лучше верить в бога и ошибиться чем не верить
Пари Паскаля
Пари́ Паска́ля – практический аргумент для веры в Бога, сформулированный Блезом Паскалем, французским религиозным философом, математиком и физиком. В своих «Мыслях» (1657–58) Паскаль предложил следующий аргумент для демонстрации рациональности христианской веры:
Цитата: “Взвесим наш возможный выигрыш или проигрыш, если вы поставите на орла, то есть на Бога. Сопоставим тот и другой: выиграв, вы выиграете все, проиграв, не потеряете ничего. Ставьте же, не колеблясь, на Бога!
Чем вы рискуете, сделав такой выбор? Вы станете верным, честным, смиренным, благодарным, творящим добро человеком, способным к искренней, истинной дружбе. Да, разумеется, для вас будут заказаны низменные наслаждения — слава, сладострастие, — но разве вы ничего не получите взамен? Говорю вам, вы много выиграете даже в этой жизни, и с каждым шагом по избранному пути все несомненнее будет для вас выигрыш и все ничтожнее то, против чего вы поставили на несомненное и бесконечное, ничем при этом не пожертвовав”.
Семен Франк, «С нами Бог»
отрывки из главы «Вера как религиозный опыт» Пари Паскаля
Самым парадоксальным и острым выражением этого понимания веры и вытекающего из нее трагического положения человеческой души перед проблемой веры и неверия может почитаться знаменитое «Пари Паскаля». Я должен сказать откровенно: при всем моем восхищении правдивостью, силой и проницательностью религиозной мысли Паскаля я не могу видеть в этом «пари» ничего, кроме странного и притом кощунственного заблуждения. Ход мысли, как известно, таков: так как ставки игры на веру и неверие бесконечно различны по ценности – поставив на веру и ошибясь, мы потеряем только ничтожные блага краткой земной жизни, поставив же на неверие и ошибясь, мы вместо вечного блаженства рискуем быть обречены на вечные муки, – то даже при минимальном шансе на правоту веры расчет риска и удачи велит избрать ставку на веру. Я, конечно, знаю, что конкретный ход мыслей Паскаля гораздо тоньше этой грубой логической схемы, в нем, как всюду у Паскаля, есть гениальное прозрение. В нем можно уловить совершенно иную мысль, именно, что, пойдя сначала «наугад» по пути веры, потом обретаем на нем опытное удостоверение его истинности.
Но если оставить это в стороне и сосредоточиться на приведенном грубом логическом остове мысли, то получается впечатление чего-то противоестественного, какого-то духовного уродства. Мысля Святыню и не зная, есть ли она на самом деле, мы должны заняться расчетом, стоит ли наугад поклоняться ей, не имея никакого внутреннего основания для веры, мы должны следовать расчету, что для нас выгоднее вести себя, исходя из предположения, что утверждения веры все-таки окажутся правильными. Какую религиозную ценность имеет так мотивированная решимость верить? Какое представление о Боге и Его суде над душой лежит в основе этого расчета? Если бы я был неверующим, то я ответил бы Паскалю: «Я предпочитаю предстать перед судом Божиим – если он существует – и откровенно сказать Богу. «Я хотел верить, но не мог, не находя основания для веры; честно искал Тебя, но не мог найти и потому склонился к убеждению, что Тебя нет; а теперь суди меня, как знаешь, я не знаю, есть ли Бог, и даже думаю, что Его нет, но я точно знаю, что, если Он есть, Он милосерд и, кроме того, ценит выше всего правдивость и чистоту души и потому не осудит меня за искреннее заблуждение; поэтому у меня вообще нет риска проигрыша, и все ваше пари есть неубедительная выдумка».
Но все это трагически-мучительное состояние души перед лицом вопроса о вере и неверии, все это тягостное и бесполезное напряжение духа, когда мы заставляем себя верить и все же не можем заставить по той простой причине, что вера по самому ее существу может быть только свободным, непроизвольным, неудержимым движением души – радостным и легким, как все естественное и непроизвольное в нашей душе, – все это проистекает из указанного понимания веры как ничем не обоснованного суждения о трансцендентной, недоступной нам реальности. Отсюда, повторяю, готовность и склонность доверяться авторитету – обосновывать веру на сообщениях некоей высшей инстанции, о которой мы думаем, что она мудрее, более сведуща, чем наша бессильная человеческая мысль, т. е. что она уже действительно посвящена в недоступные нам тайны бытия, имеет в отличие от нас самих непосредственный доступ к ним. Но мы уже видели, что это только мнимый выход из отчаянного положения.
Можно и должно довериться авторитету, верить суждению тех, кто мудрее и опытнее нас. Но для этого надо уже знать, а не слепо верить, что они действительно мудрее нас, т. е. в данном случае что они действительно научены самим Богом; а для этого надо не только уже знать, что Бог есть, но и уметь самому различать, какие человеческие слова выражают подлинную Божию правду, а какие – нет. Но как возможно это двойное знание, если вера всегда и всюду есть только догадка, суждение о чем-то недоступном? Выше я пытался показать, что вера-доверие – непосредственно или через ряд промежуточных инстанций – опирается на веру-достоверность. Но как возможна вера-достоверность?
Достоверность во всех областях мысли и знания может означать только одно: реальное присутствие самого предмета знания или мысли в нашем сознании. Такое реальное присутствие самого предмета есть то, что в отличие от суждения как мысли о трансцендентной реальности называется опытом. Мысль, суждение требуют проверки, может быть истиной и заблуждением. Но опыт удостоверяет сам себя, ему достаточно просто быть, чтобы быть истиной. Когда я испытываю боль, я тем самым знаю, что боль действительно есть, что она – реальность; также я знаю, что испытанная мною радость есть в составе моей жизни подлинная реальность. Сомнение было бы здесь просто бессмысленно, ибо беспредметно. Достоверность в конечном счете носит всегда характер того непосредственно очевидного знания, в котором сама реальность наличествует, как бы предъявляет себя нам; именно это мы разумеем под словом «опыт». Опыт – такое обладание чем-либо, которое само есть свидетельство реальности обладаемого. Если возможна вера-достоверность, то это предполагает, что есть вера, имеющая характер опыта. (Отрывок из книги С.Л. Франка «С нами Бог»)
Вечное в русской философии
Из книги Б.П. Вышеславцева. Фрагмент Главы XII. Паскаль
Мы поставлены перед неким таинственным или – или: или Бог и бессмертие, или Ничто. Трансцендентность может означать или первое или второе – причем наука и разум не могут дать решение этой дилеммы, решение это дается сердцем, дается религией.
Своеобразное решение дилеммы находим мы в том аргументе, который известен под именем пари Паскаля. Аргумент можно считать парадоксальным, даже шуточным. Он имеет в виду тот салонный атеизм, который был распространен в высших кругах французского общества той эпохи, в которой жил Паскаль. Но в то же время в аргументе этом кроется глубокая и серьезная проблема. Вся человеческая жизнь подобна игре, в которой мы делаем ставки на различные открывающиеся перед нами возможности. На что же мы должны совершить жизненную ставку – на Бога и религию или на безбожие? Для ответа на этот вопрос Паскаль пользуется любимой наукой – математикой. Он предлагает решить вопрос при помощи теории вероятности. Он считает, что одинаково вероятно существование и несуществование Бога – математически выражаясь, половина шансов на существование, половина за несуществование.
Теперь сделаем ставку на первую вероятность и посмотрим, что мы можем при этой ставки потерять и что выиграть. Потерять мы ничего не можем (теряем ноль), а выигрываем все, бесконечность будущей жизни, блаженство, бессмертие.
Теперь сделаем ставку на второе предложение, на атеизм. При такой ставке мы ничего потерять не можем, так как обращаемся в прах, в ничто; но в то же время и приобрести ничего не можем, так как ничто, ноль не есть приобретение. Ясно, что при таком положении дел ставку следует сделать на существование Бога, а не на атеизм.
Что теряете вы, говорит Паскаль, если вы становитесь на христианский путь и признаете Бога и бессмертие? Что дурное ожидает вас, если вы выбираете этот путь? – Вы будете верными, честными, кроткими, благодарными, расположенными к другим людям, – искренними, истинными друзьями. По правде говоря, вы не будете заражены страстью к чувственным удовольствиям, – но разве вы не имеете никаких других? Я утверждаю, что вы только выиграете в этой жизни. – Глупо рисковать конечными величинами, если вы можете приобрести бесконечные.
Серьезность этого шуточного аргумента в том, что каждый мыслящий человек должен в конце концов решить, какую жизненную установку он должен принять, – от этого зависит весь образ его жизни, вся его судьба, весь характер. Если я стою перед ничто, то я должен сказать: Ешьте, пейте, друзья, во веки веков, и долой все сосуды. – Я построил мое дело на Ничто, – говорит абсолютный атеист Штирнер. – Потустороннее есть пустой призрак. – Но в таком случае все дозволено, всякое желание, всякое преступление. Нет никаких запретов, нет ничего должного и святого. Если я стою перед Богом и Его царством, то есть должное, есть высшее призвание для человека, есть любовь, есть вера и надежда. Лично для самого Паскаля не существовало никакого пари. Для него вопрос был решен через религиозно-мистическое переживание, через логику сердца. Но обо всем этом нельзя говорить в салонах.
Рассуждение и вера. Пари Паскаля
— Есть такой образ: карлики, сидящие на плечах гигантов. Эти карлики — мы. Нам очень многое может быть видно. Мы имеем возможность посмотреть назад с высоты прожитого. Там, в прошлом, были люди, которые удивляют нас умением сочетать то, что не все из нас сегодня умеют сочетать. Например, рассуждать и верить.
Один из лучших умов мира, Блез Паскаль, к счастью, написал очень мало книг. Почему к счастью — потому, что с ними легко ознакомиться. Его «Мысли» прочитываются за два вечера. И как раз у него можно подсмотреть сочетание двух, казалось бы, противоположных умений: рассуждать и верить.
Так, Паскаль выводит сногсшибательную формулу, так называемое «пари Паскаля», которое сводится к тому, что верить выгодно — рассуждая строго логически.
Паскаль говорит: что теряет верующий, если он ошибся? Ничего. Он живет моральной жизнью, находит наслаждение в своей совести от исполнения хороших, правильных вещей, проживает свою жизнь, как любой другой человек, болея, страдая, но находя утешение в том, во что он верит. Потом его постигает конец, он уходит из этого мира. Допустим, он ошибся — и он попадает в некое ничто, исчезает. В чем он стратегически ошибся? Ни в чем. Он прожил свою жизнь, как все, от рождения до смерти.
В случае, если он не ошибся, что он выигрывает? Паскаль говорит: все. Он находит утешение и вечную жизнь, встречу с ранее почившими родственниками, он находит в Царствии Небесном всех тех, кого любил и знал: апостолов, пророков, Богородицу. Он находит там того Бога, в Которого он детской верой верил. Он находит все!
Теперь посмотрим на человека, отказавшегося верить. Что выигрывает неверующий, если он прав, и что он теряет, если неправ? Если неверующий прав, и там ничего нет — он ничего не выигрывает. Он проживает свою жизнь и уходит в ничто. А если он, неверующий, ошибся, то что же он потерял? Все. Он абсолютно все потерял.
Это банальное рассуждение по законам формальной логики. И его приводит не учитель математики среднеобразовательной школы, а один из блестящих умов в мировой истории.
—Но можно ли по-настоящему верить «по расчету» — только потому, что это выгодно?
— Конечно, верить только потому, что ты, проиграв «пари Паскаля», рассудил и понял выгоду веры, никто не может. И сам Паскаль не так верил. Вера — это дар Божий. Огонь веры возгревается в душе благодатью Божией. Правильная вера непременно должна рождать из себя любовь, потому что без любви все обесценивается. За веру нужно бороться, вера имеет многие стадии: пассивная вера, вера деятельная, вера, движущая горами, — разная.
И Паскаль, конечно, все это понимал. Поэтому в своих записках 1 он говорил, что к человеку приходит не Бог философов, а Бог Авраама, Исаака и Иакова.
Но это сказал философ — серьезный философ, одна из эпохальных личностей в истории человечества, и к нему невредно прислушаться.
Так что размышление вере отнюдь не противоречит. Открыть эту простейшую истину помогает знакомство с краткими биографиями верующих людей, которые в области ума — науки, прикладных, технических занятий — оставили заметнейший след. Ведь они могли рассуждать над какими-то головокружительными вещами, над такими математическими и философскими задачами, перед которыми простой человек просто отступает. И это умение не мешало им веровать. И веровать так, как верит простой человек.
1 Имеется в виду записка, найденная после смерти ученого в подкладке его камзола и известная как «Мемориал» Паскаля.
Блез Паскаль о своей вере в Бога
Я не знаю, что лучше для меня: здоровье или болезнь, богатство или бедность, — ничего в этом мире не знаю. Это знание лежит за пределами досягаемости людей или ангелов, оно сокрыто в тайнах Твоего Провидения, которому я поклоняюсь, но которое не пытаюсь понять».
„Мы так многим обязаны Богу, что нам не хватит целой Вечности для того, чтобы с Ним расплатиться. Однако, нам вполне по силам быть благодарными!“
„Если Бога нет, а я в Него верю, я ничего не теряю. Но если Бог есть, а я в Него не верю, я теряю всё.“
„Взвесим выигрыш и проигрыш, ставя на то, что Бог есть. Возьмём два случая: если выиграете, вы выиграете всё; если проиграете, то не потеряете ничего. Поэтому, не колеблясь, ставьте на то, что Он есть.“
„Только Бог может заполнить вакуум в сердце каждого человека. Ничто из сотворённого человеком этот вакуум заполнить не может. Только Бог, Которого мы познаём через Иисуса Христа, заполняет эту пустоту“
„Природа заключает в себе совершенства, чтобы показать, что она есть изображение Бога. Но она же имеет недостатки, чтобы показать, что она — только изображение Его.“
„Я делю всех людей на три категории: кто встретил Бога и служит Ему, кто не встретил, но ищет, и кто не встретил и не хочет искать. Последние — самые несчастные.“
„Самая большая привилегия, которая дана человеку свыше —
быть причиной добрых перемен в чьей-то жизни.“
„Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Живите в добре и к себе, и к окружающим! Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.“
„Лучшее в добрых делах — это желание их утаить.“
„Люди склонны верить не тому, что доказуемо, а тому, что им по вкусу.“
„Если бы Бог время от времени не «укладывал нас на лопатки», нам некогда было бы посмотреть на небо.“
Все мы знаем Паскаля как человека науки. Главным делом своей жизни французский ученый Блез Паскаль считал защиту христианской веры. Блез Паскаль был убежденным верующим и мечтой его жизни было написать книгу, содержащую полную научную критику атеизма. Паскаль, как серьезный человек и ученый, понимал, что делает. Книгу эту он написать не успел, умер. Но остались его записки, которые были впоследствии опубликованы под названием «Мысли о религии».
В знаменитом фрагменте «Пари» Паскаль доказывает необходимость веры в Бога с помощью теории вероятностей. Он предлагает рассуждать примерно так: верующий человек, жертвуя некоторой частью земных благ, надеется приобрести вечность, то есть, поставив на кон конечную сумму, получает шанс на бесконечный выигрыш. Атеист, хоть и оставляет себе то, что жертвует верующий, имеет нулевой шанс на то, чтобы выиграть вечность. С точки зрения теории игр тактика атеиста бессмысленна.
Пари Паскаля
Паскаль Блез однажды предложил аргумент за веру в бога, который, казалось бы, звучит вполне разумно. Звучал он так:
Этот аргумент ошибочный по многим причинам.
1. В какого именно бога верить? Тот ли бог настоящий, в которого вы собираетесь верить? Ведь бог, чаще всего весьма ревнив. И он вряд ли будет рад, если вы будете верить не в него.
2. Может настоящий бог наоборот подкинул людям идею религии, чтобы проверить их на разумность. И наказывать будет наоборот за глупость и веру в нерациональное.
3. Что значит ничего не теряем? А время, потраченное на бессмысленную религиозную деятельность, молитвы, посещения храмов. Трата денег.
4. Насколько богу будет угодна такая неискренняя вера в него?
Так же, можно придумать точно такие же аналогии, подобно богу, и тогда станет более понятна глупость данного аргумента:
«Если вы вешаете чеснок над дверью и окнами, а вампиров нет, то вы ничего не потеряете. А если не повесите, а вампиры есть, то вы теряете все.»
Аналогия приведена не для высмеивания, а чтобы показать, что аргумент Паскаля тоже абсолютно бессмысленный.
Все подняли руки с фигами вверх, кроме Яши.
— Яша, я ты почему Богу фигу не показываешь?
Да все мы об этом узнаем, потерпите. Нафиг сейчас то этой пустой болтовней занимаеться?
Там короче лайфхак есть. Можно жить как хочется главное перед тем как откинуться, раскаяться во всем
не дотягиваешь ты до Паскаля со своей кривой логикой. иди учись.
Все твои доводы бессмысленны, а не аргумент Паскаля.
1 Подразумевается не вера в какого-то конкретного бога. А просто вера. Ты сам то видел бога, чтоб говорить, что он весьма ревнив?
2 Что значит подкинул религия. Как раз религия появилась на основе веры, а не наоборот.
3. Никто тебя тратить не заставляет. Люди делают это для души. По крайней мере, должны так делать, а не чтоб откупиться.
4. Как она может быть не искренняя, если ты в него либо веришь, либо нет. Одно из двух. Третьего не дано.
В общем, это твой пост бессмысленный, а не аргумент Паскаля.
К гипотезе существования бога не применимы научные методы познания в силу самой сущности этой гипотезы.
Проблесы Пари Паскаля давно известны, но вот непонятно, зачем вы его на пустом месте решили гневно опровергнуть.
Да ладно,с вампирами то что не так? Все верно.
Вы правы. Еще один момент: даже если есть бог, а ты в него не веришь, с какой стати ты теряешь все?
О высоких материях рассуждать пытаешься, а тэг «Религия» мозгов не хватает поставить. О чём с тобой говорить?
@editors, тэг «Религия», пожалуйста.
Если бы бога нет, значит не имело бы смысл об этом говорить. Проблема богоборчества, нельзя отрицать того чего нет.
Все так. Вероятность, что «не похуй» и попасть в «того самого» слишком мала.
Так что: Gott ist tot.
Если вы любите котиков, а их нет, то вы ничего не теряете. А, если вы не любите котиков, а они есть, то вы теряете всё. Ведь без кота и жизнь не та.
2. Ну прямо Бог Император человечества:D
Мигранты вышли молиться на улицы Москвы и попросили о строительстве мечети на 10 000 мест
Совет муфтиев просит власти города о строительстве в Москве мечети на десять тысяч человек рядом с рынком «Садовод» и торговым центром (ТЦ) «Москва», расположенными на стыке районов Люблино и Марьино.
«Где «Садовод» и торговый центр «Москва», где много приезжих — и десятитысячная мечеть там будет заполнена», — поясняет заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов.
Так, например, в июле прошлого года, несмотря на запрет массовых мероприятий из-за пандемии коронавируса, напротив главного входа в ТЦ «Москва» был устроен массовый намаз в честь праздника Курбан-байрам.
Мне кажется, что 10 000 мест это мало, и нужно на Красной Площади строить мечеть на 100 000 мест. Освободив для нее место. Хотя при нескольких миллионах мусульман в Москве этого будет явно мало.
А вы как думаете? Сколько мечетей нужно построить в Москве, чтобы дать возможность мусульманам спокойно там молиться, не мешая окружающим, и не молясь на улицах?
Вот пример мечети на 10 000 человек (Московская соборная мечеть)
Лол, это должна быть реклама Иисуса, но Сатана тут выглядит адски крутым
«Сатана не шепчет «верь в меня», он шепчет «верь в себя»»
Фрэнк
Стереть, каяться или бояться?
Некий Евгений, пользователь с Авито сегодня утром сделал мой день!
Для понимая, в данный момент на Авито продаю свой старый сноуборд, который без дела валяется уже 5-й год. На его замену была приобретена другая доска, а этот руки не доходили продать.
Недавно решил его выставить на продажу за символическую цену, для новичков будет отличным вариантом, тем более доска в отличном состоянии.
Сегодня утром, взглянув на телефон, обнаружил, что мне пришло оповещение по данному объявлению. Я уж обрадовался, что вот он, мой покупатель, который меня озолотит.
Но спросонья я не сразу врубился, что же там. а потом как врубился
Вот теперь даже не знаю, что же делать и какая последовательность действий должна быть? сначала раскаяться, потом стереть растворителем а потом бежать в церковь, или какой другой алгоритм лучше поможет? А растворитель надо мешать со святой водой?
Есть знатоки в данном направлении?
Как-то не складывается у нас нормальный диалог, видимо специалист из него так себе.
В неправильной церкви
Про навязывание исламских правил и уважение чужих традиций
Но нет. Благорастворение надо сделать здесь и навязать его окружающим. Потому что сперва правоверные граждане устроят шариат в своем поселке, а потом начнут распространять его за пределы, жителям окрестных деревень. Иначе они не умеют. Выяснится, что те не так ходят, плохо смотрят, неправильно одеваются, слушают харамную музыку и всячески мешают воссоединению с Всевышним. Напряжение будет расти и, естественно, начнется криминал. Радует, что строительством поселка уже заинтересовалась прокуратура. Надеюсь, там люди не глупые и они устранят очаг конфликтов в зародыше.
В итоге, поселок еще не начал толком строиться, а будущие его жители уже делают замечания местным тетенькам, что те в жару одеты в короткие платья и шорты, а это неуважение их традиций. Никто и представить не может, что местные сделали бы замечания будущим соседям, дескать, хватит укутываться в балахоны, на улице жара, ходите нормально! Потому что в мире, да и в России, сложилась ситуация, когда только мусульмане имеют право требовать от других граждан соблюдения своих традиций. Например, в одной нашей республике нельзя ходить в шортах и в майках без рукавов, даже дяденькам. Тамошний Минкульт открыто выпускает памятки для туристов, где это расписывает. А вот другие Минкульты не выпускают памятки, где будет написано, что гражданам не рекомендуется ходить в хиджабах. И где здесь уважение традиций?
Потому что у них тоже есть традиции и у них так не принято. А еще у граждан ассоциации тревожные возникают от таких показательных проявлений своей правоверности, ибо, по странному совпадению, все громкие теракты у нас совершали яростные адепты одной религии. В итоге, граждане огорчаются. Но на их огорчение все кладут большой и толстый половой орган. Потому что огорчаться и требовать могут только представители одной религии.
Но игра в одни ворота недопустима. У вас, значит, Традиции, которые должны все уважать, а у нас так, хepня какая-то, на которую можно плевать. Ваши традиции действуют в любой точке Земли, где вы очутились, а наши не действуют даже там, где мы родились. Это чуть-чуть противоречит конституции. Требуете, чтобы у вас нельзя было ходить в шортах? Вообще не вопрос, мы со всем уважением. Но тогда и вы у нас не просто не смейте что-то требовать, а сами одевайтесь так, как принято у нас. Только это может являться обоюдным уважением традиций.