мальчики достоевский чему учит

Анализ произведения Мальчики Достоевского

Произведение «Мальчики» относится к целому циклу рассказов под названием «Братья Карамазовы». Главные герои – это Николай Красоткин и Илья Снегирев.

Николай и Илья были друзьями. Однажды Коля буквально спас младшего Илью от насмешек и издевательств других школьников. После этого случая Илюша всем сердцем привязался к Коле. Николай стал для него идеалом, старшим другом и спасителем. Коля не мог этого не заметить. Он именовал это рабской преданностью, потому что Илюша делал всё то, что он просил, вплоть до мелочей. Младший товарищ буквально во всем копировал Колю.

Красоткин тоже привязался к Илье, но проблема была в том, что Коля очень любил властвовать и влиять на других, творить всё, что вздумается. Парню нравилось быть господином, который вершит жизни других. Коля так увлекся, что начал играть чувствами младшего товарища. Он мог ни с того, ни с сего оттолкнуть его, потом снова подпустить. Такие моменты повторялись много раз.

Такое поведение близкого друга привело Илюшу в состояние отчаяния. Он не знал, что делать. В этот момент его встречает один мерзавец по фамилии Смердяков, который предлагает дать собаке хлеб со спрятанной внутри иглой. Он так и поступил. Собака мучилась, она бегала и отчаянно визжала. После этого случая и отвержения Николая ребёнок не выдержал и заболел смертельно.

Когда Коля увидел к чему привело его поведение, он был шокирован и раскаялся в своем поведении. Как же сильно он хотел всё сейчас исправить, вернуться назад и поступить по-другому. Однако, время уже ушло. Когда Коля пришел в гости к своему умирающему другу, он увидел страшную картину, которая чуть ли не довела его до слез. На постели лежал худой и бледный Илья. Красоткин нашел ту собаку, заклялся, что будет рядом с больным другом почти постоянно.

К сожалению, уже было поздно. Молодого Илюшу невозможно было вернуть к жизни. Коля осознавал, что во многом была его вина. А всё почему произошло? Потому что Коля Красоткин решил, что имеет право управлять другими людьми, что он вправе играться чувствами. И вот к чему это привело, теперь поздно что-то менять, осталось только пожинать плоды своих поступков, которые очень горькие.

Позже, благодаря Алёше Карамазову, читатель узнает, что Красоткин является социалистом, который отвергает Бога. У него почти нет образования, зато самомнение очень большое. Алексей очень своеобразно отзывается о герое, говоря, что он хорошо, да извращенный.

Это значит, что у мальчика имеются хорошие задатки, так как Коля обладает добротой, он не глуп, для него не чуждо такое понятие, как сила воли. Однако, помимо всех положительных качеств, у героя имеется извращенность, которая делает Красоткина страшным и опасным человеком. Именно это и убило Илюшу.

Автор негативно относится к социализму и показывает опасность неправильного отношения к людям.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Мальчики

Популярные сегодня темы

Сцена обеда в Английском клубе предшествует дуэли, которая состоится между Долоховым и Безуховым. Обед в Английском клубе происходит уже после Аустерлицкого сражения в честь героя войны Багратиона.

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич – это автор многих картин, он сильный, своеобразный, необыкновенный художник с собственным уникальным видением на цвета, формы, композиции.

Зимняя рыбалка очень сильно отличается от обычной рыбалки все, потому что тут и климат другой, и ловить рыбу надо немного по-другому, в общем и целом очень интересно.

Добрым человек должен быть потому, что мы пришли в этот мир для того чтобы оставить после себя хорошие воспоминания. Нельзя постоянно делать неприятности другим людям и при этом становиться счастливым человеком.

Повесть А.И. Куприна «Олеся» захватывает читателя с первых страниц. Этому способствует искренность повествователя и главного героя повести Ивана Тимофеевича, его простой, безыскусный, с лёгким юмором, рассказ о жизни

Источник

Анализ и сочинения по повести «Мальчики» Достоевского

Роман «Братья Карамазовы» Достоевского, написанный в 1880 году, был задуман писателем как первая часть эпического произведения «История Великого грешника». Повесть «Мальчики» является десятой книгой четвёртой части романа «Братья Карамазовы».

мальчики достоевский чему учит. Смотреть фото мальчики достоевский чему учит. Смотреть картинку мальчики достоевский чему учит. Картинка про мальчики достоевский чему учит. Фото мальчики достоевский чему учит

Анализ повести «Мальчики»

Произведение является десятой главой романа писателя под названием «Братья Карамазовы», основной темой которой является изображение взаимоотношений главного героя романа с окружающими детьми.

Главным героем произведения является Илюша Снегирев, представленный в образе девятилетнего мальчика, слабого, маленького, болезненного ребенка, отличающего бледненьким продолговатым лицом и имеющего большие темные глаза.

Илюша растет в бедной семье, главой которой является робким, неуверенный в себе мужчина, при этом безумно любящий сына.

Герой характеризуется гордым нравом, однако мальчик не умеет постоять за себя и за собственного отца.

Однажды за Илюшу, которого обижают сверстники, вступается Коля Красоткин, представленный в образе чуть старшего по сравнению с главным героем мальчика, отличающегося упорным характером, дерзостью, предприимчивостью.

Между мальчиками с этого дня возникают дружеские отношения, а Илюша сильно привязывается к старшему товарищу, не упуская его из вида ни на минуту.

В один из дней подростки уговаривают мальчика накормить голодную собаку, дав Илюше булку, в которую засунута булавка. Собака проглатывает угощение, однако, получив рану от укола булавкой, с диким визгом убегает со двора.

Илюша видит причиненное им страдание живому существу и начинает испытывать сильные страдания. Он пытается объяснится со старшим товарищем, Колей Красоткиным, однако последний не желает поддержать приятеля, а отпускает в его адрес упреки и гневные ругательства, желая повоспитывать малолетнего ребенка.

У Илюши развивается сильнейшая депрессия, на фоне которой он тяжело заболевает, а впоследствии умирает.

Коля пытается перед смертью Илюши примириться с ним, однако не успевает получить прощение.

Впоследствии читатель узнает, что Коля становится приверженцем социалистических идей, однако в некоей извращенной форме.

Отличительной особенностью произведения является изображение автором нравственных проблем молодого поколения, заключающихся в проявлении добра и зла, любви и уважения, прощения, сострадания, великодушия, милосердия.

Суть повести заключается в необходимости прощения окружающих людей, поскольку нередки случаи, что в качестве причины размолвки с близким человеком представляется простое недоразумение, способное разрушить все светлое и искреннее.

О чем повесть Достоевского – сюжет

Главные герои – это Николай Красоткин и Илья Снегирев.

Николай и Илья были друзьями. Однажды Коля буквально спас младшего Илью от насмешек и издевательств других школьников. После этого случая Илюша всем сердцем привязался к Коле. Николай стал для него идеалом, старшим другом и спасителем.

Коля не мог этого не заметить. Он именовал это рабской преданностью, потому что Илюша делал всё то, что он просил, вплоть до мелочей. Младший товарищ буквально во всем копировал Колю.

Красоткин тоже привязался к Илье, но проблема была в том, что Коля очень любил властвовать и влиять на других, творить всё, что вздумается. Парню нравилось быть господином, который вершит жизни других.

Коля так увлекся, что начал играть чувствами младшего товарища. Он мог ни с того, ни с сего оттолкнуть его, потом снова подпустить. Такие моменты повторялись много раз.

Такое поведение близкого друга привело Илюшу в состояние отчаяния. Он не знал, что делать. В этот момент его встречает один мерзавец по фамилии Смердяков, который предлагает дать собаке хлеб со спрятанной внутри иглой. Он так и поступил. Собака мучилась, она бегала и отчаянно визжала. После этого случая и отвержения Николая ребёнок не выдержал и заболел смертельно.

Когда Коля увидел к чему привело его поведение, он был шокирован и раскаялся в своем поведении. Как же сильно он хотел всё сейчас исправить, вернуться назад и поступить по-другому. Однако, время уже ушло.

Когда Коля пришел в гости к своему умирающему другу, он увидел страшную картину, которая чуть ли не довела его до слез. На постели лежал худой и бледный Илья. Красоткин нашел ту собаку, заклялся, что будет рядом с больным другом почти постоянно.

К сожалению, уже было поздно. Молодого Илюшу невозможно было вернуть к жизни. Коля осознавал, что во многом была его вина. А всё почему произошло?

Потому что Коля Красоткин решил, что имеет право управлять другими людьми, что он вправе играться чувствами. И вот к чему это привело, теперь поздно что-то менять, осталось только пожинать плоды своих поступков, которые очень горькие.

Позже, благодаря Алёше Карамазову, читатель узнает, что Красоткин является социалистом, который отвергает Бога. У него почти нет образования, зато самомнение очень большое. Алексей очень своеобразно отзывается о герое, говоря, что он хорошо, да извращенный.

Это значит, что у мальчика имеются хорошие задатки, так как Коля обладает добротой, он не глуп, для него не чуждо такое понятие, как сила воли. Однако, помимо всех положительных качеств, у героя имеется извращенность, которая делает Красоткина страшным и опасным человеком. Именно это и убило Илюшу.

Автор негативно относится к социализму и показывает опасность неправильного отношения к людям.

Сочинение о рассказе «Мальчики»

Сначала герои рассказа производят неприятное впечатление. Шестеро мальчиков беспощадно лупят камнями одного затравленного мальчишку. При этом они не могут убедительно объяснить Алеше Карамазову, в чем вина этого отщепенца. Вероятно, они и сами толком не знают ее.

Но детская склонность дразнить друг друга, упрямство и драчливость побуждают их настойчиво и безжалостно преследовать отбившегося от стаи.

Предположение Алеши Карамазова о самом непро­стительном в среде мальчишек грехе – ябедничестве, доносительстве – ребята не подтверждают. Никаких убедительных мотивов ненавидеть товарища нет, но они с жестокостью дразнят мальчика и обзывают “мочалкой”, осыпая его градом камней.

Двойственное впечатление производит в начале рассказа и Илюша. Этот маленький, худенький, болез­ненного вида мальчик со сверкающими ненавистью глазами остервенело набрасывается на превосходяще­го численностью противника. Вызывает уважение его смелость и настойчивость, но отталкивает безудержная злоба, беспричинное, казалось бы, желание навредить.

Да, ребята дразнят его, упрекают в непонятных грехах, но ведь мальчик не пытается оправдаться, доказать свою невиновность.

Столь же непонятной выглядит откровенная нена­висть Илюши к Алеше Карамазову. Он яростно броса­ет в него камни, а потом, видя его спокойствие и терпение, набрасывается и жестоко, до кости, прокусывает юноше палец. Кто же он – жертва клеветы и одинокий борец за справедливость или маленький маньяк, будущий жестокий убийца?

В дальнейшем мы узнаем, что мальчики дразнят Илюшу незаслуженно, а за унижение, которому под­верг отца мальчика брат Алеши Карамазова. Мальчик защищает честь своего отца, не жалея при этом себя, несмотря на свое слабое здоровье. Перед лицом смерти ребята объединяются, и мы видим, что это благород­ные, великодушные дети.

Самый яростный противник Илюши Смуров безропотно навещает больного, чувст­вуя к нему безмерное уважение. А главный обидчик, Коля Красоткин, которого мальчик пырнул ножом, лю­бит Илюшу больше всех на свете. За внешней брава­дой детей на самом деле скрываются чувствительные сердца, души, полные милосердия и любви.

Эссе о рассказе Достоевского

Главы «Мальчики» являются частью одного из самых великих романов Ф.М. Достоевского — «Братья Карамазовы». Они повествуют о судьбах и характерах двух подростков — Коли Красоткина и Илюши Снегирева. Связывает двух этих персонажей один из главных героев романа – Алеша Карамазов.

Итак, мы знаем, что Коля и Илюша дружили. Можно сказать, что Красоткин спас Илюшу — от издевательств одноклассников. С того момента Илья полюбил Колю всей душой – он видел в нем старшего друга, товарища, своего спасителя: «предался мне рабски, исполняет малейшие мои повеления, слушает меня как бога, лезет мне подражать».

Да и Красоткин был привязан к Илюше. Но этому мальчику нравилось влиять на людей, управлять ими по своему усмотрению – Коле хотелось чувствовать себя господином других людей. Именно поэтому он стал «играть» на чувствах Снегирева, то приближая его к себе, то – отталкивая.

В отчаянии от такого отношения своего друга Илья совершил страшный поступок – по наущению мерзавца Смердякова он накормил голодную собаку хлебом, в котором была спрятана игла: «проглотила и завизжала, завертелась и пустилась бежать, бежит и все визжит». Это, а также то, что Коля не захотел общаться с ним, очень сильно повлияло на Илюшу. Мальчик очень сильно – смертельно — заболел.

Конечно, позже Коля раскаялся в своем поступке. Он пришел к постели умирающего друга и чуть не расплакался, увидев худенького бледного Илюшу. Красоткин нашел Жучку, дал себе обещание проводить с больным мальчиком много времени.

Но, как показывает автор, Илюшу уже не спасти. И во многом в этом был виноват Коля Красоткин, который считал себя выше других, считал себя вправе играть чувствами людей.

Из беседы героя с Алешей Карамазовым мы узнаем, что Коля называет себя социалистом. Он не верит в Бога, по сути, мало образован, однако обладает огромным самомнением. Алеша говорит об этом герое, что «он хороший, но извращенный». Что это значит?

Коля обладает хорошими задатками – он умен, добр, у него есть сила воли и целеустремленность. Но существует что-то в натуре героя («извращенность»), что делает его поистине страшным человеком: «Мне только грустно, что прелестная натура как ваша, еще и не начавшая жить, уже извращена всем этим грубым вздором».

Таким образом, в главах «Мальчики» Достоевский поднимает и проблему влияния на молодые умы различных общественных направлений, зачастую неправильных, тлетворных, губительных. Именно таковым писатель считает социализм.

Читайте также: Судьба человека – сочинения и анализ повести Шолохова.

Смысловая нагрузка произведения заключается в необходимости прощения и понимания окружающих людей, так как нередки случаи, что в качестве причины размолвки с близким человеком представляется простое недоразумение, способное разрушить все светлое и искреннее.

Источник

Анализ и сочинения по повести «Мальчики» Достоевского

Анализ повести «Мальчики»

Произведение является десятой главой романа писателя под названием «Братья Карамазовы», основной темой которой является изображение взаимоотношений главного героя романа с окружающими детьми.

Главным героем произведения является Илюша Снегирев, представленный в образе девятилетнего мальчика, слабого, маленького, болезненного ребенка, отличающего бледненьким продолговатым лицом и имеющего большие темные глаза.

Илюша растет в бедной семье, главой которой является робким, неуверенный в себе мужчина, при этом безумно любящий сына.

Герой характеризуется гордым нравом, однако мальчик не умеет постоять за себя и за собственного отца.

Однажды за Илюшу, которого обижают сверстники, вступается Коля Красоткин, представленный в образе чуть старшего по сравнению с главным героем мальчика, отличающегося упорным характером, дерзостью, предприимчивостью.

Между мальчиками с этого дня возникают дружеские отношения, а Илюша сильно привязывается к старшему товарищу, не упуская его из вида ни на минуту.

В один из дней подростки уговаривают мальчика накормить голодную собаку, дав Илюше булку, в которую засунута булавка. Собака проглатывает угощение, однако, получив рану от укола булавкой, с диким визгом убегает со двора.

Илюша видит причиненное им страдание живому существу и начинает испытывать сильные страдания. Он пытается объяснится со старшим товарищем, Колей Красоткиным, однако последний не желает поддержать приятеля, а отпускает в его адрес упреки и гневные ругательства, желая повоспитывать малолетнего ребенка.

У Илюши развивается сильнейшая депрессия, на фоне которой он тяжело заболевает, а впоследствии умирает.

Коля пытается перед смертью Илюши примириться с ним, однако не успевает получить прощение.

Впоследствии читатель узнает, что Коля становится приверженцем социалистических идей, однако в некоей извращенной форме.

Отличительной особенностью произведения является изображение автором нравственных проблем молодого поколения, заключающихся в проявлении добра и зла, любви и уважения, прощения, сострадания, великодушия, милосердия.

Суть повести заключается в необходимости прощения окружающих людей, поскольку нередки случаи, что в качестве причины размолвки с близким человеком представляется простое недоразумение, способное разрушить все светлое и искреннее.

О чем повесть Достоевского – сюжет

Главные герои – это Николай Красоткин и Илья Снегирев.

Николай и Илья были друзьями. Однажды Коля буквально спас младшего Илью от насмешек и издевательств других школьников. После этого случая Илюша всем сердцем привязался к Коле. Николай стал для него идеалом, старшим другом и спасителем.

Коля не мог этого не заметить. Он именовал это рабской преданностью, потому что Илюша делал всё то, что он просил, вплоть до мелочей. Младший товарищ буквально во всем копировал Колю.

Красоткин тоже привязался к Илье, но проблема была в том, что Коля очень любил властвовать и влиять на других, творить всё, что вздумается. Парню нравилось быть господином, который вершит жизни других.

Коля так увлекся, что начал играть чувствами младшего товарища. Он мог ни с того, ни с сего оттолкнуть его, потом снова подпустить. Такие моменты повторялись много раз.

Такое поведение близкого друга привело Илюшу в состояние отчаяния. Он не знал, что делать. В этот момент его встречает один мерзавец по фамилии Смердяков, который предлагает дать собаке хлеб со спрятанной внутри иглой. Он так и поступил. Собака мучилась, она бегала и отчаянно визжала. После этого случая и отвержения Николая ребёнок не выдержал и заболел смертельно.

Когда Коля увидел к чему привело его поведение, он был шокирован и раскаялся в своем поведении. Как же сильно он хотел всё сейчас исправить, вернуться назад и поступить по-другому. Однако, время уже ушло.

Когда Коля пришел в гости к своему умирающему другу, он увидел страшную картину, которая чуть ли не довела его до слез. На постели лежал худой и бледный Илья. Красоткин нашел ту собаку, заклялся, что будет рядом с больным другом почти постоянно.

К сожалению, уже было поздно. Молодого Илюшу невозможно было вернуть к жизни. Коля осознавал, что во многом была его вина. А всё почему произошло?

Потому что Коля Красоткин решил, что имеет право управлять другими людьми, что он вправе играться чувствами. И вот к чему это привело, теперь поздно что-то менять, осталось только пожинать плоды своих поступков, которые очень горькие.

Позже, благодаря Алёше Карамазову, читатель узнает, что Красоткин является социалистом, который отвергает Бога. У него почти нет образования, зато самомнение очень большое. Алексей очень своеобразно отзывается о герое, говоря, что он хорошо, да извращенный.

Это значит, что у мальчика имеются хорошие задатки, так как Коля обладает добротой, он не глуп, для него не чуждо такое понятие, как сила воли. Однако, помимо всех положительных качеств, у героя имеется извращенность, которая делает Красоткина страшным и опасным человеком. Именно это и убило Илюшу.

Автор негативно относится к социализму и показывает опасность неправильного отношения к людям.

Сочинение о рассказе «Мальчики»

Сначала герои рассказа производят неприятное впечатление. Шестеро мальчиков беспощадно лупят камнями одного затравленного мальчишку. При этом они не могут убедительно объяснить Алеше Карамазову, в чем вина этого отщепенца. Вероятно, они и сами толком не знают ее.

Но детская склонность дразнить друг друга, упрямство и драчливость побуждают их настойчиво и безжалостно преследовать отбившегося от стаи.

Предположение Алеши Карамазова о самом непро­стительном в среде мальчишек грехе – ябедничестве, доносительстве – ребята не подтверждают. Никаких убедительных мотивов ненавидеть товарища нет, но они с жестокостью дразнят мальчика и обзывают “мочалкой”, осыпая его градом камней.

Двойственное впечатление производит в начале рассказа и Илюша. Этот маленький, худенький, болез­ненного вида мальчик со сверкающими ненавистью глазами остервенело набрасывается на превосходяще­го численностью противника. Вызывает уважение его смелость и настойчивость, но отталкивает безудержная злоба, беспричинное, казалось бы, желание навредить.

Да, ребята дразнят его, упрекают в непонятных грехах, но ведь мальчик не пытается оправдаться, доказать свою невиновность.

Столь же непонятной выглядит откровенная нена­висть Илюши к Алеше Карамазову. Он яростно броса­ет в него камни, а потом, видя его спокойствие и терпение, набрасывается и жестоко, до кости, прокусывает юноше палец. Кто же он – жертва клеветы и одинокий борец за справедливость или маленький маньяк, будущий жестокий убийца?

В дальнейшем мы узнаем, что мальчики дразнят Илюшу незаслуженно, а за унижение, которому под­верг отца мальчика брат Алеши Карамазова. Мальчик защищает честь своего отца, не жалея при этом себя, несмотря на свое слабое здоровье. Перед лицом смерти ребята объединяются, и мы видим, что это благород­ные, великодушные дети.

Самый яростный противник Илюши Смуров безропотно навещает больного, чувст­вуя к нему безмерное уважение. А главный обидчик, Коля Красоткин, которого мальчик пырнул ножом, лю­бит Илюшу больше всех на свете. За внешней брава­дой детей на самом деле скрываются чувствительные сердца, души, полные милосердия и любви.

Эссе о рассказе Достоевского

Главы «Мальчики» являются частью одного из самых великих романов Ф.М. Достоевского — «Братья Карамазовы». Они повествуют о судьбах и характерах двух подростков — Коли Красоткина и Илюши Снегирева. Связывает двух этих персонажей один из главных героев романа – Алеша Карамазов.

Итак, мы знаем, что Коля и Илюша дружили. Можно сказать, что Красоткин спас Илюшу — от издевательств одноклассников. С того момента Илья полюбил Колю всей душой – он видел в нем старшего друга, товарища, своего спасителя: «предался мне рабски, исполняет малейшие мои повеления, слушает меня как бога, лезет мне подражать».

Да и Красоткин был привязан к Илюше. Но этому мальчику нравилось влиять на людей, управлять ими по своему усмотрению – Коле хотелось чувствовать себя господином других людей. Именно поэтому он стал «играть» на чувствах Снегирева, то приближая его к себе, то – отталкивая.

В отчаянии от такого отношения своего друга Илья совершил страшный поступок – по наущению мерзавца Смердякова он накормил голодную собаку хлебом, в котором была спрятана игла: «проглотила и завизжала, завертелась и пустилась бежать, бежит и все визжит». Это, а также то, что Коля не захотел общаться с ним, очень сильно повлияло на Илюшу. Мальчик очень сильно – смертельно — заболел.

Конечно, позже Коля раскаялся в своем поступке. Он пришел к постели умирающего друга и чуть не расплакался, увидев худенького бледного Илюшу. Красоткин нашел Жучку, дал себе обещание проводить с больным мальчиком много времени.

Но, как показывает автор, Илюшу уже не спасти. И во многом в этом был виноват Коля Красоткин, который считал себя выше других, считал себя вправе играть чувствами людей.

Из беседы героя с Алешей Карамазовым мы узнаем, что Коля называет себя социалистом. Он не верит в Бога, по сути, мало образован, однако обладает огромным самомнением. Алеша говорит об этом герое, что «он хороший, но извращенный». Что это значит?

Коля обладает хорошими задатками – он умен, добр, у него есть сила воли и целеустремленность. Но существует что-то в натуре героя («извращенность»), что делает его поистине страшным человеком: «Мне только грустно, что прелестная натура как ваша, еще и не начавшая жить, уже извращена всем этим грубым вздором».

Таким образом, в главах «Мальчики» Достоевский поднимает и проблему влияния на молодые умы различных общественных направлений, зачастую неправильных, тлетворных, губительных. Именно таковым писатель считает социализм.

Читайте также: Судьба человека – сочинения и анализ повести Шолохова.

Смысловая нагрузка произведения заключается в необходимости прощения и понимания окружающих людей, так как нередки случаи, что в качестве причины размолвки с близким человеком представляется простое недоразумение, способное разрушить все светлое и искреннее.

Источник

Путь к состраданию» (по отрывку из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» «Мальчики»).

«Путь к состраданию»

(по отрывку из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» «Мальчики»)

Цель статьи состоит в том, чтобы на примере героев Достоевского исследовать мир души человека, изучить проблемы добра и зла, любви и уважения, прощения, проследить нравственные изменения героев в ходе событий.

Психологи считают, что личность человека формируется до 5 лет, потом она только шлифуется и незначительно изменяется, следовательно, любое воспитательное воздействие необходимо именно в раннем возрасте, потом бывает часто уже поздно воспитывать. Болезни общества проявляются в исковерканных душах и судьбах его детей. Поэтому великий “исследователь душ человеческих” – Федор Михайлович Достоевский начинает создание образов главных героев с описания их детства, в зависимости от которого ставит формирование их характеров. Однако было бы неправильным предполагать, что Достоевский выводит личность человека исключительно из окружающей среды. Он, безусловно, признает тот факт, что многое, что развивается впоследствии в человеке, заложено в нем изначально. Таким образом, детство – это не только и не столько подготовка ко взрослой жизни, сколько самоценное явление. Различия людей прослеживаются в самом раннем возрасте, это тоже ярко показывает Ф.М.Достоевский, описывая детство своих героев.

«Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами…- пишет Ф.М.Достоевский в «Дневнике писателя» в 1873г.- Ребенок что цветок , что листок , завязавшийся весною на дереве; ему надо свету, воздуху, воли, свежей пищи , и вот, вместо этого душный подвал с каким-нибудь квасным или капустным запахом, страшное зловоние по ночам, нездоровая пища…, а на дворе – пыль, кирпич и известка».

Дети в романе «Братья Карамазовы» в главе «Мальчики».

Таким образом, вечные проблема добра и зла, “униженных и оскорбленных” раскрываются писателем и через тему детства, в том числе. Вечный поиск справедливости воплощается в действиях маленького мальчика Илюши, пытающегося изо всех своих детских сил, превозмогая страх “воевать”, доказывая всему миру свое право на достоинство и честь. Однако невольно вспоминается библейская мудрость, ставшая поговоркой, о том, что» благими намерениями вымощена дорога в ад”. Защищая отца, Илюша сам обижает невинного Алешу, ожесточается сердцем, ненавидя своих одноклассников. Зло порождает зло. Илюша умирает впоследствии, но умирает, раскаиваясь в совершенных злых поступках, как в “нападении” на Алешу, так и в том, что по наущению Смердякова подкинул бродячей собаке кусок хлеба с иголкой. Он умирает большим другом Алеши Карамазова, тихо и спокойно простившись с отцом и друзьями. Каким же был Илюша до встречи с Алешей? Одиноким, без друзей, озлобленным несправедливостью взрослых, отсутствием милосердия.

А каким умирает Илюша? Он окружен людьми неравнодушными, любящими, творящими добро. Мальчики, которые его избивали вшестером, травили, обзывали, теперь искренне стремятся облегчить его страдания, приносят ему игрушки, собаку. Илюша страдает от своей жестокости по отношению к бродячей собаке Жучке, его мучает совесть, он осознает светлое чувство прощения и любви.

Быть может, именно его смертью Достоевский вновь пытается утвердить мысль об изначальной близости ребенка к богу, к горнему, к чистому. Так “согрешивший” девятилетний мальчик все же очищается и очищает своей смертью, родных, друзей, забывших про “традиционную” детскую жестокость, он возвышает своей смертью всех окружающих его. Детство, таким образом, еще раз признается источником чистоты.

Итак, к чему приходят герои в конце произведения, какие важные открытия совершают ся в их душе?

Это оказался настоящий путь к состраданию, милосердию, добру, умению ценить не только внешнюю красоту – оболочку, но и истинную красоту души людей. Именно возгласом Коли Красоткина, мальчика 13 лет заканчивается роман: “ И вечно так, всю жизнь рука об руку! Ура Карамазову”. И эти слова из уст ребенка сами подводят итог теме детства. Неотъемлемой составляющей образа детства, является любовь. Именно невинность, чистота детская в наибольшей степени кощунственной делает страдания детей, принимаемые за чужие грехи.

Роль образа Алеши Карамазова в изменении характеров героев.

Все мы – дети божьи, и любит он нас всех, всякого по-своему, нет нужды роптать на жизнь, ибо к «чистому» грязь не пристает. К детской чистоте души и искренности помыслов призывает нас Ф.М. Достоевский. Будьте как дети! Именно к этой традиционно христианской идее приходит Достоевский и ее делает одной из центральных своих идей. Ведь именно в “детскости”, непосредственности Алеши Карамазова и состоит его привлекательность.

Кто же такой Алеша Карамазов? Алексей в переводе со старославянского « Человек Божий ». На Руси почитали его за любовь к нравственной чистоте, за великую самоотверженность этого добровольного страдальца, который, сидя у ворот великолепного дома своих родителей, едва прикрытый лохмотьями, дрожа от сырости, голодая, переносил позор, унижения, побои и оскорбления. Он действительно был Божиим человеком, а от людей и названия человека не заслужил: так его презирали. Все лишения он перенёс ради Бога. Этот герой в романе – своего рода связующее «звено», он «соединяет» всех мальчиков вместе. Алеша – это олицетворение мира, добра, милосердия, он защитил Илюшу от летящих камней. Алеша – это человек, сохранивший в себе немного «детскости», он ребенок в душе. По мысли Достоевского, ребенок – ангел, лучик из рая, словно предвещающий будущее. Надо уметь сохранить в своей душе ребенка!

Алешу («божьего человека»), Достоевский приводит в общество детей. Он становится другом и наставником Илюши и его товарищей. Он показал божественное начало в человеке, источником и убежищем которого является детство. Ибо сказано: “ кто не примет Царства Божия, как дитя, тот не войдет в него”.

Прочитав 10 главу «Мальчики» из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы», можно сделать следующие выводы:

1. Болезни общества проявляются в исковерканных душах и судьбах его детей.

2. Все мы – дети божьи, и любит он нас всех, всякого по-своему, нет нужды роптать на жизнь, ибо к «чистому» грязь не пристает. К детской чистоте души и искренности помыслов призывает нас Ф.М. Достоевский. Будьте как дети!

3. Каков же путь к исправлению исковерканной души? По мысли Ф.М.Достоевского, это путь через страдания, испытания, боль, утраты. После того, как в жизни Илюши и остальных мальчиков появился Алёша, их жизнь во многом изменилась. Они научились искренне любить, сопереживать, по-настоящему дружить и заботиться друг о друге. В Алёше ребята увидели человека особенного, которому не безразлична жизнь окружающих его людей. Таких людей единицы, и мальчикам очень повезло, что на их жизненном пути встретился такой человек, как Алёша Карамазов.

4. И к чему ведет этот путь? Он ведет к добру, миру, милосердию и праведности, справедливости и счастью. Ибо сказано: “ кто не примет Царства Божия, как дитя, тот не войдет в него”.

1. БИБЛИЯ: Евангелие от Луки.

2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.

3 Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы// Собрание соч. в 10 томах, т. 9, М., 1958.

4. Зеньковский В.В. Психология детства. М., 1996.

5. Камю А.А. Бунтующий человек. М., 1990.

6. Кирпотин В. Я. Мир Достоевского. М., 1980.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *