Как поступить в музыкальную школу взрослому
«Сначала было сложно играть даже час, потом вместе с мозолями появилась усидчивость». Как учат в музыкальной школе для взрослых
Три истории женщин, которые начали учить ноты после 30 лет
Музыкальная школа имени Н.А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге — одно из немногих бюджетных российских образовательных учреждений, куда принимают взрослых людей без ограничений по возрасту. Студенты до 30 лет могут учиться бесплатно. Два года назад школу хотели закрыть, но ученики и преподаватели добились того, чтобы она продолжила работу. «Цех» поговорил с тремя студентками школы о том, почему они решили заниматься музыкой во взрослом возрасте, как проходят занятия и что дается им труднее всего.
Мои родители постоянно брали меня в походы, где всегда были песни у костра под гитару. В 10 лет я попросила показать мне аккорды и смогла как-то элементарно аккомпанировать собственному голосу, но систематически музыке нигде не училась.
Первая попытка поступить в музыкальную школу для взрослых была в студенчестве и оказалась неудачной: я и тогда, и сейчас жутко паниковала перед выступлениями на публике. Меня попросили показать знакомые аккорды, и я почувствовала, как мои пальцы просто не попадают по струнам от волнения, после чего меня совершенно ожидаемо спросили, как я с такими страхами собираюсь сдавать экзамены, и не взяли.
Вторая попытка приобщиться к музыке связана с хором: знакомая предложила петь в хоре Технологического института. Несмотря на мысли, что «я уже давно не студентка, да и не умею ничего толком», я пришла на первую репетицию, и мне настолько понравилось, что я осталась там на 7 лет. В какой-то момент мне захотелось научиться читать ноты с листа, как это делают все профессиональные хористы. Тогда я снова пришла в музыкальную школу — учиться сольфеджио. В школе я видела увлеченных людей, которые рассказывали друг другу об инструментах, на которых играют, делились своими успехами и неудачами. В какой-то момент почувствовала, что мне хочется стать частью этого.
Когда я впервые села за инструмент, я столкнулась с проблемой гибкости пальцев и умением не зажимать руки — на словах всю технику понимала и казалось, что легко смогу повторить, но на деле до сих пор не всегда. Всё это вопрос практики: при ежедневных занятиях эта проблема постепенно решается. На третий год учебы мне сложно судить о своих успехах: кажется, пока что получается ничтожно мало, но бывают и ценные поворотные моменты. Если в школе есть свободные классы, я часто занимаюсь самостоятельно. Во время одного такого занятия я вдруг полностью погрузилась в музыку, почувствовала уверенность. Это было неописуемое чувство.
Для успешной работы педагогу и ученику важно доверять друг другу. Ученик должен верить педагогу, его подходу, советам, а преподователь — в возможности ученика вне зависимости от его возраста. Умение понимать горизонты каждого и ставить задачи сложные, но выполнимые, очень ценно в педагоге.
Конечно, можно заниматься с частным преподавателем — это вопрос личных ощущений. В государственной школе всегда есть план и программа, отчетные концерты, экзамены, которые вам придется сдавать в определенные сроки. Частный преподаватель такого требовать не станет. Мне комфортнее, когда у меня есть рамки и четкий план задач — так я чувствую, что двигаюсь вперёд. Еще одно преимущество школы — неповторимая атмосфера совместного творчества, которая есть, мне кажется, только у нас. Ты постоянно видишься и общаешься с единомышленниками, посещаешь групповые занятия по сольфеджио и хору, обмениваешься знаниями, опытом, что-то совместно разучиваешь.
С самого начала я прекрасно понимала, что не буду выступать не сцене, а хочу научиться играть для собственного удовольствия. Да и фраза «научиться играть» не очень корректна — это бесконечный процесс. Музыка для меня — это в какой-то степени эскапизм, возможность полностью погрузиться в приятный процесс и вырваться из реальности. Не могу представить, что это закончится после завершения обучения, поэтому буду искать возможности развиваться дальше.
Многим, кто учится играть на фортепиано, как и мне, помогают развиваться разные приложения:
Яна Хрустовская, 45 лет, индивидуальный предприниматель в сфере туризма
Виолончель, музыкальный стаж 11 лет
В детстве я окончила в Аничковом двореце отделение по классу фортепиано. Как и большинство маленьких детей, меня не спрашивали, какой инструмент мне интересен: родители понимали, что слух есть, этого было достаточно. После окончания школы я садилась за инструмент редко: игра на фортепиано никогда не приносила никакого удовольствия. Желание вернуться к игре появилось спустя лет 10, когда я стала интенсивно работать.
Когда мне было около 30 лет, я стала всё чаще обращать внимание на записи виолончельной музыки. Я вспомнила, что ещё мой школьный педагог по фортепиано, когда искала пример какой-то проникновенной музыки, говорила: «Слушай виолончель! Здесь надо петь так, как поёт виолончель». Этот инструмент уникален: по своему тембру он близок к человеческому голосу. Если приложить виолончель к животу, можно почувствовать, как он вступает в резонанс с тобой. В то время моя дочь училась игре на флейте в Лицее Искусств «Санкт-Петербург», куда я и пошла узнать, могут ли мне давать частные уроки виолончели. Преподаватель посмотрела на мои руки и сказала: «Нет», — добавив: «После 20 лет, не говоря уже о 30, садиться за струнные инструменты бесполезно; вероятность, что всё получится крайне мала, а учить таких просто неинтересно». Я её понимаю: для игры на виолончели нужны длинные и гибкие пальцы, а у меня они достаточно короткие, особенно мизинец. Абсолютного слуха нет, уже зрелый возраст — одним словом, своими данными никаких педагогов я покорить не могла.
Я не отчаялась и прибежала на прослушивание в музыкальную школу имени Римского-Корсаковаво во время обеденного перерыва на работе.
На самом прослушивании меня не покидало ощущение, что я снова во Дворце пионеров: меня спрашивали, сколько мне лет, чем увлекаюсь, а потом попросили «что-нибудь спеть». И тут я впала в ступор: конечно, я не готовилась, но выхода нет — надо петь. Почему-то в голову сразу пришла народная песня «Степь да степь кругом». Комиссия, узнав, что я занимаю должность генерального директора, прямо спросила меня: «Учеба в музыкальной школе не заканчивается двумя уроками в неделю. Вы уверены, что у вас будет время для занятий?» Я ответила, что справлюсь. В итоге в списках на зачисление меня не оказалось. За лето вся эта история подзабылась, а в сентябре мне неожиданно позвонили и позвали учиться.
Государственная школа не может предоставить взрослым ученикам собственный инструмент, поэтому виолончель я покупала сама. На первых порах совершенно не обязательно искать инструмент за сотни тысяч: для работы будет достаточно обычной фабричной виолончели за 40 тысяч рублей. Когда мой преподаватель впервые меня увидел, я почувствовала сомнение с его стороны, в чём он мне спустя два года признался. Я благодарна ему, что он не сказал мне этого с самого начала, потому что даже моё упрямство и целеустремлённость не смогли бы противостоять недоверию со стороны преподавателя.
У взрослых учеников, по мнению моего педагога, есть огромное преимущество над детьми — железобетонная мотивация и упрямство. Это помогает справиться с нехваткой таланта, физиологическими недостатками, возрастом, нехваткой времени. Не стоит слушать тех, кто говорит «нет», аргументируя это тем, что тебе чего-то природа не дала. Единственное условие, которое отсекает возможность заниматься музыкой, — отсутствие слуха.
Мои «первые сложности» длились целых два года. У меня не получалось ничего, особенно на фоне других учеников: многие уже через год исполняли Баха, а я могла изобразить лишь нечто вроде «два притопа, три прихлопа». Я успокаивала себя тем, что они моложе — кто на 10, кто на 13 лет, и не разрешала себе сдаваться, потому что никак не верилось, что этот шанс научиться играть, который я искала так долго, появился просто так. А ещё очень хотелось доказать преподавателю, что он взял меня не просто так.
Мы всем классом сделали свинцовые сурдины, которые приглушают звук струн и можно играть даже ночью. Так я и занималась — другой возможности репетировать у меня не было.
Моя работа связана с командировками, поэтому в занятиях часто были значительные перерывы: конечно, можно заняться этим вопросом и оформить разрешение на перевозку виолончели, но для такого крупного инструмента придётся покупать отдельное место в самолёте, что достаточно затратно. На практике перерывы ощущались очень болезненно, ведь игра на музыкальном инструменте похожа на изучение иностранных языков — если не практиковаться, все с легкостью вылетает из головы. В то же время музыка похожа на умение плавать —один раз научишься и не утратишь этот навык до конца жизни.
Только к третьему году то упорство, с которым я занималась и количество сил, вложенных в этот инструмент, перешло в качество. Я впервые почувствовала, что у меня что-то получилось на одном из уроков: обычно мой преподаватель сидел рядом со мной со сведенными коленями, как будто через силу старался терпеть происходящее, и практически все время урока тратил на замечания насчёт постановки рук, смычка и так далее. А в тот раз он впервые заговорил со мной не о том, как надо держать инструмент, а о музыке. Тогда мне впервые разрешили играть не только программу, но и произведения, которые нравятся лично мне: «Романс» Шостаковича, «Лебедя» Сен-Санса, «Песню без слов» Мендельсона. В этот год на экзамене я получила свою первую заслуженную «пять с минусом»: практически признание со стороны всей школьной комиссии, что они во мне ошибались.
Сейчас я могу не только сыграть любимые произведения, но и совсем иначе воспринимать концерты классической музыки: не просто наслаждаюсь ею, но и анализирую. Я стала частью оркестра выпускников Аничкого дворца, где когда-то училась, а дома аккомпанирую своей дочери, которая играет на флейте. А еще музыкальная школа дала мне шанс в возрасте уже за 30 обрести новых друзей из самых разных сфер: со мной вместе училась девушка-астроном, девушка-антрополог, девушка-архитектор, девушка-китаист из СПбГУ и так далее.
Ольга Штыкова, 35 лет, менеджер
Вокал, музыкальный стаж 12 лет
Моё увлечение музыкой началось с детства, но систематизировать знания удалось уже в зрелом возрасте. Я всегда любила петь, ходила в кружки, но нигде не задерживалась. В старших классах я начала писать свои песни, научилась немного играть на гитаре по самоучителю.
В 20 лет я переехала учиться на юриста в Петербург, но желание серьёзно заниматься музыкой только укрепилось. В то время знакомые петербургские энтузиасты арендовали классы в общеобразовательной школе и проводили там уроки сольфеджио и теории музыки для взрослых, а также обучали пению и игре на музыкальных инструментах. Мы начинали с абсолютного нуля: нам чертили на доске нотный стан и объясняли, как выглядят ноты. Там у меня и появился первый педагог по академическому вокалу — в прошлом оперная певица в уже достаточно преклонном возрасте.
Обучение классическому вокалу дало мне хорошую базу, следующей ступенью стал эстрадный вокал. Сейчас я выпустила первый альбом, планирую второй, пою в хоре музыкальной школы имени Римского-Корсакова и давно перестала считать занятие музыкой своим хобби. Совмещать работу и музыку сложно, но это вопрос приоритетов. Если относиться к музыке как к хобби, то и прогресс будет менее заметен: от нерегулярных занятий чудес ждать не стоит.
Я сменила около семи преподавателей, и убедилась, что найти «своего» достаточно непросто. В случае с вокалом хороший педагог — залог успешного развития. Голос — это живой инструмент, и его можно легко и значительно повредить. Неправильное звукоизвлечение как результат неграмотных занятий часто приводит к печальным последствиям вроде узлов на голосовых связках и даже потере голоса. Тем, кто только ищет своего преподавателя, я бы дала несколько советов:
Если абитуриент старше 30 лет, за образование придётся заплатить. Чтобы поступить на вокальное отделение нужно пройти прослушивание, поэтому одного одного стремления будет недостаточно, нужно продемонстрировать свои данные. Чтобы научиться эстрадному или джазовому вокалам, без частного преподавателя не обойтись, потому что в государственных школах таких программ нет. Многие выбирают в качестве учителей действующих вокалистов, с этим есть свои сложности: занятия могут отменяться из-за концертов и гастролей преподавателя. Когда у человека есть амбиции построить певческую карьеру, ваш прогресс для него всегда будут на втором месте.
Важный момент: любому, кто хочет связать свою жизнь с музыкой, рано или поздно придётся выйти на сцену. Мы ведь занимаемся не только для себя, но и чтобы творчество дарить другим. Экзамены, открытые уроки, концерты — через всё это предстоит проходить постоянно, поэтому если у вас есть страх перед публикой, то в процессе обучения его придется побороть. Даже если первый раз окажется неудачным, важно не опустить руки и не бросить всё, как это бывает со многими. Дети совсем иначе реагируют на публику, им не так важно, как нам, взрослым, её одобрение. В такие моменты я всегда внушаю себе, что, в первую очередь, выйдя на сцену, я собираюсь получить удовольствие, и только когда у меня это получится — я доставлю удовольствие зрителю.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Запись на консультацию осуществляется по ссылке или по телефону: +7 (963) 654-44-69
Есть ли в ЦМШ вокальное отделение?
Нет, в ЦМШ ведется обучение только на таких инструментах, как фортепиано, оркестровые струнные (скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа), оркестровые духовые (флейта, кларнет, гобой, фагот, труба, валторна, тромбон, туба) и ударные инструменты.
Можно ли перевестись в ЦМШ из другой школы?
Перевестись из другой школы нельзя, но можно пройти вступительные испытания в установленном порядке. Подробная информация в разделе «Образование» на сайте ЦМШ, подразделы «Начальное образование» и «Среднее профессиональное образование», во вкладках «Абитуриентам».
С какого возраста можно посещать занятия и сколько это стоит?
На дошкольное отделение принимаются дети с 4-5 лет после успешного прохождения конкурсного вступительного прослушивания. Обучение платное – стоимость указана в Приложении №1 к Приказу ЦМШ от «25» июня 2019 г. № 101-од.
На программу начального общего образования дети принимаются в 1 класс или при наличии вакантных мест во 2-4 классы. Подробнее в подразделе «Начальное образование».
На программу среднего профессионального образования принимаются дети в 5 класс или в при наличии вакантных мест в 6-10 классы. Подробнее в подразделе «Среднее профессиональное образование». Предусмотрены бюджетные и платные места.
Есть ли в ЦМШ обучение для взрослых?
Обучение по основным образовательным программам и на подготовительном отделении осуществляется только для детей до 18 лет.
Как поступить в ЦМШ иностранцам?
На первичную консультацию можно приехать по предварительной договоренности по туристической визе в течение учебного года или на ежегодные мастер-классы ЦМШ — Международные Летние и Зимние школы.
Далее следует очное вступительное прослушивание, при условии успешного завершения которого абитуриенту будет рекомендовано поступить на подготовительное отделение с определенной индивидуальной программой.
Приехать на прослушивание можно в течение всего учебного года, но в связи с тем, что обучение начинается с 1 сентября, оптимальное время для него — с апреля по середину июня.
Пожалуйста, перед отправкой заявки ознакомьтесь с информацией в подразделе «Иностранным гражданам».
Получить справочную информацию и задать все интересующие Вас вопросы можно по электронной почте foreign@cmsmoscow.ru или по телефону +7 (967) 148-67-39
Есть ли в ЦМШ услуги репетиторства?
Услуг по предоставлению частных уроков в нашей школе нет, но ежегодно проводятся мастер-классы в рамках творческих школ (в период летних и зимних школьных каникул). Оставить заявку на участие и получить более подробную информацию можно по адресу masterclass@cmsmoscow.ru, в соответствующем разделе сайта или по телефону Отдела по организации творческой деятельности ЦМШ
+7 (967) 148-62-97
Отбор на мастер-классы производится на основании заявки с видеозаписями.
Как поступить в музыкальное училище?
В сегодняшнем посте поговорим о том, как поступить в музыкальное училище. Скажем, вы заканчиваете учебу в школе и намереваетесь получить какое-нибудь хорошее образование. Стоит ли соваться в музыкальное училище? Рекомендую об этом серьёзно задуматься, так как вам предстоит провести в стенах училища целых четыре года. Ответ скажу за вас: поступать в музыкальное училище стоит идти лишь в том случае, если музыкальное образование вам жизненно необходимо.
Как поступить в музыкальное училище? Многих интересует вопрос о том, нужно ли для поступления иметь свидетельство об окончании музыкальной школы. Прямо скажем, что тут всё будет зависеть от выбранной специальности.
Нужно ли оканчивать музыкальную школу?
Отделения в музыкальном училище, на которые принимают без начального музыкального образования: академический и эстрадный вокал, хоровое дирижирование, духовые и ударные инструменты, а также отделение струнных инструментов (принимают контрабасистов). Особенно радушно встречают парней, потому что, как правило, во всех регионах стоит острая проблема нехватки именно мужских кадров – певцов в хорах, духовиков и низких струнников в оркестрах.
Как учиться: бесплатно или платно?
Тем же, кто готов получать знания за деньги, есть смысл поинтересоваться о возможности поступления на эти отделения у компетентного лица (например, заведующего отделением или завуча). Вполне вероятно, что в предоставлении платных образовательных услуг вам не откажут. От денег никто не отказывается – так что дерзайте!
Тех же, кто имеет страстное желание научиться именно этим профессиям, но не имеет на это лишних финансовых средств, хочу успокоить. Для вас тоже есть отличная возможность получить то, что вы хотите, бесплатно. Надо подать документы не в музыкальное училище, а в педагогический колледж с музыкальным отделением. Как правило, конкурса поступающих там просто нет, и берут в студенты всех, кто подаст документы.
