Как правильно дуть в флейту
Техника дыхания при игре на флейте: полезные советы
Не смотря на то, что дыхание в разных видах флейт осваивается по одному и тому же принципу, переходя ко взрослой поперечной флейте ему необходимо уделить особое внимание, так как именно дыхание во многом влияет на хорошее звукоизвлечение.
Тренируем брюшное дыхание
Перед игрой глубоко вдыхайте животом, а не верхней частью торса. Вы должны видеть, как ваш живот увеличивается. От силы и способа подачи воздуха в инструмент зависит чистота и длительность звуков.
Тренировкой так называемого грудо-брюшного дыхания занимались в начале своей карьеры не только именитые флейтисты, но и вокалисты. Эта техника поможет вам брать достаточно воздуха для игры и позволит научиться расходовать его равномерно. Для начала встаньте прямо, руки на ширине плеч. Набирая воздух, следите за тем, чтобы ваши плечи не поднимались, а ребра и живот при этом надувались. Чтобы проверить правильность своих действий, положите ваши руки на талию, делайте вдохи и выдохи медленно, расслабьтесь.
Затем лягте на спину и положите несколько книг на живот. Вдыхайте также глубоко и спокойно, чтобы книги медленно двигались вверх-вниз.
Для тренировки дыхания перед игрой на флейте вам также поможет упражнение по концентрации стабильной струи воздуха. Для этого возьмите простой лист бумаги, держите его на расстоянии и старайтесь дуть в его нижнюю грань так, чтобы он как можно дольше оставался под углом. Если делать подобные упражнения каждый день, уделяя этому 5-10 минут, к началу занятий вы привыкните дышать правильно.
После того, как вы освоите навыки брюшного дыхания, приступайте к упражнениям по звукоизвлечению.
Тренировка звукоизвлечения
Для того, чтобы научиться извлекать звук на флейте, сначала надо правильно поставить губы. Сделайте глубокий вдох и выдыхайте с ощущением лёгкой улыбки, как будто произносите слог «ту». Воздуха необходимо брать много, а выдыхать медленно. Научиться контролировать струю выдыхаемого воздуха вам также может помочь зажженая свеча. Вам необходимо дуть на пламя так, чтобы оно не гасло, а только откланялось.
Далее, если вы уже купили флейту, можете начинать тренировки, используя верхнюю её часть (головку). Лабиальное отверстие должно быть четко посередине губ, а сам лабиум должен плотно прижиматься к нижней губе и не ходить ходуном. Вы должны ощущать легкое давление на нижние десны. После того, как вы установите головку, начните повторять упражнения по звукоизвлечению, которые вы проделывали раньше.
Подуйте в отверстие так, как вы это делали без флейты. Не расстраивайтесь, если сразу у вас ничего не получится. Ведь только практика поможет вам улучшить звучание нот. Чем больше вы уделите времени верхним и нижним нотам, тем лучше у вас будет звучать ваше первое музыкальное произведение.
Как правильно дуть в флейту
1. Подготовка
2 часть
То же, что и первая, только руки, согнутые в локтях, на вдохе разводятся в стороны, а на выдохе резко соединяются, выталкивая воздух вперед
2. Звукоизвлечение
Упражнение на артикуляцию — улыбка флейтиста (лучше делать перед зеркалом)
1. Сомкните губы. Губы при этом расслаблены
2. Улыбнитесь
3. Немного опустите нижнюю губу — между губами появится продолговатая щель.
4. Вдохните через нос и выдохните, слегка напрягая губы и стараясь направлять воздушный поток в одну точку. (Для лучшего контроля можно дуть на ладонь)
Постановка рук
Пальцы левой руки закрывают верхние 3 отверстие (большой палец закрывает отверстие с обратной стороны флейты — если оно есть). Пальцы правой руки — 3 нижние отверстия. Закрывать отверстия нужно не кончиками пальцев, а фалангами (первой или второй) — в дальнейшем это поможет в освоении игры на полутонах.
Потренируйтесь закрывать все отверстия сверху вниз и снизу вверх — без сигнала. Просто — чтобы пальцы привыкли к этому ощущению. Стоит обратить внимание на напряжение в пальцах — как только оно появляется, снимайте его, энергично встряхивая руки.
Вначале тренируйте сигнал и пальцы отдельно — чтобы не рассеивать внимание.
Постановка рук при игре на китайской Сяо
Постановка рук при игре на индийской Бансури
При игре на бансури важную роль выполняют большие пальцы — они, как опоры моста, держат флейту (остальные пальцы только слегка ее придерживают). Важно найти удобное и устойчивое положение, это даст остальным пальцам больше свободы и расслабленности в игре.
Постановка рук при игре на японской Сякухати.
Постановка примерно как на китайской сяо, только более основательная, янская. Что неудивительно, если вспомнить, что первыми игроками были самураи, вложившие мечи в ножны и взявшие в руки флейту.
Объединяющее упражнение: сигнал + основные ноты
Как только вы освоили сигнал (по крайней мере — флейта издает звук при всех открытых отверстиях) и пальцы уверенно закрывают отверстия (желательно — без подглядывания), попробуйте объединить сигнал и основные ноты. Принцип упражнения — издавая звук закрывать отверстия сверху-вниз (начиная с ближнего к вдуву), без пропусков (как показано на аппликатуре ниже).
3. Основные ошибки
Напряжение в теле и как это влияет на звучание
Особенности исполнительского дыхания флейтиста
Игра на флейте невозможна без поставленного исполнительского дыхания. Освоение техники начинается еще до непосредственного взаимодействия с инструментом и требует осознанного управления всеми видами дыхательных мышц. Постепенно навык переходит в разряд автоматических, освобождая место для дальнейшего совершенствования приемов звукоизвлечения.
Особая техника
В обычной жизни мы крайне редко дышим, используя полную мощь легких. Часть дыхательных мышц практически не испытывает нагрузки. В исполнительском дыхании все иначе:
Исполнительское дыхание требует тренировки и особых навыков именно из-за своей непривычности. Освоению техники с первых занятий уделяется много времени. От преподавателя требуется подмечать любые нюансы дыхания подопечного: ошибки, закрепившиеся в процессе обучения, исправить довольно трудно.
Смешанный тип дыхания
Если понаблюдать за собственным дыханием, легко понять, к какому типу оно относится: к грудному (другое название — реберное, вдох происходит за счет расширения грудной клетки) или к брюшному (дыхание животом). Для флейтистов применение исключительно одного из названных типов дыхания считается неправильным. При игре на флейте используют смешанную технику — грудобрюшное дыхание. Оно позволяет задействовать больший объем легких, осуществлять глубокий вдох и затем продолжительный активно управляемый выдох. Смешанная техника активизирует все дыхательные мышцы:
наружные межреберные и диафрагму, участвующие во вдохе;
внутренние межреберные и брюшной пресс, осуществляющие выдох.
Нередко можно встретить точку зрения, что в игре на флейте первостепенное значение имеет выход, а вдоху уделять внимание не нужно. Однако правильная постановка вдоха определяет качество исполнения. Важная задача этого этапа — сформировать так называемый столб воздуха в легких, опирающийся на диафрагму.
Во время вдоха флейтисту необходимо использовать кроме названных выше мышц мускулы брюшного пресса. Диафрагма двигается вниз и участвует в дыхании целиком, в том числе ее задние и боковые части. Одновременно с этим растягиваются боковые и нижние стенки живота. Грудная клетка, позволяя легким развернуться, расширяется не только в привычном направлении вперед, но и назад и вбок. Одним из признаков правильного вдоха являются неподвижные плечи — они не должны подниматься вверх вслед за грудной клеткой.
Человек не может сознательно управлять диафрагмой, лишь опосредованно через мышцы пресса. Увеличивая объем живота, мы задействуем всю площадь диафрагмы. Важно при этом расслабиться и позволить воздуху полностью заполнить легкие.
Использование всех дыхательных мышц «на полную катушку» обеспечивает вдох, значительно превышающий по глубине привычный. Похожую систему дыхания можно встретить в йоге. Интересно, что она не только помогает освоиться с флейтой, но и положительно влияет на здоровье, увеличивая объем легких и обогащая кровь кислородом.
Выдох
Наше дыхание практически никогда не нуждается в сознательном контроле. Ситуация меняется, когда необходимо дышать иначе, чем мы привыкли. Выдох в исполнительском дыхании должен быть основан на так называемой опоре — напряженных мышцах нижней части живота. Они способствуют постоянному поддержанию давления воздуха в легких и полости рта, позволяют регулировать это давление и интенсивность выдоха. Мало кто из начинающих флейтистов может похвастаться мгновенным освоением такой техники: она требует осознания привычного способа дышать и длительной работы над его изменением.
Если пресс должен быть напряжен, то грудную клетку, напротив, не нужно специально поддерживать в расширенном состоянии (при этом она должна быть раскрыта, а плечи расправлены), характерном для вдоха, хотя в методической литературе можно встретить и такой совет.
Механизм сокращения грудной клетки в исполнительском и обычном дыхании идентичен. При этом во время игры на флейте основой воздушного столба становится не диафрагма, а напряженные мышцы пресса.
Тренировка «опертого» выдоха требует времени. С опытом к музыканту приходит способность к тончайшей регулировке сокращения мышц брюшного пресса, что во много раз увеличивает выразительные возможности исполнителя.
Без правильной техники дыхания невозможно успешное освоение флейты. А она в свою очередь не представима в отрыве от проработки постановки корпуса, губ и языка. Как и любое другое умение, игра на флейте требует одновременного внимания ко множеству деталей. Постепенное и вдумчивое их освоение дает значительные результаты, однако важно понимать, что совершенству нет предела и даже именитые музыканты постоянно работают над увеличением возможностей исполнительского
Самоучитель
Игра на флейте. Занятие 1.
На котором (вы не поверите) вы будете уже вовсю дудеть и для этого сначала узнаете:
Ещё вы научитесь правильно собирать и разбирать поперечную флейту и, наконец, проделаете свои первые игровые упражнения на флейте.
Занятия в самоучителе объемные. Сколько времени уйдет на освоение материала зависит от вашей подготовки. Больше времени уделяйте практике. Не торопитесь переходить к новым занятиям пока не освоили предыдущие. Возвращайтесь к пройденному материалу снова и снова. Видеоролики с учебными материалами просматривайте полностью (они короткие). Видео с музыкальными произведениями даны для ознакомления, смотрите их по желанию и возможности уделить время.
Будет правильно, если вы поместите эту страницу в закладки (избранное) своего браузера и сбережете свое время при следующем открытии самоучителя «Игра на флейте». Для этого достаточно кликнуть звездочку (сердечко в Opera) в конце адресной строки или нажать одновременно клавиши Ctrl+D |
Поперечная флейта состоит из трех частей: головка, тело и колено.
Головка флейты
Верхняя часть флейты называется: головка флейты (мундштук).
Собственно игра на флейте это извлечение звука вдуванием воздуха через головку.
Для этого головка флейты имеет отверстие для вдувания воздуха — дульце.
Дульце окружено губками — накладкой, которая позволяет правильно приложить инструмент к губам флейтиста, чтобы извлекать (выдувать) ноты.
Со стороны дульца головка поперечной флейты закрыта коронкой (венцом) — резьбовой заглушкой, закрывающей доступ внутрь головки.
Начинающим флейтистам строго не рекомендуется отвинчивать коронку от головки, потому что под ней находится настроечная пробка. Если сдвинете пробку, собьется настройка инструмента и тогда придется обращаться к настройщику, потому что без опыта сами настроить флейту не сможете и игра на флейте станет некрасивой.
Настроечная пробка, это самая обыкновенная пробка. На самом деле настоящая пробка наподобие той, какой затыкают бутылки. Только она снабжена винтом-рефлектором, которым двигают эту пробку внутри головки так, чтобы флейта строила — звук инструмента попадал точно в ноты и игра на флейте была чарующей.
Кстати, если в открытый конец головки вставить шомпол обратным концом (без тряпочки) и посмотреть в дульце, можно увидеть засечку на шомполе прямо посредине дульца. Но даже то, что вы видите эту насечку, ещё не сделает вас настройщиком флейты, поэтому запомните — коронку не трогать!
Тело флейты
Вторая часть поперечной флейты — самая длинная — называется: тело флейты (корпус).
Тело содержит отверстия для извлечения нот, ведь, игра на флейте идет по нотам (спасибо кэп). Закрывают и открывают отверстия клапаны. Когда-то в давние времена отверстия на флейте закрывали пальцами. Так до сих пор играют на продольных флейтах — блокфлейте, свирели, тин вистле и прочих дудках.
На поперечной флейте от этого пришлось отказаться. Дело в том, что, если разместить отверстия на теле флейты так, как удобно для пальцев, это приведет к несовершенному строю инструмента. В частности, Вольфганг Амадей Моцарт из-за нестройности тогдашней флейты недолюбливал её. Впрочем, это не помешало гению сочинить три прекрасных концерта для флейты.
Музыкальная пауза. На страницах самоучителя «Игра на флейте» представлены лучшие музыкальные произведения для флейты созданные выдающимися композиторами. Вы можете наслаждаться этой прекрасной музыкой. Только помните — вас ждет игра на флейте, поэтому не затягивайте паузу 😉 Продолжение занятия ниже. Моцарт. Все три концерта для флейты. На этом занятии представляем: «Концерт № 1 для флейты соль-мажор» (W.A.Mozart — Flute Concerto No 1 in G major) 0:39 Allegro maestoso |
Чтобы улучшить строй флейты, в ходе длительных экспериментов, удалось найти правильные размеры и расположение отверстий в корпусе инструмента. Флейта зазвучала! Однако, оказалось, что закрывать отверстия пальцами, при таком расположении, совсем не удобно и игра на флейте стала никакой. Мастерам пришлось придумывать приспособления для управлениями отверстиями. Особенно хорошо такие приспособления получилось у немецкого инструментального мастера Теобальда Бёма.
Теобальд Бём, будучи сыном ювелира, перенял у отца познания в механике и применил их для создания механизма управления отверстиями флейты. Вот что у него получилось (флейта в разобранном виде):
Такая конструкция почти без изменений сохранилась и у современных флейт. Поэтому современную поперечную флейту часто и заслуженно называют — флейта Бёма.
В механизме флейты используется множество винтиков, клапанов, подушечек, осей и рычажков. Посмотрите на эту тонкую работу. В вашей флейте все точно так же. Относитесь к ней бережно.
Механизм флейты достаточно хрупок.
Поэтому при обращении с флейтой соблюдайте эти простые правила:
Чтобы плотно закрывать отверстия на корпусе, клапаны снабжены подушечками. Раньше подушечки делали из войлока и обтягивали их «бычьим пузырем». Теперь, конечно, материалы современные и долговечные, но тем не менее, после каждой игры на флейте, берите тряпочку и шомпол и протирайте флейту.
Ещё раз, читайте медленно и запоминайте: после каждой игры на флейте берите тряпочку и шомпол и протирайте инструмент.
Колено флейты
Третья часть — нижнее колено флейты также как и тело содержит отверстия и клапаны.
Колено бывает двух типов: до и си.
Оно определяет у поперечной флейты самую нижнюю ноту:
Их легко различить по внешнему виду: на рисунке повыше изображено колено си — у него три «кругляшка». Ниже на картинке изображено колено до — у него «кругляшка» только два.
При сборке флейты будет говориться о «стержне для клапанов колена». Найдите эту деталь прямо сейчас. Сделать это легко, потому что на колене всего один стержень и на нем закреплены все рычажки и клапаны этой части флейты.
С устройством флейты разобрались и теперь:
Попробуем извлечь первые звуки на флейте. Да-да, прямо сейчас, не собирая инструмент, начнем дудеть. для этого берем головку флейты двумя руками — коронка слева, дульце вверх.
Удерживая головку горизонтально подносим дульце ко рту. Губки флейты устанавливаем под нижнюю губу так, чтобы они легко прижимались к мякоти нижней губы. Дульце располагается точно посредине звуковой щели в центре губ.
Некоторые начинающие флейтисты используют такой прием: поворачивают дульце к себе, охватывают его двумя губами, затем отворачивают дульце от себя и вверх и одновременно растягивают губы.
В любом случае, лучше подойти к зеркалу и подвигать дульце, чтобы оно оказалось точно на своем месте как на картинке:
Конечно, отращивать усы для игры на флейте вовсе не обязательно, но, ещё раз обратите внимание, располагать дульце флейты надо именно так как показано на картинке: строго посредине губ. Могут быть индивидуальные особенности, о которых рассказано ниже на этой странице.
Нижняя губа частично закрывает дульце. Если вы еще не у зеркала, то прямо сейчас идите к зеркалу и прикладывайте флейту (пока только головку флейты) ко рту, чтобы запомнить и натренировать правильное положение. Отнимите дульце от губ и снова приложите. И еще раз для проверки навыка.
Получилось? Надо чтобы получалось «автоматически».
Еще одна картинка с правильным положением дульца флейты у губ флейтиста:
Теперь пробуем дуть.
Дуть следует так, чтобы вся струя воздуха попадала в дульце и, ударяясь о его край, резонировала. Если не поняли о чем речь, не беда. Читайте дальше.
Проделайте подготовительное упражнение. Поставьте ладонь как картинке и легко подуйте на неё:
Обратите внимание на положение губ на картинке. Примите такое же. Тренируйтесь у зеркала. У некоторых людей щель для воздуха располагается не посередине рта. Это их особенность. Переучиваться дуть по другому им не следует. Такие люди располагают дульце также посередине щели для воздуха, пусть даже и не посередине рта.
Можно ещё потренироваться на бутылках. Это вполне серьезно! Дуть в бутылку надо так, чтобы воздушная струя резонировала. Только наполните (не полностью) бутылку водой — иначе вам и особенно ребенку может не хватить сил «раздуть» пустую бутылку до резонанса.
Не подумайте, что это шутка. Вот как ребята играют на бутылках:
Ваша задача на головке флейты или на бутылке поймать положение губ и выдуваемой струи так чтобы получился звук. На это может уйти какое-то время. Но все равно получится. Главное настойчивость и упорство.
А мы возвращаемся к нашей поперечной флейте и осваиваем технику извлечения звука из головки.
Вспомогательные упражнения
Делайте продолжительные ровные выдохи по 10 — 15 секунд каждый выдох. В начале каждого выдоха помогайте себе языком — произносите слог ту («т» произносится без звука, одним языком). Получится дополнительная атака в начале выдоха. Игра с такой атакой называется деташе. Начинать обучение будем именно с этого приема игры.
Помните, что задача дудения на головке найти устойчивое правильное положение губ и приспособиться к дульцу.
Первые дни можно дудеть только в головку не собирая флейту целиком и обязательно делать тренировочные упражнения по сдуванию пушинки с ладони — по 20 — 30 «сдуваний» за упражнение. На ладони вы легко поймете куда направляется струя воздуха и научитесь регулировать её направление губами.
Кроме того, следует ежедневно делать гимнастику для губ:
Приятная новость
На головке флейты можно извлечь не один, а четыре звука! Научитесь это делать.
Закройте ладонью правый конец головки. Высота тона будет меняться в зависимости от скорости выдоха. Выдыхайте слабее при игре нижних нот, и сильнее для исполнения высоких нот. Дуйте спокойно — звучит низкий звук (1 октава), резко усильте скорость струи воздуха — звук станет намного выше (3 октава). Вот как это будет:
Освободите правое отверстие головки. Направьте струю воздуха примерно в середину дульца — звук пониже (2 октава). Измените направление струи вперед дальше от себя — звук повысится (4 октава)
Можете потренироваться и сыграть простую мелодию только на головке:
Сборка флейты
Пришло время собрать флейту.
Достаем инструмент из футляра и готовимся к сборке. Первым делом, осматриваем места сочленения и удаляем с них возможные загрязнения. Чем чище они будут, тем легче соберем флейту и, что особенно приятно, легко разберем её после игры. Места сочленения рекомендуется периодически смазывать.
Части флейты собираются без усилий. Соединять их следует легкими вращательными (туда-сюда) движениями. Дело в том, что металл, из которого изготовлена флейта довольно мягок и, кроме того, ещё и тонок. Поэтому при сборке и разборке флейты усилий не прилагаем. Особое внимание обращаем на бережное отношение к деталям механизма клапанов.
Головку флейты устанавливаем так, чтобы дульце находилось на одной линии с клапанами корпуса. Это легко проверить, если посмотреть на флейту со стороны колена.
На корпусе и головке флейты производителем иногда проставляются отметки (маркеры), которые облегчают находить правильное положение головки. Если таких отметок на вашем инструменте нет, то никто не запрещает нанести их самостоятельно. Только не царапайте инструмент. Лучше нанесите такие метки, например, маленькими штрихами лака для ногтей.
Нижнее колено присоединяем к корпусу также бережно. Положение колена такое, чтобы стержень для клапанов на колене приходился посредине ближайшего на корпусе клапана.
Если еще не поняли, что по чему выравнивать, посмотрите как это должно быть:
Поперечная флейта собрана и готова к игре.
Для извлечения нот, необходимо знать как правильно закрывать/открывать клапаны на флейте, чтобы извлекать ноты. Порядок расположения и чередования пальцев на музыкальном инструменте называется аппликатура. Заучить аппликатуру поперечной флейты поможет обучающая программа «Свирелька», которая покажет аппликатуру для каждой ноты мелодии в реальном времени.
Ознакомиться со Свирелькой можно совершенно бесплатно, заполнив форму:
Возможно вас немного страшит начало игры на этом замечательном инструменте. Поверьте, всё намного проще. Безусловно потребуется ваше старание и прилежные занятия, но вы получите больше! А то что всё у вас получится пусть убедит вот это видео с юной флейтисткой Вероникой Виноградовой (запись 2012 года):
Перейти на занятие 2. Как играть на флейте
Игра на флейте
В комментариях ниже задайте вопросы по этому занятию. Что ещё в игре на флейте осталось не понятным? Что добавить на занятие? Так автору будет легче готовить занятия, а вам легче обучаться как играть на поперечной флейте. Комментируйте:
Самоучитель : 9 комментариев
Закончил когда-то муз. школу по курсу флейта и даже играл в духовном оркестре. А потом как-то получилось, что 20 лет с гаком не играл, вот решил все вспомнить с самого начала, спасибо вам, очень увлекательно…
Мне как-то помогла одна инструкция с модуляцией положения языка — мол немного втянуть в себя и поставить перед губами ложечкой.
У меня не получается выдувать ноты с колена флейты. Почему это может быть?
Играть на флейте мне мешали научиться : отсутствие острой мотивации. Просто думала, что играть для себя всегда успею, откладывала на потом и было лень разучивать ноты.
Надеюсь, ваша программа даст мне ощутить вкус радости от игры, который и будет вдохновлять меня на более углубленное изучение предмета 🙂
Практически весь воздух должен уходить в дульце? До какой степени нормальна/допустима струя воздуха, идущая вперед и вниз (чувствуется рукой)?
Ориентируйтесь по звуку.
Невозможно никакими объяснениями ответить на вопросы «весь ли воздух» или «да какой степени»?
Чем больше воздуха попадет в дульце тем будет больше сила звука.
Когда начнете играть, постепенно научитесь и разберетесь.
Главное — продолжайте занятия на флейте.
чем меньше, тем лучше, а вообще интересный факт — более 80% воздуха идет мимо отверстия, ваша задача, как флейтиста, максимально точно направлять струю и минимизировать воздушные потери
Добавить комментарий Отменить ответ
Самучитель игры на флейте
Обучающая программа Свирелька
Ознакомительная версия бесплатно. В неё включены три мелодии для разучивания. Загрузка других мелодий после регистрации.
Оставьте свой комментарий внизу страницы