Как правильно дудеть в трубу
Как правильно дудеть в трубу
У большинства людей, далеких от мира музыки, горн ассоциируется с пионерскими отрядами, торжественными построениями и побудками в оздоровительных детских лагерях. Но мало кто знает, что история этого музыкального инструмента началась задолго до советского периода. А сигнальная труба стала прародителем всех представителей медного духового семейства.
Устройство
Конструкция напоминает трубу, но полностью лишена вентильной системы. Инструмент в виде металлической цилиндрической трубки изготавливается из медных сплавов. Один конец трубки плавно расширяется и переходит в раструб. Чашевидный мундштук вставляется с другого конца.
Отсутствие клапанов и вентилей не позволяет горну встать в один ряд с оркестровыми инструментами, на нем можно исполнять мелодии только из звуков натурального звукоряда. Нотный ряд воспроизводится только посредством амбушюра – определенного положения губ и языка.
История горна
В старину охотники в самых разных странах использовали для предупреждения опасности, загона диких животных или ориентации на местности сигнальные рожки, изготовленные из рогов животных. Они имели небольшой размер, форму изогнутого полумесяца или большого кольца, удобно помещались на поясе или плече охотника. Протяжный звук рожка был слышан на далеком расстоянии.
Позднее сигнальные рожки стали использовать для предупреждения об опасности. Стражи на башнях крепостей и замков, заметив врага, трубили в рог и ворота фортов закрывались. В середине XVIII века горн появился в армейских соединениях. Для его изготовления использовались медь и латунь. Человек, играющий на горне, назывался горнистом. Он носил инструмент, повесив наперевес через плечо.
В 1764 году медный духовой сигнальный инструмент появился в Англии, его назначение в армии – оповещение войск для сбора и построений. В Советском союзе XX века горн и барабан стали атрибутами Всесоюзной пионерской организации. Трубач подавал сигналы, а громкое звучание созывало пионеров на сборы, торжественные построения, призывало к участию в «Зарницах».
Разновидности горна
Одна из распространенных разновидностей – офиклеид. Этот вид появился в Англии в начале девятнадцатого столетия путем усовершенствования горна. Его размеры были крупнее, к устройству добавились несколько клапанов и клавиши. Это расширило музыкальные возможности инструмента, его стали использовать в симфонических оркестрах, пока со сцены его не выместил корнет.
Еще один вид усовершенствованного «прародителя» духовых – туба. Его конструкция усложнена вентильной системой. Более обширный диапазон звучания позволил музыкантам играть на духовом инструменте не только в духовых, но и в джазовых оркестрах.
Использование
В разное время игра на горне имела разнообразную функциональность. Еще до момента изобретения автомобиля инструмент использовался для подачи сигнала на повозках и каретах. На пароходах и кораблях его использовали исключительно в качестве сигнального, но позднее научились наигрывать простейшие мелодии. В Российской империи горнисты трубили, чтобы подать знак к началу движения пеших войск.
У многих народов этот духовой инструмент так и не пережил эволюцию, оставшись на уровне древности и может выглядеть довольно аутентично.
Интересный факт: в Африке местные жители изготавливают импровизированный горн из рогов антилопы и устраивают настоящие шоу с участием экземпляров разной длины. А в российской республике Марий-Эл во время национальных праздников дудку из рога сжигают или закапывают в священных местах.
Как играть на горне
Техника звукоизвлечения на всех духовых схожа. Музыканту важно иметь развитый губной аппарат – амбушюр, сильные лицевые мышцы. Несколько тренировок позволят освоить азы и привыкнуть к правильному расположению губ – трубочкой и языка – лодочкой. При этом язык прижимается к нижним зубам. Остается только сильнее вдуть воздух в медную трубку через мундштук. Высота звука варьируется изменением положения губ и языка.
Невысокие исполнительские способности горна при легкости освоения этого инструмента, скорее, преимущество, чем недостаток. Взяв в руки «прародителя» всех духовых, за несколько уроков можно научиться играть на нем музыку.
Как играть на горне
Мало кто значит, что прародителем всех духовых инструментов является горн. Название этого инструмента пошло из немецкого языка и в переводе означает «рог». Это очень древний инструмент, имеющий большую историю. Первоначально горн использовался на охоте, как сигнал для начала мероприятия, или завершения. Но, постепенно, он вошел в жизнь людей наравне с некоторыми духовыми инструментами. По своему строению этот инструмент напоминает букву латинского алфавита, а именно «U». Различие от обыкновенной трубы заключается в том, что канал ствола более короткий и шире в диаметре.
Горн относится к более примитивным инструментам по сравнению с трубой. При игре, на нем можно воспроизвести лишь одну ноту. Вся проблема в его простом строении и отсутствии вентильного механизма. Благодаря которому труба может выдавать различные звуки с разницей в пол тона. Горн способен издавать только ноты натурального звукоряда.
Примитивность игры упрощается легкостью обучения. Чтобы научиться играть на горне, нужно всего лишь немного потренироваться. Через несколько дней уже можно считать себя музыкантом. При занятиях с этим инструментом особая подготовка не нужна. Чтобы издать какой-нибудь звук, нужно просто набрать в легкие побольше воздуха и дунуть посильнее.
Перед тем как учиться, нужно освоить самую элементарную вещь. Как правильно ставить губы и язык. Нужно разучить специфическую гимнастику. При игре губы складывают в трубочку, а язык сворачивают в лодочку и прижимают к нижнему зубному ряду. Также нужно научиться правильно дышать для игры. Вдох должен быть грудным, а не животом. Набрав воздуха — дуйте. Только не делайте распространенную ошибку — не раздувайте щеки. Воздух должен напрямую поступать из легких, а не из щек. Вы поймете, что ошиблись, если звук прервется. Экспериментируйте, тренируйтесь, выбирая разный объем воздуха и силу вашего выдоха.
Чтобы научится издавать звук разной высоты, нужно освоить понятие «амбушюр». Это техника определенного положения губ и особого напряжения мышц полости рта. Как определить правильное положение губ при игре на духовых инструментах? Простым произношением слова «дим». Из-за своей примитивности, горн мало где используется. В большинстве случаев — это сигнальный инструмент в армии, различных отрядах и тому подобное. Так что, если есть желание научиться играть, то ничто не сможет встать на пути.
Как играть на трубе
Здесь вы узнаете как играть на трубе.
Основы
Устройство трубы си бемоль
Начинать учиться игре на трубе рекомендуется в возрасте от 11-12 до 17 лет. Ученик должен иметь физически здоровый организм и нормальное строение губ, зубов, рук и пальцев. Желательно наличие музыкальных данных: слуха, ритмa и памяти.
Положение корпуса, головы, рук и ног при игре.
Заниматься на трубе нужно стоя. Положение корпуса и головы при игре на трубе должно быть прямым. Локти рук необходимо держать слегка приподнятыми и отодвинутыми от корпуса для того, чтобы дыхание было свободным.
Трубу следует держать левой рукой, указательный средний и безымянный пальцы которой охватывают верхнюю часть раструба, а большой палец – нижнюю часть вентильного механизма, мизинец же находится у распорки раструба.
Пальцы правой руки в полусогнутом положении должны находиться на вентилях 1 (указательный на первом вентиле, средний – на втором, безымянный – на третьем). Большой палец, несколько поддерживая трубу, находится под основной трубкой. При игре пальцы правой руки не должны высоко подниматься над вентилями.
Следует обратить внимание на то, чтобы труба но время игры находилась под прямым yглoм по отношению к корпусу исполнителя.
Положение мундштука на губах
Мундштук устанавливается па середине слегка растянутых и плотно сомкнутых в углах губ. Большая часть его, примерно 3/5, должна находиться на верхней губе, а меньшая часть, примерно 2/5,на нижней.
Не следует смещать, мундштук вправо или влево. Его положение на губах чаще всего зависит от строения челюстей, зубов и губ играющего. Поэтому при постановке мундштука необходимо учитывать также индивидуальные особенности обучающегося.
Об исполнительском дыхании
Особое внимание педагог должен уделять развитию у учащихся исполнительского дыхания, которое существенно отличается от обычного дыхания и является важным условием исполнения на духовых инструментах.
Для того, чтобы учащийся мог научиться правильно дышать при игре на трубе, ему необходимо иметь верное представление о работе органов дыхания, которые состоят из дыхательных путей, легких и костно-мышечной системы грудной клетки.
Существуют следующие типы дыхания: а) грудной, б) брюшной, и в) смешанный (грудобрюшной).
К грудному типу относится такое дыхание, при котором изменение объема грудной клетки происходит за счет сокращения межреберных мышц и ряда мышц, идущих от позвоночника к грудной кости. Действия диафрагмы при этом не активные и объем грудной клетки изменяется преимущественно в поперечном направлении. Брюшному типу дыхания свойственна активная деятельность диафрагмы и нижних рёбер. Характерной особенностью этого типа дыхания является легкость и свобода вдоха при незначительном объеме легочного воздуха.
При смешанном (грудобрюшном) типе дыхания весь дыхательный аппарат участвует активно, и 1играющий по своему желанию может изменять действии дыхательных мышц, активизируя деятельность, и диафрагмы, и грудной клетки. Наиболее рациональным следует считать смешанное грудобрюшное дыхание. Смешанный тип дыхания дает возможность равномерно распределить нагрузку на всю дыхательную систему.
Практически процесс исполнительского дыхания осуществляется следующим образом. Вдох производится бесшумно, одновременно через нос и углы рта. При этом грудная полость расширяется в двух направлениях: в вертикальном направлении, вследствие сокращения мышц диафрагмы, купол которой опускается (что обнаруживается благодаря выпячиванию живота в подложечной области), и в стороны за счет сокращения межреберных мышц. Выдох должен быть равномерным и всегда замедленным. Грудная клетка некоторое время остается в приподнятом положении, затем ребра и диафрагма постепенно принимают исходное положение.
Глубина вдоха зависит от длины исполняемой фразы. В музыкальных предложениях, не имеющих пауз и неисполнимых на одном дыхании, следует пользоваться коротким (быстрым) вдохом, учитывая при этом, что смена дыхания производится по окончании фразы или мотива. С первых же упражнений необходимо обращать внимание на способ
дыхания.
Извлечение звука
Хорошо поставленный звук – отправная точка всякого хорошего исполнения. Выражение «удар языком» является условным. В действительности язык не производит ударов, наоборот, он делает движения оттягивания: Как мы объясняли выше, он играет роль клапана. Это нужно четко сознавать, прежде чем прикладывать мундштук к губам.
Произнесение слога ту (tu) служит для того, чтобы вызвать извлечение звука. Этот слог следует произносить с большей или меньшей мягкостью, в зависимости от характера и оттенка атаки.
Недостатки, которых нужно избегать
Как в рiапо, так и в forte атакирование должно быть четким и свободным. Для этого нужно атакировать слог ту (tu), а не дуа (doua), так как это последнее произношение берет звук изнутри и придает ему характер вязкий и неприятный.
Если губы не будут достаточно. напряжены, звук не достигнет нужной высоты и покажется фальшивым и вульгарным. Звучание не должно быть ни форсированным, ни дрожащим.
Чтобы издать звук, следует:
Нужно возобновлять это упражнение до тех пор, пока не получится абсолютная четкость атаки.
Формирование звука
Ниже изложены первые шаги к достижению хорошей формы рта для игры на трубе.
Держите зубы слегка раздвинутыми. Ваши губы должны лишь слегка касаться друг друга. Держите губы так, как будто хотите сказать ” м “в слове “мать”. Из этого положения издайте губами жужжащий звук. Теперь положите мундштук трубы на губы и сделайте то же самое жужжание в центр мундштука.
Чтобы сделать четкое начало звука, используйте ваш язык. Следующий звук начинайте с буквы “Т”. Не высовывайте язык за пределы губ – он остается во рту.
Теперь попробуйте вставить мундштук в инструмент и попробуйте то же самое.
Не высовывай губы, как будто посылаешь воздушный поцелуй!
Не раздувайте щеки, когда дуете
Стараюсь дышать животом – когда вы делаете глубокий вдох, не поднимайте плечи.
Практикуйте вдувание длинных нот в свой инструмент и удерживание их. Научиться контролировать свое дыхание имеет решающее значение для хорошей игры на трубе.
Горн музыкальный инструмент
Горн очень похож на трубу, только без вентильного механизма, что делает игру на нем более легкой. Горн передает лишь естественный звукоряд. Регулировать мощность и высоту звука можно с участием амбушюра. Горн часто применяется в армейском звуковом оркестровом ансамбле, как средство излучения звукового потока. В обычном же оркестре горн не применяют.
Во время Советского Союза горн невозможно ничем было заменить в лагерях отдыха. Того, кто играет на горне, именуют горнистом. В Российской империи горнисты подавали гудок в пеших войсках.
Устройство
Конструкция напоминает трубу, но полностью лишена вентильной системы. Инструмент в виде металлической цилиндрической трубки изготавливается из медных сплавов. Один конец трубки плавно расширяется и переходит в раструб. Чашевидный мундштук вставляется с другого конца.
Отсутствие клапанов и вентилей не позволяет горну встать в один ряд с оркестровыми инструментами, на нем можно исполнять мелодии только из звуков натурального звукоряда. Нотный ряд воспроизводится только посредством амбушюра – определенного положения губ и языка.
Устройство музыкального инструмента
История горна
В старину охотники в самых разных странах использовали для предупреждения опасности, загона диких животных или ориентации на местности сигнальные рожки, изготовленные из рогов животных. Они имели небольшой размер, форму изогнутого полумесяца или большого кольца, удобно помещались на поясе или плече охотника. Протяжный звук рожка был слышан на далеком расстоянии.
Позднее сигнальные рожки стали использовать для предупреждения об опасности. Стражи на башнях крепостей и замков, заметив врага, трубили в рог и ворота фортов закрывались. В середине XVIII века горн появился в армейских соединениях. Для его изготовления использовались медь и латунь. Человек, играющий на горне, назывался горнистом. Он носил инструмент, повесив наперевес через плечо.
В 1764 году медный духовой сигнальный инструмент появился в Англии, его назначение в армии – оповещение войск для сбора и построений. В Советском союзе XX века горн и барабан стали атрибутами Всесоюзной пионерской организации. Трубач подавал сигналы, а громкое звучание созывало пионеров на сборы, торжественные построения, призывало к участию в «Зарницах».
С какой целью применялся горн
Изогнутые кольцом в два, иногда и в три раза, они использовались охотниками для передачи друг другу сигналов во время охоты. Для подачи сигналов на большие расстояния в рог трубили не только охотники. Со временем люди попробовали изготовить инструмент, напоминающий костяной рог, но из металла. Инструмент превзошел ожидания — он издавал более громкие и отчетливые звуки. Позже его стали использовать и в каретах, чтобы подавать сигналы в дороге. В армии горн впервые появился в 1758 г. в Ганновере. Из-за U-образной формы был назван «Halbmondblaser», что переводилось, как «трубач полумесяца». К мундштуку горна крепился специальный ремень, который горнист перебрасывал через плечо. Спустя несколько лет горн завезли в Англию, где он широко использовался в различных пехотных частях, вытеснив флейту. А вот в кавалерии и артиллерии сигнальным инструментом была труба.
Разновидности горна
Одна из распространенных разновидностей – офиклеид. Этот вид появился в Англии в начале девятнадцатого столетия путем усовершенствования горна. Его размеры были крупнее, к устройству добавились несколько клапанов и клавиши. Это расширило музыкальные возможности инструмента, его стали использовать в симфонических оркестрах, пока со сцены его не выместил корнет.
Еще один вид усовершенствованного «прародителя» духовых – туба. Его конструкция усложнена вентильной системой. Более обширный диапазон звучания позволил музыкантам играть на духовом инструменте не только в духовых, но и в джазовых оркестрах.
Виды инструмента
В 19 веке были разработаны вариации двух типов горнов:
Родиной клавишного горна стала Англия, именно там, в начале 19 века был выплавлен первый экземпляр. Он активно использовался до 50-х годов 19 века, пока не утратил свою актуальность из-за появления корнета.
Корнет не является подвидом горна.
Горн широко использовался на кораблях и пароходах, сначала как сигнал предупреждения, а позже, как музыкальный инструмент.
Использование
В разное время игра на горне имела разнообразную функциональность. Еще до момента изобретения автомобиля инструмент использовался для подачи сигнала на повозках и каретах. На пароходах и кораблях его использовали исключительно в качестве сигнального, но позднее научились наигрывать простейшие мелодии. В Российской империи горнисты трубили, чтобы подать знак к началу движения пеших войск.
У многих народов этот духовой инструмент так и не пережил эволюцию, оставшись на уровне древности и может выглядеть довольно аутентично.
Интересный факт: в Африке местные жители изготавливают импровизированный горн из рогов антилопы и устраивают настоящие шоу с участием экземпляров разной длины. А в российской республике Марий-Эл во время национальных праздников дудку из рога сжигают или закапывают в священных местах.
Краткое описание
Горнист в пионерском лагере «Артек». Марка СССР
Горн напоминает трубу, но в нём отсутствует вентильный механизм, отчего его исполнительные возможности резко ограничены: горн может воспроизводить ноты только в пределах натурального звукоряда. Высота звука при игре на горне может регулироваться только с помощью амбушюра. Именно по этой причине в оркестрах горн не употребляется, но успешно применяется в армии как сигнальный инструмент. В советские времена горн, как и малый барабан, были незаменимыми атрибутами пионерских отрядов и дружин (с внедрением в пионерлагерях радиоузлов сигналы горна стали передаваться по пионерлагерной громкоговорительной сети в аудиозаписи; также получили широкое распространение и практикуются в детских лагерях до сих пор песенные сигналы)[2].
Человек, играющий на горне, называется горнистом
[3][4]. В вооружённых силах России имперского периода,
горнист
— нижний чин (должность, звание) — играющий на
горне
, то есть снабжённый
горном
для подачи сигналов в пехоте. Соответствующее название чина в кавалерии и артиллерии — трубач[5].
Как играть на горне
Техника звукоизвлечения на всех духовых схожа. Музыканту важно иметь развитый губной аппарат – амбушюр, сильные лицевые мышцы. Несколько тренировок позволят освоить азы и привыкнуть к правильному расположению губ – трубочкой и языка – лодочкой. При этом язык прижимается к нижним зубам. Остается только сильнее вдуть воздух в медную трубку через мундштук. Высота звука варьируется изменением положения губ и языка.
Невысокие исполнительские способности горна при легкости освоения этого инструмента, скорее, преимущество, чем недостаток. Взяв в руки «прародителя» всех духовых, за несколько уроков можно научиться играть на нем музыку.
Разновидности
В XIX веке было создано множество различных вариаций, таких как горн с клапанами или горн с клавишами. Клавишный горн был изобретен в Англии в начале XIX века. Такой вид горна был весьма популярен вплоть до пятидесятых годов XIX века и вышел из широкого употребления после изобретения корнета. Корнет также иногда ошибочно принимают за разновидность горна с клапанами, но это не так.
Паровозные, а впоследствии и корабельные горны, помимо прямого назначения — предупреждающего сигнала, — используют как музыкальный инструмент. Примером тому служит Орган Тифон.
Разновидности[править | править код]
Горнист в пионерском лагере «Артек»
В XIX веке было создано множество различных вариаций, таких как горн с клапанами или горн с клавишами. Клавишный горн был изобретен в Англии в начале XIX века. Такой вид горна был весьма популярен вплоть до пятидесятых годов XIX века и вышел из широкого употребления после изобретения корнета. Корнет также иногда ошибочно принимают за разновидность горна с клапанами, но это не так.
Паровозные, а впоследствии и корабельные горны, помимо прямого назначения — предупреждающего сигнала, — используют как музыкальный инструмент. Примером тому служит Орган Тифон.
представляет собой скрученную в 1,5—2 оборота трубку из латуни (с двумя изгибами). Трубка цилиндрическая на 2/3 длины, затем постепенно расширяется к раструбу. Длина инструмента 52—37 см, масса 0,5—0,4 кг. Основные тональности — Си бемоль, Ми бемоль. Звукоряд из 5—6 звуков[6]. Пионерские горны производились на фабриках Москвы, Ленинграда и Киева[7] для нужд Всеоюзной пионерской организации.
Примечания[править | править код]
Примечания
Описание[править | править код]
Горн напоминает трубу, но в нём отсутствует вентильный механизм, отчего его исполнительные возможности резко ограничены: горн может воспроизводить ноты только в пределах натурального звукоряда. Высота звука при игре на горне может регулироваться только с помощью амбушюра. Именно по этой причине в оркестрах горн не употребляется, но успешно применяется в армии как сигнальный инструмент. В советские времена горн, как и малый барабан, были незаменимыми атрибутами пионерских отрядов и дружин (с внедрением в пионерлагерях радиоузлов сигналы горна стали передаваться по пионерлагерной громкоговорительной сети в аудиозаписи; также получили широкое распространение и практикуются в детских лагерях до сих пор песенные сигналы)[2].
Человек, играющий на горне, называется горнистом
[3][4]. В вооружённых силах России имперского периода,
горнист
— нижний чин (должность, звание) — играющий на
горне
, то есть снабжённый
горном
для подачи сигналов в пехоте. Соответствующее название чина в кавалерии и артиллерии — трубач[5].
Как дудеть в трубу
Как играть на горне
Мало кто значит, что прародителем всех духовых инструментов является горн. Название этого инструмента пошло из немецкого языка и в переводе означает «рог». Это очень древний инструмент, имеющий большую историю. Первоначально горн использовался на охоте, как сигнал для начала мероприятия, или завершения. Но, постепенно, он вошел в жизнь людей наравне с некоторыми духовыми инструментами. По своему строению этот инструмент напоминает букву латинского алфавита, а именно «U». Различие от обыкновенной трубы заключается в том, что канал ствола более короткий и шире в диаметре.
Горн относится к более примитивным инструментам по сравнению с трубой. При игре, на нем можно воспроизвести лишь одну ноту. Вся проблема в его простом строении и отсутствии вентильного механизма. Благодаря которому труба может выдавать различные звуки с разницей в пол тона. Горн способен издавать только ноты натурального звукоряда.
Примитивность игры упрощается легкостью обучения. Чтобы научиться играть на горне, нужно всего лишь немного потренироваться. Через несколько дней уже можно считать себя музыкантом. При занятиях с этим инструментом особая подготовка не нужна. Чтобы издать какой-нибудь звук, нужно просто набрать в легкие побольше воздуха и дунуть посильнее.
Перед тем как учиться, нужно освоить самую элементарную вещь. Как правильно ставить губы и язык. Нужно разучить специфическую гимнастику. При игре губы складывают в трубочку, а язык сворачивают в лодочку и прижимают к нижнему зубному ряду. Также нужно научиться правильно дышать для игры. Вдох должен быть грудным, а не животом. Набрав воздуха — дуйте. Только не делайте распространенную ошибку — не раздувайте щеки. Воздух должен напрямую поступать из легких, а не из щек. Вы поймете, что ошиблись, если звук прервется. Экспериментируйте, тренируйтесь, выбирая разный объем воздуха и силу вашего выдоха.
Чтобы научится издавать звук разной высоты, нужно освоить понятие «амбушюр». Это техника определенного положения губ и особого напряжения мышц полости рта. Как определить правильное положение губ при игре на духовых инструментах? Простым произношением слова «дим». Из-за своей примитивности, горн мало где используется. В большинстве случаев — это сигнальный инструмент в армии, различных отрядах и тому подобное. Так что, если есть желание научиться играть, то ничто не сможет встать на пути.
Как дудеть в трубу
У большинства людей, далеких от мира музыки, горн ассоциируется с пионерскими отрядами, торжественными построениями и побудками в оздоровительных детских лагерях. Но мало кто знает, что история этого музыкального инструмента началась задолго до советского периода. А сигнальная труба стала прародителем всех представителей медного духового семейства.
Устройство
Конструкция напоминает трубу, но полностью лишена вентильной системы. Инструмент в виде металлической цилиндрической трубки изготавливается из медных сплавов. Один конец трубки плавно расширяется и переходит в раструб. Чашевидный мундштук вставляется с другого конца.
Отсутствие клапанов и вентилей не позволяет горну встать в один ряд с оркестровыми инструментами, на нем можно исполнять мелодии только из звуков натурального звукоряда. Нотный ряд воспроизводится только посредством амбушюра – определенного положения губ и языка.
История горна
В старину охотники в самых разных странах использовали для предупреждения опасности, загона диких животных или ориентации на местности сигнальные рожки, изготовленные из рогов животных. Они имели небольшой размер, форму изогнутого полумесяца или большого кольца, удобно помещались на поясе или плече охотника. Протяжный звук рожка был слышан на далеком расстоянии.
Позднее сигнальные рожки стали использовать для предупреждения об опасности. Стражи на башнях крепостей и замков, заметив врага, трубили в рог и ворота фортов закрывались. В середине XVIII века горн появился в армейских соединениях. Для его изготовления использовались медь и латунь. Человек, играющий на горне, назывался горнистом. Он носил инструмент, повесив наперевес через плечо.
В 1764 году медный духовой сигнальный инструмент появился в Англии, его назначение в армии – оповещение войск для сбора и построений. В Советском союзе XX века горн и барабан стали атрибутами Всесоюзной пионерской организации. Трубач подавал сигналы, а громкое звучание созывало пионеров на сборы, торжественные построения, призывало к участию в «Зарницах».
Разновидности горна
Одна из распространенных разновидностей – офиклеид. Этот вид появился в Англии в начале девятнадцатого столетия путем усовершенствования горна. Его размеры были крупнее, к устройству добавились несколько клапанов и клавиши. Это расширило музыкальные возможности инструмента, его стали использовать в симфонических оркестрах, пока со сцены его не выместил корнет.
Еще один вид усовершенствованного «прародителя» духовых – туба. Его конструкция усложнена вентильной системой. Более обширный диапазон звучания позволил музыкантам играть на духовом инструменте не только в духовых, но и в джазовых оркестрах.
Использование
В разное время игра на горне имела разнообразную функциональность. Еще до момента изобретения автомобиля инструмент использовался для подачи сигнала на повозках и каретах. На пароходах и кораблях его использовали исключительно в качестве сигнального, но позднее научились наигрывать простейшие мелодии. В Российской империи горнисты трубили, чтобы подать знак к началу движения пеших войск.
У многих народов этот духовой инструмент так и не пережил эволюцию, оставшись на уровне древности и может выглядеть довольно аутентично.
Интересный факт: в Африке местные жители изготавливают импровизированный горн из рогов антилопы и устраивают настоящие шоу с участием экземпляров разной длины. А в российской республике Марий-Эл во время национальных праздников дудку из рога сжигают или закапывают в священных местах.
Как играть на горне
Техника звукоизвлечения на всех духовых схожа. Музыканту важно иметь развитый губной аппарат – амбушюр, сильные лицевые мышцы. Несколько тренировок позволят освоить азы и привыкнуть к правильному расположению губ – трубочкой и языка – лодочкой. При этом язык прижимается к нижним зубам. Остается только сильнее вдуть воздух в медную трубку через мундштук. Высота звука варьируется изменением положения губ и языка.
Невысокие исполнительские способности горна при легкости освоения этого инструмента, скорее, преимущество, чем недостаток. Взяв в руки «прародителя» всех духовых, за несколько уроков можно научиться играть на нем музыку.
Как играть на пионерском горне
С чего начинается утро в пионерском лагере? Сонную тишину прорезают чистые, звонкие звуки пионерского горна, играющего сигнал подъема.
Горн обладает простейшим строением, выполнен в форме латинской буквы U и отличается от трубы тем, что канал ствола в горне более короткий, широкий, а мундштук по форме напоминает чашу. Научиться играть на горне — просто. Прижми к губам, представь, что выплевываешь шелуху от семечки (возбудить колебания) и дуй. Но поначалу звук будет просто ужасный. Надо губы по сложить в особую конфигурацию — какую — попробуй сам поэксперементировать. И главное сильно дуть!
Исполнительский аппарат и техника звукоизвлечения на духовых инструментах. Анализируя технологию звукоизвлечения на духовых инструментах можем установить что она слагается:
Указанные компоненты неразрывно связанны между собой сложной нервно — мышечной деятельностью и составляют исполнительский аппарат музыканта. Будет такой вопрос из каких компонентов состоит технология звукоизвлечения? Вот эти компоненты 6 штук вы должны будете назвать. Важнейшее значение принадлежит губному аппарату. Вопрос будет что такое губной аппарат. Губной аппарат — это система мышц губных и лицевых, слизистая оболочка губ и рта, слюнные железы. Совокупность этих элементов называется губной аппарат. Губной аппарат иначе называют иногда амбушюр. Понятие амбушюр применяется в связи со всеми духовыми инструментами, но трактуется по разному: одни считают что это обозначает устье или мундштук, другие что это относиться к губной щели. Слово амбушюр французское и имеет два понятия: первое — способ складывания губ и языка при игре на духовых инструментах. Таким образом можно точно определить это положение, степень упругости губных и лицевых мышц исполнителя, их натренированность, выносливость, сила, гибкость и подвижность при игре называется амбушюром. И второе определение в этом словаре: это то же самое что мундштук.
Первое: это развитие губных мышц то есть развитие силы, выносливости губных, лицевых мышц. После того как вы развили появляется красота звучания, свой своеобразный тембр, интонационное качество звука.