линия парето что это
Диаграмма Парето для Анализа Эффективности Проекта
При планировании оптимизации процессов часто возникает вопрос: на что нужно обратить внимание в первую очередь.
В этой статье мы расскажем о диаграмме Парето — графическом представлении закона Парето для анализа проблем и причин, а также о том, как построить ее в Excel.
Содержание:
Что такое диаграмма Парето?
Диаграмма Парето — это гистограмма, которая демонстрирует количественные соотношения разных показателей в порядке их убывания по частоте.
Для чего нужна диаграмма Парето? Этот инструмент позволяет распределять усилия для разрешения возникающих проблем и выявлять причины, с которых нужно начинать оптимизацию.
Что такое закон, или принцип, Парето
Если вы встречаете название диаграммы впервые, то логично задаетесь вопросом «На каком принципе основана диаграмма Парето»?
На каком-то этапе проекта может оказаться, что запланированные результаты или вехи не достигаются и требуют больше усилий и времени. Это, в свою очередь, ведет к срыву сроков.
Чтобы напрасно не тратить ресурсы и не распределять бессмысленные задачи, лучше вспомнить проверенный метод анализа эффективности — закон Парето.
В общем виде закон Парето формулируется так:
20 процентов усилий дают 80 процентов результата. Соответственно, оставшиеся 80 процентов усилий дают всего 20 процентов результата.
Как правило, этого принципа придерживаются при анализе эффективности работы и ее оптимизации. Выбрав правильную последовательность действий, влияющих на результат, можно значительно сократить потраченное время на устранение ошибок. Однако эти цифры не абсолютный ориентир. Скорее, относительное правило.
Принцип 80/20 графически отображается в диаграмме, или кривой, Парето. С ее помощью легко определить проблемные моменты и поставить соответствующие задачи для их решения.
Итальянские корни закона
Закон и диаграмма названы в честь Вильфредо Парето (1848 —1923). Итальянец имел отношение к инженерии, экономике, социологии и другим дисциплинам и наукам.
Любопытно, что принцип Парето не имеет прямого отношения к самому итальянцу. Его предложил спустя почти два десятка лет после его смерти один американский управленец в области качества. Фамилия итальянца в названии — своего рода дань тому, что он вывел принцип 80/20.
Виды диаграмм Парето
Выделяют два вида диаграммы Парето:
Где и как применяют диаграмму Парето
Что помогает выявить диаграмма Парето?
Ее часто применяют в менеджменте качества для устранения дефектов и ошибок.
Также кривая Парето подходит и для применения в бизнес-анализе: она показывает, какие ваши клиенты или товары приносят наибольшую прибыль, а какие — наименьшую. Применяют ее и в управлении сервисами и, конечно же, управлении проектами.
Как построить диаграмму Парето
Диаграмма Парето представлена столбцами, очередность которых идет по нисходящей линии слева направо. Например, эти столбцы могут представлять виды дефектов, их локализацию, ошибки и др. Это означает, что самые важные причины, на которые и стоит обращать внимание, находятся слева.
Высота столбцов показывает частоту возникновения дефектов, их соотношение в процентах, стоимость, время и др.
Вот что необходимо сделать, чтобы построить диаграмму:
В теории все выглядит понятным, но давайте посмотрим на более конкретное применение анализа Парето.
Пример диаграммы Парето
Разберем построение кривой Парето на примере управления проектами.
Предположим, сроки проекта затягиваются. Чтобы построить диаграмму, нужно классифицировать все те данные, которые непосредственно повлияли на сроки.
К примеру, проект затянулся из-за сдвинутого времени, отведенного на задачи по конкретным отделам. Выявляем причины и факторы, почему задачи не были выполнены вовремя.
Это могут быть неправильная оценка сроков выполнения, невозможность приступить к работе, поскольку она связана с задачами другого отдела, недостаток времени на тестирование, отставание в связи с появлением багов и прочее.
Далее по каждому пункту следует отразить количество нарушений.
На горизонтальной оси указываем причины, факторы и проблемы. На вертикальной оси указываются проценты.
Что это означает? Здесь приходим к сути закона, т.е. соотношению 80/20. Анализ Парето покажет, из-за чего в значительной степени были сдвинуты сроки проекта (80 процентов), и что влияло на выполнение в незначительной степени (20 процентов). Именно поэтому легко определяется, устранению каких причин следует отдать приоритет как можно скорее, а какие моменты можно отложить из-за их незначительности.
В наиболее общем виде пример диаграммы Парето выглядит так:
Как видно, наиболее значимые события, которым следует отдать приоритет — это первые три столбика слева (смотрим на пересечение кривой с отметкой 80%). Остальные причины, находящиеся правее, в меньшей степени влияют на жизненный цикл проекта и важные сроки.
Так описывается диаграмма Парето простыми словами. Но чтобы у вас не оставалось вопросов, следует также знать, где удобно и быстро можно ее построить.
Рассмотрим, как делать диаграмму Парето с помощью обычных Excel таблиц.
Как построить диаграмму Парето в Excel
Построить диаграмму в Excel достаточно просто. Более того, в готовый пакет Excel 2016 она уже включена как базовая функция.
С чего же начать? Здесь нам понадобится еще один пример. Предположим, нужно проанализировать доходность некоторых категорий товаров.
1. Внесите данные в таблицу Excel.
Если выделить оба столбца, Excel покажет данные в виде интервалов, как на гистограмме. Затем вы сможете настроить эти интервалы.
2. На основе ваших данных постройте диаграмму Парето. Для этого активируйте любую ячейку в вашей таблице данных. Затем откройте Рекомендуемые диаграммы или выберите Вставка, а после — Гистограмма Парето напрямую из списка гистограмм.
Получится диаграмма такого вида:
3. Подберите необходимый дизайн элементов графика в предложенных настройках.
Ваша кривая Парето готова!
Важно: данные для гистограммы лучше всего хранить в режиме Таблица. Так диаграмма автоматически подстроится под размер диапазона.
Преимущества и недостатки диаграммы Парето
Опытный менеджер проекта с легкостью назовет сильные и слабые стороны любого используемого инструмента. Например, хотя плюсы и минусы диаграммы Ганта не лежат на поверхности, с опытом они становятся яснее.
Кривая Парето также имеет свои достоинства и недостатки.
Менеджеры указывают на следующие плюсы:
Недостатки диаграммы — своеобразные следствия преимуществ. Из-за того, что отдается приоритет важным моментам, теряются менее значимые проблемы, которые также оказывают влияние на проект.
Также специалисты добавляют, что кривая Парето:
Тогда стоит подобрать другой инструмент для анализа или попробовать снова.
Диаграмма Ганта + диаграмма Парето = успех вашего проекта
В онлайн диаграмме Ганта GanttPRO все процессы по управлению визуализированы в удобном виде. Менеджер четко видит все задачи с датами начала и окончания, зависимости между ними,а также знает, кто какую задачу выполняет и каков прогресс ее выполнения.
Диаграмма Ганта для управления проектами
Управляйте проектами любой сложности с удобным онлaйн-планировщиком.
Заключение
Онлайн график Ганта и диаграмма Парето в управлении проектами — это несомненные козыри в руках грамотного менеджера проектов. Оба инструмента не просто облегчают жизнь проектной команды, но и открывают широкие горизонты для крутых результатов и увеличения продуктивности.
А какими инструментами пользуетесь вы для управления проектами? Делитесь с нами в комментариях.
Диаграмма Парето
Возможно вы уже слышали про «Закон Парето» или «Принцип 20/80». В конце 19 века итальянский социолог и экономист Вильфредо Парето обнаружил, что распределение богатства в обществе неравномерно и подчиняется определенной зависимости: с ростом обеспеченности количество богатых людей уменьшается в геометрической прогрессии с постоянным коэффициентом (среди итальянских домохозяйств 80% доходов было у 20% семей). В дальнейшем эту идею в своей книге развил Ричард Кох, предложивший формулировку универсального «Принципа 20/80» (20% усилий дают 80% результата). На практике этот закон обычно выражается не в таких красивых цифрах (почитайте «Длинный хвост» Криса Андерсона), но отчетливо показывает неравномерность распределения ресурсов, прибыли, затрат и т.д.
В бизнес-анализе часто строят диаграмму Парето, отображающую эту неравномерность. С ее помощью можно наглядно показать, например, какие товары или клиенты приносят наибольшую прибыль. Выглядит она обычно так:
Ее основные особенности:
Давайте разберем как построить диаграмму Парето в Microsoft Excel своими силами.
Вариант 1. Простая диаграмма Парето по готовым данным
Если исходные данные попали к вам в виде подобной таблицы (т.е. уже в готовом виде):
. то делаем следующее.
Эта формула делит суммарную накопленную прибыль с начала списка до текущего товара на общую прибыль по всей таблице. Также добавляем столбец с константой 80% для создания в будущей диаграмме горизонтальной пороговой пунктирной линии:
Ряды с процентами на полученной диаграмме нужно отправить по вторичной (правой) оси. Для этого нужно выделить ряды мышью, но это может быть сложно, поскольку их плохо видно на фоне больших столбцов прибыли. Так что лучше воспользоваться для выделения выпадающим списком на вкладке Макет (Layout) или Формат (Format):
Затем щелкнуть по выделенному ряду правой кнопкой мыши и выбрать команду Формат ряда (Format Data Series) и в появившемся окне выбрать опцию По вторичной оси (Secondary Axis). В итоге наша диаграмма начнет выглядеть так:
Для рядов Накопленная доля прибыли и Порог надо поменять тип диаграммы со столбцов на линию. Для этого щелкните по каждому из этих рядов и выберите команду Изменить тип диаграммы для ряда (Change Series Chart Type).
Останется выделить горизонтальный ряд Порог и отформатировать его так, чтобы он стал похож на линию отсечки, а не на данные (т.е. убрать маркеры, сделать линию красной пунктирной и т.д.). Все это можно сделать, щелкнув по ряду правой кнопкой мыши и выбрав команду Формат ряда (Format Data Series). Теперь диаграмма примет окончательный вид:
По ней можно сделать вывод, что 80% прибыли приносят 5 первых товаров, а на все остальные товары правее картофеля приходится только 20% прибыли.
Вариант 2. Сводная таблица и сводная диаграмма Парето
Что же делать, если для построения нет готовых данных, а есть только исходная необработанная информация? Предположим, что в начале у нас есть таблица с данными продаж вот такого вида:
В итоге должна получиться сводная таблица с суммарной выручкой по каждому товару:
Сортируем ее по убыванию выручки, установив активную ячейку в столбец Сумма по полю Выручка и используя кнопку сортировки От Я до А (From Z to A) на вкладке Данные (Data).
После нажатия на ОК в таблицу добавится третий столбец со значением 80% во всех ячейках и она, наконец, примет требуемый вид. Дальше можно воспользоваться командой Сводная диаграмма (Pivot Chart) на вкладке Параметры (Options) или Анализ (Analysis) и настроить диаграмму совершенно аналогично первому варианту:
Подсветка ключевых товаров
Для подсветки самых влияющих факторов, т.е. столбцов находящихся левее точки пересечении оранжевой кривой накопленных процентов с горизонтальной линией отсечки в 80% можно использовать подсветку. Для этого придется добавить к таблице еще один столбец с формулой:
На выходе получим вот такую симпатичную подсветку наилучших товаров:
Начиная с версии Excel 2016 диаграмма Парето была добавлена в стандартный набор диаграмм Excel. Теперь, чтобы ее построить, достаточно просто выделить диапазон и на вкладке Вставка (Insert) выбрать соответствующий тип:
Метод Парето: строим диаграмму, делаем анализ
Из этого материала вы узнаете:
Метод Парето является отличным инструментом для оценки качества затраченных усилий и выявления их связи с полученным результатом. Другими словами, используя формулу Парето, можно увидеть, какие действия обеспечили большую часть результата или какие факторы оказались ключевыми при неудаче.
При этом нужно помнить, что универсальность метода Парето имеет и негативную сторону – не всегда удается получить точную информацию. В нашей статье мы расскажем, как работает данный принцип, как построить диаграмму и какие существуют подводные камни у такого метода оценки.
Определение метода Парето
Эмпирическое правило «80/20» итальянского экономиста и социолога Вильфредо Парето графически представлено в виде столбчатой гистограммы. Этот закон был обнародован в 1896 г. В нем автор выявил принцип распределения доходов местных домохозяйств – 80 % прибыли оказалось у 20 % семей.
Позднее данный метод получил большую популярность благодаря Джозефу М. Джурану (США), специалисту по управлению качеством. Чаще всего этот закон трактуется как принцип «80/20», который устанавливает, что 20 % усилий дают 80 % результата.
Метод Парето (далее МП) помогал производителям определять самые важные источники несоответствия продукции для улучшения качества ее изготовления. Принцип «80/20» широко использовался и в других сферах экономики.
В основу ABC-анализа, к примеру, заложен именно закон Парето. Такой анализ помогает предприятиям не только регулировать свои ресурсы, но и оценивать работу маркетологов по выполнению поставленных задач.
Плюсы и минусы метода Парето
Что можно сделать с помощью МП:
Полезные материалы для
увеличения продаж с
вашего сайта!
Много компаний ушло в онлайн и конкуренция значительно выросла. Так как бюджеты у всех ограничены, сейчас особенно важно, чтобы больше посетителей сайта покупали и оставляли заявки, а не уходили к конкурентам.
Поэтому мы подготовили конкретные инструкции, внедрив которые, вы увеличите количество заявок с сайта более чем 2 раза без увеличения бюджетов на рекламу!
Основатель агентства
интернет-маркетинга TFA,
автор курса “Взлом конверсии”
5 случаев, когда цену на сайте указывать необходимо Когда и как указывать цену, чтобы не отпугнуть потенциального клиента
10 источников клиентов для новичков Как быстро получить первых клиентов без крупных вложений
11 блоков, формирующих доверие Конкретные примеры: как привлечь клиента не за счет низкой цены
План создания лид-магнита с конверсией 69% Чек-лист с примерами по выбору и оформлению продающего лид-магнита
Отдельно взятый метод Парето не поможет вам найти причины затруднений. Он применяется с другими видами анализа.
МП не выявит всей глубины проблем.
Принцип работает на основании прежних данных, когда ущерб уже получен и рассмотрен. Зачастую это не влияет на дальнейшие прогнозы.
Правило «80/20» не подойдет для каждой ситуации подряд.
Применение метода Парето в бизнесе
Этот уникальный принцип может быть использован в любой сфере жизни, начиная с экономики и заканчивая бытом.
В основном клиенты покупают только 20 % из ассортимента, предложенного магазином. Тем не менее при отсутствии остальных товаров (если их убрать на время), продажи тут же упадут. Причина в том, что нам нужна иллюзия большого выбора.
Большую часть прибыли (80 %) дает компании лишь пятая часть ее продукции. Следовательно, для повышения прибыли нужно поработать над этой частью вашего ассортимента.
20 % покупателей приносят основную массу выручки.
1/5 часть времени (20 %) уходит на продажи, все остальное – подготовительный этап.
80 % всех проблем доставляют всего 20 % потребителей.
Часто в магазинах происходит так: слишком много суеты, но нет продаж. Неудивительно, что к пятой части прибыльных для предприятия клиентов не относятся те 20 %, с которыми обычно начинаются проблемы.
Отсюда следует логичный вывод – не держитесь за каждого заказчика. Откажитесь от тех, кто доставляет много хлопот. Это ваше право. Поступив таким образом, вы вздохнете с облегчением и будете свободны для других, более выгодных компании людей.
Кроме этого, необходимо оценить, сколько времени уходит на покупателей, которые не приносят крупной выручки. Ориентируйтесь на тех, кто обеспечивает вам значительный доход или быстро покупает без лишних временных затрат.
Метод Парето в управлении
В любой компании ударно трудятся лишь 20 % персонала, а остальные лишь отсиживают время. И эти добросовестные люди приносят 80 % прибыли своей организации. Как видим, всего 1/5 действий всех работников оправдывает ожидания руководства, то есть дает планируемый результат.
Чтобы повысить собственную эффективность, сотрудники должны составить список ежедневных дел, куда будет входить вся их активность – от отдельных поручений до важных проектов. Затем распределить задачи по приоритетам и выполнять их, начиная с 20 % самых важных.
Метод Парето в управлении
Метод Парето в рекламе
Известно, что основная масса лидов (80 %) приходит только с пятой части рекламных мероприятий. Откуда следует, что подавляющая часть расходов на рекламу тратится напрасно.
Судя по тому, что в Интернете куча бесполезной информации (80 %), стоит ограничить посещение бессмысленных площадок и прочтение никчемных книг. Всего лишь 1/5 часть времени занимают 4/5 переходов на ресурс с закрыванием лидов.
Если хотите довести свою рекламу до клиента с экономией бюджета, выберите 20 % регионов, которые приносят основную прибыль. Затем найдите столько же (в процентах) ключевых запросов, которые дают компании высокую конверсию, и напишите грамотное УТП. И не забудьте оценить, когда (дни, время) фиксируется максимум (80 %) посещений и просмотров.
ТОП-5 ПОПУЛЯРНЫХ СТАТЕЙ
Пошаговый алгоритм использования метода Парето
Приводимый нами дальше алгоритм действий не относится к железным правилам, которые придется выполнять. Все это рекомендации. Их можно корректировать и упрощать во время применения. При этом важно быть организованным, правдивым в отношении себя и мотивированным на высокий результат. Процесс довольно интересен, как и другие способы саморазвития.
Шаг 1. Определение и установка целей
По Закону Йеркса – Додсона самой продуктивной будет оптимальная мотивация без лишних крайностей. То есть прежде всего необходимо обозначить цель и срок ее реализации.
Шаг 2. Проверка достижимости
Иначе говоря, нужно убедиться, что вам удастся достичь цели без посторонней помощи и соблюсти назначенные сроки. Рассуждайте здраво, учитывая все свои возможности и навыки. Беспристрастно проанализируйте собственную практику и опыт окружающих.
Шаг 3. Сбор информации
Найдите все интересующие вас данные – теоретические, стратегические, практические (включая чужой опыт). Нужно собрать как можно больше сведений, порядок в этой куче информации вы наведете позже.
Шаг 4. Оценка эффективности
Используя метод Парето в сфере менеджмента, изучите и структурируйте все собранные данные. Продумайте, что вам подходит, а что лишнее. Учитывая ваши сроки рассмотрения и обработки информации, удалите все неактуальное для ускорения процесса.
Шаг 5. Алгоритм действий
Итак, вы получаете сухой остаток данных, с которыми нужно работать дальше. Составьте список всех дальнейших действий. Для оценки возьмите любую из систем – процентную, 5- или 10-балльную. Тут важно обращать внимание на психологию людей, поскольку большинство из них любит работать не слишком рьяно.
Шаг 6. Исключение лишнего
Уберите из списка действия, которые особо не влияют на конечный результат. На данном этапе главное – сформировать основу.
Шаг 7. Корректировка сроков и планируемых итогов
Теперь нужно вернуться ко второму шагу и проанализировать имеющиеся у вас данные согласно пунктам 4-5. Затем внести поправки в план.
Начинайте действовать в соответствии с намеченным чуть выше алгоритмом.
Шаг 9. Оценка проведенной работы
Через равные промежутки времени анализируйте полученные результаты. Возможно, вам опять придется корректировать свой алгоритм (шаг 5). Но если действовать согласно плану, то правки будут не нужны.
Может потребоваться расширение списка действий, и вам придется снова вернуть то, что вы вычеркивали раньше, если это улучшит общий результат. Но это нерациональный выход. Намного эффективней – сократить количество этапов (в пределах разумного, конечно).
Метод Парето предусматривает еще один практичный алгоритм. Он проще и короче – постановка цели, составление плана действий, его оптимизация и воплощение задуманного. В идеале данный механизм должен войти в привычку и применяться постоянно.
Чтобы наглядно показать проведенный анализ по МП, нужно начертить кривую на основе гистограммы. Она покажет все проблематичные моменты и поможет выбраться из сложных ситуаций.
Диаграмма Парето графически отображает принцип действия одноименного закона и представляет собой столбцы с проведенной вверху кривой. Столбцы располагаются слева направо в нисходящем порядке. Кривая же, наоборот, при этом возрастает и иллюстрирует, какой процент из общих 100 % показывает тот или иной столбец.
Для построения диаграммы нужно сделать следующее:
Примите к сведению, что на графике цифры по горизонтали распределятся неравномерно. Так практически и проявляется метод Парето.
Начальные 2-3 столбца показывают самые большие проблемы, на которые приходится около 80 %. Данные вопросы сейчас являются наиболее срочными для вас. Все остальные трудности, составляющие примерно 20 %, можно оставить на потом и разрешить позднее. Они не повлияют на итоги выполнения задач так мощно, как первые 80 %.
Схема Парето может строиться по двум критериям – по результатам (для поиска главного препятствия) и по источникам проблем. В первом случае на графике анализируют такие показатели:
Вторая диаграмма покажет вам источники происхождения проблем, обнаруженных в поиске главной. Здесь рассматривают несколько другие показатели:
17 источников клиентов на маркетинг, 6 из которых бесплатные
Одной из самых популярной проблем, с которой сталкиваются начинающие специалисты в маркетинге, это как найти себе адекватных клиентов в достаточном количестве:
Этап 1. Как найти первых клиентов на свои услуги
На курсе Взлом Конверсии мы разбираем этот ключевой вопрос в первом модуле, так как каждый участник проходит обучение на собственном проекте, и более половины окупают курс до его окончания.
Для этого мы подготовили список площадок, из которых можно привлечь клиентов, кроме того, большая часть их них бесплатные.
Этап 2. Клиенты есть, но они выносят мозг, и лучше было вообще не браться за проект, чем потратить море сил и энергии
Также у нас есть гайд по проведению консультации с потенциальным клиентом: конкретные вопросы, чтобы выявить клиентов, которые действительно заинтересованы в твоих услугах.
Скачать чек-лист источников клиентов и руководство по проведению продающей консультации:
Подводные камни применения метода Парето
Крайняя колонка («Другое» или «Прочие») гораздо выше остальных.
Часто там объединяют не слишком важные и недостаточно изученные категории. Это позволяет оптимизировать диаграмму, чтобы она воспринималась проще. Так вы подберете незаметный «хвост» на вашей схеме и освободите место для более полезных данных.
Кроме этого, последняя колонка может вмещать в себя все остальные категории, которые не подлежат оценке. Конечно, в этом виде схематический метод Парето не годится для анализа. Такая диаграмма подойдет для иллюстрации готовых выводов. Зато вы упростите данный график, концентрируясь на главном. Значит, принцип все-таки поможет.
Но сколько категорий ни складывайте в эту визуальную «корзину», она всегда будет гораздо выше остальных. Для примера, вообразите диаграмму причин поломок оборудования, где наиболее высокой будет группа «Прочие». Что это означает? Только то, что крайняя колонка важней других. А невнимание к серьезным факторам ведет к бессмысленности всех дальнейших действий по достижению цели.
Когда встречаются похожие явления?
Иногда неподходящая система измерений вызывает искажение диаграмм, размывая источник проблемы по разным категориям. В данном случае выводы будут неправильны.
Следующая причина – нестабильность процесса. Сбор информации о неустойчивом явлении или действии в итоге может сравнять все категории или отразить их близкими по важности. А форма диаграммы будет похожа на предыдущую.
Часто бывает виноват неправильный сбор сведений:
Не получилось обособить 20 % категорий, соответствующих 80 % наблюдений.
В некоторых случаях метод Парето (80/20) может видоизменяться. Например, имеет место соотношение 70/30 или 90/10. Вид пропорции не так важен, как возможность выбора приоритетных действий. Часто приходится определяться по отступам между колонками, а не по эталонным 80 и 20 %.
При появлении заметных промежутков между группами и категориями можно выбрать для работы самые приоритетные участки. Если не удается выбрать данные для оценки по принципу 20/80 и даже отступы меж категориями (группами) не видны, правило Парето упирается в тупик.
При всем при этом смысл закона остается неуклонным – ценность, действия, вложения всегда распределяются неравномерно и дают разный по величине итог. А данный метод – просто способ расставлять приоритеты в данный момент, чтобы сконцентрироваться на решении проблем. Это не панацея от всех бед и не магическая кнопка. Помня об этом, вы многое усовершенствуете в раскрутке или бизнесе.