лютеранство в чем суть

Лютеранство в чем суть

лютеранство в чем суть. Смотреть фото лютеранство в чем суть. Смотреть картинку лютеранство в чем суть. Картинка про лютеранство в чем суть. Фото лютеранство в чем суть

лютеранство в чем суть. Смотреть фото лютеранство в чем суть. Смотреть картинку лютеранство в чем суть. Картинка про лютеранство в чем суть. Фото лютеранство в чем сутьЛютеранство лютеранство в чем суть. Смотреть фото лютеранство в чем суть. Смотреть картинку лютеранство в чем суть. Картинка про лютеранство в чем суть. Фото лютеранство в чем суть

Лютеранство | Мартин Лютер | Суть лютеранства

Название: Лютеранство (учение Лютера)
Время возникновения: XVI век
Основатель: Мартин Лютер

Лютеранство (от имени основателя Мартина Лютера) — христианское протестантское учение, возникшее в результате реформационного движения в Германии. Основные принципы вероучения сформировались в ходе борьбы лютеранства со злоупотреблениями, распространёнными в римско-католической церкви, а также с другими более радикальными протестантскими учениями, такими как анабаптизм, кальвинизм и др.

Все положения лютеранского вероучения изложены в Книге Согласия. Её квинтэссенцией являются 5 принципов, сформулированных в виде кратких латинских лозунгов:

Лютеране признают только 2 таинства: крещение, посредством которого люди становятся христианами, и причастие, через которое укрепляется вера. При этом священники в лютеранской общине воспринимаются исключительно как проповедники, ничем не возвышенные над мирянами.

В отличие от католиков и кальвинистов, лютеране проводят чёткую границу между сферами действия Евангелия и мирских законов. Первая относится к церкви, а вторая — к государству. Закон рассматривается как Божий гнев, Евангелие же — как Божья милость.

В настоящее время в мире насчитывается около 85 миллионов лютеран. После возникновения в Германии учение Лютера распространилось в странах Европы — Австрии, Венгрии, Франции, Нидерландах, Скандинавских и Прибалтийских регионах, в дальнейшем проникло в Северную Америку. В качестве преобладающей религии лютеранство сейчас существует в северной Германии, Скандинавии, Финляндии и Прибалтике. На территории России лютеранство получило распространение с XVI века, благодаря немецким переселенцам.

Немалый вклад лютеране внесли в развитие искусства. В частности, большое внимание всегда уделялось архитектурной красоте церквей (кирх), выполненных в барочном, классическом и модерновом стилях.

Лютеранство сыграло ключевую роль в реформировании христианской церкви, став первым протестантским учением, открыто выступившим против злоупотреблений католической церкви, дав дорогу распространению гуманистических ценностей на севере Европы.

Нашли ошибку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Лютеранство

Общество лютеран (часто называемое протестантством) составляют народы, исповедующие христианскую веру в том виде, как установлено это на Западе в XVI веке под главным влиянием Мартина Лютера. Сравнительно с учением Православной Церкви, лютеранство заблуждается в следующих пунктах своего вероучения:

о Св. Писании, как единственном источнике и единственном правиле веры;

о состоянии человека по падении и об оправдании его верою, без добрых дел;

о Церкви, как невидимом обществе святых, что повлекло за собою отрицание иерархии;

об отношении между Церковью земною и небесною.

Кроме того, имеют также отличительные особенности лютеранское

3. По лютеранскому учению, Церковь есть невидимое общество святых, в котором верно проповедуется Евангелие и правильно совершаются таинства. Под святыми, составляющими Церковь, нужно разуметь не святых людей, находящихся на небе, а истинно верующих на земле, оправданных и возрожденных. Могут быть в Церкви и дурные члены, но они только по имени, номинально принадлежат к ней, а не действительно – реально, почему при определении понятия Церкви и не берутся в расчет. Отрицая Церковь видимую, лютеранство вместе с тем отрицает иерархию как богоучрежденное сословие людей, которым одним, и по Господню установлению, и по силе благодати, полученной ими в таинстве священства, принадлежит право и обязанность учить, священнодействовать и управлять. По лютеранскому учению, все верующие по силе таинства крещения суть равно священники и из среды себя избирают особых мужей, как своих представителей, для отправления духовных обязанностей, как-то: для проповедования Евангелия, совершения таинств, духовного руководствования ко Христу. Эти духовные лица, назначенные на служение Церкви, не составляют особенного сословия, не суть священники в собственном смысле, а только проповедники в наставники (пасторы) и по сану все существенно равны между собою, по божественному праву (jиге divinо) имеют одни и те же служебные полномочия и от прочих верующих отличаются только должностью (Аmt) или служебными обязанностями, а не свыше дарованными им правами и благодатными дарами.

4. По воззрению лютеран, действенность таинств исключительно зависит от веры лиц, приемлющих таинства, так что таинство бывает таинством и имеет свою силу только во время самого принятия и употребления его с верою, а вне употребления или в случае принятия без веры оно не есть таинство и остается бесплодным. Таинства сами по себе не суть проводники благодати, а только знаки для возбуждения и укрепления веры в Искупителя,– напоминания о том, что благодатью Его род человеческий спасен. Уверенность человека в его спасении без внешних напоминаний может ослабевать,– и вот для поддержания и воспитания ее и даны таинства – эти внешние знаки. И насколько таинство в момент совершения его возбуждает в душе верующего веру в Искупителя и сообразное с нею настроение, настолько оно и имеет для него силу и значение.

Вечеря Господня, по учению лютеран, установлена для утверждения нас в вере, для внешнего исповедания нашей веры и для возвращения благодеяний Христовых; через нее и в ней мы получаем отпущение грехов; тело и кровь Христовы, духовно принимаемые с истинною верою, питают нас в жизнь вечную, и при сем через Святого Духа, обитающего во Христе и в нас, мы более и более соединяемся с Его телом. Значение евхаристии, как жертвы, лютеранами отрицается. По их учению, хлеб и вино не пресуществляются в тело и кровь Христову. Но отрицая действительность пресуществления хлеба и вина в тело и кровь Христовы, лютеране, вместе с тем, учат, что Иисус Христос невидимо и таинственно присутствует в таинстве хлеба и вина, пребывает Своим телом здесь же вместе с хлебом, и вкушающий хлеб и вино невидимо вкушает тело и кровь Христовы не духовным только, но и плотским образом. Как это так, на это лютеране отвечают обыкновенно следующими, ничего не объясняющими выражениями: «In pane, cum pane, sub pane» (в хлебе, с хлебом и под хлебом).

6. Что касается нравоучения, то, отрицая вообще значение добрых дел в спасении, лютеране особенно восстают против всяких внешних подвигов благочестия: странствований к святым местам, соблюдения постов, аскетических подвигов самоотречения, безбрачия. Протестанты отвергли их не только как бесполезные, но как излишние и вредные, так как будто ими заменяются для людей внутреннее нравственное настроение и дается повод к тщеславию и лицемерию. Отвергая высшие нравственные подвиги самообуздания и самоотречения и ограничивая всю нравственность общими обыденными обязательствами и требованиями, лютеране нравственную жизнь христиан приводят к одному невысокому нравственному уровню.

7. Отвергая внешние выражения благочестия в жизни, протестанты, вместе с тем, стараются, сколько возможно, упростить всякую внешность – обрядность в богослужении. Отвергнув большую часть церковных украшений, служб и обрядов, они оставили в своих храмах только изображение распятия, некоторые иконы, удержали пение и музыку при богослужении, колокольный звон, некоторые церковные процессии и вместо древних, оставленных ими, молитв и гимнов составили свои новые.

На практике, впрочем, протестанты далеко не вполне проводят свой принцип. Вопреки отрицанию предания на словах, они на деле многое удерживают из старого церковного предания, именно: канон священных книг, о чем в самом Писании не говорится, три древние символа – никейский, так называемый апостольский, и известный под именем Афанасия Великого.

По Лютеру, стоит только человеку прикоснуться мыслью к идее Христа, чтобы быть блаженным. Стоит быть уверенным в получении блаженства, чтобы в действительности обладать им. Оправдывающая субъективная вера протестантов есть не просто признание новозаветного Откровения, но и уверенность в том, что человеку прощены грехи, что он оправдан и будет блажен. Смысл всех рассуждений Лютера об оправдании сводится к следующему положению: «Мысли о деле спасения, и оно будет твоим достоянием».

Хотя всякий христианин, по учению лютеран, возрожденный Духом Святым, содействуя Богу в деле своего оправдания, обязан творить добрые дела из чувства благодарности и ради повиновения Богу, однако эти дела его не имеют никакого значения для получения им вечного спасения, так что когда идет речь об этом последнем спасении, то о добрых делах человека не следует и упоминать, потому что они не суть средства к спасению, и христианин не должен делать их с целью получить награду в вечной жизни; вечная блаженная жизнь приобретается одною верою.

Отвергнув миропомазание, как таинство, Лютер превратил его в простой благочестивый обряд, сохраняемый лютеранами доныне под именем конфирмации и являющийся на самом деле не более, как публичным экзаменом отрока-христианина в знании истин веры, совершаемом с торжественною обстановкою.

Почитание святых, по Лютеру, есть унижение заслуг Иисуса Христа, как единственного Ходатая между Богом и людьми; призывать святых в молитвах, как наших ходатаев и заступников перед Богом, значит смешивать заслуги Христа с человеческими подвигами, которые сами по себе ничто, – с человеческою слабостью и бессилием. Святые, по учению Лютера, – только замечательные исторические лица, о которых нужно воспоминать с благоговением, говорить с уважением, но к которым нельзя обращаться с молитвою. Другими словами, святым, по Лютеру, нужно воздавать почтение только гражданское, но не религиозное.

В лютеранском молитвослове (см. Краткий Молитвослов Евангелическо-лютеранской Церкви. Изд. А.В. Ферман, Москва, 1906 г.) в молитве «за все человечество» имеется моление об усопших; откуда следует, что, по крайней мере, современные нам лютеране творят частные молитвы за умерших (см. подр. Ц. В. 1906, 28).

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Лютеранство в чем суть

Лютеране верят, что Дух Святой собирает всех христиан на земле в единой, святой, вселенской христианской церкви, которая является множеством всех освященных Духом людей, которые в сердце своем уповают на Иисуса Христа. Главой христианской церкви согласно Библии является Христос, а церковь является Его Телом (Кол. 1:18). Несмотря на то, что в наше время в силу различных обстоятельств развития христианства существуют разные христианские церковные сообщества, лютеране признают христианами всех людей, признающих триединство Бога и Иисуса Христа Спасителем.

В качестве изложения истинной христианской веры лютеране признают три древних христианских Символа веры: Апостольский, Никейский и Афанасьевский. Для сохранения истинного и полного единодушия в учении все церкви лютеранского вероисповедания признают лютеранские исповедные книги, написанные деятелями Реформации для правильного истолкования Слова Божьего: Аугсбургское исповедание, Апология Аугсбургского исповедания, Шмалькальденские артикулы, Трактат о власти и примате папы, Краткий и Большой Катехизисы Лютера и Формула Согласия. Лютеране широко пользуются духовными трудами отцов древней церкви, а также многовековым духовным наследием всей христианской церкви в целом.

В устройстве богослужения в лютеранских церквях в разных странах допускается определенная свобода. Однако в главном воскресном богослужении обычно присутствуют: общая исповедь, отпущение грехов, чтение Св. Писания, проповедь, чтение Символа веры, Причастие, молитвы, пение гимнов.

Источник

ЛЮТЕРАНСТВО

ЛЮТЕРАНСТВО – одно из основных направлений протестантизма [ПРОТЕСТАНТИЗМ], воплотившее в церковной практике учение М.Лютера [ЛЮТЕР]. Единственным священным (богодухновенным) источником вероучения лютеранство провозглашает «апостольские и пророческие» книги Ветхого и Нового Заветов в специфической интерпретации Лютера и его последователей (прежде всего Ф.Меланхтона). Всякое посредничество церкви в деле спасения [СПАСЕНИЕ](«оправдания») отвергаются: спасают не добрые дела и подвиги благочестия, а только личная вера (sola fide) в искупительную жертву Иисуса Христа, которая даруется не по заслугам человека, но по абсолютно свободной воле Бога как проявление его безграничной справедливости и милосердия. Лютеранство отвергает чистилище, заупокойные молитвы, монашество, поклонение святым и их мощам, иконам; из семи таинств церковных [ТАИНСТВА ЦЕРКОВНЫЕ]оставлены лишь крещение и причащение, истолкованные в свете sola fide: как традиционные церковные обряды. Провозглашая равенство всех верующих перед Богом, лютеранство отвергает институт священства и церковную иерархию, но постепенно вырабатывает все более строгую процедуру посвящения в пасторы (ординаты), влияние которых в церкви неуклонно возрастает. Многолетняя борьба между лютеранством и Римом завершилась Аугсбургским религиозным миром (1555), закрепившим право князей определять религию подданных по принципу «чья земля, того и вера». Лютеранская церковь действует в соответствии с сформулированным Лютером разграничением сферы Евангелия, имеющей дело с религиозной сущностью человека, и сферы закона, регулирующего мирскую жизнь общества. Лютеране признают, что управление церковью в конечном счете подчинено светской власти, но она не может вмешиваться в духовную жизнь подданных. Лютеране наряду с Библией считают священной «Книгу согласия», в которую вошли «Большой» и «Малый катехизис» Лютера. В наст. время в мире насчитывается ок. 80 млн лютеран, преимущественно в Германии и соседних странах (Австрия, Венгрия, Франция, Скандинавские страны), а также в Северной Америке, Эстонии, Литве и др. странах. В России число последователей Лютера невелико.

См. лит. к ст. Лютер М. [ЛЮТЕР]

Источник

ЛЮТЕРАНСТВО

На­зва­но по име­ни М. Лю­те­ра.

Ис­то­рия

Рас­про­стра­не­нию Лютеранства спо­соб­ст­во­ва­ла и мис­сио­нер­ская дея­тель­ность, од­на­ко у лю­те­ран она все­гда бы­ла ме­нее ак­тив­ной, чем у других про­тес­тан­тов. В XIX веке мис­сио­нер­ст­вом за­ни­ма­лись в основном пие­ти­сты (мис­сио­не­ров го­то­вил университет Гал­ле). Мис­сио­не­ры ра­бо­та­ли в Ин­дии, Аф­ри­ке, Ост-Ин­дии и Ки­тае. Осо­бен­но эф­фек­тив­ной их дея­тель­ность ока­за­лась в Ин­дии, Эфио­пии, Ин­до­не­зии, Тан­за­нии и Ке­нии, где воз­ник­ли мно­го­чис­лен­ные, ди­на­мич­но рас­ту­щие церк­ви.

Мно­гие лю­те­ран­ские церк­ви ак­тив­но уча­ст­ву­ют в эку­ме­ническом дви­же­нии (см. Эку­ме­низм), яв­ля­ют­ся чле­на­ми Все­мир­но­го со­ве­та церк­вей. Важ­ное ме­сто в жиз­ни лю­те­ран­ских церк­вей за­ни­ма­ют со­ци­аль­ное слу­же­ние и бла­го­тво­ри­тель­ность, в т. ч. осу­ще­ст­в­ляе­мые совместно с пред­ста­ви­те­ля­ми других про­тес­тант­ских де­но­ми­на­ций.

Лю­те­ран­ст­во в Рос­сии

В 1919 году от Еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ской церк­ви от­де­ли­лись ин­гер­ман­ланд­ские при­хо­ды, ко­то­рые в 1923 году об­ра­зо­ва­ли Фин­скую еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­скую цер­ковь. В 1920 году немецкая Еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ская цер­ковь вы­ра­бо­та­ла «Вре­мен­ные по­ста­нов­ле­ния» о са­мо­управ­ле­нии еван­ге­ли­чес­ко-лю­те­ран­ских об­щин в Рос­сии. В 1924 году её Ге­не­раль­ный си­нод при­нял Ос­нов­ной за­кон, рег­ла­мен­ти­рую­щий дея­тель­ность Церк­ви, по­лу­чив­шей название Еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ская цер­ковь Со­вет­ско­го Сою­за. В 1937 году боль­шин­ст­во фин­нов- ин­гер­ман­ланд­цев бы­ло вы­сла­но из Ле­нин­град­ской области в Среднюю Азию, Си­бирь и Ка­зах­стан. В ре­зуль­та­те ре­прес­сий в 1938 году вся­кая дея­тель­ность лю­те­ран­ских цер­ков­ных струк­тур в СССР пре­кра­ти­лась. Од­на­ко с при­сое­ди­не­ни­ем При­бал­ти­ки (ле­то 1940) в пре­де­лах СССР ока­за­лись лю­те­ран­ские церк­ви Эс­то­нии и Лат­вии. В августе 1941 года вла­сти осу­ще­ст­ви­ли на­сильственную де­пор­та­цию российских нем­цев, зна­чительное чис­ло ко­то­рых со­став­ля­ли лю­те­ра­не. До 1980-х годов функ­цио­ни­ро­ва­ли не­боль­шие немецкие лю­те­ран­ские об­щи­ны в мес­тах ссыл­ки, час­то не имев­шие пас­то­ров и не под­дер­жи­вав­шие кон­так­тов с еди­но­вер­ца­ми за ру­бе­жом. В 1980 году советская власть при­зна­ла су­ще­ст­во­ва­ние лю­те­ран­ских «брат­ских об­щин» и раз­ре­ши­ла соз­да­ние не­мец­ко-лю­те­ран­ско­го проб­ст­ва в со­ста­ве Еван­ге­ли­че­ско- лю­те­ран­ской церк­ви Лат­вии. В 1988 году со­зван Ге­не­раль­ный си­нод немецкой лю­те­ран­ской церк­ви, на ко­то­ром уч­ре­ж­де­на Немецкая еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ская цер­ковь (НЕЛЦ) СССР. По­сле 1991 года НЕЛЦ ста­ла фор­маль­но са­мо­стоя­тель­ной, фак­ти­че­ски на­хо­дясь в за­ви­си­мо­сти от Еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ской церк­ви Гер­ма­нии. В 1994 году она по­лу­чи­ла на­име­но­ва­ние Еван­ге­ли­чес­ко-лю­те­ран­ская цер­ковь в Рос­сии, на Ук­раи­не, в Ка­зах­ста­не и Средней Азии (ЕЛЦ). Уда­ле­ние из её на­зва­ния оп­ре­де­ле­ния «не­мец­кая» под­чёр­ки­ва­ло, что от­ны­не ЕЛЦ ори­ен­ти­ру­ет­ся в сво­ей пас­тор­ской дея­тель­но­сти не толь­ко на российских нем­цев.

По­ми­мо Церк­ви Ин­грии, кон­сер­ва­тив­ное Лютеранство в Рос­сии пред­став­ля­ет Си­бир­ская еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ская цер­ковь (СЕЛЦ), при­хо­ды ко­то­рой (в Но­во­си­бир­ске, Бар­нау­ле и др.) соз­да­ва­лись в со­ста­ве Эстонской лю­те­ран­ской церк­ви. В мае 2003 года СЕЛЦ ста­ла ав­то­ке­фаль­ной.

Осо­бен­но­сти ве­ро­уче­ния

Основные прин­ци­пы Лютеранства и про­тес­тан­тиз­ма в це­лом сво­дят­ся к 3 по­ло­же­ни­ям: ис­клю­чи­тель­ный ав­то­ри­тет Свя­щен­но­го Пи­са­ния, по­сколь­ку толь­ко че­рез Сло­во Бо­жие че­ло­век при­хо­дит к ве­ре; дос­ти­же­ние спа­се­ния лич­ной ве­рой; свя­щен­ст­во всех ве­рую­щих (ср. 1 Пет. 2:9) как от­ри­ца­ние ру­ко­по­ло­жен­но­го свя­щен­ст­ва в ка­че­ст­ве по­сред­ни­ка для спа­се­ния че­ло­ве­ка.

В Лютеранстве от­сут­ст­ву­ет еди­ный тип цер­ков­ной ор­га­ни­за­ции: в различных церк­вах при­сут­ст­ву­ют епи­ско­паль­ные, пре­сви­те­ри­ан­ские и кон­гре­га­цио­наль­ные фор­мы. Гла­ва­ми церк­вей мо­гут быть ар­хи­епи­ско­пы, епи­ско­пы, ге­не­раль­ные су­пер­ин­тен­дан­ты или пре­зи­ден­ты. Де­ла­ми церк­вей управ­ля­ют си­но­ды, в со­став ко­то­рых вхо­дят как свя­щен­но­слу­жи­те­ли, так и ми­ря­не. Ка­ж­дая Цер­ковь соз­да­ёт своё ка­но­ническое пра­во, но не счи­та­ет его един­ст­вен­но вер­ным и то­ле­рант­но от­но­сит­ся к ка­но­ническому пра­ву других церк­вей.

Бо­го­слу­жеб­ная прак­ти­ка

В ли­тур­гии центральное ме­сто от­во­дит­ся Ев­ха­ри­стии (ес­ли она со­вер­ша­ет­ся в этот день), но важ­на и про­по­ведь Сло­ва Бо­жия. По­ют­ся гим­ны, чи­та­ют­ся мо­лит­вы и от­рыв­ки из Свя­щен­но­го Пи­са­ния, стро­го оп­ре­де­лён­ные на ка­ж­дый день. Зна­чительная часть служ­бы от­во­дит­ся об­ще­му хо­ро­во­му пе­нию. Бо­го­слу­же­ние со­вер­ша­ет­ся на национальных язы­ках. В со­от­вет­ст­вии с прин­ци­пом оп­рав­да­ния толь­ко ве­рой от­вер­га­ют­ся цер­ков­ные мо­лит­вы за умер­ших и не при­зна­ёт­ся воз­мож­ность за­ступ­ни­че­ст­ва свя­тых пе­ред Бо­гом. Во вре­мя бо­го­слу­же­ния воз­жи­га­ют­ся све­чи, ино­гда ис­поль­зу­ет­ся ла­дан. Пас­то­ры и епи­ско­пы на­де­ва­ют осо­бые об­ла­че­ния (в скандинавских церк­вах об­ла­че­ния свя­щен­но­слу­жи­те­лей очень близ­ки к ка­то­ли­че­ским). В церк­ви име­ет­ся ал­тарь, одоб­ря­ет­ся на­ли­чие жи­во­пис­ных изо­бра­же­ний. По­кло­не­ние мо­щам и ико­нам от­вер­га­ет­ся. Ис­поль­зо­ва­ние в лю­те­ран­ской ли­тур­гии ор­гá­на ле­жит в ос­но­ве свя­зан­ной с Лютеранством бо­га­тей­шей музыкальной тра­ди­ции (И. С. Бах и др.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *