Как правильно делать план параграфа

Памятка Как составить план параграфа

Как составить план параграфа.

1. Пункты плана должны отражать главные мысли.

2. Пункты должны быть связаны по смыслу.

3. Пункты плана формулируются кратко и чётко.

При составлении плана текст делится на части (смысловые единицы), и в каждой из них находится главная мысль. Чтобы вам было легче справиться с этим заданием, читая текст параграфа, задавайте два вопроса: «О чём здесь говориться?» и «Что об этом говориться?». Первый вопрос поможет вам разбить текст на «смысловые единицы», а второй – выделить самое существенное, главное в этой части текста.

Как работать с текстом учебника.

1. Прочитайте название параграфа. Оно отражает его главное содержание.

2. Прочитайте вопросы перед текстом параграфа. Постарайтесь на них ответить. Это поможет вам лучше понять текст параграфа.

3. Прочитайте вопросы в конце параграфа. Они помогут выделить наиболее важный материал параграфа.

4. Прочитайте текст, мысленно разбейте его на «смысловые единицы», составьте план.

5. Проведите сортировку текста (новые термины и определения выучите наизусть, основные положения запомните, умейте их доказывать и подтверждать примерами)

6. Кратко перескажите параграф.

Последовательность действий при проведении анализа.

Анализ – это расчленение, разделение целого на составные части, выделение отдельных сторон и свойств объекта.

1. Внимательно изучите объект в целом.

2. Разделите объект на составные части.

3. Изучите особенности каждой части.

4. Установите соподчинение (взаимосвязь) частей.

5. Постарайтесь выделить функции частей.

Последовательность действий при проведении сравнения.

Проводя сравнение, необходимо помнить, что это не просто описание объектов или явлений, сопоставление их существенных признаков, на основе которых выясняются черты сходства и различия у сравниваемых объектов. При сравнении следует соблюдать следующую последовательность действий:

1. Выясните, какие объекты (явления) сравниваются.

2. Мысленно расчлените объект (явление) на составные части (проведите анализ)

3. Выделите существенные признаки сравниваемых объектов (явлений)

4. Сопоставьте сравниваемые объекты (явления) по одним и тем же признакам:

а. Признаки сходства

б. Признаки различия

Памятка

«Как работать над понятием»

Понятие — это логически оформленная мысль о предмете.

1. Назови рассматриваемое понятие, дай его определение.

2. Вычлени ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.

3. Приведи пример, конкретизирующий данное понятие, найди область его применения.

4. Попробуй связать его с другими понятиями данного предмета и смежных с ним дисциплин.

5. Составь небольшой рассказ, используя данное понятие.

Памятка

«Как разъяснять теорию»

Теория — это учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающий закономерности природы, общества, мышления.

1. Выяви, какие факты, наблюдения послужили основанием для фор­мулирования теории.

2. Назови основные понятия, положения теории.

3. Определи круг явлений, объясняемых данной теорией.

4. Приведи опытные и экспериментальные данные, которые могут служить доказательством правильности теории.

5. Назови области практического применения данной теории.

Памятка

«Как разъяснять закон»

Закон — это связь и взаимосвязь каких-либо явлений объективной дей­ствительности.

1. Выяви, между какими явлениями или величинами устанавливает связь данный закон.

2. Опиши пути открытия закона.

3. Приведи формулировку закона.

4. Попытайся записать закон в символической форме или через математическое выражение.

5. Приведи доказательства в пользу существования закона.

6. Назови области практического применения данного закона

Памятка

«Как изучать явление»

Явление — это то или иное обнаружение предмета, внешней формы его существования.

1. Изучи внешние признаки явления.

2. Изучи условия, при которых оно обнаруживается.

3. Изучи сущность явления и механизм его протекания.

4. Найди связь с другими явлениями.

5. Опиши количественную характеристику (в случае необходимости).

6. Рассмотри использования явления в практике.

Памятка

«Как проводить анализ»

Анализ — это процедура мыслительного и реального расчленения предмета (явления, процесса), а также выделения отдельных частей, признаков, свойств.

1. Мысленно расчлени объект, предмет, явление на определенные составные части, имеющие конкретное функциональное значение.

2. Постарайся обнаружить в выделенных частях характерные особенности, детали изучаемого предмета.

3. Подумай о причинах такого разделения на части (блоки).

Памятка

«Как проводить сравнение»

Сравнить — поставить рядом, сопоставить для установления сходства и различия.

1. Ответь на вопросы: «Кто такой?», «Что такое?».

2. Сопоставь определения двух предметов или явлений. Найди основное сходство.

3. Выдели существенные признаки каждого предмета.

4. Сопоставь оба или несколько сравниваемых предметов по одним и тем же выделенным признакам.

5. Выясни все признаки сходства и различия объектов.

6. Найди и объясни причины их сходства и различия.

Памятка

«Как проводить синтез»

Синтез — это мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.

1. Синтез необходимо начинать с нахождения ответа на вопрос: «На основе чего происходит соединение изучаемых частей в единое целое?».

2. Для ответа на этот вопрос проведи подробный анализ изучаемых явлений.

3. Найди связи между отдельными частями явления, объедини их, обобщи полученные сведения.

Памятка

«Как проводить обобщение»

Обобщение — это мысленный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах или явлениях.

1. Найди наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах или явлениях.

2. Определи их сходство.

3. Установи связь между ними.

4. Сформулируй общий вывод.

Памятка

«Как проводить наблюдение»

1. Осмысли цель наблюдения.

2. Уточни предмет наблюдения.

3. Разработай план наблюдения.

4. Определи форму записи наблюдаемых явлений.

5. Повтори наблюдение 2—3 раза с целью повышения его объективности.

6. При описании наблюдаемых явлений обрати внимание на то, как они протекали во времени и при каких условиях.

7. Помни, что цель описания явлений — наиболее точно и полно выявить их признаки.

8. При описании результатов наблюдений обрати внимание на то, что было обнаружено нового и что общего с известным ранее.

9. Полученные результаты оформи в виде письменного отчета или графически (в виде рисунков, схем).

Источник

Развернутый план и тезисный план: как это писать

Что такое развернутый план — это подробная логическая схема текста, состоящая из нескольких блоков: введение, основная часть, заключение — и подпунктов к ним. Он отличается от тезисного методом написания. Какие еще бывают виды, типы и правила такой работы с текстом?

Виды планов

Как правильно делать план параграфа. Смотреть фото Как правильно делать план параграфа. Смотреть картинку Как правильно делать план параграфа. Картинка про Как правильно делать план параграфа. Фото Как правильно делать план параграфа

Умение раскладывать информацию по полочкам — необходимый навык не только для учебы. Но в школе без него не обойтись, поэтому разберем, как составить план текста по русскому языку, литературе или любому другому предмету.

Различают два вида планов:

По типу языкового оформления:

Вопросный от назывного отличается построением.

НазывнойВопросный
1. Птицы, зимующие у нас.1. Какие птицы зимуют у нас?
2. Перелетные птицы.2. Какие птицы улетают на юг?
3. Поможем птицам перезимовать.3. Как помочь птицам перезимовать?

Опорная схема — самый «индивидуальный» тип, он составляется так, как удобно его автору — отдельными предложениями или словами. Пример: Сказка «Колобок»:

Тезисный план (в отличие от развернутого) — это не заголовки, а пункты, содержащие кратко сформулированную основную мысль отрывка. Одно или два предложения, объясняющих не только «про что», но и «о чем» говорится в части текста, т. е. и пересказ фактов, и смысловая нагрузка.

Вот простой пример, что такое тезисный план, к русской народной сказке «Колобок»:

При работе с литературными произведениями иногда используют цитаты.

Пример — роман «Евгений Онегин»:

Какие существуют требования

Алгоритм составления тезисного плана

Составление ведется по одному алгоритму:

Полезные рекомендации, как составить тезисный план текста и проверить себя:

Как составить развернутый план

Важно помнить: обязательные части сочинения, эссе, другой творческой работы — введение, основная часть, заключение. Их необходимо отразить.

В остальном алгоритм, как делать развернутый план, такой же, как и другие:

Важно следить за единством символов, обозначающих заголовки и подзаголовки.

Чем различаются тезисный и развернутый планы

По смыслу и задачам — ничем. Их цель — создать «фарватер», расставить «маяки», опорные точки в тексте, по которым его проще уложить в голове, изложить устно или на бумаге.

Разница в том, что обычный развернутый — это озаглавленные пункты, ступени от введения через аргументы к заключениям и выводам.

Тезисы — перечень последовательно выхваченных их текста основных мыслей. Это главное, чем тезисы отличаются от плана развернутого — вместе они составляют не скелет текста, а его краткий, сжатый пересказ. Характерный признак: развернутые бывают типовыми, по образцу одного штампуются еще несколько. Тезисный — всегда конкретный.

Примеры

На примере образа главного героя романа Пушкина «Евгений Онегин» разберемся, чем план текста отличается от тезисов по этой же теме.

Развернутый

Тезисный

Пример того, что такое тезисный план по литературе, и чем он отличается от обычного развернутого:

Источник

Как составить простой план

Как составить план? Составление плана прочитанного текста (параграфа, рассказа) — простой, но достаточно эффективный способ усвоения материала. Сразу уточню, что речь пойдет о простом плане не большого по объему текста.

Как правильно делать план параграфа. Смотреть фото Как правильно делать план параграфа. Смотреть картинку Как правильно делать план параграфа. Картинка про Как правильно делать план параграфа. Фото Как правильно делать план параграфа

Цель работы в данном случае:
— добиться понимания материала
— создать своеобразную шпаргалку для последующего выступления.Писать план ради плана — смысла нет, поэтому наши действия таковы:

Читаем текст и делим его на смысловые части. При этом добиваемся понимания текста.

Одним предложением формулируем суть каждой смысловой части. Предложение может быть как вопросительным, так и повествовательным. Но в любом случае, оно должно помогать в изложении смысла прочитанного. Поэтому предложения в одно-два слова не подойдут. Желательно, перед тем, как записать предложение, проговорить различные его варианты. Может быть, первоначально, в одно предложение нам не уложиться. Проговорите тогда два-три предложения. А затем уже попробуйте смысл прочитанного сжать до одного предложения.

Записываем сформулированное нами предложение.

• Облегченно вздыхаем и переключаемся на какую-нибудь работу, не связанную с изучаемым материалом. Затем, через какое-то время, берем наш план и, не подглядывая в текст, пытаемся рассказать то, что мы читали и над чем работали.

План используем как шпаргалку, как нашу опору. В зависимости от полученного результата, можем внести изменения в план, либо делаем работу заново. Или же ищем иной путь усвоения материала.

Работа по составлению плана приносит хорошие плоды на ранних этапах обучения, как правило, в младших классах.

В старших классах, в ВУЗах учащиеся и студенты составляют, как правило, не план, а конспект.

Источник

Сложный план текста

Как правильно делать план параграфа. Смотреть фото Как правильно делать план параграфа. Смотреть картинку Как правильно делать план параграфа. Картинка про Как правильно делать план параграфа. Фото Как правильно делать план параграфа Как правильно делать план параграфа. Смотреть фото Как правильно делать план параграфа. Смотреть картинку Как правильно делать план параграфа. Картинка про Как правильно делать план параграфа. Фото Как правильно делать план параграфа

Всего получено оценок: 428.

Всего получено оценок: 428.

План текста – это последовательный и связный перечень основных мыслей, которые автор в нем высказывает. Он необходим школьнику для того, чтобы понять, о чем говорил автор, а также лучше запомнить все то, что изложено в его произведении. Таким образом, систематизация текстового материала является необходимостью, позволяющей ученику не только улучшить навыки работы с текстом, но и научиться лучше и быстрее понимать написанное, что поможет ему в будущем.

Как правильно делать план параграфа. Смотреть фото Как правильно делать план параграфа. Смотреть картинку Как правильно делать план параграфа. Картинка про Как правильно делать план параграфа. Фото Как правильно делать план параграфа

Основные требования к сложному плану текста

Чтобы составить грамотный сложный план текста, нужно понимать, каким критериям должен соответствовать результат. И первый из них – это структурированность, то есть план, как и сам текст, должен иметь начало и конец и вообще полностью соответствовать по структуре исходнику.

Второй важный критерий касается грамотной формулировки заголовков и подзаголовков, которые должны выражать законченную мысль. В хорошем сложном плане они не повторяются и не наслаиваются друг на друга.

Третий критерий – это информативность. Он означает, что, взяв в руки составленный план, школьник не должен испытывать затруднений при пересказе по нему текста. При этом он не должен быть чересчур общим – это сильно помешает при воспроизведении.

И последний критерий – это последовательность, то есть все пункты и подпункты следуют в таком плане друг за другом, последовательность повествования и изложения мыслей не нарушается.

Как составить сложный план: порядок работы

Обращая внимание на пример сложного плана текста, составленный действительно грамотно, можно увидеть, что автор работы опирался на абзацы и выделял самые яркие из использованных в этом тексте образов. Это действительно сильно облегчает выполнение работы.

Приступая к составлению плана, нужно прочитать текст целиком и выделить его главную мысль. После этого нужно разделить весь текст на отдельные смысловые части и придумать им соответствующие заглавия, которые и станут основными пунктами плана. После этого каждая большая часть разделяется на более мелкие по основным мыслям, которые высказывает автор. К этим частям придумываются названия, которые становятся подпунктами.

Такие подпункты должны быть в каждом основном пункте плана и их должно быть не меньше двух.

После этого нужно проверить, насколько удачно сформулированы пункты и подпункты: они не должны быть просто цитатами из текста или выдержками из отдельных предложений. Также нужно проверить, насколько хорошо этот план отражает структуру текста и его основную мысль.

Пример сложного плана текста

В качестве примера можно рассмотреть план текста о феодальной раздробленности Руси, который легко найти в учебнике истории.

1.Феодальная раздробленность: причины явления.

а) социально-экономические предпосылки;
б) политические предпосылки.

2. Как развивалась Русь в период феодальной раздробленности.

а) русские княжества и специфика их развития;
б) культура этого исторического периода;
в) борьба с иноземными захватчиками.

3. Последствия феодальной раздробленности.

а) социально-экономические последствия;
б) политические последствия.

По составленному таким образом плану школьник без труда может воспроизвести главу из учебника, так что полученный навык можно и нужно использовать при подготовке к экзаменам.

Как правильно делать план параграфа. Смотреть фото Как правильно делать план параграфа. Смотреть картинку Как правильно делать план параграфа. Картинка про Как правильно делать план параграфа. Фото Как правильно делать план параграфа

Что мы узнали?

Составление сложного плана – это полезный навык. Он делается по определенной схеме и должен соответствовать четырем критериям. По хорошо составленному сложному плану школьник с легкостью может воспроизвести исходный текст.

Источник

Как составлять план по истории? 🤓 [Есть ответ]

Что такое конспект-план

План-конспект – это краткий пересказ прочитанного, сделанный в форме плана. Его отличают лаконичность, высокая скорость и простота составления. В результате из текста выбирается главное, информация четко структурируется, а запоминание большей части материала происходит еще на этапе знакомства с ним.

План-конспект незаменим, когда необходимо быстро и эффективно подготовиться к докладу или выступлению.

Чаще всего его используют в изучении и преподавании гуманитарных дисциплин.

Как составить развернутый план

Важно помнить: обязательные части сочинения, эссе, другой творческой работы — введение, основная часть, заключение. Их необходимо отразить.

В остальном алгоритм, как делать развернутый план, такой же, как и другие:

Важно следить за единством символов, обозначающих заголовки и подзаголовки.

Видео

Методы конспектирования

Существует несколько методов конспектирования, которые подразумевают под собой способы записи конспектов. Остановимся подробнее на самых популярных и эффективных методах конспектирования.

Метод Корнелла

В середине прошлого века профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал метод конспектирования, ставший впоследствии суперпопулярным у студентов. Он так и называется — метод Корнелла.

Как использовать этот метод конспектирования:

Многие ученики домашней онлайн-школы «Фоксфорда» пользуются именно таким методом конспектирования и отмечают его эффективность. В интервью семиклассница Елена Янышина отметила, что конспектирование по методу Корнелла особенно полезно в гуманитарных предметах.

Метод боксов

Этот метод составления конспектов схож с предыдущими, но суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Так проще воспринимать информацию, поскольку фокусируешься только на выделенном аспекте темы. Факты не путаются между собой, их легче запомнить.

Когда полезен:

Как использовать:

Метод нумерации

Суть этого вида конспектирования заключается в том, чтобы присваивать порядковый номер каждой записываемой мысли. При этом тренируется лаконичность и чёткость мышления, а в конспекте потом легко ориентироваться.

Когда полезен метод

Для записывания длинных лекций, особенно если преподаватель порой перескакивает с одной мысли на другую.

Предметы:

Как использовать:

Метод таблиц

Таблицы — это очень наглядно. Их можно использовать не только на истории, но и на других уроках.

Когда полезен:

Как использовать этот метод написания конспекта:

Ученица «Домашней онлайн-школы Фоксфорда» Варвара Онохина любит, когда в тетради всё аккуратно и красиво. Она часто использует конспекты и делает таблицы по материалам урока. Они помогают лучше запоминать. Причём во время онлайн-занятий ей интересно общаться в чате, а конспекты она делает, пересматривая записи. Удобно, когда преподавателя можно «поставить на паузу» и всё подробно записать.

Метод индексов

Стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий. Используйте их при оформлении конспектов.

Можно вкраплять их в текст или ставить на полях для привлечения внимания. Например, если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определение, можно поставить рядом яркий значок, чтобы потом разобраться с новым термином.

В конспектах могут быть свои «эмодзи»

Предметы:

Как конспектировать методом индексов:

Метод ментальных карт

Карта мыслей, на первый взгляд, кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее: во время составления и отрисовки ментальной карты вы пропускаете информацию через себя и лучше её запоминаете.

Когда полезен:

Как использовать этот метод ведения конспектов:

Инструкции по составлению карты мыслей у нас посвящена отдельная статья. Обязательно прочтите и используйте этот эффективный метод создания конспектов!

Учащиеся «Домашней школы Фоксфорда» часто сталкиваются с составлением ментальных карт на уроках по эмоциональному интеллекту и иностранным языкам. Заведующая кафедрой английского языка Ольга Зуева считает, что интеллект-карты отлично развивают логику и стратегию и подходят для всех типов восприятия (визуалы, аудиалы, кинестетики). А благодаря современным технологиям в карте мыслей можно визуализировать материал, наполнять его аудио- или видеосодержанием, и плюс все эти элементы можно передвигать.

Надеемся, что наша статья была для вас полезна, и вы поняли основные правила конспектирования. Использование конспектов существенно облегчит ваше обучение и поможет лучше запоминать материал по разным предметам. Теперь вы знаете, как правильно писать конспекты, и сможете успешно применять в учёбе самые эффективные методы конспектирования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *