Как появилось зло на земле
Часть 3. Откуда всё-таки появилось Зло?
В первой части мы порассуждали о двух основных типах реальности: изначально совершенной, вечной и бесконечной реальности (экзистенциальная реальность), и реальности, где совершенство обретается через набор опыта, в условиях созданных ограничений (эмпирическая реальность).
При таком подходе отпадает большое количество вопросов и снимается ряд неразрешимых, в рамках традиционных теологических построений, противоречий.
Мы решили рассмотреть два, пожалуй, самых известных.
Рассмотрим второе противоречие. Откуда все-таки появилось зло? История с отпадением от Бога в результате свободного выбора зла сделанного человеком, кажется вполне обоснованным и логичным, но только на первый взгляд.
Обычно порядок рассуждений такой: Бог «всё делает хорошо» и будучи совершенным Творцом Он создаёт совершенного человека, а вот человек поступает совсем нехорошо. Он пользуется свободной волей и делает некорректный выбор в пользу зла, чем и предопределяет своё отпадание от Бога.
В реальности Рая, то есть в той реальности, которая является непосредственным творением совершенного Бога, никакого зла нет и быть не может, и появится ему там неоткуда; там всё изначально совершенно, совершенно в вечности и бесконечности.
Незаконченность процессов развития в масштабах всего пространственно-временного творения, то есть динамичность всех процессов набора опыта, делает ошибочным выбор того, что тормозит, останавливает, старается зафиксировать наше отношение к этой реальности в виде, научного постулата или религиозной догмы, и является, по сути, попыткой придать незаконченности нашей реальности окончательный статус. Напротив то, что придает подвижность, ведёт к переменам, стремится к развитию и качественным трансформациям, можно отнести к корректному выбору в условиях данного ограничения.
Разделенность материи и духа в пределах пространственно-временного творения, делает корректным тот вариант поведения, который стремится к согласованию духовной и материальной оставляющей нашей жизни, а ошибочным тот, который отдаёт предпочтение одной из этих составляющих, акцентирует на ней наше внимание, с обязательным уничижением другой. Подобный подход поддерживает разделенность, и в своих крайних проявлениях приводит к фанатизму.
Ограниченность временем и пространством, в результате некорректного отношения может выливаться в игнорирование временных ограничений (вечное откладывание дел) или потакание пространственными ограничениями (нежелание двигаться за пределы привычной координаты). Корректным же отношением будет стремление выйти за рамки таких ограничений, через взаимодействие с запредельностями и непостижимостями такими как Бог. Именно преодолением пространственно-временных ограничений будет сопровождаться наше Восхождение к вечным и бесконечным реальностям Рая.
Устойчивость «положения – статуса» дезинтегрирует человека из динамичной реальности, а возникающая, таким образом, обособленность нарушает адекватное восприятие собственного поведения, и делает невозможной критическую реакцию на совершаемые ошибки.
Попытки открепить ошибку, зло и грех от несовершенства, делает их частью человеческой природы, закрепляя за нами статус греховного существа; соответственно, отношение ко греху становится и отношением к человеку.
Но человек динамичен, он очевидно движется по своей жизни, а греховный поступок (как и любой поступок) всегда закончен, всегда завершён, и, ставя знак равенства между поступком и самим человеком, осуждая человека вместе с его поступком, мы неизбежно искажаем реальность.
Желание сделать зло или грех следствием нарушения племенного табу, «божественных» заповедей или нравственного закона, придает этим категориям характер качества, которое можно присваивать предметам, животным или природными явлениями; происходит их демонизация.
Носителем зла и греха может стать человек, идея (чаще идеология), политическая система и даже территория. Зло может прийти в нашу жизнь из потустороннего мира, со дна океана, из космоса и ещё неизвестно откуда, но обязательно «неожиданно и коварно». Борьба с таким «злом-грехом», выделяется в особый вид деятельности и даже становится отдельным смыслом жизни для тех, кто видит смыслы существования в борьбе.
В результате, жизнь таких борцов сводиться к обслуживанию противостояния «добра и зла», и, вместо того чтобы двигаться к Богу, они тратят свои дни и годы на движение от «не Бога».
В этой борьбе они и увядают, потому что невозможно победить то, что в реальности не существует, ведь за всем реальным стоит Бог.
Зло входит в нашу жизнь не через отрицание чего-то положительного, а через утверждение чего-то отрицательного.
Зло и грех, есть всего лишь негативные последствия нашего оценочного отношения к реальности, и осознание этого вновь выводит нас на стимулирующую роль несовершенства.
Повторюсь, несовершенство создает для нас условия, в которых мы учимся лавировать в неустойчивой, несогласованной и приблизительно очерченной для нас реальности, и при контакте с этими ограничениями, через честное отношение к допускаемым ошибкам, набирать опыт движения к совершенству.
Настойчивость в поисках зла где-то «рядом с Богом», непременно будет выводить нас на ложное утверждения о едином источнике «добра и зла», на котором зиждется практически вся эзотерика.
Мы живем в прекрасной реальности, в которой у человека есть время для действия, исправления ошибок и обретение опыта, а у Бога остается вечность для проявления милосердия и прощения наших грехов.
Откуда взялось зло и почему оно еще не исчезло?
Автор фото, Thinkstock
Что можно прочитать в глазах животного, например, человекообразной обезьяны?
Злые поступки можно разделить на четыре основные группы. Обозреватель ВВС Earth обнаружила, что они свойственны далеко не только людям.
Кажется, зло окружает нас повсюду: взять хотя бы Гитлера, геноцид в Руанде или любого серийного убийцу. Всякий раз, читая новости или включая телевизор, мы сталкиваемся с историями об умышленном причинении вреда одним человеком другому, одной группой людей – другой группе.
Понятие «зло» приобрело религиозный оттенок – оно ассоциируется с нарушением божественной воли. Однако и раньше, и теперь многие люди этим словом обозначают просто все плохое, недоброе или жестокое.
Если исходить из более широкого значения этого слова в отрыве от религиозного контекста (злые поступки как грех, зло как результат действия дьявола), возникает вопрос о том, почему оно появилось.
Если человек произошел от обезьяны (а та, в свою очередь, от гораздо более простых животных), то это означает, что наше поведение во многом унаследовано от наших предков.
Относится ли это к нашим злым поступкам, и если да, то не связано ли это с тем, что в некоторых обстоятельствах выгодно быть злым?
Иными словами, можно ли проследить эволюцию зла?
Многие виды «злых» поступков встречаются и у животных
Существует множество различных определений «природы зла», но в данном случае мы будем понимать под этим термином намеренное совершение поступков, причиняющих страдания, гибель или ущерб живому существу Б ради выгоды живого существа А.
Группа психологов, в состав которой входили сотрудник Университета Британской Колумбии (Канада) Дел Паулюс и его студент Кевин Уильямс, впервые предложили эти категории около 15 лет назад.
Изначально они выделяли «темную триаду»: макиавеллизм (манипуляции и обман для достижения собственных целей), психопатию (асоциальное поведение, отсутствие жалости и бессердечие) и нарциссизм (напыщенность и гордость при отсутствии сочувствия к остальным).
Позднее Паулюс расширил триаду до тетрады, включив в нее бытовой садизм (наслаждение собственной жестокостью).
Почему у людей прослеживаются такие типы поведения, и встречаются ли они у животных?
Макиавеллизм
Макиавеллизм предполагает использование продуманной стратегии и хитрости с целью получить власть и обойти соперника.
Разумеется, такое поведение сплошь и рядом встречается в политической жизни, даже когда политикой (в широком смысле) занимаются не люди.
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Подкаст
В ходе исследований, продолжавшихся более 20 лет, сотрудник Чикагского университета (США) Дарио Маэстрипьери обнаружил у особей макаки-резус интересные модели поведения, напоминающие проявления макиавеллизма.
Для защиты своих спальных мест, самок и пищи альфа-самцы прибегали к угрозам и насилию.
Доминантные обезьяны демонстрировали непредсказуемые вспышки агрессии, которые помогали им управлять остальными.
Макаки создавали союзы, а самки конкурировали с собственными дочерями, спариваясь с альфа-самцами. При этом они спаривались и с другими мужскими особями в расчете на их покровительство в случае смерти или свержения альфа-самца.
На самом деле, как утверждает Маэстрипьери, способности к макиавеллизму, по-видимому, есть у каждой обезьяны.
Автор фото, Thinkstock
Обезьяны по природе своей склонны к макиавеллизму
Макаки-резус действуют таким образом, потому что жаждут власти, а макиавеллизм является эффективным способом установления и поддержания господства или заключения союзов с доминантными особями.
Однако эта стратегия сопряжена с определенным риском. По словам Маэстрипьери, если обезьяна будет уличена в обмане, за этим последует наказание.
К примеру, если стая заметит, что кто-то из ее членов нападает на детенышей, обидчику грозит кара.
При этом стратегии, построенные на принципах макиавеллизма, имеют множество преимуществ, которые могут перевесить эти недостатки, особенно у таких социальных животных, как обезьяны или люди.
На самом деле, можно сказать, что и более простые виды животных способны к макиавеллизму в его рудиментарной форме.
Бабочки-ленточники защищаются от нападения, мимикрируя под других бабочек, которые являются ядовитыми или вызывают отвращение у птиц.
Рыбы-удильщики называются так из-за длинного волоска, который торчит у них из головы и заканчивается отростком, похожим на рыбку или червяка. С помощью этой «наживки» удильщики провоцируют мелких рыбешек на нападение и быстро заглатывают легкомысленную добычу.
Иными словами, есть вполне закономерные основания полагать, что преднамеренный обман, который лежит в основе макиавеллизма, глубоко коренится в процессе эволюции. Это всего лишь полезная стратегия выживания.
Психопатия
Как ни странно, некоторые животные могут отличаться совершенно невыносимым поведением.
Приматолог Франс де Вааль изучал в Арнемском зоопарке шимпанзе по кличке Пуист, которая, по словам ученого, была «двуличной и злобной» «притворщицей или обманщицей».
Все ученые единодушно питали неприязнь к этой обезьяне и называли ее ведьмой.
Всего их жертвами стали восемь новорожденных обезьянок. Гудол назвала Пэшн «холодной матерью».
Но можно ли назвать их всех психопатами?
Шимпанзе иногда убивают себе подобных
Индекс показал «лживость, бездушие, агрессивность, отсутствие эмоциональных привязанностей и бесстрашие», сочетание которых квалифицируется как девиантное поведение.
Пэшн и Пом участвовали и в исследовании психопатологии человекообразных обезьян, проведенном в 2006 году.
В то же время они призывают не увлекаться словом «расстройство» в данном контексте, поскольку «вопрос о том, является ли детоубийство нарушением поведенческих норм или адаптивной стратегией воспроизводства, носит [в данном случае] спорный характер».
В 1999 году было проведено исследование по теме «Оценка психопатии шимпанзе», в ходе которого изучалось поведение 34 шимпанзе, живущих в неволе в научном центре в штате Джорджия (США).
В вольер, в котором они содержались, для развлечения животных были помещены игрушки, лестницы, шины и пластиковые бочонки.
Шимпанзе исследовались с точки зрения наличия таких черт, как склонность к скуке, неспособность делать выводы из полученного наказания, подверженность истерикам и тяга задирать остальных. В совокупности эти черты могут указывать на наличие психопатологии.
Ученым было предложено выбрать наиболее подходящую характеристику из числа основных составляющих модели личности, построенной по принципу «Большой пятерки» (доброжелательность, экстраверсия, нейротизм, добросовестность или открытость опыту). Эта пятифакторная модель до сих пор используется психологами для описания человеческой личности.
Как и у людей, мужские особи обогнали по этому показателю женские.
Православная Жизнь
Далекие от христианства люди нередко во всем обвиняют Господа. Но в Слове Божием сказано так: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше от Отца светов» (Иак. 1:17). Господь Сам является источником света, жизни, любви, мира, радости и добра. И даже после того как люди далеко ушли от Творца и Его правды, Он «не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши» (Деян. 14:17).
Но если Бог дает только все доброе и благодатное, то откуда же все зло в мире?
Писание говорит, что борьба между добром и злом есть борьба между истиной и ложью, и ведется она с незапамятных времен, начавшись на небе. Некоторые ангелы восстали против Бога и Его правления. «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы Его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12:7–9). Таким образом силы зла оказались на нашей земле. Они во все века старались отвлечь людей от Бога и вселить в сердца людей дух непокорности и возмущения против Него.
Существует множество различных мнений о сатане. Большинство людей, которые в разговоре употребляют его имя, знают о нем не так уж и много. В приведенном выше тексте о сатане как об определенной личности прикровенно сообщаются все-таки некоторые сведения. Его имя – диавол и сатана, что значит обольститель и клеветник. Он занят обольщением всей Вселенной.
Место деятельности диавола – земля
Его помощники – бесы, то бишь падшие ангелы или т. н. инфернальные сущности.
Господь в Своем Слове дает совет: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских; потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:11–12). Здесь ясно сказано, что диавол и его ангелы являются частью мира духов. В то же время они активно вмешиваются в дела материального мира.
Священное Писание раскрывает перед нами следующую картину происхождения диавола: «И было ко мне слово Господне: сын человеческий! Плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтоб осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низринул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я низвергнул тебя на землю, пред царями отдам тебя на позор» (Иез. 28:11–17). В тексте довольно подробно описано прошлое сатаны. Заметьте, что он вначале был «помазанным херувимом, чтобы осенять» престол Божий. В древнем храме Соломона, где хранился ковчег Завета Божия, два ангела из чистого золота чеканной работы стояли по обе стороны ковчега. Этот ковчег прообразовывал собой престол Божий – оригинал же храма находится на небесах: «Господь во святом храме Своем, Господь – престол его на небесах» (Пс. 10:4). Именно там, возле престола Божия, сатана находился первоначально, как «херувим осеняющий». Он был создан совершенным. Но в его сердце зародилось беззаконие, то есть нежелание подчиняться закону Божьему.
Некоторых смущает то, что в приведенных стихах сатана описан под именем царя Тирского. В этом нет ничего удивительного, так как деятельность сатаны в действительности была внушена им; движущей силой царя Тирского был сатана. Описывая падение этого некогда славного ангела, пророк в изумлении восклицает: «Как упал ты с неба денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце твоем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему. Но ты низвержен в ад, в глубину преисподней» (Ис. 14:12–16).
Писание называет диавола «денницей», утренней звездой
Сравнивая это описание с выше приведенными из Откровения 12:7–9, где описывается война на небе, мы находим, что, когда этот ангел был изгнан из присутствия Божия, он стал сатаною. Он захотел быть равным Богу, завидовал славе и силе Творца. Использовав свои силы и свою мудрость на зло, он обманул многих ангелов и убедил их принять участие в его восстании против Бога. В результате этого он вместе со своими ангелами был изгнан с неба. Христос говорит: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10:18). С тех пор земля является полем его деятельности и местом сражения между добром и злом, истиной и ложью.
Писание говорит о сатане, что он обольщает всю Вселенную. Поэтому нам трудно понять, почему многие жители нашей планеты принимают его за кого-то другого. Современное непонимание личности диавола в сильной степени является следствием карикатурных изображений, ставших особенно популярными в Средневековье. Чтобы уменьшить свой страх перед царем тьмы, люди подтрунивали над ним, изображая его смешным и отталкивающим существом с вилами и хвостом. В руку его вкладывались вилы, на лице изображалась слабоумная усмешка, и при виде такого изображения невольно возникал вопрос: «Кто же убоится такой смешной фигуры?»
Истина, однако, заключается в том, что диавол – существо, обладающее высоким интеллектом, это могущественный и талантливый дух с даром бесконечной изобретательности. Его аргументы блестящи, и он превосходный софист. Его планы утонченны, и логика почти неопровержима. Могущественный противник Бога, это не скачущее существо с рогами и хвостом, а величественный князь «века сего» с неограниченной силой и тонким умом, способный использовать всякую возможность, чтобы проявить себя, умеющий повернуть любое положение в свою пользу. Диавол вполне способен произвести ложного пророка, о котором предостерегает Библия. На развалинах современного неверия и сомнений сатана создаст ложного царя, антихриста. Он сформирует религию без Спасителя, построит церковь без Христа, призовет служить ему без Божьего слова. О его великой силе обольщения мы читаем: «И не удивительно: потому что сам сатана принимает вид ангела света» (2 Кор. 11:14). Шедевр его бесконечного искушения заключается в том, что диавол убедил многих людей в том, что его не существует.
В настоящий исторический момент стоят лицом к лицу два могущественных триединства: Пресвятая Троица (Отец, Сын и Дух Святой) и ложное триединство, поклонения которому он хочет добиться от человечества. Триединство сатаны (диавол, антихрист и лжепророк) описано в Откровении Иоанна Богослова: «И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя, и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобным жабам» (Откр. 16:13).
Как же объясняют отрицающие диавола ту быстроту, с которой распространяется зло?
Как они истолковывают бесконечные препятствия, возникающие на пути праведных? Какими доводами могут они разубедить в том факте, что разрушение и гибель распространяются с молниеносной быстротой, в то время как созидательная работа и восстановление происходят так ужасающе медленно? Киньте на воздух лживые слова, распустите клевету – и, как по волшебству, эти слова достигнут сразу самых отдаленных мест. Но скажите правду, совершите великодушный, честный поступок – и невидимые силы сразу же примутся за работу, стараясь скрыть и затемнить этот крохотный луч света и надежды.
Казалось бы, никто добровольно не воздвигает храмов в честь диавола (разве что открытые сатанисты), никто не строит кафедр, с которых произносят его проповеди. Но слова царя тьмы слышны повсюду, и слишком часто мир претворяет их в отчаянные поступки. Если нет невидимых сил, старающихся опорочить человеческие сердца и исказить мысли в пользу зла, то как же вы можете объяснить человеческую готовность слушать все низкое, подлое и порочное, в то время как к чистому, доброму и светлому люди остаются глухи?
Писание прямо указывает на господство сатаны над миром в своем слове: «…Тебе дам власть над всеми царствами и славу их, ибо она передана мне, и я кому хочу, даю ее» (Лк. 4:6). Христос тоже говорит, что отцом всякой лжи является сатана: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое…» (Ин. 8:44); «Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14:30).
Бог не сотворил Себе противника и носителя зла, как это утверждает, например, ислам. Он создал прекрасного ангела со свободной волей, со способностью выбирать. С подобными же качествами Бог сотворил и человека. Что же побудило счастливого херувима восстать против его Творца? Мы, очевидно, никогда не узнаем этой тайны. Если бы причины бунта у Божьего престола могли быть поняты и объяснены, то это уже являлось бы извинением для существования греха. Но для греха нет ни объяснения, ни извинения. Христианская философия и богословие не дают ответа на происхождение зла в сатане как первоначальном источнике этого зла. Зло – это парадоксальная отрицательная величина, паразитирующая на отсутствии добра. Как тень, которая появляется только при наличии солнца. Ясно одно – источником падения, греха и смерти является демон.
Бог не признает другого служения, кроме любви, потому что он Сам есть любовь
Никого нельзя заставить любить насильно. Это свободный выбор каждого человека. Бог же проявил Свою любовь тем, что дал разумным существам возможность сделать свой выбор. Выбор был сделан не в пользу Творца, и постепенно зло затопило мир. Христос пришел разрушить дела диавола: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также принял оные, дабы смертию лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2:14). Христос пришел в мир, чтобы «взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10). Зло не всегда будет существовать в мире. Господству сатаны положен предел. В Откровении 12:12 мы читаем: «Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что не много ему остается времени». Этот властитель тьмы знает, что день расплаты приближается. Этот день Суда был предначертан для диавола и его ангелов (бесов). Люди, которые продолжают жить под его влиянием, исполнять его волю, не исповедуют своих грехов, подвергнутся одной с ним участи: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41).
Таким образом, зло и его родоначальник существуют только до определенного Богом времени, и конец его уже предопределен. Но нынче мы еще живем под их постоянной угрозой. Чтобы в таком мире вести благочестивую жизнь, устоять против козней диавольских и не подвергнуться одной с ним участи, нам дан в Писании совет: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Пет. 5:8). И так же апостол Иаков наставляет: «Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас; приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные» (Иак. 4:7–8).
Происхождение зла
Сама по себе сущность Зла, причина его существования, во всей сложности и простоте описана в Библии. Это стройное философское исследование, и одновременно с этим поэтичная и талантливо изложенная история. Размышляя о смысле подвига Иисуса Христа, поневоле задается вопросами: «Откуда в человеке грех?», «Если Бог всемогущ, то почему в мире столько зла?», «Каким образом появилось зло, если Бог свят?», и много подобных. Мировые религии дают самые разнообразные ответы на интересующие нас вопросы, и это главные вопросы, ответы на которые люди ищут в религиях.
Вот как Православие отвечает на эти вопросы.
Итак, история зла, если об этом можно говорить, таким образом, достаточно древняя. Она начинается с творения Богом мира. Бог создал из него два несхожих мира. Которые люди назвали видимым (материальным) и невидимым (нематериальным) мирами.
Мир невидимый, или духовный, создан раньше видимого. Духовный мир изначально был населен духовными существами, обладающими особым духовным телом, волей, разумом, могуществом. Эти существа были созданы Богом и получили у людей название ангелов.
Современному человеку нетрудно представить себе два этих мира. Для этого стоит предположить, что на компьютере некто создает виртуальную модель мира, чтобы затем воплотить ее в реальность, если принять как истину, что мысль может воплощаться в материю. Сама такая возможность не отрицается современной наукой.
Изначально, все ангелы были сотворены святым Богом и также были лишены зла. Ангелы источали любовь к Богу и друг к другу, а любовь, как известно, возникает лишь при наличии свободы выбора. Свобода ангелов выражалась в том, что они могли любить Бога, а могли и относиться к Нему нейтрально. Свобода ангелов выражалась в том, что они могли желать испытывать любовь к Богу, но иметь при этом возможность и не испытывать любви к Господу, не изменяя при этом своей природы, своей сущности. Свобода выбора состояла в возможности испытывать чувство и возможности не испытывать его.
Ангелы, по священному Писанию, делились на несколько видов или категорий. Каждый вид отличался от другого степенью близости к Богу, или возможностью ощущать Божество. По Библии, один из высших ангелов, по имени Денница, или Утренняя Заря, пожелал воспользоваться возможностью свободы. Пожелав не испытывать любовь к Богу, он изменил свою волю и, тем самым стал нейтральным в любви к Господу. Денница, находясь в нейтральном состоянии воли, изменился и телесно, он преобразовался в своей сущности.
И, далее не желая испытывать любви к Богу, он перешел в качественно новое состояние, нелюбви, или ненависти к Господу. Этот шаг в самом главном преобразовал существо Денницы так, что он стало неизменно отрицательным в отношении к Иегове. Денница породил принципиально иное состояние, которое противоположно нормальному. Он изобрел зло, создал его из ничего. Зло, таким образом, сильно изменило природу высшего ангела, настолько, что он стал новым биологическим видом, если данное словосочетание уместно. Вместо любви в нем появилось противоположное чувство, ненависть, которое было направлено ко всему окружающему: Богу, миру, и самому себе. Если Бог испытывая любовь, стремился к созданию, с тем, чтобы сотворенному подарить любовь, то Денница желал разрушения мира и самоуничтожения. Бытие уже не доставляло Деннице радости, оно стало для него невыразимой мукой. Желая избавиться от мучений, он постоянно стремился к саморазрушению, но, поскольку сотворен Богом, то этого сделать до конца не может.
Он, ненавидя весь мир и Бога, стал создавать собственный иллюзорный мир, целиком построенный на лжи. Ложь излучается Сатаной не только извне, но и внутри. Он, прежде всего, обманщик себя. Будучи бессмертным, по своей сущности, Люцифер навсегда заболел неизлечимой болезнью, злом. А, поскольку, это произошло с его личного изволения, то только он сам может изменить собственное состояние. Бог не возвращает Сатану в прежнее состояние, поскольку это было бы нарушением свободы воли, а значит, любовь была бы невозможна. Сам Люцифер также никогда не изменится, поскольку он этого не желает.
Испытывая ненависть ко всему миру, а, прежде всего к миру ангелов, Сатана предложил всем ангелам последовать его примеру. Треть ангелов последовала за ним, а две трети остались верными Богу. Это было окончательное изменение ангельского мира: те ангелы, которые последовали за Люцифером, изменили, подобно ему свое существо бесповоротно и окончательно, став демонами, или злыми ангелами.
Добрые ангелы, сделав выбор между желанием любить Бога и нейтральным состоянием, в пользу первого, окончательно утвердились в добре и стали необратимо добрыми, утратив, по собственному желанию возможность стать нейтральными существами. Мир ангелов окончательно раскололся на две неравные части. Злые демоны образовали собственный мир, который является местом их обитания – это ад, место, в котором демоны испытывают неизъяснимые мучения и неистощимую злобу. Это событие невидимого мира уже состоялось к моменту сотворения Богом мира видимого человеком.
Следующим объектом агрессии сатаны стал человек и материальный мир. Первые люди, жившие на земле, Адам и Ева, были личностными существами, обитателями одновременно двух миров. Они находились в постоянном созерцании Бога. Обладая меньшими способностями, чем ангелы, люди были созданы по образу и подобию Божию, а ангелы нет.
Злоба и зависть подтолкнули Сатану к действиям против людей. Адам обладал способностью проникать разумом в сущность вещей и постигал все. Наивная, на первый взгляд история грехопадения человека, отражает глубины человеческой психологии. Адам и Ева заключили с Богом Завет, по которому Иегова даровал людям бессмертие, а дерево жизни было символом его исполнения. Люди, как и ангелы, также имели свободу выбора, которая должна была совершенствоваться послушанием.
Суть послушания первых людей состояла в не вкушении плодов познания добра и зла, которое также произрастало в раю. Это не было какое-то волшебно дерево, это было обычное дерево, с обычными плодами, все необычайность которого заключалась лишь в запрете. Оно было символом послушания и исполнения Завета людьми. Сатана вошел в тело змеи и спросил у Евы, а не Адама, который бы сразу понял все и не поддался бы искушению.
Вопрос был совершенно невинным, на первый взгляд: «Это правда, что Бог запретил вам вкушать плоды дерева познания добра и зла?» Ева ответила, что это правда. И вот сатана выпустил первую ложь, сказав Еве: «Вы не знаете о том, что, попробовав этих плодов, познаете добро и зло и станете как боги». До сих пор Ева не слышала лжи, поэтому она ее восприняла за правду.
Она усомнилась в правдивости Бога, пожелала вкусить запрещенный плод. Это действие не произвело на Еву желаемого ей результата, но, ослушавшись Господа, она действительно узнала, что есть добро и что есть зло и обман. Никто ранее ее не обманывал, и никогда не обманывала она.
Добром было исполнение завета между людьми и Божеством, а зло заключалось в нарушении первого. Ослушанье Евы произвело в ней духовный переворот, она изменилась во внутренней организации духа, что повлекло преобразование тела. Теперь она узнала, что добро – не единственное возможное состояние.
И Ева, увидев Адама, предложила ему сделать то же. В этом предложении содержалась просьба не оставлять ее одну, поскольку с приобретением греха Ева была уже не способна жить в раю, и, таким образом, лишилась Адама. Адам прекрасно знал, что такое добро и зло, но знал теоретически, он также знал, к чему приведет нарушение с договора с Богом, но сознательно пошел на это, не желая оставлять Еву, которую любил.
Вкусив плодов от дерева познания добра и зла, Адам утратил способность проникать в сущность вещей и постигать разумом окружающее. Он утратил связь с Богом, поскольку сам стал другим, он потерял возможность жить вечно. В его теле наступил разлад – грех произвел эффект горсти песка в сложном часовом механизме, дух пришел в замутненном состоянии и утратил власть над телом, разум потускнел и не мог уже постигать истину, а тело, находясь в гармонии с духами, восстало против него.
Две природы – материальная и нематериальная, в Адаме перестали дополнять друг друга, и пришли во взаимный разлад, который, распространяясь в человеке подобно раковой опухоли, приводит к полному расторжению взаимосвязи между телесным и духовным. Человеческая сущность распалась на две природы – тело и душу, что приводило к дальнейшему отторжению двух субстанций – смерти. Так первые люди стали смертны.
Таким образом, вся эта история становится вполне вероятной гипотезой возникновения жизни на Земле, гораздо более близкой к истине, чем примитивный дарвинизм.
Что же было дальше? Создатель стер их в порошок? Ни в коем случае – Он ведь есть Любовь. Бог явился людям и предложил покаяние, что было выходом из создавшегося положения.
Но, захваченные страстями и эмоциями, а также, пребывая в новом состоянии, люди не пожелали раскаяться в совершенном и вернуться к былой гармонии отношений. Тогда Господь утвердил уже совершившееся, и люди навсегда лишились вечной жизни, рая и счастья общения с Сущим. Но, поскольку поступок Адама и Евы был продиктован, пусть и ложными, но все-таки благими побуждениями, Господь подарил людям обещание рождения у них потомка, который победит Зло и возвратит человеку возможность общения с Божеством и, тем самым, вечную жизнь и радостное состояние, называемое раем.
Первым людям было обещано рождение Христа, к ожиданию которого, человечество шло на протяжении многих поколений, о приближении которого, говорили многие пророки и святые. Человечество сохранило множество воспоминаний о рае, о потере совершенства, сохранило некоторые знания о Боге, что выражалось в схожести различных религиозных систем у разных народов Земли.
Вместе с грехопадением человека, произошли существенные изменения всего мира, поскольку первый человек, Адам, был связующим звеном миров и вершиной творения. Мир также видоизменился, произошли существенные перемены сотворенного – оно перестало быть раем.
Когда душа и тело человека утратили гармонию между собой, произошло то же и вокруг – ведь человеческая мысль уже не могла совершать действия в материальном мире. Вещи и природа не слушались воли Адама.
Человеку необходимо было тяжело трудиться, чтобы добыть себе пищу, одеться и обогреть себя, поскольку климат на Земле также перестал быть таким, которого хотели люди. Адам, для восстановления прежней гармонии в мире, должен был исправлять своим трудом те изменения, которым подвергся окружающий мир.
Были изобретены скотоводство и земледелие, человек построил первые города и создал ирригационные сооружения. Люди, будучи одиноки без Бога, постоянно стремились к Нему и искали Его. Они приносили жертвы, пытаясь, таким образом, сблизиться с Сущим. Но, было необходимо изменение всего существа, важно было восстановить утраченное соотношение души и тела. Пророки, святые и праведные люди, стремившиеся к Богу, избирались Господом из среды прочих. Их потомство имело меньшую склонность ко Злу, которая, постепенно накапливаясь, достигла в Деве Марии совершенства, что обозначалось отказом ее личного побуждения в поступках. Ее воля совпадала с желанием Сущего.
Богородица восстановила в своей природе древнюю гармонию души и тела, что дало возможность Господу соединиться с человеческой природой и родиться Иисусом Христом. Одна из ипостасей, или Личностей бога – Логос, в силу своего свойства рождаться, родилась от Марии в единой Богочеловеческой личности, Иисусе Христе.
С грехопадением, при зачатии ребенка, человек стал испытывать состояние дисгармонии души и тела и, находясь в этом состоянии, зачинать ребенка. Состояние диссонанса, передавалось новому человеку уже в момент его зачатия, поэтому, рождаясь, люди получали врожденную склонность ко злу, которая называется в богословской литературе первородным грехом. Чувство стыда в первых людях, было показателем нарушения равновесия между душой и телом. Адам и Ева, спрятались в одежды, прежде всего от самих себя, поскольку они видели неподчинение тела собственному разуму и духу.
Во время жизни Иисуса, Сатана искушал Его различными благами земли, подобно тому, как некогда был испытан Адам. В начале своего общественного служения Иисус ушел в пустыню и пребывал там, в течение сорока дней без еды. К концу поста, Иисусу было предложено Сатаной три испытания.
Надеясь, что материальное победит духовное, диавол сказал Иисусу: «Помолись, и камни, которые ты видишь, станут хлебами», на что Христос ответил словами Библии: «Не хлебом одним будет сыт человек, но, словом Бога» и отказался от предложения. То есть – зачем ему хлеб, если он властен над энергией.
Затем Сатана поднял Богочеловека на кровлю иудейского храма и предложил Ему: «Бросься вниз, ведь в Писании сказано о Тебе, что ты не споткнешься, и ангелы Божии понесут Тебя», на это Иисус ответил: «А еще в Писании сказано: „не искушай Господа, Бога твоего“».
Наконец, Князь тьмы поднял Христа на вершину горы и предложил отдать власть над всем миром, только бы Иисус поклонился бы ему, тем самым, признав над собой власть Сатаны. Однако Господь словами Библии ответил: «Господу Богу одному поклоняйся и одному Ему служи».
Последнее искушение было наиболее сильным – так принято считать. Но для человека, а не для Того, кто этот мир создал.
Для Него же самым большим искушением было уничтожить Сатану, и этим решить все проблемы. Но тогда Он стал бы подобен Адаму, который сознательно познал Зло ради своей любви к Еве, которая вкусила плод и познала Зло и обман.
В этом случае Он перестал бы быть Тем, Кто любит всех. Даже Ангела тьмы, который был Его любимцем. Он скорбит о нем, как о ребенке, который вырос злобным и завистливым.
Но Он любит и его, Падшего Ангела. Поэтому Он – Бог. Но Сатана не понял этого, а принял как унижение. И он решил отомстить Христу за унижение – недаром орудием предательства стали соплеменники и единоверцы Мессии.
Умирая на кресте, Богочеловек испытал все ощущения Адама, изгнанного из рая – одиночество, тоску и богооставленность. Он испытал все последствия греха, вплоть до смерти. После смерти, Христос духовно, как и все умершие отправился в ад, особое место, где пребывали души умерших.
И ад поглотил Христа, и Сатана решил, что победа осталась за ним. Но, через два дня, на третий, Иисус преодолел препятствие ада, ад не смог его удержать. Иисусу не за что было отвечать, Он не творил зла и не испытывал нелюбви. Безгрешная душа Богочеловека вновь соединилась с телом, и Он воскрес. Вместе с Христом вышли из мрачной темницы все души, ожидавшие Иисуса, и на некоторое время вновь соединились с телами. Воскресшие святые прошли по улицам Иерусалима, и это видели многие.
Таким образом, как утверждает Православие, Сатана против своей воли помог свершить Спасителю то, за чем Он пришел к людям. И в тот самый момент, когда Сатана праздновал победу, Любовь победила.
Так осуществилась часть Божественного Замысла, которая дала человеку понять, что он – подобие своего Создателя, и может возвыситься до него.
История Иисуса Христа – это прекрасная и правдивая история о том, что Зло – это лишь тень добра, и о том, что такое стойкость, сила и Любовь.
После Вознесения Христа, людям было даровано время, в котором мы живем. Люди с помощью Третьей Ипостаси – Святого Духа, Параклита, должны были сражаться со злом в своих собственных телах и душах. Каждый христианин, с тех пор, стал духовным воином, поле битвы которого была его душа.
Зло по-прежнему живо в мире, оно не существует в виде отрицательной энергии, зло всегда личностно, то есть всегда исходит от кого-то, им болеет кто-то и кто-то страдает от него.
Христос оставил людям средства, с помощью которых любой человек, не зависимо от возраста, пола, национальности, образования и профессии может успешно бороться со злом. Об этих средствах мы будем говорить в последующих разделах, но в данный момент заметим, что зло победить нелегко, но возможно. Это проделали многие люди, жившие до нас, многие из них неизвестны. Это святые, праведные и мученики, люди пожелавшие общаться с Божеством и полюбившие Его.
Согласно Апокалипсису, заключительной книге Библии, земная история человечества завершится окончательным разделом добра и зла. Все люди, приняв собственные решения, станут либо окончательно добрыми, либо неизменно злыми. Зло, в лице Сатаны, будет побеждено Иисусом, святыми людьми и ангелами.
Действия злых сил будут скованы навсегда, поскольку уже не будет живых личностных существ, не испытавших искушения злом. Мир, после Второго Пришествия Христа, преобразится и изменится, вернется в состояние рая. У диавола уже не будет поля деятельности, и он будет низвергнут в места, лишенные света и пребудут там, в полном одиночестве, лишенный всякой возможности действия. Но, это отдаленное будущее, а сейчас Православие призывает всех людей к спасению своих жизней путем соединения с Богом, через Иисуса Христа.
Христианское вероучение рекомендует верующим собирать в себе все доброе, совершенствоваться, очищаться от грехов и находиться в постоянном общении с Богом. Это оптимистическая религия, утверждающая окончательную победу добра над злом, самая коммуникабельная – христианином может стать любой, и религия надежды. Это самое светлое в человеческой культуре, самое простое и достижимое сем, нужно только как следует над собой поработать и, главное, всем сердцем и существом искать Бога, который есть в каждом, и любить Его в себе.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
а. Его происхождение
а. Его происхождение Стих 8: «Такое убеждение не от Призывающего вас». Лжеучителя убеждали галатов оставить истину Евангелия, но это шло не от призвавшего галатов Бога. Ведь Бог призвал их в благодати (Гал. 1:6), в то время как лжеучителя распространяли доктрину человеческих
ПРОИСХОЖДЕНИЕ
ПРОИСХОЖДЕНИЕ Рассказывают, что Великий Маггид так тщательно очищал свои душу и тело и так безраздельно соединял их вместе, что тело его было словно дух, а дух – словно тело. Поэтому в час, когда он зачал своего сына, чистый дух из мира ангелов вошел в утробу его жены и, став
ПРОИСХОЖДЕНИЕ
ПРОИСХОЖДЕНИЕ Вот что рассказывал равви Ури о своем учителе равви Шеломо: «Когда я прожил у него уже много времени, равви все еще не спросил у меня имени моей матери*[243], как это полагается по обычаю. И вот однажды я набрался смелости и спросил его, почему он этого не делает.
Происхождение миссии.
Происхождение миссии. Новый Завет открывает истину о Святом Духе. Святой Дух называется «Духом Иисуса» (Деян. 16:7, англ. пер.), «Духом Сына» (Гал. 4:6), «Духом Божьим» (Рим. 8:9), «Духом Христовым» (Рим. 8:9; 1 Петр. 1:11) и «Духом Иисуса Христа» (Флп. 1:19). Возникает вопрос: кто обладает
Происхождение человека
Происхождение человека Многие из современников считают, что люди произошли от низших форм животной жизни и являются результатом естественных процессов, длившихся миллиарды лет. Такой взгляд не согласуется с Библией. Как известно, люди подвластны вырождению, и это одно
Происхождение греха.
Происхождение греха. Если Бог сотворил мир совершенным, откуда в нем мог появиться
1. Бог и происхождение греха.
1. Бог и происхождение греха. Может быть, Творец Вселенной был также и виновником греха? Согласно Священному Писанию, Бог свят по Своей природе (см. Ис. 6:3) и в Нем нет неправды. «Совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен»
Происхождение зла
Происхождение зла Сама по себе сущность Зла, причина его существования, во всей сложности и простоте описана в Библии. Это стройное философское исследование, и одновременно с этим поэтичная и талантливо изложенная история. Размышляя о смысле подвига Иисуса Христа,
4. Происхождение зла
4. Происхождение зла Сама по себе сущность Зла, причина его существования, во всей сложности и простоте описана в Библии. Это стройное философское исследование, и одновременно с этим поэтичная и талантливо изложенная история.Размышляя о смысле подвига Иисуса Христа,
Происхождение его
Происхождение его До появления монашеских уставов утреня в отношении к количеству псалмов не отличалась от вечерни: та и другая в Апостольских Постановлениях имеют по одному псалму, и утреня 62-й (Вступ. гл., с. 135, 137); такой же псалом указывается для нее в соч. «О девстве»
Его происхождение.
Его происхождение. Если на некоторых из обозренных переводов, по их важности для православного богослова (например на переводе LXX), мы останавливались довольно долго, то на родном нашей русской Церкви переводе славянском тем более считаем нужным остановиться. Скажем