В среде абитуриентов распространено ложное представление о том, что музыкальное образование в педколледже хуже по качеству, чем в музыкальном училище. Это полная ерунда! Это разговор тех, кому делать нечего, и кто любит чесать языком. Образование в муз-педколледжах очень сильное и довольно широкое по профилю. Если не верите, вспомните ваших школьных учителей музыки – как много они умеют: поют красивым поставленным голосом, руководят хором и играют как минимум на двух инструментах. Это очень серьёзные навыки.
Единственным минусом обучения в педагогическом колледже является то, что учиться придётся не четыре года, как в училище, а пять. Правда для тех, кто приходит учиться после 11-го класса, иногда делают скидку на один год, но если вы приходите на учебу с нуля, то вам, всё же, учиться пять лет выгоднее, чем четыре.
Как поступить в музыкальное училище? Что для этого нужно сделать прямо сейчас?
Во-первых, нужно определиться с тем, в какое училище или колледж и не какую специальность будем поступать. Выбирать учебное заведение лучше по принципу «чем ближе к дому, тем лучше», особенно если подходящего колледжа нет в том городе, в каком живёте вы. Специальность выбираете ту, которая понравится. Вот обычный список программ обучения, которые предлагают в училищах и колледжах: академическое инструментальное исполнительство (разные инструменты), эстрадное инструментальное исполнительство (разные инструменты) сольное пение (академическое, эстрадное и народное), хоровое дирижирование (академический или народный хор), народное музыкальное творчество, теория и история музыки, звукорежиссура, менеджмент в сфере искусства.
Во-вторых, расспросив знакомых или посетив Интернет-сайт выбранного училища, нужно разузнать про него как можно больше подробностей. Вдруг там не всё в порядке с общежитием или ещё что (потолок проваливается, постоянно нет горячей воды, розетки в комнатах не работают, вахтёрши сумасшедшие и т.п.)? Важно, чтобы в годы вашей учёбы вы чувствовали себя комфортно.
Не пропускаем день открытых дверей
В ближайший день открытых дверей вместе с родителями поезжайте туда, куда вы хотите поступить, и оцените всё вживую. Не постесняйтесь зайти в общежитие и попросить, чтобы вам провели мини-экскурсию.
Что обычно включает в себя программа дня открытых дверей? Это, как правило, утреннее собрание всех абитуриентов и их родителей для встречи с администрацией учебного заведения. Суть этого собрания – презентация училища или колледжа (будут говорить общие вещи: о достижениях, о возможностях, об условиях и т.д.), длится всё это не более часа. После этого собрания обычно силами студентов организуется небольшой концерт. Это всегда очень интересная часть, поэтому, не рекомендую вам отказывать себе в удовольствии и послушать, что для вас старательно готовили студенты и их педагоги.
Вторая часть дня открытых дверей менее регламентирована – обычно всем желающим предлагается пройти бесплатные индивидуальные консультации по любой специальности. Это именно то, что вам нужно! Находите на стенде для абитуриентов (он вам обязательно попадётся на глаза) информацию – где, в каком классе, и у какого преподавателя можно проконсультироваться по вашей специальности, и прямиком отправляетесь туда.
К преподавателю вы можете зайти за какими-нибудь подробностями (например, по поводу программы для поступления или договориться о консультациях), просто познакомиться и сообщить, что вы будете поступать к ним в этом (или следующем) году, а можете и сразу показать то, что вы умете (это самый лучший вариант). Важно внимательно выслушать и принять к сведению все рекомендации, которые вам будут высказаны.
Как подготовить почву, чтобы без проблем поступить в музыкальное училище?
Тут важно понимать, что подготовку к поступлению нужно начинать заранее: чем раньше, тем лучше. Идеально, если в вашем распоряжении есть хотя бы полгода или год. Итак, что за это время нужно сделать?
Буквально нужно засветиться в том учебном заведении, которое вы выбрали. Для этого можно:
Если два последних способа подходят только тем, кто учился в музыкальной школе, то первые два из названных – работают для всех.
Как абитуриенты становятся студентами?
Чтобы поступить в музыкальное училище, нужно сдать вступительные экзамены. О том, как это сделать и как проходят экзамены, будет отдельная статья. Чтобы её не пропустить, рекомендую подписаться на обновления (прокрутите страницу вниз и увидите специальную форму подписки).
Нас сейчас интересует вот что: вступительные испытания бывают двух видов – специальные и общие. Общие – это русский язык и литература – как правило, по этим предметам выставляется зачёт (на основании экзамена в учебном заведении или на основании сертификата с вашими результатами ЕГЭ). Общие предметы не влияют на рейтинг абитуриента, если только вы не поступаете на специальность типа экономики или менеджмента (такие отделения в музыкальных учебных заведениях тоже есть).
Следовательно, рейтинг образуется суммой всех баллов, которые вы набрали при сдаче специальных экзаменов. По-другому эти специальные экзамены называют ещё творческими испытаниями. Что это такое? Это и есть исполнение вашей программы, прохождение собеседования (коллоквиум), письменные и устные упражнения по музыкальной грамоте и по сольфеджио и т.д.
Список того, что вам нужно сдавать вместе со всеми конкретными требованиями вы должны раздобыть ещё тогда, когда посетите музыкальное училище или колледж в день открытых дверей. Что делать с этим списком? В первую очередь посмотреть, что вы знаете хорошо, а что необходимо подтянуть. Таким образом, если вы хорошо подготовитесь по всем предметам, то обретёте дополнительную подушку безопасности.
Например, скажем, вы прекрасно сдали специальность, но следующий экзамен – написание диктанта по сольфеджио, где вы чувствуете себя неуверенно. Что делать? Перестраховаться! Напишете диктант хорошо – всё здорово, ну а если не очень хорошо дела пойдут с диктатом – ничего страшного, подберёте больше баллов на устном экзамене. Думаю, суть понятна.
Кстати, о том, как писать диктанты по сольфеджио, есть хорошая инструкция – очень пригодится тем, кому предстоит пройти через это испытание. Читайте в статье – «Как научиться писать диктанты по сольфеджио?».
Что делать, если вы не прошли по конкурсу?
Не на всякую специальность при поступлении устанавливается серьёзный конкурс. Конкурсные специальности – это все, которые связаны с сольным пением, фортепиано и эстрадным инструментальным исполнительством. Итак, что делать если после прослушивания вам сказали, что вы не проходите по конкурсу? Ждать следующего года? Или перестать ломать голову над тем, как вам поступить в музыкальное училище?
Сразу надо сказать, что отчаиваться не нужно. Не нужно и опускать рук с тем, чтобы бросить это дело. Ничего страшного не произошло. Это ни в коем случае не значит, что вам указали на отсутствие музыкальных способностей.
Что делать? Если вы готовы заплатить за обучение, можно пойти учиться на коммерческих условиях, то есть по договору с возмещением затрат на обучение. Если вы твёрдо хотите учиться на бюджетном отделении (а у вас должно быть здоровое желание учиться бесплатно), то есть смысл побороться за другие места
Как это возможно? Часто тем абитуриентам, которые не прошли конкурс по одной специальности, предлагают обратить внимание на такие отделения, которые страдают хроническим недобором. Сразу скажем, что недобор там не потому, что эти специальности не востребованы или неинтересны, а потому что о них среднестатистическому абитуриенту просто мало чего известно. А вот специалисты, выпускники с дипломами по этим специальностям, потом идут просто нарасхват, так как работодатели испытывают прогрессирующий острейший дефицит работников именно с таким образованием. Что это за специальности? Теория музыки, хоровое дирижирование, духовые инструменты.
Как можно использовать эту ситуацию? Пройти собеседование на другую специальность вам, скорее всего, предложат в приёмной комиссии. Отказываться не нужно, вас тянут – вы не сопротивляйтесь. Займёте свое местечко среди студентов, а там уж при первой возможности просто переведётесь туда, куда вы хотели. Многие именно так добиваются своих целей.
На сегодня беседу о том, как поступить в музыкальное училище, пожалуй, можно и закончить. В следующий раз поговорим более подробно о том, что ждёт вас на вступительных экзаменах. Желаю удачи!
ПОДАРОК ОТ НАШЕГО САЙТА НАЧИНАЮЩИМ МУЗЫКАНТАМ
P.S. Если вы не учились в музыкальной школе, но ваша мечта – получить профессиональное музыкальное образование, то помните, что мечта эта осуществима! Начинайте двигаться вперёд. Отправной точкой может стать самое элементарное – например, изучение нотной грамоты.
У нас для вас кое-что есть! В подарок от нашего сайта вы можете получить учебник по нотной грамоте – для этого всего-то и нужно оставить свои данные в специальной форме (смотрите в правом верхнем углу этой странички), подробная инструкция по получению на всякий случай размещена здесь.