ложа любви что это
Ложе Любви
Вы видели когда-нибудь спальню в деревенском доме, а ещё лучше в доме бабушки? Это место считается чуть ли не святым – в нём, как правило, находится только кровать, на ней накрахмаленное белое покрывало и выстроенные в ряд белоснежные подушки. И на них обязательно лежит кружевная накидка ручной работы.
У моей бабушки было именно так. Мне как ребёнку всегда очень хотелось попрыгать на такой кровати, но меня за это всегда жёстко ругали.
Наши бабушки и прабабушки понимали, что спальня – это не просто место для сна, а особое царство, в котором происходит таинство между мужчиной и женщиной, находится ложе любви для продолжения рода
Из поколения в поколения они передавали культуру спальни как наисветейшего (от слова «свет») и сокровенного пространства, потому что именно там происходит то, что касается только двоих.
Для нас, женщин, особенно важно это понимать, и не только потому, что именно мы отвечаем за сохранение и рост любви в отношениях. А также и во имя самих себя: ведь по официальной статистике учёных, женщина думает о сексе (не о голом сексе, а о близости) каждые 15 минут – больше чем мужчина 🙂
Кроме того, именно близость является индикатором качества отношений с Любимым. И тут не имеет значения ни возраст людей, ни длительность совместной жизни: 10, 20, 30 лет – неважно, если женщина сама собой интересуется, значит, и её мужчина будет интересоваться ею. И на сегодняшний день существует множество практик по развитию себя в этом направлении (книги Ларисы Ренар, школа Олега и Евгении Фроловых и т.д.).
Но помимо этого, особой магией воздействия на отношения обладает и само пространство вашей спальни. Женщина должна научиться создавать его таким образом, чтобы её мужчина, окунувшись в их ложе любви, уже никогда не захотел его покинуть.
Чисто с практической точки зрения это должно означать, что если вдруг мужчину кто-то попутал, и он запрыгнул в другую кровать, то он так же быстро оттуда и выпрыгнет, не обретя того удовольствия и полноты ощущений, что имеет со своей женщиной, которая знает секреты обустройства спальни. А её надо уметь обустроить так, чтобы только она представлялась идеальной.
Если вы дадите ему хотя бы раз почувствовать разницу и сосредоточиться на тактильных ощущениях, он уже никогда не забудет, как приятно спать на воздушных подушках и укрываться невесомым одеялом.
Поэтому, если мужчина ляжет в ту кровать, которую женщина не обустроила, он быстро сделает своё дело и убежит. А нежиться он захочет только с той, которая сделала кровать именно Ложем Любви.
Так, у меня лично есть комплекты постельного белья, про которые мой муж говорит, когда ложится на них: «Вот из этой кровати я бы не вышел никогда». Я также знаю, что эти комплекты покупают очень немногие, и дело тут не только в цене, но и в незнании некоторых видов ткани.
Например, существует микромодал – потрясающего качества ткань из вытяжек из бука. Эта мягкая и нежная ткань дарит ощущение настоящей роскоши и слегка «холодит» кожу в жару. Мужчины её просто обожают, это действительно один из самых любимых ими материалов.
Но важно не только оформление кровати, но и спальни в целом. Прежде всего, в ней не должно быть никаких лишних предметов. В спальне должны быть свежесть и чистота, в том числе энергетическая.
Чтобы этого достичь, необходимо максимально уменьшить количество предметов, в первую очередь, – фотографий, потому что они несут очень большой заряд энергии. Если уж очень хочется чем-то украсить стены, то исключение можно сделать для изображений природы, животных и тех снимков, где вы вдвоём с Любимым.
Н и в коем случае нельзя вешать какие-то абстракции, потому что мы никогда не можем до конца знать, о чём думал художник, когда их рисовал.
Также из соображений энергетической чистоты вашего пространства Любви в спальне не должно быть телевизора и вообще любых электронных предметов: компьютеров, телефонов. Желательно пользоваться этим всем за пределами спальни.
Даже книги лучше читать не в кровати. Но это в том случае, если вы действительно хотите создать в спальне ложе любви. Хотя, честно признаюсь, мне до сих пор трудно отказаться от этой выработанной за долгие годы привычки.
Безусловно, если ваш мужчина является сторонником того, чтобы в спальне стояло всё вышеперечисленное, не стоит с ним ругаться по этому поводу.
Просто попробуйте постепенно выносить из спальни по одной вещи. Всё это необходимо для того, чтобы он приходил в спальню только для отдыха. А под этим подразумевается всё то, что мы обсудили выше.
Центром спальни, безусловно, должна быть кровать. Причём не очень важно, какая. Важно, какой на ней будет лежать матрас, какие подушки, какое одеяло и какое постельное белье.
Вы можете сейчас читать эту статью и думать о том, что всё это требует больших затрат. Да, обустройство ложа любви дело недешёвое, но всегда можно начинать с малого. Например, если у вас уже есть матрас, пусть даже не самый лучший на свете, и если он уже промялся, не обязательно менять его целиком.
Купите сначала кокосовую прослойку, которая не стоит огромных денег. Положите её на матрас, а сверху наденьте наматрасник с натуральным наполнителем: хлопком, пухом, всевозможными натуральными волокнами. Начните хотя бы с этого.
И обязательно обзаведитесь качественными подушками с гусиным или утиным пухом и воздушным одеялом. И помните, что нет ничего лучше натуральных материалов и наполнителей. Потому что всё самое лучшее в этом мире создано природой.
В комплектах постельного белья главным является мягкая фактура, необходимая для того, чтобы доставлять вашему телу тактильное удовольствие.
И, конечно же, следите, чтобы постельное бельё всегда было свежим. То есть в первую очередь оно должно быть свежим, во вторую – содержать минимум красителей. Если красители всё же есть, то они обязательно должны быть качественными: не пахнуть, не линять и не делать ткань жёсткой.
Ведь когда вы покупаете нижнее бельё, вы думаете о том, чтобы телу было приятно? Так же надо относиться и к постельному белью. К тому же во сне человек становится ещё более восприимчивым, потому что все его рецепторы расслабляются.
Если вы любите накрахмаленое бельё, накрахмальте его или купите комплект из перкали. Недорогим вариантом будет батист. Но если вы останавливаете свой выбор на нём, выбирайте ткань белого цвета (некрашеную).
Ещё один совет – не пугайте мужчин буйством красок, потому что это очень отвлекает и его, и вашу, кстати, психику. Выбирайте максимально нейтральное постельное бельё или бельё с нежным рисунком, например, мелкими аккуратными цветочками.
Если же вы любите какой-то яркий цвет, сделайте свою кровать однотонной. Например, застелите её полностью красным постельным бельём. Потому что всё-таки красный является цветом страсти.
А в фен-шуе есть даже практика, согласно которой, перед сном в спальне надо подержать в течение 15 минут зажжённую красную лампу. Этот цвет напитает комнату страстью. При этом находиться в это время в помещении совсем необязательно.
Чтобы вы ни делали, всегда очень внимательно смотрите на реакцию своего мужчины. Они иногда говорят очень тихо, но внятно. Когда он ложится в кровать, обязательно обратите внимание на то, как он оценил кровать, и фиксируйте то, что ему нравится.
И ни в коем случае не украшайте кровать рюшечками и бантиками – в такой кровати мужчине будет просто некомфортно, потому что он будет думать, что спит в доме у Барби 🙂
Итак, вооружитесь своей чуткостью, наблюдательностью, тягой к волшебному и прекрасному, подключите интуицию – и создайте в своей спальне магическое Ложе Любви!
«Ложе любви» Эдуарда II, его знаменитые любовницы и бордель «Le Chabanais».
Что только не найдешь в поисках картинок по старинной мебели! Но ложе для любви втроем 19 века, да еще для принца.
Принц Берти и его жена, Александра, принцесса Датская.
.
Все знают выражения: «Викторианская эпоха»; «Эдвардианская эпоха»- примерно соответствует «серебряному веку» в России.
Эдуард VII, Берти- старший сын королевы Виктории. Так как мать его жила долго, вступил на престол в 59-летнем возрасте.
Franz Xaver Winterhalter (1805–1873)
Portrait of Queen Victoria, Prince Albert, and their children
Царствование Эдуарда началось в январе 1901 году после кончины матери. До восшествия на престол принц Уэльский был больше известен под своим первым крестильным именем Альберт (уменьшительно Берти), а мать (в память о покойном муже) желала, чтобы сын царствовал под именем Альберт-Эдуард.
Edward VII.
Он имел прозвище «дядя Европы» ( the Uncle of Europe), так как приходился дядей нескольким европейским монархам, царствовавшим в одно время с ним, включая Николая II и Вильгельма II.
Albert Edward, eldest son of Queen Victoria. The Prince of Wales and later King Edward VII. Photo by W. & D. Downey, London.
Принц Уэльский женился 10 марта 1863 года на Александре, принцессе Датской (1 декабря 1844 — 20 ноября 1925), сестре русской императрицы Марии Фёдоровны (Дагмары). От этого брака было шестеро детей.
Princess Alexandra of Denmark, wife of Prince Albert Edward, and the Princess of Wales, at the age of 20 years
Он был большой поклонник прекрасного пола, что не вредило его репутации и не скрывалось от Александры, которая не только все терпела, но и поддерживала с этими женщинами ровные отношения.
Princess Alexandra of Denmark, wife of Prince Albert Edward
Photograph of the Princess of Wales, Princess Alexandra in her mid-forties by W & D Downey taken around 1889
Ожидание своего часа десятилетиями сделали свое дело. Он дрейфовал без цели и обратился к гедонистическим удовольствиям, чтобы заполнить свое время, к большому разочарованию своих пуританских родителей Виктории и Альберта.
Когда выходки Берти попали в поле зрения его отца, принца Альберт был в отчаянии. Несколько недель спустя Альберт умер, Виктория считала, что образ жизни сына сломал сердце любимого мужа. Она никогда не простила сына.
Берти не раскаялся в своем поведении, часто бывал в Париже, став регулярным посетителем таких известных заведений, как Мулен Руж и, конечно же, Le Chabanais.
Эдвард имел много любовниц из дам высшего общества, здесь только некоторые- Дженни Черчилль (Winston по матери):
Lady Randolph Churchill, born Jeanette Jerome
Мать Уинстона Черчилля.
Прабабушка Камиллы Паркер-Боулз Элис Кеппел, которой Александра разрешила даже присоединиться к ней на смертном одре Берти.
Camilla Parker Bowles
Но самая большой любовью его жизни была Дэйзи Уорвик:
Daisy Greville, Countess of Warwick
Lily Langtry,актриса.
Mistress of the Prince of Wales
Carolina Otero
«Прекрасная Отеро»- испанская танцовщица и куртизанка. Ее имя связывали не только с Эдуардом, но и принцем Монако и несколькими членами российской императорской фамилии. Говорят, что купол отеля «Карлтон» в Монако повторял форму ее груди:)
Мать Сары Бернар в биографиях великой артистки обычно значится, как учительница музыки, но в действительности она была прекрасная, высокопоставленная, элитная содержанка.
Ле-Шабане (Le Chabanais), вход.
Завсегдатаем заведения в 1880-1890-х являлся принц Берти (Альберт) Уэльский, который позже стал королем Великобритании Эдуардом VII.
Prince Bertie, pictured here in 1870, enjoyed the twin pleasures of women and excessive consumption during his long wait to be king
Карикатура на принца Берти Уэльского, изображённого в борделе Ле Шабане в обществе дам лёгкого поведения. Напечатана в газете L’indiscret в 1903 году.
В каждом из 30 номеров заведения была своя тема и стиль: мавританский, Людовик XIV, древнеримский и т.п.
Одна из комнат заведения- любимой у Берти была комната в индийском стиле, была закреплена за ним индивидуально, над кроватью висел именной герб принца:
Über und über mit Ornamenten, Spiegeln, Blumen- und Hindu-Motiven verziert war dieses sogenannte indische Zimmer einer der Lieblingsräume des britischen Thronfolgers Edward (Foto von 1900).
Также комната была знаменита большой медной ванной в виде лебедя с женским лицом, (на фото чем-то напоминает и сфинкса).
Будущий король использовал её для купания любовниц в шампанском. (В 1951 году, после закрытия борделя, Сальвадор Дали купил эту ванну за 112 000 франков).
Принц очень любил женщин, особенный интерес у него был к сестрам-близнецам.
Еще одним из любимых увлечений Берти была еда, его огромный аппетит описан историками. Он был грузен, и видимо- для облегчения любовных утех было специально сделано такое хитроумое ложе:
A love seat fit for a king: The antique chair that gives an eye-popping insight into Edward VII’s debauched youth
Second throne: The special chair made for the playboy Prince Bertie, the future Edward VII, to take his weight during lovemaking in a Parisian bordello
Это кресло позволяло грузному и отнюдь не атлетическому принцу облегчить постельные забавы с двумя женщинами одновременно, с минимумом усилий.
Оригинал хранится в Париже, а это- копия из музея в Праге.
Known romantically as a ‘siege d’amour’, or love-seat, this chair allowed the distinctly unathletic Bertie to have his way with two women simultaneously, all with the minimum of effort.
Это ‘siege d’amour’ много лет скрывали от общественности, но теперь показали в документальном фильме BBC о жизни Эдуарда VII.
———-Интерьеры борделя «Le Chabanais»———
======================================== ======
Фото не очень качественные, но удалось найти только такие:
Грот- Grotte des Nobelpuffs «Le Chabanais» (das Foto von 1910 versah Buchautorin Nicole Canet per Montage mit der Büste der Prostituierten Emma).
— один из самых роскошных и известных борделей Парижа, вёл деятельность с 1878 по 1946 годы (с 1946 года бордели во Франции были запрещены законодательно). Располагался в самом центре Парижа рядом с Лувром по адресу 12 rue Chabanais.
Был основан ирландкой Мадам Келли, имевшей хорошие связи с видными членами престижного Жокейского клуба Парижа (фр. Jockey-Club de Paris). Акции заведения были проданы богатым анонимным инвесторам, общая сумма средств, вложенных в развитие и запуск борделя, составила порядка 1,7 миллиона франков.
«Испанская комната». Она включала в себя великолепные декоративные украшения стен и зеркала (фото 1900 г.)
Комната «Тысяча и одна ночь»
———————
Каждая из спален была выполнена в определённом стиле — японском, мавританском, индийском, китайском и других. Следует отметить, что проект и дизайн спальни в японском стиле выиграл приз на Всемирной выставке 1900 года.
Внутренние стены борделя были украшены полотнами Анри де Тулуз-Лотрека, который, являясь частым клиентом заведения, специально для Шабане создал 16 больших полотен. Частым посетителем борделя являлся Ги де Мопассан, который настолько был воодушевлён обстановкой мавританской комнаты борделя, что создал её полную копию в своем особняке.
салон Людовика XV
(Foto von 1900, Prostituierte von Buchautorin Canet per Montage hinzugefügt
салон Людовика XV.der Salon Louis XV
Бывали прецеденты, когда французское правительство включало посещение Ле Шабане в программы визитов иностранных гостей государства, как правило, в официальных документах посещение борделя отражалось как «Визит к президенту Сената».
В середине 1920-х годов с появлением борделя «Один Два Два» (фр. le One Two Two) Шабане утратил титул главного и самого роскошного борделя Парижа, однако продолжал существовать и пользоваться спросом.
Там бывали Хамфри Богарт, Мэй Уэст и Кэри Грант.
Maisons Closes
Galerie au Bonheur du Jour
11, rue Chabanais
Midnight in Le Chabanais
Le Chabanais vers 1940
Во время фашистской оккупации Парижа по решению оккупационных властей было сохранено 20 борделей, в числе которых и Шабане. Своё существование бордель прекратил в 1946 году после принятия закона о закрытии борделей и домов терпимости во Франции.
Бывает ли ложь во спасение?
Приблизительное время чтения: 10 мин.
Иудина правда погибельна, а ложь иногда необходима. Вынужденно необходима. Сказать, что она спасительна, было бы неверно. Ведь в ситуации, когда к Вам подбегает человек с дубиной, есть ещё один вариант поведения — быть мучеником правды и ответить: «Здесь был человек, я знаю, где он, но не скажу, даже если мне придётся умереть». Вопрос только в том, все ли способны на это?
Всегда ли спасительна правда?
Протоиерей Георгий Горбачук, ректор Владимирской духовной семинарии, настоятель Спасо-Преображенского храма у Золотых Ворот, Владимир
Ответ, казалось бы, очевиден. Ложь — это грех, следовательно, она не может быть спасительна.
Но всё ли так однозначно? Всегда ли спасительна правда?
Давайте обратимся к Евангелию. Иуда не солгал. Он не Петра поцеловал, сказав, что это Иисус, и не Фому. Но правда, сказанная не вовремя, не для пользы, не для добра, является предательством и считается тягчайшим грехом. Такая правда — прямой путь в ад и она не может быть спасительна.
А если правда не всегда спасительна, логично предположить, что иногда лучше солгать, чем сказать правду.
Чтобы пояснить это утверждение, приведу следующий пример.
В советское время меня неоднократно вызывали в Комитет государственной безопасности для «проработки» (он располагался в здании, где теперь находится Владимирская духовная семинария). Как-то раз мне показали список фамилий и спросили, крестил ли я названных там людей.
Если бы я сказал правду и признался в совершении таинства, людей, занесённых в список, стали бы прорабатывать на партийных собраниях, лишили бы премий, сняли бы с очереди на квартиры и т. д. Поэтому я ответил сотруднику КГБ, что не крестил названных в списке, и объяснил суть проблемы следующим образом: «Мимо меня бежит человек в большом страхе, я вижу, как он прячется в кустах. Вскоре прибегает другой, с дубиной в руках, и спрашивает: «Не пробегал ли здесь кто-либо?» Если я покажу неверное направление, спрятавшийся будет спасён. Поэтому я отвечаю: не крестил никого из указанных Вами лиц». Он негодовал, но дело на том и закончилось.
Итак, Иудина правда погибельна, а ложь иногда необходима. Вынужденно необходима. Сказать, что она спасительна, было бы неверно. Ведь в ситуации, когда к Вам подбегает человек с дубиной, есть ещё один вариант поведения — быть мучеником правды и ответить: «Здесь был человек, я знаю, где он, но не скажу, даже если мне придётся умереть». Вопрос только в том, все ли способны на это?
Определить «наименьшее зло»
Протоиерей Александр Сорокин, настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери, председатель Издательского отдела Санкт-Петербургской епархии, Санкт-Петербург
Если кто думает, что «ложъ во спасение» — цитата из Библии, то он ошибается. Это искаженная цитата из 32 псалма: Не спасается царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея. Ложъ конь во спасенiе, во множестве же силы своея не спасется (Пс 32:16–17), по-русски: Ненадежен конь для спасения. Ложъ — в данном случае славянское краткое прилагательное мужского рода (в русском Синодальном переводе оно и переведено как «ненадежен»). Речь идет, как мы видим, о коне, однако в пословицу вошел совсем другой смысл. Другой пример употребления того же слова (и снова в Псалтири) — это псалом 115: Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложъ (Пс 115:2), то есть опять-таки «ненадежен». Мне кажется, когда мы стоим перед вопросом «лгать или не лгать» и при этом в пользу «лгать» нас склоняют различные соображения о благе или преодолении какого-то вреда, мы сталкиваемся с классической ситуацией выбора «наименьшего зла». Мы-то знаем, что в принципе, лгать — плохо, это грех, за это так или иначе если не угрызает, то укалывает совесть. Но бывают ситуации, когда на противоположной чаше весов («не лгать») оказываются перспективы еще худших последствий. Главный вопрос здесь, как всегда, в том, чтобы определить, что есть в той или иной ситуации «наименьшее зло». В самом ли деле данное конкретное вранье будет меньшим грехом и принесет меньше вреда, чем «правда-матка», которую человек готов «резать» по полной программе при любом раскладе? Не говоря уже о том, что совестливому человеку лгать даже «во спасение», даже в какой-то небольшой мелочи трудно и дискомфортно, так что обманывает он зачастую довольно неумело, и в конечном итоге от этого может выйти еще большее зло.
Если конкретизировать проблему, то нужно сказать, что ложь «в свою пользу» запретна, и прежде всего потому, что чаще всего «применяется», чтобы избежать неприятных последствий, наказания за преступление или расплаты за какую-либо ошибку. Допустимо солгать ради спасения жизни ближнего, укрывая его от преследования; иногда допустимо уклониться от истины, говоря о диагнозе смертельно больному человеку (подчеркиваю — иногда, так как очень многое зависит от самых разнообразных дополнительных обстоятельств). В целом же, если «ложь во спасение» и можно в каких-то конкретных редких ситуациях оправдать любовью к ближнему, то вообще она является весьма опасным инструментом, «замыливающим» глаз между любовью к ближним и неким «благом» по собственному разумению.
В черном белого быть не может
Священник Иоанн Охлобыстин, сценарист, писатель, Москва
Мне кажется, говоря о лжи, надо четко разграничивать два понятия — «ложь» и «утаивание». Ложь во спасение невозможна, а вот утаивание — да, в некоторых случаях оно, действительно, спасительно. Предположим, человек смертельно болен — это форс-мажорная ситуация, в которой сокрытие страшной правды — иногда единственный способ не дать ему пасть духом.
Но все-таки очень непросто самостоятельно, полагаясь лишь на свое представление о благе, решать, будет ли ложь в конкретном случае спасением. Мир существует по определенным законам, и событийный ряд — проявление этих законов, соответственно, он находится под патронажем Бога. Так или иначе, если ситуация произошла, значит она угодна Господу, либо спровоцирована нашими же поступками по попущению Божьему. Говоря неправду, мы коверкаем истину: в черном белого быть не может.
Ложная правда
Протоиерей Георгий Блатинский, настоятель храма Рождества Христова и святителя Николая Чудотворца, Флоренция, Константинопольский Патриархат
Нет, я считаю, что ложь, под каким бы соусом она ни подавалась, недопустима. В Евангелии написано, что отец лжи — дьявол (Ин 8:44). Если мы творим ложь, думая, что спасаем кого-то или что-то — это обман. Ложь, а другими словами лукавство, к добру привести никого и никаким образом не может. Лукавство Духом Святым не совершается. Поэтому нужно стараться не допускать лжи в наших речах или поступках.
Но, конечно, бывают в жизни ситуации, когда правда, сказанная в лицо, может сильно задеть человека, причинить боль. В таком случае, я предпочитаю просто не говорить ничего, отложить правдивый разговор до другого раза. Думаю, что не сказать — это, в редких случаях, все же возможный путь. Я бы очень хотел и этого не делать, но в жизни не все получается так, как хочешь. Поэтому я оставляю для себя эту возможность на крайний случай.
Истлевшие лохмотья глянцевой лжи
Протоиерей Игорь Пчелинцев, пресс-секретарь Нижегородской епархии, Нижний Новгород
Я понимаю, что люди, употребляющие выражение «ложь во спасение», чаще всего имеют в виду сокрытие или искажение настоящего положения дел ради душевного покоя, например, людей тяжело больных или еще в каких-либо критических ситуациях. В делах, когда невыгодно открывать правду, но от неведения никто не пострадает. То есть не имеется в виду какое-то сознательное предательство, служение «отцу лжи и главному лжецу».
Подобное, увы, возможно в нашем падшем мире, и от этого очень печально. Например, дипломатия (как дипломатия человеческих отношений, так и международная) тоже часто является «ложью во спасение». Применение этого приема и есть одно из свидетельств невыносимой разделенности нашего мира. Как смертная казнь — «необходимое, неизбежное зло», убийство во имя «счастья» оставшихся в живых. И душе остается только скорбеть и плакать о том счастливом времени, когда не надо будет прятать правду в истлевшие лохмотья глянцевой неправды.
При этом «ложь во избавление» — это и есть зло. Ложь есть ложь, и отвечать за нее надо как за грех. Например, Великая княгиня и преподобномученица Елисавета Феодоровна в своей Марфо-Мариинской обители старалась приложить усилия сердца, чтобы приготовить безнадежно больного человека к христианской кончине, нежели оставлять его в неведении о своем трагическом положении.
Нельзя врать Богу
Священник Евгений Лихота, настоятель Свято-Христорождественской церкви, Брест
Мы живём в мире, который лежит во зле. В нём часто действуют законы греховных сплетений, где ложь порождает ложь. Христианство предлагает вариант разорвать цепь лжи — покаяние. Другой вопрос — говорить ребёнку о том, что он скоро умрёт? Является ли ложью сокрытие правды или умолчание о правде? Это дело совести каждого.
Авва Дорофей в своих поучениях писал, что «когда случится такая великая необходимость уклониться от слова правды, то и тогда человек не должен оставаться беспечальным, а должен каяться и плакать перед Богом и считать такой случай временем искушения».
Мне кажется, проблема современных людей — разорвать круг лжи в их собственной жизни. Человек надевает одну маску в общении с близкими, другую — на работе, ещё одну — в кругу друзей, и, самое страшное, он надевает маску, когда начинает читать молитвенное правило или идёт в церковь. Он начинает врать Богу и теряет себя. В этой лжи распадается его собственная душа. Насколько человек духовно развивается, настолько же он освобождается от всякой лжи.
С какой целью произнесена неправда?
Священник Александр Рябков, клирик храма святого великомученика Димитрия Солунского, Санкт-Петербург
Сказанная один раз неправда — это еще не сама ложь. Всякий может споткнуться, испугаться, попасть под давлени е более сильного. Ложь — это внутренняя установка, сложившееся мировоззрение или даже намеренное служение «отцу лжи». В основе лжи лежит неправильный жизненный ориентир. Поэтому нужно различать — с какой целью произнесена неправда?
Если я скрываю местоположение человека от людей, которые хотят подвергнуть его насилию, будет ли это ложью? Нет, потому что в основе есть желание послужить правде. Разве служили лжи герои-подпольщики, не выдавая своих товарищей? А будем ли мы служить лжи, если будем беречь своих детей от разлагающей информации? Конечно, нет. Но если мы в процессе их воспитания не будем исправлять свои недостатки, а просто всеми средствами скрывать их, — это будет ложью. Будем ли мы служить лжи, сберегая человека, ставшего на путь исправления, от прежних развращающих его связей? Нет, мы, например, вправе сказать старым дружкам, что того, за кого мы боремся, нет дома или он уехал.
Но можем ли мы не говорить человеку, что он смертельно болен? Если человек болен нравственно, нельзя от него это скрывать. Если человек болен физически и дни его сочтены, он тоже должен быть об этом извещен. Ему надо примириться с Богом, ближними, осознать реальность встречи с иным миром и быть готовым к ней. И часто в этой ситуации близкие выбирают путь «заговаривания зубов». «Мы его обманываем ради него». Но здесь есть лукавство. Создать человеку покойную атмосферу осмысления пройденного пути и расположить его к покаянию — большая и серьезная работа. И мы не хотим взваливать на себя еще и этот психологический груз.
Промолчать ради любви
Архимандрит Алексий (Шинкевич), ответственный сотрудник Белорусского экзархата по связям со СМИ, Минск
К сожалению, в пастырской жизни бывают такие ситуации, когда приходится не говорить истинную правду, но только в тех случаях, когда она опаснее и губительнее лжи. Но не менее ответственна ситуация, когда приходится открывать истину, как бы нелицеприятна она ни была. Решение об умолчании требует особых нравственных борений и переживаний. Вспоминаются слова отца Павла Флоренского, который заметил, что даже истина, даже правда — антиномична, противоречива.
Ибо не может быть у Бога неправда (Иов 34:10).
Здесь нужно иметь особое духовное рассуждение, содействующий истине и правде особый внутренний голос Божий, или, как говорит апостол Иоанн, здесь нужен ум, имеющий мудрость (Откр 17:9).
Ложь — то, чего нет
Иеромонах Никон (Бачманов), преподаватель Ставропольской православной духовной семинарии, Ставрополь
Для человека размышляющего ответ очевиден, никакой грех (а ложь — это грех) не может нас сделать ближе к Богу, т. к. ложь есть злой вымысел сатаны, ложь — это, по сути, то, чего нет. Священное Писание осуждает ложь в любой форме: всякая неправда есть грех (1 Ин 5:17). Но вот когда приходится спускаться из области размышлений к реалиям жизни, то наша падшая природа подводит. Всякий человек лжив (Рим 3:4), говорит нам апостол Павел о нашей природе. Здесь, однако, нет противоречия. Если мы обратимся к Священному Писанию и житиям святых, то увидим, что в них ложь и хитрость либо однозначно осуждаются, либо имеют плачевные последствия. Например, ветхозаветному Иакову за обман отца пришлось долго терпеть скитание вдали от родного дома и ненависть брата. Да и сами каноны церковные не освобождают от ответственности тех, кто хотя и по нужде, но согрешил обманом (Последование о исповеди. Требник). Сказать, безусловно, возможна ли ложь во спасение, — нельзя. А вот на вопрос, приведет ли ложь к спасению нашей души, ответ однозначный — нет! «Ложь заключает двери к молитве. Ложь изгоняет веру из сердца человека. Господь удаляется от человека, творящего ложь» (свт. Феофан Затворник).