Как появилась азбука для детей
История азбуки для детей
Грамотными люди были не всегда, к этому этапу развития они ушли тысячи лет. История возникновения азбуки берет начало из Греции, а славянской – из Болгарии. Греческий алфавит – один из самых точных и понятных, и на его основе была создана славянская азбука, известная нам по сегодняшний день. Создателями такой азбуке считают Кирилла и Мефодия, двух византийских монахов, живших в Х столетии в городе Солуни в семье знатного военачальника. Братья детства отличались талантом к учебе, особенно младший Кирилл. В юности обучался в Константинополе, изучал языки, работал в патриаршей библиотеке библиотекарем. Мефодий избрал военную карьеру, однако бросил службу и избрал монашеский образ жизни.
Толчком к созданию азбуки стал приезд послов моравов, которые привезли весть о христианстве, но у них не было азбуки, и тогда братья решили помочь послам, ведь без письменности невозможно просвещать людей о Царстве Божьем. Благодаря созданной славянской азбуке братья смогли перевести с греческого языка многие церковные труды. Такая азбука существовала целых 7 столетий. За это время много людей получили образование, читали и писали книги, просвещались и просвещали других. Это был триумф, ведь не у всех народностей была такая удобная азбука.
Сначала учиться писать начинали дети, а потом и взрослые. Писали на восковых досточках тонкими палочками. Письменная культура начала процветать. Появлялись рукописные книги, цена которых была высокой, но и для создания книги уходил не один год кропотливой работы. Оформление книг было шикарным: кожа, золото, серебро, жемчуга. Обладать такой книгой было суждено только богатым избранным людям.
Принятие христианства дало мощный толчок для развития культурной письменной деятельности (создание церковной литературы). Их деятельность принесла успех и вскоре новосозданная азбука распространилась на все славянские страны, В Х веке азбука проникла в Древнюю Русь. За свой вклад в науку письменности их приравняли к лику святых.
Кириллица в письменном виде была обнародована в XVI века, но историки полагают, что это не точные данные, и версия азбуки была создана раньше. При царе Иване Грозном был построен печатный двор под руководством Ивана Федорова.
Смысловое значение букв азбуки
Буквы кириллицы обладают и смысловым и цифровым значением. Сравнивая алфавиты разных народностей, ученые пришли к вводу, что греческий алфавит утерял (частично) акрофонию, ведь смысловые названия букв изменились. Он представляет собой творческий труд переработки двух известных миру алфавитов – иврита и греческого языка. Современные ученые считают его криптограммографической записью со скрытым смыслом, который еще не разгадан великими умами.
При правлении Петра 1 (1708-1710) азбуку была видоизменена – из нее изъяли йотированные буквы (гласные). На этом изменения не закончились и через 25 лет из кириллицы исчезли буква кси и буква зело. Вместо них ввели букву Я. Академик Карамзин в 1783 году предложил ввести всем известную букву Ё.
Радикальные реформа русском письменности были проведены в революционное время (1917-1918). Во время Октябрьской революции из азбуки изъяли буквы «ять», «ижица», «фита», «ерь». Они стали просто знаками для обозначения твёрдого и мягкого произношения согласных. В результате азбука насчитывала всего 35 из 37 фактических букв. Букву «Й» не считали за букву.
Пройдя через века русский алфавит, претерпел множество изменений и реформаций. Одни буквы исчезали, а другие добавлялись. Он по праву относиться к кириллической системе алфавитов и содержит 33 буквы (21 согласных и 10 гласных), сохранились буквы «ь» и «ъ».
Конспект беседы «Откуда пошла Азбука»
Елена Шушлебина
Конспект беседы «Откуда пошла Азбука»
Тема: «Откуда пошла Азбука»
Форма проведения: беседа + творческое задание
Цель: познакомить детей с историей возникновения азбуки.
— воспитывать интерес к литературе, к истории России;
— ввести в словарь детей слова: пергамент, папирус, свиток, книгопечатание;
— активизировать словарь детей словами: азбука, буквы;
— закрепить умение самостоятельно выбирать элементы декоративного узора: завитки, веточки, косички.
Материалы и оборудование: книга Азбука; иллюстрации к занятию; гуашь, мелки, фломастеры; картинки – буквы.
2. Беседа по теме
4. История о печатной книге
5. Творческое задание
— Ребята, сегодня мы поговорим о первой книге, которая появилась у людей много лет тому назад.
Попробуйте отгадать, как она называется.
В каждом доме, в каждой хате –
В городах и на селе,
Держит книгу на столе.
Книгу всем понятную,
Мальчики и девочки, все читать хотят.
Догадались, правильно – это Азбука. Вот посмотрите. Когда я была первоклассницей, у меня тоже была вот Азбука (показ). Как вы думаете, кто в ней живет?
Крошки – птички сели в ряд
И словечки говорят.
II. Беседа по теме
Хотите узнать – откуда Азбука к нам пришла. Тогда слушайте.
Много- много лет назад не было ни чернил, ни бумаги, ни тем более книг. Все рассказы об отважных воинах, все сказки – рассказывали вслух. Но как трудно запомнить самые разные и длинные истории, поэтому люди придумали рисовать картинки, которые им помогали запомнить рассказ.
Картинки даже помогали вести хозяйство. Ну, например,посмотрите: «Я собрал хороший урожай, у меня в амбаре 40 мешков гороха» (показ иллюстрации).А вот другая история: «Я взял у соседа 3 быков и должен вернуть к концу лета» (показ иллюстрации). Но даже самый простой рисунок не просто нарисовать. И человек старался делать все проще и проще. Вместо быка стали рисовать его голову. Голова с рогами превратилась в три черточки (показ иллюстрации, или букву А. Древние народы называли быка Алеф, вот оттуда и пришла буква А. Вот тогда человек и начал изобретать буквы, которыми можно было писать обо всем на свете.
А как вы думаете, на чем и как писали люди в древности? Посмотрите на иллюстрации, они вам подскажут (ответы детей). Правильно они писали острой палочкой на бересте, листьях деревьев, глине, коже животных, и даже на медных листах.
Там, где не было папируса, научились писать на пергаменте (показ иллюстрации). Его делали из кожи коз, телят, овец. Кожу чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась желтой или белой. Несколько пергаментных листов составляли книгу. Посмотрите, какая она была толстая и тяжелая (показ иллюстрации). Одну книгу писали долгие месяцы, а иногда и не один год. Как называлась эта книга? (пергаментная книга).
1, 2, 3, 4 – кошку грамоте учили, (хлопки в ладоши)
Не читать и не писать, (приседания)
А за мышками скакать. (Прыжки)
IV.История о напечатанной книге
А теперь самое главное – нужно на бумаге напечатать книгу. Но как это было сделать? Первая печатная книга появилась на Руси более 400 лет тому назад. Напечатал ее Иван Федоров (показ иллюстрации). Это было великое изобретение. Федорова еще называли первопечатником. Он вместе со своими помощниками отлил из олова отдельные буквы – литеры и разложил их по ящикам. Буквы клали бережно на доску, так складывали слова и строки. Сверху на буквы наносили краску. Бумагу к буквам прижимали плитой. Такой была первая печатная машина (показ иллюстрации). Поворот винта … страница напечатана. Теперь книгу можно было быстро изготовить, и она уже не такая дорогая, как рукописная. К тому же все буквы стоят ровненько, аккуратно. Стала, наконец, книга на знакомую нам книгу похожа, настоящая печатная книга.
Так вот откуда ребята Азбука к нам пришла.
V. Творческое задание
Чтобы запомнить какие буквы были в древности, давайте попробуем их раскрасить. Выбирайте любые материалы и постарайтесь сделать их такими, чтобы они стали похожи на буквы старинного алфавита. Какие элементы декоративного узора вы можете использовать? Правильно, сказочные завитки, необычные цветы, косички, веточки и даже птички.
Выполнение детьми работ по рисованию.
Целых четыре тысячи лет продолжалось путешествие египетских иероглифов через Финикию, Грецию, Болгарию к нам.
В пути чего с ними только не было. Они и менялись с виду, и переворачивались лицом слева направо, и ложились на спину, и становились на голову.
Путешествовали они и на финикийском тридцативёсельном корабле, и на спине рабов в круглой корзине, и в котомке странствующего монаха. Многие буквы погибли, но зато присоединились другие. И наконец после долгих скитаний буквы (буковки) дошли до нас изменившимися почти до неузнаваемости.
Да, длинная история. Но наше путешествие было интересное, познавательное и не утомило никого. Спасибо всем
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Как научились люди писать, или откуда азбука пошла» Цели: Познакомить с древними способами общения людей, вызвать интерес к прошлому, к познанию истории письма; приобщать к русской культуре;.
Конспект НОД «Откуда пришла книжка?» в подготовительной группе Цель. Развитие познавательного интереса детей, интереса к книгам. Задачи: Обучающие:. Продолжать расширять представления детей о труде взрослых.
Конспект организованной образовательной деятельности «Откуда хлеб пришёл» Конспект организованной образовательной деятельности (ООД) на тему: «Откуда хлеб пришёл» Авакян Лусине Вазгеновна Учитель-логопед МАДОУ.
Конспект по познавательному развитию «Откуда стол пришел?» Цель: развивать речь детей, познавательную активность, образное мышление, творческое воображение, эмоциональную отзывчивость, закрепить.
Конспект по развитию речи «Откуда хлеб пришёл» ТЕМА: Откуда хлеб пришел НАПРАВЛЕНИЕ: Познавательно-речевое развитие ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: интеграция образовательных областей: познание,.
Конспект НОД «Откуда хлеб пришёл к нам на стол?» Цель: познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол. Задачи: 1. Сформировать.
Конспект ООД «Откуда хлеб пришёл» в старшей группе Цель: Познакомить детей с некоторыми особенностями выращивания хлеба, с трудом хлеборобов в настоящее время и прошлые века, сравнить труд.
Конспект НОД в подготовительной группе «Как появились буквы?»
Наталья Кулакова
Конспект НОД в подготовительной группе «Как появились буквы?»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе.
Тема: «Как появились буквы?»
Цель: обобщение и расширение знаний об истории письменности.
• формирование представлений о происхождении славянского алфавита;
• познакомить со славянскими просветителями – святыми Кириллом и Мефодием.
• развитие аналитико-синтетической деятельности и творческого воображения;
• развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, мелкую моторику, эстетический вкус.
• воспитание интереса к истории жизни наших предков.
Ход непосредственно-образовательной деятельности.
Педагог: Здравствуйте ребята! Предлагаю вам всем встать в круг, взяться за руки и глядя в глаза своему соседу сказать ему несколько добрых, приятных слов.
«Скажи что-нибудь приятное»
Дети стоят в кругу, берутся за руки. Глядя в глаза соседу, говорят ему несколько добрых слов, хвалят.Принимающий кивает головой и говорит : «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он произносит комплимент своему соседу.
Дети: Буквы.
Педагог: Верно, это буквы, ими обозначают звуки речи. А вы знаете буквы? Назовите их. (Ответы детей). (слайд 2)
Педагог: Молодцы. Только вы сейчас назвали буквы современного алфавита, но они не всегда так назывались и писались. А какими они были, мы сможем узнать, если
отправимся в прошлое. У нас есть часы, которые помогут нам оказаться в прошлом. «Назад стрелки закрутились, и мы в прошлом очутились».
(беру часы, кручу стрелки назад).
Педагог: Вот мы с вами и попали в прошлое. (слайд 3).
Присаживайтесь на стульчики.
Педагог: Было время, когда люди на земле не умели ни читать, ни писать. Еще не существовало букв. Сегодня я хочу вам рассказать историю их рождения.
А вы ребята хотите узнать как появились первые буквы и кто их придумал? (ответы детей)
В древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.
Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами. (слайд 7)
Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно, и понять эти знаки можно было по-разному.
Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.
Вы видите изображение двух братьев в монашеском одеянии. (слайд 8) Это Кирилл и Мефодий. Они были очень образованными людьми.
Мечтали они написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы.
Спустя время братья создали азбуку, которую назвали Кириллицей. (слайд9) Каждая буква имела свое название: «Аз», «Буки», «Веди». Каждая буква индивидуальна,неповторима и имеет свое имя: веди, люди, буки, аз, земля. (слайд 10)
Названия букв должны были напоминать людям о таких словах,которые забывать нельзя: «добро», «живете»,«земля»,«люди». В кириллице 43 буквы, в последствии эта азбука стала основой русского алфавита.
А теперь предлагаю вам поиграть.
Игра «Собери букву из частей».
Детям раздаются конверты с разрезными буквами старославянского алфавита.
Педагог: буквы из прошлого распались на части, вам необходимо «спасти»их: собрать из частей.
Дети работают в подгруппах.
Педагог: Молодцы, вы отлично справились.
«Аз» и «Буки». Получилось слово «АЗБУКА».В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.
Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб научить нас читать.
Педагог: Пришла пора нам возвращаться в детский сад.
«Вперед стрелки закрутились и в саду мы очутились» (беру часы, кручу стрелки вперед)
Пальчиковая игра «Мы учимся письму».
Для чего? И почему? Дети руками показывают на тетрадь.
Из крючков, из крючков, Указательные пальцы обеих рук рисуют в воздухе крючки.
Из кружков, из кружков Пальцы складываются колечками.
Сможем буквы написать, Имитация в воздухе движений как при письме.
Если будем мы стараться –
Буквы будут получаться. Руки на поясе, наклоны головы в стороны.
Пальцы наши потрудились
И немножко утомились. Ритмичное сгибание и разгибание пальцев.
Дружно мы их встряхнем
И опять писать начнем! Энергичное встряхивание кистей рук.
Практическое творческое задание.
Педагог: А теперь вам ребята, я предлагаю с помощью разноцветных жгутиков попробовать создать свои необычные буквы и украсить их.
— Понравилось вам наше путешествие?
-Что интересного вы сегодня узнали?
-Что было для вас трудным?
— Как в прошлом люди обменивались информацией?
-На чем делали надписи? (Ответы детей.)
-Кто создал славянскую азбуку?
-Назовите старославянские буквы, которые вы запомнили. (слайд 12)
Прикреплённые файлы:
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Буквы» Цель. Создание условий для развития познавательной активности посредством ознакомления детей с образом букв. Задачи: 1. создать условия.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Закрепление звука [К]-[К’], буквы К. Работа над предложением» Цель: Закрепление звука К (КЬ, буквы К. Работа над предложением Образовательные задачи: 1. Продолжать учить дифференцировать твердый звук.
Конспект занятия по математическому развитию в подготовительной группе «Как появились часы?» Конспект занятия по математическому развитию в подготовительной группе на тему «Как появились часы?» Воспитатель Яценко Елена Ильинична.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [з, з’]. Буквы з, з’» Дидактическая цель: сформировать у детей знания о звуках [з], [з’] и буквах З з Тип занятия: знакомство с новыми звуками и буквой основного.
План-конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки [Г] — [К], буквы Г г — к к» МДОУ детский сад № 32 г. Рыбинска. План – конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки Г – К, буквы.
Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры «Как появились буквы?» Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры «Как появились буквы?» Цель: познакомить с событиями жизни святых.
Утренник к 8 Марта в подготовительной группе «Давай-ка, мама, поиграем и буквы эти отгадаем!» Утренник в подготовительной группе посвящённый Международному женскому дню 8 марта. «Давай – кА, мама, поиграем и буквы эти отгадаем!».
Утренник в подготовительной группе к 8 марта «Давай-ка, мама, поиграем и буквы эти отгадаем» Утренник в подготовительной группе посвящённый Международному женскому дню 8 марта. «Давай – кА, мама, поиграем и буквы эти отгадаем!».
История русского алфавита
История алфавита началась задолго до его официального появления.
То, что сейчас у нас есть буквы, мы умеем писать и читать – это невероятное благо, которое нельзя не оценить. Даже в древние времена, когда люди еще не умели этого, они старались как-то выразить свои мысли друг другу. Для этого они рисовали на стенках целые картинки, потом придумали значки и иероглифы. Потом это все превратилось в удобные для понимания буквы, которые и составляют алфавит. У каждого народа, в каждой определенной местности эти значки были своими, поэтому так много алфавитов и языков в мире.
А как же появился наш, русский алфавит?
Краткая история русского алфавита
История букв русского алфавита повествует нам о двух братьях – Кирилле и Мефодии, которые и придумали первый славянский алфавит. Все дело в том, что в период появления христианства и строительства храмов в некогда могучем государстве Великая Моравия понадобилась и письменность, чтобы можно было записывать церковные тексты. Моравский правитель попросил помощи у византийского императора Михаила III, который в качестве помощи отправил в Моравию двух проповедников Кирилла и Мефодия. Это случилось примерно в середине 9 века.
В 863 году братья рассказали о том, что они создали алфавит. Его назвали в честь младшего брата – кириллица. Прародительницей кириллицы была другая придуманная братьями система букв – глаголица. С помощью кириллицы Кирилл и Мефодий перевели с греческого Священное писание и ряд богослужебных книг. Православная церковь назвала братьев чудотворцами. Люди получили буквы, а вместе с ними возможность читать и писать.
С самого начала в алфавите было целых 43 буквы, но чуть позже добавили 4 и убавили 14 из-за ненадобности. Изначально буквы были похожие на греческие, но потом поменялись и стали такими, какими мы их привыкли видеть. Каждая буква не только означала определенный звук, но и имела свое значение.
В 1917 году был утвержден вариант азбуки из 35 букв. Правда их на самом деле было 37, Ё и Й не были отдельными буквами. В 1918 году вновь азбука изменилась, из нее убрали несколько не используемых букв, в результате чего осталось 33. Вот такой азбукой мы с вами и пользуемся по сей день.
Кстати, у буквы Ё есть день рождения. Ее придумала княгиня Екатерина Романовна Дашкова 18 ноября 1783г. Ее идея стала популярной, на это обратил внимание писатель и историк Н.М.Карамзин, и с тех пор ее стали использовать.
История русской письменности достаточно интересная, давайте поговорим теперь подробнее о ее создателях?
Биография Кирилла и Мефодия
Продолжаем свой рассказ для детей про азбуку историей про Кирилла и Мефодия.
Братья родились в Солуне, сейчас город называется Салоники и располагается в Греции. Семья отличалась богатством и высоким положением в обществе. Мальчикам дали великолепное образование. Кирилл прилежно учился философии и риторике у самых известных византийских учителей совместно с маленьким сыном правителя Византии Михаила III. Потом он даже сам некоторое время был преподавателем.
Его таланты покоряли многих. Ему не раз доверяли сложные и опасные дипломатические миссии в разных городах и странах, с которыми он блестяще справлялся. А старший брат Мефодий состоял долгое время на военной службе, руководил одним из княжеств, где и обучился языку славян. Но через 10 лет он оставил военную карьеру и принял монашеский обет. Вскоре к нему присоединился и брат.
Примечательно, что настоящее имя Кирилла на самом деле Константин, а Мефодия – Михаил. Кирилл и Мефодий – это церковные имена, данные им при крещении.
Оба брата сделали очень много для распространения письменности и божьего слова, поэтому их чтят, помнят и упоминают в книгах, ученых трактатах, на иконах и храмовых росписях. И у них даже есть праздник.
День славянской письменности и культуры
Праздник отмечается каждый год 24 мая с 1863 года. Является государственным праздником, единственным церковно-государственным. В этот день во многих местах проводят научные конференции, открытые чтения, презентации книг, концерты и выставки, посвященные письменности и ее создателям – Кириллу и Мефодию. В большинстве храмов проходит праздничное Богослужение и торжественный крестный ход.
Событие отмечают не только в России, но и в нескольких других странах. К примеру, в республике Беларусь, Македонии, Украине, Словакии, Чехии, Молдавии и, конечно же, Болгарии. В Болгарии это не только день письменности и почитания святых Кирилла и Мефодия, но и национальный день культуры.
Это праздник как бы напоминает нам, что наша культура – это кладезь древних и великих традиций славянской культуры. Давайте и мы с вами начнем традиционно отмечать это праздник вместе со всеми и всегда будем помнить эту интересную историю создания русского алфавита.
Обязательно посмотрите и эти материалы о буквах детям:
Вот такая краткая история создания русского алфавита. Берегите историю, культуру и человечность!
Приятных вам познаний!