ломоносово питер что там посмотреть
Маршрут: «ТОП-10 самых интересных достопримечательностей Ломоносова за 1 день»
Город Ломоносов расположен в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга, на южном берегу Финского залива, в устье реки Караста. Он всего на 7 лет младше Северной столицы, был основан ещё при Петре I в 1710 году как загородная резиденция генерал-губернатора «Питербурха» — Александра Даниловича Меншикова.
Главной достопримечательностью Ломоносова, безусловно, является знаменитый и замечательный дворцово-парковый ансамбль XVIII века «Ораниенбаум». Самым уникальным фактом в истории Ломоносова является то, что все дворцы и парки, памятники Ораниенбаума — единственные в пригородах Петербурга, которые не были разрушены ни революциями, ни войнами.
Город награждён орденом Отечественной войны I степени, является городом воинской славы. Главные великие памятники старины дошли до наших дней такими, какими были созданы свыше 2-х столетий назад — и в этом их особая ценность. Помимо замечательных достопримечательностей дворцово-паркового ансамбля, здесь расположены оранжереи, в которых по сей день выращиваются редчайшие экзотические растения.
На этой онлайн-экскурсии мы расскажем вам о том, какие достопримечательности можно посмотреть в Ломоносове за 1 день. Стоит заметить, на сегодняшний день на территории города Ломоносов находится порядка 210 памятников истории и культуры. Разумеется, все достопримечательности города не пересмотреть за 1 день, но будет повод вернуться сюда обратно, и ещё не один раз…
История Ломоносова и интересные факты
Светлейший князь Александр Данилович Меншиков, щедро вознаграждённый государем здешними землями, создал несколько резиденций: в Усть-Ижоре, вблизи Стрельны, в Петергофе, а на небольшом расстоянии от острова Котлин возвёл небольшую усадьбу, с 1710 года получившую название «Ораниенбаум».
Насчёт происхождения названия существует несколько версий, по одной из них, имя связано с интересным историческим фактом. На земле, где Меншиков собирался возводить усадьбу, находилась оранжерея с померанцевыми деревьями, над каждым из которых висела табличка с надписью «Oranienbaum», что в переводе с немецкого означает «померанцевое дерево». Это так позабавило царя Петра I, что он пожелал присвоить такое же название усадьбе.
Городом Ораниенбаум стал в 1780 году по приказу Екатерины II, чья юность и молодость была тесно связана с этими местами. В дальнейшем в Ораниенбауме часто отдыхала императорская династия Романовых. 23 февраля 1948 года город был переименован в честь Михаила Васильевича Ломоносова, гениального русского учёного и изобретателя, просветителя, поэтаа и художника, химика и механика.
В этих краях Ломоносов занимался разработкой цветного стекла, смальт для создания мозаичных картин и украшения дворцов, в том числе, для дворцов Ораниенбаума. Михаилом Васильевичем Ломоносовым была основана Усть-Рудицкая фабрика цветного стекла близ Ораниенбаума. В 1955 году в городе Ломоносове установили памятник русскому учёному М. В. Ломоносову.
Маршрут: «ТОП-10 самых интересных достопримечательностей Ломоносова за 1 день»
1. Усадьба «Дача Максимова»
На Краснофлотском шоссе, на пути к музею-заповеднику «Ораниенбаум», находится дача Максимова 1892 года постройки. Этот дом в Ломоносове является памятником архитектуры федерального значения, представляющий большую ценность. Его фасады и интерьеры (насчёт последних вообще редкий случай) во многом сохранили историческую архитектуру.
Эксперты считают, что дача Максимова, своего рода, — «последний из могикан» из всего масштабного дачного строительства вдоль южного берега Финского залива на рубеже XIX — XX веков. Очень долгое время не было известно, кому в точности дача принадлежала — знали только, что некому Максимову, в 1990-х считали, что он был адмиралом.
Не так давно удалось установить, что этой дачей владел петербургский купец 1-й гильдии Иван Максимович Максимов (1840—1906). В купеческой книге 1891 года про Максимова сказано, что он «получил домашнее образование», в 1862-1879 годах — купец 2-й гильдии, с 1880 года — петербургский купец 1-й гильдии, потомственный почётный гражданин.
Иван Максимов начал собственное дело в Петербурге, а область деятельности выбрал — ссудный процент, и преуспел на этом поприще. Максимов начинал деятельность с меняльной лавки, которая находилась в Малом Гостином дворе, расположенном по Банковской линии, ныне улица Ломоносова, 2.
В 1900 году Максимов преобразовал меняльную лавку в банкирскую контору. Банкирские конторы, особенно расположенные вблизи биржи, занимались кредитованием биржевых игроков. В XX веке он был одним из руководителей Санкт-Петербургского городского кредитного общества, дослужился до чина действительного статского советника.
Дача Максимова появилась на территории усадьбы «Андреевское», названной так по имени управляющего Ораниенбаумом. А ему эти земли подарил император Александр I в 1820 году в благодарность за отличное состояние резиденции, особенно любимой государем в последние годы его царствования.
Сохранилась сюита литографий Мартынова этого времени с изображением пейзажей в окрестностях Ораниенбаума. Некоторые из них создавались именно на этой даче. До 2009 года на даче располагался Ломоносовский дом ребёнка, теперь дети распределены по другим учреждениям.
Ныне здание не используется, но охраняется — внутри постоянно находится дежурная. В бывших оранжереях, а это кирпичная пристройка во дворе, — жильё и котельная. Самый удивительный факт состоит в том, что в доме сохранились некоторые исторические интерьеры, в том числе, великолепная деревянная лестница. Усадьба обнесена забором. Если удастся попасть на дежурную, можно упросить посмотреть дачу внутри.
2. Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум»
Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» формировался в XVIII веке и является уникальным памятником архитектуры. В 1918 году он был национализирован, а в 1922 году открыт для посещения. Современное название получил в 1993 году; с 2007 года находится в ведении музея-заповедника Государственного музея-заповедника «Петергоф».
Старейшее и, пожалуй, главное строение дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаума», ради которого многие приезжают в Ломоносов, это Большой Меншиковский дворец. Логично, ведь с него вырос весь Музей-заповедник. Дворец был возведён по проекту архитекторов Ф. Фонтана и И. Г. Шеделя в 1710—1727 годах.
На территории музея-заповедника расположено несколько павильонов, 2 парка, 5 прудов и морской канал. Здание Большого дворца состоит из главного двухэтажного корпуса, прилегающих к нему одноэтажных галерей и боковых павильонов — Японского и Церковного.
Дворец расположен на краю естественной возвышенности и делит парк Ораниенбаума на 2 части — регулярный Нижний сад и пейзажный Верхний парк. Верхний парк, в свою очередь, делится тоже на 2 части — Петровский парк, на его территории была обустроена потешная крепость — Петерштадт, и находится ансамбль Собственной дачи, в который входят такие достопримечательности, как павильон Катальной горки и Китайский дворец.
В северной части Нижнего сада расположен Картинный дом — одноэтажное здание с надстройкой, называемой мезонином. На территории Верхнего парка, недалеко от катальной горки, расположено Каменное зало, предназначавшееся для проведения увеселительных мероприятий.
Не меньшего внимания достоин павильон «Китайская кухня». От крепости Петерштадт до наших дней сохранились лишь ворота и дворец Петра III. На территории Собственной дачи сохранились все павильоны. Основными из них являются Китайский дворец и Катальная горка.
Достопримечательностью Китайского дворца является Стеклярусный кабинет, внутри которого располагаются 12 панно из стекляруса. Что касается Монументальной Катальной горки в Ораниенбауме, то она была не единственной в Санкт-Петербурге — другая находилась в Царском селе. Длина горки на Собственной даче достигала 500 метров и поддерживали её более 700 колонн.
Лайфхаки: В «Ораниенбауме» каждое здание неподражаемо; в стенах главного дворца можно увидеть портреты царской семьи, а также роскошные интерьеры стиле барокко с позолоченной лепниной, антикварной мебелью в прекрасном состоянии и многое другое.
Гуляя по Нижнему саду, открывается «окно возможностей» для получения наслаждений от созерцания экзотической природы и живописного пейзажа. Для посещения паркового ансамбля необходимо оформить абонемент.
Сегодня у каждого туриста есть шанс оценить оригинальные творения дворцовых мастеров прошлых веков. Чтобы посмотреть все достопримечательности Музея-заповедника «Ораниенбаум» потребуется не один день, но если просто пройтись и освоиться, то хватит немного времени для начала, чтобы надолго остаться в восторге и захотеть сюда вернуться снова.
3. Собор Михаила Архангела
Также неподалёку от музея-заповедника «Ораниенбаум», на Дворцовом проспекте, расположен православный храм — Собор Архангела Михаила, который возвели к 300-летию дома Романовых, в память о владельце Ораниенбаума — великом князе Михаиле Павловиче.
По инициативе протоиерея Г. М. Любимова была заложена деревянная церковь на каменном фундаменте с деревянной колокольней в 1865 году. Собор возводили по проекту архитектора Г. А. Прейса на пожертвования частных лиц. Освящение храма состоялось 29 декабря 1866 года. В церкви было три престола: главный — во имя Архистратига Михаила, и боковые — святителя Николая Чудотворца и Казанской иконы Божией Матери.
В 1905-1907 годах к храму пристроили каменную трехъярусную колокольню по проекту архитектора Н. А. Фролова. Но так как колокольня стала сильно диссонировать с деревянным храмом, было принято решение возвести новый каменный собор. Деревянную церковь разобрали в 1912 году.
Проект храма, разработанный архитектором Петергофского дворцового управления А. К. Миняевым, был одобрен 20 мая 1911 года Академией художеств, закладка состоялась 3 сентября того же года. Строительство было приурочено к 300-летию дома Романовых.
И уже 12 февраля 1914 года собор был освящён митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром (Богоявленским). В 1932 году храм был закрыт, судьба его внутреннего убранства неизвестна. В здании находился склад. В 1988 году община вернулась в храм. В октябре этого же года в соборе был отслужен первый молебен по случаю начала восстановительных работ.
После окончания реставрационных работ повторное освящение состоялось 2 февраля 1992 года. Храм однозначно стоит посетить, его стены расписаны петергофским художником Сергеем Спицыным. Здесь изображены лики святых: Михаила Архангела, Спиридона Святого и Николая Чудотворца, представлены иконы Святой Троицы, уникален иконостас. Потолок украшают лепнина и хрустальная люстра.
4. Памятник-бюст М. В. Ломоносову
Памятник Ломоносову, незаслуженно позабытый в справочниках и малопосещаемый туристами, входит в наш Топ-10 лучших достопримечательностей Ломоносова, в честь кого город был назван. Как мы уже рассказывали в самом начале, Михаил Васильевич творил в этих краях и много сделал для Ораниенбаума. А этот скульптурный ансамбль — уникален.
Памятник Ломоносову стоит сбоку от Дворца культуры, на пригорке, и в сторонке от знаменитого дворцово-паркового комплекса «Ораниенбаум», и в сторонке от туристских тропок. Но мы восстановим справедливость и обязательно посетим, чтобы отдать дань уважения гениальному учёному, много сделавшего для города и страны.
Памятник-бюст Ломоносову создал скульптор Гавриил Давидович Гликман, помимо того изваявший несколько других бюстов в пригородах Санкт-Петербурга. Первоначально в 1954 году памятник-бюст М. В. Ломоносову, который сделал Гавриил Гликман, брат профессора Ленинградской консерватории Исаака Гликмана, установили в Ленинграде на перроне Балтийского вокзала, откуда отправляются электропоезда в Ораниенбаум.
В исторической справке это объясняется тем, что недалеко от Ораниенбаума находилась усадьба М. В. Ломоносова Усть-Рудица, где учёный в 1753 году основал фабрику по изготовлению цветных смальт. В память об этом в 1948 году город Ораниенбаум был переименован в город Ломоносов, а на перроне электричек ораниенбаумского направления на Балтийском вокзале через несколько лет был установлен памятник Ломоносову.
Летом 1955 года бюст Ломоносова убрали и установили уже на платформе железнодорожной станции «Ораниенбаум». Рядом с перроном бюст простоял еще несколько лет. В 1961 году к 250-летию со дня рождения учёного памятник перенесли в уютный скверик на проспект Юного Ленинца, ныне Дворцовый проспект, где он стоит сегодня в привычном для горожан месте.
На пьедестале размещён бюст ученого, а на постаменте сидит мальчик с книгой, в котором можно узнать — то ли будущее прославленное светило российской науки, — то ли некий аллегорический образ-наказ будущим поколениям: «грызть гранит науки». Бюст Ломоносова однозначно заслуживает особого внимания, чтобы проникнуться его тайным смыслом.
5. Краеведческий музей
Буквально рядом с памятником Ломоносову находится Краеведческий музей города, причём, в старинном особняке, построенном в конце XIX – начале ХХ веков стиле «модерн» для Офицерской стрелковой школы. Здание музея является памятником истории и культуры регионального значения, на который однозначно стоит взглянуть, а музей посетить.
Краеведческий музей города Ломоносова был создан в 1970 году, располагается в историческом центре города. Музей уникален тем, что в нём собраны уникальные коллекции экспонатов и исторических архивов. Занимались коллекционированием и собирательством для музея несколько поколений его сотрудников.
Но это ещё не все интересные факты о музее в Ломоносове. В конце 2004 года началась реставрация здания. В 2010 году разработали дизайн-проект музейной экспозиции «Три века истории Ораниенбаума-Ломоносова» для залов первого и второго этажей, а также вестибюля и входной зоны.
В настоящее время экспозиция музея представлена в 4-х залах, таких как Допетровский период, Ораниенбаум — XVIII век, Ораниенбаум — XIX век, Ораниенбаум — XX век. Здесь можно увидеть предметы, найденные археологами во время проведения раскопок на территории крепости «Копорье» и макет крепости.
Также имеются материалы о периоде жизни и деятельности А. Д. Меншикова; строительстве Большого дворца; служении народу учёного М. В. Ломоносова; становлении и развитии Усть-Рудицкой фабрики цветного стекла; а также об архитектуре и культуре Ораниенбаума XIX века.
В стенах музея можно увидеть Ораниенбаум в почтовых открытках XIX века; личные вещи семьи композитора И. Стравинского; предметы Ораниенбаумской Офицерской стрелковой школы, переданные сыном последнего начальника Н. М. Филатова; личные вещи военных лётчиков периода Великой Отечественной войны и Героя Советского Союза лётчика-истребителя Г. Д. Костылева и многие другие.
Среди наиболее интересных предметов стоит отметить мумии посёлка Мартышкино (XVIII в.), археологические предметы из раскопок в Копорье и Усть-Рудице, скульптурный портрет И. Ф. Стравинского, фотографии и графические изображения архитектуры города в конце XIX — начале XX веков.
Весьма уникальны видовые открытки Ораниенбаума; архивные документы по истории Офицерской стрелковой школы в Ораниенбауме; обширная фотоколлекция, большую часть которой составляет материал по Ораниенбаумскому плацдарму.
В целом, в просторных отреставрированных залах размещена экспозиция «Три века истории Ораниенбаума-Ломоносова», где можно увидеть мумии из древнего захоронения; понять, как выглядела Усть-Рудицкая фабрика, основанная близ Ораниенбаума М. В. Ломоносовым; как проводили время многочисленные ораниенбаумские дачники в XIX веке; и что пришлось перенести жителям города во время Великой Отечественной войны.
Старинные предметы и произведения искусства органично сочетаются с инновационными музейными технологиями. Каждый желающий, к примеру, может сесть в кабину самолёта Ла-5 с подлинной приборной панелью.
На территории музея ежедневно проводятся индивидуальные, групповые и детские экскурсии. А рядом с музеем расположена уютная столовая с вкусной домашней едой, где можно подкрепиться, как раз в середине нашего пути — на Экваторе, так сказать.
6. Городские ворота Ораниенбаума
Каждого гостя города Ломоносова встречают кирпичные оштукатуренные ворота кубической формы с прорезанной въездной аркой. Построенная в строгом классическом стиле арка городских ворот Ораниенбаума — красивый и величественный памятник, объект культурного наследия федерального значения.
Первые городские ворота в Ораниенбауме с двумя кордегардиями возвели при въезде в дворцовую слободу со стороны Санкт-Петербурга в 1762 году по проекту П. Ю. Патона. Ворота были выполнены в виде центральной арки и пристроенных к ней двух невысоких флигелей.
После Победы России в Великой Отечественной войне 1812 года в Ораниенбауме началось активное строительство. Под руководством архитектора В. П. Стасова с 1815 года город стал расширяться и старые въездные ворота оказались внутри городской черты.
Начало правления Николая I в Ораниенбауме ознаменовалось разбором старых деревянных ворот и возведением новых городских ворот. Их построили 1826–1829 годах; автором проекта стал архитектор Алексей Максимович Горностаев, который в то время начинал свой архитектурно-творческий путь и творил в классическом стиле.
Городские ворота в Ораниенбауме строились как триумфальный памятник воинской славе — в честь победы России над Наполеоном. Работу по строительству ворот продолжил архитектор Иосиф Иванович Шарлемань I, кстати, автор многих зданий в Петергофе.
Архитектор Гороностаев позже стал известен как автор проектов храмов в русско-византийском стиле. А пока классический проект городских ворот в Ораниенбауме предусматривал два двухэтажных караульных помещения, соединённых аркой с полукруглыми окнами на втором ярусе.
При СССР, в 1930-х годах караульные помещения охраны превратили в гараж. Затем сделали сквозные проходы. Некоторые жители Ломоносова помнят их. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в осаждённом Ораниенбауме везде создавались линии оборонительных укреплений.
