Как появился джаз в россии
Советская политика и развитие джаза в России
Пока джаз набирал обороты и активно развивался в США, достигая своего расцвета, в постреволюционной России он только-только начал свое робкое движение. Нельзя сказать, что этот музыкальный жанр категорически запрещали, но то, что развитие джаза в России шло не без критики со стороны властей – это факт. Но, тем не менее, эти препятствия не остановили развитие джазовой музыки в нашей стране, и она находила все больше поклонников и почитателей.
Как все начиналось
Дебютом джазового восхождения можно назвать выступление эксцентричного оркестра джаз-банд под руководством Валентина Парнаха, который состоялся в Москве 1 октября 1922 года. Не исключено, что многие советские музыканты, находящиеся в поисках новых форм, обратились к джазу именно после присутствия на этом зажигающем мероприятии.
В самом деле, весьма насыщенный ритм и возможность свободной импровизации давали возможность джазменам создавать новые музыкальные модели. Чем и не преминул воспользоваться пианист Александр Цфасман, выступив в 1927 году со своим оркестром «АМА-джаз» на московском радио и записав грампластинку «Аллилуйя». Вслед за ним ранние джаз-банды начали исполнять фокстроты, чарльстоны и другие модные танцы.
Но, пожалуй, «отцом» русского джаза можно назвать Леонида Утесова. Да, его музыка не совсем ассоциировалась с традиционными негритянскими мотивами, коими пропитан американский джаз. Но такова уж русская особенность – всё, в том числе джаз в России, развивается по своим законам.
Еще раз про запреты
Однако развитию отечественного джаза весьма жестко противодействовала советская идеология:
«Сегодня он играет джаз,
А завтра Родину продаст…»
Само это слово, ставшее синонимом идеологической диверсии, коммунистическая партия негласно запретила упоминать в СМИ. Репертуар, в основном состоящий из зарубежных композиций, признали тлетворным и разлагающим сознание молодежи. Но, к счастью, запреты не были настолько жесткими, и джазовая музыка все-таки распространялась, хотя и не так активно, как в других странах.
Оттепель
С наступлением хрущевской оттепели гонения на музыкантов значительно ослабли. После проходившего в Москве VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов зародилось новое поколение советских джазменов. Они впервые выступили на зарубежном джазовом фестивале в Польше, удивляя Европу самим существованием советского современного джаза с собственными традициями. В 1965-м на II Московском фестивале джаза, вошедшем в историю, Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» выпускает сборник лучших музыкальных номеров. Гремят имена джазовых музыкантов Игоря Бриля, Бориса Фрумкина и других. А гастроли Леонида Чижика в США вызвали настоящий фурор среди американской публики – такого уровня мастерства русских пианистов там не ожидали.
Сегодня джаз в России снова популярен, особенно в молодежной культуре. Созданы эстрадно-джазовые отделения в музыкальных образовательных учреждениях, выпускаются учебники джазовой гармонии. На ежегодные фестивали съезжаются тысячи отечественных и зарубежных поклонников джаза. И, очевидно, прав был Луи Армстронг, когда сказал, что дать определение джазу нельзя — его можно только любить.
Коротко о Джазе в России и СССР
Пока джаз активно развивался в США, в постреволюционной России 20-х годов он только начал свое робкое движение. Нельзя сказать, что этот музыкальный жанр категорически запрещали, но то, что развитие джаза в России шло не без критики властей. Выражение «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст» (или еще одно менее популярное «От саксофона до финского ножа – один шаг») – ярко отражает отношение к джазу в СССР.
Первый джаз-оркестр в Советской России был создан в Москве в 1922 г. поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем Валентином Парнахом и назывался «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха».
Первым профессиональным джазовым составом, выступившим в радио-эфире и записавшим пластинку, считается оркестр московского пианиста и композитора Александра Цфасмана – его оркестр «АМА-джаз» выступил в 1927 году на московском радио и записал пластинку «Аллилуйя». В след за ним ранние советские джаз-бэнды специализировались на исполнении модных танцев – фокстрота, чарльстона и других.
Однако «отцом» русского джаза можно считать Леонида Утесова. В массовом советском сознании джаз начал приобретать широкую популярность в 30-е годы, благодаря ленинградскому ансамблю под руководством актёра и певца Леонида Утёсова и трубача Я. Б. Скоморовского. Популярная кинокомедия с его участием «Весёлые ребята» (1934, первоначальное название «Джаз-комедия») была посвящена истории джазового музыканта и имела соответствующий саундтрек (написанный Исааком Дунаевским). Утёсов и Скоморовский сформировали оригинальный стиль «теа-джаз» (театральный джаз), который был основан на миксте музыки и театра, оперетты, то есть, большую роль в нём играли вокальные номера и элемент представления.
Существенно повлияло на развитие советского джаза творчество композитора и руководителя оркестров Эдди Рознера. Он начал свою карьеру в Германии и Польше, а когда приехал в СССР, то стал одним из пионеров свинга в СССР. Важную роль в популяризации и освоении стиля свинг сыграли также московские коллективы 30-х и 40-х гг. под руководством Александра Цфасмана и Александра Варламова. Также широко известен big-band Олега Лундстрема (гастролировал в Китае в 1935 – 1947 гг.)
Хрущевская «оттепель» ослабила гонения на музыкантов. VI Всемирный фестиваль молодежи, прошедший в Москве, дал рождение новому поколению советских джазменов. Советский джаз вышел на европейскую арену. В историю вошел II Московский фестиваль джаза – всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила сборник лучших музыкальных номеров фестиваля. Стали известными имена джазовых музыкантов Игоря Бриля, Бориса Фрумкина и других. Гастроли Леонида Чижика в США вызвали настоящий фурор среди американской публики, показав высочайший уровень мастерства русских пианистов.
В 50-60-е гг. в Москве возобновили свою деятельность оркестры Эдди Рознера и Олега Лундстрема. Среди новых составов – оркестры Иосифа Вайнштейна (Ленинград) и Вадима Людвиковского (Москва), а также Рижский эстрадный оркестр (РЭО). Биг-бэнды воспитали целую плеяду талантливых аранжировщиков и солистов-импровизаторов. Среди них Георгий Гаранян, Борис Фрумкин, Алексей Зубов, Виталий Долгов, Игорь Кантюков, Николай Капустин, Борис Матвеев, Константин Носов, Борис Рычков, Константин Бахолдин.
В этот период активно развивается камерный и клубный джаз во всем многообразии его стилистики (Вячеслав Ганелин, Давид Голощёкин, Геннадий Гольштейн, Николай Громин, Владимир Данилин, Алексей Козлов, Роман Кунсман, Николай Левиновский, Герман Лукьянов, Александр Пищиков, Алексей Кузнецов, Виктор Фридман, Андрей Товмасян, Игорь Бриль, Леонид Чижик и др.) Многие из вышеперечисленных мэтров советского джаза начинали свой творческий путь на сцене легендарного московского джаз-клуба «Синяя Птица», который просуществовал с 1964 года по 2009 г и открыл новые имена представителей современного поколения звёзд отечественного джаза (братья Александр и Дмитрий Бриль, Анна Бутурлина, Яков Окунь, Роман Мирошниченко и другие).
В 70-е годы широко известно джазовое трио «Ганелин-Тарасов-Чекасин» (ГТЧ) в составе Вячеслава Ганелина (фортепиано), Владимира Тарасова (барабан) и саксофониста Владимира Чекасина (саксофон). Коллектив просуществовал до 1986 года. Также в 70 и 80-х годах получили известность джазовый квартет из Азербайджана «Гая», Государственный эстрадный оркестр Армении под управлением Константина Орбеляна, грузинские вокально-инструментальные ансамбли «Орэра» и «Джаз-Хорал», ансамбль «Мелодия» под управлением Георгия Гараняна.
В 90-е годы интерес к джазу падает, но снова возобновляется к началу 2000 годов в молодёжной культуре. В Москве ежегодно проводятся фестивали джазовой музыки: «Усадьба Джаз», «Триумф Джаза», «Джаз в саду Эрмитаж».
1 октября 2017 — 95-летие отечественного джаза. Часть II: Хронология джаза в России
Советский джаз. Год за годом
1922, 1 октября: вернувшийся в Москву из Парижа после восьми лет эмиграции поэт, переводчик и танцор Валентин Парнах устраивает концерт своего «джаз-банда», собранного из московских музыкантов. Как танцор Парнах создал под музыку настолько впечатляющие, новаторские пластические образы, что побывавший на концерте театральный режиссёр Всеволод Мейерхольд вскоре пригласил его вместе с «джаз-бандом» участвовать в своих спектаклях — изображать «механистическую цивилизацию Запада». Писатели-сатирики Илья Ильф и Евгений Петров зло высмеяли участие «банды» Парнаха в мейерхольдовских спектаклях, выведя в романе «Двенадцать стульев» вооружённых «саксофонами, флексатонами, пивными бутылками и кружками Эсмарха» Галкина, Палкина, Малкина, Чалкина и Залкинда.
1926, весна — по СССР впервые гастролируют два «настоящих» джазовых ансамбля. Афроамериканцы из Jazz Kings барабанщика Бенни Пэйтона несколько месяцев дают концерты в Москве, Харькове, Одессе и Киеве; в их составе — такие звёзды раннего джаза, как тромбонист Фрэнк Уитерс и гениальный сопрано-саксофонист (в то время, впрочем, ещё кларнетист) Сидни Беше.
Афроамериканский пианист Сэм Вудинг привёз из Лондона несколько менее «горячее», прилизанно-эстрадное ревю из перебравшихся в Англию темнокожих американцев «Шоколадные ребятки» (The Chocolate Kiddies). Съёмки этого шоу вошли — как образ загнивания буржуазной культуры — в пропагандистскую кинокартину гениального советского документалиста Дзиги Вертова «Шестая часть мира».
1927, март: после четырёх месяцев напряжённых репетиций в московском Артистическом клубе дебютирует первый советский профессиональный джазовый коллектив — «АМА-джаз» пианиста Александра Цфасмана. В 1928 г. «АМА-джаз» становится первым джазовым коллективом, живьём выступившим в эфире Московского радио, и первым советским джазовым ансамблем, записавшимся на грампластинку.
Алексей Максимович Пешков, известный под псевдонимом Максим Горький, слушает что-то по радио. Из статьи «О музыке толстых»: «…радио в соседнем отеле утешает мир толстых людей, мир хищников, сообщая им по воздуху новый фокстрот в исполнении оркестра негров».
1928, май: пролетарский писатель Максим Горький из своей уютной виллы на средиземноморском острове Капри обрушивается на эстрадно-танцевальную музыку, опубликовав в газете «Правда» статью «О музыке толстых». Писателя, как выяснили исследователи, мучил не джаз как таковой, а танцевальные фокстроты, которые на первом этаже виллы крутил на патефоне его беспутный сынок — но гнев престарелого Буревестника, излитый, с весьма мрачной образностью, на страницы официального органа правящей партии, на долгие десятилетия стал воплощением официального советского представления именно о джазе: «…весь этот оскорбительный хаос бешеных звуков подчиняется ритму едва уловимому, и, послушав эти вопли минуту, две, начинаешь невольно воображать, что это играет оркестр безумных, они сошли с ума на сексуальной почве…».
1934: на экраны выходит фильм Григория Александрова «Весёлые ребята», первая советская музыкальная комедия. Оглушительный успех. В главной роли — эстрадный певец Леонид Утёсов, который свой оркестр именовал «Теа-джаз» (сокращение от «театрализованный джаз»). Музыку для фильма написал Исаак Дунаевский, и это стало началом его многолетнего сотрудничества с Утёсовым. Их лёгкая эстрада с одесскими клезмерскими корнями на долгие десятилетия становится синонимом слов «советский джаз» для большинства отечественных слушателей.
ВИДЕО: «Марш весёлых ребят» из фильма «Весёлые ребята», 1934 (оригинальная чёрно-белая версия)
1937-1938: после продолжительного перерыва советский джаз вновь записывается на грампластинки — ансамбли Александра Цфасмана, Александра Варламова, Виктора Кнушевицкого, Георгия Ландсберга, Леонида Утёсова и др.
1939, сентябрь: гитлеровские войска вторгаются в Польшу, и на советскую территорию бежит множество джазовых музыкантов, в том числе трубач Эдди Рознер — берлинский джазмен, спасавшийся от нацистов в Польше. В Белоруссии собирается множество лучших польских артистов, и минское руководство одобряет создание Государственного джаз-оркестра БССР, в который входят музыканты из Польши. Во главе оркестра становится Рознер. Начинается сумасшедшая популярность его оркестра в СССР, продолжавшаяся шесть лет.
1946, март: речь премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля в Фултоне даёт старт «холодной войне». Идеологическая машина СССР начинает «закручивать гайки» в адрес композиторов, писателей, критиков, музыкантов, которые ориентируются на западную культуру. Зародившийся в США джаз оказался удобной мишенью. Одной из первых жертв антиджазовой кампании становится Эдди Рознер: в ноябре 1946 он был арестован и осуждён по 58 статье («измена Родине»), номинально — за попытку вернуться в Польшу без разрешения советских властей, квалифицированную как «попытка незаконного перехода границы».
В 30-40-е г. репрессиям подверглось множество джазовых музыкантов, в том числе руководители популярных оркестров: Александр Варламов, Леопольд Теплицкий, Генрих Терпиловский и др. Практически всех сажали не «за джаз»: так, Варламов был в 1943 осуждён за то, что не донёс на дезертировавшего из армии племянника жены.
1947: в рамках кампании по репатриации в СССР из Шанхая переселяется работавший в этом космополитичном китайском городе с 1936 г. джазовый оркестр под руководством Олега Лундстрема. Оркестр создали двумя годами ранее на севере Китая, в Харбине, выросшие там молодые советские граждане — члены семей сотрудников Китайской Восточной железной дороги. Тем временем в СССР крепнет антиджазовая кампания. В Москву «шанхайцев» не пустили. Оркестр поселяется в Казани. Играть джаз в «период разгибания саксофонов» удаётся нечасто — разве что в ресторанах.
РАНЕЕ НА «ДЖАЗ.РУ»: Синкопы джазовой судьбы. Очерк творческого пути Олега Лундстрема и его оркестра (к 100-летию) — часть I, часть II, часть III, часть IV
1948, 10 февраля: Политбюро ЦК ВКП(б) выпускает постановление «Об опере «Великая дружба» Вано Мурадели», в котором заклеймено «формалистическое направление, чуждое советскому народу». По результатам постановления вместе с композиторами Дмитрием Шостаковичем и Сергеем Прокофьевым под раздачу, как буржуазное искусство, попадает и джаз, хотя в тексте постановления он не фигурирует. Зато джазу достаётся в последовавших на «совещании деятелей советской музыки» разъяснениях главного идеолога партии, Андрея Жданова, который определил джаз как «нервозную, судорожную, припадочную музыку». Само упоминание слова «джаз» в положительном смысле в официальном контексте становится невозможным на долгие семь лет. Под запрет попали даже некоторые музыкальные инструменты, связанные с западной музыкой — шестиструнная («испанская») гитара (в музыкальных училищах преподают только семиструнную, «русскую») и все виды саксофонов. Тем не менее, множество энтузиастов в стране пытается играть джаз, пытаясь освоить его «на слух».
1954: трубач Эдди Рознер освобождён из лагерей — где, впрочем, не рубил лес, а руководил оркестром из заключённых, в том числе и своих бывших оркестрантов. Вернувшись в Москву, он вскоре формирует новый оркестр, который (правда, без своего лидера) снялся в дебютном фильме Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» (1956), где барабанщик оркестра Борис Матвеев впервые в советском кино сыграл джазовое соло на барабанах.
ВИДЕО: фрагмент из «Карнавальной ночи» — «Ансамбль пенсии и пляски»
1956, 1 октября — казанский оркестр Олега Лундстрема, пересидевший «эпоху разгибания саксофонов» в консерватории и в работе по кинотеатрам, принят на работу Всесоюзной государственной концертной организацией (Союзконцерт) как «Концертный эстрадный оркестр п/у О.Лундстрема». Начинается работа на советской эстраде — и, наряду с аккомпанементом певцам, сопровождением чечёточников и исполнением эстрадных шлягеров, почти в каждой концертной программе звучит и джаз.
1957, лето: в Москве проходит VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Впервые на памяти целого поколения приподнятый «железный занавес» первым делом впустил в страну джаз, вызвав огромный всплеск формирования нового поколения советских джазменов. В джаз приходит так называемое «поколение физиков» — студенты технических специальностей, ринувшиеся осваивать новую музыку: саксофонист Алексей Зубов, изучавший теоретическую физику, его коллега Георгий Гаранян, учившийся на инженера, и др. Тон в московском джазе задают коллективы, базирующиеся в Центральном Доме работников искусств. На Фестивале молодёжи и студентов с успехом выступает Молодёжный оркестр ЦДРИ п/у Юрия Саульского, завоевав серебряную медаль фестиваля. Вскоре оркестр был распущен, но его солисты стали костяком нового поколения джазовых музыкантов, получивших джазовое образование «на слух» — в том числе путём еженощного прослушивания джазовой программы «Голоса Америки», которую с 1955 г. вёл легендарный Уиллис Коновер.
1961, осень: в Москве под эгидой комсомола открываются первые джазовые клубы — «Кафе Молодёжное» и «Аэлита». В течение следующих десяти лет «джазовые кафе» («Романтики», «Синяя птица», затем «Печора», «Ангара» и «Времена года») становятся основной средой формирования московской джазовой сцены. В эти годы в Ленинграде, Воронеже, Риге, Новосибирске, Ростове-на-Дону и множестве других городов создаются и «городские джаз-клубы» — не заведения общепита, а, фактически, любительские объединения энтузиастов.
1962, лето — СССР с двухмесячными гастролями посещает оркестр легендарного американского кларнетиста Бенни Гудмана; молодые участники его оркестра умудряются, несмотря на бдительный пригляд советских «компетентных органов», общаться и даже играть «джемы» со своими советскими коллегами.
РАНЕЕ НА «ДЖАЗ.РУ»: Контрабасист Билл Кроу о гастролях оркестра Бенни Гудмана по СССР — впервые по-русски! Часть I, часть II, часть III, часть IV, часть V, часть VI
1962, осень — советские джазмены впервые выезжают на зарубежный джазовый фестиваль, Jazz Jamboree в Варшаве. Молодые звёзды советского джаза — трубач Андрей Товмасян, саксофонист Алексей Козлов, гитарист Николай Громин и др. — объединённые для поездки в Польшу в ансамбль под названием «Секстет Вадима Сакуна», вызывают удивление своих европейских и американских коллег, не подозревавших, что в СССР кто-то играет современный джаз, причём не только копируя американские образцы, но и создавая собственную музыку с опорой на национальные традиции. Записанная на фестивальном концерте в Варшаве пьеса 19-летнего Андрея Товмасяна «Господин Великий Новгород» стала первой выпущенной на пластинке записью нового поколения советских джазменов.
СЛУШАЕМ: Секстет Вадима Сакуна — «Господин Великий Новгород»
фрагмент выступления на фестивале «Джаз Джембори» в Варшаве, 1962; из англоязычной видеолекции автора этого текста «Andrei Tovmasyan: American Jazz, Russian Way»
1965: после первой камерной клубной попытки 1962 г. впервые на большой сцене проходит II Московский фестиваль джазовых ансамблей, вошедший в историю, как и фестивали 1966-68 гг., благодаря выпущенным Всесоюзной фирмой грамзаписи «Мелодия» сборникам лучших фестивальных номеров. Гремят имена пианиста Игоря Бриля, трубача Германа Лукьянова, саксофониста Алексея Козлова…
СЛУШАЕМ: сборник лучших номеров фестиваля «Джаз 65», ч. 1
Двойной виниловый альбом был записан в студии «Мелодия» после фестиваля, по его результатам. На диске 1 звучат квартет вибрафониста Леонида Гарина, квартет саксофониста Алексея Козлова, трио пианиста Виктора Мисаилова, квартет гитариста Николая Громина.
1967, май: на Таллинский джазовый фестиваль приезжает ансамбль американского саксофониста Чарлза Ллойда с молодыми Китом Джарреттом на фортепиано и Джеком ДеДжоннетом на ударных, а также коллективы из Польши, Швеции, Финляндии и два десятка ансамблей буквально со всего СССР. Таллинский фестиваль стал первым большим международным джаз-фестивалем в стране. Превосходный репортаж с фестиваля опубликовал в журнале «Юность» писатель Василий Аксёнов. Для советских джазменов многое значило присутствие на шедших подряд в мае и июне фестивалях в Таллине, Ленинграде и Москве джазового ведущего «Голоса Америки» Уиллиса Коновера, который с интересом знакомился с джазовой жизнью СССР.
ЧИТАЕМ: Василий Аксёнов «Простак в мире джаза, или Баллада о тридцати бегемотах
1968, осень — после августовских событий в Чехословакии в советской идеологической машине начинается «завинчивание гаек», в том числе и в культурной жизни. Накал джазовой жизни надолго снижается, Московские джаз-фестивали после лета 1968 не проводятся девять лет.
1971, сентябрь-октябрь: Советский Союз с двухнедельными гастролями посещает оркестр самого Дюка Эллингтона. Сотни фэнов со всей страны колесят вслед за Дюком по всему его гастрольному маршруту. В Ленинграде группа местных музыкантов умудряется прорваться на лётное поле аэродрома и сыграть выходящему из самолёта Дюку классическую пьесу раннего новоорлеанского джаза «Когда святые маршируют», невзирая на неудовольствие «органов».
1972: московские джазмены в клубе «Времена года» играют джем с оркестрантами гастролирующего по СССР лучшего джазового оркестра 1970-х — Thad Jones / Mel Lewis Big Band.
1973: под давлением Запада власти СССР впервые разрешают массовую еврейскую эмиграцию; воспользовавшись этой лазейкой, из страны с 1973 г. и на протяжении всех 1970-80-х гг. эмигрирует множество джазовых музыкантов, стремящихся играть любимую музыку на её родине, в США. Трубач Валерий Пономарёв, например, через несколько лет окажется в составе легендарных Art Blakey Jazz Messengers, а саксофонист Анатолий Герасимов — в оркестре Дюка Эллингтона.
1974: в нескольких музыкальных училищах (средних специальных учебных заведениях) впервые вводятся официальные программы изучения джазового исполнительства (так называемые «эстрадно-джазовые отделения»). Госконцерт впервые официально принимает на работу джазового музыканта как солиста-инструменталиста (пианист Леонид Чижик), но в то же время по недосмотру засовывает приехавшего выступить в Москве великого пианиста Оскара Питерсона в окраинную гостиницу низкого класса, и концерт со скандалом отменяется.
Вторая половина 70-х — первая половина 80-х: «малый ледниковый период» в советском джазе. Правда, в 1978 г. возобновлены Московские джаз-фестивали, а на «Мелодии» время от времени выходят виниловые альбомы советских джазменов — пианиста Игоря Бриля, джаз-рок-группы «Арсенал» саксофониста Алексея Козлова, ансамблей «Каданс» Германа Лукьянова и «Аллегро» Николая Левиновского, даже записи авангардного вильнюсского Трио Ганелина, но многие музыканты (например, трубач Константин Носов, саксофонист Алексей Зубов) эмигрируют, так и не дождавшись своей авторской пластинки.
ВИДЕО: группа Николая Левиновского «Аллегро» на джаз-фестивале в Тбилиси — «Песнь увядающих цветов»
фрагмент музыкального фильма «Играем джаз!», режиссёр Святослав Чекин
1982: московские джазмены скромно отмечают 60-летие советского джаза.
1983: выходит на экраны фильм Карена Шахназарова «Мы из джаза» с музыкой пианиста Анатолия Кролла, впервые в популярной форме красивой сказки представляющий широкому советскому зрителю основы истории джаза в СССР.
1990: Юрий Саульский проводит в Москве эпохальный Первый международный московский джаз-фестиваль, на котором рядом с советскими звёздами играют такие титаны мирового джаза, как Сан Ра, Фредди Хаббард, Бенни Голсон, Лестер Боуи, Брэнфорд Марсалис… Среди американских звёзд на фестивале играет и нью-йоркский трубач Валерий Пономарёв, приехавший в родной город впервые за 17 лет.
1991: с концом Советского Союза заканчивается и эпоха «советского джаза», которому отныне предстоит не борьба с государственной идеологией, а повседневная битва за экономическое выживание. Джаз в России погружается в кризис; эмигрирует множество музыкантов, не уехавших даже в самые трудные советские годы; количество выпускаемых джазовых записей падает почти до нуля. Выйти из кризиса и начать создавать для себя новую среду обитания импровизационной музыке в России удастся только ко второй половине 90-х.
на основе текста, подготовленного для приложения к журналу Time Out Moscow в 2007 г.
Джаз в современной России
Бурное развитие российской джазовой сцены началось в конце 1990-х гг.. Новые поколения джазовых музыкантов воспитывает обширная система специализированного джазового образования, в которую входят эстрадно-джазовые отделения детских музыкальных школ и детских школ искусств, несколько десятков средних специальных учебных заведений (музыкальных училищ и училищ искусств) по всей стране, а также несколько джазовых кафедр в высших учебных заведениях — прежде всего в Российской Академии музыки им. Гнесиных (Москва) и Ростовской государственной консерватории им. Рахманинова (Ростов-на-Дону). За последние два десятилетия множество российских музыкантов также получили специализированное джазовое образование в США и странах Европы — и, что немаловажно, многие вернулись в Россию, чтобы работать для российской аудитории.
Первопроходцем развития постсоветской джазовой сцены стал саксофонист Игорь Бутман. Дебютировав в Ленинграде в ансамбле Давида Голощёкина в начале 1980-х, он позднее играл в оркестре Олега Лундстрема и в ансамбле Николая Левиновского «Аллегро», а в 1987 г. уехал в США, чтобы учиться в прославленном бостонском колледже Бёркли. Несколько лет проработав в Нью-Йорке и став уважаемым членом джазового сообщества столицы мирового джаза, он во второй половине 1990-х возвратился в Россию, где создал собственный джазовый биг-бэнд (ныне — Московский джазовый оркестр Игоря Бутмана), один из лучших в стране джазовых клубов (ныне — Клуб Игоря Бутмана на Таганке), мощный международный джаз-фестиваль («Триумф джаза», в 2017 г. состоялся в 17-й раз), собственную фирму грамзаписи, выпускающую только российский джаз, а в 2010-е гг. добился впечатляющих успехов на ниве продвижения отечественного джаза на мировой сцене. В настоящее время продюсерская компания Игоря Бутмана проводит 11 фестивалей ежегодно — не только в Москве, Сочи, Ростове-на-Дону и ряде других городов России, но и Риге (Латвия).
В настоящее время в России каждый год проходит несколько десятков джазовых фестивалей, среди которых только два — «Джаз над Волгой» в Ярославле и «Джаз у старой крепости» в Новокузнецке — непрерывно проводятся с советских времён. Многие фестивали стартовали в 1997-99 гг., после окончания трудного для российского джаза периода: так, в этом году отметил 20-летие первый московский джазовый «опен-эйр» — фестиваль «Джаз в саду Эрмитаж». Лучшие российские музыканты выступают в фестивальных проектах народного артиста России композитора Анатолия Кролла в Доме Музыки. Значительное число фестивалей имеет международный статус и представляют широкий спектр мирового джаза наряду с достижениями отечественных артистов. Передвижной фестиваль с ироничным названием «Джазовая провинция» с центром в Курске уже более двух десятилетий охватывает 10-12 городов центральной России (Воронеж, Орёл, Липецк, Белгород и др.), а стартовавшее в 2004 г. в подмосковном Архангельском семейство фестивалей под открытым небом «Усадьба Jazz» к 2017 г. проводится в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Воронеже и Сочи. Длительную историю и собственное лицо имеют также фестивале в Санкт-Петербурге, Архангельске, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Иркутске, Екатеринбурге, Челябинске и других городах. Активно развивается фестивальная сцена и в Тихоокеанском регионе (Владивосток, Хабаровск).
Среди ведущих клубных джазовых площадок страны — московские клубы «Эссе», Клуб Игоря Бутмана, Клуб Алексея Козлова; в северной столице — Санкт-петербургская филармония джазовой музыки и джаз-клуб JFC, в Екатеринбурге — клуб EverJazz. В Казани уже девять лет работает клуб «Старый рояль», в Уфе — Уфимский джаз-клуб.
Несомненно важное для отечественной сцены событие грядёт 30 апреля 2018 г.: официальное празднование Международного дня джаза, введённого ЮНЕСКО в 2012., состоится в Санкт-Петербурге, который принимает эту эстафету у Парижа, Осаки, Стамбула, Вашингтона и Гаваны.
ВИДЕО: Игорь Бутман и Московский джазовый оркестр играют Рахманинова в аранжировке Николая Левиновского на 17-м фестивале «Джаз над Волгой» в Ярославле, 25.03.2017
Соло: Олег Аккуратов — ф-но, Игорь Бутман — тенор-саксофон, Александр Сипягин — труба, Эдуард Зизак — ударные