфир с Леонидом Климовым состоялся 18 мая 2020 года в социальных сетях фонда “Право на чудо”, запись эфира доступна на YouTube.
Наталья Зоткина, учредитель и директор фонда “Право на чудо”:
– Сегодня мы поговорим про мануальную терапию, про ее роль в комплексной реабилитации детей как недоношенных, так и детей с ОВЗ. Леонид, расскажите пожалуйста, что такое мануальная терапия. Это часть остеопатии?
– Наталья, спасибо большое, что пригласили на эфир. Спасибо вашему фонду, что делаете такое замечательно дело. Это очень здорово, что вы способствуете просвещению, потому что родители, попавшие в сложные ситуации, в семье которых растет особенный ребенок, всегда находятся в поиске новых методов реабилитации. И важно, чтобы это было объективно, понятно и предметно.
Мануальная терапия – это один из методов комплексного воздействия на человека, с помощью которого мы хотим получить что-то. А вот тут возникает вопрос: что мы хотим получить, и что мы действительно получим, и как мы это будем делать. В первую очередь, мануальная терапия – это работа с суставно-связочным аппаратом человека. Может быть работа на шейном отделе позвоночника, на поясничном, грудном отделе, тазобедренных суставах, суставах рук и ног. По факту мануальная терапия считается старше остеопатии, поэтому что чья часть – это большой вопрос. Недавно мне попалась в руки замечательная книга, изданная американцами – многостраничное руководство “Ортопедическая медицина”. Там описана в предисловии история возникновения метода. Они считают, что мануальная терапия известна еще с времен Гиппократа, который описал работу на суставах, позвоночнике и, в частности, если я не ошибаюсь, предложил решение проблем с позвоночником терапией на столе путем вытяжения. Эти авторы описывают, что дальнейшее развитие мануальной терапии активно проходило в Англии, и потом перетекло в Америку. Но дальше между собой конкурировало несколько школ: появились остеопатические школы, которые опирались несколько на иные методы воздействия на человека, и дальше по большому счету стала происходить конкуренция за медицинский рынок. Причем, если в стародавние времена мануальная терапия рассматривалась как набор приемов, которыми воздействовали на тот или иной сустав, то современные требования, которые диктуют рассматривать человека, стереотип его движений в полном объеме, говорят о том, что мануальный терапевт должен смотреть прежде всего на двигательный стереотип человека, смотреть где сустав двигается лучше, где хуже. Где он разболтан, на нем не надо работать, или наоборот – где он жесткий, на нем лучше сработает. Вот чем мануальная терапия в основном отличается от остеопатических манипуляций, и ее американцы предлагают рассматривать как ортопедическую медицину. Но это такие очень дискутабельные вещи. Травматологи и ортопеды выскажут возможно мнение против.
Проблемы таких методов воздействия как мануальная терапия, остеопатия, иглорефлексотерапия заключается в одной вещи – как оценить помогло это или другое, или может быть просто пришло время. Всегда это составляет трудности, потому что, чтобы в медицине была использована фраза доказательная медицина, должно быть проведено очень большое количество рандомизированных исследований. Что касается родителей: врач должен создать понимание, что он является специалистом в такой-то области. У ребенка есть диагноз, из этого диагноза я могу предложить столько-то, и мы получим вот это. Если родители понимают, и готовы двигаться в этом направлении – отлично, тогда можно начинать движение, ставя четкие задачи и прогнозируя определенный результат.
НЗ: – А как тогда определить специалист хороший или нет? Когда я попала к вам в первый раз, я боялась до дрожи в коленках, потому что для меня мануальный терапевт – это хрусть, поломали здесь, поломали там. Объективно это так и выглядело. Как понять где эта грань, и что специалист не навредит, особенно если речь идет о ребенке? Потому что если себя еще я могу доверить…Родитель должен понимать, к кому он идет: образование медицинское/немедицинское, какие критерии?
ЛК: – Здесь несколько моментов: хороший продукт в рекламе не нуждается. Как говорил Маяковский, о поэте говорят стихи. Если есть какое-то количество пациентов, взрослых и детей, которым помог специалист, действительно помог. А не так, как в наше время, какие-то шаманские методики и истеричные комментарии, что только он, это чудо-природы, исцеляет – тогда возникают вопросы к этому специалисту. Второй момент – у специалиста, вы совершенно правы, должно быть профильное образование. Если человек окончил медицинское образование, желательно в хорошем вузе (я горжусь своим базовым образованием – я выпускник Первого меда, который дает широкую базу знаний). Следующий пункт – когда вы приходите к специалисту, он вам четко должен говорить что он делает, как он делает и почему он это делает. То есть, нужно установить контакт с пациентом. И здесь возникает следующий вопрос к пациенту: зачем он пришел? Открыть третий глаз с помощью мануальной терапии или решить конкретные медицинские аспекты, которые может решить специалист.
НЗ: – С какого возраста вы начинаете работать с детьми?
ЛК: – Лично я могу работать с детьми на первом году жизни. Другой вопрос, какие методики я могу применить. Не бывает специалистов, которые находятся четко в одной методике, и ни шаг вправо, ни шаг влево. По крайней мере те специалисты, на которых я стараюсь равняться, они используют не одну методику, и в процессе работы их комбинируют. Если мы говорим о самом раннем возрасте, ребенке первого года жизни, то никакие короткорычаговые методики мануальной терапии не могут быть использованы. Как раз вот это хрясь и хрусть, о которых вы говорите. Этот хруст и щелканье не является показателем эффективно проведенной методики – об этом написано в английских и немецких руководствах по мануальной терапии, но почему-то об этом забывают. Для первого года жизни характерно нарушения развития – когда затормаживаются или пропускаются какие-то этапы. Значит цель работы какая? Попытаться пройти эти этапы. Подняли голову, повернулись, сели, встали. Значит, с ребенком первого года жизни я буду работать рефлекторно: все мои действия будут направлены на то, чтобы пробить нужный нам рефлекс на том или ином этапе развития. Например, кесарята. У них очень часто бывает проблема подвывиха первого шейного позвонка. Когда ребенка вынимают, у него бывает привычный поворот на одну сторону, который впоследствии с точки зрения мануальной терапии может переходить в кривошею. Что я могу с ним делать? Мягкими методиками поработать с напряженными мышцами. Я не буду никогда ребенка дергать, использовать жесткие методики – можно просто навредить. А используя мягкие методики, потихоньку расслабить короткие мышцы – разгибатели шеи. С помощью рефлекса: есть сосательный рефлекс – отлично, почесали щечку – ребеночек повернулся на другую сторону. И я за счет этого буду использовать его личные рефлексы, которые есть в арсенале. То есть, я работаю с движениями, свои руки использую очень мягко. И следующее, я говорю родителям, что они будут делать дома, как играть с ребенком, используя рефлекс.
Если идут окостенения тазобедренных суставов, подвывихи, здесь с точки зрения мануальной терапии у меня есть ортопедические приемы, я как мануальный терапевт не буду работать с тазобедренным суставом непосредственно. Моя задача поработать с поясничным отделом позвоночника, с мышцами, которые напряжены, посмотреть что происходит на уровне стоп – какая идет деформация вальгус/варус, попытаться с этой точки зрения поработать с суставами, связками, возможно, порекомендовать какие-то движения, какие родители дома могли бы выполнять. И, в сотрудничестве с ортопедом, используя ортопедические средства коррекции, работать с ребенком дальше.
НЗ: – Вы очень интересно рассказываете. Правильно ли я понимаю, что при помощи мануальной терапии можно решить большое количество проблем? С какими проблемами можно обращаться к вам?
ЛК: – Мануальная терапия работает с двигательным стереотипом. То есть, врач должен оценить движения – как человек двигается. Если у него болит шея, я попрошу его сделать тесты: наклонить голову вперед, назад, чтобы посмотреть, как он делает это сам. Потом мне будет интересно как я смогу это сделать – одно дело, как человек сам контролирует это движение, другое дело – как я. Если пассивно у меня все легко двигается, а активно человек доводит почему-то движение, проблема в том, что возможно, он почему-то неправильно делает это движение. И вопрос: что мы дальше корректируем? Если я вижу, что человек сам двигает плохо, моя задача – научить его двигать хорошо, поняв почему он двигает плохо. А вот если он сам двигает плохо и я не могу двигать хорошо, то здесь я могу работать с ним как мануальный терапевт.
То же самое – можно ли вылечить вальгус с точки зрения мануальной терапии. Вальгус может быть скорректирован с использованием дополнительных средств. Если мы говорим о ребенке, это определенная обувь, которая будет разворачивать стопы, или возможно тейпирование. Я могу поработать с его суставно-связочным аппаратом на стопе, сделав его более эластичным. Но все это должно быть в комплексной терапии.
НЗ: – Вы говорите о взрослом человеке, что он может шею опустить, рукой подвигать. Но когда речь идет о ребенке раннего возраста или ребенке с ограниченными возможностями здоровья, у них какие-то ограничения будут. И ваша работа, я так понимаю, все-таки будет больше в пассиве, чем в активе? Маленького ребенка не попросишь подвигать головой.
ЛК: – Не попросишь. Но у ребенка есть рефлексы. Это рефлекторная работа. Если мы говорим о ребенке 1-3 месяцев, с точки зрения своего развития он должен проходить определенные стадии. Даже эмоционально, когда малыш начинает улыбаться, плакать. Как ребенок двигается, как он ползает – наблюдая за этим, мы можем оценивать его состояние. Мы осматриваем рефлекторную опору и так далее – пусть эти движения не являются осознанными, но они есть. У детей более старшего возраста мы можем посмотреть как он ходит, бегает. Да, условно здоровые дети могут выполнить команды, касающиеся физического развития, только с 7 лет. Если у ребенка есть особенности развития, то конечно мы в большей степени полагаемся на свой опыт – смотрим, как ребенок двигается, и если речь идет о констатированных нарушениях опорно-двигательного аппарата, там в первую очередь нас интересуют пассивные действия. Эта работа тем и интересна, что она включает подходы с разных этапов.
НЗ: – Спасибо. Есть ли противопоказания и какие? Особенно, что касается деток.
ЛК: – Конечно. Самое главное противопоказание – и здесь мы вернемся к началу. Кто ясно мыслит, тот ясно излагает. И тот специалист, который будет вам говорить, что он может поставить позвонки назад…Давление в межпозвонковом диске порядка 3-4 атмосфер, чтобы это представить – это все равно, что опуститься на глубину моря порядка 30-40 метров. А теперь вопрос: какая должна быть сила воздействия на позвонок у специалиста, чтобы он поставил этот позвонок назад? Это невозможно. Здесь мы работаем с функцией. Мы должны добиться того, чтобы она выполнялась в полном объеме – чтобы рука поднималась не компенсировано за счет шеи, а за счет движения плеча. Поэтому здесь важно полагаться на вменяемость специалиста, который говорит адекватные вещи.
Четкие противопоказания: наличие выраженных костных деформаций, например, аномалий Кимерли, подвывих со стороны тазобедренных суставов. Наличие межпозвонковых грыж – это противопоказание для работы мануального терапевта. Или, если он берет на себя такую ответственность, он должен использовать определенные мягкие методики.
НЗ: – Очень интересно. Вопросов много задают про атлант, можно ли его поставить на место, и действительно я читала безумное количество статей до того, как попала к вам, что его ставят – у кого-то через боль, и конечно, чем больше я об этом узнаю, тем страшнее мне становится.
ЛК: – Да, здесь знаешь что, знаешь как. Что лежит в основе аномалии Кимерли – врожденная ситуация. Взять и переточить этот позвонок и еще раз поставить на место невозможно. Мы можем работать над функцией, компенсировать эту ситуацию. Но ставить его на место невозможно, я лично отношусь к этому очень скептически – как принято было говорить в нашем университете, в обозреваемой мной литературе подобных данных не встречалось.
НЗ: – Еще у нас вопросы возникают очень часто (мы сейчас перейдем немного к практической части), насколько ситуация с пандемией, когда с ребенком долго не занимаются, может повлиять на ребенка? Что мамы могут делать в этот период дома самостоятельно, чтобы ребенку помочь, пока ребенок не попадет в нужные руки.
ЛК: – Хороший, но очень большой вопрос. Мы же не озвучили возраст, особенности развития. По возможности как можно больше играть с ребенком. Сейчас продвинутые родители обычно имеют обратную связь с доктором, который их наблюдает. Соответственно, они могут соотнести свои какие-то наблюдения с тем, что им скажет доктор. Например, в 7 месяцев садимся, ползаем – и от этого строим свои действия. Если анатомических изменений, проблем со стороны тазобедренных суставов нет, а задерживается рефлекс, соответственно, мы можем начинать играть с ребенком, постепенно его присаживая на бок – на одну сторону, на другую, используя фитбол, давая ребенку балансирующую нагрузку, то есть заставляя включаться мышцы-стабилизаторы, которые располагаются вдоль позвоночника.
Чем больше это будет сопровождаться игрой, тем ребенок будет и эмоционально лучше развиваться, и искать для себя компенсаторные возможности решения ситуации.
НЗ: – То есть, так или иначе, мы все равно сводим к тому, что чем больше ребенок двигается, играет, занимается гимнастикой – тем лучше. Надо ли поправлять, если ребенок двигается неправильно? Например, когда детки передвигаются на четвереньках как лягушечка.
ЛК: – Каждый должен заниматься своим делом: родитель должен растить ребенка, доктор – лечить, давать какие-то рекомендации и так далее. Родителю не нужно становиться терапевтом по возможности.
НЗ: – Это очень сложно. Особенно если мы говорим про регионы, где со специалистами, реабилитацией – катастрофа.
ЛК: – Я согласен на 150%, но все-таки, по возможности я за адекватность. Возвращаясь к самому началу разговора: врач и родители должны работать вместе, должна быть обратная связь. Потому что если родитель начинает изобретать, его может унести просто не туда, и выходить из этого будет порой сложнее. Специалист должен дать установку: вы делаете это, должны получить это. Показать, что должны получить и дальше делать это. С установкой сроков и контролем процесса, хотя бы с помощью видеосвязи.
Если связи со специалистами сейчас нет, нужно продолжать делать хотя бы потихонечку то, что делали до этого. Может быть, поискать дополнительных специалистов, учитывая вопрос адекватности.
Ориентир – собственный ребенок. Он должен быть мотивирован на работу, ему должно быть радостно. Иначе ребенок просто замыкается и говорит, что он больше не работает. К сожалению, я сталкивался с этим чаще всего в России: у нас если не больно, значит не помогает. Но это не совсем так.
НЗ: – У нас как раз был вопрос на эту тему: применяются ли насильственные методы при мануальной терапии? Плачет ли ребенок, или все на позитиве и мягко?
ЛК: – Я гуманист. Реабилитация – это процесс, растянутый в пространстве и времени. По большому счету, каждый из нас приговорен к реабилитации, и мы занимаемся ей в течение своей жизни. И если это дается только через боль – нет, конечно этого не должно быть. Работая со взрослым человеком, я не пойду туда, куда меня человек не пускает – будет обратный рефлекс, мышечный спазм. Зачем это нужно?
НЗ: – То есть, так или иначе, как в остеопатии, вы прислушиваетесь к телу, с которым работаете?
ЛК: – Да, это телесно-ориентированные методики, и они должны быть позитивны. Все мы устроены так: нам должно быть легко, приятно, комфортно. А у детей умножайте на два.
НЗ: – Лиза никогда не работала с мануальным терапевтом, поэтому я не представляю, насколько это больно или не больно, и что чувствует ребенок. Как вы работаете, если ребенок уходит в истерику?
ЛК: – Нужно смотреть по ситуации. Если ребенок идет совсем в отказ, может быть он себя плохо чувствует, по возможности стараюсь переключить, пытаюсь с ним играть. В любом случае, мне нужна заинтересованность – чтобы ребенок в другой раз без зажимов, без конфликтов приехал на очередной сеанс. Бывает, нужно пойти к маме, успокоить, подержать за руку. С ребятами, у которых расстройство аутистического спектра, требуется присутствие родителей, соблюдение ритуалов. Если у ребенка ДЦП и мы работаем с суставными техниками, растягиваем потихоньку то, что можно растягивать, ему достаточно сложно оценить степень болевого синдрома. Западные руководства учат, что ребенок не должен вплетать эмоциональность в оценку болевого синдрома, и тогда я могу понять, ему больно или нет. В целом, человеку должно быть комфортно.
НЗ: – Является ли эпилепсия без проявления клинической картины приступов противопоказанием к мануальной терапии? Гидроцефалия скомпенсированная ВПШ?
ЛК: – Эпилепсия и ВПШ относятся к относительным противопоказаниям, потому что и там и там по возможности мы стараемся не работать с шейным отделом позвоночника, чтобы активно-симпатические влияния не раскачивать. Если есть такая крайняя необходимость, должно быть понимание, зачем мы используем мануальную терапию у ребенка с эпилепсией. Опять же, важно скомпенсирован ребенок по эпилепсии или нет. Если скомпенсирован, мы можем потихоньку работать мягкотканевыми техниками. Я бы даже делал упор на подбор корректирующих упражнений, в зависимости от целей и задач.
НЗ: – Вы, работая с детьми, даете домашние задания? Насколько часто необходимо посещать мануального терапевта ребенку – как вы это определяете?
ЛК: – Да, даю. В основном на первом сеансе идет определение, смотрим двигательный стереотип, ставим цели и задачи, смотрим, где есть проблема и работаем. Дети хорошо реагируют, при условии, что родители выполняют рекомендации, начинают использовать ортопедические средства коррекции. Если мы хотим поработать над осанкой, укрепить мышцы – значит, мы увидимся диспансерно через полгода-год, все зависит от степени выраженности нарушений.
НЗ: – Это довольно дорого, но при условии, что не надо делать курсами, а раз в неделю-в месяц, то это возможно.
ЛК: – Да. Важно не только провести саму процедуру, а изменить образ жизни. Нужно посмотреть, что человек делает не так, и потихонечку работать с менталитетом. Не получится поставить позвонок назад, придется поработать. Не получится у ребенка начать говорить, если он посетил только мануального терапевта или остеопата, и не ходит к логопеду. Это комплексная работа.
НЗ: – Раз уж мы заговорили о взрослых, дорогие мамы, я напоминаю вам, насколько важно заботиться о себе – я на собственном примере только что показала и рассказала это. Потому что я прекрасно знаю, как устают мамы, которые постоянно носят малыша на руках, поднимают подросших деток. Мы должны не забывать о себе, потому что комплексная реабилитация – это реабилитация всех членов семьи, когда ни у кого ничего не болит и все счатливы.
ЛК: – Да, хочешь изменить мир – начни с себя. Родитель является неотъемлемой частью реабилитации ребенка, и если родитель чувствует себя плохо, он просто не сможет заниматься с ребенком, и получится откат.
НЗ: – Полностью с вами согласна, Леонид. И по традиции, прошу вас дать несколько советов, пожеланий нашим родителям.
ЛК: – Пожелание родителям: наблюдайте за своими детьми, как они двигаются, реагируют. Очень часто ребенок, сам не зная того, дает вам большие подсказки – что ему нравится, что нет. Не бойтесь разнообразить: в этом плане мамам дано много от природы, не бойтесь импровизировать. Степень эмоционального фона отразится на двигательном стереотипе ребенка. Родителям хочется пожелать отдыхать, находить по возможности время для себя, переключаться – как бы сложно не было, вы должны переключаться, восстанавливаться. Я всегда это говорю родителям. Реабилитация – долгий путь. Хотя бы 5 минут в день должны быть ваши, когда вы уделяете время только себе. Я очень надеюсь, что самоизоляция скоро закончится, и в полной мере можно будет воспользоваться тем, что нам дает природа – на дворе лето, с чем я нас всех и поздравляю.
НЗ: – Спасибо вам огромное, Леонид! Друзья, сегодня в нашем эфире был Леонид Владимирович Климов – кандидат медицинских наук, врач-невролог, мануальный терапевт, иглорефлексотерапевт, специалист по вопросам двигательной реабилитации. До новых встреч!
*статья подготовлена при поддержке Фонда Президентских грантов