Как появилось неравенство и знать
Всему виной «роботы неолита», или Как в человеческом обществе возникло имущественное неравенство
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Переход от собирательства к сельскому хозяйству
С расширением сельскохозяйственного производства начала расти и численность членов племен. Что в свою очередь привело к «захвату» людьми еще большего количества пригодных к обработке земель. Однако силы человеческие не безграничны.
Отдельный индивидуум (или семья) владела таким земельным наделом, который они могли обработать с помощью первых сельскохозяйственных инструментов – мотыг или примитивных подобий лопаты. Все начало меняться с изобретением человечеством плугов и рал.
От мотыги до плуга
Однако при этом материальное и имущественное равенство все еще оставалось повсеместно. Ведь схема и принцип действия плуга были общеизвестны. Да и изготовить его мог практически каждый взрослый человек. И даже не в одном экземпляре. Все дело было в тягловой силе, которая собственно и обеспечивала работу этого сельскохозяйственного механизма. Без нее плуг был совершенно бесполезной в домашнем хозяйстве вещью.
Эволюция тягловой силы плугов
Нужна была специализированная тягловая сила для плугов, которая использовалась бы для пахоты и другого тяжелого труда. Но позволить себе прокормить крупных массивных животных, которые на протяжении нескольких лет не давали бы «мгновенной отдачи» в виде молока, приплода или мяса, мог не каждый земледелец того времени.
И все же некоторые аграрии III тысячелетия до нашей эры смогли накопить достаточно ресурсов для того, чтобы прокормить волов – кастрированных тягловых быков. Теперь рентабельность сельского хозяйства стала более чем высокой. Ведь один погонщик с парой волов, запряженных в плуг, был способен обработать примерно в 10 раз больше земельных угодий, чем простой крестьянин с мотыгой.
Вперед к материальному неравенству
Таким образом уже к II тысячелетию до нашей эры многие обрабатываемые земельные участки превратились в огромные поля. К тому времени человеческие общества разделились на состоятельных землевладельцев и людей, владеющих небольшими наделами. Или же совершенно безземельных. До того времени, пока главным фактором для сельскохозяйственного производства была рабочая сила – неравенство в обществе имело весьма ограниченный характер.
Но вот когда ключевым фактором стала непосредственно сама земля – различие между общинами или семьями стали более чем заметными. Ведь те же земельные наделы и другие материальные богатства получили возможность накапливаться и преумножаться. А после передаваться по наследству.
Благодаря тяжелому труду, насилию над другими или же счастливой случайности некоторые роды и семьи со временем стали несоизмеримо богатыми. Так в человеческом обществе и возникло радикальное неравенство, породившее всякого рода классы, касты и т. п.
Аграрные «роботы неолита»
Боулз пояснил, что эффект появления этих тягловых животных был идентичным современному положению дел, когда в мире наблюдается рост экономического (финансового) неравенства между людьми, владеющими роботами, и теми членами человеческого общества, чью работу эти роботы начинают выполнять.
Неравенство как путь к краху общества
Ярче и отчетливее всего же такая тенденция наблюдается в обществах с постоянным и стремительным технологическим развитием. Ведь каждая новая «прорывная технология будущего» только острее усугубляет имущественное человеческое неравенство. И если люди не придумают эффективные и действенные механизмы перераспределения материальных благ – неравенство будет продолжать увеличиваться. Создавая тем самым катастрофическую угрозу для современной цивилизации.
Ведь не стоит забывать, что человеческое общество с завидным постоянством наступает на одни и те же грабли – после очередного технологического прорыва скатывается в «темные века». Одним из подтверждений этого является «бронзовый коллапс» XII века до н.э., когда человеческая цивилизация была отброшена на столетия назад.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Появление неравенства и знати
Урок 6. История древнего мира 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Появление неравенства и знати»
Cреди скотоводов и земледельцев появились люди, которые не занимались ни земледелием, ни скотоводством. Они были ремесленниками – людьми, которые занимаются изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.
Первые ремесленные мастерские для изготовления орудий труда появились еще около ста пятидесяти тысяч лет назад. Они располагались в поселениях или на территории, где было много камня, пригодного для обработки.
Но полное выделение ремесла в самостоятельный вид деятельности произошло, очевидно, тогда, когда были изобретены гончарный круг и ткацкий станок. Впервые они появились в Месопотамии и Египте в III тысячелетии до нашей эры.
Гончарный круг и ткацкий станок сделали возможным в более короткий срок выпускать продукцию лучшего качества и в большем количестве.
В V – IV тысячелетиях до нашей эры люди научились плавить металл и использовать его при изготовлении орудий труда. Это открытие, по-видимому, произошло случайно. В печь для обжига глиняной посуды попали самородки меди. Под воздействием высокой температуры металл размягчался и легко менял форму при ударе.
Путем ковки из меди изготавливали топоры, тесла, кинжалы, наконечники копий и стрел, посуду. Но медь мягкая, и она не могла найти широкого применения.
Вторым металлом, который научился выплавлять человек, была бронза – сплав меди и олова. Она обладает значительно большей, по сравнению с чистой медью, твёрдостью, достаточной прочностью и более легкоплавка. Более подробно свойства этих металлов вы будете изучать на уроках химии. А мы лишь отметим, что открытие бронзы сыграло огромную роль в освоении металлов человеком. Это произошло в III тысячелетии до нашей эры все в той же Месопотамии. Расцвет бронзовой металлургии почти повсеместно приходится на II тысячелетие до нашей эры. Бронзу получали в больших кострах. При ее изготовлении слой руды чередовался со слоем дров.
Из бронзы делались самые разнообразные изделия: мечи, наконечники копий и стрел, топоры, серпы, сошники, пряжки и украшения, посуда и многое другое.
Хотя бронза прочнее меди, но по твердости и она не могла сравниться с кремнем. Поэтому и в эпоху бронзы каменные орудия сохраняли свое значение, преобладали над бронзовыми.
Но настоящий переворот в хозяйстве был достигнут с открытием металлургии железа. Предположительно первыми выплавлять железо начали хетты около 1800 года до нашей эры. Долгое время железо не находило широкого применения, так как температура его плавления крайне высока – 1530 градусов Цельсия. Получить такую температуру в древних кострах не могли.
Великим изобретением человечества стал сыродутный горн, в котором стали выплавлять железо при температуре девятьсот градусов Цельсия. Металл получался не в жидком, а в размягченном состоянии.
Железным топором можно было высвободить от леса значительные массивы. Более совершенные плуги и сохи из железа позволяли качественнее обрабатывать землю и получать лучшие урожаи. В земледелии все чаще стала использоваться сила животных. По долинам крупных рек особенно усиленно развивалось земледелие с использованием искусственного орошения.
По мере развития ремесла, земледелия и скотоводства у людей возникает потребность обмениваться между собой произведенной ими продукцией: шкурами животных, шерстью, мясом, зерном, посудой, тканью, орудиями труда и так далее.
Возможно, именно тогда у людей возник вопрос: а сколько топоров нужно отдать, чтобы взамен получить мешок зерна? Так появилась потребность в предметах, которыми люди могли бы пользоваться в качестве мерила стоимости товара, как мы сейчас пользуемся деньгами. Такими деньгами для древних людей стал скот, редкие раковины, слитки металлов. Обмен был первым шагом к возникновению торговли.
Усовершенствование орудий труда привело к изменению положения и роли отдельного человека в обществе. Более ловкие и сильные лучше и быстрее работали. Их труд стал поощряться при распределении продуктов. Так, например, у многих народов охотник, убивший зверя, получал лучший кусок мяса или – дополнительно к одинаковой порции – шкуру животного.
Теперь не было необходимости в совместном труде всей общиной. У земледельцев складывается новый порядок. Община теперь состоит из больших семей.
В такой семье могло проживать три – пять, а иногда и больше поколений ближайших родственников.
Земля, как и раньше, принадлежала всей общине. Сохранялся общий выгон для выпаса скота, общим был и лес. Члены общины совместно расчищали поле для посева, рыли канавы для его орошения, охраняли всходы.
Каждая семья имела в пользовании участок родовой земли – надел. Кроме этого семье принадлежали дом, орудия труда, утварь. Появляется самостоятельное хозяйство отдельной большой семьи. Муж, глава семьи, стремится закрепить богатства за своими детьми.
Уже не большой коллектив родственников, а одна семья способна обеспечить себя всем необходимым и даже накопить излишки продуктов, которые обменивались на другие товары.
Продукты обмена, равно как и продукты труда, получаемые сверх необходимого для жизни отдельной семьи, стали накапливаться в виде богатств.
На смену родовой общине приходит соседская община. Теперь людей объединяют только хозяйственные интересы на определенной территории. Членами соседской общины могли быть не только родственники, но и выходцы из других семейных общин.
Разделение на богатых и бедных происходит не только между отдельными семьями, но и между родами. Роды, обладавшие лучшими землями, становились богатыми. Между бедными и богатыми родами возникают военные столкновения с целью обогащения. Военной добычей становятся земли, скот, имущество, рабы. Все делится между семьями, члены которых принимали участие в походе.
Захваченных в плен людей теперь не убивали, а превращали в рабов. Пользование рабским трудом стало выгодным, так как один человек мог произвести больше продуктов, чем ему нужно для поддержания жизни. Рабы использовались в основном в домашнем хозяйстве родовых владык: обрабатывали землю, пряли и ткали, были пастухами. Рабы могли иметь в собственности некоторые вещи, могли иметь семью, а за хорошую работу могли получить свободу.
В связи с войнами повышалось значение военного вождя. Теперь вожди стали выделяться своими богатствами, приобретенными путем грабежа во время войн, приобретали известность. Их прославляли как знаменитых, знатных людей. Они управляли племенем, распоряжались запасами пищи, судили соплеменников.
Вожди и старейшины составляли родовую знать, которая начала передавать свое имущество и должности по наследству своим сыновьям. Положение человека в племени стало зависеть не от его опытности и заслуг, а от того, из какой семьи он происходил.
Крупные поселения постепенно превращались в города, где жила знать. В услужении знати были лучшие ремесленники. Вожди приобретали власть над всей территорией расселения племени. Они становились царями – правителями государств.
Появление неравенства и знати
Описание презентации по отдельным слайдам:
Как называется хозяйство, при котором человек присваивал, забирал у природы то, что она давала: растения, животных, ягоды, плоды, рыбу и т.п. (собирательство, охота, рыболовство)? Как называется хозяйство, когда сам человек выращивает растения и животных, изготовляет многие предметы быта (земледелие, скотоводство, ремесло).? Присваивающим Производящим
Появление неравенства и знати
План урока: 1. Появление ремесла; 2. Изобретение плуга; 3. Соседская община 4. Выделение знати и появление неравенства.
Задание на урок Почему на смену родовой общине пришла соседская, появилось неравенство и выделилась знать?
Новшества Ремесло Использование меди Плуг в земледелии 9000 лет назад в Западной Азии
Родовая община (родственники, всё общее, во главе – старейшина). Соседская община – это объединение семей, живших в одной местности и раздельно владеющих своим имуществом (скотом, жилищем, орудиями труда), ведущих хозяйство раздельно.
Различия: Родовая община Родичи Сообща жили Сообща трудились Общее имущество Земля в общей собственности Равенство Соседская община Соседи Жили семьями Трудились семьями Имущество принадлежало отдельной семье Семья владеет своим наделом земли Неравенство
Вождь – глава племени, избираемый для ведения войны.
Знать – знатные люди. Знатность передавалась по наследству.
Вожди становились царями – правителями государств.
Вывод Благодаря совершенствованию орудий труда стало легче обрабатывать землю, и это привело к обилию урожая и расширению территорий для жизни и деятельности людей. Теперь каждая семья могла сама себя обеспечивать. Что привело к появлению соседской общины, формированию знати, и в конечном счете люди в обществе стали неравны.
Рефлексия Урок прошел отлично. Мне понравился. Я доволен своей работой Урок был интересным, но у меня возникли вопросы. Урок мне не понравился. Я не слушал и спал на уроке.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-109100
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Как появилось неравенство и знать
Письмо с инструкцией по восстановлению пароля
будет отправлено на вашу почту
Быт людей со временем усложнился на столько, что жить лишь выращиванием и сбором урожая стало невозможно. Появились социальные потребности. Их удовлетворения потребовало от людей по-новому перераспределить обязанности. В общинах сохранялись профессии земледельцев и пастухов, благодаря которым люди получали продукты питания, а так же появились новые специальности – ремесленники, торговцы и воины.
Существует предположение, что внутри племени за каждой общиной могли закрепляться какие-то специфические обязанности. Например, в одной общине были прекрасные пахари, и они занимались обработкой земли с последующим сбором урожая; другой род занимался скотоводством, третий – ремеслом. Специальностью одного или нескольких родов могло стать военное дело – охрана своих соплеменников от внешних врагов.
Продолжало развиваться земледелие. С увеличением населения возникла необходимость расширить территорию, отданную под пашню. Теперь в зону посадки попала не только мягкая земля вдоль устья рек и на берегах озер и болот, но и твердая почва засушливых районов. Людям пришлось отказаться от утомительного мотыжного земледелия. Как предполагают ученые, у людей появилась идея брать большое суковатое бревно, запрягать в него быков или лошадей и протаскивать по полю, вспахивая его.Со временем, благодаря усовершенствованию такого способа вспашки,появился
деревянный плуг. Появилось пашенное земледелие. Теперь, с появлением плуга, отпала необходимость участвовать в обработке земли всем членам общины.
В начале, когда все люди находились в равном положении, каждый изготавливал для себя необходимые предметы утвари и орудия туда. Но со временем стала выделяться особая категория людей – ремесленники. Они занимались изготовлением сосудов, орудий труда, тканей и других изделий, обеспечивая свою общину, а порою и все племя. Появлялись новые средства производства. Так, труд гончара облегчался использованием гончарного круга и специальных печей для обжига сосудов.
Люди довольно быстро научились добывать и обрабатывать драгоценные металлы – золото и серебро. Основными изделиями, получавшимися из этих металлов, были украшения.
Со временем появился избыток ремесленных товаров, мало востребованных внутри общины, но очень необходимых за ее пределами. Возможность обменивать одни товары на другие способствовало появлению еще одного вида деятельности – торговли. И новый слой населения – торговцев.
Новое разделение труда, а так же возросшая роль земледелия и скотоводства, привели к тому, что большие родовые общины стали распадаться. Появилась новая форма организации – соседские общины.Некогда единый род разделился на отдельные семьи, поделив стада животных и пашни.
Очень скоро произошло разделение семей на бедные и богатые. Одни трудились более прилежно, засевая большую площадь, собирая большой урожай. Другие семьи были хуже организованы, ленивы. С другой стороны, семьи нуждались в помощи друг друга, чтобы вырыть пруд, выкорчевать лес и т.д.
Постепенно племена превратились в военные организации. Кражи внутри племен жестоко карались, но напасть на другое племя и отобрать их урожай считалось доблестью. Так стала появляться особая категория людей (воины), занимавшаяся набегами или отражением чужих набегов.
Теперь в качестве главы племени избирался вождь. Это был преимущественно военный лидер. В его задачу входило собрать воинов для набега, продумать его план, захватить максимально возможную добычу и вернуться домой. Большая часть захваченной добычи доставалась воинам и вождю, остальное раздавалось другим членам племени. Захваченные на войне люди принадлежали вождям и войнам и становились рабами.
Удачный поход приносил богатую добычу. Постепенно стали появляться настолько сильные племена, что умудрялись подчинить себе племена соседей, заставляя их платить дань. Такие объединения получили название племенных союзов.
Вожди племен, их соратники и старейшины приобрели известность, стали знаменитыми и знатными людьми. Знатность передавалась по наследству. Сыновья вождей сами становились вождями, сыновья старейшин – старейшинами. Эта особая категория людей – знать, стала управлять племенами. Им отводились самые лучшие участки земли, доставалась большая часть добычи.
Внутри племен возникло неравенство. Одни люди вошли в состав правящей элиты, были богатыми. Им доставались все материальные блага. Другие люди (а их было большинство) были беднее и были вынуждены подчиняться.
Дальнейшее развитие племен шло двумя путями:
Одни племена продолжили оседлый образ жизни, строили крупные поселения, постепенно превращающиеся в города, окруженные валами и стенами. В городах проживала знать, которых обслуживали лучшие ремесленники. Торговцы доставляли в города ценные зарубежные товары, востребованные знатью. В городах находились храмы, посвящённые богам. Потомки вождей превращались в царей – правителей государств.
Другие племена оставили оседлую жизнь, стали разводить скот, перегоняя его с одного места на другое в поисках сочной травы. Эти племена совершали набеги на поселки оседлого населения, грабя и убивая людей. Они стали называться кочевниками.