Как правильно делать лягушку новорожденному
Как помочь ребенку поползти?
Важно понимать, что каждый ребенок – индивидуальность, поэтому сроки и нормативы весьма условны и используются врачами для косвенной оценки. Классическая неврология говорит о том, что малыши начинают ползать в возрасте 6-7месяцев, но практика показывает, что это может произойти и в пятимесячном, и в восьмимесячном возрасте.
Некоторые малыши в своем развитии могут пропускать этап ползания и это тоже нормально
Польза ползания
Ошибки родителей
Не рекомендуется «перепрыгивать» этап ползания, ставя малыша на ноги и уча его передвигаться вертикально.
Не рекомендуется использовать специальные шлейки или ходунки.
Организм ребенка должен «дозреть» до ходьбы. В противном случае неокрепшая костно-суставная система малыша получает излишнюю нагрузку, что может негативно сказаться на формировании скелета.
Научиться ползать
Как помочь ребенку научиться ползать
Делайте ежедневно легкий массаж и простые упражнения с малышом. Комплекс гимнастики подскажет участковый педиатр или медицинская сестра. Это позволяет укрепить мышцы и суставы и подготовить ребенка к ползанию.
Рекомендуется раз в три месяца проводить курс профессионального массажа (если у невролога или ортопеда нет других показаний).
Покажите пример: педиатры утверждают, что активнее ползают дети, с которыми ползают их родители.
Используйте специальные занятия, которые «показывают» ребенку как нужно двигаться, чтобы поползти.
Упражнения, которые помогут ребенку научиться ползать
Лягушка
Хождение на руках.
Чтобы укрепить плечевой пояс, на который ложится основная нагрузка при ползании, эффективно следующее упражнение.
Когда ребенок, лежа на животе, уверенно поднимает на руках не только голову, но и грудь, настает время следующего упражнения. Мама аккуратно берет и поднимает младенца за ножки и подталкивает его вперед. Рефлекторно он передвигает руки, привыкая к новому для себя движению.
Валик
Чтобы ребенок научился переставлять ручки при ползании, нужно обучить его простому упражнению. Мама кладет под грудь малыша валик (скрученную пеленку) так, чтобы живот и ноги находились на полу, а голова и руки «свисают» с валика. «Прокатывание» вперед стимулирует необходимые движения.
Гимнастика, которую мама может самостоятельно проводить с малышом
В данной статье мы попытаемся описать те упражнения, которые без особого труда и «риска для жизни», мама самостоятельно может проводить своему ребенку дома. Также эти упражнения можно проводить и между курсами профессионального массажа.
Перед проведением любого профессионального, либо самостоятельного массажа, гимнастики, оптимальным будет, если ребенка осмотрят педиатр, невролог и ортопед. Специалисты подтвердят отсутствие противопоказаний, а также подскажут, на какие области следует сделать особые акценты при выполнении массажа.
Тем не менее, следует понимать, что самостоятельные занятия с малышом, несмотря на несомненную пользу, не заменят курсов профессионального массажа ребенку.
Гимнастические упражнения для детей первого года жизни лучше проводить совместно с массажем, а заканчивать аквагимнастикой.
Условия проведения, противопоказания
Во время занятий массажем и гимнастикой можно использовать развивающие игрушки для привлечения внимания ребенка, но их не должно быть слишком много.
Все гимнастические упражнения делятся на активные и пассивные. Активные упражнения те, которые выполняет человек самостоятельно, пассивные, проще говоря, когда твоей рукой-ногой машут, а ты лежишь-скучаешь. В детском оздоровительном массаже и гимнастике используются и те, и другие виды упражнений.
Гимнастика для детей от 0 до 3-х месяцев
Оптимальный возраст, в котором рекомендуется начинать курс массажа и гимнастики обсуждается в статье «общие принципы массажа». Массаж и гимнастика у детей первого года жизни
Дыхательные упражнения
Для малышей этого возраста очень важны дыхательные упражнения. Они способствуют развитию дыхательной мускулатуры, физиологических способностей дыхательной системы, ее резервных возможностей, служат профилактикой респираторных заболеваний.
Исходное положение: ребенок на руках у матери, лицом к ней. Производят ритмичные надавливания ладонью на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.
Исходное положение: ребенок лежит на спине. Попеременное отведение ручек в сторону и наверх, начиная с трех месяцев можно это упражнение выполнять одновременно двумя ручками.
Рефлекторные упражнения
У младенцев существует определенная физиологическая особенность нервной системы – наличие безусловных рефлексов, появляющихся и исчезающих в определенное время.
Таким образом, у грудничков можно выделить особую группу упражнений. Это рефлекторные упражнения. Они основаны на специальном вызывании некоторых безусловных рефлексов.
Но некоторые из них, например рефлекс Бабинского (особое поглаживание стопы) или рефлекс опоры весьма полезны в качестве развивающих упражнений.
Количество повторений рефлекторных упражнений в течение занятия 1-2 раза.
Упражнение основано на рефлексе Бабинского.
Исходное положение: ребенок лежит на животике.
Из рефлекторных упражнений в этом возрасте выполняются также рефлекторное ползание, рефлекторная опора и рефлекторная ходьба. Данные упражнения, как правило, проводятся в конце занятия.
Рефлекторное ползание
Упражнение основано на рефлексе ползания по Бауэру.
Исходное положение: на животе. Под стопочки ребенка подставляется ладонь взрослого, так, чтобы ребенок смог в нее упереться слегка согнутыми ногами. Ребенок толкается и выпрямляется, делая движение вперед. Повторить 1-2 раза. Важно! Не забудьте оставить свободным место, куда малыш сделает это движение (что бы не ударился головой).
Рефлекторная опора и ходьба
Исходное положение: ребенок в положении вертикально, руки взрослого в подмышечных областях ребенка. Следует дать ребенку полностью опереться стопами на поверхность стола. Слегка наклонить туловище ребенка вперед, и он рефлекторно сделает несколько шажков.
Полезно выкладывание на живот, это тоже является упражнением для ребенка, основанное на защитном рефлексе (младенец поднимает и поворачивает голову в сторону). В положении «на животе» происходит стимуляция мышечного тонуса разгибателей, тонизируются мышцы животика, стимулируется работа кишечника – облегчается отведение «газиков», является профилактикой запоров.
Выкладывание на живот рекомендуется проводить ежедневно, начиная с 30 секунд и до 15-20 минут в первые месяцы жизни.
Пассивные упражнения
Скользящие шаги – «топотушки»
Исходное положение: на спине. Нога согнута в коленном и тазобедренном суставах, стопа опирается на стол, проводится скольжение стопы по поверхности стола.
Катание в позе «эмбриона».
Исходное положение: ребенок лежит на спине. Ноги согнуты, приведены к животику, голова также согнута, подбородочек приведен к груди. Производится «катание» малыша в таком положении на спинке. Как правило, такое упражнение деткам очень нравится.
Активные упражнения
Используются различные яркие, звучащие игрушки, которые показываются ребенку на расстоянии 25-30 см, таким образом, стимулируются слежение глазками за предметом, слуховое сосредоточение, попытка ухватить предмет.
Гимнастика для детей 3-4 месяцев
Для того, чтобы избежать повторений, мы будем добавлять к приведенным выше упражнениям описание новых элементов гимнастики.
Дыхательные упражнения
Исходное положение: на спине. Добавляются одновременное движение руками вверх-вниз, круговые движения ручками.
Исходное положение: на спине. Согнутыми в локтях руками производится их попеременное выпрямление. Движения напоминают боксирование. Важно! Ручки фиксируются в лучезапятных суставах, что бы предотвратить растяжение связок.
Полуповороты и повороты со спины на живот и обратно
Исходное положение: на спине. Одной рукой обхватываются голени ребенка снизу, указательный палец другой руки взрослого вкладывается в ладонь малыша, остальные пальцы охватывают его кисть. Затем, слегка выпрямив ноги ребенка, следует повернуть его таз, вслед за этим ребенок поворачивает свою голову и плечевой пояс. Подобным образом совершают повороты в обе стороны.
Упражнения на мяче
Начиная с 3-х месяцев можно вводить новый вид занятий – упражнения на мяче. Для этих упражнений потребуется мяч, диаметром 50-60 см, чуть спущенный.
Покачивание на мяче способствует развитию координации, вестибулярного аппарата, способствует тонизации мышц брюшного пресса, спины, ног.
Ребеночка располагают на мяче разными способами: на спинке, на животике, по очереди на боках.
Выполняются покачивания с опорой на ноги, с подъемом ног.
Важно не забывать надежно фиксировать ребенка на мяче.
Гимнастика для детей 4-6 месяцев
Безусловные рефлексы постепенно угасают, поэтому увеличивается доля пассивно-активных упражнений. Также увеличивается количество повторений одного и того же упражнения.
Проводятся пассивные упражнения – сгибание и разгибание в крупных суставах.
Круговые движения в тазобедренных суставах, с обязательной фиксацией своими руками коленей ребенка.
Одновременное сгибание – разгибание ног.
Исходное положение: на спине. Следует обхватить ноги ребенка в нижней части голени сзади, удерживая ступни. Согнуть ноги во всех суставах, слегка прижимая их к животу (колени ребенка должны быть разведены в стороны), затем выпрямить ноги младенца.
Соединение противоположных и одноименных колено-локоть.
Расширяется спектр упражнений на мяче.
В этом возрасте многие дети с интересом покачиваются на мяче с подъемом игрушки с поверхности.
На мяче в положении на спинке можно покачивать ребеночка с небольшим «присаживанием» при достижении опоры ножками.
С 5-ти месяцев можно покачивать ребенка на боку с отталкиванием от поверхности опоры.
Гимнастика для детей 6-9 месяцев
К уже описанным упражнениям добавляются:
Дыхательные упражнения делаются на спине, на боку, начинают делать их сидя.
Одновременное и попеременное отведение рук в стороны, вверх, обхватывающие движения руками.
Выполняются все упражнения для ног: «топотушки», скользящие шаги, круговые движения ногами, попеременное сгибание-разгибание.
Вводится новое упражнение: велосипед.
Исходное положение: на спине. Согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами ребенка выполняются круговые движения, напоминающие движение ног во время езды на велосипеде.
В положении сидя (в позе портного, когда стопы соединены или по-турецки) ребенка покачивают, используя игрушку, стимулируют потягивание за ней.
Старайтесь всячески побуждать малыша к активным поворотам со спины на живот и обратно.
Полезно упражнение, направленное на развитие навыков ползания. В этот период времени можно помогать ребенку, подставляя свою ладонь в качестве опоры.
Выполняются упражнения для развития ходьбы: стимулируется переступание с ноги на ногу, при этом взрослый сначала поддерживает ребенка подмышки, а, впоследствии, за кисти обеих рук.
В упражнениях на мяче: можно использовать покачивание на нем в положении сидя.
Гимнастика для детей 9-12 месяцев
Упражнения выполняются в самых разных положениях: лежа, сидя, стоя.
В этом возрасте стараются побуждать к выполнению тех или иных упражнений словами: «садись, ложись, достань игрушку спереди, из-за спины».
Используются упражнения с предметами: приседание с палочкой, упражнения для рук с кольцами.
Упражняясь на мяче, можно и попрыгать на нем: на попке, на ножках.
В этом благодатном возрасте для упражнений с ребенком, чем больше фантазии, тем лучше.
В заключение, хотелось бы вспомнить замечательную народную мудрость: час пробьет и все придет. Поэтому, всегда необходимо соизмерять нагрузку с физиологической готовностью ребенка воспринимать те или иные упражнения, не стоит слишком опережать естественный ход событий – усаживать ребенка в подушки в 3 месяца или заставлять его ходить, когда он только пытается научиться стоять с опорой. Постарайтесь найти для ребенка (и себя) оптимальное время, ритм занятий. В упражнениях с ребенком важна не сила или нагрузка, а регулярность проведения. Помните, что, прежде всего, малышу нужна ваша любовь и забота!
Гимнастика для новорожденных
Содержание статьи
В первые месяцы жизни младенец большую часть суток спит. В короткие периоды бодрствования ему нужно получить пищу не только для тела, но и для активно развивающегося мозга. Ему важны новые ощущения, эмоции, двигательная активность. Удовлетворить эти потребности поможет гимнастика для новорожденных.
Польза гимнастики
Это важно!
Польза гимнастики неоспорима, но перед тем, как начать заниматься с малышом, нужно обязательно проконсультироваться с педиатром. Первые недели после роддома он будет посещать вас на дому. Противопоказаний против гимнастики для младенца немного, но они все же есть. От упражнений следует воздержаться, если у ребенка есть заболевания кожи, проблемы с сердцем и органами дыхания и другие. В некоторых случаях ребенку требуется профессиональный массаж, который самостоятельной гимнастикой в домашних условиях заменить нельзя.
В какое время делать гимнастику
Гимнастику нужно делать ежедневно, 3-5 1-2 сеанса в день. Упражнения выполнять хотя бы за полчаса до еды или через 1 час после кормления.
Условия для занятий
Упражнения для малышей до 2 месяцев
Упражнения для малышей 2-6 месяцев
Гимнастику для малышей старше двухмесячного возраста следует также начинать с легкого массажа. Ни в коем случае не нажимаем на кожу крохи, не прикладываем усилий. К прежнему комплексу добавляем более сложные упражнения:
Более сложные комплексы обязательно нужно согласовывать с врачом. Помните, каждый ребенок уникален, подходить к занятиям нужно с учетом индивидуальных особенностей вашего малыша.
Выводы
Как правильно делать лягушку новорожденному
Дисплазия тазобедренных суставов у грудничков
ДТС – это часто встречающееся заболевание опорно-двигательного аппарата. Суть его состоит в неправильном взаиморасположении элементов тазобедренного сустава (суставная впадина, головка бедренной кости, суставная капсула, связочный аппарат), в зависимости от степени смещения головки бедренной кости в вертлужной впадине различают вывих, подвывих или предвывих бедра.
Тазобедренный сустав новорождённого даже в норме является незрелой биомеханической структурой: его суставная впадина уплощена, она расположена более вертикально, в сравнении с «взрослым суставом», связки сустава избыточно эластичные. Бедренная головка удерживается в суставной впадине за счёт напряжения суставной капсулы, собственной связки (круглой связки тазобедренного сустава). Смещению бедренной кости вверх препятствует хрящевая пластинка вертлужной впадины, которая называется «лимбус» (вертлужная губа — labrum — [лат.] губа, край). При дисплазии существенно изменяется форма, взаимоотношение и размеры всех структур тазобедренного сустава.
Развитие тазобедренного сустава происходит в процессе тесного взаимодействия головки бедра и вертлужной впадины. Распределение нагрузки на костные структуры определяет форму и головки бедра и вертлужной впадины, а также геометрию сустава в целом.
До первой половины прошлого столетия учитывали только тяжёлую форму дисплазии (врождённый вывих бедра). В те годы «лёгкие формы» дисплазии не выявляли и не лечили. С 70-х — 90 гг. применяют термин «дисплазия тазобедренного сустава», понимая под этим не только вывих, но и предвывих и подвывих тазобедренного сустава. Следует отметить, что отсутствие четких стандартов и опасение пропустить тяжёлую ортопедическую патологию является причиной гипердиагностики. Дилемма «незрелый тазобедренный сустав и предвывих» обычно решается в пользу дисплазии, что увеличивает цифры заболеваемости.
Группа риска по ДТБ являются:
– наличие дисплазии суставов у родителей (наследственный фактор)
– тазовое предлежание плода
– крупный плод
– патология беременности.
Можно выделить несколько клинических симптомов ДТС:
– асимметрия кожных складок
– ограничение отведения бедра
– укорочение бедра
– симптом щелчка (или соскальзывания)
Прежде всего обращают внимания на симметричность кожных складок бедра (но нужно иметь в виду то, что при двусторонней патологии этот признак может быть и не виден). Асимметрия кожных складок (диагностическое значение имеют: ягодичные, подколенные и паховые складки) более информативна у детей старше 2-3-х месячного возраста. Кожные складки при врождённом вывихе бедра располагаются на разных уровнях, отличаются глубиной и формой. На стороне подвывиха или вывиха они глубже и их больше.
Основной признак дисплазии тазобедренного сустава – это ограничение пассивного отведения бёдер: ребёнок лежит на спине, согните его ножки в тазобедренных и коленных суставах под прямым углом и мягко разведите его бёдра в стороны, пассивное отведение ограничено со стороны поражения сустава. Иногда, когда ребёнок не даёт отвести бёдра в положении на спине, легко определить ограничение движения в положении ребёнка на животе при сгибании ног, как при ползании.
Диагноз «дисплазия тазобедренного сустава» ставят прежде всего на основании клинических признаков, результатов ультразвукового исследования и рентгенодиагностики. Ультразвуковое и рентгенологическое исследование – информативные и чрезвычайно важные методы диагностики, но являются вторичными по отношению к клиническим методам.
Своевременно заподозрить или поставить диагноз должен врач-ортопед при осмотре новорождённых в родильном доме. Далее больные дети и дети группы риска наблюдаются ортопедом по месту жительства. Всем пациентам и деткам из группы риска назначается ортопедическое лечение, которое продолжается до уточнения окончательного диагноза.
Прохождение грамотно подобранного курса лечения в самом раннем возрасте стимулирует дальнейшее правильное развитие сустава – когда мышцы работают правильно, сустав находится в нужном положении. ЛФК при врожденном вывихе бедра с применением современных методик в комплексе с массажем и физиотерапией способны вернуть ножке полноценную подвижность, и проблемы уйдут раз и навсегда.
Гораздо легче проходит лечение дисплазии тазобедренного сустава у грудничков, поскольку у них еще идет процесс формирования суставов. С возрастом ткани в этой области становятся плотнее, жестче – и коррекция осложняется и затягивается. Кроме того, с течением времени организм приспосабливается к наличию такого дефекта, и возникает множество дополнительных нарушений в организме, которые тоже нужно корректировать отдельно.
Основными принципами лечения ДТС являются: раннее начало, применение ортопедических средств для длительного удержания ножек в положении отведения и сгибания (различные виды подушек, штанишек, стремян, шин, аппаратов и других приспособлений), лечебный массаж и гимнастика (активные движения в тазобедренных суставах в пределах дозволенного диапазона). Носить малыша следует, поддерживая его одной рукой за спинку, другой – под ягодицы. При этом ребенок должен своими широко расставленными ножками как бы обнимать туловище взрослого. Не стоит носить ребенка «верхом» на боку у взрослого, т.к. в таком положении туловище ребенка располагается асимметрично.
Массаж и лечебная гимнастика проводятся на основе общеукрепляющего комплекса, соответствующего возрасту и развитию ребёнка, но только с разрешения врача-ортопеда. Особенности массажа – применяют более тщательный и дифференцированный массаж поясничной области, ягодиц, области тазобедренного сустава, массаж чередуется с упражнениями лечебной гимнастики. В положении ребёнка на спине проводится массаж передненаружных поверхностей ног (поглаживание и растирание) в сочетании с приёмами расслабления приводящих мышц бедра, сгибание ног ребёнка в коленных и тазобедренных суставах и мягкое пластичное разведение бёдер. Не следует допускать резких движений, чтобы не вызвать боли при рефлекторном сокращении приводящих мышц бедра и негативной реакции ребёнка на процедуру, поэтому для расслабления приводящих мышц бёдер делают точечный массаж (расслабляющий метод) с одновременным отведением ноги. Расслабление приводящих мышц бёдер ребёнка (перед их разведением) достигается также вибрационным массажем бёдер, покачиванием таза ребёнка, лежащего на опоре, на весу. Вращение бедра по его оси внутрь проводится также в положении ребёнка на спине: одной рукой зафиксируйте тазобедренный сустав, ладонью другой руки мягко обхватите ножку ниже колена ребёнка и, слегка надавливая на нее, постепенно производите вращение бедра по его оси вовнутрь. Этим упражнением достигается мягкое давление головки бедренной кости на суставную (вертлужную) впадину. В положении ребёнка на животе сделайте поглаживание и растирание задненаружных поверхностей ног, после чего поочерёдно отведите согнутые ноги малыша в стороны (как при ползании), фиксируя его таз, затем согните обе ножки, одновременно разводя колени в стороны.
Временно, до разрешения ортопеда, нельзя делать упражнения в рефлекторной ходьбе, «подтанцовывание», приседания. Переводить ребёнка в положение на корточках, стоя, невыполнение этого условия приводит к ещё большим деформациям тазобедренного сустава. Рефлекторная ходьба возможна во время купания, так как в воде тело ребёнка значительно легче и, следовательно, осевая нагрузка на тазобедренный сустав меньше. Для тренировки опорной функции стоп рекомендуются упражнения в положении ребёнка лёжа на животе и спине, на мяче, опору для стоп создают рукой или мячом. Очень полезно упражнение ладушки стопами, которое должно стать любимой игрой вашего малыша. Приёмы лечебной гимнастики следует повторять при каждом пеленании по 10-15 раз, при лечении ребёнка в ортопедических шинах массаж и упражнения проводятся в объёме, допускаемом укладкой.
Примерное занятие при дисплазии тазобедренного сустава с ребёнком в возрасте от двух недель до трёх месяцев:
Исходное положение: ребёнок лежит на спине:
Все выше описанные манипуляции должен делать только человек с медицинским образованием, имеющий соответствующую специализацию. Только специалист знает особенности организма грудничка и умеет давать суставам и мышцам крохи именно ту нагрузку, которая требуется. Он хорошо понимает, какую мышцу нужно расслабить, а какую заставить работать, чтобы вывих не усугублялся в результате движения этих мышц в повседневной жизни.
Кроме того, большое значение имеет практический навык массажа в игровой форме – малыши легко переносят любые манипуляции с ножками и ручками только при условии, что им интересно, весело и приятно.
В нашем медицинском цетре все специалисты по массажу имеют большой опыт в лечении дисплазии тазобедренных суставов у грудничков. Они хорошо подготовлены к работе с маленькими пациентами, умеют развеселить и отвлечь. Поэтому Ваша кроха не только избавится от проблем со здоровьем, но и весело проведет время за игрой. Прогноз заболевания является относительно благоприятным при раннем диагностировании и своевременно начатом лечении.