Как появился пост в исламе

История поста и его цели

ОТЛИЧИЯ ИСЛАМСКОГО ПОСТА ОТ ДОИСЛАМСКОГО

Пост в исламе имеет целый ряд отличий от доисламского поста:

1. Начнем с того, что в религиях, существовавших или появившихся до ислама, пост зачастую был предписан только для определенной части общины. Например, в индуизме пост не был обязателен для небрахманов. У зороастрийцев пост был обязателен только для священнослужителей, а у греков пост предназначался только женщинам. Если бы пост рассматривался в качестве похвального и достойного действия, тогда его необходимо было бы сделать одинаково обязательным для всех последователей религии без исключения. В отличие от других религий, ислам не установил и не ограничил пост определенной группой приверженцев. Он дал общее предписание, которому должны следовать в равной степени все его последователи.

Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. (Коран, 2:185)

2. Как правило, религии придерживаются солнечного календаря. Если бы в исламе для определения дней поста использовался солнечный календарь, то эти дни обязательно попадали бы на одно и то же время года, и какие бы то ни было изменения в датах поста были бы недопустимы. Так, если бы пост приходился на длинные или короткие дни лета или зимы, то пост всегда был бы либо очень тяжелым, либо наоборот очень легким – в зависимости от конкретной страны. Но в исламе дни поста определяются лунным календарем. И поэтому длительность поста из года в год меняется в зависимости от продолжительности дня и времени года. Таким образом, исламский пост приходится в различных странах на различные времена года, и тяжесть его соблюдения сменяется легкостью и наоборот.

3. Изучая священные книги других религий, мы не нашли в них указаний на освобождение от поста по уважительным причинам. Так, в Торе утверждается, что, если человек по какой-то причине не постится, он будет убит. Указывается даже, что, если путник, пусть и не являющийся иудеем, собирается остановиться среди иудеев, он должен поститься в обязательном порядке. Но в прославленном Коране Аллах по Своей великой Божественной мудрости освободил от обязанности поститься всех не способных на пост людей и тех, у кого имеется уважительная причина для отказа от поста: например, детей, беременных и кормящих женщин, женщин в период месячных. Пожилые люди, больные и слабые, а также те, кто находится в пути, тоже освобождаются от поста. Находящиеся в пути, больные и все те, кто временно не может поститься, должны будут восстановить пост, т. е. поститься в течение пропущенного ими количества дней уже после того, как выздоровеют, закончат свое путешествие, или после того, как причина их освобождения от поста будет устранена. Те же, кто уже никогда не сможет поститься, должны накормить одного бедняка за каждый пропущенный день поста.

А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, кто способен поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка. (Коран, 2:184)

В сборнике Тирмизи приводятся от Анаса (да будет доволен им Аллах) слова пророка (мир ему и благословение Аллаха) о том, что Аллах освободил от поста беременных и кормящих женщин. Иными словами, если в месяц рамадан такие женщины чувствуют, что пост будет опасен для их жизни или жизни их ребенка, им разрешается отложить пост до того момента, когда эта опасность исчезнет, и восполнить пропущенные дни позже.

4. Для постов других религий было характерно отсутствие умеренности. Иногда требовалось тотальное голодание в течение определенного количества дней, а порой во время поста людям разрешалось есть все, за исключением злаков и мяса. Ислам же и здесь занял умеренную позицию. Он установил пост сроком в один месяц и запретил все разновидности еды и питья только на некоторое количество часов в течение суток – от рассвета до заката.

5. В джайнизме пост длится в течение многих недель. Христианские монахи Аравии постились в течение многих дней кряду. Пост иудеев продолжался в течение полных 24 часов. Ислам предписал пост только от рассвета до заката.

А затем поститесь до ночи. (Коран, 2:187)

6. Среди иудеев в момент разговения было принято есть все то, что им было разрешено есть. После этого им снова не разрешалось есть. Иными словами, следующий пост начинался после того, как заканчивался предыдущий. У арабов существовал обычай ничего не есть после отправления ко сну. Поначалу такой же обычай был принят и среди мусульман. Однажды в месяц рамадан в доме одного из сподвижников не успели приготовить к вечеру ужин. Ожидая приготовления ужина своей женой, он незаметно уснул. Когда еда была приготовлена, жена принесла ее своему мужу, но он уже не мог к ней притронуться, так как к тому времени он уже поспал. На следующий день он упал в обморок во время поста. По этому случаю был ниспослан следующий аят:

Ешьте и пейте до тех пор, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной. (Коран, 2:187)

7. В доисламскую эпоху супруги в период поста спали ночью раздельно. Но, поскольку это было неестественным, люди вступали в интимную близость, когда их одолевала страсть. В связи с этим ислам запретил половую близость только на время часов поста и разрешил ее ночью:

Вам дозволено вступать в близость с вашими женами в ночь поста. Ваши жены – одеяние для вас, а вы – одеяние для них. Аллах знает, что вы предаете самих себя (ослушиваетесь Аллаха и вступаете в половую близость с женами по ночам во время поста в рамадане), и поэтому Он принял ваши покаяния и простил вас. Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. (Коран, 2:187)

8. Забывчивость и ошибки прощаются в исламе. Так, если постящийся забудет о том, что постится, и вследствие этого съест или выпьет что-нибудь, его пост не нарушится. Передается от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Если кто-нибудь по забывчивости поест или попьет во время поста, пусть продолжает поститься и дальше, ведь, поистине, это Аллах накормил и напоил его. (Бухари, Муслим)

9. Подобным же образом противоречащее посту действие не нарушит его, если совершено неумышленно.

10. У иудеев пост в основном проводился в память о трудностях и был символом печали, поэтому во время поста они не мыли лица и изображали грусть.

У ислама противоположный взгляд на пост. В исламе не запрещено протирать голову маслами, подкрашивать глаза сурьмой и пользоваться духами. Поощряется также умывание лица и чистка зубов мисваком. Помимо чистоты, целью служит то, чтобы постящийся не пал жертвой притворства и лицемерия, и чтобы не выглядело так, будто он испытывает невероятные трудности и страдания, исполняя это веление Аллаха. Наоборот, следует излучать радость, счастье и желание поститься.

11. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) постился очень часто. Для этого он даже определил специальные дни в течение недели и месяца. Для последователей ислама пост в эти дни считался похвальным (мустахаб), но необязательным. В дополнение к этому пророк (мир ему и благословение Аллаха) иногда постился непрерывно днем и ночью. Очевидно, что пост, если сравнивать его с другими видами поклонения, в некоторой степени влечет за собой трудности и страдания. Поэтому необходимо было предотвратить последователей ислама от чрезмерного увлечения постом. «Висал» (непрерывный пост днем и ночью) был строго запрещен пророком (мир ему и благословение Аллаха) для его последователей. Когда некоторые из сподвижников спросили о причине данного запрета, пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил:

Я не такой как вы, ведь Аллах кормит и поит меня. (Бухари)

Выше мы рассмотрели характерные черты исламского поста. Теперь давайте посмотрим, какие же цели имеет пост в исламе. Хотя об этом в некоторой степени мы уже говорили ранее, мы хотели бы подробнее осветить данный вопрос. Божественные учения пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) соответствуют велениям Аллаха и основаны на мудрости и рассудительности. Эти учения включают в себя все духовные, моральные и материальные выгоды. Принципы и цели велений Аллаха объяснены и проиллюстрированы на примерах самим пророком (мир ему и благословение Аллаха). Разъяснение целей и значения поста можно также обнаружить в трех коротких фразах прославленного Корана:

. и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. (Коран, 2:185)

Быть может, вы будете благодарны. (Коран, 2:185)

. быть может, вы устрашитесь. (Коран, 2:183)

Жизнеописания всех пророков, которым были дарованы Божественные Законы, показывают, что они вели ангельский образ жизни в течение определенного времени перед тем, как получить откровения с Божественным Руководством. В течение всего этого времени они воздерживались, как только могли, от еды, питья и других человеческих потребностей. Тем самым они позволяли своим душам воссоединиться с Аллахом, и в итоге были вознаграждены Его Откровением. Пророк Муса (мир ему) провел в таком состоянии 40 дней, после чего ему были вверены Заповеди Торы. Пророк Иса (мир ему) провел в этом состоянии 40 дней, и только после этого из его сердца и с его языка забил источник мудрости. Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), последний посланник Аллаха, был занят поклонением в пещере Хира в течение 30 дней, когда ему начало ниспосылаться блистательное послание Аллаха. Из всего этого становится ясно, что главной целью поста было следование действиям, которые совершали пророки в те дни уединения. Иудеи, следуя пророку Мусе (мир ему), считают необходимым поститься в течение 40 дней, а пост в сороковой день рассматривают как обязательный. Христиане должны были следовать этому же обычаю и поститься 40 дней, следуя пророку Исе (мир ему). Но так же, как они не подчинились велениям Исы (мир ему), последовав за Павлом, они не стали выполнять и эту обязанность. Аллах приказал мусульманам следовать своему пророку (мир ему и благословение Аллаха) и проводить определенное количество дней таким же образом.

Верующие! Вам предписан пост, как он был предписан вашим предшественникам. (Коран, 2:183)

Учения пророков предыдущих религий были быстро забыты их последователями, но тысячи и миллионы приверженцев ислама по-прежнему помнят учения своего пророка (мир ему и благословение Аллаха) и следуют им. Они не едят и не пьют в течение дня и воздерживаются от других плотских утех в течение месяца, и тем самым ведут ангельский образ жизни в течение всего этого времени.

Шейх Сулейман Надви (милость ему Аллаха)

Источник: Рияд-уль-джанна. – Том 9, № 11/12

Источник

История поста и его цели

Пост в исламе имеет целый ряд отличий от доисламского поста:

1. Начнем с того, что в религиях, существовавших или появившихся до ислама, пост зачастую был предписан только для определенной части общины. Например, в индуизме пост не был обязателен для небрахманов. У зороастрийцев пост был обязателен только для священнослужителей, а у греков пост предназначался только женщинам. Если бы пост рассматривался в качестве похвального и достойного действия, тогда его необходимо было бы сделать одинаково обязательным для всех последователей религии без исключения. В отличие от других религий, ислам не установил и не ограничил пост определенной группой приверженцев. Он дал общее предписание, которому должны следовать в равной степени все его последователи.

Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. (Коран, 2:185)

2. Как правило, религии придерживаются солнечного календаря. Если бы в исламе для определения дней поста использовался солнечный календарь, то эти дни обязательно попадали бы на одно и то же время года, и какие бы то ни было изменения в датах поста были бы недопустимы. Так, если бы пост приходился на длинные или короткие дни лета или зимы, то пост всегда был бы либо очень тяжелым, либо наоборот очень легким – в зависимости от конкретной страны. Но в исламе дни поста определяются лунным календарем. И поэтому длительность поста из года в год меняется в зависимости от продолжительности дня и времени года. Таким образом, исламский пост приходится в различных странах на различные времена года, и тяжесть его соблюдения сменяется легкостью и наоборот.

3. Изучая священные книги других религий, мы не нашли в них указаний на освобождение от поста по уважительным причинам. Так, в Торе утверждается, что, если человек по какой-то причине не постится, он будет убит. Указывается даже, что, если путник, пусть и не являющийся иудеем, собирается остановиться среди иудеев, он должен поститься в обязательном порядке. Но в прославленном Коране Аллах по Своей великой Божественной мудрости освободил от обязанности поститься всех не способных на пост людей и тех, у кого имеется уважительная причина для отказа от поста: например, детей, беременных и кормящих женщин, женщин в период месячных. Пожилые люди, больные и слабые, а также те, кто находится в пути, тоже освобождаются от поста. Находящиеся в пути, больные и все те, кто временно не может поститься, должны будут восстановить пост, т. е. поститься в течение пропущенного ими количества дней уже после того, как выздоровеют, закончат свое путешествие, или после того, как причина их освобождения от поста будет устранена. Те же, кто уже никогда не сможет поститься, должны накормить одного бедняка за каждый пропущенный день поста.

А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, кто способен поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка. (Коран, 2:184)

В сборнике Тирмизи приводятся от Анаса (да будет доволен им Аллах) слова пророка (мир ему и благословение Аллаха) о том, что Аллах освободил от поста беременных и кормящих женщин. Иными словами, если в месяц рамадан такие женщины чувствуют, что пост будет опасен для их жизни или жизни их ребенка, им разрешается отложить пост до того момента, когда эта опасность исчезнет, и восполнить пропущенные дни позже.

4. Для постов других религий было характерно отсутствие умеренности. Иногда требовалось тотальное голодание в течение определенного количества дней, а порой во время поста людям разрешалось есть все, за исключением злаков и мяса. Ислам же и здесь занял умеренную позицию. Он установил пост сроком в один месяц и запретил все разновидности еды и питья только на некоторое количество часов в течение суток – от рассвета до заката.

5. В джайнизме пост длится в течение многих недель. Христианские монахи Аравии постились в течение многих дней кряду. Пост иудеев продолжался в течение полных 24 часов. Ислам предписал пост только от рассвета до заката.

А затем поститесь до ночи. (Коран, 2:187)

6. Среди иудеев в момент разговения было принято есть все то, что им было разрешено есть. После этого им снова не разрешалось есть. Иными словами, следующий пост начинался после того, как заканчивался предыдущий. У арабов существовал обычай ничего не есть после отправления ко сну. Поначалу такой же обычай был принят и среди мусульман. Однажды в месяц рамадан в доме одного из сподвижников не успели приготовить к вечеру ужин. Ожидая приготовления ужина своей женой, он незаметно уснул. Когда еда была приготовлена, жена принесла ее своему мужу, но он уже не мог к ней притронуться, так как к тому времени он уже поспал. На следующий день он упал в обморок во время поста. По этому случаю был ниспослан следующий аят:

Ешьте и пейте до тех пор, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной. (Коран, 2:187)

7. В доисламскую эпоху супруги в период поста спали ночью раздельно. Но, поскольку это было неестественным, люди вступали в интимную близость, когда их одолевала страсть. В связи с этим ислам запретил половую близость только на время часов поста и разрешил ее ночью:

Вам дозволено вступать в близость с вашими женами в ночь поста. Ваши жены – одеяние для вас, а вы – одеяние для них. Аллах знает, что вы предаете самих себя (ослушиваетесь Аллаха и вступаете в половую близость с женами по ночам во время поста в рамадане), и поэтому Он принял ваши покаяния и простил вас. Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. (Коран, 2:187)

8. Забывчивость и ошибки прощаются в исламе. Так, если постящийся забудет о том, что постится, и вследствие этого съест или выпьет что-нибудь, его пост не нарушится. Передается от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Если кто-нибудь по забывчивости поест или попьет во время поста, пусть продолжает поститься и дальше, ведь, поистине, это Аллах накормил и напоил его. (Бухари, Муслим)

9. Подобным же образом противоречащее посту действие не нарушит его, если совершено неумышленно.

10. У иудеев пост в основном проводился в память о трудностях и был символом печали, поэтому во время поста они не мыли лица и изображали грусть.

У ислама противоположный взгляд на пост. В исламе не запрещено протирать голову маслами, подкрашивать глаза сурьмой и пользоваться духами. Поощряется также умывание лица и чистка зубов мисваком. Помимо чистоты, целью служит то, чтобы постящийся не пал жертвой притворства и лицемерия, и чтобы не выглядело так, будто он испытывает невероятные трудности и страдания, исполняя это веление Аллаха. Наоборот, следует излучать радость, счастье и желание поститься.

11. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) постился очень часто. Для этого он даже определил специальные дни в течение недели и месяца. Для последователей ислама пост в эти дни считался похвальным (мустахаб), но необязательным. В дополнение к этому пророк (мир ему и благословение Аллаха) иногда постился непрерывно днем и ночью. Очевидно, что пост, если сравнивать его с другими видами поклонения, в некоторой степени влечет за собой трудности и страдания. Поэтому необходимо было предотвратить последователей ислама от чрезмерного увлечения постом. «Висал» (непрерывный пост днем и ночью) был строго запрещен пророком (мир ему и благословение Аллаха) для его последователей. Когда некоторые из сподвижников спросили о причине данного запрета, пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил:

Я не такой как вы, ведь Аллах кормит и поит меня. (Бухари)

Цели поста

Выше мы рассмотрели характерные черты исламского поста. Теперь давайте посмотрим, какие же цели имеет пост в исламе. Хотя об этом в некоторой степени мы уже говорили ранее, мы хотели бы подробнее осветить данный вопрос. Божественные учения пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) соответствуют велениям Аллаха и основаны на мудрости и рассудительности. Эти учения включают в себя все духовные, моральные и материальные выгоды. Принципы и цели велений Аллаха объяснены и проиллюстрированы на примерах самим пророком (мир ему и благословение Аллаха). Разъяснение целей и значения поста можно также обнаружить в трех коротких фразах прославленного Корана:

...и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. (Коран, 2:185)

Быть может, вы будете благодарны. (Коран, 2:185)

…быть может, вы устрашитесь. (Коран, 2:183)

Жизнеописания всех пророков, которым были дарованы Божественные Законы, показывают, что они вели ангельский образ жизни в течение определенного времени перед тем, как получить откровения с Божественным Руководством. В течение всего этого времени они воздерживались, как только могли, от еды, питья и других человеческих потребностей. Тем самым они позволяли своим душам воссоединиться с Аллахом, и в итоге были вознаграждены Его Откровением. Пророк Муса (мир ему) провел в таком состоянии 40 дней, после чего ему были вверены Заповеди Торы. Пророк Иса (мир ему) провел в этом состоянии 40 дней, и только после этого из его сердца и с его языка забил источник мудрости. Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), последний посланник Аллаха, был занят поклонением в пещере Хира в течение 30 дней, когда ему начало ниспосылаться блистательное послание Аллаха. Из всего этого становится ясно, что главной целью поста было следование действиям, которые совершали пророки в те дни уединения. Иудеи, следуя пророку Мусе (мир ему), считают необходимым поститься в течение 40 дней, а пост в сороковой день рассматривают как обязательный. Христиане должны были следовать этому же обычаю и поститься 40 дней, следуя пророку Исе (мир ему). Но так же, как они не подчинились велениям Исы (мир ему), последовав за Павлом, они не стали выполнять и эту обязанность. Аллах приказал мусульманам следовать своему пророку (мир ему и благословение Аллаха) и проводить определенное количество дней таким же образом.

Верующие! Вам предписан пост, как он был предписан вашим предшественникам… (Коран, 2:183)

Учения пророков предыдущих религий были быстро забыты их последователями, но тысячи и миллионы приверженцев ислама по-прежнему помнят учения своего пророка (мир ему и благословение Аллаха) и следуют им. Они не едят и не пьют в течение дня и воздерживаются от других плотских утех в течение месяца, и тем самым ведут ангельский образ жизни в течение всего этого времени.

Источник

Рамадан в вопросах и ответах

Как появился пост в исламе. Смотреть фото Как появился пост в исламе. Смотреть картинку Как появился пост в исламе. Картинка про Как появился пост в исламе. Фото Как появился пост в исламе

Иллюстрация: Евгения Андреева

Что такое Рамадан?

Священный Рамадан — месяц лунного мусульманского календаря. В месяц Рамадан людям был ниспослан Коран, так что для мусульман это особое время. В этот месяц предписан ежедневный пост, а также усердие в исполнении обрядов поклонения Всевышнему, духовном совершенствовании, добрых делах.

В российских мусульманских регионах пост называется «ураза», отсюда выражения «держать уразу» (поститься), «отпустить уразу» (закончить пост вечером), «Ураза-Байрам» (праздник разговения).

Как постятся мусульмане?

Мусульмане постятся несколько иначе, чем это делают современные христиане и иудеи. Во время поста последователи ислама отказываются не только, к примеру, от мяса и яиц, но даже от огурцов и помидоров. Скажем прямо: мусульмане во время поста вообще ничего не едят и даже не пьют. Более того, не вступают в половые отношения. Неужели целый месяц? — спросит непосвященный читатель и будет прав в своем недоумении.

На самом деле пост продолжается целый месяц, но только в светлое время суток — с утренней молитвы (намаза) и до вечернего азана (призыва на намаз). Летом этот период довольно длительный, зимой короче. С наступлением темноты на стол мусульманина возвращается его повседневное меню, а в его спальню — радости семейной жизни без каких-либо дополнительных ограничений.

Что еще должен делать постящийся?

Во время Рамадана следует сдерживать свой нрав, вести себя благородно, стараться выйти на новый уровень самосовершенствования во всем, совершать благие поступки: делать приятное родственникам и соседям, помогать обездоленным, радовать свою семью, проявлять социальную активность, чтобы улучшить жизнь общества, учиться и передавать знания другим.

Источник

История поста в Рамадан

Как появился пост в исламе. Смотреть фото Как появился пост в исламе. Смотреть картинку Как появился пост в исламе. Картинка про Как появился пост в исламе. Фото Как появился пост в исламе

Всевышний Аллах в Коране говорит:

Об обязательности соблюдения поста было сказано не с самого начала откровения, а только во второй год переселения в Медину. Но это не значит, что до того мусульмане не практиковали голодание как религиозную практику – до этого мусульмане постились в день Ашура (десятый день первого месяца лунного календаря – Мухаррама).

После переселения пост в день Ашура стал желательным, а пост в течение Рамадана – обязательным. Это не было сразу вменено в обязанность, а постепенно стало частью необходимого поклонения мусульман. В начале те, кто не хотел соблюдать его, могли разговляться, а те, кто хотел – постился. Те, кто не соблюдал, должны были в компенсацию за пропущенные дни, кормить по одному бедняку за каждый пропущенный день. Об этом было сказано в аяте:

«А тем, которые способны поститься (но не делают этого), следует в искупление накормить бедняка» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 184).

Затем уже был ниспослан аят, согласно которому пост стал обязательным для всех:

«В месяц Рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься…» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 185)

Однако от поста освобождались некоторые категории людей, которым воздержание от еды могло бы причинить вред. Например, старики, беременные женщины, несовершеннолетние дети, путники, те, для кого голод может быть опасным или непереносимым.

«А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, кто способен поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка » (сура «аль Бакара», «Корова», аят 184).

С тех пор пост в месяц Рамадан стал обязательным столпом Ислама, времени прихода которого верующие ждут каждый год с нетерпением, увеличивая в этот период чтение Корана, дополнительные молитвы, поминание (азкары, зикр) и совершение благих дел.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *