Как появилась керамика 5 класс кратко
Как и когда появилась керамика
Керамика в переводе с греческого – глина. Керамикой называют как сам материал – обожжённую глину, так и изделия из глины, обработанные при высоких температурах. Керамика стала первым материалом, созданным человеком путём обработки природного сырья – глины. Самое древнее керамическое изделие – «Вестоницкая Венера», статуэтка, найденная на территории Чехии. Её возраст более 25 тыс. лет.
Когда появилась
Керамика 25 тыс. лет до н. э.
Ленточная керамика 5 тыс. лет до н. э.
Орнамент на посуде 4,5 тыс. лет до н. э.
Обожжённый кирпич 2,8 тыс. лет до н. э.
Можно предположить, что открытие керамики произошло случайно. Однажды глиняная плошка попала в костёр. Когда очаг вычищали, её нашли среди углей. Плошка не сгорела, а стала твёрдой, как камень. Люди заметили, что налитая в неё вода не мутнеет и не размягчает глину – огонь сделал плошку долговечной. Так появилась керамика.
Глина – часто встречающаяся осадочная порода, она представляет собой разрушенные и измельчённые в пыль горные породы (камни, минералы), обычно полевой шпат. Увлажнённая и спрессованная каменная пыль образует глинистые пласты. Люди заметали, что глина пластична – ей можно придать любую форму, и она сохранится, когда глина высохнет. Из глины можно сделать плошку, набрать воды и принести в пещеру. Но, увы, вода, смешиваясь с глиной, вскоре мутнела, а сама плошка разваливалась.
Сделать из глины неглубокую плошку просто – надо смять ком глины и выдавить в нём углубление. Но плошки с топкими стенками трескались в огне, а толстостенные после обжига не пропекались и разрушались. Вылепить крупные высокие сосуды для храпения воды и продуктов и успешно их обжечь удавалось редко – они трескались при обжиге. Смекалистые мастера поняли, что стенки сосуда нужно делать равной толщины по всей высоте, а куски глины, из которых их лепили, должны быть хорошо «примазаны» друг к другу, так как даже малейшая щёлочка приводила при обжиге к трещине.
Сосуды стали лепить из длинных глиняных «колбасок». Мастер выкладывал «колбаски» кругами, слой за слоем поднимая стенки сосуда. Выложив «колбасками» задуманную форму, он сглаживал стенки изнутри и снаружи, плотно примазывая «колбаски» друг к другу. Эта древнейшая технология лепки сосудов называется ленточной керамикой. Ею пользуются и современные керамисты. Так можно вылепить сосуд любого размера и формы: миску, горшок, кувшин, бутыль с узким горлом и тарелку. Изделия ленточной керамики обжигаются равномерно.
ТАКАЯ НУЖНАЯ ПОСУДА
С изобретением керамики у людей появилась посуда для храпения воды и продуктов. Отныне не надо бегать к ручью за каждым глотком воды – можно держать в жилище кувшины с водой. А значит, можно поселиться и подальше от источника воды. Без посуды добытое па охоте мясо или собранные плоды быстро портились, их растаскивали животные, и людям приходилось часто пополнять запас продуктов. В закрытом горшке продукты становились недоступны грызунам, меньше портились и дольше сохранялись. Теперь после удачной охоты или собирательства можно было подольше отдохнуть, посвятив свободное время наблюдениям, размышлениям, совершенствованию мастерства. Так керамика повлияла па возникновение культуры.
Примерно в V тыс. до н. э. керамические изделия начинают украшать орнаментами. Вылепив сосуд или фигурку, мастер расписывал её глиной другого цвета. Обжиг закреплял орнамент па сосуде. Другая техника нанесения орнамента – процарапывание его на готовом изделии перед обжигом.
Огнеупорные свойства керамики позволили освоить новый приём приготовления пищи – варку Мясо, овощи, фрукты можно было залить водой и сварить в керамическом горшке. Варёная пища дольше хранилась. Получив посуду-надёжное место хранения продуктов, люди освоили и способы длительного хранения пищи: появилось копчение на огне, засолка, сушка. Первые керамические сосуды были с округлым дном – их вкапывали в землю для устойчивости. Появление посуды с плоским дном означало, что в жилище древних людей появился прообраз мебели – ровные поверхности: стол, полки, куда можно было поставить сосуды.
Пластичность глины и долговечность керамики вдохновили людей на создание произведений искусства – лепных фигурок людей и животных. В III тыс. до н. э. керамикой стали заменять строительные каменные блоки. Прямоугольные ящики набивали глиной, формуя из неё кирпичи. Высохшие кирпичи обжигали, получался прочный и дешёвый строительный материал. Керамические кирпичи используются и сейчас, а ещё из керамики делают облицовочную плитку, черепицу, сантехнику, огнеупорные материалы для плавильных печей, электроизоляцию.
Керамика стала древнейшим писчим материалом. В Шумере в III тыс. до н. э. на плоском куске глины острой палочкой стали выдавливать клиновидные знаки. Затем глиняная табличка обжигалась, и текст сохранялся на века. Клинописные таблички дошли до наших дней.
Древняя Греция. История и формы.
Греческая керамика является наиболее распространенной находкой в археологических исследованиях античной Греции, обнаружить ее можно во всем ареале расселения древних греков. Первые предметы греческой вазописи были найдены в новое время в этрусских захоронениях.
1. Технология изготовления и гончарные мастерские
1.1. Глина
2. Древнегреческий вазопись
Протогеометричний и геометрический стиле
С упадком микенской культуры после дорийского вторжения все достижения бывшего вазописи потеряны. В течение примерно века существует субмикенского керамика, для которой характерно полное отсутствие орнамента (в отдельных случаях она украшена несколькими простыми линиями). Около 1050 до н.е. в греческом искусстве распространяются геометрические мотивы. На ранних этапах (протогеометричний стиль) до 900 до н.е. керамическая посуда расписывался обычно большими строго геометрическими узорами. Типичными украшениями ваз были также проведены с помощью циркуля круги и полукруги. Чередование геометрических орнаментов рисунков устанавливалось различными регистрами узоров, отделенными друг от друга огибающим сосуд горизонтальными линиями. В период расцвета геометр, начиная с 900 г. до н. е., происходит усложнение геометрических рисунков. Появляются сложные в исполнении переменные одинарные и двойные меандры. К ним добавляются стилизованные изображения людей, животных и предметов. Колесницы и воины в фризовиднимы процессиях занимают центральные части ваз и кувшинов. В изображениях все чаще преобладают черные, реже красные цвета на светлых оттенках фона. К концу VIII века до н. е. такой стиль росписи в греческой керамике исчезает.
2.2.2. Ориентализирующим стиль
Начиная с 725 до н.е. в изготовлении керамики лидирующее положение занимает Коринф. Начальный период, которому соответствует ориентализирующим, или иначе протокоринфський стиль,характеризуется в вазописи увеличением фигурных фризов и мифологических изображений. Положение, очередность, тематика и сами изображения оказались под влиянием восточных образцов, для которых были прежде всего характерны изображения грифонов, сфинксов и львов. Техника выполнения аналогична чернофигурным вазописи. В настоящее время уже применялся необходимое для этого трехразовое обжига.
2.2.3. Чернофигурная вазопись
Со второй половины VII века до начала V век до н.е. чернофигурная вазопись развивается в самостоятельный стиль керамики. Все чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Композиционные схемы также подверглись изменениям. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиры, битвы, мифологические сцены, рассказывающие о жизни Геракла и оТроянской войне. Как и в ориентализирующим период, силуэты фигур прорисовываются с помощью шликера или глянцевой глины на подсушенные необожженной глины. Мелкие детали прочерчивают штихелем. Шейка и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые листья (так зввани пальметты). После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала черный цвет. Белый цвет впервые стали использовать в Коринфе прежде всего для того, чтобы отобразить белизну кожи у женских фигур.
Другие центры производства керамики, как, например, Афины, заимствовали технику коринфского вазописного стиля. К 570 года до н.е. Афины даже превзошли Коринф по качеству своих ваз и размаху производства. Эти афинские вазы получили в искусствоведении название «аттическая чернофигурным керамика».
Впервые мастера гончарства и художники-вазописцы стали с гордостью подписывать свои произведения, благодаря чему их имена сохранились в истории искусства. Самым знаменитым художником этого периода Эксекий. Кроме него широко известны имена мастеров вазописи Пасиада и Хареса. Начиная с 530 года до н.е. с появлением краснофигурного стиля чернофигурная вазопись теряет свою популярность. Но и в V веке до н. е. победителям спортивных соревнований на так называемых Панафинеях вручались Панафинейских амфоры, которые выполнялись в чернофигурным технике. В концеIV век до н.е. даже наступил короткий период ренессанса чернофигурным вазописи у этрусков.
2.2.4. Краснофигурная вазопись
Уже в V веке до н. е. в нижней Италии возникли знаменитые мастерские, которые работали с этим стилем вазописи и конкурировали с вазописнимы мастерскими в Аттике. Краснофигурная стиль копировался и в других регионах, где однако не получил особого признания.
2.2.5. Вазопись на белом фоне
Для росписи ваз в этом стиле как основу использовали белую краску, на которую наносились черные, красные или многоцветные фигуры. Эта техника вазописи преимущественно применялась в расписании лекифы, арибалив и алабастронив.
2.2.6. Вазы-гнафии
2.2.7. Вазы из Канозы
Около 300 года до н.е. в апулийский Канози возник регионально ограниченный центр гончарного производства, где керамические изделия расписывались водорастворимыми, что не требовали обжига красками на белом фоне. Эти произведения вазописи получили название «канозських ваз» и использовались в погребальных обрядах, а также вкладывались в захоронения. Кроме своеобразного стиля вазописи для канозськои керамики характерны крупные лепные изображения фигур, которые устанавливались на вазы. Канозськи вазы изготовлялись в течение III и II веков до н.е.
2.2.8. Вазы из Чентурипе
Как и в случае с канозськимы вазами, чентурипськи вазы получили лишь местное распространение в Сицилии. Керамические сосуды составлялись воедино из нескольких частей и не использовались по своему прямому назначению, а лишь вкладывались в захоронения. Для росписи чентурипських ваз использовались пастельные тона по нежно-розовом фоне, вазы украшались крупными скульптурными изображениями людей в одежде различных цветов и прекрасными аппликативного рельефами. На чентурипських вазах изображались сцены жертвоприношения, прощания и погребальных обрядов.
Форма
Многообразие форм может продемонстрировать вот эта картинка:
А вот гидрия из Метрополитен-музея, на которой изображена сценка наполнения гидрии из источника 🙂
отсюда http://fotki.yandex.ru/users/dmi196607/view/89039/?page=0#preview
Динос (греч. dinos, deinos) – это тоже крупный сосуд с полукруглым туловищем, но без ручек, выполненный из керамики или металла. Часто динос устанавливался на искусно выполненной подставке. Он, как и кратер, служил для смешивания вина с водой.
Это динос из колекции Лувра
Арибалл с изображением Геракла и льва, 4-й век до нашей эры, Коринф, Греция, из колекции Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Отсюда: http://www.antic-art.ru/data/greece_archaic/42_ariball/index.php
Псиктер (лат. Psykter), иначе бавкалид — древнегреческий керамический сосуд, по форме напоминающий гриб, получил распространение в Аттике во второй половине VI в. до н. э. Псиктер использовался вместе с кубковым кратером
Лебес Гамикос (лат. Lebes Gamikos λέβης γαμικός — «свадебный лебес») — древнегреческий глиняный сосуд.
Лебес Гамикос представляют собой сосуды крупного размера и округлой формы, с длинным цилиндрическим горлышком и двумя ручками. Лебес Гамикос использовались на свадьбах и преподносились в подарок невестам. Лебес Гамикос также преподносили в дар богам плодородия.
Лебес Гамикос также находили в захоронениях.
Ольпа (лат. Olpa ) — древнегреческий кувшин для хранения благовонных масел и вина. Нижняя часть имеет выраженный объём, плавные линии формы ведут к широкому круглому горлышку. Ручка находится сбоку. Ольпа имеет меньший размер, чем ойнохойя.
Эпихизис (лат. Epychisis ) — античный сосуд цилиндрической формы, часто с двумя горизонтальными профилями-рантами, тонким горлышком, заканчивающимся отогнутым носиком с открытым сливом, и высокой изогнутой ручкой. Эпихизисы часто украшались росписью. Появился в южной Италии, в Апулии. Предположительно эпихизис являлся предметом женского обихода и использовался для косметических процедур.
Калаф, найденный на осторое Сицилия, датируется 470 г. до н.э., на нем изображены Алкей и Сапфо. Государственное античное собрание, Мюнхен.
Кернос (лат. Kernos ) — древнегреческий керамический сосуд с чашечками на венчике. Был распространён в восточной части Средиземноморья. Предположительно использовался в ритуальных целях.
Фиала — в Древней Греции плоская жертвенная чаша без ручек.
Фиалы преподносились в качестве даров, о чём свидетельствуют многочисленные изображения на древнегреческих вазах. Эта традиция была продолжена в других культурах — древними римлянами, которые использовали в религиозных обрядах патеры.
Фиала в руках воина, отправляющегося в поход
Несторида ( лат. – Nestoris )– ваза с высокими, тонкими ручками, прикрепленными к горлышку и опирающимися на бока. Сосуд по форме и размерам похож на амфору, но использовался в ритуальных целях.
Лутрофор (лат. Loutrophoros ) — особая форма древнегреческой керамики. От других видов керамических сосудов лутрофор отличается длинным горлышком и ручками особой формы.
Лутрофор использовался для хранения воды в брачных и погребальных церемониях и тем самым по культовому назначению аналогичен лекифу или лебес-гамикос. Поэтому его часто обнаруживают в захоронениях незамужних женщин. Лутрофор также изображался на самих надгробиях как скульптура или рельеф. Многочисленные изображения лутрофоров можно встретить на кладбище Керамик в Афинах.
Гуттус, гут (лат. Guttus ) — сосуд в античной Греции для дозирования жидкости (масла или воды) по каплям. Он изготавливался из различных материалов и служил предположительно в качестве жертвенного сосуда. Точная форма и вид не дошли до наших дней, но в современной археологии с понятием гуттуса связывают маленький похожий на банку кувшин с круглой ручкой и маленьким коротким носиком в форме трубки, расположенным у верхнего края сосуда.
Керамика
От греческого слова «глина». Гончарное производство, а также изделия из обожженной глины, преимущественно посуда. Различают лепную и гончарную керамику (изготовленную на гончарном круге). Керамика появилась в эпоху неолита. Особенно славилась разнообразными гончарными изделиями древнегреческая цивилизация. В крито-микенский период возник своеобразный стиль вазописи «камарес» (от названия критского поселения, где археологами впервые найдены подобные изделия).
В VI веке до н.э. в полисах Греции возникли чернофигурные и краснофигурные стили вазописи. Основой их сюжетов были мифы и сцены из повседневной жизни. Керамические изделия Эллады вывозились во все города Причерноморья и Средиземноморья. Цены на них зависели от качества изготовления и вида, например, в классическую эпоху кратер мог стоить 3 – 4 обола, гидрия – 2 – 6 драхм, а килик – 1 – 4 драхмы. Наиболее распространёнными были такие виды глиняной посуды и тары, как пифосы (большие глиняные бочки с широкой или узкой горловиной для хранения воды, масла, вина, зерна, рыбы, оливок) и амфоры (кувшины с двумя ручками, в которых хранили и перевозили вино и масло). Специально изготовленные амфоры служили наградой на Панафинейских играх: поверхность их старательно разукрашивали, днище имело широкую подставку. Сосудом для воды служили гидрии, подобные амфорам, но с тремя ручками для удобства. Сосудом для приготовления вина к употреблению были кратеры. Разливали вина киафами. Для питья служили преимущественно килики и канфары. Для хранения парфюмерии античные модницы употребляли лекифы и алабастры. В алабастрах атлеты хранили масло, которым они натирались перед соревнованиями. В эпоху эллинизма стали популярными мегарские чаши, поверхность которых не разукрашивалась, а обрабатывалась тиснёным орнаментом.
В ранней Италии наиболее распространённой была этрусская керамика (особенно вазы «буккеро»). Позже в Риме вошла в употребление краснолаковая рельефная посуда. Также Керамиком называли гончарный квартал в северо-западной части Афин, разделённый городской стеной на две части. Его загородная часть служила в 491 г. до н.э. местом захоронения погибших на войне афинян.
Керамика (др.-греч. κέραμος [керамос] – глина или гончарное искусство) – первый искусственный материал, полученный человеком из природного сырья около 30 тысяч лет назад.
Технология изготовления керамических изделий развивалась от самой простой ручной лепки и первого механизма – гончарного круга, до современных экструзионных машин и прессов, а также керамических 3d принтеров. Очень сильно совершенствовался и сам материал – от терракоты (красная крупнозернистая керамическая масса) до фарфора – тонкого, прозрачного и до огнеупоров.
Почему же керамика такая распространенная и разная? Первым изделиям более 30 тыс. лет, а керамика по прежнему актуальна и используется повсеместно!
Сейчас керамические изделия незаменимы в самых разнообразных сферах, и классифицируются по области применения:
1. Хозяйственно-бытовая керамика – это в первую очередь посуда, украшения, скульптуры, архитектурные элементы.
2. Строительная – кирпичи, черепица, сантехника, облицовка.
3. Техническая керамика – облицовка космических кораблей, сверхтвердые резцы, броня, протезы.
4. Огнеупорная керамика – футеровка печей, изоляторы.
История появления и развития керамики и ее присутствие в интерьере
Достаточно часто при виде глиняной посуды можно услышать вопрос: «Это керамика или фарфор?». Сам вопрос обусловлен достаточно сложной классификацией керамики, как материала, хотя в буквальном смысле любое изделие из обожженной глины можно назвать керамикой. Разные виды материалов отличаются друг от друга по составу, физическим свойствам, области применения и технологии производства. Керамика, как ремесло, упоминается в старинных летописях, поэтому можно сделать заключение, что человек научился работать с глиной еще много тысяч лет назад.
Слово «керамика» произошло от греческого «керамос», то есть глина. Керамикой называют и гончарное искусство, однако более популярным определением служит то, где она значится, как материал, в состав которого входит глина и некоторые минеральные или неорганические добавки.
Такой материал получается под воздействием высокой температуры. «Керамика» в узком смысле означает глину, прошедшую обжиг. Для получения керамики может использоваться не только природное сырье, но и синтетические материалы, в число которых входят карбиды, оксиды, нитриды, силициды и бориды металлов. В некоторых случаях материалы называют по примесям. Например, стеатитовая керамика, корундовая керамика, титановая керамика.
Из глины, прошедшей термическую обработку, изготавливают предметы быта, кухонную посуду или элементы декора. В процессе обжига материал меняет свой цвет и становится прочным. Месторождения глины с различным химическим составом можно встретить по всему миру. Некоторые виды глины без предварительной подготовки подходят для изготовления керамики.
Добавление примесей продиктовано свойствами того изделия, которое требуется получить. Например, могут добавлять кварц или полевой шпат в качестве наполнителя или веществ для увеличения пластичности. Именно за счет разного рода сырья в изготовлении керамики появляется несколько направлений.
Виды керамики
Классификация керамики достаточно сложная, так как существует несколько параметров, по которым можно отличить один материал от другого. Например, по своему строению керамика подразделяется на тонкую и грубую или керамику мелкозернистую и крупнозернистую. К тонкой керамике относят такие глиняные изделия, как фарфор, полуфарфор, майолику, фаянс и каменную керамику. Гончарная керамика – распространенный вид грубой керамики. Сюда же следует отнести алюмооксидную, нитридную и циркониевую керамику.
Фарфор
Для многих фарфор ассоциируется с белой посудой, причем белизна символизирует чистоту и достаток в доме. Изготовление фарфора требует уникальных навыков. Изделия получаются тонкими, просвечивающимися, однако при этом – достаточно прочными. Они имеют белый цвет, а иногда обладают голубоватым оттенком. Фарфоровые изделия издают при постукивании высокий звонкий звук.
Сырьем для фарфора служит песок, каолин и полевой шпат. После обжига материал не имеет пор, поэтому обладает низким (до 0,2%) водопоглащением. Обжигается фарфор при температуре 1300 градусов, в результате чего он покрывается прозрачной глазурью. Ослепительная белизна глазури обусловлена тем, что обжиг выжигает практически все краски. Роспись керамики выполняется поверх глазури.
Принято различать столовый фарфор и костяной фарфор. Столовый используется при изготовлении посуды, так как он является более стойким к внешним повреждениям.
Фаянс
Фаянс, как один из видов керамики, часто путают с фарфором. Свое название материал заимствовал от города Фаэнца, считавшегося некогда центром производства итальянской керамики. Фаянс отличается пористостью, поэтому он обязательно покрывается прочной глазурью.
Обжигают глину при температуре от 900 до 1200 градусов. Сырье изначально имеет серый цвет, но по мере обжига начинает светлеть. Фаянсовыми изделиями славится Португалия, так как на ее территории есть массовые залежи необходимой глины. Из такой глины изготавливают посуду повседневного использования.
Терракота обладает схожими свойствами, но именно из-за своей белизны фаянс стал более популярным. Кроме того, на него можно наносить декор, используя при этом цветные глазури и различные текстурные компоненты. Глина содержит примеси мела и кварцевого песка.
Шамот
Шамот считается особым видом керамики. Ее еще называют каменной керамикой. Она обжигается при температуре 1200 градусов и благодаря своему минеральному составу отличается повышенной прочностью. Шамот также покрывают глазурью, но только высокотемпературной. При повышенной температуре глазурь дает разные оттенки и текстуры.
Но при этом шамот достаточно ограничен в декорировании по сравнению с керамикой, покрытой низкотемпературной глазурью. Каменная керамика чаще всего применяется в условиях резкого перепада температур. Она подойдет для облицовки печей и каминов, служит материалом отделки морозильных камер или духовок.
Майолика
Майолика изготавливается из заранее обожженной глины. Обычно в качестве сырья используются отходы фаянса. Можно сказать, что майолика (мальорка) – это целое направление, характеризующееся использованием расписной глазури. В такой технике изготавливают наличники, панно, изразцы и скульптуры.
В классификации по области применения различают:
История возникновения керамики
Многие ученые-историки сходятся во мнении, что керамика может являться первым искусственным материалом, созданным человеком. Это означает, что история керамики уходит в глубокую древность. Более ранним искусством является, пожалуй, лозоплетение. Самый древний керамический предмет, дошедший до нашего времени, датируется 29 – 25 тыс. лет до н.э. Данный временной период соответствует эпохе верхнего палеолита и расцвету граветтской культуры. Речь идет о керамической статуэтке Вестоницкой Венеры, которая ныне хранится в Моравском музее Чешского города Брно.
В 1993 году в провинции Цзянси (КНР) были обнаружены горшки, слепленные ориентировочно 19-20 тысяч лет назад. Это говорит о том, что керамика, как искусство, развивалась в нескольких очагах одновременно и независимо. В пещере Юйчаньянь были найдены черепки от остроконечного сосуда. Их возраст составляет около 18000 лет.
Примерно в то же время керамика начала распространяться и в Восточной Азии. В Японии изделия из керамики соответствуют периоду расцвета культуры Дзёмон. Произведения восточноазиатских мастеров отличаются своим дизайном. Они имеют округлые формы, рельефную поверхность и желобчатые оттиски. В Китае керамика стала популярной в 8-6 вв до н.э. В основном она встречается в центрах земледелия, то есть, в провинциях Сяньженьдун, Пэнтоушань, Пэйлиган, Лаогуаньтай. Тонкие стенки сосудов характерны именно для китайской керамики. Также до наших дней дошло множество сосудов на полых поддонах, с «ушками». Все они были расписными.
На территории России также были обнаружены керамические черепки. Главным источником является археологический памятник усть-каренгской культуры в Забайкалье. Но керамика была развита и на Дальнем Востоке (Сибирский неолит). Среднее Поволжье (Ракушечный яр) и Ростовская область (Елшанская культура) освоили глину в 7 веке до нашей эры.
Изначально керамические изделия изготавливались полностью вручную. Лишь около 5000 лет назад появился гончарный круг. Это позволило повысить производительность труда и облегчило задачу ремесленника. В Американских племенах о гончарном круге узнали только после прихода европейцев на континент. Со временем стали появляться новые виды материалов, совершенствовались производственные процессы, изменялись условия обработки.
Дошедшие до нас экземпляры древнейшей керамики представлены посудой, сосудами, пряслицами и ткацкими грузиками. Бытовую керамику издревле старались облагородить. С этой целью наносился рельеф при помощи нелепливания элементов, штамповки или прочерчивания. Окрас сосудов был естественным. Глина меняла цвет в зависимости от температуры обжига. В эпоху Ренессанса керамику покрывали цветной глазурью.
Майолика появилась в Европе только к концу 16 века. Черепки майолики отличались прочностью и пористостью, поэтому покрывались двумя глазурями. Сначала шло покрытие непрозрачной глазурью, содержащей олово, а затем прозрачной глазурью с добавлением свинца. Декорировали майолику по сырой глазури. В состав красок входили окислы металлов, но химический состав должен быть близок к составу глазури. Со временем европейцы научились делать высокотемпературные краски (синюю, желтую, зеленую и фиолетовую). Только с 18 века начали применять муфельные краски, которые можно было наносить на глазурь после ее обжига.
Каменная керамика начала распространяться в Германии. Период зарождения ее производства приходится на 16 век. В Зигбурге производилась белая керамика, а в Ререне – окрашенная. Но уже в начале 17 века в указанных городах производство керамики пришлось свернуть из-за шведской оккупации. Города в период тридцатилетней войны оказались практически разрушенными. При создании каменной керамики глину смешивали с полевым шпатом и обжигали при температуре 1200 градусов. В итоге получались достаточно прочные черепки без пор.
Тонкий фаянс появился в Англии. Материал покрывался белой глазурью. Англичане с 18 века умели изготавливать фаянс разной прочности, так называемый мягкий фаянс делался из глины с примесью извести. Чем меньше было извести, тем прочнее получались черепки. Фаянс полностью без извести по своим свойствам напоминает фарфор.
История в России
Одной из отраслей древнерусского гончарства считалось изготовление поливной посуды. Остатки такой посуды находят на раскопках городищ. В сельских местностях она встречается гораздо реже. Больше всего находок инвентаря в виде поливной керамики 10 – 11 веков приходится на территорию южнорусских городов (Чернигов, Киев, Вышгород). В производстве керамики задействовали одноярусные и двухъярусные гончарные горны. Немалое влияние на искусство оказало Византийское веяние.
При раскопках близ Софийского собора были найдены блюда, имеющие окрас и характерный венчик, однако природа происхождения без сомнения признана русской. Данные находки свидетельствуют о том, что русские мастера, используя местное сырье, подражали византийским гончарам. Тем не менее, подобное подражание прослеживается только в изделиях 10-11 века. Более поздние находки выполнены в традициях классической круговой керамики.
Поливная посуда была найдена и в Новгороде. Она отличается пятнистой поливой с чередованием коричневого, зеленого и желтого цвета. К такой посуде относятся горшки и сосуды. Пятнистая полива оставалась популярной вплоть до 16-17 веков. Но традиции поливы не утратились, и доказательством тому служат материалы, добытые в Москве и Подмосковье.
До 14 века в Пскове обладала определенной популярностью муравленная черепица. Ею покрывали крыши православных храмов. Вероятнее всего, от нее пошли облицовочные плитки и изразцы. В наши дни памятники глазированной керамики можно встретить на территории Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря. Из нее сделаны древние надгробия священников, а также галереи, вмурованные в стены. Псковская керамика отличается не только физическими свойствами, но и формами.
Знаменитая гжель представляет собой отдельно развивающееся направление. Впервые о гжели, как об искусстве, сказано в Духовной грамоте Ивана Калиты (1328 год), однако раскопки доказывают, что местное население занималось гончарным делом еще с 11 века.
Керамика в интерьере
Практичность керамики позволяет мастеру воплотить в реальность любые его фантазии. Благодаря тому, что изделия подлежат декорированию, керамику часто применяют в качестве оформления интерьера помещений. Богатство цветов позволяет использовать керамические элементы декора не только в ванной комнате или на кухне, но и в спальне, гостиной, в рабочем кабинете.
Декоративное панно
В интерьер любой комнаты внесет разнообразие декоративное керамическое панно, которое может передать всю гамму цветов и фактур, задать определенный цветовой акцент или подчеркнуть выразительность того или иного интерьера. Панно содержит в себе сюжетное изображение в полный размер, представляет собой монолитную картину или мозаику. Сверху глина после росписи покрывается дополнительным слоем глазури, что придает ей характерный глянец.
Панно для ванной комнаты может быть расписано в морской тематике. Привлекательно смотрятся водопады, морские пейзажи или обитатели водоемов. Панно для кухни обычно отличаются обилием натюрмортов. Художник-керамист на заказ может изготовить панно в гостиную комнату с репродукциями известных картин или портретов.
Оригинальная фурнитура
Изготовление мебельной фурнитуры из керамики считается дизайнерским трендом, поэтому данное направление интенсивно развивается в настоящее время. Если, к примеру, гарнитур выполнен в стиле аристократической классики или французского прованса, то идеально будут смотреться ручки, петли и замки с причудливым орнаментом.
Фурнитура должна быть износостойкой, поэтому изготовление силовых конструкций – достаточно трудоемкое занятие. Ручки же можно выполнить в любом стиле. Классикой считается керамика, имитирующая состаренный металл. Для стиля поп-арт гармонично подходит цветная фурнитура, а для стиля модерн – строгие геометрические фигуры и правильные тела серебристого цвета.
Аксессуары
К керамическим аксессуарам относятся чаши, сосуды, амфоры, различные скульптуры и статуэтки. Ими обычно наполняют дизайн жилого помещения, подчеркивая то или иное направление. Гостиную комнату, оформленную по восточным мотивам, можно украсить расписными вазами.
Статуэтки более близки к индийской культуре. Из них изготавливают абажуры и прочие электрические приборы. Керамические тарелки становятся настенным украшением, но это не закономерность и здесь готовых решений быть не может. Все зависит от полета фантазии керамиста и дизайнера.
Рамы для зеркал
Инкрустация зеркал – еще одна из областей применения керамики в интерьере. Для больших зеркал идеально подходят массивные керамические окантовки и вставки. Маленькие зеркала украшаются мозаикой. Прихожую можно украсить зеркалами в оправах ручной работы в виде галереи.
Напольные покрытия
Керамической плиткой можно выложить любую поверхность, в том числе, напольную. Особой популярностью пользуется плитка «под ламинат» с текстурой и расцветкой известного материала. Комнату с нейтральным оформлением стен и потолка украсит яркий пол с контрастными расцветками. Современные технологии росписи позволяют изготавливать плитку 3D. Такие керамические ковры визуально увеличивают пространство комнаты.
Облицовка мебели
Облицовка мебели – несколько иное направление, нежели керамическая фурнитура. Здесь керамикой облицовываются внешние и внутренние панели. Декорировать можно кухонный стол, столешницы кухонного гарнитура, дверцы шкафов.
Отделка лестниц и фронтонов каминов
Уже давно камин в комнате является частью интерьера. Отделка керамикой позволяет создать в комнате атмосферу уюта и тепла. При желании можно использовать расписные изразцы. Они выдерживают перепады температур и не теряют своей цветовой гаммы. Отделка лестниц керамикой – достаточно новое направление. С помощью керамической плитки можно создавать целые трехмерные галереи.
Для большинства опытных художников-керамистов создание текстуры и цветового оттенка не является невыполнимой задачей, поэтому в современном интерьере все чаще стали применять керамику. Ее нельзя назвать доступным и дешевым материалом, однако в практичности и долговечности ей нет равных. Кроме того, керамика является отличным изолятором от влаги.