Как правильно делать адаптивную верстку
Самые простые техники адаптивной верстки
Сайтов с адаптивной разметкой с каждым месяцем становится все больше, заказчики кроме кроссбраузерности все чаще требуют адаптивность, но многие разработчики не спешат обучаться новым техникам. Но адаптивный дизайн — это просто! В этой статье представлено 5 примеров адаптивной разметки различных элементов веб-страниц.
1. Видео (демо)
Очень простой CSS и HTML, и ваше embed-видео будет масштабироваться в соответствии с шириной страницы:
2. Максимальная и минимальная ширина (демо)
Max-width помогает определить максимально возможную ширину объекта. В примере ниже ширина div’а — 800 пикселей при возможности, но не более 90% ширины:
Так же можно масштабировать изображение:
Такая конструкция будет работать в IE 7 и IE 9, а для IE 8 делаем такой хак:
Min-width — противоположность max-width, позволяет задать минимальную ширину объекта. В примере ниже благодаря min-width масштабируется текстовое поле:
3. Относительные значения (демо)
Если в адаптивной верстке использовать относительные значения в нужных местах, можно значительно сократить CSS код страницы. Ниже представлены примеры.
Относительный margin
Пример верстки вложенных комментариев, где вместо абсолютных значений используются относительные. Как видно из скриншота, второй способ гораздо читабельнее:
Относительный размер шрифта
При использовании относительных значений (em или %) шрифта наследуются также относительные значения межстрочного пространства и отступов:
Относительный padding
На скриншоте ниже хорошо видно преимущества относительных значений padding перед абсолютными:
4. Трюк с overflow:hidden (демо)
Можно очистить float от предыдущего элемента и оставить контент внутри контейнера, используя overflow:hidden, что бывает очень полезно в адаптивной разметке. Наглядно — в демо.
5. Перенос слов (демо)
При помощи CSS можно переносить непереносимые текстовые конструкции:
Основы адаптивного дизайна
В этой статье я попытаюсь рассказать, как сделать простой шаблон адаптивным. И, конечно же, я попытаюсь объяснить, что такое адаптивный дизайн.
Что такое адаптивный дизайн?
Я уверен, что вы часто «серфите» по сайтам с мобильных устройств и не раз замечали, что есть сайты, где надо масштабировать страницу, чтобы прочитать текст. А бывает, что еще хуже — текст может не поместится на всю страницу и вам придется крутить страницу и по горизонтали, и по вертикали.
Зайдя на сайт с адаптивным шаблоном все меняется, ибо текст «подстраивается» под ваш телефон (разрешение экрана).
Теория (основы)
Думаю, всем известно, что все шаблоны (их стиль) построен на CSS. И адаптивный дизайн — не исключение. Наиболее важное изменение — изменение единиц измерения. Представим, ширина блока 400 пикселей, а значит, что ее надо указывать в процентах (например, 40%).
max-width и width
Тоже очень важная часть в дизайне. Например, ширина нашего сайта 1000 пикселей, но при изменение окна (по ширине, меньше 1000 пикселей), появится горизонтальная прокрутка. Но все поменяется, если мы укажем width: 100%, ибо сайт будет «подстраиваться» под наш экран.
С большими мониторами не так все просто, поскольку текст растянется на весь экран. А получается, если монитор широкоформатный, то текст будет нечитабельным.
Если вам нужно, чтобы сайт остался с такой же шириной, но при этом остался «адаптивным» — надо изменить CSS-код, как указано ниже.
min-width и width
Если чуть выше мы ставили максимальную ширину, то здесь мы устанавливаем минимальную ширину. К примеру, если установить минимальную ширину 200 пикселей, то окно браузера достигает этой ширины и оно больше не будет уменьшаться (появится горизонтальная прокрутка).
Практика
Шаблон, который будет выступать в качестве демонострации, будет иметь в себе три составляющих: шапка, основной контент и боковая колонка (сайтбар).
Как вы заметили, ширина шаблона 1000 пикселей. В шаблоне используется width и max-width: о них написано выше.
У шапки ширина все таже — 1000 пикселей. У основного контента (#colLeft) ширина 67%, а у правой колонки — 30%. Отступ между ними 30 пикселей (3%).
Использование media screen
Стоит отметить, что в media screen задается нужное разрешение экрана устройства. Их очень много, можно указывать даже свои, но самые популярные: 320px, 480px, 600px, 768px, 1024px. В моем примере используется два разрешения: 768px и 1024px.
Таким образом выглядит тег media screen в CSS
Как можно увидеть, мы используем максимальную ширину — 1024px. Данное свойство будет предаваться только тогда, когда ширина окна будет меньше 1024 пикселей.
1024 пикселя
Допустим, что наша цель — чуть-чуть сузить шаблон при этом разрешении, но основной контент и сайтбар должны оставаться на месте.
Вот, что необходимо прописать в CSS
Шапка сайта (#headerInner) имеет новый размер в 90%. Стоит отметить, что для шапки мы не используем max-width, ибо он здесь не нужен. #wrapper — блок, в котором находится основной контент и сайтбар, его ширина тоже 90%. Ширина и сайтбара, и основного контента остаются неизменными, изменился лишь отступ у сайтбара (3%). Это используется для того, чтобы при уменьшение окна сайтбар не «падал» вниз.
768px
Теперь мы пишем настройки для окон, ширина которых 768 пикселей и меньше. Сейчас мы будем распологать сайтбар под основным контентом.
Для блока основного контента (#colLeft) мы указали ширину 100%, чтобы блок растянулся на весь экран. Также мы убрали выравнивание по левому краю, указав float: none, чтобы сайтбар (#colRight) «уплыл» под основной блок контента.
Для сайтбара ширина та же, а выравнивание по правому боку (float: right;) мы убрали. Ко всему этому, мы добавили отступ (margin-top: 25px;), чтобы эти два блока разделялись.
Для того, чтобы картинки также сужались нужно использовать этот код
Адаптивная вёрстка
В чём разница между резиновой, адаптивной и отзывчивой вёрсткой? Как правильно их применять?
Давайте разберёмся в отличиях подходов и попробуем сформулировать один общий вместо трёх.
Когда мобильного веба не было даже в самых смелых фантазиях, весь интернет был на десктопных компьютерах с небольшими экранами. Оптимизирован для разрешения 1024 на 768 и браузера Internet Explorer 5! — гордо писали тогда на сайтах. Но прошло время, экраны подросли и пришлось к этому как-то подстраиваться. Сначала это были просто резиновые таблицы: колонки по 25%, содержимое 50%, а в отдельной строке colspan=3 и распорка для минимальной ширины. Надеюсь, вы не поняли о чём я сечас говорил.
Резиновая вёрстка — это когда вы задаёте всему макету и отдельным его частям не фиксированную ширину, а эластичную — в процентах. За исключением минимальной и максимальной ширины. Высоту в вебе в принципе не принято задавать — обычно она подстраивается под содержимое. Фикс или резина? — спрашивали верстальщики 2000-х про макет и втайне надеялись на второе, поинтереснее. Сейчас сложно представить, но когда-то это было прорывной идеей, которая усложнила вёрстку, но сделала первый шаг в правильном пути.
Таблицы для раскладки ушли, а резиновая вёрстка осталась. Если у вас эластичные флоаты, флексы… да хоть гриды! — это всё равно резиновая вёрстка. Но если ширина внешнего контейнера зафиксирована — это уже фикс, сколько бы ни было резины внутри. Чуть более универсальный фикс, но всё равно. В общем, главное чтобы сайт двигался так или иначе вместе с окном, а не торчал кирпичом где-то в центре или с краю.
Когда расширился круг устройств с интернетом и появились первые мобильные браузеры — встала задача как-то подстраиваться под них. Простая резина здесь уже не справлялась — нужно было переписывать стили. Одной из первых, в 2006 году появилась техника адаптивной раскладки Марка ван ден Доббельстина. В статье на A List Apart Марк предложил добавлять классы при загрузке или ресайзе окна и на каждый диапазон вешать стили. До первой реализации медиавыражений в Safari оставалось два года.
Когда в начале десятых годов появилось для чего адаптировать и чем адаптировать — мобильные браузеры и медиавыражения — вышли книги, давшие названия подходам: «Адаптивный веб-дизайн» Аарона Густавсона и «Отзывчивый веб-дизайн» Итана Маркота. Подходы Аарона и Итана продолжали идеи Марка, но с более современными технологиями и несколько отличались направлением мысли.
«Адаптивный веб-дизайн» Аарона предлагал гибко адаптировать сайты к возможностям устройств и браузеров. Важной частью этой философии был ненавязчивый JavaScript с прогрессивным улучшением — и всё это поверх семантической разметки. Хотя Аарон писал не совсем об этом, сегодня принято считать, что главное в адаптивной вёрстке — привязка к конкретным разрешениям и устройствам. Стили переключаются от одного брейкпоинта к другому, то есть у вас есть фиксированные макеты для iPad и iPhone, а то, что между ними вас не волнует.
«Отзывчивый веб-дизайн» Итана ставил во главу три вещи: резиновый макет, гибкие картинки и медиавыражения. Все размеры и отступы Итан предлагал указывать в процентах с сумасшедшими дробями для точности. Отличительной чертой подхода стало плавное изменение сайта, с ориентацией не на конкретные устройства, а на содержимое. То есть ваш резиновый макет хорошо выглядит не только на iPhone и iPad, но и в любой точке между ними.
Чуть позже Итан сформулировал ещё один важный принцип в книге «Сначала мобильные». Если до тех пор отправной точкой для адаптации вёрстки служила десктопная версия, то он предложил перевернуть схему и начинать с мобильной версии, а потом её улучшать. Почему так? Потому, что усложнять простое проще, чем упрощать сложное. Вдуматесь! А ещё потому, что нет соблазна просто спрятать сложно адаптируемое и обделить мобильных пользователей.
Ну как, стало понятно? Вот адаптивная, вот отзывчивая… М-м, нет, не очень. Из-за путаницы между техникой адаптивной раскладки и философией адаптивного веб-дизайна, из-за того, что все эти подходы прекрасно сочетаются и уже не проследить чёткую границу между ними — из-за всего этого, я плюнул на терминологическую чистоту и стал называть всё это адаптивным дизайном или адаптивной вёрсткой. Это понятие всегда было достаточно широким, чтобы вместить все остальные способы.
Да и принцип дискретной адаптации от размеров устройств и без резины имел смысл лет 10 назад. При сегодняшнем разнообразии устройств полагаться на конкретные размеры и жёстко переключаться между ними — значит однажды очень больно промахнуться. Притом, никто вам не мешает при полностью резиновой вёрстке дописывать адаптацию под нужные разрешения.
Ну и как теперь верстать? Просто! Сначала делаете мобильный резиновый макет, который хорошо вписывается в небольшие устройства. А когда размеры экрана или окна начинают расти — начинаете использовать появившееся пространство для улучшения интерфейса. Появляется боковая колонка, вторая, растут размеры картинок и подгружаются новые разрешения и так далее. То есть медиавыражения меняют стили не когда вы дошли до экрана самого модного телефона, а когда это нужно для содержимого сайта и удобства пользователя. Мы именно так и учим делать на интенсиве по продвинутой вёрстке.
Чтобы сделать хороший адаптивный сайт, нужно понимать много нюансов: вьюпорт, медиавыражения, адаптивные картинки и другое. Сегодня мы сделали первый шаг и разобрались с подходами: он оказывается всего один. Про остальное ещё поговорим.
Адаптивная вёрстка: что это и как использовать
Адаптивная вёрстка меняет дизайн страницы в зависимости от поведения пользователя, платформы, размера экрана и ориентации девайса и является неотъемлемой частью современной веб-разработки. Она позволяет существенно экономить и не отрисовывать новый дизайн для каждого разрешения, а менять размеры и расположение отдельных элементов.
В этой статье будут рассмотрены основные элементы сайта и способы их адаптации.
Примечание Вы читаете улучшенную версию некогда выпущенной нами статьи.
Регулировка разрешения экрана
В принципе, можно разбить устройства на разные категории и верстать для каждой из них отдельно, но это займет слишком много времени, да и кто знает, какие стандарты будут через пять лет? Тем более, согласно статистике мы имеем целый спектр разнообразных разрешений:
Становится очевидно, что мы не сможем продолжать верстать для каждого устройства отдельно. Но что тогда делать?
Частичное решение: делаем всё гибким
Конечно, это не идеальный способ, но он устраняет большую часть проблем с адаптивной вёрсткой.
Итан Маркотт (Ethan Marcotte) создал простой шаблон, демонстрирующий использование гибкой вёрстки:
Весь дизайн — микс адаптивных слоев, картинок и, в некоторых местах, умной разметки. Создание адаптивных слоев — частая практика, чего нельзя сказать об адаптивных картинках. Однако если они вам нужны, обратите внимание на следующие техники:
Для более детальной информации рекомендуем ознакомиться с книгой Зои Микли Джилленуотер (Zoe Mickley Gillenwater) «Flexible Web Design: Creating Liquid Layouts with CSS» и загрузить главу «Creating Flexible Images».
На первый взгляд может показаться, что все легко, но это не так. Взгляните на логотип:
Если уменьшить изображение целиком, надписи станут нечитаемыми. Поэтому, чтобы сохранить логотип, картинка поделена на две части: первая часть (иллюстрация) используется как фон, вторая (логотип) изменяет свои размеры пропорционально.
Элемент h1 содержит изображение в качестве фона, а картинка выровнена относительно фона контейнера (заголовка).
Гибкие изображения
Работа с картинками — одна из самых главных проблем при работе с адаптивной вёрсткой сайтов. Существует много способов для изменения размера изображений, и большинство из них довольно просто реализовать. Одно из решений — использование max-width в CSS:
Представленный способ является неплохим вариантом создания адаптивных изображений, но, изменив только размер, мы оставим вес картинки прежним, из-за чего время загрузки на мобильных устройствах увеличится.
Ещё один способ: отзывчивые изображения
Вы можете использовать Picturefill для того чтобы сделать изображения чувствительными к изменениям размера экрана.
Для этого нужно скачать файл picturefill.js, а затем написать следующий код, внутри тега head:
Чтобы подгрузка этого файла не влияла на загрузку сайта, рекомендуем добавить в тег script атрибут async. Это позволит сайту загружаться не дожидаясь файла picturefill.js. Однако, для того чтобы старые браузеры распознавали элементы picture, вам нужно добавить строку, document.createElement( «picture» ); перед первым тегом script.
Теперь вы можете использовать следующий код, для того чтобы указать браузеру какие изображения нужно отображать, в зависимости от размера окна:
Атрибут sizes используется для того, чтобы указать сколько места будет занимать изображение. Подробнее о значениях sizes и srcset здесь.
Для более явного контроля над изображениями существует элемент picture.
Интересная фича для iPhone
В iPhone и iPod touch есть особенность: дизайн, созданный для больших экранов, просто сожмется в браузере с маленьким разрешением без скролла или дополнительной мобильной вёрстки. Однако изображений и текста не будет видно:
Для решения данной проблемы используется тег meta :
Если initial-scale равно единице, ширина картинок становится равной ширине экрана.
Настраиваемая структура макета страницы
Для значительных изменений размера страницы может понадобиться изменить расположение элементов в целом. Это удобно делать через отдельный файл с адаптивной вёрсткой CSS или, что более эффективно, через CSS-медиазапрос. Проблем возникнуть не должно, т. к. большинство стилей останутся прежними, и изменятся только некоторые.
На широком экране левая и правая боковые панели хорошо помещаются сбоку. На более узких экранах эти блоки расположены один под другим для большего удобства.
Адаптивная вёрстка с помощью медиазапросов CSS3
Медиазапрос заработает только когда min-width будет больше или равна 600 px.
В этом случае класс (aClassforSmallscreens) будет работать при ширине экрана меньше или равной 600 px.
В то время как min-width и max-width могут быть применимы и к ширине экрана, и к ширине окна браузера, нам может понадобиться работать только с шириной устройства. Например, чтобы игнорировать браузеры, открытые в маленьком окне. Для этого можно использовать min-device-width и max-device-width :
Специально для iPad у медиазапросов есть свойство orientation, значениями которого могут быть либо landscape (горизонтальный), либо portrait (вертикальный):
Также значения медиазапросов можно комбинировать:
Этот код будет выполнен только для экранов или окон браузеров шириной от 800 до 1200 px.
Загрузить определенный лист со стилями для разных значений медиазапросов можно так:
JavaScript
Если ваш браузер не поддерживает CSS3-медиазапросы, то замену стилей можно организовать с помощью jQuery:
Опциональное отображение контента
Возможность сжимать и менять местами элементы, чтобы они уместились на маленьких экранах, — это замечательно. Но это не лучший вариант. Для мобильных устройств обычно используется более широкий набор изменений: упрощенная навигация, более сфокусированный контент, списки или строки вместо колонок.
К счастью, CSS дает нам возможность показывать и прятать контент с неимоверной легкостью.
display: none используется для объектов, которые нужно спрятать.
В главном файле стилей мы меняем ссылки на колонки, т. к. у нас достаточно большой экран, чтобы отобразить весь контент.
Теперь прячем колонки и показываем ссылки:
Если размер экрана уменьшается, можно, например, использовать скрипт или альтернативный файл со стилями, чтобы увеличить белое пространство или заменить навигацию для большего удобства. Таким образом, имея возможность прятать и показывать элементы, изменять размеры картинок, элементов и многое другое, можно создавать адаптивную вёрстку под любые устройства и экраны.
О примерах использования адаптивной вёрстки сайтов вы можете почитать в лучших практиках по реализации адаптивного веб-дизайна.
Адаптивная вёрстка сайта, урок первый. Вёрстка главной страницы
Адаптивная вёрстка сайта позволяет веб-страницам автоматически подстраиваться под экраны планшетов и смартфонов. Мобильный интернет-трафик растёт с каждым годом и чтобы эффективно обрабатывать этот трафик, нужно предлагать пользователям адаптивные сайты с удобным интерфейсом.
Поисковые системы используют ряд критериев для оценки адаптивности сайта при просмотре на мобильных устройствах.
Google старается упростить пользование Интернетом для владельцев смартфонов и планшетов, отмечая в мобильной выдаче адаптированные под мобильные устройства сайты специальной пометкой mobile-friendly.
В Яндексе также работает алгоритм, который отдает предпочтение сайтам с мобильной/адаптивной версией для пользователей в мобильном поиске.
Проверить отображение страницы на мобильных устройствах можно на сервисах Яндекс.Вебмастер и Google Developers.
Рис. 1. Мобильная выдача Яндекса и Google с пометкой о дружелюбности сайта к мобильным устройствам
Что такое адаптивная вёрстка
Адаптивная вёрстка предполагает отсутствие горизонтальной полосы прокрутки и масштабируемых областей при просмотре на любом устройстве, читабельный текст и большие области для кликабельных элементов. С помощью медиазапросов можно управлять компоновкой и расположением блоков на странице, перестраивая шаблон таким образом, чтобы он адаптировался под разные размеры экранов устройств.
Рассматриваемый в данном уроке приём адаптивной резиновой вёрстки отлично сработает на двухколоночном шаблоне, сделав сайт адаптивным и удобным для просмотра на мобильных устройствах. Шаблон предполагает различную компоновку основного содержимого страниц, в этом уроке будет разобрана вёрстка главной страницы.
Вёрстка главной страницы
В первой точке скроем верхнее меню и переместим сайдбар под контейнер с постами. Во второй точке изменим расположение элементов шапки, отменим позиционирование кнопок социальных сетей в постах и отменим обтекание столбцов подвала страницы.
Рис. 2. Пример адаптивной верстки
1. Метатеги и раздел
Добавим в раздел необходимые файлы — ссылку на используемые шрифты, библиотеку jQuery, а также плагин prefixfree (чтобы не писать для свойств браузерные префиксы):
2. Шапка страницы
В шапке страницы поместим следующие элементы-контейнеры:
3. Блок с кратким содержанием статьи
Анонс статей обернём элементом :
4. Боковая колонка
5. Нижний колонтитул
В подвале страницы разместим информацию о копирайте, кнопки социальных сетей и ссылку на электронную почту:
6. Общие CSS-стили
Общие стили, сброс стилей браузера по умолчанию:
7. Стили для шапки и её содержимого
8. Стили для блока с основным содержимым
9. Стили для боковой колонки
10. Стили для нижнего колонтитула
Подвал сайта разделим на три равных столбца:
11. Медиа-запросы
12. Скрипт для мобильного меню
За показ-скрытие верхнего меню при клике на кнопку (переключается высота меню — от нулевой до равной её содержимому) отвечает код jQuery, который мы ранее добавили в разметку страницы перед закрывающим тегом