Дорогу из Петергофа в Ораниенбаум перегораживали ряды бетонных противотанковых надолбов. Аналогичная заградительная линия была и у городских ворот. До наших дней сохранились 4 надолба — память о героической обороне Ораниенбаумского плацдарма.
В 1998 году начались работы по комплексной реставрации городских ворот в Ломоносове. Проект разработали в точном соответствии с первоначальным замыслом архитектора. По архивным фотографиям хотели восстановить оригинальный рисунок рельефных вставок в верхней части ворот — изображений военной арматуры как символа Победы.
Однако во время работ встал вопрос об удешевлении. В итоге, были установлены рельефы, выполненные в 1950-х годах. Они напоминают оригинальные, но не были воссозданы в точности. Согласно проекту, восстановление герба Ораниенбаума над воротами, со стороны Санкт-Петербурга, было выполнено в точности.
На западном фасаде, со стороны Ломоносова, по проекту должна была восстановлена надвратная икона Богоматери, оберегающую город Ораниенбаум. Однако вместо неё установили традиционный декоративный элемент — маску льва.
В настоящее время требуется завершение реставрационных работ во внутренних помещениях и дальнейшее их использование как музея-памятника под названием «Воинская слава Ораниенбаума-Ломоносова». От Городских ворот, расположенных на Краснофлотское шоссе, сразу можно попасть на Дворцовый проспект с главной достопримечательностью города —дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум».
Что посмотреть в Ломоносове? Лучшие достопримечательности Ломоносова
Очаровательный пригород Санкт-Петербурга – город Ломоносов, ранее назывался Ораниенбаумом, полон старинных и уникальных достопримечательностей, среди которых немало роскошных дворцов и парков. В нём дышится петровской эпохой. Не верите? История Ораниенбаума восходит к началу XVIII века, и он всего на 7 лет моложе города на Неве.
Сегодня Ломоносов погружает своих гостей не только в атмосферу старины, но и высшего общества, светских раутов и придворных интриг. Это единственный город в окрестностях Северной столицы, который дошёл до наших дней почти в первозданном облике, так как не был разрушен ни революциями, ни войнами. Интересно?
К тому же, город Ломоносов расположен на живописном южном берегу Финского залива. Здорово? Тогда изучите его самые привлекательные локации, после чего вы однозначно примете для себя решение, что Ломоносов реально заслуживает внимания и город стоит посетить. Но сначала расскажем ещё немного о его исторических уникальностях.
Всё самое интересное из истории
Ораниенбаум был задуман как часть величественной панорамы, которая приветствует всех прибывающих морем в новую российскую столицу. Парадная резиденция «первого» вельможи державы должна восприниматься, помимо всего прочего, как символ триумфа России, победившей в Северной войне.
Сподвижник Петра I, светлейший князь Александр Данилович Меншиков, щедро награждённый государем местными землями, создал несколько резиденций: в Усть-Ижоре, близ Стрельны, в Петергофе. Также неподалеку от острова Котлин построил небольшую усадьбу, с 1710 года именуемую «Ораниенбаумом».
Насчёт названия существует несколько версий, согласно одной из них, оно связано с интересным историческим фактом. На участке, где Меншиков собирался строить усадьбу, была оранжерея с апельсиновыми деревьями, над каждым из которых висела табличка с надписью «Ораниенбаум», что по-немецки означает «апельсиновое дерево».
Это так позабавило царя Петра I, что он пожелал присвоить поместью такое же название. Ораниенбаум стал городом в 1780 году по велению императрицы Екатерины II, юность и молодость которой были тесно связаны с этими местами.
В дальнейшем императорская династия Романовых часто отдыхала в Ораниенбауме. Самым уникальным фактом в истории Ломоносова является его сохранение первоначального облика. Удивительным образом его дворцов и парков, а также памятников – единственных в пригородах Санкт-Петербурга не коснулись жестокие потрясения этого края.
После Великой Отечественной войны, 23 февраля 1948 года Ораниенбаум был переименован в честь великого российского учёного и изобретателя, гениального химика и механика, выдающегося просветителя, поэта и художника Михаила Ломоносова. И наименование города в честь учёного неслучайно.
В этих краях Ломоносов занимался разработкой цветного стекла, смальты для создания мозаичных картин и украшения дворцов, в том числе и для дворцов Ораниенбаума, рядом с которым Михаил Васильевич Ломоносов основал Усть-Рудицкий завод цветного стекла.
В марте 1753 года он получил надел Усть-Рудицкой земли близ Ораниенбаума, где 2 небольшие реки — Pудица и Чёрная, сливаясь, образуют речку Кoваши. Именно в этих местах Михаил Васильевич проявил себя не только как талантливейший инженер, но и как очень эффективный управленец.
Он самостоятельно разработал проект завода; им было выбрано место, и весьма удачно. Его детище работало успешно, применялись новые технологии того времени, вместо заграничного дорогущего сырья применяли отечественное.
От Усть-Рудицкой фабрики Ломоносов не получал доходов, так как учёный не занимался наживой и эта сторона дела его мало интересовала. В 1955 году в городе был установлен памятник учёному М. В. Ломоносову.
Главной достопримечательностью Ломоносова, конечно же, является знаменитый и замечательный дворцово-парковый ансамбль XVIII века «Ораниенбаум». Туда мы и направимся, в первую очередь, а затем продолжит путешествие и предложим аудиогид по Ораниенбауму и маршрут по городу Ломоносову.
Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум»
Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» является шедевром архитектурной мысли и ландшафтного дизайна. Его дворцы и парки восхищают своей утончённой красотой и величием.
Уникальный памятник архитектуры XVIII века «Ораниенбаум» сначала служил как загородная резиденция императоров и знати.
В 1918 году он был национализирован и открыт для широкой публики в 1922 году. Свое нынешнее название он получил в 1993 году, с 2007 года находится в ведении Государственного музея-заповедника «Петергоф».
На территории музея-заповедника есть, что посетить – и Большой дворец, и парки, и павильоны, и пруды, и морской канал, и многое другое. Тут приятно даже просто прогуляться, приятно и с пользой провести время.
Большой Меншиковский дворец
Самым старым и, пожалуй, главным сооружением дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум», ради которого многие приезжают в Ломоносов, является Большой Меншиковский дворец.
Церковный павильон
Ораниенбаумская Пантелеймоновская придворная церковь расположена в башенном павильоне Большого Меншиковского дворца. Она была построена по приказу первого владельца Ораниенбаума князя Александра Меншикова и освящена во имя Святого великомученика и целителя Пантелеймона 3 сентября 1727 года.
Церковь, задуманная как триумфальный памятник морским «викториям» Петровской России, на протяжении 2-х столетий совмещала в себе функции придворной и приходской церкви, став центром религиозной жизни Ораниенбаума.
За долгую историю Ораниенбаумской резиденции интерьер Церковного павильона несколько раз менялся. В исторический комплекс дворцовой церкви входили также помещения тёплой (Зимней) церкви, хозяйские ложи, ризницы, убранство которых не сохранилось. Ныне тут находится основная часть музейной экспозиции, посвящённой истории церкви и её прихода и охватывающей период с 1700-х по 1900-е годы.
Парк Ораниенбаум
Дворец расположен на краю естественного холма и делит Ораниенбаумский парк на 2 части.
Ораниенбаумский парк – ценнейший образец садово-паркового искусства второй половины XVIII-середины XIX века. Он состоит из нескольких исторически сложившихся частей, каждая из которых сформировалась в определённые периоды создания дворцово-паркового комплекса.
Верхний парк и павильоны
Верхний парк занимает территорию около 160 га и расположен на плато, которое простирается на юг и на запад от Большого Меншиковского дворца. Облик, сохранившийся до наших дней, парк приобрел к середине XIX века.
Ансамбль Собственной дачи
На территории Собственной дачи до наших дней дошли все павильоны. Главные из них – павильон Катальной горки и Китайский дворец. В Верхнем парке, недалеко от Павильона Катальной горки, есть Каменное Зало, которое использовалось для развлекательных мероприятий.
Павильон Катальной горки
Среди всех сооружений Верхнего парка Ораниенбаума самым впечатляющим является павильон Катальной горки. Возвышаясь, как маяк, на высоком выступе на берегу, он виден издалека, откуда ни посмотри.
Его построили в 1762-1774 годах, уцелел павильон, лаконичные фасады которого контрастируют с изысканностью внутреннего убранства. Каждый из интерьеров уникален. Круглый зал украшен картинами, лепниной и позолотой русских и итальянских мастеров. Большую художественную ценность представляет Фарфоровый кабинет.
Пергола
Беседка расположена вдоль западного берега пруда перед Китайским дворцом. Пергола состоит из 54 пилонов, а к воде ведёт небольшая каменная лестница. Беседка была построена в 70-х годах XIX века и является характерной чертой ландшафтной архитектуры того периода.
Пергола расположена на том месте, где А. Ринальди намеревался построить Кофейный домик. Рядом с беседкой стоит большой старинный камень-валун, в котором вырублена скамейка и высечена надпись:
Великой государыни императрицы Екатерины Алексеевны Собственного саду построена в 1762 года.
Китайский дворец
Китайский дворец, возведённый к 1768 году и расположенный в глубине Верхнего парка, вобрал в себя все модные веяния и эстетические пристрастия XVIII века. Убранство дворца выполнено европейскими и русскими художниками-мастерами с исключительным мастерством и не имеет аналогов в мире.
Китайский дворец, окружённый со всех сторон зеленью, является частью большого дворцово-паркового комплекса «Собственной дачи» императрицы Екатерины II. Определение «Собственный» в придворной терминологии означало, что конкретное здание, павильон или сад, предназначалось для императорских особ, и сюда приглашались только избранные. Так обстояло дело и с Китайским дворцом, а также его окрестностями, – это была личная резиденция Екатерины Великой.
Несмотря на внешнюю сдержанность и некоторую строгость, внутреннее убранство дворца оформлено изысканно и удивительно элегантно. В средней части расположена анфилада парадных комнат, таких как Стеклярусный кабинет, Штофная опочивальня, Зал муз, Голубая и Розовая Гостиные, Большой и Малый китайские кабинеты.
Все эти названия говорят об исключительности и оригинальности дворцовых помещений. Главной знаменитостью Китайского дворца является Стеклярусный кабинет, сохранивший оригинальное убранство 1760-х годов.
«Китайская кухня»
Павильон заслуживает большого внимания. Он расположен на восточном берегу пруда, перед южным фасадом Китайского дворца. История его создания восходит к 1760-1770 годам, когда А. Ринальди построил ансамбль Собственной дачи.
По обе стороны пруда он предложил построить 2 павильона – Фрейлинский и Кофейный, но сооружен был лишь Фрейлинский. В 1852-1853 годах архитектор Л. Л. Бонштедт, в связи с реконструкцией Китайского дворца, перестроил павильон, и здание получило название «Китайская кухня». Здесь готовили блюда, которые доставляли в буфет Китайского дворца. Сейчас нижний зал, освобождённый от всех перегородок, используется для временных выставок музея-заповедника.
«Каменное Зало»
Небольшой дворец, известный как «Каменное Зало», был построен под руководством каменных дел мастера М. Л. Гофмана. Павильон предназначался для концертов, маскарадов и танцев во время пребывания в Ораниенбауме великого князя Петра Фёдоровича, будущего императора Петра III, и его супруги, Великой княгини Екатерины Алексеевны.
План сооружения был П-образный, в центральном каменном здании располагался большой зал со сценой. В праздничные дни площадь перед павильоном была заставлена столами, которую освещали цветные фонарики. Аллея, ведущая в парк, становилась импровизированной сценой для изысканных представлений.
Здесь праздновались именины годовалого сына Екатерины Алексеевны, великого князя Павла Петровича, и его отца, великого князя Петра Фёдоровича.
В настоящее время в «Каменном Зале» проходят концерты, в этом месте прекрасно звучит как камерная, так и оперная музыка. В павильоне проводятся фестивали и выставки, а также интерактивный кинотеатр.
Петровский парк
Петровский парк был заложен на правом берегу реки Караста одновременно со строительством Петерштадтской крепости. Парк был создан по принципу итальянских садов архитектором А. Ринальди при участии садового мастера Ламберти.
Кроме террас, каскадов и лестниц, в парке было несколько миниатюрных павильонов: двухэтажный Эрмитаж, Соловьёва беседка, Зверинец с фонтаном, Китайский дом. Парк также включал в себя элементы регулярного стиля — подстриженные кустарники и деревья в аллеях, геометрической формы площадки и лужайки.
Переправа соединяет восточную часть Верхнего парка с западной (Петровский парк с собственным дачным ансамблем). В Петровском парке на реке Каросте также есть несколько водопадов, выполненных из гранитных ступеней и каменных глыб.
Дворец Петра III
Непременной частью парадных загородных резиденций XVIII века были разного рода «увеселительные» постройки. В Ораниенбауме аналогичная крепость «Петерштадт» была построена для великого князя Петра Фёдоровича, будущего императора Петра III.
Дворец Петра III практически не пострадал во время Великой Отечественной войны и сейчас предстаёт в своём первозданном виде. Посетители музея имеют уникальную возможность прогуляться по залам, хранящим память о необычном русском императоре, а также спуститься из его покоев по потайной винтовой лестнице на территорию крепости «Петерштадт».
В музее представлены личные вещи Петра Фёдоровича: треуголка, шарф, мундир полковника Голштинского пехотного полка. Будучи комендантом крепости, он часто появлялся в этом наряде на балконе дворца, чтобы приветствовать своих подчинённых.
Сегодня Дворец Петра III является не только редким памятником архитектуры XVIII века, но и первым из произведений А. Ринальди, сохранившихся до наших дней. Дворец Петра III располагает уникальной коллекцией картин европейских художников XVII-XIX веков, предметов мебели и произведений декоративно-прикладного искусства.
Въездные Почётные ворота
Въездные ворота были главными воротами потешной крепости Святого Петра, которая позже была перестроена в крепость Петерштадт, большую по размерам. Здесь ворота были входом на небольшой пятиугольный плац, где проходили подготовку голштинские войска Петра III.
Архитектор ворот – Антонио Ринальди. Именно они стали первым объектом, построенным итальянским архитектором в России. В течение многих лет Почётные ворота оставались в заброшенном состоянии, а кованые железные ворота были сняты с петель и пылились в кладовых.
В рамках программы комплексной реставрации зданий дворцово-паркового ансамбля была проведена также реставрация Почётных ворот. Их с почётом открыли в октябре 2019 года.
Нижний сад
Прогулка по Нижнему саду открывает «окно возможностей» для наслаждения экзотической природой и живописным ландшафтом. В северной части Нижнего сада расположен Картинный Дом — одноэтажное здание с пристройкой, называемой мезонином.
Картинный дом
У Дворцового проспекта, у северной границы Нижнего сада, симметрично располагались 2 одинаковых здания, у восточного края ограды Нижнего сада и западного, — Оранжерея и Картинный дом.
Оранжерея была утрачена в XVIII веке, а Картинный дом сохранился до наших дней. Это одноэтажное каменное здание с мезонином. Точное время его постройки неизвестно — одни исследователи утверждают, что это первая треть XVIII века, другие — что строительство началось в 1752 году.
Известно, что в 1754-1761 годах это небольшое здание служило вместилищем для придворного театра, живописной коллекции, библиотеки и кабинета редкостей великого князя Петра Фёдоровича и являлось одним из ярких примеров универсального частного собрания XVIII века.
Для посетителей открыты 5 залов постоянной экспозиции музея: Двусветный зал, Картинный зал, Кабинет-Библиотека и 2 помещения Кунсткамеры. При Петре III в Картинном доме, вероятно, размещалась его коллекция картин (более 300 картин), а опись картин 1765 года указывает на существование шпалерной развески картин в Картинном доме, как и во дворце Петра III в крепости Петерштадт.
Во время Великой Отечественной войны, с сентября 1942 по май 1944-го, здесь располагалась так называемая Парковая школа – единственная школа на территории Ораниенбаума во время «малой блокады» (Ораниенбаумский плацдарм).
В восточном крыле Картинного дома располагался Оперный зал – первый придворный театр, устроенный великим князем Петром Фёдоровичем в Ораниенбаумской резиденции и просуществовавший с 1755 по 1758 год.
В настоящее время в пространстве реконструированного Оперного зала разворачивается мультимедийное представление, посвященное истории русского театра эпохи барокко.
Морской канал
Канал, соединяющий дворец с морем, является характерной чертой дворцовых ансамблей петровского времени. Для сравнения, в Петергофе Морской канал также проходит от Большого дворца.
В Ораниенбауме канал начали рыть в 1719 году. Берега канала были обсажены двойным рядом деревьев, и он заканчивался у ворот Нижнего сада с фигурной гаванью. На его берегу были построены каменный павильон и беседка.
В течение XVIII века канал и особенно причал неоднократно ремонтировались. Впоследствии канал был разделён на 2 части построенной железной дорогой. А в XX веке его ещё пересекала магистраль с интенсивным автомобильным движением.
Нижние дома
Нижние дома были возведены, по общепринятой версии, в 1710-1720-е годы и предназначались для служащих дворца. Первоначально они назывались служебными зданиями – 4 из 5-ти зданий были жилыми. В XIX веке дома их частично перестроили. Именно в таком виде они сохранились до наших дней.
В помощь: аудиогиды и как добраться
Сегодня у каждого туриста есть шанс оценить оригинальные творения дворцовых мастеров прошлых веков. Чтобы увидеть все достопримечательности Музея-заповедника «Ораниенбаум» потребуется не один день, но если вы просто прогуляетесь и привыкнете к нему, то у вас будет немного времени для начала, чтобы надолго остаться в благоговейном трепете и захотеть вернуться сюда снова.