Как потребность в труде формирует человека

Потребность в труде и выбор профессии

Как потребность в труде формирует человека. Смотреть фото Как потребность в труде формирует человека. Смотреть картинку Как потребность в труде формирует человека. Картинка про Как потребность в труде формирует человека. Фото Как потребность в труде формирует человека

Представляем ли мы себе свою жизнь без труда? Едва ли найдётся сегодня человек в расцвете сил, который ответил бы на этот вопрос утвердительно.

Хотелось бы напомнить, что, помимо социально обусловленной необходимости, трудовая деятельность человека нужна ему и для нормального, если хотите, здорового функционирования его организма.

Каждый рождается с определёнными природными задатками. Их характер зависит от психофизиологических особенностей организма. Но, с другой стороны, он определяет природную предрасположенность человека к тому или иному роду и виду деятельности.

Безусловно, крайне желательно выявить и изучить ещё в подростковом возрасте задатки человека и предоставить ему возможность заниматься соответствующей работой. Эта проблема была поставлена ещё Платоном, который считал, что каждый должен заниматься своим делом, то есть делом, как бы предназначенным ему судьбой. А любя свое дело, человек будет жить полнокровной, эмоционально насыщенной жизнью, принося максимальную пользу как обществу, так и самому себе.

Монтень напоминал: «Умение достойно проявить себя в своём природном существе есть признак совершенства и качество почти божественное. Мы стремимся быть чем-то иным, не желая вникнуть в свое существо, и выходим за свои естественные границы, не зная, к чему мы по-настоящему способны. Незачем нам вставать на ходули, ибо на ходулях надо передвигаться с помощью своих ног».

Об этом писал и К. Маркс в статье «Размышления юноши при выборе профессии»: «Заблуждение относительно наших способностей к определённой профессии. это ошибка, которая мстит за себя, и если даже она не встречает порицания со стороны внешнего мира, то причиняет нам более страшные муки, чем те, какие в состоянии вызвать внешний мир».

Решая чрезвычайно важную и сложную проблему гармоничного слияния личности и ее дела, общество уделяет повышенное внимание профессиональной ориентации молодёжи. Однако пока не созданы социальные условия, позволяющие обеспечить каждого человека местом в наиболее соответствующей ему сфере деятельности, хотя в процессе повышения материального и культурного уровня жизни народа, в ходе научно-технической революции эти возможности расширяются, поскольку большую часть тяжёлой, однообразной, нетворческой работы берут на себя машины и роботы, гибкие производственные системы.

Меняется характер труда. А значит, меняется и характер требований к работнику, к формам проявления его умственной и физической энергии. Усложнения техники и производственно-технологических процессов, развитие автоматизации, «малой» и «большой» механизации производства сопровождаются относительным уменьшением использования физического, мышечного труда человека и, напротив, возрастающей ролью труда умственного, нервно-психической энергии в процессе производства.

Психофизиологические и соматические реакции организма человека нередко оказываются относительно замедленными по сравнению с высокими скоростями работающих механизмов и аппаратов. Отставание биоритмов человека от ритмов производственных процессов, усугубляемое вполне понятным чувством личной ответственности, порождает у рабочего определённую неуверенность в своих силах, портит настроение, заставляет нервничать или, как говорят медики, усиливает психоэмоциональную напряжённость.

Не на своем месте. Пренеприятное чувство!

Многочисленные исследования показали, что посменная (двух- и трёхсменная) или суточная работа, как правило, не нарушает биологических ритмов, следовательно, человек вполне адаптируется, если эти виды работы имеют определённую цикличность и регулярность, а образ жизни рабочего соответствует потребностям его организма.

Важно, например, чтобы в ночные часы работы имелось полноценное питание, а в дневные часы отдыха сон был продуктивным (глубоким и спокойным).

Физиологически обоснованные ритм и режим работы в значительной степени способствуют повышению производительности труда и рациональному расходованию энергии работающего.

Известно, что механизация и автоматизация производства ведут к определённой ритмичности действий, то есть к периодической повторяемости движений и трудовых процессов. Эта ритмичность должна соответствовать законам физиологической ритмичности человеческого организма. Современная физиология труда исходит из того, что ритм помогает выработке и закреплению рабочего стереотипа и создаёт благоприятные условия для наиболее эффективного координирования деятельности кровообращения, дыхания. График работы конвейера, в частности, должен совпадать с графиком работоспособности рабочих, учитывать «пики» рабочего состояния и вместе с тем неизбежные спады, когда внимание и сосредоточенность рабочего резко снижаются.

Источник

Консультация для воспитателей «Формирование потребности в труде — как важнейшей потребности в жизни»

Как потребность в труде формирует человека. Смотреть фото Как потребность в труде формирует человека. Смотреть картинку Как потребность в труде формирует человека. Картинка про Как потребность в труде формирует человека. Фото Как потребность в труде формирует человека Джанатхан Даутовна
Консультация для воспитателей «Формирование потребности в труде — как важнейшей потребности в жизни»

ГКУ СО КК «Успенский социально-реабилитационный центр

Выступление воспитателя отделения диагностики и социальной реабилитации

Тимовой Джанатхан Даутовны

на педагогическом совете

как важнейшей потребности в жизни».

Трудовое воспитание – это привлечение к самостоятельному посильному труду, наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей. Главная цель трудового воспитания детей формирование нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности труда.

В дошкольном возрасте детям посильны 4 вида труда:

— Самообслуживание – формирование навыков еды, умывания, раздевания и одевания; развитие умений пользоваться предметами гигиены; воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта.

— Хозяйственно – бытовой труд – развитие у детей трудовых навыков в быту (протирание и мытьё игрушек, уборка и наведение порядка в комнате.

Труд в природе – активное, посильное участие детей в работе на участке,уход и наблюдение за растениями в экспериментальном огороде, а также уход за комнатными растениями.

— Ручной труд – самостоятельное и с помощью взрослых изготовление из бумаги, картона, ткани, природного и бросового материала простейших предметов, необходимых в быту и для игр ребёнка (коробочки, игольницы, панно, игровой материал и пр.)

У детей, поступающих в реабилитационный центр, в большинстве своём не сформированы такие жизненно необходимые качества как потребность в труде, наблюдается низкий уровень развития гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

В связи с этим в течение реабилитационного периода большое внимание уделяется привитию навыков и умению пользоваться предметами личной гигиены, следить за своим внешним видом.

Чтобы ребенок достиг нужного результата в трудовом обучении,в своей практике мы используем три основных направления:

— ознакомление с трудом взрослых как эталоном деятельности, которую должен освоить ребенок; воспитание интереса и положительного отношения к труду взрослых;

формирование трудовой деятельности от отдельных микро и целостных трудовых процессов до простейших видов труда. От решения этих направлений зависит включение ребенка в труд, его умение принять участие в коллективной трудовой деятельности, достичь общий результат труда;

воспитание личности ребенка в процессе индивидуальной и коллективной деятельности, воспитание трудолюбия, самостоятельности, настойчивости, ответственности, дружеских взаимоотношений со сверстниками в труде.

Дети младшего возраста с охотой включаются в работу, легко увлекаются непосредственно трудовой деятельностью, но часто энергия неуёмного желания бывает несоразмерной с их возможностями. Чтобы интерес детей к труду не угасал,в своей работе мы используем различные игровые моменты: сюжетно – ролевые, дидактические, словесные игры и т. д.

На реабилитационных занятиях педагоги знакомят детей с трудом взрослых, с различными профессиями. Формируя знания детей о труде взрослых, обеспечиваем необходимый воспитательный эффект: понимание воспитанниками роли труда в жизни людей и на этой основе правильное отношение к результатам человеческого труда, человеку – труженику, стремление самому участвовать в трудовом процессе.

Формируя трудовые умения и навыки, мы создаем условия для удовлетворения интересов и склонностей у детей к избранным занятиям, стимулируем у них развитие задатков к определённым видам труда.

Трудовая деятельность дошкольника, на кружковых занятиях умело руководимая педагогом, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения.

Процесс социализации личности ребенка дошкольника неразрывно связан с познанием окружающего мира и прежде всего мира взрослых. Знание о социальных явлениях, важнейшим из которых является труд, призваны сыграть ведущую роль в становлении личности дошкольников. Трудовое обучение это необходимый этап в подготовке детей к самостоятельной трудовой деятельности. Его цель – научить правильно организовывать и качественно осуществлять различные виды труда, доступные детям дошкольного возраста.

Единицей трудовой деятельности выступает трудовой процесс, основными компонентами которого являются цель и мотивы труда, предмет труда, орудия труда, трудовые действия, результаты труда.

Трудовое обучение целостным трудовым процессам оказывает существенное воздействие и на освоение детьми системных знаний о труде, а также осуществляет в повседневной жизни и на занятиях, и может быть индивидуальным и групповым.

Таким образом, в дошкольном возрасте важно сохранить стремление детей к самостоятельности, которое является достижением ребёнка этого возраста, важнейшим фактором формирования трудолюбия.

Формы работы с родителями по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста «ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ГБОУ ООШ №21 с. п.

Основные направления взаимодействия с семьёй в вопросах воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни В России сложилась крайне отрицательная демографическая ситуация, когда каждое поколение родившихся по численности меньше поколения своих.

Здоровьесберегающие технологии как средство формирования потребности в здоровом образе жизни у дошкольников Видео Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мне хочется представить вашему вниманию свой опыт работы по формированию у детей потребности в здоровом.

Формирование потребности к здоровому образу жизни дошкольника через игру. В современном обществе, на фоне экологической и социальной напряженности в стране и небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть.

Как потребность в труде формирует человека. Смотреть фото Как потребность в труде формирует человека. Смотреть картинку Как потребность в труде формирует человека. Картинка про Как потребность в труде формирует человека. Фото Как потребность в труде формирует человекаКонсультация «Формирование потребности в двигательной активности на музыкальном занятии в ДОУ» Дошкольный возраст является основным в формировании физического и психического здоровья ребенка. В программе «От рождения до школы» особую.

Особые образовательные потребности и специальные образовательные условия для детей дошкольного возраста с нарушениями речи Общие для всех детей с ОВЗ. Получение специальной помощи средствами образования; психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие.

Семейный спортивный праздник, как средство формирования потребности к занятиям физическими упражнениями Гиппократ:nullГимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность,.

Источник

Функции, содержание и характер труда

Труд и его понятие

Труд является важной составляющей в процессе появления и развития человеческого общества. В процессе труда человек создаёт блага, для своего существования. В этой связи можно говорит о том, что труд представляет собой основу жизнедеятельности и развития человека. В самой человеческой природе заложена на начальном этапе потребность трудится, как необходимое и естественное условие жизни.

К. Маркс говорил, что труд является созидателем потребительных стоимостей, а полезный труд – это независимое от любы общественных форм условие существования людей, вечная естественная необходимость: без труда невозможен обмен веществ между человеком и природой, иначе говоря, невозможна в принципе человеческая жизнь.

Также К. Маркс говорил, что процесс труда есть целесообразная деятельность, направленная на созидание потребительных стоимостей, присвоение данного природой для человеческих потребностей, всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой, вечное естественное условие человеческой жизни».

Функции труда

Роль труда главным образом обуславливается функциями, которые он выполняет. Среди всех функций, которые выполняет труд, можно выделить несколько основных:

Потребительская функция проявляется в том, что труд выступает как способ удовлетворения потребностей.

Созидательная функция базируется на удовлетворении индивидуальных и общественных потребностей и воплощается посредством производства материальных и духовных благ, а также в созидание общественного богатства.

Социальная функция труда реализуется через удовлетворение потребностей и создание богатства. Таким образом, труд является основой для всего общественного развития, посредством него определяется социальный статус человека, который образует социальные слои населения и создаёт основу для из взаимодействия между собой.

Человеческая функция труда воплощается посредством создания всех ценностей человеческого бытия. При этом труд выступает как субъект общественного развития, а в процессе подготовки к труду и в ходе самой трудовой деятельности человек приобретает профессиональные знания и навыки, тем самым осваивая способы общения и взаимодействия, формирует самого себя как личность и часть общества, находясь в перманентном процессе развития.

Свободотворческая функция состоит в том, что именно труд открывает перед каждым человеком путь к свободе. В труде и при его помощи человечество способно познать законы природы и законы собственного развития, а также взять на вооружение данное знание и применить его при планировании последствий собственной деятельности.

Примечательно, что до сегодняшнего дня нет ясности в вопросе понимания сущности и определения понятия потребности. Самое распространённое определение потребности следующее:

Потребность – это нужда или надобность субъекта в чём-то для организации собственного нормального функционирования.

Потребность – это объективное стремление человека к потреблению материальных и духовных благ.

Кроме того, существует ещё одно определение потребности, которое имеет достаточно развёрнутый вид:

Потребность – это субъективное отношение личности к объектам и явлениям окружающей действительности, в котором переживается противоречие между достигнутыми и потенциальными возможностями в процессе освоения ценностей – в случае духовных потребностей, или среди наличных и необходимых ресурсов жизнедеятельности, а для материальных – те, которые выступают в качестве источника активности.

Классификация потребности

Принято считать, что у потребностей есть множество классификаций. Самой распространённой является классификация, которая была предложена американским психологом А. Маслоу, которая состоит из пяти групп потребностей, весьма условно разделённая на первичные и вторичные, где к первым причисляются физиологические потребности и потребность в безопасности и защищённости, а к вторичным – потребность в причастности, социальному взаимодействию, а также потребность в уважении и самореализации.

Примечательно, что побуждение к активности и конкретной деятельности может иметь и внешний характер по отношению к субъекту. В такой ситуации он называется стимулом, а процесс, в ходе которого создаются побуждающие условия индивидов к деятельности – стимулированием.

В качестве индикатора цели человеческой деятельности выступает стремление субъекта удовлетворить осознанные им потребности. Представление человека, коллектива и общества в целом о ключевых и важных целях деятельности, в том числе об главных средствам достижения данных целей носит название ценностей, а саму направленность на какие-либо ценности называю ценностной ориентацией.

Трудовая деятельность человека так или иначе связана с удовлетворением большинства потребностей, и даже более того, именно она оказывает прямое влияние на качество и эффективность труда.

Функции труда стоит отличать от функций, которые выполняются людьми в процессе труда. Сюда включены все действия, операции и обязанности, которые выполняют люди в ходе трудовой деятельности. Примечательно, что в отношении данного вопроса среди специалистов отсутствует единая точка зрения на состав и классификацию данных функций. Самыми регулярно используемыми функциями в процессе труда являются следующие:

Все перечисленные функции в разной степени могут присутствовать в труде отдельного работника, но при этом свойственна совокупному труду.

Содержание труда

Содержание труда состоит из совокупности распределяемых межу отдельными работниками действий, операций, функций, а также их взаимодействие и взаимосвязь. Сложность труда зависит от того, из каких функций он складывается и которые преобладают в трудовой деятельности человека. Более того, зависит от распределения и соотношения, к примеру, умственного и физического труда.

Для выполнения большинства функций работник должен быть подготовлен, он обязан иметь общеобразовательные навыки и профессиональную подготовку.

Приобретение профессиональных навыков, умений и знаний требует немало трудовых затрат.

В этой связи выделяют труд простой, которые не требует профессиональной подготовки, а также сложный, для которого необходимо иметь специальное профессиональное обучение.

Содержание труда изменяется в соответствии с тем, как происходят перемены в составе трудовых отношений и затратах времени на их выполнение. Ключевой фактор, который обуславливает изменение содержания труда состоит в научно-техническом прогрессе.

Посредством содержания труда отражается принадлежность конкретного вида труда к той или иной сфере деятельности, отрасли, виду деятельности, профессии и специальности. По своей сути содержание труда отражается в профессиональных стандартах, квалификационных и тарифно-квалификационных справочниках, положениях о подразделениях организации и должностных инструкциях.

Характер труда

Помимо содержательной стороны труда существует ещё и социально-экономическая сторона, которая получила название характера труда. Определение характера труда происходит посредством системы производственных отношений и степени развития материально-технической базы данного способа производства. Основными элементами производственных отношений, которые определяют характер труда являются:

Надо отметить, что содержание и характер труда имеют тесные взаимоотношения, поскольку выражены различными сторонами одной и той же трудовой деятельности. Важно понимать, что при сочетании характеристик содержания и характера труда можно группировать различные виды труда по разным признакам.

Источник

Функции труда и потребности человека

Труд играет исключительно важную роль в существовании и развитии человеческого общества и каждого его члена. Только в процессе труда человек создаёт блага, необходимые для его существования. Именно поэтому труд является основой жизнедеятельности и развития человека. В самой человеческой природе изначально заложена потребность трудиться как необходимое и естественное условие жизни.

Вот как определял труд и его роль в жизни человека К. Маркс: «Труд как созидатель потребительных стоимостей, как полезный труд, есть не зависимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная естественная необходимость: без него не был бы возможен обмен веществ между человеком и природой, т.е. не была бы возможна сама человеческая жизнь»[4]. И далее: «Процесс труда …есть целесообразная деятельность для созидания потребительных стоимостей, присвоение данного природой для человеческих потребностей, всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой, вечное естественное условие человеческой жизни»[5].

Роль труда проявляется в выполняемых им функциях. Во всём многообразии выполняемых трудом общественных функций можно выделить ряд основных (рис. 1.3).

Как потребность в труде формирует человека. Смотреть фото Как потребность в труде формирует человека. Смотреть картинку Как потребность в труде формирует человека. Картинка про Как потребность в труде формирует человека. Фото Как потребность в труде формирует человека

Рис. 1.3. Функции труда

Первая и важнейшая функция труда – потребительская. Она проявляется в том, что труд выступает как способ удовлетворения потребностей. Основой удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей является производство материальных и духовных благ, созидание общественного богатства. В этом – созидательная функция труда. Удовлетворяя потребности и создавая богатство, труд лежит в основе всего общественного развития – он определяет социальный статус человека, формирует социальные слои общества и основы их взаимодействия, тем самым выполняя социальную функцию. Создавая все ценности человеческого бытия, выступая в качестве субъекта общественного развития, человек в ходе подготовки к труду и в самом процессе трудовой деятельности приобретает знания и профессиональные навыки, осваивает способы общения и взаимодействия, формирует себя как личность и как члена общества, постоянно развивается и совершенствуется. В этом – человекотворческая функция труда. Наконец труд выступает как сила, открывающая человечеству путь к свободе. Свободотворческая функция труда состоит в том, что именно в труде и с помощью труда человечество познаёт как законы природы, так и законы своего развития и, вооружённое их знанием может заранее учитывать всё более отдалённые естественные и общественные последствия своей деятельности.

Все функции труда важны и связаны между собой. Главное, что их объединяет – нацеленность на удовлетворение потребностей человека и общества. Всё, что делают люди в течение жизни, вся человеческая жизнь имеет только одну движущую причину – стремление к удовлетворению потребностей.

Следует отметить, что до настоящего времени не существует ясного и вполне бесспорного понимания сущности и определения понятия потребности. Наиболее часто потребность определяется как «нужда, надобность субъекта (работника, коллектива, общества) в чём-либо для своего нормального функционирования»[6], как «объективное стремление человека к потреблению материальных и духовных благ»[7].

Как потребность в труде формирует человека. Смотреть фото Как потребность в труде формирует человека. Смотреть картинку Как потребность в труде формирует человека. Картинка про Как потребность в труде формирует человека. Фото Как потребность в труде формирует человека

Рис.1.4. Иерархия потребностей по А. Маслоу[8]

Представляет интерес и такое развёрнутое определение потребности как «субъективное отношение личности (к явлениям и объектам окружающей среды), в котором переживается противоречие (между достигнутым и потенциально возможным в освоении ценностей – в случае духовных потребностей, или между наличными и необходимыми ресурсами жизнедеятельности – в случае материальных), выступающее источником активности»[9].

Существует большое количество различных классификаций потребностей. Наиболее популярной является классификация, предложенная американским психологом Абрахамом Маслоу, включающая пять групп потребностей, условно подразделяемых на первичные и вторичные (рис.1.4). Более развёрнутая классификация предложена российским психологом С.Б. Кавериным (рис. 1.5). В её основе лежит принцип деятельности (всё, что

Как потребность в труде формирует человека. Смотреть фото Как потребность в труде формирует человека. Смотреть картинку Как потребность в труде формирует человека. Картинка про Как потребность в труде формирует человека. Фото Как потребность в труде формирует человека

Рис. 1.5. Классификация потребностей по С.Б. Каверину[10]

делает человек в течение жизни, исчерпывается и описывается всего лишь четырьмя основными видами деятельности: труд, общение, познание и рекреация) и принцип соподчинения.

Осознанная человеком потребность приобретает форму интереса – стремления каким-то путём удовлетворить потребность. Это стремление побуждает человека к определённым действиям. Внутреннее побуждение к активности и деятельности, направленной на удовлетворение потребностей, называют мотивом,а процесс формирования таких побуждений – мотивацией. Побуждение к активности и определённой деятельности может носить и внешний по отношению к субъекту характер. В этом случае оно называется стимулом[11], а процесс создания условий, побуждающих индивидов действовать определённым образом – стимулированием. Многообразие стимулов трудовой деятельности может быть объединено в несколько классификационных групп (рис.1.6).

Как потребность в труде формирует человека. Смотреть фото Как потребность в труде формирует человека. Смотреть картинку Как потребность в труде формирует человека. Картинка про Как потребность в труде формирует человека. Фото Как потребность в труде формирует человека

Рис.1.6. Классификация стимулов трудовой деятельности

Стремление субъекта удовлетворить осознанные им потребности определяет цели его деятельности. Представления человека, коллектива, общества в целом о главных и важных целях деятельности, а также об основных средствах достижения этих целей называют ценностями,а направленность на те или иные ценности – ценностной ориентацией.

Удовлетворение большинства потребностей так или иначе связано с трудовой деятельностью человека и оказывает самое непосредственное воздействие на качество и эффективность его труда (рис. 1.7).

Как потребность в труде формирует человека. Смотреть фото Как потребность в труде формирует человека. Смотреть картинку Как потребность в труде формирует человека. Картинка про Как потребность в труде формирует человека. Фото Как потребность в труде формирует человека

Рис. 1.7. Механизм воздействия потребностей на трудовое поведение

Содержание и характер труда

От функций труда следует отличать функции (действия, операции, обязанности), которые люди выполняют в процессе труда. Как и по многим другим вопросам среди специалистов отсутствует единая точка зрения на состав и классификацию этих функций. Наиболее часто в процессе труда выделяют следующие функции:

· логическую (мыслительную), связанную с определением цели и подготовкой системы необходимых трудовых операций;

· исполнительскую – приведение средств труда в действие различными способами в зависимости от состояния производительных сил и непосредственное воздействие на предметы труда[12];

· контрольно-регулирующую – наблюдение за технологическим процессом, ходом выполнения намеченной программы, её уточнение и корректировка;

· управленческую, связанную с подготовкой, организацией производства и руководством исполнителями.

Каждая из названных функций в той или иной степени может присутствовать (или не присутствовать) в труде отдельного работника, но непременно свойственна совокупному труду. Совокупность распределённых между отдельными работниками действий, операций, функций, их взаимодействие и взаимосвязь формируют содержание труда. В зависимости от преобладания тех или иных функций в трудовой деятельности человека определяется сложность труда, складывается конкретное соотношение функций умственного и физического труда.

Изменение состава трудовых функций и затрат времени на их выполнение означает изменение содержания труда. Главным фактором, обусловливающим изменение содержания труда, является научно-технический прогресс.

Как потребность в труде формирует человека. Смотреть фото Как потребность в труде формирует человека. Смотреть картинку Как потребность в труде формирует человека. Картинка про Как потребность в труде формирует человека. Фото Как потребность в труде формирует человека

Рис. 1.8. Классификация видов труда

Содержание труда отражает принадлежность конкретного вида труда к той или иной сфере деятельности (труд в сфере материального производства, в сфере услуг, науки, культуры и искусства и т.п.), отрасли (труд в какой-либо отрасли промышленности, в строительстве, на транспорте, в сельском хозяйстве), виду деятельности (труд учёного, предпринимателя, руководителя, рабочего и проч.), профессии и специальности (рис. 1.8). Содержание труда находит отражение в квалификационных и тарифно-квалификационных справочниках, положениях о подразделениях организаций, должностных инструкциях.

Кроме содержательной стороны труд имеет и социально-экономическую сторону, называемую характером труда. Характер труда определяется системой производственных отношений и степенью развития материально-технической базы данного способа производства.

Главными элементами системы производственных отношений, определяющими характер труда, являются:

отношение трудящихся к средствам производства, форма собственности на средства производства (например, труд частный и труд наёмный);

способ соединения работников со средствами производства (труд принудительный и добровольный, подневольный и свободный);

связь между трудом индивидуума и совокупным трудом общества (труд личный и общественный, индивидуальный и коллективный);

отношение работников к труду (труд инициативный и безынициативный, добросовестный и недобросовестный);

степень социальных различий в труде, обусловленных социальной структурой работников, различиями в уровне их подготовки, содержанием выполняемых функций, условиями труда.

Содержание и характер труда тесно связаны между собой, так как выражают различные стороны одной и той же трудовой деятельности. Сочетание характеристик содержания и характера труда позволяет выделять различные виды (разновидности) труда, группировать их по тем или иным признакам. На рисунке 1.8 приведена примерная, не претендующая на полноту, классификация видов труда.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *