Как правильно грамматически составить предложение
Какие существуют правила построения предложений в русском языке?
Содержание:
Синтаксис учит правильному построению предложения. От этого зависит понятность высказывания адресату.
Характерная для русского языка структура предложения впервые была описана Н. М. Карамзиным. Ученый и историк выделил две традиционные формулы конструкции основы:
Обе конструкции иллюстрируют прямой порядок слов в русском языке.
Что такое прямой порядок слов в русском языке?
Правила построения предложений в русском языке предполагают расположение синтагм, обусловленное законами синтаксиса, семантики и условиями функционального стиля.
Порядок слов несет стилистическую нагрузку. Слово, поставленное в несвойственную позицию в предложении, приобретает особый смысл.
Прямой порядок слов — это традиционное для русского синтаксиса расположение элементов фразы.
Как правильно составлять предложения в русском языке? Структура предложения
Правильное построение предложений в русском языке состоит в следующем:
Рекомендации, как правильно составлять предложения в русском языке, относятся и к словосочетаниям, входящим в состав высказывания:
Как строится предложение в русском языке, если в нем есть однородные члены? При включении в конструкцию ряда однородных определений на первое место ставится наименование более важного признака: По расхлябанной осенней лесной дороге передвигался рессорный экипаж.
Структура предложения с инфинитивом в русском языке предполагает его постпозицию: Поедем учиться в Москву.
Что такое обратный порядок слов в предложении?
Обратный порядок — это нарушение традиционной последовательности слов в предложении. Если это делается с целью усиления образности, такой обратный порядок слов в предложении называется инверсией.
Любое изменение правил составления предложений в русском языке акцентирует внимание на словах, находящихся на непривычных местах. Например, перестановка определения перед главным словом подчеркивает его интонационно и семантически: Были здесь барышни прекрасные, молодцы смелые, отцы семейств дородные.
Изменение места определения и отделение его от определяемого существительного всегда усиливает этот член предложения: Поздняя нам выпала в этом году весна.
Непрямой порядок слов часто используется в литературе для создания художественного образа, а также в речевой практике. Инверсия делает наше высказывание более емким, точным, экспрессивным. Например, нарушая правило о постпозиции управляемого слова, соотносимого с глаголом, мы подчеркиваем качество совершаемого действия: Медленно, неверными шаркающими шагами, шел старик по длинному коридору.
Строгой регламентации, как правильно построить предложение в русском языке, нет. Порядок слов обладает относительной свободой, ограниченной грамматическими законами и требованиями смысла.
Порядок слов связан с актуальным членением предложения на тему (известное) и рему (новое). Как правило, тема связана с подлежащим, рема — со сказуемым. Синтаксическое место их не закреплено: Афанасий Иванович тяжело дышал. Вихрями скручивались синие облака в вышине.
Уроки мастерства. Правильно строим предложения
Одна из распространенных ошибок авторов ПрозыРу — злоупотребление сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.
Они не только усложняют чтение, но и лишают читателя удовольствия. Ему постоянно приходится продираться сквозь смысловые нагромождения, как через бурелом.
А кому это понравится? В итоге помучаешься, помучаешься в попытках уяснить смысл нескольких абзацев — да и закроешь страницу. Хватит, дорогой автор. Не обессудь, утомил. Прости уж, пойду к другому…
Читателей надо уважать! Поэтому не изливайте на него поток сознания, как это делают любители слишком длинных предложений. А пишите так, чтобы человеку было легко и удобно читать ваше произведение. И главное, чтобы он смог ПОНЯТЬ смысл того, что вы написали.
Рассмотрим примеры (все они взяты из вещей, размещенных на ПрозеРу).
«Вот потому-то я попытаюсь рассказать эту историю — романтическую историю любви ветерана Чеченской кампании, орденоносца Пашки и сестры милосердия Людки, и еще историю любви к Родине, и к большой Родине, и к малой, и историю о юношеском бесстрашии и героизме, и о Великой Национальной Идее, я попытаюсь рассказать эту очень сложную историю от своего лица».
Разобьем это предложение на несколько более коротких:
«Вот потому-то я попытаюсь рассказать романтическую историю любви. Любви ветерана Чеченской кампании орденоносца Пашки и сестры милосердия Людки. А еще историю о любви к Родине — большой и малой. Историю о юношеском бесстрашии и героизме и о Великой Национальной Идее. Я попытаюсь рассказать эту очень сложную историю от своего лица».
Сейчас отрывок воспринимается лучше. Нам уже не приходится тратить больших усилий, чтобы «выудить» оттуда смысл, верно?
Исправим текст. Вот что получилось:
«Я так переполнена любовью, что готова дарить ее всем. Курочкам, трамваям, смешному рекламному негру-бутерброду с Тушинской. Симпатичному старикану с бородкой-эспаньолкой (наверное, именно так выглядит значительная часть моей Интернет-аудитории). Низкозадой девочке-официантке с личиком, отмеченным многими наследственными пороками, характерными для московских рабочих окраин».
Теперь текст выглядит более грамотно и профессионально, согласны?
Еще один отрывок. Вот как было у автора:
«Для «сопровождавших» своих подопечных офицеров-воспитателей это тем более был дополнительный отпуск, поскольку, вроде бы все их воспитанники были на месте и никуда деваться с корабля не могли; контроль за ними, хотели они того, или нет, все равно, как и за всеми находившимися на борту, осуществляла дежурно-вахтенная служба; худо-бедно, но все они были расписаны по боевым постам и должны были исполнять какие-то обязанности (а если они этого не делали, по обыкновению филоня), то уж за это отвечали те, в чьи подразделения они были расписаны, и дублерами кого они являлись…».
А теперь текст выглядит так:
«Для офицеров-воспитателей, сопровождавших своих подопечных, это был дополнительный отпуск. Все воспитанники были на месте и не могли никуда деваться с корабля. Контроль за ними, как и за всеми находившимися на борту, осуществляла дежурно-вахтенная служба. Худо-бедно, но все они были расписаны по боевым постам и должны были исполнять какие-то обязанности. А если они этого не делали (по обыкновению филоня), то за это отвечали те, в чьи подразделения они были расписаны и чьими дублерами являлись».
Думаю, с перегруженными предложениями все ясно.
Теперь несколько слов еще об одной любимой «мульке» прозовцев — многоточиях. Они, дескать, символизируют недосказанность, глубокий смысл, призывают додумывать самим и пр.
А на самом деле получается засорение текста.
Частенько сюда еще добавляется множество восклицательных и вопросительных знаков, смайликов и т. д. Плюс неоправданно частое написание слов большими буквами.
Поверьте, я не против многоточий, восклицательных и вопросительных знаков. Но все должно быть в меру!
Вот когда вы пишете посты на форумах, в чатах — нет проблем. Там пишите, как хотите.
Но ведь здесь вы претендуете на художественное произведение. Тогда оформите его, как произведение, а не как сообщение на форуме. Иначе создается впечатление, что это записка экзальтированной барышни. Такие вещи выглядят крайне непрофессионально.
Вот как выглядит этот отрывок после исправления:
«Первый этаж, иду на выход. Вдруг сзади быстрые шаги нагоняют меня. И голос: «Гитару — на помойку?». Я оборачиваюсь и вижу мужчину, лет 37-40. До сих пор теряюсь — сосед или нет. Да и не важно — человек. «Ну да, туда именно… А, может она вам нужна? — предложила я, — тут, правда, одной струны нет».
Вы бы видели это лицо: на долю секунды оно приобрело выражение, как будто он миллион выиграл. «Что? Серьёзно?». — «Да, конечно — нате!». Он её взял. Смотрел на неё, не веря, что она так легко может прийти в его жизнь — надо только протянуть руки и взять. «Спасибо», — только и сказал он. Взял её, сел в машину и уехал».
Дорогие авторы! Свои тексты надо редактировать! Иначе складывается впечатление, что автор просто изливает поток сознания, не видя и не слыша ничего вокруг. Как тетерев на току.
Ну хорошо, можно впадать в творческий транс, когда пишешь первый вариант текста.
Но ведь потом его надо РЕДАКТИРОВАТЬ! Причем, много-много раз. Переставлять слова, заменять, если надо, убирать лишнее. Короче, шлифовать текст, чтобы он был удобным и понятным. Не красивеньким, а КРАСИВЫМ.
Правильное построение предложений
Предложение строится из слов или словосочетаний, связанных друг с другом с помощью согласования, управления или примыкания. Эти типы подчинительной связи хорошо известны нам, однако в речи мы не всегда умеем ими пользоваться. Вспомните, как грибоедовский Скалозуб строит фразу: Мне совестно, как честный офицер. Следовало бы сказать: Мне, как честному офицеру, совестно, — однако говорящий нарушил согласование членов предложения. Подобные ошибки называются смещением синтаксической конструкции: начало предложения дается в одном плане, а конец — в другом. У поэтов смещение конструкции иногда передает взволнованную речь, которая как бы не укладывается в строгие грамматические нормы. Например:
Когда с угрозами, и слезы на глазах,
утраченный в пирах,
Однако в прозе смещение конструкции нас удивит. Так, в автобиографии В. Маяковского читаем: Я поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Люблю ли я, или я азартный, о красотах кавказской природы также — только если это отстоялось словом. Это писал о себе человек, не боявшийся шокировать читателя и даже демонстрировавший свое пренебрежение к некоторым традициям. Нам это непозволительно.
Ошибки в строе предложения возникают также из-за неправильного употребления деепричастного оборота, который должен всегда указывать на дополнительное действие субъекта (подлежащего). Об этом порой забывают, строя фразы так: Теряется драгоценное время в работе, слушая глупые разговоры; Безделие — это понятие относительное, а уж сидя дома, его не бывает; У вас не заболела голова, пытаясь понять всю эту абракадабру?
Недопустимо нарушение порядка слов при употреблении причастного оборота, который может стоять и перед определяемым словом, и после него, но никогда не включает его в свой состав. Неправильно построены фразы: Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах выпускников; Приехавшие делегаты на съезд приглашаются в зал. Подобные ошибки могут исказить смысл высказывания, например: Принятая программа на конференции успешно выполнена (программа, принятая на конференции).
Значительные трудности возникают при неумелом использовании конструкции с предлогами кроме, помимо, вместо, наряду с, которые всегда должны зависеть от сказуемого. Разрыв этой грамматической связи приводит к тому, что оборот, введенный названными предлогами, «повисает в воздухе»: Вместо улиц Лациса и Свободы автобусы направились по вновь построенному участку Планерной улицы; Мы, помимо кур, намерены заняться и выращиванием индюшат. Устранение подобных ошибок обычно требует значительной переработки предложений; Автобусы направились не по улицам Лациса и Свободы, а по новому маршруту, открытому на улице Планерной; Мы намерены выращивать не только кур, но еще и индюшат.
Встречаются ошибки в употреблении союзов и предлогов при однородных членах предложения: В городе построены не только новые школа, больница, а также драмтеатр и библиотека (следовало написать: Не только школа. но и театр); Необходимо обратить внимание не только на знания учеников, но и их практические навыки (следовало: но и на их практические навыки, предлог нужно повторить). При таких союзах особенно важен порядок слов при употреблении однородных членов предложения. Например, он нарушен в таком случае: В новом помещении можно будет проводить не только цирковые представления, но и устраивать большие концерты, спортивные соревнования. (правильно: не только представления, но и соревнования или: не только проводить, но и устраивать). Союз не только, но и связывает сопоставляемые предметы или действия, а следовательно, и соответствующие части речи: существительное — с существительным, глагол — с глаголом.
Противительные союзы (а, но, однако) соединяют, как правило, одинаковые члены предложения. Это правило нарушено в такой конструкции: Выступавшие в прениях, не возражая против основных положений доклада, однако считают его неполным (соединены обстоятельство [деепричастный оборот] и сказуемое). В качестве однородных членов предложения могут употребляться слова, обозначающие лишь сопоставимые предметы; нельзя сказать: Поздравляю вас от всей души и лично от себя.
В состав однородных членов не должны входить видовые и родовые наименования: Наш сквер — любимое место отдыха жителей деревни, молодежи и детей.
Распространенная ошибка — несочетаемость одного из однородных членов (или нескольких) с тем словом в предложении, с которым связаны все остальные однородные члены. Иллюстрируем это примерами (в правой колонке исправленные варианты предложений):
Как видим, для исправления таких ошибок приходится вводить в текст новые слова, устраняя лексическую несочетаемость; иногда требуется коренная переработка предложения, отказ от употребления однородных членов (как во втором примере).
При употреблении однородных членов предложения встречаются и ошибки на управление, если объединенные в сочиненном ряду слова управляют разными формами: Преподаватели научат ребят разбираться и привьют им любовь к живописи, литературе, музыке (следовало: разбираться в живописи, литературе, музыке и привьют любовь к этим видам искусства).
Можно избежать многих ошибок при употреблении однородных членов, если строже относиться к выбору падежных форм существительных в сочиненном ряду слов. Так, нуждается в стилистической правке предложение: В соответствии с программой учащиеся должны научиться выполнять такие операции, как выпиливание лобзиком изделий из фанеры, сверление, сборку и отделку деталей. Все однородные существительные должны стоять в форме именительного падежа (такие, как. сверление, сборка, отделка). Недопустимо употребление в разных падежных формах обобщающих слов и однородных членов: Режиссер сказал: «Мы работаем сейчас над двумя постановками: «Вишневый сад» Чехова и пьесой Володина «С любимыми не расставайтесь» (название первого спектакля следовало употребить также в творительном падеже).
Грубой ошибкой является грамматически разнотипное выражение однородных членов предложения, например:
Помощник руководителя группы обязан помогать руководителю в обучении и воспитании слушателей:
— точно знать количество слушателей в группе;
— своевременно докладывать руководителю группы о запросах и пожеланиях слушателей;
— помощь руководителю группы в работе со слабоуспевающими слушателями.
В последней рубрике следовало написать: организовать помощь. в работе со слабоуспевающими слушателями.
Нарушается структура предложения и при сочетании одного из его членов и придаточной части. В один ряд нельзя ставить, например, дополнение и придаточное предложение: Премьер говорил о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет. Неправомерно и соединение причастного оборота и придаточного определительного: Снисхождения заслуживают люди, признающие критику и которые исправляют свои ошибки. Следует заменить придаточное предложение причастным оборотом (исправляющие свои ошибки) или вместо причастного оборота употребить придаточное предложение (которые признают. ).
В строе сложного предложения встречается немало трудностей. Иногда не оправдано употребление рядом двух однозначных союзов: Ваши рекомендации заслуживают внимания, но однако реализовать этот проект пока невозможно; Он утверждает, что будто бы самолет был заправлен некондиционным горючим. Встречается и неправильный выбор союза: Ваше предположение подтвердится лишь тогда, если будет доказано. (вместо если нужен союз когда, соотносительный со словом тогда в главном предложении). Портит сложное предложение неуместное повторение частицы бы, в придаточной части (Если бы эти меры были бы приняты, все закончилось бы благополучно). Повторение союзов или союзных слов при последовательном подчинении придаточных придает фразе тяжеловесность.
Рассмотрим примеры стилистической правки таких предложений.
1. Вдали виднелись вершины гор, которые были покрыты снегом, который сверкал на солнце. | 1. Вдали виднелись вершины гор, покрытые снегом, который сверкал на солнце. |
2. Эта проблема составляет предмет математической логики, которая развилась в точную науку, которая применяет математические методы исследования. | 2. Эта проблема составляет предмет математической логики, развившейся в точную науку, применяющую математические методы исследования. |
В первом примере замена придаточной части сложного предложения причастным оборотом не только упростила конструкцию, но и уточнила определяемое слово (не горы, а вершины), во втором — прояснила грамматические связи (первое определение относится к слову логика, второе — к слову наука). Избавившись от повторения союзных слов и нанизывания одинаковых придаточных частей, редактор преобразовал сложное предложение в простое.
Вспомним шутливые строчки С.Я. Маршака, который перевел английское стихотворение:
Вот пес без хвоста,
который за шиворот треплет кота,
который пугает и ловит синицу,
которая ловко ворует пшеницу.
Конечно, автор с умыслом нарушил правило построения сложного предложения, чтобы придать речи юмористическую окраску. В иных случаях это становится серьезным недостатком стиля.
Формирование навыка составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, членении простых предложений
В подготовительной группе детского сада работа по развитию грамматически оформленной речи занимает большое место. Так же как и в предшествующие годы, она осуществляется как часть занятия и в связи с другими видами деятельности детей.
Первые занятия, на которых дошкольники учатся выделять слова в предложении и составлять из слов предложения, проводятся с использованием наглядных пособий — картин, игрушек. В дальнейшем все большее место занимают устные упражнения и речевые игры
Работу над предложением я начинала с выделения предложений из речи. Для этого я использую короткий (в три-четыре предложения) рассказ по картинке.
Например, рассказ по картинке, на которой изображены дети, играющие в мяч. Воспитатель. Внимательно послушайте мой рассказ. Дети играют в мяч. Мальчик бросил мяч девочке. Девочка ловит мяч. О чем я сказала вначале? Про кого сказала? Дети. Про детей. Воспитатель. Что я сказала про детей? Дети. Что они играют в мяч. Воспитатель. А потом что я сказала? Про кого я сказала? Дети. Про мальчика. Воспитатель. Что я сказала о мальчике? Дети. Мальчик бросил мяч девочке. Воспитатель. А потом что я сказала? О ком я сказала и что? Дети. О девочке. Девочка ловит мяч. Воспитатель. В моем коротком рассказе было три предложения. Первое предложение — «Дети играют в мяч», второе — «Мальчик бросил мяч девочке» и третье — «Девочка ловит мяч». Когда мы рассказываем о чем-нибудь, мы говорим предложениями. Затем дети сами составили короткий рассказ по какой-нибудь простой картине. (Дети поливают цветы). Рассказ составляет или один ребенок, или несколько детей по очереди. В первом случае я повторяла рассказ ребенка, делая небольшие паузы между предложениями, и спрашивала всех, какое было первое предложение, какое второе.. Аналогично составляются еще одно-два предложения.
Этапы работы с предложением
1. Составление предложений об игрушке. Учу детей составлять предложения из двух слов и выделять слова из этих предложений, указывать последовательность слов (какое первое, какое второе).На столе игрушки: кукла лежит на кровати, мишка сидит на стуле; другая кукла сидит за столом, стол накрыт (кукла обедает); стоит вешалка, на ней полотенце.
Воспитатель. Дети, про каждую из этих игрушек можно составить предложение. Послушайте, я скажу предложение про эту куклу (показывает на куклу, лежащую на кровати): «Кукла лежит». Далее произношу еще одно предложение из двух слов («Мишка сидит», а затем предлагаю детям составить предложения про другие игрушки.
Дети составляют предложения («Полотенце висит», «Кукла сидит».). Одно из предложений, например «Полотенце висит», повторяется хором.Потом я говорю: «Теперь послушайте, как я буду проговаривать это предложение. Я буду останавливаться после каждого слова, чтобы вы могли сосчитать, сколько слов в этом предложении: «Полотенце. висит». Сколько слов я сказала?». Потом задаю вопросы о том, какое первое слово, какое второе. Подчеркиваю, что это — предложение, а не слово. После этого, вызвав Сашу, предлагаю ему (шепотом, чтобы другие не слышали) сесть и прошу остальных придумать про Сашу предложение («Саша сел»). Оно разбирается так же, как было показано выше. Подводя итог занятия, заключаю, что про каждый предмет, про каждого человека, про каждое животное можно составить предложение, что предложения состоят из слов, что сегодня они составляли предложения из двух слов.
1. Составление предложений по картине (из 3—4 слов).
При составлении предложений я использовала несложные сюжетные картинки. Рассматривание «Весенние сельскохозяйственные работы».
Цель: составление предложений по картинкам-
Помещаю на магнитную доску четыре картинки.
1-й ребёнок. Садовод окапывает яблони. Воспитатель. Он делает это для того, чтобы к корням яблони хорошо поступали воздух, вода, питательные вещества.
2-й ребенок. Садовод белит стволы яблонь. Воспитатель. Этим он защищает кору яблонь от солнечных ожогов, а саму яблоню от вредителей.
3-й ребенок. Пастух пасет телят. Воспитатель. Верно. Он выгнал телят на пастбище и пасет их.
Вы очень хорошо рассказали о том, что делают люди весной на селе.
Картина «Летом на прогулке». На картине изображены трое детей и мама. Она сидит на пеньке. Девочка дает ей букет. Один мальчик рвет цветы, другой ловит бабочку. Предлагаю рассмотреть картину, придумать имена девочке и двум мальчикам, изображенным на картине, и составить предложения про всех детей (Дети гуляют, про девочку Таню (Таня собрала букет, Таня дает букет маме, про маму (Мама сидит, Мама берет цветы, про мальчиков (Саша собирает букет, Коля ловит бабочку). Сначала останавливалась на предложениях из двух слов, предлагая назвать первое и второе слова. При этом задание сразу дала в более сложной форме, чем тогда, когда дети начинали знакомиться с двухсловными предложениями: «Какое второе слово? Какое первое?»
3. Затем, проводила работу над составлением трехсложного предложения. Используя составленные детьми трехсловные предложения, я прошу назвать первое, второе и третье слова. Слова может называть и один ребенок, и разные дети. Последнее важно для того, чтобы были внимательны и активно участвовали в работе все. Дальнейшее усложнение работы над словесным составом предложения заключалась в том, что дети выделяют слова в четырехсловном предложении, учатся называть их последовательно и вразбивку, а также составлять предложения из заданного количества слов (двух, трех, четырех). Последняя форма работы очень важна, так как осознанность, произвольность составления предложения имеет здесь высокий уровень. Ведь нужно держать во внимании и содержание предложения, и количество слов («Скажи четыре слова про зайца»). С целью более наглядно представить детям словесный состав предложения использую схему.
4. Показав детям, как можно изобразить словесный состав предложения, даю им задание самим составить схему. Формыработы при этом могут быть разными:
1) составление одним ребенком схемы предложения, сказанною мною;
2) составление схемы такого предложения всеми детьми;
3) один ребенок произносит предложение, другой составляет схему;
4) я на доске пишу схему, дети составляют по ней разнообразные предложения.
Работа со схемами полезна не только потому, что перед детьми более наглядно выступает количество слов в предложении, но и потому, что яснее выявляется динамика предложения, следование слов одного за другим. Ведь схема не возникает сразу, она появляется элемент за элементом (черточка за черточкой, полоска за полоской, слово за словом.Воспитатель: Когда мы хотим рассказать о чем-то, мы говорим предложениями, а не отдельными словами. В предложении несколько слов.
5. Основным видом работы по формированию грамматических навыков, в речи детей в подготовительной к школе группе это работа по оформлению одной и той же мысли различными языковыми средствами. Например, при анализе сюжетной картинки, на которой изображены веселящиеся дети, можно составить ряд предложений: «Дети запрыгали от радости»; «Дети запрыгали, потому что обрадовались»; «Обрадовавшись, дети запрыгали».
К картинке, на которой изображен заболевший мальчик, можно составить следующие предложения: «Коля заболел»; «Коля болен»; «У Коли жар». Такого рода работа по составлению различных предложений на одно действие покажет детям-дошкольникам возможность по-разному выражать одну и ту же мысль. На занятии мы специально обучаем детей построению таких предложений, которые могли бы заменить друг друга. Составив, с детьми предложение «Мы не пошли на прогулку из-за дождя», я прошу детей составить другие предложения, но выражающие эту же мысль (причину, по которой прогулка не состоялась): «Мы не пошли на прогулку, потому что начался дождь»; «Пошел дождь, и мы не пошли на прогулку»;
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет дидактическая игра. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития.
6. Для создания вариантов предложений на одну и ту же тему я использую дидактические игры, сюжетные картинки, художественные тексты. Например, читаю детям рассказ В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». После того как рассказ прочитан, выяснена его главная мысль, обратила внимание детей на предложение: «Сядет солнце, муравьи все ходы и выходы закроют — и спать». Затем просила детей подобрать варианты к данному предложению.Например: «Как только сядет солнце.», «Когда сядет солнце.». Такого рода работа может быть организована при составлении предложений по серии сюжетных картинок. Например, серия «Спасли птичку» удобна для употребления вариантов причинных союзов «потому что», «так как»: «Дети были рады, так как они спасли маленькую птичку», «. потому что спасли маленькую птичку». Итак, работа по составлению различных предложений для выражения одной и той же мысли является основной при формировании навыков грамматически правильной речи у детей седьмого года жизни.
7. Развитие грамматического строя речи осуществляется одновременно с развитием активного и пассивного словарного запаса ребёнка и формированием правильного звукопроизношения. Вот почему наша основная задача состоит в том, чтобы научить детей практически пользоваться фразовой речью, т. е. правильно употреблять в речи основные грамматические категории, сформировать навык практического словоизменения по числам, падежам, временам, лицам, родам. Для осуществления этой цели я проводила специальные грамматические упражнения на предметных занятиях.
Такое разрушение и восстановление линейности предложения способствует осознанию общих свойств речи,— членораздельности и линейности (последовательности) составляющих ее единиц.
Разные формы наглядности при ознакомлении детей со словесным составом предложения занимают основное место на первых занятиях.
Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз (пусть даже это будут сложноподчиненные предложения, так как при употреблении длинных, да к тому же в грамматическом отношении сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание.
8. Формирование сложного предложения (сложноподчиненного и сложносочиненного) Когда дети научились правильно составлять простые предложения с однородными членами, я перешла к обучению их составлять разные виды сложного предложения. Работа над сложным предложением начинается со сложносочиненного предложения, а затем переходят к сложноподчиненному.
Сложносочиненным называется сложное предложение, части которого связаны между собой сочинительными союзами. В сложносочиненных предложениях чаще всего выражаются отношения соединительные, противительные и разделительные. Кроме того, сложносочиненные предложения могут выражать отношения сопоставительные, присоединительные, пояснительные с различными добавочными оттенками значений. Сложносочиненные предложения с противительными союзами (а, но, да, однако, зато, же и другие) выражают отношения противопоставления или сопоставления, иногда с различными добавочными оттенками (несоответствия, ограничения, уступки и др.). Это значения данного типа сложных предложенийвлияет на их построение: порядок слов во второй части обусловлен характером ее противопоставления первой части.
Когда учила детей составлять сложносочиненные предложения с разделительным союзом «а» использовала по две сюжетные картинки Сначала дети составляли простые предложения по этим картинкам. «Мама моет грязную посуду. Катя вытирает голубую тарелку. Затем дети соединили два предложения в одно при помощи союза «а». «Мама моет грязную посуду, а Катя вытирает голубую тарелку. Также учила детей составлять сложные предложения с союзом «и», задавая вопросы по картинкам. На улице стало тепло. Появились проталины. На улице стало тепло и появились проталины. Примеры сложносочиненных предложений.
Составление предложений с союзами А, И.
Юля гуляла в саду. Оса укусила девочку. (Юля гуляла в саду и её укусила оса.)
Бабушка читает книгу. Внучка учит уроки. (Бабушка читает книгу, а внучка учит уроки.)
Упражнение «Закончи предложение».
Сначала надо дождаться зеленого света на светофоре.
1-й ребёнок.. а потом переходить улицу.
Нужно посмотреть налево. 2-й ребенок.. а потом начинать переход.
Сложносочиненные предложения с разделительными союзами (или, либо, ли. ли, то…то и др.)указывают на чередование событий, последовательную их смену. Например, во время игры «Или-или». Дети проговаривали и старались запомнить все предметы, разложенные на столе. Все закрывали глаза, а водящий в это время брал предметы со стола и выходил. Я просила детей открыть глаза, внимательно посмотреть, какие предметы исчезли, и догадаться, что за дверью делает водящий. Ответы детей (в зависимости от исчезнувших предметов)были разными: «Вова рисует или лепит из пластилина.», «Саша играет с мячом или читает книгу». Аналогичная работа проводились и с другими предметами. Эта игра всегда вызывает интерес у детей, она воспитывает внимание, память и учит анализировать и делать простейшие обобщения.
Сложноподчиненное предложение — это предложение, части которого связаны между собою подчинительными союзами или союзными средствами. Подчинительная связь между частями сложноподчиненного предложения выражается в синтаксической зависимости одной части (придаточной) от другой (главной).
Сложноподчиненное предложение состоит из двух и более простых предложений, одно из которых является главным, а другое — зависимым. Зависимость одного предложения от другого выражается подчинительными союзами и союзными словами. Часть, в которой находится подчинительный союз или союзное слово, является придаточным предложением, соответственно, часть, в которой их нет, называется главным предложением, или главной частью. Сложное предложение, в котором одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом, называется сложноподчинённым.
Примеры сложноподчиненных предложений.
Во время игры «Все наоборот» научила детей составлять предложения, из которых первое предложение начинается словом сначала, а второе предложение начинается словами а потом.
Ребенок — водящий — по моему заданию выполнял два действия, но в обратном порядке, например, ребенок садился за стол непричесанным, ель, а потом достал расческу и начинал расчесываться. Дети должны были уловить ошибку в последовательности изображенных действий, исправить ее и рассказать, что надо делать сначала, а что потом. Сначала надо почистить зубы, а потом умыть лицо. Сначала надо надеть пальто, а потом варежки.
Игра «Что сначала, что потом». Дети садились в кружок, выбирали водящих. Водящие выбирали предметы, с которыми они будут выполнять действия, а дети должны угадать, что будут делать водящие.Задание дается следующее: один из водящих говорит, что он будет делать сначала, а остальные дети должны догадаться и сказать, что он будет делать потом. Например,стоит мальчик в куртке и говорит: «Сначала я расстегну куртку, а потом.» «Ты ее снимешь»,— добавляют дети.Девочка держит в руках половник и тарелку и говорит: «Сначала я налью суп, а потом.» «Ты будешь его есть», —добавляют дети.
Игра «Закончи предложение». Составление сложноподчиненных предложений со словами для того чтобы. Я начинаю предложение, а вы сочиняете вторую его часть, начинающуюся со слов для того чтобы, а потом повторяете предложение целиком.
Упражнение «Для чего?»
Цель: составление сложноподчиненных предложений со словами для того чтобы.
Посмотрите на изображения посуды, которые вам достались. Составьте предложения о том, для чего нужна эта посуда.
1-й ребенок. Кружка нужна для того, чтобы пить из нее молоко, воду, сок.
2-й ребенок. Миска нужна для того, чтобы месить в ней тесто.
3-й ребенок. Кастрюля нужна для того, чтобы варить в ней суп.
Игра с мячом «Закончи предложение».
Я бросаю мяч и начинаю предложение. Ваша часть предложения начинается со слов потому что. Закончив предложение, вы повторяете его целиком.Например: Дети гуляют под зонтом, потому что идет дождь. Мама улыбнулась, потому что….
Составление сложноподчиненных предложенный по картинкам : Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Составьте предложения со словом «чтобы».Например: Люди делают зимой кормушки, чтобы….
Рассмотрите картинки и составьте предложения, в середине которых будут слова потому что.Например: Машины остановились, потому что на светофоре загорелся красный свет…. Медведица довольна, потому что рядом с ней медвежата.
Во время игры «Угадай, где ошибка» составляю предложения, спутав при этом последовательность действий. Например,я говорит: «Сначала я съем кашу, а потом сварю кашу».Или: «Сначала Таня прочитаю книгу, а потом мама купила книгу» и т. д. Дети должны найти ошибку и исправить ее.
Игра «Сам не знаю, что буду делать». Научить детей составлять предложения с разделительным союзом или. На столе выставлены различные предметы для игр (сачок, бубен, карандаш, бумага, куклы, флажки, коляска, совочек, формочки). Каждый из детей, ознакомившись с этими игрушками, выбирает себе две из них. При этом каждый должен рассказать, что он собирается делать. Например, вызванный ребенок выбрал мяч и сачок.Он говорит: «У меня мяч и сачок. Я буду или играть в мяч, или ловить бабочку сачком».Другой ребенок говорит: «Я взяла ведро с формочками и куклу с коляской. Я буду делать куличики из песочка или катать куклу в коляске». Игра «Скажи, почему ты выбрал (а) эту игрушку?» Научить детей грамматически правильно отвечать на вопрос почему?На столе лежат различные игрушки: мяч, прыгалки, сачок, кукла и т. п. Ребенок выбирает игрушку и отвечает на вопрос другого, почему он ее выбрал,например: «Я взяла куклу, потому что она мне понравилась». Или «Мама взяла зонтик, потому что на улице шел дождь». У Вовы заболело горло, потому что он ел снег. Дети легли спать, потому что было уже поздно. И т.
Игра «А что ты хочешь?» Научила детей правильно строить сложноподчиненные предложения, в которых главным предложением является оборот речи я хочу, а подчиненным — выражение желания через союз чтобы.
На столе лежат разные игрушки и предметы. Дети садятся в полукруг и по вызову дают друг другу задания в такой форме: Я хочу, чтобы Вова взял мяч и играл в футбол. Я хочу, чтобы Саша взял клюшку и играл в хоккей. Я хочу, чтобы Лена взяла коляску и катала в ней куклу.
Вызванный ребенок берет нужный предмет и отвечает, почему он его взял.
Я взял клюшку, чтобы, играть в хоккей.
Я взял мяч, чтобы играть в футбол.
Я взяла коляску, чтобы катать куклу в коляске.
Упражнение «Составь предложения».
Цель: обучение составлению сложноподчиненных предложений со словами потому что.
В-ль: Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Составьте по ним предложения, в середине которых будут слова потому что.
1-й ребенок. Дети гуляют под зонтом, потому что идет дождь.
2-й ребенок. Лебеди улетают на юг, потому что наступила осень.
3-й ребенок. Люди смотрят в небо, потому что над ними пролетают журавли.
Игра с мячом «Закончи предложение».
Цель: составление сложносочиненных предложений со словами потому что.
Воспитатель. Я предлагаю вам поиграть в знакомую игру «Закончи предложение» со словами потому что. Я бросаю мяч и начинаю предложение. Вы ловите мяч и заканчиваете предложение. Ваша часть предложения начинается со слов потому что. Закончив предложение, вы повторяете его целиком. Бабочка красивая.. потому что у нее расписные крылышки. Бабочка красивая, потому что у нее расписные крылышки.
Воспитатель. Пчела мне нравится.
Игра «Магазин». Составление сложноподчиненных предложений.
Ставлю на доску предметные картинки с изображениями мебели.
Ребята давайте поиграем в «Магазин». Я буду продавцом, а вы будете объяснять мне, почему хотите купить ту или иную мебель.
1-й ребенок. Я хочу купить красный диван, потому что он большой, красивый и очень удобный. Даю ребенку картинку с изображением дивана.
2-й ребенок. А я куплю полосатое кресло, потому что в нем очень удобно сидеть и смотреть телевизор. Даю ребенку картинку.
3-й ребенок. Я куплю книжный шкаф, потому что у меня много книг.
Даю ребенку картинку, а потом оцениваю работу каждого из детей.
Такую же игру проводим с другими картинками (посуда, фрукты.)
Упражнение «Составь предложение». Составление сложноподчиненных предложений.
Воспитатель. Составьте предложения о своих предметах мебели со словами потому что или когда.
1-й ребенок. Мы подарим бабушке новый комод, когда поедем к ней в гости.
2-й ребенок. Нам нужен новый буфет, потому что у старого не открываются дверцы.
3-й ребенок. Мне в комнату поставят стенку, когда я немного подрасту.
Упражнение «Составь предложение».
Цель: составление сложноподчиненных предложений со словом который.
Помещала на магнитной доске картинку с изображением украшенной елки.
Дети выбирали понравившийся игрушку и составили предложение со словом который.
1-й ребенок. Мне нравится золотая шишка, которая висит на одной из нижних веток.
2-й ребенок. А мне нравится дед Мороз, который стоит под елкой.
При проведении игр я старалась чтобы, дошкольники усвоили последовательность действий, а значит, практически усвоили конструкции сложноподчиненных предложений.
В дальнейшем данный материал закреплялся на вечерних занятиях, с применением разнообразных приемов, наглядного и раздаточного материала.
1. Программы «От рождения до школы». Основная образовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-синтез, 2020г.
2. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. «Просвещение»,1976.
3. Федоренко Л. П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. «Просвещение»1977.
4. Журова Л. Е. Обучение дошкольников грамоте. М. «Школьная Пресса», 2002.
5. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Подготовительная группа. М. : Мозаика-синтез, 2017г.
Формирование навыка правильного употребления предлогов у детей с ТНР при работе с дидактическим пособием «Умный планшет» Современный ребёнок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя.
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях «В гости к Мишке.» Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Д]-[Д’], [Т-[Т’]. Чтение слогов, предложений» для старшей группы Задачи: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Способствовать развитию фонематического восприятия. Познакомить со звуками Д-Т.
Подборка игр, направленных на воспитание навыка правильной осанки Подборка игр, направленных на воспитание навыка правильной осанки Невозможно представить себе детство без игр. Даже самых маленьких, находящихся.