Как появились законы 12 таблиц

Законы Двенадцати таблиц

Законы Двенадцати таблиц (лат. Leges duodecim tabularum ) 451—450 гг до н. э. — кодификация государственного закона от народа (lex publica) в Древнем Риме. Законы Двенадцати таблиц — плод специально созданной комиссии из 10 человек (децемвиры с консульской властью для написания законов, лат. decemviri consulari imperio legibus scribundis ) и представлял собой свод законов, регулирующих практически все отрасли. Правовые нормы изложены подряд, без отраслевого деления. Представляет собой первый писанный источник права Древнего Рима.

Законы Двенадцати таблиц сохранились только в отрывках, их содержание реконструируется на основе упоминаний и ссылок, содержавшихся в сочинениях римских писателей и юристов.

Закон был принят Народным собранием в два этапа. Первым этапом в 451 году до н. э. было принято 10 таблиц, а в следующем 450 г. — ещё две. Целью этого закона было ослабить патрициано-плебейское противостояние с помощью внедрения в традиционный аграрный порядок равного для всех частного и уголовного права. Наиболее значимый факт — введение денег (ais) в форме распространённых в то время медных монет, которые взвешивались и в соответствии с весом получали номинал.

Структура

См. также

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Законы Двенадцати таблиц» в других словарях:

Законы Двенадцати Таблиц — (лат. Leges duodecim tabularum) или Закон Двенадцати таблиц (лат. Lex duodecim tabularum) 451 450 до н. э. кодификация государственного закона от народа (lex publica) в Древнем Риме. Законы Двенадцати таблиц плод специально созданной комиссии из… … Википедия

Законы двенадцати таблиц — (лат. Leges duodecim tabularum) или Закон Двенадцати таблиц (лат. Lex duodecim tabularum) 451 450 до н. э. кодификация государственного закона от народа (lex publica) в Древнем Риме. Законы Двенадцати таблиц плод специально созданной комиссии из… … Википедия

ЗАКОНЫ ДВЕНАДЦАТИ ТАБЛИЦ — (Leges duodecim tabularum), один из древнейших сводов римского обычного права (5 в. до н. э.) на 12 досках таблицах (отсюда название). Текст Законов двенадцати таблиц не сохранился и реконструируется на основе упоминаний и ссылок, содержавшихся в … Энциклопедический словарь

Законы двенадцати таблиц — Leges duodecim tabularum один из древнейших сводов римского обычного права (5 в. до н. э.) на 12 досках таблицах (отсюда название). Текст Законов двенадцати таблиц не сохранился и реконструируется на основе упоминаний и ссылок, содержавшихся в… … Политология. Словарь.

ЗАКОНЫ ДВЕНАДЦАТИ ТАБЛИЦ — (лат. leges duodecim tabularum) один из древнейших (V в. до н.э.) сводов римского обычного права, составленный на 12 досках таблицах (отсюда название). Текст З.д.т. не сохранился и реконструируется на основе упоминаний и ссылок, содержавшихся в… … Юридическая энциклопедия

ЗАКОНЫ ДВЕНАДЦАТИ ТАБЛИЦ — (лат leges duodecim labularum) один из древнейших (V в. до н.э.) сводов римского обычного права, составленный на 12 досках таблицах (отсюда название). Текст З.д.т. не сохранился и реконструируется на основе упоминаний и ссылок, содержавшихся в… … Энциклопедический словарь экономики и права

Законы XII таблиц — Законы Двенадцати таблиц (лат. Leges duodecim tabularum) или Закон Двенадцати таблиц (лат. Lex duodecim tabularum) 451 450 до н. э. кодификация государственного закона от народа (lex publica) в Древнем Риме. Законы Двенадцати таблиц плод… … Википедия

ДВЕНАДЦАТИ ТАБЛИЦ ЗАКОНЫ — (Leges duodecim tabularum) один из древнейших сводов римского обычного права (5 в. до н. э.) на 12 досках таблицах (отсюда название). Текст Законов двенадцати таблиц не сохранился и реконструируется на основе упоминаний и ссылок, содержавшихся в… … Большой Энциклопедический словарь

Двенадцати таблиц законы — Leges duodecim tabularum один из древнейших сводов римского обычного права (5 в. до н. э.) на 12 досках таблицах (отсюда название). Текст Законов двенадцати таблиц не сохранился и реконструируется на основе упоминаний и ссылок, содержавшихся в… … Политология. Словарь.

ДВЕНАДЦАТИ ТАБЛИЦ ЗАКОНЫ — ЗАКОНЫ ДВЕНАДЦАТИ ТАБЛИЦ … Юридическая энциклопедия

Источник

Законы XII таблиц: история создания и общая характеристика.

Как появились законы 12 таблиц. Смотреть фото Как появились законы 12 таблиц. Смотреть картинку Как появились законы 12 таблиц. Картинка про Как появились законы 12 таблиц. Фото Как появились законы 12 таблиц Как появились законы 12 таблиц. Смотреть фото Как появились законы 12 таблиц. Смотреть картинку Как появились законы 12 таблиц. Картинка про Как появились законы 12 таблиц. Фото Как появились законы 12 таблиц Как появились законы 12 таблиц. Смотреть фото Как появились законы 12 таблиц. Смотреть картинку Как появились законы 12 таблиц. Картинка про Как появились законы 12 таблиц. Фото Как появились законы 12 таблиц Как появились законы 12 таблиц. Смотреть фото Как появились законы 12 таблиц. Смотреть картинку Как появились законы 12 таблиц. Картинка про Как появились законы 12 таблиц. Фото Как появились законы 12 таблиц

Как появились законы 12 таблиц. Смотреть фото Как появились законы 12 таблиц. Смотреть картинку Как появились законы 12 таблиц. Картинка про Как появились законы 12 таблиц. Фото Как появились законы 12 таблиц

Как появились законы 12 таблиц. Смотреть фото Как появились законы 12 таблиц. Смотреть картинку Как появились законы 12 таблиц. Картинка про Как появились законы 12 таблиц. Фото Как появились законы 12 таблиц

Отличительной чертой названных законов был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела.

Как появились законы 12 таблиц. Смотреть фото Как появились законы 12 таблиц. Смотреть картинку Как появились законы 12 таблиц. Картинка про Как появились законы 12 таблиц. Фото Как появились законы 12 таблиц

Семейное право.По Законам XII таблиц римская семья была строго патриархальной, т.е.находящейся под неограниченной властью домовладыки,каким мог быть дед или отец.Муж или домовладыка имели над женой неограниченную власть, вплоть до продажи, обращения в рабство или предания смерти Такое родство называлось агнатическим,а все «подвластные» домовладыке были друг другуагнатами.В Древнем Риме существовали три формызаключения браков: две древнейшие и одна сравнительно новая. Древнейшиесовершались в торжественной обстановке, и жену отдавали под власть мужа. Вторая форма брака совершалась в форме покупки невесты (в маниципационной форме). Но Законы XII таблиц знают и бесформальную форму брака – ”без власти мужа”. Можно предположить, что этот брак диктовался нуждой обедневших патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими, но это только предположение. В этой форме брака женщина нашла значительную свободу, включая свободу развода. С разводом женщина забирала свое собственное имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого, равно как и благоприобретенное после вступления в брак. С течением времени именно такой брак получил наибольшее распространение, тогда как две древнейшие формы брака сохранялись главным образом в жреческих и патрицианских фамилиях. Развод разрешался мужу при всех формах брака, для жены – только в браке «без власти мужа».Также по Законам XII таблиц известен и институт опеки, устанавливаемый надженщинами, несовершеннолетними, безумными. Впоследствии, освободившись от религиозных и моральных оков прошлой эпохи, институт семейного права несколько смягчился. Но в течении ряда веков существовали серьезные ограничения права и дееспособности для женщин.Заинтересованность главы семьи в привлечении дополнительной рабочей силы привела к развитию института усыновления, которое совершалось в народном собрании в присутствии понтификов.

Наследственное право. В римском праве существовало два способа наследования – наследование по закону и наследование по завещанию. После смерти домовладыки имущество семьи переходило агнатам по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, если они оставались на ее попечении после смерти отца. Поскольку завещание рассматривалось как исключение из нормального порядка наследования, оно, как правило, утверждалось на народных собраниях. Законы XII таблиц уже указывали, что завещательные распоряжения на случай смерти являются ненарушимыми. В завещании наряду с установлением наследника могли содержаться и иные распоряжения: назначение опекунов, отпуск рабов на волю, легаты. Последние представляли собой завещательный отказ какой-либо из вещей умершего в пользу постороннего лица, которое могло истребовать эту вещь у наследника.

Цивильному праву, в частности и Законам XII таблиц, были известны и публичные деликты, т.е. преступления, которые наказывались от имени римского народа, а взыскания по ним шли не частным лицам, а государству. Круг преступлений, однако, не был еще широк. К ним относились прежде всего преступления против республики. Так, предавались смертной казни лица, которые подстрекали «врага римского народа к нападению на Римское государство» или же предавали «врагу римского гражданина». Среди прочих преступлений также выделялись, сочинение и распевание песен, содержащих клевету или позорящих других лиц и т.д.

1. смертная казнь.(лжесвидетельствование, взяточничесво, пождог и др.) В зависимости от характера преступления смертная казнь принимала различные формы: отсечение головы, утопление, распятие, сбрасывание с Тарпейской скалы и т.д. Постепенно, однако, смертная казнь начинает выходить из употребления и для римских граждан заменяется

2. изгнанием с утратой гражданства («лишением огня и воды»).– появляется позже

3. членовредительские наказания: битье кнутом, штрафы и конфискации имущества, ограничения гражданского статуса (например, запрещение быть магистратом), лишение права на погребение. Некоторые преступления рассматривались как оскорбление богов (например, причинение вреда клиенту со стороны патрона) и влекли за собой

4.религиозные проклятья.За преступления, которые рассматривались как оскорбление богов (например, причинение вреда клиенту со стороны патрона).

5. штрафы.Хранение краденной вещи.

При неразвитости и простоте системы публичных деликтов (преступлений) в древнейшем римском праве не получили еще разработки общие принципы уголовной ответственности (вина, степень участия в преступлении и т.д.). В отдельных статьях предусматривалось смягчение наказания для несовершеннолетних. Преступления раба рассматривались судом особо. У раба не было никаких прав на защиту.

Судебный процесс.Древнейшаяформа судебного рассмотрения спорных случаев, так называемый легисакционный процесс, следующим образом рисуется Законами XII таблиц. Процесс этот состоял из двух стадий. Первая стадия была строго формальной, вторая характеризуется свободной процедурой. В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный день на Форум к магистрату, каким для данных случаев сделался со временем претор – вторая после консула магистратура Рима. Здесь после произнесения клятв, выраженных в точно определенных для каждого данного случая словах, претор, если никто не сбивался в произнесении должной, строго определенной формулы, назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму денег, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести (в храм) в виде залога правоты. Проигрыш дела вел к проигрышу залога, и таким образом Рим защищал себя от сутяжников. Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом), день суда и обязывал тяжущихся подчиниться судейскому решению. На этом первая стадия легисакционного процесса заканчивалась. На его второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей, рассматривал представленные доказательства, если они были, и выносил решение. Решение судьи было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не знало.

Источник

Законы XII таблиц

Общая характеристика законов XII таблиц

Знаменитым памятником права Древнего Рима являются законы XII таблиц (Codex decimviralis Duodecium tabulae). Согласно традиции их составила комиссия децемвиров (десяти мужей) в 451-50 гг. до н.э. Во время ее работы децемвиры сами исполняли должности магистратов. Часть из них долгое время не желала расставаться с чрезвычайными полномочиями и даже пыталась совершить государственный переворот, установить тиранию. Полагают, что при составлении законов XII таблиц децемвиры изучали афинское право. Посольство из Рима было послано в греческие колонии, расположенные на юге Италии. Закончив кодификацию, Апий, старший из децемвиров, якобы сказал: «Законы призваны служить на благо, счастье и благополучие государства».

Текст законов был выбит на 12 досках, которые были выставлены на форуме перед зданием сената, их изучали в школе. Оригинал утрачен, вероятно навсегда. Доски разрушены во время нашествия галлов, до нас дошли только фрагменты из высказываний римских юристов, ученых, писателей, политических деятелей.

По форме эти законы являлись в основном записью, компиляций господствующих в то время обычаев, отобранных в интересах господствующего класса, оснащенных юридическими санкциями.

Законы XII таблиц считались у римлян кладезем мудрости. Знаменитый юрист Древнего Рима Марк Туллий Цицерон говорил, что в этих законах можно найти «многообразную картину нашей древности». Он утверждал, что «для всякого, кто ищет основы и источники права, одна книжица XII таблиц весом своего авторитета и обилием пользы превосходит все библиотеки, всех философов». В Древнем Риме дети по этим законам учились читать.

Проводя кодификацию обычаев, децемвиры стремились сохранить господствующее положение и привилегии патрициев, но этого им достигнуть полностью не удалось.

Плебеи по законам XII таблиц добились в судах формального равенства с патрициями, получили некоторые политические права. Это была их великая победа, так как писаное право ограничивало произвольные толкования обычаев, создавало основу законности, охраняло плебеев от произвола и беззаконий, творимых судьями и патрицианскими магистратами.

Сенат в 304 г. до н.э. постановил, что должностные лица при разбирательстве судебных дел, гражданских и уголовных обязывались руководствоваться не шаткими преданиями, а буквой писаного закона.

В Риме имелся еще и фециальный устав, в котором предусматривались меры по соблюдению международных договоров, описывались обряды при объявлении войны. Со времен Сервия Туллия утверждается как аксиома положение, по которому квирит- ское право и обычаи существуют только для римских граждан.

В законах имеется ряд статей, в которых сохранились пережитки римской патриархальной общины, ее древние обычаи, они направлены на консервацию устоев древности. Браки между патрициями и плебеями были запрещены. Этот закон был отменен в 445 г. до н.э.

Законы сохраняют распоряжение землей в руках коллектива римской общины. По религиозной традиции земельный надел нельзя было завещать храмам и даже божествам. Земля не должна уходить из-под контроля общины, она должна оставаться ее собственностью. Из этого следует, что частная собственность на земельные участки ограничена.

Купляпродажа, наследование, дарение важных объектов недвижимого имущества (земли, рабов и рабочего скота) обставлены ритуалами, т.е. находились под контролем коллектива общины.

Завещание должно было утверждаться куриатной или даже в особых случаях центуриатной комицией (если отец лишал сына, законного наследника, права на его долю наследства). Если человек обрабатывал пустующий участок земли или бесхозный пустырь, то через два года он становился его собственником. Однако это право не распространялось на чужаков. Владеть землей и распоряжаться ею на территории Рима мог только римский гражданин, отсюда и формула: «мое по квиритскому праву».

Процедура усыновления требовала санкции куриатного собрания и великого понтифика. Комиции и жрец могли отказать в утверждении этого акта, если переход усыновляемого мог привести к вымиранию, угасанию его прежней фамилии, семьи.

Как пережиток прошлого и заботу о прочности общины, полиса следует рассматривать фиксацию в законе охраны римской семьи, огромную власть домовладыки (pater familias), главы семейства. Его положение не имеет аналогов у других народов. Глава семьи обладал исключительным правом распоряжения имуществом семьи, как движимым, так и недвижимым, а также имел почти неограниченную власть над женой и всеми нисходящими потомками, включая внуков.

Законы охраняли права, честь и достоинство сограждан, их формальное равенство. Запрещалось наделять граждан особыми привилегиями. В целях сохранения равенства закон ограничивал расходы на погребение и продолжение траура.

Автор песни, в которой содержится клевета на римского гражданина, мог быть предан смерти. Но без санкции центуриатной ко- миции нельзя было казнить гражданина.

Закон стоял на страже справедливости. Судья, уличенный в подкупе, подлежал смерти.

И наконец, как пережиток древности следует оценить решения, принятые народным собранием. Они имели общеобязательную силу закона для всех римских граждан. Следовательно, в теории римский народ (за исключением рабов, вольноотпущенников и чужаков) являлся верховным собственником территории страны, только ему принадлежала суверенная власть. Всякий, кто предал Родину, совершал измену, всякий, кто предавал врагу соотечественника, подлежал смертной казни.

Защита прав собственника законами XII таблиц охраняется суровыми наказаниями.

Так, виновный в ночной краже урожая подлежал распятию на дереве, за поджог дома и лежащего возле него зерна на преступника надевали оковы, избивали и сжигали.

Основным источником права объявлялся закон, принятый народным собранием. Всякая сделка не должна противоречить закону.

Подробно говорится о границах, межах земельных наделов, давности владения таким наделом и порядке наследования. Закон охранял интересы собственника, ограждал его имущество от незаконного удержания, особо карались хищения чужой вещи и преступления тех, кто покушался на жизнь и здоровье квиритов.

Физическая расправа с нарушителями была основным способом защиты нарушенного права собственника.

По легенде, Нума Помпилий установил: кто сдвинет или снимет межевые знаки земельных наделов, будет проклят богом.

Все объекты собственности делились на две категории: манципированные (res mancipi) и неманципированные (res nec mancipi). В первую входили земля, здания, скот, рабы. Отчуждение таких вещей, по законам XII таблиц, могло производиться лишь с соблюдением архаических формальностей, что свидетельствовало о неразвитости товарно-денежных отношений.

Обряд манципации применительно к сделке купли-продажи требовал присутствия, кроме продавца и покупателя, весодержателя и пяти свидетелей, которыми могли быть, как правило, римские граждане. На весы клали слиток меди, покупатель касался рукой купленной вещи и произносил установленную формулу.

Судя по всему, обряд манципации преследовал цель затруднить чужакам, пилигримам, иностранцам доступ к собственности квиритов, римских граждан. Все другие вещи имели хождение в имущественном обороте без каких-либо обрядов.

Судьба неоплатного должника по законам XII таблиц была невыносимо тяжелой. Вначале ему давалось 30 дней на уплату долга. По истечении этого срока кредитор вел должника к магистрату, где объявлял сумму долга и его основание. Если оплаты не следовало, кредитор вел должника к себе домой и заключал в оковы. В течение 60 дней кредитор был обязан 3 раза выводить должника на рыночную площадь и объявлять сумму долга. Если никто не желал помочь несчастному и не соглашался отработать за него долг, то должник мог быть продан в рабство за Тибр или убит. При наличии нескольких кредиторов должника могли рассечь на части. Отдельные римские юристы полагали, что данная статья в части убийства должника почти не применялась.

Таким образом, по законам XII таблиц власть кредитора над должником была огромной. От долговой кабалы страдали, прежде всего, плебеи. Только по закону Петелия 326 г. до н.э. плебеи добились отмены этого варварского способа защиты интересов кредитора.

Свободный гражданин за преступление мог откупиться. Раб, как правило, отвечал своей жизнью.

Кроме того, римский гражданин мог быть осужден к смертной казни только по решению центуриатных комиций.

Умысел считался отягчающим обстоятельством.

Правовое положение населения Древнего Рима

Для того чтобы обладать всей полнотой политических и гражданских прав, в Древнем Риме человек должен был удовлетворять трем требованиям:

а) быть свободным, а не рабом (status libertatis);

б) принадлежать к числу римских граждан, а не чужеземцев (status civitatis);

в) не быть подчиненным власти главы семейства (status familiae).

Правоспособность признавалась возникшей в момент рождения человека, удовлетворяющего указанным выше требованиям, и прекращалась с его смертью.

Однако юристы установили правило, в силу которого зачатый, но еще не родившийся ребенок признавался субъектом прав во всех случаях, когда это соответствовало его интересам. В частности, исходя из постановлений законов XII таблиц, за ним признавали право наследования имущества отца, умершего во время беременности матери.

По общему правилу в Древнем Риме рабы были вещью и не обладали правоспособностью, но в период республики за некоторыми сделками рабов стали признаваться юридические последствия в связи с практиковавшимся господами выделением имущества в непосредственное управление раба (так называемый пекулий).

Вместе с тем не всякий свободный человек был в Риме одинаково правоспособным; некоторые свободные люди были в известные периоды римской истории вовсе неправоспособными.

Латины (жители Италии) не имели политических прав, но пользовались гражданскими правами. В I в. до н.э. все латины получили права римских граждан. В 212 г. н.э. римское гражданство было предоставлено всему населению Римской Империи.

Необходимым условием полной правоспособности в сфере частного права являлось в Риме определенное семейное состояние, самостоятельность в сфере семейных отношений.

В древнейшее время только paterfamilias был носителем правоспособности в сфере частного права. Остальные члены семьи, вступая в имущественные правоотношения, устанавливали права не для себя, а для paterfamilias, не создавая, однако, для последнего обязанностей.

Обязательственное право Древнего Рима

В институциях Юстиниана обязательство определялось в качестве правовых уз, в силу которых мы связаны необходимостью что-либо исполнить в согласии с правом нашего государства.

Римский юрист Павел писал: «Сущность обязательства не в том состоит, чтобы сделать какой-нибудь предмет нашим, или какой-нибудь сервитут нашим, но чтобы связать другого перед нами, дабы он дал что-нибудь или сделал или предоставил».

В этом определении проводится размежевание права на вещь и права требовать действия.

В римском частном праве выделяли обязательства, пользующиеся исковой защитой, и натуральные обязательства.

Как правило, в случае неисполнения обязательства, кредитор может добиваться принудительного осуществления своих прав.

Но римскому праву были известны и такие обязательства, которые не пользовались исковой защитой. Это, однако, не означает, что такие обязательства вовсе были лишены правового эффекта. Уплаченное по такому обязательству не могло быть истребовано обратно как недолжно уплаченное. Такие обязательства, которые не пользуются исковой защитой, но по которым уплаченное не может быть потребовано обратно, носят название натуральных обязательств. Этот вид обязательств получил преимущественное развитие в отношениях подвластных членов семьи и рабов.

Например, в 70 г. н.э. был издан Senatusconsultum-Macedonium, в силу которого были лишены исковой защиты займы, предоставленные подвластным членам семьи; однако, уплаченное по такому займу возврату не подлежало.

Гай, римский юрист, делил все обязательства на возникающие из контрактов (договоров) и деликтов (правонарушений).

Под контрактом понимался договор, признанный цивильным правом и снабженный исковой защитой; деликтом называлось причиняющее вред недозволенное деяние.

У Юстиниана основания возникновения обязательств сводятся к четырем источникам:

Под содержанием обязательств римляне понимали действия должника, как-то: передача вещей, уплата денег, оказание услуг, производство работ, иными словами:

Семейное право Древнего Рима

Вступление в брак cum manu неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была персоной своего права, то, вступив в такой брак, она становилась персоной чужого права. Если она была под властью своего отца и агнаткой всех членов его семьи, то, вступив в брак, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца семейства, и, став юридически чужой своей старой семье, становилась членом агнатической семьи мужа.

Заключение брака cum manu требовало совершения определенных обрядов, это был акт формальный. Брак sine manu рассматривался как некоторые фактические отношения, с которыми связывались определенные юридические последствия (в отношениях отца с детьми, позднее и в некоторых отношениях между мужем и женой), но для того, чтобы эти последствия возникли, нужно было одно: вступление жены в дом мужа при наличии согласия брачующихся, а при соответствующих условиях также и лиц, осуществляющих над ними отеческую власть. Заключение брака sine manu было актом неформальным.

Брак cum manu мог быть расторгнут только по инициативе мужа, для расторжения брака sine manu достаточно было инициативы жены.

Lex Iulia de adulteriis (18 г. до н.э.) установил уголовную ответственность за нарушение супружеской верности (adulterium), карая при этом не только виновных, но и попустителей, к числу которых относились отец и муж виновной жены, не возбудившие против нее обвинения.

Карая супружескую измену, Август исключил наказание за внебрачное сожительство лиц, между которыми брак был воспрещен законом, как, например, браки между лицами сенаторского сословия и вольноотпущенниками. Такое сожительство с намерением установить брачные отношения, если одна из сторон не состояла в законном браке, называлось конкубинатом и рассматривалось как неполноценный брак. Дети, рожденные от такого сожительства, имели право наследовать имущество после смерти своих родителей.

В целях стимулирования рождаемости Lex Iulia et Papia Popea в 4 г. н.э. установил для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоящих в браке и не имевших детей, ряд ограничений в имущественных правах; также состоящие в браке не могли получать имущество по завещаниям, а состоящие в браке, но бездетные могли получать только половину от завещанного им.

Заключению брака обыкновенно предшествовало обручение. В древнейшее время обручение лиц совершалось их paterfamilias без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия paterfamilias сторон.

В случае нарушения обязательства противная сторона имела право потребовать возмещения причиненного ущерба. Виновная сторона лишалась чести и не могла представлять чужие интересы в суде. Виновной стороне не возвращались подарки, сделанные во время обручения. В случае смерти жениха невеста и ее наследники сохраняли половину обручальных подарков.

Римское право знало три способа установления manus:

а) confarreatio (брак патрициев),

Церемония confarreatio совершалась в присутствии жрецов и 10 свидетелей, представлявших, быть может, древнейшие 10 курий (данной трибы). Только человек, рожденный от брака, заключенного с соблюдением сакральной процедуры, и состоящий в таком браке, мог стать жрецом.

Usus представлял своеобразное применение приобретатель- ной давности к области брачных отношений. Условия вступления в брак.

Достижение брачного возраста, который в Риме совпадал с возрастом совершеннолетия. После некоторых колебаний брачный возраст для мужчин был определен в 14 лет, а для женщин в 12 лет.

3. Брак запрещался между близкими родственниками. В древнейшие времена вплоть до седьмого колена. Личные и имущественные отношения супругов были глубоко различны в браке cum manu и sine manu.

Кроме того, обычаи значительно смягчали бесправное положение жены. Традиции обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав суждения совета, состоявшего, как думают, из членов ее старой семьи. Наконец, почет, связанный с общественным положением мужа, распространялся и на жену.

Кроме смерти одного из супругов римский брак прекращался:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *