Как появилось человечество по библии
Читая Библию. Происхождение человека
Не первый день вопрос происхождения будоражит умы человечества. Отказавшись от теории Дарвина, мы все больше склоняемся к Библейской версии. Но ссылаясь на Библию, почему-то упорно причисляем себя к потомкам Адама и Евы. А разве от них берет начало род человеческий? И кем на самом деле были Адам и Ева? Читаем Библию.
После того, как сотворил Бог небо и землю, отделил свет от тьмы, а день от ночи, создал твердь и отделил воду, стала земля производить зелень, вода пресмыкающихся. Создал тогда Бог птиц и рыб, и повелел им плодится и размножаться. И длилось это пять дней.
На шестой день творения сначала создал Бог зверей, скот и гадов земных. А потом “сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой”. (Книга Бытие 1:27,28,31)
Таким образом, все сущее, в том числе и человек, а именно, мужчина и женщина, сотворенные Богом по образу Своему, появилось в первые шесть дней Творения. И не было запретов от Бога этим людям. Наоборот, было благословение Божие на размножение, расселение по всей Земле и на владычество.
“Так совершены небо и земля и все воинство их.
И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал”. (Книга Бытие 2:1,2)
ВСЕ воинство. Не означает ли это, что задуманный процесс творения к концу шестого дня был успешно завершен?
Далее начинается повествование, которое уже заставляет задуматься.
“. Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли” (Книга Бытие 2:5)
Что же стало с мужчинами и женщинами, сотворенными в шестой день?
Судя по всему, в своем творении Создатель изначально заложил четкую иерархию – благославленный на владычество возделывать землю не может.
Поэтому “создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке, и поместил там человека, которого создал”.
(Книга Бытие 2:7,8)
Т.е. Бог создал другого человека, отличающегося от Творца по образу и подобию. И создал его по какой-то другой формуле. Кстати, этой формулой пользуются маги на протяжении всей истории человечества для создания големов.
И тогда поместил Господь свое творение в специальную резервацию и назвал ее Рай. Далее в Библии идет четкое описание места нахождения этой резервации и свод правил, по которому должен жить новый человек:
“И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь”. (Книга Бытие 2:15-17)
Далее Господь Бог привел животных и птиц к этому человеку, “чтобы видеть, как он назовет их “(Книга Бытие 2:19). Почему Творец всего сущего предлагает человеку, созданному “из праха земного” давать имена животным и птицам? Неужели создавая так сложный Мир, он сам не смог дать имена своим созданиям? Или это просто ликбез для нового человека с целью тренировки устной речи?
После того, как человек справился с заданием, Господь понял, что “для человека не нашлось помощника, подобного ему” (Книга Бытие 2:20). Внимание, помощника! Не женщину решает создать Господь, чтобы этот человек плодился и размножался подобно людям, созданным в шестой день Творения, а помощника.
И снова Господь создает существо. Но использует уже другую формулу:
“И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию.
И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку”.
(Книга Бытие 2:21,22).
И снова человек дает определение существу, которое приводит к нему Господь: “вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа”.
Вероятно, потом человек и его помощница стали “возделывать землю” в Раю и совершать прочие действия, для которых и были созданы. Позже муж стал называться Адамом, а после изгнания из Рая и жена получила имя. Ева. Но это уже другая история.
Церковь считает человечество потомками Адама и Евы и, наверное, именно поэтому называет нас «рабами божьими». Но разве можем мы быть потомками существ, которые по изначальному замыслу Творца были созданы только для выполнения определенного вида работ?
Может все-таки нашими прародителями являются мужчина и женщина, созданные в шестой день творения? Ведь именно им повелел Бог «плодиться и размножаться, наполнять землю, и обладать ею, и владычествовать» над всеми тварями земными. Именно их он создал как «венец природы».
Как появилось человечество по библии
БИБЛЕЙСКАЯ ВЕРСИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Христианская пропаганда утверждает, что все люди якобы братья и все произошли якобы от Адама и Евы. Но христианская пропаганда – это одно, а христианские первоисточники – это нечто другое. Христианским каноническим первоисточником является Библия. Давайте внимательно посмотрим на версию происхождения человека, которая даётся в Библии, как в первоисточнике.
В первой книге Библии (Бытие) в первой главе описываются деяния некоторого существа, которого называют Богом. Просто Богом вообще без всяких дополнительных прилагательных. То есть это Всевышний (в еврейском варианте Торы его называют Всесильным). Этот Бог (Всевышний) много что сотворил, а потом решил сотворить человека по образу и подобию своему: «И сотворил Бог человека по образу своему, мужчину и женщину сотворил. И благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь … и владычествуйте над рыбами, над зверями, над птицами, над всяким животным …» (Бытие 1:27-28).
Здесь важно отметить 3 момента.
Первое: Всевышний создал человека по образу своему.
Второе: Всевышний создал сразу одновременно и мужчину и женщину. И он создал их разнополыми, то есть сексуальными. И это естественное их состояние изначально по созданию.
Третье: Всевышний сразу призвал их: «Плодитесь и размножайтесь!». Плодиться и размножаться мужчина и женщина могли естественно только половым сексуальным путём, потому, что их так создал Бог. Это была естественная форма размножения. Ни о каких там непорочных зачатиях, от святого духа речи не велось. Такое не предусматривалось Богом в естественных формах жизни. Никаких сексуальных ограничений (не ешьте яблоко с древа познания и т.д.) Бог также не делал. Ни о какой греховности якобы сексуальных отношений между мужчиной и женщиной Бог также речей не вёл. Сексуальные отношения не считались грехом со стороны Всевышнего.
Так и жили и размножались первые люди. Так было в языческие времена до иудохристианства.
Потом во второй главе книги Бытие появляется новое существо, которое называется Господь бог. Это уже не Всевышний, это некий конкретный бог, с конкретным именем: Господь. В последующих главах Библии будет указано, что Господь бог – это бог евреев. Только евреев, а не всех людей, это важно отметить.
Так вот этот Господь бог создаёт нового человека из пыли и грязи: «И создал Господь бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни и стал человек душою живою» (Бытие 2:7). Потом Господь запретил человеку (Адаму) есть плоды с дерева познания добра и зла: «От дерева познания добра и зла не ешь, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь» (Бытие 2;17). То есть этот Господь хотел держать Адама в глупости, в непонимании того, что есть добро, что зло. Он хотел использовать Адама только как раба божьего, как всего лишь сторожа в райском саду. Вот такие планы были у Господа бога.
Потом Господь решил всё-таки сделать Адаму жену: «И навёл Господь бог на человека крепкий сон и, когда он уснул, взял одно из рёбр его и закрыл то место плотию. И создал Господь бог из ребра, взятого у человека, жену …» (Бытие 2: 21-22).
Здесь важно отметить 4 момента.
Первое. Господь бог, в отличие от Всевышнего, не создал человека по образу и подобию своему, а создал его из праха земного.
Второе. Господь бог, в отличие от Всевышнего, создал первоначально только одного мужчину. Женщину не создавал. Женщину создал позже из ребра мужчины. Женщина получилась как бы вторичной по отношению к мужчине. Не равноценным существом, а чем-то сделанным из мужского ребра. Это важное обстоятельство позволяет унизить женское начало в иудохристианском обществе. Если в языческие времена женских Богинь было не меньше мужских Богов, то в иудохристианстве о женских богинях речи не ведётся вообще. Святая троица – это всё мужчины: Бог отец, Бог сын, Бог дух святой. А где женское начало? Его нет вообще. Папа Римский есть, Мамы Римской нет. Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова …. А где женщины? А они не нужны. Вот такие порядки в иудохристианстве.
Четвёртое. Господь бог оказался существом лживым. Обманывал и Адама и Еву. Говорил Адаму, что он, вкусив яблоко с древа познания, умрёт в тот же день, а Адам после этого вкушения прожил 930 лет. А лгать и обманывать – занятие плохое и недостойное.
Откуда же жена у Каина появилась? Отсюда очевидно, что до Адама и Евы на Земле жили какие-то другие люди. Это как раз те люди, которых создал Всевышний (по образу и подобию своему) и которые жили естественной жизнью.
Какие отсюда следуют выводы? Во-первых, не все люди братья. Не все люди произошли от Адама и Евы. От Адама и Евы произошли евреи, но не русские, белорусы, украинцы, татары, грузины, киргизы, казахи, таджики, литовцы, китайцы, японцы, индийцы, турки и сотни других народов.
Другие народы произошли от других первопредков. С точки зрения генетики и расовой теории имеется как минимум 4 разных источников происхождения людей разных перворас: белой расы, чёрной расы, красной расы, жёлтой расы (жёлтых рас может быть и несколько).
Вот какова картина происхождения людей по Библии, если внимательно прочитать хотя бы её первые 3 страницы, да ещё к тому же немного порассуждать. К сожалению, подавляющая масса людей первоисточники не читают, довольствуются пропагандой. А теперь эту пропаганду сравните с первоисточником. Есть разница?
1. Религиозный взгляд на сотворение человека
Как возник человек? Откуда он появился на Земле?
И что, каждая религия, рассказывала о происхождении человека по-своему?
Философ: В общем да! Но чтобы познакомиться с религиозным взглядом на происхождение человека, ни к чему разбирать их все. Достаточно обратиться к рассказу о сотворении мира и человека, который открывает священную книгу христиан Библию.
Почему именно к нему?
Философ: Этот рассказ очень древний. Когда он возник, теперь уже трудно установить. Не менее двадцати четырех веков назад он был включен в Тору – священную книгу иудеев. Позже рассказ о творении без изменений перешел в христианскую Библию, а потом послужил источником и образцом для мусульманских преданий, включенных в их священную книгу Коран. Из сказанного видно, что приводимая ниже история пользуется признанием и авторитетом у многих миллионов верующих, исповедующих разные религии. Поэтому отнесёмся к нему с подобающим вниманием и уважением.
1. Библия о сотворении человека
А зачем Бог создал человека?
Бог создал солнце и луну только на четвёртый день. Как же тогда свет мог существовать уже в первый?
Философ: Это не простой вопрос! Чтобы ответить на него, надо ясно понимать, что такое «свет» и что такое «день» в понимании Библии и других священных книг. Речь здесь, очевидно, идет не о свете солнца и не о земных сутках, продолжительность которых составляет всего двадцать четыре часа. Некоторые полагают, что в первый день, создавая небо, Бог сотворил особый, невидимый обычному глазу светлый духовный мир и населил его своими крылатыми слугами – ангелами.
И что произошло дальше?
Философ: В пятый день Бог сказал: «Пусть произведет вода пресмыкающихся, и птицы да полетят над землею по тверди небесной!» И сотворил Бог рыб, плавающих в глубине вод, и птиц, летающих по небу.
И был вечер, и было утро, наступил день шестой. В этот день Бог трудился, создавая всякого рода земных зверей. А на закате дня Он из земного праха сотворил человека и вдохнул в него дыхание жизни. Человек был создан по образу и подобию Божьему, благодаря чему своим умом и пониманием превосходил всех животных земных, водных и летающих. Имя ему было Адам.
А что значит «по образу и подобию Божьему»?
Бог создал одного только мужчину?
Адам и Ева жили в раю? А почему нынешние люди больше там не живут?
Какой печальный конец!
Философ: А кто вам сказал, что это конец? Нет, это было только начало человеческой истории. Да, человек по неразумению отпал от Бога, но Бог не отверг от себя человека. У каждого из верующих есть возможность к Нему вернуться. О том, что для этого нужно сделать, говорится в священных книгах всех религий.
2. Мифы разных народов о сотворении человека
Мифы других народов, повествующие о сотворении человека, сильно отличаются от библейского рассказа?
Философ: Да, в них есть свои замечательные особенности. К примеру, в библейском рассказе, человек появляется в самом конце творения. Но в индийских и китайских мифах все происходит с точностью до наоборот. Сначала появляется человек (его так и называют «первочеловеком»), а потом из него (точнее из его тела) боги творят весь остальной мир!
Боги творят мир из тела человека? А откуда появился сам человек?
Философ: Как рассказывает китайский миф, в глубокой древности Небо и Земля составляли единое целое, и это целое напоминало собой яйцо. Внутри него и был порожден первочеловек Пань-гу. Потом Земля и Небо разделились. Пань-гу начал медленно расти и через 18 тысяч лет окончательно отделил небо от земли. Когда Пань-гу умер, его дыхание превратилось в ветер и облака, глаза – в Солнце и Луну. Его пальцы стали горами, кровеносные сосуды – реками, кожа – почвой, волосы – травой и деревьями, пот – дождем и росой. А от паразитов на теле Пань-гу произошли люди!
Другие мифы рассказывают о первочеловеке так же?
Философ: Откуда появился первочеловек индийских мифов – Пуруша – не совсем ясно. В одном из религиозных гимнов сообщается, что Пуруша имел тысячу глаз, тысячу ног, тысячу голов. Бог Праджапати принес Пурушу в жертву и из его расчлененного тела сотворил все существующее. Так, из его головы возникло небо, из ног – земля, из пупа – воздушное пространство и т.д.
Зачем боги создали людей?
А какие еще мифы о сотворении мира и человека вам известны?
Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви
Происхождение рас и народов
1. Свидетельство Ветхого Завета о происхождении человечества:
Бытие 1:26-28 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
Бытие 2:7-8 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
Бытие 2:15-25 И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.
2. Свидетельство Нового Завета о происхождении людей:
Деяния 17:26-27 От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас.
Библия явно свидетельствует (как через Ветхий Завет, так и через Новый), что человечество произошло от Адама и Евы, которых создал Господь Бог по Своему образу и подобию (существами живыми, чувствующими, мыслящими, духовными).
Библия также свидетельствует о том, что человечество развратилось до такой степени, что Господу пришлось уничтожить мир водами Всемирного потопа. Во время потопа погибли все люди, кроме тех, которые спаслись в ковчеге. Это была семья Ноя.
II. НОЙ И ЕГО СЕМЬЯ
1. Семья Ноя после Всемирного Потопа (Сколько их было?)
Бытие 7:5-7 Ной сделал все, что Господь повелел ему. Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю. И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа.
1Петра 3:20 . во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды.
Ной и Жена = 2, Сыновья: Сим, Хам, Иафет = 3, Жёны сыновей = 3. Всего 8 человек
3. От сыновей Ноя населилась вся земля:
Бытие 8:18-19 Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана. Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля.
Библия свидетельствует о том, что все люди, населяющие землю сейчас, произошли от семьи Ноя, которая в количестве восьми человек спаслась в ковчеге от вод Всемирного потопа. Таким образом получается, что и китайцы, и русские, и африканцы, и индейцы, и евреи, и чукчи, и все другие нации и народности произошли от восьми человек?
Невероятно. В это трудно поверить! Практически невозможно поверить в то, что все народности могли произойти от одной семьи. Ведь мы все такие разные: отличаемся по цвету кожи, по разрезу глаз, по комплекции, говорим на разных языках и так далее. Неужели такое было возможно?
IV. ПРОКЛЯТИЕ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ СЫНОВЕЙ НОЯ
Бытие 9:20-29 повествует о том, что случилось в семье Ноя после потопа:
1. Опьянение Ноя
Бытие 9:20-21 Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем.
2. Грех Хама
Бытие 9:22-23 И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.
3. Пророчество Ноя о сыновьях и их потомках:
Бытие 9:24-27 Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему.
V. ПОСЛЕДСТВИЯ НОЕВА ПРОКЛЯТИЯ
Практически любое устройство, принцип или система (если проследить его корни) происходит от шумеров или египтян, или древних китайцев, или каких-нибудь других хамитских народов.
С. Продолжение проклятия
И опять пророчество показывает свою оборотную сторону. Почему-то они (хамиты) доходили только до определенного предела, и не дальше. Рано или поздно иафетиты и семиты забирали их территории, их изобретения, а затем совершенствовали и обращали к своей собственной пользе. Часто хамиты (особенно негры) становились в буквальном смысле личными слугами или рабами других.
Деяния 17:26-27 От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию.
КАК НАСЧЕТ РАЗНОГО ЦВЕТА КОЖИ?
КАКОВА ФУНКЦИЯ МЕЛАНИНА?
Он защищает кожу от разрушительного воздействия ультрафиолетовых солнечных лучей. Если ваш организм вырабатывает маленькое количество меланина, то в жарком климате вы будете страдать от солнечных ожогов и даже можете заработать рак кожи. Если же вы живете на Севере, а ваш организм вырабатывает очень много меланина, то вы можете страдать от недостатка витамина Д (который вырабатывается кожей под воздействием солнечных лучей). А недостаток витамина Д может вызвать негативные последствия в вашем организме (такие как рахитизм, например).
Также нужно не забывать о том, что количество меланина, с которым мы рождаемся на свет, не является генетически запрограммированным. Наоборот, у нас имеется генетически обусловленная способность производить определённое количество меланина в организме в различных условиях обитания. Например, мы все замечаем, что у людей, проводящих летом больше времени на свежем воздухе, кожа становится темнее, чем у тех, кто всё время сидит в помещении. Однако к концу лета даже у тех, кто проводит больше времени в помещении, цвет кожи темнеет. Или когда мы отправляемся на пляж загорать, то у одних загар получается сильнее, чем у других. Это кожа производит большее количество меланина в ответ на повышение количества ультрафиолетовых лучей.
Каким же образом такое разнообразие в цветовой гамме кожи возникло за короткий период времени?
Нужно держать в голове, что когда мы говорим о разных цветах кожи, мы имеем в виду различные оттенки одного и того же цвета, которым является меланин.
Если чернокожий женится на девушке с белой кожей, то их дети имеют светло-коричневую кожу (мулаты). А как известно, от браков между мулатами рождаются дети с разным цветом кожи (и черным, и белым, и светло-коричневым). Таким образом, их потомство может иметь практически любой известный на сегодняшний день цвет кожи.
Митохондрическая Ева
Таким термином оперируют биологи, которые пришли к выводу, что все люди на планете произошли от одной матери. Такой вывод биологи сделали, проследив историю и развитие ДНК современного человека и придя к заключению, что все ДНК произошли от одной, «митохондрической ДНК». До недавнего времени биологи полагали, что так называемая Митохондрическая ДНК существовала приблизительно 70000 лет назад.
Господь Бог создал человека по Своему образу и подобию. Мы все с вами произошли от одной крови, и потому одинаково равны и ценны в глазах нашего Небесного Отца. Наши внешние и умственные различия не дают повода одной нации унижать, угнетать или истреблять другие нации.
Глава IX. Библия и антропология
Рассмотрим три следующих вопроса:
Как появился человек?
Когда появился человек?
Посмотрим, что говорит Библия по поводу этих вопросов и как наука относится к библейскому откровению.
Как появился человек?
По этому поводу много написано нелепостей в связи с так называемой «теорией эволюции». Теория эта, игнорируя библейское свидетельство о сотворении человека, по своему пытается объяснить его появление на земле. Так, она утверждает, что человек в его теперешнем состоянии явился путем перерождения из более низшего типа человека, тогда как последний в свою очередь, произошел от животного, например, от обезьяны, но и обезьяна, по этой теории, явилась вследствие перерождения, из какого-то более низшего животного вида, например, лягушки, лягушка же могла произойти через эволюцию какого-нибудь растения, а растение вышло из неорганического кристалла, – короче говоря, теория эволюции пробует утверждать, что жизнь на земле зародилась произвольно, мертвая материя сама по себе зашевелилась и начала свой эволюционный процесс. Ссылаются на Дарвина, будто бы он сумел проследить преобразование видов жизни в обратном направлении от «электричества и альбумина». В этом якобы и состоит основа теории эволюции.
Др. Р. Ланкестер, последователь этой теории, в Оксфорде сказал в заключение своей речи о происхождении человека от человекообразной обезьяны: «Животные в свою очередь произошли от более низшей животной материи, а последняя – от еще более простейших соединений химических элементов».
Проф. Дж. Томпсон высказался ещё откровеннее: «Необходимо признать, что некий первобытный зародыш, неведомо как явившийся, через миллионы лет претворился в человека».
Беря эти крайние заключения науки, постараемся ответить на три важных вопроса.
Возможно ли самопроизвольное зарождение жизни из мертвой материи?
Является ли человек следствием эволюции (перерождения) низшего организма в более высший?
Произошло ли человечество от Адама, как об этом свидетельствует Св. Писание?
1. В отношении первого вопроса вряд ли найдется больший авторитет, чем Лорд Кальвин. В одной из своих статей он говорит: «Может ли быть что-либо более абсурдное, чем вера в то, что несколько атомов, путем соединения, сами по себе в состоянии были создать росток мха, микроба или животное?! Здесь именно наука должна признать наличие вмешательства высшей творческой силы. Сорок лет тому назад, гуляя в поле с Либихом, я спросил великого химика, что думает он относительно идеи самозарождения цветов, растущих вокруг нас, могли ли они явиться в результате процесса чисто механических сил? «Не могу допустить этого, отвечал он, как я не верю в то, что книга по ботанике, описывающая цветы, не явилась в результате простого химического процесса, так, тем более, не могу допустить о самозарождении цветов».
В речи своей, обращенной к студентам Медицинского факультета Лорд Кальвин сказал: «Пусть не думают они (сторонники эволюции), что путем какого-нибудь электрического фокуса им удастся создать живую клетку. Никогда не поддавайтесь этой глупой фантазии. Все попытки создать хоть незначительное органическое вещество или бактерию или хотя бы одну органическую живую клетку не увенчались и не увенчаются успехом! Никакой искусственный процесс не может создать жизнь».
Нет ничего удивительного, что ученый мир давно отшатнулся от теории самопроизвольного зарождения, как от идеи ни на чем не основанной. Оливер Лодж говорит: «Попытки доказать теорию эволюции, как они не были многочисленны, остаются до сих пор совершенно безуспешными». Сын самого Чарльза Дарвина, Георг Дарвин на одном из заседаний Британского Общества в Южной Африке (16 авг. 1905 г.) заявил: «тайна жизни остается столь же непроницаемой теперь, как и всегда».
Известный проф. Генри Друммонд в своей книге «Естественный Закон в Духовном Мире» вплотную касается вопроса появления жизни на земле. Разбирая подробно данные за и против самопроизвольного зарождения жизни, в конце он резюмирует так: «В глазах новейшей науки природа является разделенною надвое. Физические законы могут объяснить неорганический мир; законы биологии в состоянии дать отчет о развитии органического; но насчет точки соприкосновения между теми и другими, насчет непонятной грани, лежащей между мертвым и живым, наука молчит. Невольно скажешь, что как будто Бог отдал все на небе и на земле в руки природы, но точку, где возникает жизнь, оставил для Своего непосредственного проявления». 25
Из всех этих заявлений ученых обоего лагеря становится вполне очевидно, что теория самозарождения жизни на земле не выдерживает критики. Факт появления жизни, – которая сокрыта в Боге, принимается окончательно не только религией, но и наукой.
2. Является ли человек следствием перерождения низшего организма в более высший?
Приговор истинной науки определенный, он вытекает сам собой после разрешения вопроса предыдущего. Даже сами сторонники теории эволюции открыто признаются в зыбкости данных своего учения. Тот же Тиндаль говорит: «Поддерживающие учение об эволюции, вполне сознают всю неопределенность доводов в пользу нее». Томпсон и Геддес, отвечая на вопрос: как мог появиться человек? – выразились в объединенной статье таким образом: «Мы не знаем, каково его происхождение. Факты заставляют нас признать, что данные теории эволюции весьма неопределенны и не могут занять прочно места в науке». Разноголосица ученых, делающих попытки, сделать свои научные построения на этой теории лучше всего доказывает всю ее несостоятельность. В спорах о ней, сами ее сторонники давно разорвали ее на такие мелкие клочки, что от нее в сущности уже ничего не осталось.
Джорд Стокс, считавшийся, одним из величайших людей эпохи королевы Виктории, который по замечанию Лорда Кальвина – знанием и опытом охватывал всю область естественной философии, имел обыкновение говорить в беседе с учеными: «Доказали ли вы ваши факты?» Он не мог понять, как ученые могут трактовать теорию эволюции, не обладая цепью фактов, доказывающих ее; по его словам, подобного странного явления в науке история человечества еще не знала. Факты как раз противоречат ей и прямо опровергают ее».
Гизо, касаясь данного положения, очень метко заявляет: «Система преобразования видов равно отвергается и наукою и чувством здравого смысла. Она не опирается ни на одном осязательном факте, ни на каком данном научного наблюдения или исторического предания; все признанные факты, все открытые памятники, из разных веков и разных мест, относительно видов существующих свидетельствуют, что они не подверглись никакому преобразованию, никакому значительному и прочному изменению; за тысячу, две, за три тысячи лет назад эти виды являются такими, каковы они и в настоящее время». 28
После таких свидетельств ученых, само собою напрашивается подразделение всего вопроса о происхождении человека на два вопроса.
1) Произошел ли человек из низшего животного мира, 2) и произошел ли цивилизованный человек из низшего типа человека?
Что касается первого, то на него можно ответить прямо – нет, ибо, если бы это было так, то наука обнаружила бы переходные формы преобразования видов до человека, однако она не располагает ими. Есть человек, и есть обезьяна, но между ними нет ничего, при этом и обезьяна продолжает оставаться тысячелетиями обезьяной. Д. В. Даусон говорит: «Никаких останков переходных форм наука не знает». Древнейшие останки человека не говорят ничего о предыдущих стадиях его развития». Проф. Оуэн добавляет: «Человек является единственным видом своего класса и единственным представителем своего вида». Проф. Пост, ученый из Сирии, посетив Британский Музей, и осматривая его, спросил эксперта: «какие имеются доказательства теории эволюции Дарвина?» На что эксперт ответил: «Во всем музее нет ни крупицы подтверждения такой теории, потому что она не основана на наблюдениях и фактах».
Так разрешается вопрос о происхождении человека от животного мира. Закончим рассуждение о нем словами Гизо: «Человек не есть обезьяна, преобразованная и усовершенствованная путем темного брожения элементов природы в течение веков; такое притязательное объяснение происхождения человеческого вида, есть одна гипотеза, плод воображения, легко обольщающегося замысловатыми догадками, которые внушаются недостаточностью действительного постижения природы и которых оправдание мечтают возложить на неопределенно-отдаленное время и на события неизвестные. Начало коренного различия и пребываемости видов, твердо обоснованное многими известными учеными (Кювье, Флуренсом, Костом, Картфажем) и всеми строгими наблюдателями фактов, остается господствующим в науке, как и в живой действительности». 29
Что же касается второго, то наука с большой точностью указывает, что человек не столько прогрессирует в своем развитии, сколько претерпевает изменения в обратном направлении, скорее идет т. ск. к вырождению.
Гораций Хейл доказывает, что «первобытный человек должен был обладать такими же интеллектуальными свойствами, как и его потомки». Д. В. Даусон пишет также, что «судя по древнейшим останкам человека, первобытное его состояние было лучшим его состоянием».
Позднейшие открытия науки не только опровергают теорию эволюции, но подтверждают все библейские данные на этот счет. Известно, что самые древние останки человека обнаружены в Бельгии, во Франции и у Гибралтара. Сохранившиеся черепа скелетов, принадлежащих к, так называемому, палантропическому или послеледниковому веку, который, очевидно, соответствует с периодом истории Библии до потопа, свидетельствуют о четырех следующих характерных чертах древнего человека:
А) он обладал превосходными интеллектуальными силами и вкусом; Б) большой продолжительностью жизни; В) – большим ростом, достигавшим семи полных футов; Г) – огромной мускульной силой с указанием на горячность темперамента и жестокость.
Естественно, что все эти данные исключают совершенно мысль о теории эволюции, но в то же время абсолютно подтверждают сведения, записанные на страницах Библии.
А) В Быт. 1:27 читаем: «И сотворил Бог человека по образу Своему», что дает понять, что сотворенный человек должен был обладать интеллектуальными силами и превосходным вкусом.
Б) Быт. 5 показывает, что средняя продолжительность жизни древнего человека доходила до 900 лет, и найденные останки свидетельствуют о том же, т. е. о большой продолжительности жизни их обладателей.
В) Быт. 6:4 прямо сообщает: «В то время были на земле исполины». Может быть эти древние останки и принадлежат тем исполинам?
Г) Быт. 6:5 и 11 свидетельствуют о том, что на протяжении первых полутора тысяч лет своего существования, человек, вместо того чтобы улучшаться (по теории эволюции), наоборот, развращался и опускался. «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле». «Земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями». О том же говорят и найденные черепа исполинов, – они были сильны, но горячи и жестоки.
Итак, видно, что в то время как «эволюция» совершенно не способна дать объяснения на вопрос: «Как появился человек?» – Библия дает полный ответ, который не только гармонирует со всем учением Св. Писания, но также находится в полном согласии с новейшими научными данными по этому поводу. Из всего этого следует, что Адам – произошел не от обезьяны, а от Бога; и что наша жизнь не из ничего, а от Духа Божия.
3. Произошло ли человечество от Адама, как об этом свидетельствует Св. Писание?
Писание дает по всем этим интригующим вопросам вполне удовлетворительные разъяснения. Согласно им, Адам был единственным первым человеком на земле, а, значит, и единственным родоначальником всего человечества вместе с Евой – женой, матерью всех.
Остановимся на этих библейских данных.
А) Библия говорит, что до сотворения Адама на земле не было ни одного человеческого существа: «не было человека для возделывания земли» ( Быт. 2:5 ).
Б) Библия говорит, что при сотворении Адам был один. «Не хорошо быть человеку одному» ( Быт. 2:18 ), тоже следует из стиха 20-го той же главы: «Для человека не нашлось помощника, подобного ему». Подтверждение этой мысли имеется и в Новом Завете ( 1Кор. 15:45 ).
Г) Библия говорит, что все люди имеют одну и ту же мать – Еву. В Быт. 3:20 читаем: «И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих». О ней сказано, что она будет рождать детей ( Быт. 3:16 ) и что от семени ее родится Спаситель ( Быт. 3:15 ).
Д) Библия говорит, что все люди принадлежат к одной семье. Интересно обратить внимание на факты первой книги Бытие. Когда Бог творил рыб, птиц, гадов и скотов, то всякий раз делается замечание, что они сотворены «по роду их» ( Быт. 1:21,25 ), это, несомненно, подразумевает разнообразие видов в каждом случае; но когда дело доходит до человека, то там никакого намека на разделение по родам не делается, а отмечается его отличие от всех тварей земных: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» ( Быт. 1:26 ). На основании этого откровения не встречается никакого затруднения с терминами «сыны Божии» и «дочери человеческие» ( Быт. 6:2–4 ); в Новом Завете также проливается достаточный свет на их смысл. В 1 Ио. 3:2 читаем: «Возлюбленные, мы теперь дети Божии», а в 1Кор. 3:3 находим другое «Не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю поступаете». Ясно, что первые являются людьми верующими, другие неверующими, необращенными. В шестой главе Бытие сообщается о том, как совершались брачные союзы между верующими и неверующими, праведниками и нечестивыми, – в результате чего явилось на земле великое развращение ( Быт. 6:5 ). Отсюда предупреждение в Новом Завете: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо, какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным» ( 2Кор. 6:14–18 ).
Те, кто пробует доказать существование на земле людей другого корня, кроме потомства Адама, должен разъяснить проблему Потопа. Библия определенно заявляет, что во время потопа все погибли, исключая семейство одного Ноя. «Все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло ( Быт. 7:22 ) и было истреблено с лица земли» ( Быт. 6:7 ) «под всем небом» ( Быт. 7:19 ).
В отношении единства рода человеческого после потопа также имеется достаточное свидетельство Писания: «Сии три (Сим, Хам и Иафет) были сыновья Ноя, и от них населилась вся земля» ( Быт. 9:19 ) «Вот племена сынов Ноевых по родословию их, в народах их. От них распространились народы по земле после потопа» ( Быт. 10:82 ).
Некоторых может привести в смущение яркое различие цвета кожи, роста, степени интеллектуальности, темпераментов и т. п. Таким нелишне будет напомнить, что все подобные различия между людьми объясняются воздействием на их организм условий природы, в которых они живут, затем, – обычаев, верований и даже свойств пищи.
Ученые легко производят перемену окраски тех или иных животных организмов посредством воздействия на них самыми примитивными химическими способами.
Различие в размере. Возьмем для примера дуб и кедр. В естественных, привычных условиях эти деревья достигают весьма огромных размеров, но будучи пересажены на японские острова, не превышают двух или трех футов высоты. Золотистый карп в аквариуме вырастает всего лишь в несколько дюймов длиной, но в нормальных условиях достигает 15 и 20 фунтов весом, например в Темзе.
Разнообразие в окраске. Тона окраски цветов способны меняться в зависимости от удобрения почвы и ее состава. Желтая канарейка начинает приобретать более темную окраску, если в ее корм примешивать некоторые специи. Тело моряка из белого делается смуглым под влиянием морского ветра. Проверено, что окраска глаз и цвет волос меняется не только с возрастом индивидуума, но также и с возрастом расы. Так рыжий цвет волос, преобладавший в некоторых частях Средней Европы изменяется в светло-коричневый. Др. Дж. Беддоу говорит: «Наблюдается ярко выраженное потемнение окраски волос по мере того как мы продвигаемся с северо-востока на юго-запад, т. е. от более холодных областей земли к более теплым».
Различие степени интеллектуального развития. Здесь может быть проведена подобная градация. Систематическое воспитание и упражнение в знании способствует развитию народа, тогда как продолжительное пребывание в занятиях примитивных, ведет к упадку умственных дарований. Это легко можно проверить на опыте существующих народностей.
Итак, нет никакого сомнения в том, что в вопросе появления человека Библия вполне созвучна с научными данными, какими располагает человечество наших дней.
Когда появился человек?
В энциклопедии Чамберса читаем: «В настоящее время ученые соглашаются, что человек появился на земле в течении последних стадий ледникового периода».
Насколько ошибочна такая идея о появлении человека можно видеть из слов Гершеля. Однако сперва нужно заметить, что ледниковый период надо отнести к тому времени, когда влияние солнца на землю было недостаточным, что согласно первой страницы Библии предшествовало претворению мира в состояние пригодное для существования человека. Джон Гершель говорит: «Через три дня после исчезновения солнечного света на земле не осталось бы ни следа животной или растительной жизни за исключением некоторых рыб, обитающих на дне глубоких морей, или существ, обитающих в подземных пещерах. Первых сорока восьми часов было бы достаточно, чтобы абсолютно опорожнить атмосферу от содержащейся в ней влаги путем проливных дождей и обильных снегов. Немедленно же вслед за этим земля оказалась бы скованной таким морозом, какого не бывает сейчас даже на вершинах Гималайских гор: температура упала бы до 200 и 300 гр. по Фаренгейту; ни одно животное, ни растение не было бы в состоянии выдержать такого холода в продолжении даже одного часа».
Несмотря на такие очевидные доводы, есть ученые, которые, пробуют установить свои сроки существования человека на земле, исчисляя их в миллионы лет. Несостоятельность такого вычисления обнаруживается само собой: беря грандиозные цифры, такие ученые жонглируют ими «приблизительно», так они называют один или два миллиона лет. Представление далекое от намека на точность. Легко сказать – один или два миллиона лет, но почему такая разница?
Следует при этом заметить, что подобные вычисления базируются либо на теории эволюции, не имеющей авторитета, либо на находках железных предметов человеческого обихода в некоторых геологических слоях, либо на исследовании слоев ила в дельте Нила, что уже упоминалось выше.
Посмотрим, что говорят позднейшие научные авторитеты.
Д, В. Даусон в своей книге «Египет и Сирия» пишет: «Принимая одну пятнадцатую дюйма в год за вероятную среднюю скорость, мы получим в результате вычисления 5,400 лет, которых потребовалось для отложения пласта ила в дельте Нила, глубина которого в среднем равна 30 футам». Потом добавляет: «Можно установить время в 5–6 тысяч лет для существования человека в Египте, основываясь на геологических данных, добытых в дельте Нила».
Тот же автор в другом труде своем говорит: «Человек явился на земле недавно». «Всего несколько тысячелетий тому назад земной шар сделался пригодным для жизни высшего его обитателя». «Первые определенные останки древнего человека обнаружены в палантропическом веке (который соответствует библейской истории до потопа). Ни один факт науки не установлен с такой определенностью, как недавнее существование человека в геологическом времени. В отношении Библии не существует доисторического века».
В «Ранних веках земли» Пембер пишет: «Никаких человеческих костей не обнаружено в первобытных породах». Др. Киннс в книге «Принципы Геологии» утверждает, что недавнее происхождение человека является одним из наиболее установленных фактов геологии».
Невзирая на все подобные заявления проф. Ф. Петри в своей «Истории Египта» сообщает, что ему удалось проследить первую египетскую династию до 4777 года до Р. X., присовокупляя, что «прошло не меньше 7000 лет с тех пор, как камень начал обрабатываться человеком в Египте». Впрочем, он сам указывает, на каком зыбком базисе построены его даты. «Моя хронология, говорит он, покоится на двух методах вычисления: 1) на суммировании династий и 2) на основании астрономических данных, в применении коих неточности могут вкрасться». При этом он подчеркивает возможные неточности, добавляя: «Мы не в состоянии пока сказать, к какому геологическому периоду должно быть отнесено появление человека».
В связи с суммированием династий проф. Петри сам признает, что некоторые из них, например, 10-я и 11-я, существовали одновременно. М. Легрен в лекции, читанной в Египетском Институте, сказал, что самые позднейшие открытия доказывают одновременность династий 21 и 23-ей. Мането, известный египетский историк, живший в третьем веке до Р. X., сообщает, что в течении большей части своей истории Египет подразделялся на три царства: Верхнее, Среднее и Нижнее. Нельзя сомневаться в том, что так именно и было. В наши дни мы тоже подразделяем Египет на Верхний и Нижний. В силу этого, весьма вероятно, что многие из египетских фараонов, с именами которых связаны различные периоды древней истории Египта, являлись правителями лишь разных областей царства, но царствовавших единовременно.
Ученые Невиль и Холль, члены «Общества исследователей Египта», в связи с позднейшими открытиями сообщают: «До сего времени искусство считалось единым для всего Египта, и разнообразие его классифицировалось в хронологическом порядке, причем, почти не принимались во внимание вкус и традиция данной области». Другими словами, многие образчики искусства древнего Египта, согласно последним открытиям принадлежат, подобно династиям, скорее к различным областям некогда великой страны, чем к различным периодам ее истории».
Ф. Легг на лекции «Библейской Археологии» доказал «недостоверность методов определения хронологии Египта при помощи египетской посуды». Он заявил, что базис хронологической таблицы проф. Петри совершенно ошибочен и должен быть отвергнут (Таймс от 10 апреля 1913 г.).
Что же касается до астрономических данных проф. Петри, к которым он сам выражает сомнение, то X. В. Сеннор в книге «Великая Пирамида» высказывает большое недоумение о допущенных в ней ошибках.
Одним словом, ни один ученый на вопрос появления человека не может дать более или менее обоснованной даты, все их заявления в большинстве случаев вызывают лишь одни дебаты. Только Библия, эта Божья книга остается твердой и неизменной в своих предпосылках, и наиболее положительные ученые склонны соглашаться с ней и делать изыскания на основании ее откровений.
Что такое человек?
Аристотель сказал: «Человек по природе своей политическое животное». Плутарх назвал человека «гражданином мира». Современный эксплуататор видит в нем «рабочие руки». Когда же мы обращаемся к Библии, то в ней мы находим ответ на заданный вопрос в форме вполне удовлетворяющей всякого желающего познать свое существо.
В отношении тела человека Библия говорит: «И создал Господь Бог человека из праха земного» ( Быт. 2:7 ) Поэтому: «Прах ты и в прах возвратишься» ( Быт. 3:19 ) и еще: «Все произошло из праха, и все возвратится в прах» ( Еккл. 3:20 ). В каком согласии данное свидетельство с последними открытиями науки, доказывает Др. А. М. Пирсон: «Современный химический анализ обнаруживает в теле человека наличие, по крайней мере, четырнадцати элементов, входящих в состав «праха земли», каковы, например: кислород, водород, кремний, магний, натрий, сера, фосфор, углерод и т. д. Спектральный, электроскопический и другие более точные методы анализа дают возможность установить, что все элементы тела человеческого родственны элементам «праха земли». Таково мнение современной науки. Библия же учила этому за 3.500 лет до нас!
Впрочем, человек не является только «прахом земным», или земным животным, или же только «рабочими руками». Человек сложное существо, подобно Создателю своему, тройственное, состоящее, согласно Писанию из: духа, души и тела (1 Фесс. 5:23). Не потому ли в заповеди древней говорится: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» ( Втор. 6:5 ). Богу должны быть отданы все части человека: дух, душа и тело.
Таким образом, видно, что ответ Писания на вопрос: «Что такое человек?» распадается на три части.
Человек создан из праха земного ( Быт. 2:7 ). Это то, что имеет отношение непосредственно к телу человека. Теория эволюции также учит о происхождении человека из праха земного, но по ее представлению прах сначала претворился в протоплазму и только путем невероятного времени из протоплазмы получился человек, тогда как по Писанию прах в руках Великого Ваятеля сразу же стал человеком.
Человек обладает душой. Слово «душа» употребляется в смысле «индивидуальности». Вот почему богач в притче Христа говорит: «душа. покойся, ешь, пей, веселись» ( Лк. 12:19 ). Тот же смысл в другом случае; «Восемь душ спаслись от воды» ( 1Пет. 3:20 ). «Было же нас на корабле двести семьдесят шесть душ» ( Деян. 7:14 ). Бог говорит «Все души – Мои» ( Иез. 18:4 ) и «Душа согрешающая, та умрет» ( Иез. 18:4 ) т. е. индивидуальное существо умрет за свои собственные грехи. Это – жизнь, которой человек обладает ( Быт. 1:30 ).
3. Но человек еще имеет дух, чего не имеют другие существа на земле, потому что дух им получен непосредственно от Бога: «вдунул в лицо его дыхание жизни» ( Быт. 2:7 ). Это духовное отличие дает человеку способность общения с Творцом. «Сей самый дух свидетельствует духу нашему», а не душе или телу ( Рим. 8:16 ). Еще ярче духовность человека отмечается в словах Марии: «Величит душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге Спасителе Моем» ( Лк. 1:46 ). Дух человека и является той существенной в нем частью, в которой подобие Божие выражено: «И сотворил Бог человека по образу Своему по образу Божию сотворил его» ( Быт. 1:27 ).
Согрешивший человек потерял этот образ и потому о нем говорится в Писании, как о «безбожнике» ( Еф. 2:12 ). Чтобы вновь обрести образ Божий, человек должен пройти чрез новое рождение во Христе. «Кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор. 5:17 ). Ему надо «облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Еф. 4:24 ).
Капрон в книге «Конфликт Истины» говорит-«Тщательное изучение библейского свидетельства о происхождении человека обнаруживает полное согласие с наиболее выдающимися теориями современной науки».
Допотопное человечество
Каково было население мира до потопа? Вопрос, на который Библия не дает определенных данных, но все же путем вычисления можно представить почти вероятные цифры. Сделать это необходимо. хотя бы для того, чтобы критики Св. Писания скептически относящиеся к данной проблеме получили заслуженный отпор.
Ниже приводятся две таблицы с приблизительным подсчетом допотопного человечества, сделанного на основании имеющихся указаний Библии. Но прежде чем их рассматривать остановимся на некоторых предварительных замечаниях.
Прежде всего, надо отбросить привычное представление о продолжительности человеческого века в 80 лет ( Пс. 89 ). Жизнь наша действительно «пар, являющийся на малое время, и потом исчезающий» ( Иак. 4;14 ), однако это не совсем относится к человеку допотопного мира. Там, мы видим, продолжительность жизни людей доходила до тысячи лет! Жизнь одного Адама охватывает период времени равный почти одной шестой всего времени существования человечества; если сложить жизнь Адама с жизнью Ноя вместе с промежутком между ними всего в 126 лет, то получится огромная сумма в 1880 лет, что составляет почти одну треть истории человечества до наших дней!
Не многие представляют себе, что в течение 930 лет своей жизни ( Быт. 5:5 ) Адам имел возможность видеть детей своих до восьмого поколения и целые 56 лет являлся современником Ламеха, отца Ноя.
Ной в свою очередь дожил до 950 лет и умер всего за два года до рождения Авраама, имея десять поколений потомства. Все это приводится в таблице (А). Что касается таблицы (Б), то числа ее составлены на следующих основаниях:
Средняя продолжительность жизни современного человека в 30 лет и среднее число детей на семью в четыре человека, взятая из суммы жизни и рождаемости всего мира, берется из наиболее авторитетного источника «Статистического словаря» Мульхоля.
Но, чтобы не впасть в крайность, допустим умеренность в определении средней долготы жизни современного человека и будем считать ее не в 30, а в 70 лет, оставляя при этом среднее число детей на семью без увеличения, т. е. в количестве четырех. Однако и при таком подходе получается на каждую семью допотопного человека по 52 души детей.
Сократим это число еще и возьмем только 48 детей на семью. Это число к тому же удобно для деления.
В процессе вычисления сделано предположение, что одна четвертая часть человечества не вступала в браки, хотя, фактически, каждый человек, имя которого приводится в таблице, был женат и имел детей.
В отношении другой четверти населения мира было сделано предположение преждевременной смерти, хотя опять-таки, неизвестно ни одного случая такой смерти в тот период, за исключением убийства Авеля. Надо думать, что в те дни болезни со смертельным исходом, подобные тем, какие свирепствуют в наши дни, еще не имели места на земле.
Таким образом, взята половина человечества, как способная вступать в браки. При этом допущено предположение, что в течение семи столетий жизни из 900, люди допотопного человечества не имели детей, а родили их лишь в период второго и третьего столетия своего существования со средней скоростью всего одно дитя на четыре года жизни.
На основании всех этих данных можно сказать, что здесь предусмотрены все обстоятельства, чтобы не сделать вычисление односторонним. Сделано даже компромиссное допущение рождаемости в древние дни в два раза меньшее, чем в настоящее время, хотя вполне естественно полагать, что рождаемость в те дни, несомненно, превосходила сделанное предположение. Тем не менее, если принцип, на котором эти скромные цифры базируются, приближается к истине, то таблица (Б) обнаруживает весьма замечательный факт: что в течение жизни Адама население мира могло уже достигать двадцати миллионов! А прежде, чем Каин и Сиф могли умереть, оно равнялось 136 миллионам!
Конечно, по характеру рассматриваемого вопроса, видно, что числа эти являются лишь предположительными, не претендуя на абсолютную точность. Однако, принимая во внимание все сделанные сокращения, можно почти с уверенностью сказать, что числа таблицы (Б) носят беспристрастный характер, и, по всей вероятности, указывают уменьшенное количество фактического населения земли в допотопное время.
Можно сказать больше. Быстрота роста населения ясно была предопределена Богом, когда Он говорил Адаму: «плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю» ( Быт. 1:28 ). Во всяком случае нет причины сомневаться в том, что во дни Каина было уже вполне достаточно народа на земле, чтобы он мог с ним строить город: также нет сомнения, что в те дни на земле не было недостатка в женщинах, из числа которых Каин мог выбрать себе жену. При этом, конечно, надо допустить, что он женился на одной из своих сестер (т. к. Адам родил сынов и дочерей Быт. 5:4 ), а, может быть, и на племяннице. Подобным образом, например, Авраам женился на сестре своей ( Быт. 20:12 ), против чего в то время не имелось законного препятствия.
Страх Каина, порожденный сознанием собственной вины ( Быт. 4:14 ), не является столь беспричинным, как некоторые склонны его рассматривать, принимая во внимание миллионное население земли того времени.
Таблица (Б) показывает, что вычисление населения земли в допотопное время было доведено до рождения Ноя. Некоторые могут выразить против такого метода возражение, на том основании, что если бы довести вычисление тем же порядком до самого потопа, то получилось бы невероятное число. Ответ на это возражение чрезвычайно прост. Дело в том, что в ранние уже дни жизни Ноя в среде человечества произошли огромные перемены, повлекшие за собой истребление населения тогдашнего мира. В Быт. 6:11 по этому поводу сказано: «Наполнилась земля злодеяниями». Страсти, по-видимому, разгорелись и перешли в область взаимной вражды, мести, убийств по злобе, зависти, ревности и т. п. Возможно, что по характеру родовой жизни начались столкновения между племенами, а это самый страшный вид войны. Подобные мысли находят полное подтверждение в том первом повелении, какое Бог дает человечеству после потопа: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека» ( Быт. 9:6 ), что, очевидно, свидетельствует о желании Бога положить конец ужасному кровопролитию, имевшему место на земле до потопа. Такое положение вещей, несомненно, должно было серьезно повлиять на рост населения и даже на самую продолжительность жизни людей ( Пс. 33:13:15 и 1Пет. 3:10–11 ).
После потопа продолжительность жизни человека снова повысилась. Земля опустошенная требовала энергичного роста населения. Факт быстрого размножения людей в этот период доказывается тем, что такие страны, как Египет и Ханаан были уже населены и процветали, когда Авраам отправился в них ( Быт. 12:10–12; 20:1 ).
Потом долголетие жизни человека снова было сокращено. Авраам, рожденный всего через 352 года после потопа, считался «старым и в летах преклонных», а когда он умер на 175 году жизни, то о нем говорится, что он «умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнью» ( Быт. 25:7–8 ).
Колыбель человечества
Интересно, что наука охотно подтверждает свидетельство Писания ( Быт. 2:10–14 ) относительно места на земле, где жили наши первейшие прародители, а именно, – в долине реки Евфрата.
Вильям Даусон в книге «Современная наука», утверждает тот факт, что многие выдающиеся ученые сходятся во мнении и вполне соглашаются с точкой зрения геологических данных, обнаруженных в долине реки Евфрата, что там именно человек начал жить на земле.
Др. Амстрон в своем труде «Природа и откровение», говорит: «Откуда пошла человеческая раса? Относительно этого, как и в отношении вопроса единства расы ученые находятся в полном согласии. Страна, известная нам, как часть Армении, возвышенная область, где Евфрат, Тигр и Инд берут свое начало, считается колыбелью человечества. Убеждение это подтверждается, помимо других доводов, тем, что страна эта является родиной злаков, служащих пищей всего света, а также и тем, что этнологические исследования свидетельствуют о правильности такого предположения».
Геккель, великий немецкий натуралист, в своей «Истории творения», заявляет, что «с научной точки зрения колыбель человечества не может находиться ни в Европе, ни в Африке, ни в Америке, ни в Австралии, – но все данные говорят за то, что местонахождением ее является Южная Азия.
Итак, становится очевидно, что наука о человеке находится в полном согласии с данными на этот счет Св. Писания.
Г. Друммонд, «Естественный закон в духовном мире» стр. 60.