лютеранство что это кратко
Лютеранство
Общество лютеран (часто называемое протестантством) составляют народы, исповедующие христианскую веру в том виде, как установлено это на Западе в XVI веке под главным влиянием Мартина Лютера. Сравнительно с учением Православной Церкви, лютеранство заблуждается в следующих пунктах своего вероучения:
о Св. Писании, как единственном источнике и единственном правиле веры;
о состоянии человека по падении и об оправдании его верою, без добрых дел;
о Церкви, как невидимом обществе святых, что повлекло за собою отрицание иерархии;
об отношении между Церковью земною и небесною.
Кроме того, имеют также отличительные особенности лютеранское
3. По лютеранскому учению, Церковь есть невидимое общество святых, в котором верно проповедуется Евангелие и правильно совершаются таинства. Под святыми, составляющими Церковь, нужно разуметь не святых людей, находящихся на небе, а истинно верующих на земле, оправданных и возрожденных. Могут быть в Церкви и дурные члены, но они только по имени, номинально принадлежат к ней, а не действительно – реально, почему при определении понятия Церкви и не берутся в расчет. Отрицая Церковь видимую, лютеранство вместе с тем отрицает иерархию как богоучрежденное сословие людей, которым одним, и по Господню установлению, и по силе благодати, полученной ими в таинстве священства, принадлежит право и обязанность учить, священнодействовать и управлять. По лютеранскому учению, все верующие по силе таинства крещения суть равно священники и из среды себя избирают особых мужей, как своих представителей, для отправления духовных обязанностей, как-то: для проповедования Евангелия, совершения таинств, духовного руководствования ко Христу. Эти духовные лица, назначенные на служение Церкви, не составляют особенного сословия, не суть священники в собственном смысле, а только проповедники в наставники (пасторы) и по сану все существенно равны между собою, по божественному праву (jиге divinо) имеют одни и те же служебные полномочия и от прочих верующих отличаются только должностью (Аmt) или служебными обязанностями, а не свыше дарованными им правами и благодатными дарами.
4. По воззрению лютеран, действенность таинств исключительно зависит от веры лиц, приемлющих таинства, так что таинство бывает таинством и имеет свою силу только во время самого принятия и употребления его с верою, а вне употребления или в случае принятия без веры оно не есть таинство и остается бесплодным. Таинства сами по себе не суть проводники благодати, а только знаки для возбуждения и укрепления веры в Искупителя,– напоминания о том, что благодатью Его род человеческий спасен. Уверенность человека в его спасении без внешних напоминаний может ослабевать,– и вот для поддержания и воспитания ее и даны таинства – эти внешние знаки. И насколько таинство в момент совершения его возбуждает в душе верующего веру в Искупителя и сообразное с нею настроение, настолько оно и имеет для него силу и значение.
Вечеря Господня, по учению лютеран, установлена для утверждения нас в вере, для внешнего исповедания нашей веры и для возвращения благодеяний Христовых; через нее и в ней мы получаем отпущение грехов; тело и кровь Христовы, духовно принимаемые с истинною верою, питают нас в жизнь вечную, и при сем через Святого Духа, обитающего во Христе и в нас, мы более и более соединяемся с Его телом. Значение евхаристии, как жертвы, лютеранами отрицается. По их учению, хлеб и вино не пресуществляются в тело и кровь Христову. Но отрицая действительность пресуществления хлеба и вина в тело и кровь Христовы, лютеране, вместе с тем, учат, что Иисус Христос невидимо и таинственно присутствует в таинстве хлеба и вина, пребывает Своим телом здесь же вместе с хлебом, и вкушающий хлеб и вино невидимо вкушает тело и кровь Христовы не духовным только, но и плотским образом. Как это так, на это лютеране отвечают обыкновенно следующими, ничего не объясняющими выражениями: «In pane, cum pane, sub pane» (в хлебе, с хлебом и под хлебом).
6. Что касается нравоучения, то, отрицая вообще значение добрых дел в спасении, лютеране особенно восстают против всяких внешних подвигов благочестия: странствований к святым местам, соблюдения постов, аскетических подвигов самоотречения, безбрачия. Протестанты отвергли их не только как бесполезные, но как излишние и вредные, так как будто ими заменяются для людей внутреннее нравственное настроение и дается повод к тщеславию и лицемерию. Отвергая высшие нравственные подвиги самообуздания и самоотречения и ограничивая всю нравственность общими обыденными обязательствами и требованиями, лютеране нравственную жизнь христиан приводят к одному невысокому нравственному уровню.
7. Отвергая внешние выражения благочестия в жизни, протестанты, вместе с тем, стараются, сколько возможно, упростить всякую внешность – обрядность в богослужении. Отвергнув большую часть церковных украшений, служб и обрядов, они оставили в своих храмах только изображение распятия, некоторые иконы, удержали пение и музыку при богослужении, колокольный звон, некоторые церковные процессии и вместо древних, оставленных ими, молитв и гимнов составили свои новые.
На практике, впрочем, протестанты далеко не вполне проводят свой принцип. Вопреки отрицанию предания на словах, они на деле многое удерживают из старого церковного предания, именно: канон священных книг, о чем в самом Писании не говорится, три древние символа – никейский, так называемый апостольский, и известный под именем Афанасия Великого.
По Лютеру, стоит только человеку прикоснуться мыслью к идее Христа, чтобы быть блаженным. Стоит быть уверенным в получении блаженства, чтобы в действительности обладать им. Оправдывающая субъективная вера протестантов есть не просто признание новозаветного Откровения, но и уверенность в том, что человеку прощены грехи, что он оправдан и будет блажен. Смысл всех рассуждений Лютера об оправдании сводится к следующему положению: «Мысли о деле спасения, и оно будет твоим достоянием».
Хотя всякий христианин, по учению лютеран, возрожденный Духом Святым, содействуя Богу в деле своего оправдания, обязан творить добрые дела из чувства благодарности и ради повиновения Богу, однако эти дела его не имеют никакого значения для получения им вечного спасения, так что когда идет речь об этом последнем спасении, то о добрых делах человека не следует и упоминать, потому что они не суть средства к спасению, и христианин не должен делать их с целью получить награду в вечной жизни; вечная блаженная жизнь приобретается одною верою.
Отвергнув миропомазание, как таинство, Лютер превратил его в простой благочестивый обряд, сохраняемый лютеранами доныне под именем конфирмации и являющийся на самом деле не более, как публичным экзаменом отрока-христианина в знании истин веры, совершаемом с торжественною обстановкою.
Почитание святых, по Лютеру, есть унижение заслуг Иисуса Христа, как единственного Ходатая между Богом и людьми; призывать святых в молитвах, как наших ходатаев и заступников перед Богом, значит смешивать заслуги Христа с человеческими подвигами, которые сами по себе ничто, – с человеческою слабостью и бессилием. Святые, по учению Лютера, – только замечательные исторические лица, о которых нужно воспоминать с благоговением, говорить с уважением, но к которым нельзя обращаться с молитвою. Другими словами, святым, по Лютеру, нужно воздавать почтение только гражданское, но не религиозное.
В лютеранском молитвослове (см. Краткий Молитвослов Евангелическо-лютеранской Церкви. Изд. А.В. Ферман, Москва, 1906 г.) в молитве «за все человечество» имеется моление об усопших; откуда следует, что, по крайней мере, современные нам лютеране творят частные молитвы за умерших (см. подр. Ц. В. 1906, 28).
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Лютеранство что это кратко
Лютеранство
Лютеранство | Мартин Лютер | Суть лютеранства
Название: Лютеранство (учение Лютера)
Время возникновения: XVI век
Основатель: Мартин Лютер
Лютеранство (от имени основателя Мартина Лютера) — христианское протестантское учение, возникшее в результате реформационного движения в Германии. Основные принципы вероучения сформировались в ходе борьбы лютеранства со злоупотреблениями, распространёнными в римско-католической церкви, а также с другими более радикальными протестантскими учениями, такими как анабаптизм, кальвинизм и др.
Все положения лютеранского вероучения изложены в Книге Согласия. Её квинтэссенцией являются 5 принципов, сформулированных в виде кратких латинских лозунгов:
Лютеране признают только 2 таинства: крещение, посредством которого люди становятся христианами, и причастие, через которое укрепляется вера. При этом священники в лютеранской общине воспринимаются исключительно как проповедники, ничем не возвышенные над мирянами.
В отличие от католиков и кальвинистов, лютеране проводят чёткую границу между сферами действия Евангелия и мирских законов. Первая относится к церкви, а вторая — к государству. Закон рассматривается как Божий гнев, Евангелие же — как Божья милость.
В настоящее время в мире насчитывается около 85 миллионов лютеран. После возникновения в Германии учение Лютера распространилось в странах Европы — Австрии, Венгрии, Франции, Нидерландах, Скандинавских и Прибалтийских регионах, в дальнейшем проникло в Северную Америку. В качестве преобладающей религии лютеранство сейчас существует в северной Германии, Скандинавии, Финляндии и Прибалтике. На территории России лютеранство получило распространение с XVI века, благодаря немецким переселенцам.
Немалый вклад лютеране внесли в развитие искусства. В частности, большое внимание всегда уделялось архитектурной красоте церквей (кирх), выполненных в барочном, классическом и модерновом стилях.
Лютеранство сыграло ключевую роль в реформировании христианской церкви, став первым протестантским учением, открыто выступившим против злоупотреблений католической церкви, дав дорогу распространению гуманистических ценностей на севере Европы.
Нашли ошибку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Лютеранство что это кратко
Лютеране верят, что Дух Святой собирает всех христиан на земле в единой, святой, вселенской христианской церкви, которая является множеством всех освященных Духом людей, которые в сердце своем уповают на Иисуса Христа. Главой христианской церкви согласно Библии является Христос, а церковь является Его Телом (Кол. 1:18). Несмотря на то, что в наше время в силу различных обстоятельств развития христианства существуют разные христианские церковные сообщества, лютеране признают христианами всех людей, признающих триединство Бога и Иисуса Христа Спасителем.
В качестве изложения истинной христианской веры лютеране признают три древних христианских Символа веры: Апостольский, Никейский и Афанасьевский. Для сохранения истинного и полного единодушия в учении все церкви лютеранского вероисповедания признают лютеранские исповедные книги, написанные деятелями Реформации для правильного истолкования Слова Божьего: Аугсбургское исповедание, Апология Аугсбургского исповедания, Шмалькальденские артикулы, Трактат о власти и примате папы, Краткий и Большой Катехизисы Лютера и Формула Согласия. Лютеране широко пользуются духовными трудами отцов древней церкви, а также многовековым духовным наследием всей христианской церкви в целом.
В устройстве богослужения в лютеранских церквях в разных странах допускается определенная свобода. Однако в главном воскресном богослужении обычно присутствуют: общая исповедь, отпущение грехов, чтение Св. Писания, проповедь, чтение Символа веры, Причастие, молитвы, пение гимнов.
Лютеранство
Интересуются
Практикуют
Новости
| Евангелическое христианство, Lutheranism. | |
| Протестантизм → Лютеранство. |
Лютеранство (от имени основателя Мартина Лютера) — христианское протестантское учение, возникшее в 16 веке в результате реформационного движения в Германии. Основные принципы вероучения сформировались в ходе борьбы лютеранства со злоупотреблениями, распространёнными в римско-католической церкви, а также с другими более радикальными протестантскими учениями, такими как анабаптизм, кальвинизм и др.
Мартин Лютер (1483–1546 гг.) родился в Саксонии, в городе Эйслебен. Несмотря на то, что семья Лютеров была бедной, Мартин смог получить хорошее образование, окончив Эрфуртский университет. Отказавшись от преподавательской работы, М. Лютер, принимает монашеский постриг и становится католическим священником. Обычно момент основания лютеранства связывают с 31 октября 1517 года, когда Лютер открыто выступил с критикой римско-католической церкви, прибив доску с 95 тезисами к дверям своей церкви в Виттенберге. Но сам термин «лютеране» впервые возник только в 1520 году, причём он использовался оппонентами учения исключительно в уничижительном смысле. Во время контрреформации лютеране, как и другие протестанты, подвергались жестоким гонениям со стороны римско-католической церкви.
Все положения лютеранского вероучения изложены в Книге Согласия. Её квинтэссенцией являются 5 принципов, сформулированных в виде кратких латинских лозунгов:
Лютеране признают только 2 таинства: крещения, посредством которого люди становятся христианами, и причастия, через которое укрепляется вера. При этом священники в лютеранской общине воспринимаются исключительно как проповедники, ничем не возвышенные над мирянами.
В отличие от католиков и кальвинистов, лютеране проводят чёткую границу между сферами действия Евангелия и мирских законов. Первая относится к церкви, а вторая — к государству. Закон рассматривается как Божий гнев, Евангелие же — как Божья милость.
Лютеранские богослужения характеризуются хоровым исполнением гимнов (иногда количество участников хора достигает нескольких тысяч), а также использованием органной музыки, в частности многих произведений Иоганна Себастьяна Баха, написанных специально для лютеранских собраний.
Среди других известных лютеран, внёсших большой вклад в искусство и науку, можно отметить В.И. Даля (русский писатель и лексикограф), И.В. Гёте (немецкий поэт, естествоиспытатель), Г.Р. Герца (немецкий физик), Ф.Ф. Беллинсгаузена (русский мореплаватель), И. Кеплера (немецкий астроном) и мн.др.
В настоящее время в мире насчитывается около 85 миллионов лютеран. После возникновения в Германии учение Лютера распространилось в странах Европы — Австрии, Венгрии, Франции, Нидерландах, Скандинавских и Прибалтийских регионах, в дальнейшем проникло в Северную Америку. В качестве преобладающей религии лютеранство сейчас существует в северной Германии, Скандинавии, Финляндии и Прибалтике. На территории России лютеранство получило распространение с 16 века, благодаря немецким переселенцам. При этом не существует единой мировой лютеранской церкви — есть несколько достаточно крупных церковных объединений и ряд независимых деноминаций, которые делятся на две группы:
Немалый вклад лютеране внесли в развитие искусства. В частности, большое внимание всегда уделялось архитектурной красоте церквей (кирх), выполненных в барочном, классическом и модерновом стилях. При этом вероучение не предъявляет никаких требований к эстетическому оформлению церковных строений, что обеспечивает архитекторам широкую свободу для творческого самовыражения. Наряду с росписью зданий, лютеране уделяли внимание портретной живописи: внешность многих деятелей Реформации увековечена такими известными художниками как Альбрехт Дюрер и Лукас Кранах Старший.
Лютеранство сыграло ключевую роль в реформировании христианской церкви, став первым протестантским учением, открыто выступившим против злоупотреблений католической церкви, дав дорогу распространению гуманистических ценностей на севере Европы.
Лютеранство
Христианское богословие
Грехопадение · Грех · Благодать
Искупительная жертва
Спасение · Второе пришествие
Христианское богослужение
Христианин
Христианские добродетели
Лютеранство — протестантское течение в христианстве. Оно является наиболее крупной ветвью протестантизма. Возникло в результате реформационного движения в Германии в XVI веке.
Основные принципы вероучения лютеранской церкви сформировались в ходе борьбы Мартина Лютера и его сподвижников против злоупотреблений римско-католической церкви.
История
Протест сторонников Мартина Лютера на имперском сейме в Шпеере в 1529 дал название «протестанты» всем христианским течениям, рождённым Реформацией.
Из Германии лютеранская церковь распространилась в страны Европы — Австрию, Венгрию, Францию, Нидерланды, страны Скандинавии, Прибалтику, а затем и в Северную Америку. На севере Германии, в Скандинавии, Финляндии и Прибалтике (Латвия и Эстония) лютеранство стало господствующей религией.
Сущность конфессии
Лютеране считают, что после грехопадения Адама все люди рождаются грешными, т. е. в состоянии прирожденной неспособности не нарушать Божью волю. Посему, неизбежно все они навлекают на себя Божье осуждение, перед которым никто из людей не в состоянии оправдаться своими собственными силами или поступками.
Лютеране верят, что, по благому Божьему промыслу, Сын Божий был зачат от Святого Духа и родился от Девы Марии для спасения людей. Он — Иисус Христос — будучи одновременно настоящим Богом и настоящим человеком, умер на кресте, став жертвою и искуплением за все людские грехи перед Богом Отцом; Он воскрес, взошел на небо и придет на землю снова — судить живых и мёртвых.
Лютеране верят, что люди могут быть спасены только по Божьему милосердию, благодаря жертве Христа, и только через свою веру в Христа. Лютеране верят, что это спасение, как дар, даётся даром через действие Святого Духа, когда Церковь Христовая объявляет Евангелие и уделяет Таинства. Лютеране верят, что в Таинстве Св. Крещения свершается возрождение Святым Духом, а в Таинстве Алтаря (Св. Причастии) даются и принимаются реально-присутствующие Тело и Кровь Христа под двумя видами — хлеба и вина.
Во времена Реформации, принципы этого «евангелического» вероучения были кратко изложены в пяти латинских выражениях с «sola» — что значит «одна», «только», «единственно»:
• Sola Gratia — «Одной благодатью»: Люди могут быть приняты в жизнь вечную с Богом исключительно по Божьей милости, выраженной в спасительной миссии Христа. Люди отнюдь не могут заслужить этот бесконечный дар Божьей благодати никакими своими делами или поступками.
• Sola Fide — «Одной верою»: Человек получает благодеяние Христового искупления грехов перед Богом только через веру в то, что он принят в такую Божью милость, т. е. через веру в Евангелие Христово. Эта вера является не нашей заслугой, а действием Святого Духа и даром Божьим — при чём человек имеет свободную волю и способность отвергнуть этот дар.
• Sola Scriptura — «Одно Св. Писание»: Согласно лютеранского вероучения, Святая Библия, данная нам и сохраненная Церковью, является «единственным судьёй, нормой и правилом, согласно которого, как на пробном камне, надлежит испытывать и оценивать все догмы» («Формула Согласия», 1-7). Поскольку Св. Писание было написано по вдохновению Св. Духа, то его текст, первоначально записанный через избранных Богом святых людей, является точным и безошибочным выражением божественной воли.
В отличие от тех, кто отвергает или считает неважным всё, что прямо не предписано в каноне Св. Писания, либо готов вводить любые новшества, прямо не запрещенные текстом Св. Писания, лютеранство — основываясь на Св. Писании как на критерии и «пробном камне» или «норме нормирующей» (лат. «norma normans») — принимает во внимание также и соборность (кафоличность) Св. Предания («Традиции») в качестве «нормы, нормированной» вышеупомянутым критерием Библии (лат. «norma normata»). Ибо хотя Св. Писание действительно дано нам как свод знания о Божественном откровении, необходимого для сохранения правильной христианской веры, однако из самого Св. Писания следует, что не всегда всё учение апостолов излагалось письменно (напр. 2 Фес. 2:15; 3 Ио. 13-14). Эти неписанные апостольские наставления передавались первоночально устно, в виде живого единогласного Св. Предания (либо «Традиции») Соборной (Кафолической) Христианской Церкви Запада и Востока. Но поскольку вся первоначальная подлинная апостольская наука была, безусловно, всегда в согласии с писаным апостольским божественным откровением, то критерий Св. Писания и далее позволяет оценивать те учения, свидетельствами за или против коих может служить только лишь Соборная апостольская Традиция Церкви.
Так, согласно «Формулы Согласия» (1:3), «в древней Церкви были составлены Символы, т. е. краткие и категорические исповедания веры, содержащие единогласное Соборное христианское согласие и исповедание веры правоверной и истинной Церкви…: мы заявляем о своей верности им». Подобным образом, в споре с сектантами о правильности крещения детей — что действительно нелегко вывести непосредственно из текста Св. Писания — Мартин Лютер ссылался в т.ч. и на довод вселенского соборного «опыта Церкви», созвучного со Св. Писанием. В целом, «Аугсбургское Исповедание веры» утверждает (арт. XXVIII-Закл.), что «в учении и обрядах мы не принимаем ничего противного Св. Писанию или Кафолической Церкви. Ибо очевидно, что мы приложили усилия, дабы новые и безбожные учения не закрались в наши церкви»; с точки зрения сторонников Реформации, новые и противоречащие Библии учения (вроде обязательного целибата свяшенников) изобретал именно Рим.
Таким образом, критерий Св. Писания в лютеранском понимании приемлет такие древние единогласные учения Соборной Церкви Востока и Запада, верить в которые буква Св. Писания хотя и не предписывает, но целиком допускает: напр. учение о том, что Богородица и после рождения Христа оставалась Девою.
В России существуют две наиболее крупные лютеранские Церкви: ЕЛЦ в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии (ELKRAS). а также Церковь Ингрии.
В XVI в. Лютеранская Церковь подытожила учения, согласные со Св. Писанием, дабы ясно противопоставить их важнейшим неверным и противоречащим Библии учениям той эпохи, в собрании Исповеданий христианской веры (Libri Symbolici). Вместе с тремя древними Символами Веры, в число этих исповеданий вошли Большой и Малый Катехизисы Лютера, неизменное Аугсбургское Исповедание и его Апология, Шмалькальденские Статьи веры, Формула Согласия. В 1580 г. они были собраны в Книге Согласия, которая стала обязательным выражением лютеранского вероучения (в почти всех лютеранских церквах мира).
Вероисповедные документы лютеранства не ставятся однако на один уровень с Библией, ибо — как объясняют классики лютеранской догматики — изложенным в этих трактатах статьям веры надлежит верить только и именно потому, что (лат. quia) они находятся в согласии со Св. Писанием (Johann Gerhard, Theolog. Disputat.).
• Soli Deo Gloria! — «Одному Богу слава!» Хотя память Богородицы и других святых людей Божьих дорога всем настоящим христианам, a почитание святых полезно для воспитания и укрепления нашей веры — т. е. для благодарности Богу, как примеры благочестивой жизни, а также как свидетельства благодеяний и благодати Божьей для искренне в Него верующих (Апология Аугсб. Исп., XXI: 4-6) — однако, согласно Св. Писанию, только Богу одному надлежит восславление и поклонение, Ему одному надлежит молитва и только Его следует молитвенно призывать, через Иисуса Христа, Господа нашего. (См. Аугсбургское Исповедание, XXI; Апология Аугсб. Исп., XXI, 31).
Лютеране верят, согласно древним Экуменическим [Вселенским] Символам Веры, в Единую Святую Кафолическую (т. е. «Вселенскую», «Соборную») и Апостольскую Церковь, в евангельском понимании, и признают себя частью этой Церкви. Мартин Лютер учил, что «тому, кто желает найти Христа, необходимо прежде найти Церковь»; «тот, кто хочет узнать что-либо о Христе, должен не доверяться в этом себе самому и не строить мостов на небо своим умом, но он должен прийти к Церкви, посещать и спрашивать об этом Церковь… Ибо вне Христианской Церкви нет правды, нет Христа, нет спасения» (М. Лютер, Проповедь на Рождество, из «Вартбургской постилли» 1521—1522 г). Лютеранские церкви сохраняют служение надлежаще-призванных (ординированных) пасторов и епископов, некоторые Церкви признают Таинством Исповедь, также Таинства св. Крещения и св. Причастия признаются всеми Лютеранскими Церквами как средства Божьей благодати (Аугсб. Исп., арт. 5).
Лютеране празднуют Литургию, как наивысшую Божественную службу, включая исповедь и отпущение грехов, благословениями знаком св. креста, традиционными литургическими песнопениями (Kyrie, Gloria, Sanctus, Agnus Dei) Богослужения могут быть различны в зависимости от поместной Церкви.
Таким образом, в христианстве лютеранского исповедания органически и надлежаще сочетаются как апостольское евангелическое учение — так и преемственность подлинного кафолического Предания (Традиции) Христианской Церкви.
Лютеранство в России
de:Lutheraner en:Lutheranism et:Luterlus eo:Luteranismo fr:Luthéranisme ia:Lutheranismo it:Luteranesimo nl:Lutheranisme pl:Luteranizm ja:ルーテル教会 nn:Den evangelisk-lutherske kyrkja sv:Lutheraner tl:Lutheranismo zh:信義宗