малый бизнес и средний бизнес в чем разница
Что дает статус малого или среднего предприятия
Разбираемся, какой бизнес относится к субъектам малого и среднего предпринимательства и какие преимущества дает этот статус.
Статус присваивается автоматически
Статус субъекта малого или среднего предпринимательства, МСП, — это скорее свойство бизнеса, чем статус в привычном смысле. Этим свойством обладают любые зарегистрированные в налоговой ИП и организации, если отвечают критериям закона.
Критерии зависят от категории субъекта МСП, всего их три:
К какой именно категории отнесут бизнес, зависит от годового дохода и количества сотрудников.
Категория
Годовой доход
Количество сотрудников
Чтобы получить статус субъекта МСП, не нужно заполнять заявление или подавать заявку. Механизм работает так: человек открывает бизнес, например регистрирует ИП или ООО в налоговой, и бизнес автоматически добавляется в реестр МСП. С момента регистрации до появления в реестре обычно проходит около месяца.
Исключают из реестра тоже автоматически, когда бизнес перестает отвечать критериям субъектов МСП. Еще могут исключить, если не сдать вовремя декларацию или не предоставить данные о численности персонала.
Чтобы вернуться в реестр после исключения, нужно исправить ошибки, например сдать декларацию, а потом ждать обновления. Обновления случаются редко: если исправить ошибки в апреле, бизнес вернется в реестр только в августе.
Субъекты МСП получают поддержку государства
Субъекты МСП могут получить от государства поддержку разных видов:
К примеру, субъекты МСП могут взять кредит по ставке 9,95% годовых — это ниже, чем в банках. Разницу между обычной и льготной ставкой покрывает государство. Чтобы взять такой кредит, нужно иметь статус МСП и работать в приоритетной отрасли: строительстве, внутреннем туризме, водоснабжении. Полный список приоритетных отраслей есть в постановлении правительства.
Поддержка неноминальная — есть субсидии и гранты на крупные суммы. Например, в Москве и Московской области субъекты МСП могут получить компенсацию до 50% расходов на продвижение в маркетплейсах, например на Озоне. Максимальная субсидия — 700 000 рублей.
Подробнее о мерах государственной поддержки мы рассказывали в других статьях:
Иметь статус субъекта МСП — это обязательное требование для субсидий, грантов и другой поддержки. Без этого статуса список того, что бизнес может получить от государства, сильно сужается.
Статус субъекта МСП — не единственное условие для грантов или субсидий. Еще нужно найти подходящую программу, собрать документы, подать заявку, а потом не закрывать бизнес в течение трех лет.
Рассказывает Ксения Алешина, бизнес-консультант и руководитель Центра развития предпринимательства Республики Карелии
Хочу отдельно отметить три момента: самозанятость, оформление документов и перенос сделок.
Самозанятость. На стадии открытия бизнеса люди часто выбирают самозанятость из-за низких налоговых ставок и простой отчетности. Но не учитывают, что самозанятые не относятся к субъектам МСП, а значит, не могут получать гранты, субсидии и другую поддержку государства.
Иногда людей пугает, что в течение трех лет после гранта или субсидии нельзя закрывать бизнес. Но тем, кто верит в успех, планирует выходить на рынок надолго и привлекать инвестиции, я советую открывать ИП или ООО, чтобы попасть в реестр субъектов МСП и получать поддержку государства.
Документы. С первого дня работы нужно оформлять и собирать документы на всё оборудование, аренду помещения, ремонт. Это могут быть чеки, договоры, товарные накладные и другие документы, подтверждающие расходы.
Документы понадобятся при оформлении субсидий. Субсидии выдают для компенсации расходов бизнеса за прошлый год, но эти расходы нужно подтверждать документами. Поэтому я не советую покупать оборудование с рук без договора купли-продажи или выбрасывать чеки.
Еще важно вовремя сдавать декларации и отчеты о количестве сотрудников. В моей практике было два случая, когда люди сдавали декларации с опозданием в несколько дней, потом подавали документы на грант, и на комиссии выяснилось, что их исключили из реестра субъектов МСП за нарушение сроков сдачи декларации. По условиям гранта нужно быть в реестре, а их там нет, поэтому получили отказ.
Перенос сделок. Бывают пограничные случаи, например: оборот компании за год 1,8 млрд рублей, но в декабре она планирует заключить сделку на 300 млн рублей. Если ее заключить, оборот будет 2,1 млр ₽, компания потеряет статус субъекта МСП и не сможет претендовать на поддержку. Чтобы сохранить статус, владелец компании переносит сделку на январь — это будет уже следующий год.
В моей практике была ситуация: компания перенесла сделку на следующий год, чтобы сохранить статус субъекта МСП и получить от государства компенсацию процентной ставки по крупному кредиту. Так можно делать.
О субсидиях могут задуматься и те, кто, к примеру, в прошлом году был крупным бизнесом, а в этом потерял часть выручки и снова попал в реестр субъектов МСП. При подаче документов на субсидии не смотрят, что было с компанией в прошлом, а проверяют только нынешний статус. Так, если компания в прошлом году покупала оборудование, она сможет компенсировать часть расходов и, возможно, улучшить свое положение.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке (и никакого спама)
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Малый, средний и крупный бизнес: что это такое, определения, отличия
На рынке можно встретить множество самых разных форм предпринимательства. Одни из них отличаются большим объемом, другие — обслуживают небольшое количество клиентов. А главное, некоторые виды коммерции сами по себе предполагают развитие до определенных размеров. Малый, средний и крупный бизнес — что это такое, в чем особенности и отличия каждого из них расскажем здесь.
Определение понятий
Предпринимательством считается любая самостоятельная систематическая коммерческая активность. Это значит, что она изначально направлена на получение прибыли за продажу своих товаров, услуг, предоставление имущества в пользование и так далее. Независимо от того, как ведется работа, она должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке.
Размеры предприятия определяют множество уникальных критерий его работы. Небольшие фирмы государство традиционно поддерживает, снижая налоги и другие обязательные платежи, к большим — предъявляет много требований, поскольку они приносят огромный доход. Естественно, что молодым предпринимателям важно понимать разницу между всеми формами, чтобы правильно вести свою деятельность.
Малый бизнес на сегодняшний день является самым распространенным. Его проще организовать, даже имея небольшой опыт в работе или его полное отсутствие. Постепенно размеры могут увеличиться до средних, за счет увеличения годового оборота и привлечения большего количества ресурсов.
Крупным предприятием может называться только компания, охватывающая несколько регионов страны или вышедшая на международный уровень. У него всегда есть большое количество конечных потребителей, а значит спрос превышает предложение.
Основные характеристики предпринимательства
Каждая из представленных выше форм имеет свои уникальные черты и особенности. Но некоторые из них объединяют коммерцию в целом:
Любое предприятие становится участником рыночных взаимоотношений.
Компании в своей работе всегда сталкиваются с двумя основными аспектами: экономической и правовой. Вести деятельность без учета организационных и юридических норм запрещается.
Главная функция любой фирмы — участвовать в экономике страны, на территории которой она находится, и вносить требующиеся нововведения, чтобы постоянно развивать ее. Речь здесь идет об использовании новых технологий, поиске альтернативных источников энергии, сырья и прочего.
Организации всегда зависят от изменений на рынке своих услуг и продаж, они должны подстраиваться под них, чтобы рабочий цикл не прекращался.
Все это важно для предприятия, независимо от его размера, количества клиентов, годового оборота.
Чем отличается малый бизнес от среднего?
Малый бизнес – это понятие, которое употребляется как в неофициальном контексте, так и в нормативно-правовых актах. Первый вариант используется в зависимости от субъективного восприятия конкретным человеком, элементов коммерческого ведения на соответствующем уровне.
Как правило, понятием малый бизнес, люди понимают как небольшую предпринимательскую деятельность, которая осуществляется в частном порядке. Тот, кто имеет в своем частном владении небольшой киоск, парикмахерскую или маленький магазинчик, именуется в современное время как частный предприниматель или владелец “малого бизнеса”.
Что такое малый бизнес?
На самом деле, в законодательстве, существуют особые критерии, от которых исходят главные отличия между микро, малым и средним бизнесом. В этот список критерий входит:
1) Количество работников.
На основании Федерального Закона № 209 и Постановления № 702, в малые предприятия и организации входят те фирмы, которые:
1) Насчитывают в своем штате 15-100 человек.
2) Имеют размер годового дохода – 120-800 млн. рублей.
Несомненно, что не у каждого начинающего предпринимателя, получается, соответствовать всем отмеченным критериям. Именно поэтому, если ему не удается соответствовать отмеченной норме, по которой квалифицируют малый бизнес, юридически, его фирма является микропредприятием.
Подведя итог, можно сказать, что под малым бизнесом следует понимать даже самое небольшое частное предприятие или организацию. Однако, для юридического соотношения, необходимо данную фирму привести к тем нормативным показателям, которые будут относиться к классу мелкого или среднего бизнеса, в противном случае компании присваивается статус “микропредприятие”.
Что такое средний бизнес?
Следует сказать, что средний бизнес больше бытовое, нежели нормативное, однако в законодательстве данное понятие может использоваться на основе нормативных актов. На основании бытового использования термина “средний бизнес”, можно понимать не слишком масштабное предприятие или организацию, однако играет существенную экономическую или хозяйственную роль страны или региона. К такому виду бизнеса можно отнести сеть мастерских, компаний или группу юридических лиц.
В законодательстве Российской Федерации четко закреплено понятие и структура среднего бизнеса. Так, к среднему предприятию можно отнести:
1) Штат из 101-250 сотрудников.
2) Годовой доход составляет – от 801 млн. до 2 млрд. рублей.
Именно на такие показатели разделяют малые и средние компании и предприятия. Несомненно, что при открытии даже самой скромной сети мастерских или салонов красоты в окрестностях региона или города, юридически это будет относиться к среднему бизнесу, так как проходит по структуре и понятиям среднего бизнеса.
В чем принципиальная разница между малым бизнесом и средним?
Для того, чтобы дать правильный ответ на этот вопрос, необходимо провести анализ с юридической и экономической точки зрения.
С бытового уровня, это конечно же, различие в масштабности ведения бизнеса. С точки зрения экономического показателя, малый бизнес, как минимум в 2,5 раза меньше приносит годовой прибыли, нежели средний. Но при этом, штат сотрудников в среднем бизнесе намного больше чем в малом.
Именно по этим важным критериям, следует различать, средний бизнес от малого. К тому же, законодательством закреплены различные условия создания малого и среднего предпринимательства, квоты и критерии. Не следует забывать, что закон также разграничил эти понятия нормой права.
Малый бизнес
Средний бизнес
Единое предприятие или фирма
Сеть или группа организаций
Штат сотрудников насчитывается от 15-100 сотрудников
Работают от 101-250 сотрудников
Годовой доход составляет от 120-800 млн. рублей
Годовой доход составляет от 801 млн. до 2 млрд. рублей
Средний бизнес: критерии
Каждому, кто хочет заняться предпринимательством, необходимо разобраться с его формами и их ключевыми отличиями. Так, существует крупный, малый и средний бизнес, критерии которого закреплены законодательно (закон №209-ФЗ). В этой статье мы будем говорить о среднем бизнесе: о его отличиях от малого, о субъектах, законодательном регулировании и льготах, которые доступны среднему предприятию в 2021 году.
Понятие среднего бизнеса
С развитием рыночных отношений в России стали появляться и предприятия: мелкие, средние, крупные. Попутно в научной литературе за ними закрепились термины: «малый бизнес», «средний», «крупный».
Интересно, что в законодательных актах, в публикациях чаще встречаются понятия «малый и средний бизнес» (МСБ), «средний и крупный», а о среднем бизнесе как об отдельном субъекте отношений говорят реже. В то же время он оказывает большое влияние на развитие национальных рынков мира. Предприятия, которые к нему относятся, создают рабочие места, занимаются производством новых видов товаров, стимулируют конкуренцию, а та, в свою очередь, способствует экономическому росту.
Выделяют и особенности среднего предпринимательства, а именно:
Есть данные, согласно которым около 30% мирового ВВП формируется именно в среднем бизнесе. В России этот показатель в 2018 году составлял около 20,2% для МСБ, но государство планирует увеличить цифру к 2025 году.
Предприятия среднего бизнеса чаще всего занимаются:
Также к этому сектору относятся: частные медицинские центры, компании, которые предоставляют различные услуги, в том числе в сфере IT.
Как правило, все они работают на внутреннем рынке, так как выход на мировые имеет всё же крупный бизнес.
Чтобы средний бизнес стал крупным, необходимо внедрить систему. Многие владельцы боятся систематизировать свои компании, потому что имеют ложные представления об устройстве системных компаний. Мы развенчали все мифы в новой статье.
Основные отличия среднего бизнеса от малого
Субъекты малого и среднего бизнеса отличаются, прежде всего:
Следует также отметить и особенности налогообложения, предоставление льгот для предприятий, которые относятся к малому или среднему бизнесу. Так, для первых упрощена регистрация, бухгалтерская отчётность, предоставляются льготы по налогообложению. Более того, предусматривается минимальное количество проверок. К примеру, до конца 2021 года продлён мораторий на плановые проверки малых организаций.
Субъекты среднего бизнеса
Согласно закону №209-ФЗ, к субъектам МСБ относятся ИП, а также хозяйственные товарищества, общества, партнёрства, кооперативы, фермерские хозяйства.
В то же время, к субъектам среднего предпринимательства на практике следует отнести юрлица с численностью персонала более 101 человека. Это отвечает критериям среднего бизнеса в 2021 году. Надо ли говорить о том, что такие предприятия могут заниматься торговлей, производством либо оказывать услуги.
Критерии среднего бизнеса
Как уже было сказано, организации относят к среднему бизнесу на основании:
К слову, иностранные юридические лица могут иметь долю до 49% в малой компании, и она будет оставаться таковой, если соблюдены остальные критерии.
Законодательное регулирование и поддержка малого и среднего бизнеса в России
Регулирует деятельность таких предприятий закон №209-ФЗ. В нём же описаны условия оказания поддержки со стороны государства. Прежде всего, это:
Также предприятиям, подпадающим под параметры малого и среднего бизнеса, положены займы по сниженным ставкам в МФО предпринимательского финансирования, работающие по программам государственной поддержки, скидки на лизинг, льготы на аренду и т. д. Более того, оказываются информационные услуги — в Центрах «Мой бизнес» можно проконсультироваться по налогообложению, бухучёту, кредитованию, пройти обучение предпринимательству.
Как получить статус среднего предприятия в 2021 году
Закон №209-ФЗ не предписывает какой-то обязательной процедуры, которую нужно пройти, чтобы получить статус среднего предприятия. Тот присваивается, если предприятие подпадает под критерии, указанные в документе. То есть для среднего бизнеса берётся во внимание годовой оборот за предшествующий календарный год (доход от продажи товаров и услуг), а также данные о среднесписочной численности работников за этот же период и структура уставного капитала.
Льготы для средних предприятий в 2021 году
В 2021 году заработает единая цифровая платформа для предприятий МСБ. Благодаря ей предприниматели смогут в одном месте получать все виды государственных и коммерческих услуг, господдержку.
Более того, предусматривается:
Выводы
Существуют малый, средний и крупный бизнес, причём, чтобы определить, к какому из них относится то или иное предприятие, достаточно изучить в первую очередь его годовой оборот и среднесписочную численность персонала. Затем надо сравнить полученные цифры с предельными значениями, установленными для разных предприятий, и сделать выводы о его статусе. К слову, подтверждать документально статус не надо — он даётся автоматически, когда цифры за предшествующий год находятся в рамках предельных значений критериев. Если превышают, компании приобретают новый статус.
Разница между предприятиями малого и среднего бизнеса
Малый бизнес принято считать формой предпринимательства, получившей распространение на территории страны. Связано это с тем, что начинающему бизнесмену проще вести дела в компании со штатом из 20 человек.
Средний бизнес отличается наличием большей производственной базы и ресурсов по сравнению с компаниями малого бизнеса. Кроме того, такие предприятия наделены большими возможностями для получения дохода. Однако и рисков у них больше.
Крупным бизнесом называют вид предпринимательства, включающий территориальное расположение или присутствие на рынках сразу нескольких стран. Продукция таких компаний пользуется повышенным вниманием со стороны потребителей.
Основные характеристики предпринимательства
Любая форма ведения дел наделена особенностями, присущими только ей.
Черты малого бизнеса
Действующее законодательство прописывает критерии, по которым распознаются размеры бизнеса.
Основными принято считать следующие:
Опираясь на указанные критерии, а также на ФЗ под номером 209, к малым коммерческим организациям относятся фирмы, где:
Естественно, не каждый начинающий ИП способен попасть под описанные критерии, которые выставляет малый средний бизнес. Если работа предпринимателя не соответствует указанным нормам, тогда по юридической классификации деятельность считается микробизнесом.
Признаки среднего бизнеса
В российском законодательстве в категорию среднего бизнеса подпадают предприятия, которые влияют на хозяйственную и экономическую составляющую региона или государства.
Согласно классификации, средний бизнес в России ведут компании или предприятия, где:
Предпринимателю стоит понимать, что открыв в регионе не один, а сразу сеть салонов красоты, деятельность подпадает под определение компания среднего бизнеса. Соответственно, издержки и послабления следует искать в законах, касающихся этого сегмента работы.
Большой или крупный бизнес
К субъектам крупного бизнеса можно смело относить большие компании, производящие продукцию под раскрученными брендами.
Согласно классификации, к крупному бизнесу относятся организации, которые:
Для таких компаний не составляет проблем ежемесячно тратить крупные денежные суммы на маркетинговые мероприятия, продвигающие выпускаемую продукцию.
Кроме того, в каждом регионе страны эти компании стараются обеспечить присутствие собственного филиала или отдельного подразделения.
Главные плюсы
Малый бизнес, по сравнению со старшими коллегами, имеет ряд преимуществ. И с каждым из них стоит ознакомиться подробно.
Низкий уровень стартового капитала.
Чтобы начать собственное дело будет достаточно использовать личные сбережения либо одолжить денег у родственников или банка. Кроме того, с недавних пор государство всесторонне поддерживает малый бизнес.
Развивать бизнес можно с помощью участия в консультационных мероприятиях, которые проходят в государственных учреждениях.
Управлять предприятием небольшого размера гораздо проще, нежели крупной фирмой. Вести учёт ТМЦ, распределять финансовые потоки, отчитываться за работу перед контролирующими органами — это делать легче владельцу маленькой компании.
Естественно, большие игроки рынка нанимают для этих целей штат сотрудников. Но со временем хозяева перестают ориентироваться в собственных делах, так как система управления становится слишком запутанной.Краткосрочное принятие решения
Принять решение в малом бизнесе можно в кратчайшие сроки. Тогда как в крупной фирме стратегические вопросы решают или акционеры компании, или совет директоров. Только на сборы учредителей уйдёт неделя времени. Не говоря уже о том, сколько дней потребуется для окончательного вердикта. И не секрет, что деньги зависят от времени.
Качество обслуживания.
Владелец небольшого предприятия часто сам заключает контракты с клиентами. Естественно, предприниматель заинтересован в сотрудничестве. Поэтому и предлагает потребителю высокий уровень сервиса.
Контроль рабочих процессов.
Осуществлять контроль производственных процессов в малом бизнесе легче, чем на предприятии среднего или крупного сегмента рынка. Дело в том, что владелец 100% времени работает.
Небольшая фирма быстрее реагирует на изменение конъюнктуры рынка. Им гораздо проще переориентировать производственную линию, опираясь на изменения потребностей потребителя. Да и бюрократические процессы в крупных компаниях заставляют тратить по два или три месяца только для принятия решения по налаживанию новых производственных процессов.
Практически всегда микроклимат коллектива небольшой компании свежее и лучше, чем в крупном офисе мощного производственного гиганта.
Чем больше работников, тем больше рождается сплетен и интриг, касающихся борьбы за продвижение по карьерной лестнице.
Для сглаживания возникновения подобных ситуаций крупные корпорации вкладывают средства в поддержание и развитие корпоративной культуры.
Мобильность.
Это положительное качество малого бизнеса помогает в кратчайшие сроки переместить, например, салон красоты, на новое место дислокации. А вот с заводом такое перемещение вряд ли будет возможно. Особую актуальность это качество приобретает в случае возникновения форс-мажора.
Стоит отметить, что и игроки крупного бизнеса наделены преимуществами перед небольшими компаниями.
Выглядят они следующим образом:
Такими качествами предприятия малого бизнеса похвастаться не могут.
Минусы и риски
В любой работе всегда присутствуют риски и недостатки. Тем более это правило касается и бизнеса.
Ограниченность в финансах. Это отрицательное качество малого бизнеса считается самым очевидным.
Небольшой стартовый капитал ограничивает развитие, заключающееся:
В этой ситуации хозяин малого бизнеса должен постоянно искать новые подходы к ведению дел. Кстати, такая активность стимулирует мышление.
Обратной стороной медали ведения небольшого бизнеса принято считать то, что клиент, желающий приобрести сразу партию продукции, с большей вероятностью предпочтёт сотрудничать с раскрученным поставщиком. Крупные игроки рынка завлекают потребителей брендом, который узнают, а также наличием внушительного уставного капитала.
В таких условиях малый бизнес не способен создать конкуренцию, так как не тратит денежные средства на продвижение выпускаемой продукции. Часто в государствах, которым свойственен высокий коррупционный уровень, крупные предприятия проплачивают высокопоставленным лицам победы в тендерах и конкурсах. Такие действия несут угрозу для развития небольшого бизнеса.
Крупное предприятие получает от государства разрешение или лицензию в гораздо меньшие сроки, нежели эти же действия будут выполнены при запросе небольшой компании.
Деятельность во время кризиса.
При наступлении спада в экономике и кризиса, малый бизнес может просто не пережить сложные времена и ликвидироваться. Крупным игрокам в этом плане легче. Часто крупный бизнес добивается от власти снижения налоговой нагрузки и иных привилегий. Для малых компаний такие послабления вводятся крайне редко, поэтому такие фирмы и подвержены банкротству во время кризиса.
Недоверие со стороны финансовых учреждений.
Банки предпочитают кредитовать компании, которые готовы похвастать высоким капиталом. К сожалению, малый бизнес в такую категорию отнести сложно. Такие фирмы вызывают у кредитных агентов недоверие, так как платёжеспособность и стабильность в работе постоянно ставится под сомнение.
Такие действия со сторон крупных фирм не редкость. Так гораздо проще ликвидировать конкурента, готовящегося доставить большие проблемы в будущем, ещё на этапе становления.
Есть много недостатков и в среднем бизнесе. Как и в ситуации с малым бизнесом, основными принято считать следующие:
Не обошли риски стороной и крупные компании.
Так, стоит отметить такие негативные стороны:
Получается, что ни один бизнес не застрахован от рисков. И это стоит учитывать предпринимателю при выборе будущего направления работы.
Разница между малым бизнесом и средним
Любая форма коммерческой деятельности будет сравниваться по идентичным параметрам, главным из которых считается размер прибыли. Естественно, по этой цифре малый бизнес на порядок отстаёт от крупных предприятий. Ну а величина дохода среднего бизнеса расположится между мелкими и большими конкурентами.
Но при детальном изучении просматривается то, что это правило срабатывает не постоянно. Любая деятельность сталкивается с кризисом или подъёмом. В эти моменты и случаются ситуации, когда размер доходов небольшого предприятия превзойдёт идентичный параметр крупной фирмы.
Помимо величины дохода формы ведения коммерческой деятельности сравниваются по следующим характеристикам:
Лишь после проведения тщательного анализа указанных составляющих можно с большой вероятностью относить бизнес к определённой категории.
Кроме того, стоит провести анализ экономических показателей и юридической составляющей ведения дела.
К экономическим характеристикам относятся:
Именно эти критерии учитывают в первую очередь для различения малого и среднего бизнеса. А различить такие формы деятельности стоит для того, что законодательными актами прописываются разные условия для их регистрации.
Соответственно, вопросы кредитования и предоставления льгот в работе, также, будут разниться.
Все возможные вопросы, возникающие в процессе ведения предпринимательской деятельности при любой форме бизнеса, регулируются четырьмя НПА:
Эти документы принято считать основополагающими, так как именно в них содержатся требования и ответы на проблемы развития предпринимательства в РФ.