логистический склад это что
Складская логистика: что это такое? Функции, выбор помещения, персонал
Важной составляющей любого производства является система складских помещений, в которой осуществляется накопление, хранение и распределение готовой продукции. Оптимизацией и управлением этих процессов занимается складская логистика. Каждой динамично развивающейся компании не обойтись без помещения для временного хранения товара. От грамотно организованного складского помещения и уровня профессионализма персонала зависит продуктивность всей логистической цепи.
Содержание
Что это такое
Сегодня склад представляет собой сложный технологический объект, разделенный на секции, выполняющий функции по управлению материальным потоком (продуктом компании).
В свою очередь склад включен в систему более сложного уровня – цепочку логистики, которая диктует правила складской организации, а также планирует стратегическое направление и критерии его деятельности.
Складская логистика – это совокупность организационных мероприятий, направленных на управление запасами для оптимизации финансовых и информационных потоков. В рамках складской деятельности осуществляется концентрации продукции, правильного хранения и бесперебойной отгрузки товара для отправки потребителю.
К основным функциям склада относят:
Принцип работы склада
Активная задействованность склада в процессе продвижения товара начинается во время исполнения логистических операций.
Работа заключается в следующих манипуляциях:
Началом логистического процесса на складе являются разгрузочные работы. Способ их проведения может отличаться, что зависит от характера продукции, вида транспортировки и технического оснащения складского помещения. Следующим этапом является приемка товара в соответствии с количеством и габаритами, которые указаны в сопроводительных накладных.
Далее продукция сортируется и распределяется по секциям склада. При необходимости продукция распаковывается и комплектуется в соответствии с заявленными требованиями. В зоне хранения запасы раскладываются по стеллажам.
В случае если производитель осуществляет доставку собственными силами, на складе нужна секция для кратковременного хранения небольшого количества товара, укомплектованного и подготовленного к отправке потребителю.
Виды складских помещений
Важной частью складской логистики является комплекс складских помещений.
Помещения, обустроенные для хранения запасов, делятся по следующим критериям:
Организация работы на складе
Складская логистика «зарождается» еще на этапе стартапа, когда предпринимателю следует определиться с количеством складских помещений. Начальный этап точного расчета является одним из определяющих, ведь если складов будет много – это ненужные траты, а если недостаточно – увеличатся расходы на транспортировку и доставку продукции.
После определения с количеством и площадью помещений для хранения товара и организации складской логистики понадобится пройти следующие этапы:
Выбор между арендой и собственностью
Для эффективной работы предприятия, предпринимателю следует определиться, будет он оборудовать собственные складские помещениями, арендовать место в складе общего пользования.
Еще один вариант — воспользоваться услугами другой компании и передать складскую логистику на аутсорсинг.
Для предприятия, занимающегося производством товара, важно иметь собственные складские помещения, которые располагаются в непосредственной близости от производственных цехов.
В некоторых случаях целесообразно рассмотреть комбинированный вариант использования своего склада и помещения для общего пользования. Это целесообразно при расширении рынка в отдельном регионе или при производстве сезонного товара.
Основной критерий, на который нужно ориентироваться, выбирая между арендуемым и собственным помещением – уровень товарооборота. Если предполагается производство больших объемов продукции, выгоднее иметь собственный склад и свою складскую логистику, при незначительных поступлениях – правильнее заключить договор аренды на время хранения товара.
Еще одним значимым фактором является стабильность выпуска продукции. Непрерывное производство и стабильный спрос на потребительском рынке требует постоянное накопление и распределение готовой продукции.
Чего не скажешь о редких партиях производства. В этом случае содержание собственного склада не оправдано.
Какой нужен склад
Расчет необходимой складской площади проводится по следующим критериям:
Недостаточное количество складов приведет к дополнительным издержкам для компании и повышению стоимости продукции. Выбирая площадь складского помещения, важно ориентироваться на сегодняшние показатели производственного процесса.
При увеличении объемов продукции в будущем, всегда существует возможность корректировки данного показателя за счет:
Решение о расширении складской площади должно основываться не на прогнозах и предположениях, а на точных расчетах при расширении производства или увеличения рыночного пространства. Вопрос о структуре склада решается просто. Достаточно обратить внимание на специфику хранения, чтобы определиться какие технические характеристики учитывать при организации складской логистики.
Выбор арендодателя
Решив вопрос при организации складской логистики в пользу аутсорсинга, выбирать компанию необходимо, учитывая следующие критерии:
Определяясь с компанией для аренды склада, важно провести анализ нескольких организаций.
Сравнить цены на услуги, проверить надежность компании. Арендуя склад, вы доверяете важное звено бизнеса и управление вашими запасами. Поэтому, чтобы не возникало дополнительных трат, а также для исключения рисков, нужно подобрать самого выгодного и надежного арендодателя.
Ключевое значение при принятии решения имеет вычисление величины « грузооборота безразличия», при котором финансирование содержания своего складского помещения не должны превышать тариф за арендуемое помещение. Оценка издержек работы собственной складской логистики складывается из трат на выполнение операций по управлению запасами, включая заработную плату сотрудникам.
Расположение склада
Когда возникает вопрос о размещении склада и разработки складской логистики, следует обратить внимание на следующие факторы:
Если планируется постройка склада, уточните стоимость земельного участка под строительство, близость к водным коммуникациям, как получить разрешение экологической службы города и другие нюансы. Идеально, если будут расположены в соседнем здании с производственным цехом, что позволит сэкономить на транспортировке продукции до места хранения.
Система складирования
Складская логистика должна функционировать слаженно и четко.
Для этого необходимо заранее продумать организацию работы. Для этого:
Чтобы оптимизировать этап комплектации заказа, нужно определить:
Оборудование склада
Для рационального использования складского помещения, повышения эффективности складской логистики, а также облегчения условий труда персоналу, понадобится следующее оборудование:
При оборудовании нового склада, важно учитывать какой способ хранения предусмотрен для разного вида продукции:
Складывая продукцию, не загромождайте проходы, контролируйте влажность и температуру в помещении.
Поддерживайте чистоту, для складской техники отведите отдельную зону. Помните о санитарных нормах и оборудовании подсобного помещения для удобства работы персонала.
Освещение
Согласно установленным нормам, склад оборудуют тремя видами освещения:
Рабочее освещение предназначается для внутренней части склада и за его пределами, там, где проводятся логистические работы. В закрытых помещениях чаще оборудуют общее освещение, располагая лампы в верхней части, чаще под потолком. При использовании стеллажей для складирования товара, необходимы локальные осветительные приборы в местах скопления товара.
Аварийная система делится на безопасное и эвакуационное освещение.
Безопасное предназначается для работы персонала, а эвакуационное – для эвакуации в случае отсутствия освещения для рабочего процесса. Обычно, при выборе светильников, предпочтение отдается люминесцентным лампам, а для аварийного освещения разрешены только лампы накаливания.
Персонал
Складская логистика может насчитывать от 1-2 до тысячи сотрудников. Это зависит от размеров складской системы и объема выполняемых работ. Основные должности:
В большинстве случаев рабочий персонал состоит из людей без высшего образования. Обычно, это люди, прошедшие начальную профессиональную подготовку или получившие навыки в процессе практики при выполнении аналогичной работы.
Контроль деятельности склада
Чтобы работа складской логистики была эффективной, ее необходимо контролировать на каждом этапе.
Для этого существуют автоматизированные программы, что позволяет достоверно оценить рабочую ситуацию.
Запуск
Работа в складском помещении начинается после внутреннего обустройства и подготовки кадров. Каждый этап, от разгрузки до погрузки товара, должен быть продуман до мелочей. Это позволит уменьшить затраты на складскую логистику и облегчить труд сотрудникам системы хранения и распределения запасов.
Если на каждом уровне будет выполняться инструкция и план, потребитель вовремя и в достаточном объеме получит необходимый продукт, а предприятие – стабильную прибыль.
Вывод
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что складская логистика – важная составляющая в работе предприятия. И насколько грамотно будет организован рабочий процесс, зависят расходы на доставку, хранение, сортировку, внутреннее передвижение и комплектацию заказов. Больше того, от этого зависит и имидж компании, так как именно от организации склада зависит оперативность доставки товара и удовлетворение запросов конечного потребителя.
Складская логистика: управление и оптимизация, определение, задачи, функции, организация на предприятии
В статье мы разберем, что это такое – складская логистика, и дадим четкое определение понятия. Это основа правильной и успешной работы любого крупного производства, торгового предприятия. Без безопасного хранения, распределения и своевременной доставки продукции невозможно их нормальное функционирование. При этом крайне важно придерживаться определенного порядка, выполнять конкретные условия. О том, как организовать максимально эффективный процесс, успешно его автоматизировать и оптимизировать, а также каких принципов придерживаться при ведении предпринимательской деятельности, поговорим далее.
Основы складской логистики
Соблюдение условий концепции означает, что торговое или производственное предприятие имеет отдельное помещение, в котором осуществляется хранение, распределение товара с последующей его перевозкой к месту реализации. А это значит, что главной задачей работников склада является постоянное накопление запасов и снабжение ими потребителей при поступлении запроса.
Естественно, что при этом следует соблюдать как минимум 3 правила:
Только в этом случае можно настроить эффективную работу, не задерживать поставки и при этом экономить.
Функции логистики складирования
Функционал помещения склада весьма высок. К основным его задачам можно отнести:
При этом все перечисленные действия производятся одновременно с несколькими потоками грузов, в качестве дополнительной функции можно выделить распределение времени и рабочей силы.
Готовые решения для всех направлений
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».
Какие существуют логистические склады
Все помещения, используемые для хранения продукции, могут быть разделены по своему основному назначению:
Возможно разделение логистических помещений по условиям хранения, типу конструкции и некоторым другим особенностям, но так или иначе, все они будут частью общей классификации.
Принципы организации
Как уже указывалось ранее, основная задача складской логистики решается с соблюдением определенных норм и правил. Именно они позволяют выстроить не только эффективный, но и экономически выгодный процесс.
Сколько нужно складов
В первую очередь необходимо определить, сколько помещений понадобится, чтобы построить эффективную работу. Здесь следует найти золотую середину: их недостаток потребует постоянной транспортировки товаров, а значит возрастут транспортные расходы, излишество – подразумевает деньги на содержание, но при этом не увеличивает доход. Принять окончательное решение можно только проанализировав все стороны процесса.
Купить или арендовать хранилище
Следующим этапом управления и организации складской логистики на предприятии должно стать приобретение или съем хранилищ, подходящих для эксплуатации. В некоторых случаях приходится прибегать к помощи аутсорсинговых компаний.
Первые два варианта, скорее всего, обойдутся дешевле, при этом развитие бизнеса определенно пойдет быстрее, потому что весь процесс будет реализовываться так, как удобнее для работы конкретного предприятия.
Аутсорсинг стоит дороже, но вместе с тем повысит качество логистических услуг. Скорее всего, этот способ окажется выгодным только тогда, когда транспортные расходы слишком велики, чтобы окупиться с помощью прибыли.
Как выбрать компанию по оказанию складских услуг
Если выбор все же пал на специализированный логистический сервис, необходимо из огромного количества выбрать один наиболее подходящий. Важно обратить внимание на следующие факторы:
Нелишним будет, если кроме основной услуги – складирования, организация предоставляет дополнительные возможности своим клиентам: транспортировать груз, заниматься таможенными вопросами и прочее.
Расположение склада
От места, где будет базироваться логистический центр, зависят транспортные расходы. Соответственно придется рассчитать, из какой части города можно оперативно доставлять товары к месту реализации, не увеличивая слишком сильно траты компании. Подходящие варианты лучше рассматривать у нескольких фирм, потому что в конечном итоге могут возникнуть проблемы с арендой, например, самые удобные помещения уже будут заняты или их стоимость станет слишком высока.
Системы складирования, методы управления грузами
Склад в логистике – это место, где выполняется огромное количество четко отработанных действий. Все начинается с выбора конкретной единицы груза, в которой будут храниться товары (палеты, ящик или цистерна, в зависимости от вида изделий).
Затем в соответствии с ней подбирается способ складирования. Палеты и ящики могут укладываться друг на друга, коробки – помещаться на полки. При этом важно максимально использовать свободное место, но обеспечив доступ персонала.
Храниться все грузы могут в соответствии со своим сортом, партиями, но наименованиям и другими способами. Такая сортировка призвана обеспечить легкую ориентацию на складе.
Рациональная планировка
Схемы размещения груза в хранилище должны быть разработаны еще на подготовительном этапе. При этом важно не только поместить максимально большое число товаров, но и обеспечить к ним легкий подход людей и подъезд специальной техники. В противном случае будет невозможно ухаживать за изделиями, контролировать их качество и свободное перемещение с места погрузки и обратно.
Важно разместить все изделия в определенном порядке. Те, что обновляются наиболее часто – в самую близкую к разгрузке часть помещения. Редко перемещаемые – глубже на склад. Такого же принципа следует придерживаться в отношении скоропортящихся и долгохранимых грузов.
Оборудование хранилища
Для повышения функциональности необходимо приобрести специальное оснащение и технику. К обязательным позициям можно отнести стеллажи и средства, позволяющие перемещать грузы по самому помещению (погрузчики). Также необходимо позаботиться о нормальной системе вентиляции, пожарной безопасности, сигнализации. Все это позволит сохранить товар в надлежащем качестве.
Организация системы потока информации
Здесь речь идет о ведении документации, в том числе в электронном виде. Соответствующее программное обеспечение позволяет отслеживать время поступления конкретной партии товаров на склад, ее местонахождение в данный момент, своевременно утилизировать тот груз, чей срок годности подходит к концу. Разработкой мобильных систем учета занимается «Клеверенс». Компания поможет подобрать подходящий вариант, учитывая потребности вашей фирмы.
Подбор персонала
Количество сотрудников определяется величиной хранилища, но обычно среди них присутствуют: заведующий помещением, бухгалтер, кладовщик, грузчики и операторы погрузчиков, упаковщики или сортировщики, маркировщики, служба охраны.
Контроль за деятельностью и управление запасами
Контролировать работу логистического отдела необходимо по нескольким показателям:
Если все операции осуществляются достаточно быстро, при этом груз не залеживается в помещении и доходит до заказчика и потребителя своевременно и в надлежащем качестве, значит эффективность менеджмента можно считать высокой.
WMS системы управления хранилищем
Как уже указывалось ранее, влияние человеческого фактора на работу помещения для хранения товаров огромное. Чтобы минимизировать его, можно использовать Warehouse Management System. Эта система позволяет осуществлять контроль удаленно, путем автоматической идентификации. При этом скорость обработки и выполнения заявок существенно сокращается, а эффективность деятельности повышается.
Упаковка в логистике складирования – это какая
Перемещать и хранить какой-либо груз без надлежащей его упаковки было бы невозможно. Поэтому выбор подходящей тары также является важным для качественной работы. Она должна осуществлять несколько основных функций:
При этом ее цена не должна сильно повышать общие затраты компании.
Современная логистика в России
Уровень логистических услуг в нашей стране пока не высок. Слишком много препятствий мешает организовать эффективный процесс. Главными среди них можно назвать:
Но вместе с тем высоки перспективы развития отрасли, поскольку спрос на услуги постоянно увеличивается.
Примеры проблем логистики склада на отечественном рынке
Кроме перечисленных выше препятствий, эффективной деятельности логистов мешают и более крупные недостатки. О них поговорим далее.
Отсутствие маркировки
Предприятия до сих пор не научились присваивать уникальный код каждой единице своего товара, а значит позднее уже на складе, специалистам гораздо сложнее идентифицировать их. На это уходит много времени, и работа проводится медленнее. Но в последние годы правительство активно разрабатывает законодательные нормы, требующие маркировку на всех видах изделий. Некоторые из них уже сегодня входят в группу обязательно маркируемых, другим это предстоит в ближайшее время. А значит проблема будет решена сама собой еще на стадии производства.
Размывание должностных обязанностей
Стремясь сэкономить, менеджеры логистических компаний перекладывают на одного сотрудника слишком много ответственности, тогда как узкоспециализированные кадры могли бы работать более эффективно, не отвлекаясь на дополнительные задачи. Это повысило бы общую производительность, а значит увеличило бы доходность предприятия.
Позитивные тенденции в развитии российской складской логистики
Что касается положительных моментов в продвижении отрасли, то они тоже есть. В первую очередь речь идет об обучении на уровне высших учебных заведений особенностям логистической науки. Это позволяет выпускать более квалифицированных, чем раньше специалистов. К тому же начинает использоваться современное оборудование, позволяющее автоматизировать процесс, ускорить его, при этом не снижая качество работы.
Управление складской логистикой: 5 шагов для оптимизации
Высокий результат может быть достигнут путем решения всего нескольких задач, выполненных пошагово. О них уже рассказывалось ранее:
Решив эти задачи можно организовать правильную логистическую работу с минимальными тратами.
Стоит ли отдавать функции складской логистики на аутсорсинг
На этот вопрос каждый бизнесмен должен ответить самостоятельно. Смысл в привлечении аутсорсинговой компании есть, если предприниматель не имеет достаточного опыта в этой сфере или же траты на самостоятельную организацию процесса будут слишком высоки. Обычно к нему прибегают представители малого и среднего бизнеса, тогда как крупные фирмы предпочитают справляться с задачами без посторонней помощи.
Как оптимизировать складскую логистику
Чтобы усовершенствовать хранение и распределение товаров в своей компании, стоит придерживаться уже разработанных принципов и правил. Если следовать им неукоснительно, можно минимизировать расходы и при этом ускорить работу, за счет рационального применения всех имеющихся ресурсов.
Заключение
Вопроса о том, для чего нужен склад на предприятии, не должно возникать ни у одного бизнесмена, занимающегося производством товаров. Правильная организация процесса позволит расширить рынок сбыта, увеличить количество клиентов, повысить качество продукции для конечного потребителя. Но при этом к организации процесса следует отнестись с особым вниманием. В этом деле важно буквально все: количество помещений, их размер, расположение, использование определенной системы хранения, уход, контроль.
Не менее важен подбор кадров. Специалистов должно хватать для выполнения повседневных задач, но при этом их количество не стоит увеличивать и делать слишком большим, чтобы снизить влияние человеческого фактора и сократить расходы. Не следует и излишне экономить, нагружая персонал работой, которая не входит в их прямые обязанности. Это часто приводит к совершению ошибок, снижению эффективности, дополнительным материальным затратам.