Как появилась наука география краткий ответ
История и развитие географии
«Ни одной науке не обходятся так дорого открытия, как географии. За каждую крупицу знаний заплачено человеческими жизнями.»
Святослав Забелин
Вам кажется, что география — это наука прошлого? Что белых пятен на планете не осталось и романтика путешествий и открытий современному человеку недоступна? Поверьте, вы ошибаетесь. География по-прежнему может удивить и захватить не только подростка, мечтающего о лаврах первооткрывателя, но и взрослого!
Представляете ли вы, сколько места занимает человечество в земном пространстве?
Горы и океаны, девственные леса, безлюдные пустыни, огромные возделываемые поля, шахты, космодромы, все мегаполисы с их небоскребами — все это называется географической оболочкой, и составляет она всего один процент от объема Земли. Именно этот один процент и является предметом науки географии.
В древние времена, когда людям было так мало известно об окружающем мире, главной задачей географии было описание. Что находится на востоке от нашей деревни? А на западе от этого города? Куда попадешь, если поплывешь на лодке к северу? А если на юг? Так, буквально шаг за шагом, географы, сопровождавшие купеческие караваны и армии завоевателей, собирали сведения о Земле.
Наивысшего расцвета эта наука достигла в эпоху Великих географических открытий. Путешественники пользовались покровительством королей, экспедиции щедро финансировались — ведь неизведанные земли сулили огромные сокровища.
«География — это наука, прошедшая путь от романтики неведомого до ведения домашнего хозяйства Земли» (В. Кротов)
Конечно, и сейчас в новостях мы время от времени слышим, что был открыт ранее неизвестный остров или найдено новое озеро, но, глядя на глобус, трудно поверить, что географии еще есть, что изучать всерьез. И все-таки перспективы у нее огромные.
Географическая оболочка — чрезвычайно сложная система. Поэтому современная география распалась на множество специализированных направлений: изучение морей и океанов отдано океанологии, рельефа суши — геоморфологии, льдов — гляциологии и так далее. А все вместе они изучают взаимодействие всех разнообразных частей этой системы, как между собой, так и с человеком — что наиболее важно и значимо в настоящее время. Ведь хозяйственная деятельность человека: добыча полезных ископаемых, вырубка лесов, загрязнение атмосферы — является одной из главных причин изменения климата на планете.
Предстваление о Земле древних людей
Сейчас каждому ребенку известно, что Земля имеет шарообразную форму. Но далеко не всегда это было очевидно. Древним людям было очевидно совсем другое: Земля плоская. В замечательной сказке о старике Хоттабыче пионер Волька, заколдованный древним джинном, говорит учительнице: «Если бы Земля была шаром, воды стекли бы с нее вниз, люди умерли бы от жажды, а растения засохли».
Например, в Древней Индии считали, что Земля покоится на спинах трех слонов, стоящих на спине черепахи, которая плывет по океану. Вавилоняне мыслили Землю огромной горой, поднимающейся из бесконечных вод. Древние евреи считали, что Земля — бесконечная равнина, под которой текут воды, а ветры приносят то дождь, то засуху.
Первые шаги в верном направлении, как и во множестве других наук, сделали эллины — жители Древней Греции.
Родоначальники географии
В древности каждый путешественник в сущности являлся первооткрывателем. Война, торговля, да и просто извечное человеческое любопытство побуждали минойцев, финикийцев и многие другие народы пускаться в опаснейшие плавания по морю или походы по суше. Две тысячи лет назад египтяне исследовали центральные области Африки, побережья Средиземного и Красного морей. Чуть менее тысячи лет назад в Древнем Китае перед постройкой крепости составлялись подробные карты местности, а в III веке до нашей эры китайцам уже был известен компас.
История сохранила для нас некоторые имена: Арриан, Страбон, Анаксимандр. Многие древнегреческие ученые внесли большой вклад в развитие географии. Но ее истинным родоначальником принято считать Эратосфена Киренского, который не только предположил, что Земля шарообразна, но и доказал это, применяя математические вычисления.
Географы древности:
Эпоха Велики географических открытий
До XV века весь мир пользовался трудами греческих ученых: Страбона (ок. 64 г. до н. э. — ок. 23 г. н. э.) и Клавдия Птолемея (ок. 100 г. н. э. — ок. 170 г. н. э.). Первый создал колоссальный 17-томный труд по географии древнего мира, хранившийся в Александрийской библиотеке. Второй изучал, комментировал и дополнял работы Страбона с точки зрения астрономии, математики и механики.
Но XV и XVI века стали временем огромного прорыва. Мир немыслимо расширился, распахнулся во все стороны: были открыты неведомые ранее острова и материки, реки, моря и океаны, новые народы и их культурные традиции, появились первые карты земного шара и первый географический атлас. Примерно тогда же, в конце XVI века, была создана одна из древнейших карт Российского государства — «Большой чертеж».
Это время было названо эпохой Великих географических открытий, и мы поговорим о них в отдельной главе.
«География — самая героическая и самая поэтическая из всех наук, наука о Земле и человеке, живущем на ней» (А. Казанцева)
География в XVII-XIX века
В 1650 году германо-голландский географ Бернхард Варен(1622-1650/1651) написал книгу «География генеральная», в которой определил цели, задачи и методы географии как научной дисциплины. Этот труд был высоко оценен Петром I и по его приказу переведен на русский язык.
Американские ученые изучали свой континент, в Западной Европе выпускали точные и подробные географические энциклопедии, а в России развитие географии шло рука об руку с освоением огромных территорий за Уралом. Огромный вклад в изучение этой области внесли русские ученые М. В. Ломоносов и В. Н. Татищев.
Век XIX стал эпохой бурного технического развития. Такие имена, как Александр фон Гумбольдт, Карл Риттер, Петр Семенов-Тян-Шанский, Николай Миклухо-Маклай, без сомнения, известны практически всем. Ученые объединялись в географические школы и сообщества, впервые делались попытки не просто описать, а объяснить не только отдельные явления, но и их взаимосвязь.
В 1820 году русская экспедиция под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева открыла последний неизвестный материк — Антарктиду.
Казалось, век географии подходит к концу. Но так ли это было на самом деле?
Задачи современной географии
Конечно, ушли в прошлое времена, когда дневниками путешественников зачитывались больше, чем приключенческими романами. Да и так ли много различий между ними? Пожалуй, только одно: в дневниках не было вымысла. Что же осталось?
Представьте себе, что географией по-прежнему интересуются и серьезно занимаются крупные научные умы и большие институты, издаются журналы, кипят нешуточные страсти на конференциях и съездах. Не верите? А зря. Просто сейчас география приобрела новый облик, изменились ее цели и задачи. Впервые в истории человечества в сферу географических интересов включены вопросы экологии, климата и даже космического пространства. В географической оболочке все взаимосвязано, и если мы хотим сберечь нашу планету, то надо постигать законы, по которым она живет. Это и есть задачи новой географии.
Также об истории географии смотрите в статье Развитие картографии
Краткая история географии
Термин география (землеописание) впервые упоминается в трудах греческого учёного Эратосфена Киренского. Он образован словосочетанием слов «гео», означающее Земля, и «граф», означающее писать.
География древнего мира
Во времена общественно-племенного строя люди жили разрозненно, и их географический кругозор был очень узким. Для этого этапа характерно первоначальное накопление знаний.
География времён рабовладельческого строя (3 — 5 вв. до н. э.)
Происходит зарождение многих важных наук. Появились такие направления как картография, страноведение, геология. Наметилось разделение географических наук.
Во 2 в. до н. э. арабы открыли муссоны. Греческому мореплавателю Геппалу приписывается открытие способа навигации с помощью муссонов.
Шарообразность Земли признавал философ Пифагор (6 в до н. э.), а Аристотель (4 в. до н. э.) доказал это. Он основывался на том, что во время лунных затмений Земля даёт круглую тень.
В 3 в. до н. э. Эратосфен сумел измерить длину земного меридиана. Он ввёл термин «география».
Книга Клавдия Птолемея «География» содержит данные о 8 тысячах географических названий и их координатах.
Правители Древнего Египта в 3 в. до н. э. отправляли экспедиции в глубь Африканского континента и исследовали Средиземное и Красное море.
В 3 в. до н. э. китайцы придумали компас. В 12 в. его заимствовали арабы, а в 13 в. он «пришёл» в Европу.
География Средневековья (5 — 14 вв. н. э)
В 13 в. появляются каравеллы. Развитие торговли способствует путешествиям.
Путешествие Марко Поло в Китай (13 в.). Благодаря ему, европейцы узнали о бумажных деньгах и о местонахождении специй. Свои наблюдения венецианский купец записал в «Книге о разнообразии мира».
Арабский путешественник Ибн Баттута (14 в. н. э.) провёл 25 лет в странствованиях. Он написал книгу « О диковинах городов и чудесах странствий».
Путешествие русского купца Афанасия Никитина в Индию, описанное им в книге «Хождение за три моря»
Эта эпоха бедна на географические открытия. Происходит изучение известных территорий.
Эпоха Великих географических открытий (ВГО) (15 в. ‒ последняя треть 18 в).
Эпоха ВГО ‒ это время открытия новых морских путей и континентов.
Открытие Америки Христофором Колумбом в 1492 г. положило начало Великим географическим открытиям. Христофор Колумб совершил 4 экспедиции в новые земли, которые он считал Индией.
Название «Америка» континент получил в честь флорентийского путешественника Америго Весспучи.
В Европе появляются новые продукты: картофель, томаты, табак, шоколад, кукуруза, ваниль, какао, каучук.
Продолжается колонизация Америки. Завоевание Мексики и Империи ацтеков испанским конкистадорами во главе с Кортесом (1519 г.). Первая экспедиция Франциско Писарро в Перу (1525 г.)
Кругосветное путешествие Фернана Магеллана (1519 — 1522 гг).
Начало нового времени (15 в. ‒ послед треть 18 в.)
Расцвет торговли привёл к колонизации огромных территорий и истреблению их коренного населения. Появление географических научных обществ и первых учебников по географии.
Создание парусных фрегатов и подзорной трубы, появление термометра (1592 г. Галилео Галлилей), морского хронометра и барометра (1644 г. Торричелли).
В 16 веке началось завоевание Сибири. В 17 веке началось освоение Северного Ледовитого океана.
Пётр Бекетов в 1627 г. присоединил к России Бурятию и основал Якутск (1632г.). Курбат Иванов в 1643 г. сделал первую карту озера Байкал.
Зарождение современной географии (кон. 18 в. ‒ нач. 19 в.)
Для этой эпохи характерно появление кафедр географии, возникновение научно-исследовательских институтов, рост популярности географических обществ.
В. В. Докучаев является основателем почвоведения. Он принимал участие во многих научно-исследовательских экспедициях. Докучаев предложил создание лесополос в степи и искусственное орошение.
Продолжались исследования бассейна Амазонки, центральных районов Австралии и полярных областей. Создана карта Латинской Америки. Для создания карт применяется аэросъёмка.
В 1926 г. К. Самищев обнаружил в Сибири крупный горный хребет (хребет Черского).
В 1937 г. создана российская дрейфующая станция «Северный полюс 1».
Современная география (с 1945 г. ‒ наше время)
На помощь исследователям пришли новые технологии: съёмка с космоса, математическое моделирование и системный анализ, компьютерное программирование. Новейшие исследования расширяют представление о нашей планете.
В 1941 г. на Камчатке Т. Устинова обнаружила Долину гейзеров (6 км 2 ).
В 1958 г. в Антарктиде обнаружили целую систему гор.
В 2012 г. российские учёные под толщей льда (4 тыс. км) в Антарктиде нашли уникальное озеро (Восток).
Создание самодвижущейся ледовой платформы «Северный полюс» в 2020 г. для арктических исследований (Россия).
В настоящее время география включает в себя целый комплекс наук и подразделяется на физическую и социально-экономическую географии.
Возникновение науки географии
География как наука.
Возникновение науки географии.
Более 2000 лет тому назад древне-греческий учёный Эратосфен (276—196 гг. до н. э.) написал книгу, которой он дал заглавие «Географика». Этот термин Эратосфен составил из двух греческих слов: «Ге», что по-русски означает «земля», и «графо», что означает «пишу». Таким образом, вновь составленное Эратосфеном слово «географика» означало «землеописание».
В первой части своей книги Эратосфен изложил историю науки географии; во второй части он рассказал о форме и величине Земли, об океанах, о суше, о климатических зонах; в третьей части он описал материки и отдельные известные тогда страны. К книге он приложил карту с двумя перпендикулярными линиями, идущими с севера на юг и с запада на восток. Тогда градусная сеть ещё не была изобретена.
Так навсегда и закрепилось за нашей наукой название «география». Выход в свет книги Эратосфена можно считать за момент оформления науки географии.
Правда, и до Эратосфена многие занимались географическими исследованиями.
Люди всегда испытывали надобность знать географию местности, где они жили. Уже первобытному охотнику, рыболову надо было в какой-то степени знать территорию, на которой он добывал себе средства к существованию. С развитием общества, с возникновением торговли потребность в географических знаниях ещё более возрастала.
Следовательно, география в смысле исследования местности— Т ак же древня, как и сам человек. Жизненные потребности побуждали людей к собиранию географических сведений, к совершению путешествий и, наконец, к формированию науки географии, как системы географических знаний. Географы древних народов, овладевших письменностью, описывали свои путешествия, сочиняли книги географического содержания.
Но до Эратосфена географические сочинения имели другие заглавия: «Путешествия», «Земной круг», «Объезд вокруг Земли» и т. д. Эратосфен привёл в систему разрозненные географические знания и дал имя науке географии.
География Древнего Мира – основные этапы развития науки
Первые географические наблюдения человек начал делать ещё до возникновения государств. На стенах некоторых пещер найдены примитивные карты, оставленные первобытными людьми. Однако с появлением цивилизаций в Египте, Месопотамии, Китае возникла потребность в принципиально более глубоких познаниях окружающего мира. Правители должны были знать особенности земель, которыми они управляли, а торговцы составляли карты, с помощью которых можно было добраться до отдаленных регионов. Как же происходило развитие географии в древности?
Накопление географических знаний
Изначально география являлась исключительно описательной наукой. Ее основной задачей был сбор информации о близлежащих территориях. Примерно в III тысячелетии до н.э. египтяне стали отправлять научные экспедиции в соседние регионы. Они пытались пройти сухопутным путем вглубь Африки, а также плавали по Средиземному и Красному морю.
Аналогично накапливались географические знания в Китае, Ассирии, Вавилоне. В древности обмен информацией между разными государствами проходил очень медленно. Например, древние греки имели очень смутное представление об Индии, а про существование Китая долгое время просто не знали. Только во II в. до н.э. возник Великий Шелковый путь, по которому товары могли перемещаться от тихоокеанского побережья Китая до средиземноморских стран. Есть свидетельства о посланнике Китая, который прибыл к римскому императору Октавиану Августу, проведя в дороге более 4 лет. Впрочем, подобные контакты носили единичный характер, а многие представления римлян и китайцев друг о друге носили откровенно сказочный характер.
Большой вклад в накопление географических знаний внесли финикийцы. Они выходили на своих кораблях в Атлантический океан, где открыли Канарские и Азорские острова. В районе 600 г. до н. э. финикийская экспедиция по указанию фараона Нехо II смогла впервые в истории обогнуть Африку. При этом они плыли из Красного моря на юг, огибая Африку против часовой стрелки. Геродот, описывавший это путешествие, сомневался в рассказах моряках, которые говорили, что «солнце оказывалось у них на правой стороне». Однако на самом деле это лишь подтверждает, что финикийские корабли действительно находились в Южном полушарии.
Наиболее полное представление о географических познаниях во времена античности можно получить по труду Страбона «География». Он занимает 17 томов и почти полностью сохранился до наших дней.
Представление о частях света
Древние греки были первыми, кто разбил весь известный им мир (ойкумену) на несколько частей света. Они знали только о существовании Африки, Европы и Азии, однако долгое время не догадывались, что Европа и Азия образуют единый материк Евразию. Дело в том, что первая территория Азии, которая была известна грекам – это полуостров Малая Азия (современная Турция), на побережье которого располагались Троя, Эфес, Милет. Всё сообщение между греческими полисами и городами в Азии осуществлялось исключительно по морю. Граница между Европой и Азией проходила по черноморским проливам – Босфору и Дарданеллам. Лишь ближе к III в. до н.э греки узнали, что существует и сухопутный путь в Азию, проходящий севернее Азовского моря.
Появление календаря
Периодичность многих географических процессов и явлений на Земле связана с длительностью астрономического года. Древний Египет был первой цивилизацией, в которой появился календарь. Это произошло ещё в 4 тыс. до н.э. Необходимость в его создании была связана с разливами Нила, которые могли погубить урожай. Происходили они почти ровно через год, поэтому календарь помогал предсказывать разлив реки, что давало возможность вовремя собрать урожай. Интересно, что построен древнеегипетский календарь был не на движении Солнца или Луны, а на восхождениях звезды Сириуса. Жрецы заметили, что появление на небосводе этой звезды непосредственно перед восходом Солнца указывает на скорый разлив реки. Также египтяне определили и продолжительность года – 365 суток. При этом високосных годов в Египте не использовали.
Чуть позже календарь появился и в Древнем Шумере. Он был основан на движении Луны, и поэтому содержал только 354 дня в году. Позднее вавилоняне определили истинную продолжительность года и переработали календарь, сделав его лунно-солнечным.
В Римской республике во время правления Гая Юлия Цезаря появился юлианский календарь, который предусматривал добавление одного дополнительного дня каждые четыре года. Дело в том, что реальная продолжительность астрономического года примерно равна 365,25 суткам, и использование високосных годов позволяет скомпенсировать возникающую ошибку округления.
Представления о шарообразности Земли
Не только первобытные люди, но и ученые древнейших цивилизаций полагали, что Земля имеет плоскую форму. Однако наблюдения за природой подсказывали географам, что это не так. Древнегреческий философ Анаксимандр в VI в. до н.э. первым поставил под сомнение плоскостность планеты. Однако он полагал, что она имеет форму цилиндра, а не сферы.
Через несколько десятилетий после него Парменид впервые формулирует теорию о шарообразности Земли. Однако доказательства появились позже. Аристотель указывал на следующие факты:
Ещё позже Эратосфену удалось вычислить диаметр земного шара. Для этого он сравнил расстояние между городами Сиена (современная название – Асуан) и Александрия, а также показания солнечных часов в этих населенных пунктах. В результате Эратосфен получил значение в 40 008 км, очень близкое к современным оценкам. В сочинениях римлянин Плиния Старшего (I в. н.э.) о шарообразности планеты рассказывается как об общепринятом факте.
Появление понятий широта и долгота
Большой вклад в развитие географии внес Марин Тирский. Он считается основателем математической картографии. Именно Марин предложил для определения координат на карте использовать меридианы и параллели. При этом нулевая долгота у него проходила через легендарный Остров блаженных, расположенный якобы в Атлантическом океане, а для отсчета широты он использовал остров Родос.
География
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Введение
География одна из наук о планете Земля — нашем общем доме, единственная планета Солнечной системы, где живёт представитель вида Homo sapiens — человек разумный. На ней обитают и мирно сосуществуют многочисленные представители животного и растительного мира. Есть материки, океаны и воздух, без которого жизнь невозможна. К сожалению, обитаемые миры, покорённые человеком галактики и вселенные, остаются реальностью только в мире научной фантастики.
Земля из космоса (вид с поверхности Луны)
Пределы обитаемой Ойкумены — это то, что изучает география. Границы изведанного мира значительно расширились, когда человек впервые облетел планету, вышел в космическое пространство, смог месяцами и годами жить и работать в условиях невесомости на станциях, выведенных на планетарную орбиту. И всё-таки, несмотря на активное развитие науки и технологии, единственной космической поверхностью, на которую ступил человек, остаётся наш спутник Луна.
Борьба за первенство в космосе потеряла свою актуальность, но возросла роль географии в современном мире. Сегодня ни одной стране мира, насколько бы развитой она не была, не вытянуть космические путешествия за пределы системы Земля-Луна только с помощью своего экономического потенциала. Поэтому вопрос о том, зачем необходимо изучать географию, актуален именно сейчас, потому что будущее за совместными мировыми проектами. Именно коллективное сотрудничество множества стран, участвующих в строительстве, разработке, выделении финансовых средств и интеллектуальных ресурсов способно помочь человечеству подняться в освоении космоса на ещё одну ступеньку.
Сегодня подобный проект уже существует — это международная космическая станция (МКС), построенная силами нескольких государств (начало строительства — 1998 год), изначально ведущих в космической отрасли. Россия лидер ещё и потому, что первая в мире запустила на орбиту Земли отечественную космическую станцию «Салют».
Международная космическая станция
Следующая станция после Луны для молодого поколения ясна — это Марс. А сейчас самое время знакомства с новой наукой, которая поможет понять значение географии в целом, узнать, насколько наша планета уникальна и неповторима не только в Солнечной Системе, но и сама по себе, несущая жизнь во всём многообразии видов.
Земля — это не только одна из планет Солнечной системы, ей посчастливилось быть обитаемой. Поэтому роль географии в решении глобальных проблем человечества велика и воистину необъятна. Человека окружает удивительный по красоте, многообразный и неповторимый мир. В нём действуют свои законы и ежесекундно происходят те или иные природные процессы и явления, которые влияют на человека положительно или отрицательно.
Вид на гору Фудзияма, Япония
Северное сияние, Финляндия
Люди видят смену сезонов года, как рассветы сменяются закатами, а по небу проносятся облака и грозовые тучи. Становятся свидетелями разрушительных землетрясений, извержений вулканов, наводнений и цунами. Читают новости о новых видах животных и растений, об изменении границ и названий государств и о многом другом. «Что», «где» и «почему» — главные вопросы, которые издревле волнуют людей. Роль географии в жизни человека состоит в том, чтобы объяснять природу происходящих вокруг процессов и явлений.
Извержение вулкана Шивелуч, Камчатка, Россия
Волна цунами, высотой в 1,5 метра, Япония
Тема географии и географических фактов широко представлена всемирным кинематографом. Создано богатое наследие художественных и документальных фильмов о роли географии в мире. Ей посвящали свои труды — стихи и прозу — поэты и писатели золотого и серебряного века: И. Ландо, Ф.Тютчев и т.д.
Не отстают от признанных мастеров пера и школьники 21-го века. Перевернув первую страницу учебника, они незаметно погружаются в мир интереснейшего предмета, узнавая истинную роль географии в современном обществе. Свои эмоции от регулярных географических открытий они стараются перенести на бумагу.
Одно из главных значений географии в жизни человека — это расширение его кругозора. На протяжении жизни люди своими глазами видят, как меняется мир, в котором они живут. Изменения русел рек и климата, появление и исчезновение озёр, новых видов животных и растений, государств и тому подобное происходит не где-то на Марсе или Венере, а рядом с нами каждый день. Быть частью этих изменений, понимать их причины, уметь прогнозировать будущее и стремиться сделать жизнь на планете лучше — этому и учит удивительная географическая дисциплина.
Южная часть России (вид из космоса)
Что изучает география и кто её придумал?
В целом, география — это наука о Земле. Термин образован из двух греческих слов «гео» (земля) и «графо» (пишу, описываю).Дословно переводится как «описание земли» или «землеописание». Следовательно, география естественная наука, цель которой описывать процессы, происходящие в окружающем пространстве. Почему именно греческие слова стали основой для ввода нового термина в жизнь?
С этим географическим моментом связана интереснейшая история, возраст которой более 2000 лет.
Считается, что имя учёного, давшего название науке «география», Эратосфен Киренский, величайший древнегреческий философ. Он жил на рубеже 3-го и 2-го веков до нашей эры. Сегодня можно с уверенностью сказать, насколько мощным для развития науки стал прорыв, которому с лёгкой руки дал старт Эратосфен, вклад в развитие географии этого человека оказался воистину великим.
Основоположник науки «география» впервые использовал термин в своих философских трудах. До нашего времени сохранились упоминания о книге Эратосфена «география». Хотя ничего удивительного в этом нет — он был вторым главным хранителем знаменитой Египетской Александрийской библиотеки (после грека Зенодота Эфесского, филолога и поэта, комментатора Гомера), существовавшей в античной Александрии. Естественно, что ему был открыт доступ к трудам соотечественников, и тех, кто жил до них.
Именно доступ к многочисленным материалам побудил античного учёного создать обобщённый географический трактат. На вопрос, что сделал Эратосфен для географии, кратко можно ответить следующим образом: он заново переписал данные обо всех населенных землях своей эпохи. При этом Эратосфен опирался только на фактический материал, подтвержденный папирусами и другими источниками знаний.
Благодаря своему труду на многие века Эратосфен стал тем, кто открыл географию как науку. Причина не только в том, что он придумал своему детищу новое имя. Живой ум учёного выхватил из изученных описаний важные факты и впервые сформулировал причинно-следственные связи, которые до сих пор являются актуальными. Поэтому недаром считается, что Эратосфен — «отец» географии.
Прежде всего, надо разобраться в том, какой вклад в географию внёс Эратосфен, почему он запомнился своим современникам больше всего, и как вышло, что именно его выводы дошли до нашего времени почти в неизменённом состоянии.
Умозаключения Эратосфена помогли в дальнейшем сформировать критерии, по которым определился главный предмет пристального изучения новой дисциплины. В данном случае «земная поверхность» — это то, что изучает физическая география с древних времён и до наших дней. Эратосфен оказался не только выдающимся аналитиком античности, но и настоящим учёным, оказавшим влияние на развитие науки географии на последующие тысячелетия.
Роль, значение и место географии в хозяйственной деятельности человечества
Говоря о роли географии в целом, надо помнить, что её суть почти не изменилась. Ведь недаром вопрос: «Почему географию называют древней наукой?» — считается уместным до сих пор. Современный человек, вооруженный знаниями и новейшими технологиями, занимается тем же, что и человек древнейший: описывает и изучает поверхность земли и её изменения, отображая это в доступной ему форме. В отличие от наших далёких пращуров, которые оставляли свои знания об окружающем мире в виде примитивных угольных рисунков на стенах родной пещеры, в распоряжении человека имеется более широкий спектр инструментов и приборов. С их помощью он описывает новое явление и фиксирует его различными методами: графическими, в виде текстового файла, 3Д формата, телеметрии и т.п.
Метеостанция Владивосток, Россия
Первоначальному накоплению географических знаний, как ни странно, способствовали междоусобные и захватнические войны. Отсюда начинается отсчет, сколько лет науке географии. Издревле завоеванные земли заселялись семьями победителей, народности смешивались, росла торговля, а вместе с ней и спрос на экзотический товар и специи.
Древний Египет, как самый процветающий и сильный регион, снаряжал военные компании в центральную часть Африканского континента, по побережьям Красного моря и Средиземноморья ещё в начале 3-го столетия до н.э. Соответственно, кругозор людей расширялся. Копились и приумножались знания об окружающих пространствах, прогрессировали умения в области использования небесных светил как основных ориентиров, облегчавших путь древним путешественникам. Поэтому роль географии в жизни общества росла, так как от правильных знаний, например, зависел успех ведения земледелия и скотоводства. Если бы люди не наблюдали ежегодно за разливом рек и другими периодическими природными явлениями, древние отрасли хозяйства не смогли бы успешно развиваться. Таким образом, география способствовала появлению древних календарей и заложила основы, объясняющие смену сезонов.
Тогда же силами и наблюдениями предков современных пакистанцев были открыты муссонные ветра, влияющие на земледелие и животноводство Юго-Восточной Азии. Географические компоненты присутствуют и в древнеиндийских трактатах. Например, в «Ведах» есть целая глава о космологии того времени, а в «Махабхарате» имеется список океанов, горных систем и священных рек.
Подводя краткий итог, можно с уверенностью сказать, что в начале своего развития география имела значение описательного характера. Где бы человек ни жил, он всюду занимался накоплением знаний, которые передавались из поколения в поколении не только обменом личного опыта, но и посредством сложения поэм, стихов, философских трудов и т.п.
Передача и обмен знаниями
Ответ на вопрос, «какие объекты изучает география?» многолик и многогранен. Парой слов его не охватить. Потому что географическая оболочка, в которой живёт человек — это сложная структура, в которой все природные элементы тесно взаимосвязаны между собой. Нарушить связи между ними проще простого, понять и сохранить неизменными — намного труднее.
Однако, специфичность и многочисленность объектов исследования привели к тому, что единая географическая дисциплина разделилась на ряд узконаправленных отраслевых ветвей. И теперь география это система наук!
Система географических наук (Источник)
Основное деление коснулось природы и экономики. Поэтому география в системе географических наук делится на две части: физическую и экономическую, изучает природу и законы развития мирового хозяйства соответственно.
С недавнего времени выделяют и третью — социальную, так как эра глобальных географических открытий уже закончилась, а изучение условий жизни и деятельности населения планеты как части природы происходит до сих пор.
Существует и неофициальное деление, в котором отдельно от этих трёх ветвей выделяют географическую картографию.
Однако и это не предел разделения. Вопросы в каждый части географии настолько объёмны, что каждая отраслевая группа дробится дальше, напоминая дерево с ветками. Например, физическая география распадается на три подгруппы, анализирующие разные предметы исследования.
Эти научные дисциплины тоже объёмные, поэтому имеют свою иерархию по видам изучаемых объектов. Они могут объединяться в общий альянс, изучая один элемент географической оболочки, но под разными углами. Так, в частности, альянс по изучению водных объектов подразделяется на следующие науки-категории:
В зависимости от глубины исследования и количества предметов изучения, эти науки дробятся дальше. Например, гидрология изучает воду во всём её многообразии, но вода это не только дождь и снег. На планете множество водных объектов, требующих более детального изучения. Так возникла лимнология, изучающая озёра планеты и их особенности, болотоведение, где из названия уже ясен предмет пристального внимания учёных-географов и т.п. Подобное дробление необходимо, чтобы успешно решать задачи современной науки географии.
Разнообразные типы почв и живых организмов «раскладывают по полочкам»:
Развитие технического прогресса в течение 20-го века показало, как география связана с другими науками. Стали появляться новые географические учения, возникающие на стыке соприкосновения с иными самостоятельными не географическими дисциплинами. Так, например, появилась география:
Изучив богатое на ветви географическое древо, можно подвести итог, зачем изучать географию: предмет настолько многогранен, что необходимы десятки других дисциплин, чтобы понять что, как и почему происходит на планете в целом и вокруг человека в частности.
Как изменялась специфика предмета изучения географии с древних времён до настоящего времени
Сегодня поразительно думать о том, что история развития географии как науки началась в глубокой древности. Для накопления знаний о земной поверхности и отображении их на географических картах и в описаниях, человечеству потребовались тысячелетия. Причём, география живая наука, и накопительный процесс познаний продолжается до сих пор. Современным школьникам и студентам достаточно открыть атлас — и весь мир перед их глазами. Тогда как их современники, жившие более двух тысяч лет назад, озадачивались вопросом: далеко ли от них находится край земли.
В течение долгого времени, пока география «взрослела», до получения ею полноценного «аттестата» — титула самостоятельной науки, формировались и совершенствовались основные формы организации исследований. Изначально это были пешие и гужевые [1] путешествия и экспедиции. Потом им на смену пришли комплексные наблюдения на специально оборудованных станциях (антарктические, арктические, высокогорные, глубоководные, шахты). И технический апогей 21-го века — мультикомплексные исследования с космических орбитальных станций, которые решают задачи современной географии.
Белых пятен на мировой карте уже давным-давно нет, но в мире достаточно мест, куда до сих пор ещё не ступала нога «белого» человека и таких районов достаточно:
Антарктида, панорама с высоты птичьего полёта
Начальная физическая география — это основа всех последующих знаний о земной поверхности. Структура курса представлена 4-мя рубриками, изучив которые станет понятно, что изучает современная география:
Итогами изучения этих тем будут новые знания о том:
Процесс изучения начальной физгеографии даёт старт воспитанию географической культуры, пониманию специфического языка науки, способности самостоятельно искать ответы на вопросы, используя многочисленные ресурсы географической направленности.
Словарь
Гужевой транспорт — вид транспорта, в котором повозки приводятся в движение животными (лошадьми, волами и т.п.). Образовано от слова «гуж» — кожаная или верёвочная петля в упряжи.