логистическое плечо это что
Зональное ценообразование
Зональное ценообразование (zone pricing) – практика определения цены товара на основе географических районов (зон) его получения.
Суть зонального ценообразования.
Цена товара зависит не только от себестоимости производства единицы товара, но и от затрат на доставку и обработку груза, которые компания несет при отправке в определенный район. Как правило, чем дальше продукт должен быть отправлен (чем больше логистическое плечо), тем выше стоимость доставки и обработки и, следовательно, тем выше стоимость продукта.
Зональное ценообразование в маркетинге. Маркетинговой политикой компании может быть установлены правила определения цены на основе зонального ценообразования. Подход ценообразования «разные зоны – разные цены» должен учитывать расходы на логистику и обработку груза, как поставщика, так и дистрибьютора. Поставщик может компенсировать часть расходов дистрибьютора на логистику в пределах зоны, понижением отпускной цены, учитывая это в своем зональном ценообразовании.
Недостатки зонального ценообразования. Не попавший в ближайшую к поставщику зону (а, следовательно, не получивший низкую цену) покупатель получает неконкурентные цены, по отношению к своему географически ближайшему конкуренту, располагающемуся в ближайшей к поставщику зоне и получающему цену ниже. Такая ситуация говорит о неправильном зонировании и необходимости гибкого подхода к ценообразованию.
Логистическое плечо (часть 2)
Хаб – это логистический центр, в котором осуществляется перевалка груза с одного вида транспорта на другой (с морского или воздушного судна на ж.-д. или автомобильный транспорт, и наоборот).
В связи с тем, что мультимодальные хабы расположены в близи от грузовых терминалов морских портов и аэропортов, перевалка грузов происходит также на их территории.
Стоимость перевозки определяется ставками тарифа или фрахта.
Тариф – заранее объявленная цена услуги, чаще применяются в линейном морском судоходстве, ж/д и авиаперевозках.
Помимо линейных морских (контейнерных) перевозок существуют трамповые морские перевозки массовых грузов (зерно, уголь, руда, нефть, удобрения, металл, лес, сахар, цемент и т.п.)
В отличие от линейных перевозок (где цена перевозки заранее определена), цена трамповых перевозок (ставка фрахта) определяется биржей или от ТЧЭ (тайм чартерного эквивалента).
Более подробно о ценообразовании перевозок см. по ссылкам:
смешанным транспортом можно на сайте https://isales.trcont.com/.
Ставки морского фрахта на основные торговые направления ежедневно публикуются Балтийской биржей морских перевозок через индекс Baltic Dry (https://ru.tradingeconomics.com/, https://www.balticexchange.com/).
Ставки воздушного фрахта на основные направления грузовых авиаперевозок еженедельно публикуются через индексы TAC Freight, TAC Space и TAC Energy (https://www.tacindex.com/, https://www.balticexchange.com/)
Также стоимость морского фрахта в рублях можно определить с использованием калькулятора на сайте https://seafreightrates.ru/.
Линейные морские перевозки
Список крупнейших морских портов мира, их контейнерный грузооборот в 20-футовом эквиваленте (TEU или twenty-foot equivalent unit), подключение портов к наземным объектам, торговые пути и статистика мировой торговли представлены на сайтах:
Ежемесячный перечень 100 крупнейших морских контейнерных перевозчиков, их грузооборот в TEU и валовый тоннаж в дедвейтах (DWT), иные объемные данные рынка морских перевозок представлены на сайтах:
Грузовые авиаперевозки
Список самых загруженных грузовых аэропортов мира исходя из тоннажа грузооборота ежегодно публикуется Международным советом аэропортов (Airports Council International или ACI; https://store.aci.aero/).
Данные о 10 крупнейших грузовых аэропортов мира за 2014 и 2017 годы см. на сайте https://nonews.co/.
Международные газовые хабы
Международная торговля газом на рынках Западной Европы, Восточной Азии в значительной степени основана на двусторонних долгосрочных контрактах.
Если страны региона не имеют или почти не имеют собственной добычи, они вынуждены сосредоточиться на стабильном обеспечении импортных поставок трубопроводного или сжиженного природного газа.
Хотя большинство поставок СПГ в регион осуществляется на основе долгосрочных контрактов, дефицит газа, образующийся в период пикового потребления зимой, восполняется за счет спота (покупки на бирже).
Цены на такие контракты как правило основаны на формуле индексации к сырой нефти или определяются биржей (хабом) путем балансировки спроса и физического предложения
(https://www.researchgate.net/).
Ликвидность газового хаба
Развитость и ликвидность газового хаба характеризуются несколькими объективными критериями:
количеством участников торгов и совершенных сделок,
разнообразием предлагаемых торговых продуктов,
разницей между ценой спроса и предложения (Bid-offer spread),
объемом портфеля заказов (Order book volume),
ценовой чувствительностью портфеля заказов (Order book price sensitivity),
Производным от объемов торгов является соотношение торгуемых (бумажных) и физических товарных поставок (churn-rate), иными словами — сколько раз была перепродана единица газа на данной площадке.
Если этот показатель превышает 15, площадка считается ликвидной и способной формировать адекватные рыночные цены (https://www.vedomosti.ru/).
Самыми ликвидными газовыми хабами в мире являются:
Henry Hub (физический хаб недалеко от города Эрат, штат Луизиана;
Другими основными газовыми хабами Европы являются:
Ценообразование нефтяных фьючерсов на WTI и Brent
Аналогично газовым хабам на бирже NYMEX фьючерсы на нефть эталонной марки WTI устанавливаются на поставки до хабов в Кушинге, штат Оклахома, США, т.е. определяются исходя из объемов физического предложения сырой нефти в этих хабах.
Фьючерсы на нефть эталонной марки Brent представляют практически тот же продукт по составу.
Длительное время разница между их ценами была невелика. Обычно Brent торговалась на 1—4 доллара США за баррель ниже, чем WTI, из-за более высокой стоимости доставки до США.
Однако с 2011 года паритет изменился, и Brent стала торговаться с премией к ценам WTI.
Логистическое плечо (часть 1)
Логистическое плечо
Логистическое плечо – расстояние от места хранения товара или от пункта загрузки до пункта выгрузки или получения товара. Различают «короткое плечо» и «длинное плечо».
«Длинное плечо» означает перевозку грузов на большие расстояния, которые груз проходит в течение нескольких дней, например, международные грузовые перевозки (https://www.shneider.by/).
Длительность хранения груза определяет длину плеча в днях. В связи с чем скоропортящиеся грузы (с.-х. продукция, молочные продукты и фруктовые концентраты) перевозят на длину плеча с учетом времени дозревания фруктов, сроков хранения других продуктов.
Кроме того на скорость поставки несырьевых товаров влияет технология их перевозки (https://portnews.ru/):
— альтернативой для сыпучих грузов (сахара-сырца и т.д.) является их перевозка в универсальных крупнотоннажных контейнерах с использованием вкладыша.
— альтернативой для наливных грузов (растительных масел и т.д.) является их перевозка во флекситанках.
Грамотно выстроенная логистика (от управления складскими запасами до их доставки покупателю) существенно снижает издержки в цепочке поставок (https://www.trn.ua/, https://sys4tec.com/).
Определение маршрута международной перевозки
Подобрать маршрут международной перевозки можно с использованием транспортно-логистической платформы на сайте http://webcomtrans.com/, а стоимость международной перевозки (авиа-, море, авто-) на сайте http://www.ecargoworld.com/.
Определить стоимость перевозки, место нахождения морского судна (контейнера) и иное можно на сайте http://advanceshipping.ru/.
Подобрать плечо доставки автомобильным транспортом с учетом оптимизации его стоимости, а также контролировать всю цепь поставки груза с момента подтверждения водителем рейса до полной выгрузки машины с передачей документов напрямую от водителя можно с использованием приложения «Умная логистика» (https://b2b-logist.com/, https://plus.rbc.ru/).
Авиаперевозки – самый быстрый и дорогой способ доставки.
Автомобильные грузоперевозки – это компромисс между ценой и скоростью доставки. Они присутствуют в большинстве логистических схем и являются неотъемлемой частью доставки от двери до двери.
Морские грузоперевозки – наиболее дешевый и медленный способ доставить груз. Перевозка по морю позволяет обойти несколько таможенных постов, что значительно удешевляет процесс, однако доставка груза в порт, складские процессы, непосредственно перемещение и выгрузка товара занимают большой объем времени. Морские перевозки часто используются при доставке груза из Европы в Азию и обратно, так как судно проходит через крупные порты, на которых может забрать дополнительный груз.
Подробнее о совместимости внешнеэкономической поставки и договора перевозки, особенностях базисов поставки в редакциях Инкотермс 2010 и Инкотермс 2020 см. в статьях Базисы поставки (часть 1) и Базисы поставки (часть 2).
Мультимодальные перевозки
При мультимодальной перевозке транспортировка грузов по одному договору выполняется двумя и более видами транспорта; перевозчик несёт ответственность за всю перевозку, даже если эта транспортировка производится разными видами транспорта.
Развитость транспортных коридоров, наличие ж.-д. и автомобильных подходов к морским портам и аэропортам позволяет организовать на их базе мультимодальные грузовые хабы.
В свою очередь это позволяет перевозить контейнерные грузы, а также уменьшает накопление грузов на складах временного хранения до объема требуемой партии, простои в портах и на узловых ж.-д. станциях (https://rg.ru/, https://plus.rbc.ru/, https://www.popmech.ru/).
Таможенные перевозчики, брокеры и портовые стивидоры
Перечень транспортно-логистических компаний (таможенных перевозчиков), выполняющих перевозку экспорт-импортных грузов представлен на сайтах https://customsforum.ru/, https://www.tks.ru/.
Одними из крупнейших таможенных перевозчиков являются:
Перечень логистических компаний России см. по ссылке https://logirus.ru/.
Как правило таможенные перевозчики выполняют также экспедирование груза, являясь таможенными брокерами. Перечень таможенных брокеров российского реестра представлен на сайтах https://www.tks.ru/, https://customsforum.ru/.
Перечень стивидорных компаний, оказывающих перевалку грузов в российских морских портах можно увидеть по ссылкам:
Управление запасами: дьявол в деталях
Плечо поставок и оптимальный запас: рассчитать резервы так, чтобы не пришлось избавляться от излишков. О нюансах в области управления запасами рассказывают эксперты компании GoodsForecast Сергей Котик и Даниил Каневский. Начало в журнале «Мобильная Торговля» №62 Управление запасами: дьявол в деталях.
Длинные плечи поставок
Дистрибуторы, которые работают с зарубежными поставщиками, ждут товара несколько месяцев. Это неизбежно влечёт дополнительные риски, и, как следствие, рост запасов, чтобы эти риски нивелировать (ведь надёжный дистрибутор ради клиента готов на всё). В проблеме длинных плеч поставок есть два аспекта:
Заметим в скобках (об этом как раз в книжках подробно), что само по себе длинное плечо поставки ещё не означает большого запаса. Если спрос на три месяца вперёд мы прогнозируем так же точно, как на ближайшую неделю, и доставка работает как часы — запас на складе в каждый момент времени будет не больше, чем если бы поставщик был за углом от склада. Просто какая-то часть товара все время будет находиться в пути. Но, к сожалению, есть море, таможня, РЖД и много других неприятностей, делающих плечо поставки нестабильным. Не говоря уже про десятки факторов, усложняющих прогнозирование спроса на большом горизонте.
Для решения первой проблемы — прогнозирования спроса — необходимо задействовать ресурсы и человека, и компьютера. Эксперт знает о тенденциях на рынке, конкурентах, ситуации в стране и ещё множестве факторов, которые очень трудно или невозможно формализовать, чтобы компьютер автоматически выдавал точный прогноз. В то же время эксперт никогда не сможет заниматься прогнозированием каждого товара на каждом складе — это могут быть десятки тысяч позиций. Поэтому мы предлагаем такой механизм:
Прогнозы следует периодически пересматривать, для этого должен быть запущен еженедельный или ежемесячный процесс.
Нестабильность плеча поставки — это риск, с которым можно работать максимально автоматизированным образом. Статистика о колебаниях плеча поставки при правильном подходе к нормированию запасов становится всего лишь фактором для расчёта корректного страхового запаса, наряду с изменчивостью спроса. Правда, и здесь «дьявол в деталях»: относительно простые и удобные для реализации в Excel формулы из книжек приводят к завышению страховых запасов иногда более чем вдвое.
Клиент всегда прав: все более требовательные контрагенты
Уровень клиентского сервиса должен быть высоким. А для некоторых клиентов — ещё выше. Эту заповедь не устают внушать закупщикам и производители, и собственные команды продаж.
Всё растущий сегмент торговых сетей требует наличия больших объёмов товара здесь и сейчас, грозит штрафами за недопоставки и меняет поставщиков, как перчатки. Удовлетворение этим жестким требованиям — вопрос выживания для многих дистрибуторов уже сейчас. Дальше эта проблема будет становиться только острее. В этом контексте качественное управление запасами — один из ключевых вопросов: ведь клиентский сервис, которого требуют сети, может стоить очень дорого.
Но и эти проблемы можно решить комбинацией умного алгоритма и правильно выстроенного процесса. Для обеспечения ключевых клиентов высоким уровнем сервиса нужен механизм резервирования товара на складе. Если остаток опустился ниже заданного порога (резерва под ключевых клиентов), отгрузки производятся только клиентам из VIP-списка. А сам пороговый уровень остатка уже можно рассчитывать и регулярно обновлять. В правильной ситуации обновление должно делаться каждый день, ведь резерв зависит и от спроса крупных клиентов, и от текущих остатков, и от того, насколько скоро можно ждать пополнения.
Расчёт резерва под ключевых клиентов — немаловажный «побочный» продукт хорошей системы управления запасами. Если дистрибутор не торгует товаром с ограниченным сроком годности, то механизм резервирования решает значительную часть проблем с сетями. Но если есть «скоропорт», а это, с учётом плеч поставок и оборачиваемости, может быть и товар со сроком годности до года, возникают ещё и остаточные сроки годности и требования клиентов вроде «не меньше 70% срока». Это увеличивает риски и требования к оборачиваемости запасов, ведь от поставщика товар тоже приходит не идеально свежим, и есть совсем небольшой промежуток времени, когда товар можно продать.
При каждой закупке нужно учитывать партионную структуру остатков и требования клиентов: ведь может быть так, что товара на складе много, но крупная сеть уже не возьмёт его, а мелким клиентам столько не нужно. Если не анализировать эти детали, закупка сделана не будет, поскольку товара ещё много. В итоге крупный клиент не получит товар, что чревато рядом последствий помимо упущенной выгоды и выброшенного товара.
Делать такой анализ вручную практически невозможно, эта логика должна быть предусмотрена в системе управления запасами. Чтобы это всё заработало, нужна точная информация о структуре остатков по срокам годности. Но если дистрибутор работает со скоропортом, скорее всего, у него уже есть современная WMS на складах.
Резюме: между молотом и наковальней
Дистрибуторы не питают иллюзии относительно среднесрочной перспективы их бизнеса: растёт сегмент ключевых клиентов, производители зачастую работают с сетями напрямую. Но и пессимистичные прогнозы, что скоро дистрибуторы «вымрут, как динозавры», оказываются сильно преувеличенными.
Производителю нужен дистрибутор как агент цепочки поставок, разделяющий с ним риски и берущий на себя логистику. Но для того, чтобы быть привлекательным партнёром, нужно быть эффективным: одновременно очень надёжным и предлагать клиенту конкурентную цену. Сохранить при этом прибыльность можно только за счёт сокращения внутренних издержек, львиная доля которых в запасах. Поэтому качественное управление запасами — жесткое требование уже недалёкого будущего.
Мы выделили несколько важных аспектов управления запасами, без которых классические методики прогнозирования спроса, нормирования запасов и т.д. окажутся «сферическими конями в вакууме». Зато при правильном сочетании стандартных методов и учёта специфики оптовой торговли можно добиться реального снижения трудозатрат и издержек, высвобождения средств и повышения уровня сервиса.
Что нужно знать начинающему логисту. Введение в профессию 16:48, 27 января 2021 Версия для печати
Рассказываем, какие знания пригодятся логисту в работе и как за пять минут оценить уровень подготовки специалиста, не устраивая «допрос с пристрастием».
Логист – одна из самых популярных и востребованных на сегодняшний день профессий. На рекрутинговых порталах опубликованы тысячи объявлений о найме на работу логистов, причём называться должности могут по-разному (логист, менеджер по логистике, менеджер по грузоперевозкам и так далее), а уровень зарплат варьируется от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей.
Чем занимаются логисты и что нужно знать, чтобы начать работу и сделать карьеру в этой отрасли? Ответить на эти вопросы будет непросто, потому что у логистов существует огромное количество специализаций. Работа диспетчера, распределяющего грузовые ГАЗели по заказам в городе-миллионнике не имеет ничего общего с работой специалиста ВЭД, занимающегося морскими перевозками и таможенным оформлением. А ведь оба этих специалиста имеют полное право называть себя логистами.
Чем занимаются логисты?
Согласно Википедии, логистика – это система по организации доставки каких-либо материальных предметов из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Именно этим логисты и занимаются. На их плечи ложится ответственность за организацию перевозки грузов из пункта А в пункт Б и за все связанные с этим действия: поиск необходимого транспорта, правильное бухгалтерское и таможенное оформление перевозки, принятие мер по обеспечению её безопасности.
Кроме того, логисты зачастую выполняют роль менеджеров по продажам логистических услуг. Им приходится искать не только перевозчиков, но и грузоотправителей – обеспечивать себя работой.
Поэтому зарплаты у логистов обычно сдельные: их размеры напрямую зависят от объёмов продаж.
Какие специализации бывают у логистов?
— Профессия логиста делится на множество специализаций в зависимости от вида транспорта, который перевозит вверенные специалисту грузы, – рассказывает Евгения, логист с 20-летним опытом работы в сфере автомобильных грузоперевозок. – Перевозки также распределены по видам грузов: пищевая продукция, сырье, промтовары, инертные и танконаливные грузы – всё это разные области, в каждой из которых есть своя специфика.
Своя специфика есть и у различных видов транспорта – железнодорожного, морского, воздушного. Особняком стоят логисты, занимающиеся международными перевозками: им приходится иметь дело с иностранными партнёрами и таможней, что требует дополнительной квалификации.
Существуют и другие специализации, которые не предполагают организацию перевозки «под ключ» в интересах заказчика. В службах экспресс-доставки логистами зачастую называют диспетчеров, контролирующих работу курьеров. Сотрудника склада, который контролирует отгрузку и погрузку товара, также нередко называют логистом. И даже на предприятии, которое ничего никуда не отправляет (например, в бизнес-центре или на спортивном объекте) может работать логист по снабжению, который будет обеспечивать свою компанию необходимыми товарами.
Что нужно знать логисту?
Абсолютно всем логистам необходимо:
Для логистов, занимающихся международными перевозками и ВЭД, необходимо знание иностранных языков, как минимум английского на уровне Intermediate и выше. Кроме того, необходимо знание международного законодательства в сфере грузоперевозок.
Как мы уже говорили, большинство логистов занимается не только организацией перевозок, но и продажей собственных услуг. Найти хорошую работу опытному логисту поможет собственная база заказчиков и перевозчиков, а новичку её придётся нарабатывать с нуля. Для этого нужна коммуникабельность: умение вести деловые переговоры и находить общий язык с потенциальными клиентами.
Летом прошлого года бизнес-тренер в сфере логистики Камиль Баймухаметов рассказал нам о личных качествах, которые нужны каждому логисту. Это:
Высшее образование в подавляющем большинстве случаев логистам не требуется, однако и лишним оно не будет. Логистика очень быстро меняется, и знания, которым обучают студентов на логистических факультетах, зачастую оказываются бесполезными, когда выпускники устраиваются на первую работу.
Логисты, с которыми нам довелось пообщаться, уверены: специфика профессии такова, что высшее образование нельзя рассматривать как серьёзное преимущество при трудоустройстве.
Исключением могут стать вакансии, связанные с таможенным оформлением грузов. Таможенное законодательство также меняется, но его изменения не так стремительны. Поэтому дипломированные специалисты таможенного дела в поиске работы, связанной с международной логистикой, могут иметь приоритет перед другими соискателями – и освоить профессию им будет несколько проще.
А еще логисты должны быть готовы к тому, что понятие «рабочий день» в их работе практически отсутствует. Конечно, большинство логистов уходят из офиса вечером – но это не значит, что среди ночи им не позвонит водитель или менеджер иностранной компании, рабочий день у которого в самом разгаре.
— В два часа ночи мне позвонил водитель, который плохо говорил по-английски и сказал, что его не пускают на паром. Пришлось созваниваться с сотрудником переправы и выяснять, в чем проблема. Если бы мне не удалось её разрешить, машина осталась бы в Швеции на сутки, срок доставки был бы сорван и нам пришлось бы платить крупный штраф, – рассказывает Евгения, поясняя, что такие ситуации происходят хоть и не ежедневно, но довольно часто.
Специфика логистики в автомобильных грузоперевозках
Логистам, которые работают в автомобильных перевозках, в первую очередь необходимо понимать специфику этой отрасли. Какие бывают типы полуприцепов? Сколько европаллет может увезти одна сцепка? Какова максимальная грузоподъемность автопоезда с седельным тягачом? Логисту нужно знать ответы на эти вопросы, чтобы понимать, какая машина нужна для перевозки каждой конкретной партии груза.
Логистам также нужно знать:
Лайфхак от бизнес-тренера: определяем уровень подготовки логиста
Камиль Баймухаметов утверждает: самый простой способ определить уровень подготовки логиста – сыграть с ним в города. Опытные специалисты могут играть 10-15 минут, а новички обычно сдуваются за первую пятиминутку.
Мнение логиста
Помимо этого, нужно обладать достаточно серьезными знаниями – например, по оформлению документации. Если это касается международной перевозки, то на иностранном языке. Все логисты должны владеть как минимум базовым английским языком, а лучше не базовым – в современных реалиях это обязательные знания. Таможенные правила, если это международная логистика – а эти правила постоянно изменяются, постоянно добавляются новые правила оформления документации вплоть до каких-то слов, которые должны быть вписаны в документы, а если их нет, возникнут большие проблемы на границе, на таможне.
Человек должен владеть пониманием финансовых операций. Есть определенный документ – Incoterms, свод правил, по которым происходит отгрузка товара. Он завязан в том числе и на финансовых вопросах. Когда наступает переход ответственности от поставщика к перевозчику? А от перевозчика к покупателю? Профессиональный логист знает ответы на эти и на многие другие вопросы.