Как построить продольный профиль дороги

Составление продольного профиля трассы

Исходными данными для составления продольного профиля трассы являются пикетажный журнал, обработанный журнал нивелирования трассы, ведомость прямых и кривых. Продольный профиль составляется на миллиметровой бумаге черным, красным и синим цветом. Горизонтальный масштаб продольного профиля – 1:5000, вертикальный – 1:500.

Построение начинают с вычерчивания сетки профиля. Форма, размеры (в миллиметрах) и названия граф сетки показаны на рисунке 1.

Как построить продольный профиль дороги. Смотреть фото Как построить продольный профиль дороги. Смотреть картинку Как построить продольный профиль дороги. Картинка про Как построить продольный профиль дороги. Фото Как построить продольный профиль дороги

Нижнюю линию сетки профиля необходимо проводить, отступив внизу вверх 3 см от края листа миллиметровой бумаги. Остальные горизонтальные линии сетки проводятся через расстояния, указанные в левой части рисунка 1. Для профиля трассы длиной 1,345 км в масштабе 1:5000 длина линии составит 340 мм. Из них 65 мм отводится для надписей названий граф сетки, 2 мм – на разрыв между сеткой и профилем, и 273 мм – на сам профиль. Необходимо проследить, чтобы первая вертикальная линия профиля была проведена на сантиметровом делении миллиметровой бумаги. Заполнение граф сетки выполняется в следующей последовательности:

1. Заполняется графа «Расстояния». Для этого в масштабе 1:5000 откладываются отрезки, соответствующие расстояниям между пикетами. В нашем случае, так как расстояния между пикетами – 100 м, то откладываются отрезки по 2 см. Они отмечаются вертикальными линиями, названия пикетов подписываются в строке «Пикеты» ниже строки «Расстояния».

Между пикетами в горизонтальном масштабе откладываются отрезки, равные расстояниям между плюсовыми точками, которые берутся из пикетажного журнала. Как и пикеты, они отмечаются вертикальными линиями. Такими точками являются: ПК1+40, ПК2+60, ПК2+80, ПК6+30, ПК6+70, ПК7+55, ПК8+70, ПК10+20, ПК10+70, ПК13+45. Расстояния между плюсовыми точками и смежными пикетами подписываются в метрах между вертикальными линиями чёрным цветом (см. рис. 1). Сумма подписанных между двумя соседними пикетами расстояний должна быть равна 100 м.

2. В графу «Отметки земли по оси дороги» записываются округленные до сантиметров отметки (высоты) пикетов и плюсовых точек (заполняется чёрным цветом), которые берутся из журнала нивелирования трассы.

3. По данным пикетажного журнала в графу «Развернутый план трассы» в масштабе 1:5000, наносят результаты съемки в полосе 50 м по обе стороны от трассы (заполняется чёрным цветом). Значения размеров контуров и плюсовых обозначений не наносятся.

Горизонтальная линия, проходящая посредине графы, соответствует спрямленной трассе. На трассе стрелками вправо и влево показываются вершины углов поворота. Вершины углов поворота располагают по пикетажному значению середины соответствующих кривых (СК). Стрелки указывают изменение направления трассы (поворот вправо или влево). Подписываются названия вершин углов поворота.

Используемые условные знаки:

Условный знакОбозначениеПримечание
Участки леса вырубленные Как построить продольный профиль дороги. Смотреть фото Как построить продольный профиль дороги. Смотреть картинку Как построить продольный профиль дороги. Картинка про Как построить продольный профиль дороги. Фото Как построить продольный профиль дорогиРазмеры даны в мм!Элементы располагать хаотично.
Кустарники Как построить продольный профиль дороги. Смотреть фото Как построить продольный профиль дороги. Смотреть картинку Как построить продольный профиль дороги. Картинка про Как построить продольный профиль дороги. Фото Как построить продольный профиль дорогиЭлементы располагать хаотично.
Дороги грунтовые Как построить продольный профиль дороги. Смотреть фото Как построить продольный профиль дороги. Смотреть картинку Как построить продольный профиль дороги. Картинка про Как построить продольный профиль дороги. Фото Как построить продольный профиль дороги
Ограды деревянные: на каком-либо фундаменте Как построить продольный профиль дороги. Смотреть фото Как построить продольный профиль дороги. Смотреть картинку Как построить продольный профиль дороги. Картинка про Как построить продольный профиль дороги. Фото Как построить продольный профиль дороги
Строения жилые огнестойкие: выше 1 этажа (цифры – кол-во этажей, буквы – материал постройки и назначения строений) Как построить продольный профиль дороги. Смотреть фото Как построить продольный профиль дороги. Смотреть картинку Как построить продольный профиль дороги. Картинка про Как построить продольный профиль дороги. Фото Как построить продольный профиль дороги

4. Пользуясь ведомостью прямых и кривых, заполняется графа «прямые и кривые». Точки начала и конца кривой располагаются в соответствии с их пикетажными значениями. Кривая обозначается дугой вверх, если трасса поворачивает направо, дугой вниз, если – налево. Высота дуги – 5 мм. Для каждой кривой выписываются её элементы, угол поворота, радиус, тангенс, длина кривой, домер и биссектриса. Между кривыми, которые обозначаются дугами, рисуют прямые отрезки равные длинам прямых вставок.

Прямая вставка – прямая часть оси трассы проектируемого сооружения, расположенная между двумя смежными круговыми или переходными кривыми. Проще говоря, это расстояние между концом кривой (КК) и началом следующей круговой кривой (НК).

Из точек начала и конца кривых восстанавливают перпендикуляры до графы «Расстояния». Слева на полученных линиях записывают их плюсовое значение (расстояние от предыдущего пикета). Например, если пикетажное значение начала кривой (НК): ПК-0+94.52, то слева на перпендикуляре пишется 94.52 (см. рис. 1 – графа «Прямые и кривые»).

5. В строке «Километры» вниз вычерчиваются отрезки, перпендикулярные к линии трассы, которые показывают положение километров на трассе (в нашем случае на ПК-0 и ПК-10). На концах отрезков вычерчиваются кружки диаметром 5 мм, правая половина которых закрашивается. Значения километров подписываются цифрами высотой – 4 мм.

6. Для построения профиля трассы линейного сооружения выбирается основание профиля или линия условного горизонта. Обычно за линию условного горизонта принимается верхняя горизонтальная линия сетки профиля. Отметку линии условного горизонта при вертикальном масштабе 1:500 удобно выбрать кратной 10 м так, чтобы самая низкая точка продольного профиля располагалась над линией условного горизонта не ближе 5 см.

На рисунке 1 самыми низкими точками профиля являются точки уреза воды реки Соя, это плюсовые точки ПК3+25 и ПК3+50. Их отметки равны 41,91 м. В масштабе 1:500 в 5 см содержится 25 м, следовательно, за линию условного горизонта можно принять линию с отметкой не более 17,00 м
(41,91 – 25 = 16,91 м), но, учитывая необходимость её кратности 10 м, за отметку линии условного горизонта принимается отметка 10,00 м.

Для построения профиля, соответствующего положению каждого пикета и плюсовой точки, в этих точках восстанавливают перпендикуляры от линии условного горизонта. На перпендикулярах в масштабе 1:500 откладывают отрезки, равные разности отметок пикетов и плюсовых точек и отметки линии условного горизонта. Так, чтобы на профиле показать ПК0, отметка которого HПК0 = 47.01 м, необходимо от линии условного горизонта в масштабе 1:500 (в 1 мм – 0.5 м) отложить отрезок, соответствующий высоте 37.01 м, что составляет 74 мм или 7.40 см. Чтобы показать ПК1, имеющий отметку HПК1 = 48.20 м, откладываем 38.20 м или 76.4 мм. Таким образом, на профиль наносятся все точки, расположенные по оси будущего линейного сооружения, высоты которых определены при нивелировании.

Соединив верхние точки, отложенных отрезков прямыми линиями, получим продольный профиль трассы.

7. Нанесение проектной линии на продольный профиль:

Проектная линия – это линия на профиле местности, соединяющая точки, расположенные в местах, соответствующих плановому и высотному положению характерных точек сооружения (точки изменения проектного уклона). Построение проектной линии выполняется с учетом технических и экономических требований, обеспечивающих нормальную работу построенного сооружения. При этом стремятся к минимальным объемам работ по выемке грунта и строительству насыпей.

1) Нанесение на профиль проектной линии начинают с ПК0 с заданной отметкой. Намечают конечную точку участка с постоянным уклоном. В графе 2 «Уклоны/Расстояния» вертикальными отрезками отмечают начало и конец каждого участка постоянного уклона, а диагональю – направление уклона (заполняется красным цветом). Под диагональю указывают длину участка, а над ней – окончательный уклон. Если уклон равен нулю, то проводится горизонтальная линия.

При этом учитываются технические нормативные требования на продольные уклоны отдельных элементов сооружения.

Предварительный уклон подсчитывают по формуле:

Как построить продольный профиль дороги. Смотреть фото Как построить продольный профиль дороги. Смотреть картинку Как построить продольный профиль дороги. Картинка про Как построить продольный профиль дороги. Фото Как построить продольный профиль дороги

где Как построить продольный профиль дороги. Смотреть фото Как построить продольный профиль дороги. Смотреть картинку Как построить продольный профиль дороги. Картинка про Как построить продольный профиль дороги. Фото Как построить продольный профиль дороги– предварительная высота конечной точки участка с постоянным уклоном (снимается по профилю с точностью 0,5 мм, что в вертикальном масштабе 1:500 составляет 0,25 м); Как построить продольный профиль дороги. Смотреть фото Как построить продольный профиль дороги. Смотреть картинку Как построить продольный профиль дороги. Картинка про Как построить продольный профиль дороги. Фото Как построить продольный профиль дороги– высота начальной точки участка с постоянным уклоном; Как построить продольный профиль дороги. Смотреть фото Как построить продольный профиль дороги. Смотреть картинку Как построить продольный профиль дороги. Картинка про Как построить продольный профиль дороги. Фото Как построить продольный профиль дороги– длина (в метрах) участка с постоянным уклоном.

Полученное значение уклона округляют до целых промилле и записывают в графу 2.

2) Окончательная (проектная) отметка конца участка вычисляется по формуле:

Как построить продольный профиль дороги. Смотреть фото Как построить продольный профиль дороги. Смотреть картинку Как построить продольный профиль дороги. Картинка про Как построить продольный профиль дороги. Фото Как построить продольный профиль дороги,

а проектные отметки промежуточных точек данного участка по формуле:

Как построить продольный профиль дороги. Смотреть фото Как построить продольный профиль дороги. Смотреть картинку Как построить продольный профиль дороги. Картинка про Как построить продольный профиль дороги. Фото Как построить продольный профиль дороги,

где Как построить продольный профиль дороги. Смотреть фото Как построить продольный профиль дороги. Смотреть картинку Как построить продольный профиль дороги. Картинка про Как построить продольный профиль дороги. Фото Как построить продольный профиль дороги– расстояние от начальной до промежуточной точки участка с постоянным уклоном.

Вычисленные проектные отметки всех точек продольного профиля записываются в графу 3 «Отметки по бровке земляного полотна» красным цветом.

3) Далее вычисляют рабочие отметки как разности проектных отметок и отметок земли для каждой точки трассы. Над линией проектного профиля записывают положительные рабочие отметки (высоты насыпи), под линией профиля – отрицательные (глубины выемки), но без знака минус (заполняется синим цветом).

4) Определение положения точек нулевых работ.

Точки нулевых работ – это точки пересечения проектной линии с поверхностью земли (линией профиля). Их рабочие отметки равны нулю.

На продольном профиле от точек нулевых работ проводятся вертикальные штриховые линии до основания профиля. Для них вычисляют расстояния до ближайших пикетных или плюсовых точек (записывают синим цветом). Отметки точек нулевых работ определяют как и отметки промежуточных точек.

Характеристики автомобильных дорог

Наименование параметраКатегории дорог
IIIIIIIVV
Наибольшие продольные уклоны, о /оо
Наименьшие радиусы кривых в плане, м

**Категорию дороги выбираем в зависимости от радиуса закруглений по исходным данным.

. На продольный профиль не выносятся точки Х1, Х2, Л.50, Л.20, Пр.8, Пр.20.

Источник

Построение продольных, поперечных, вертикальных профилей

В геодезии профилем называют вертикальное сечение рельефа по указанной линии. Чаще всего его используют при проектировании различных линейных объектов – с его помощью можно рассчитать необходимые объемы земляных работ. Всеми нужными для этого измерениями и дальнейшими вычислениями занимаются инженеры-геодезисты.

В работе над созданием разрезов для автодороги или канализации есть свои особенности.

Построение продольного профиля трассы: основные действия

Сечение рельефа является обязательным элементом проекта автомобильной дороги. На выбранном участке нужно обозначить трассу и выполнить разбивку пикетажа, по которому после будет проводиться техническое нивелирование. Трасса имеет характерные точки (начало, конец, радиусы кривых, обозначающих повороты), при ее проектировании учитываются все особенности района, в котором запланировано строительство автодороги. Построение продольного профиля трассы начинается с выноса пикетов по всей ее оси. Они устанавливаются через каждые сто метров. Если на отдельных участках наблюдается большой уклон, то перпендикулярно главной оси также выполняется разбивка пикетажа. Во время камеральной обработки на этом месте строятся поперечники.

После выноса и закрепления всех элементов трассы на натуре выполняется их нивелирование. Автомобильные дороги нивелируют, применяя ход из середины: нивелир устанавливают между двумя пикетами и проводят замеры по рейкам. Результаты измерений заносятся в журнал. На основе этого журнала, пикетажной книжки, ведомости прямых и кривых, в дальнейшем производится построение продольного и поперечного профиля трассы.

Элементы профиля автодороги

Построение продольного профиля трассы нивелирования следует выполнять на миллиметровой бумаге в двух масштабах: 1:2000 или 1:5000 (горизонтальный) и 1:200 или 1:500 (вертикальный). На листе вычерчивается сетка. Она содержит графы с фактическими отметками, что были получены в результате проведенных на натуре измерений. Также в сетке располагаются графы, отведенные под проектные данные.

В сетку также входят такие графы:

Важно! При работе над проектированием трассы стараются проложить ее наиболее короткий вариант между двумя заданными точками, используя как можно меньше поворотов и не превышая предельных значений уклонов, указанных в соответствующих инструкциях.

Как построить продольный профиль дороги. Смотреть фото Как построить продольный профиль дороги. Смотреть картинку Как построить продольный профиль дороги. Картинка про Как построить продольный профиль дороги. Фото Как построить продольный профиль дороги

Создание профиля местности на основе результатов изысканий

Сечение местности очень часто используется при решении различных инженерных и строительных задач, например, при разработке проектов линейных сооружений, во время работы над геологическими разрезами.

Построение вертикального профиля рельефа местности производится с использованием данных, полученных за время полевых исследований. Их проводят следующим образом: по заданной линии устанавливаются пикеты, с помощью нивелира или тахеометра выполняются замеры. При камеральной обработке результатов определяются относительные высоты точек земной поверхности.

Важно! В условиях сложного рельефа построение профиля местности выполняется на основе данных, полученных при помощи тригонометрического метода нивелирования. При использовании данного способа измерения производятся теодолитом или электронным тахеометром.

Выполняя построение профиля рельефа местности, следует также учитывать относительные высоты начальной и конечной точек заданной линии. Помимо этого, важным элементом являются точки перегиба скатов местности. Как правило, они появляются в момент пересечения водоразделов или тальвегов.

Особенности создания профиля газопровода

Предварительные исследования при составлении профиля газопровода во многом схожи с аналогичными для автодороги. Однако построение профиля газопровода имеет свои особенности.

Прежде всего, на нем отображаются фактическая и проектная отметки земли, уровень грунтовых вод. От обозначенного уровня поверхности откладывают измеренную глубину траншеи. Также схематически изображаются дороги, железнодорожные пути, наземные и подземные коммуникации, которые оказывают влияние на расположение будущего газопровода. В местах их пересечений с траншеей проставляются отметки ее дна. Кроме этого, указываются место врезки в общую сеть и уровень верха газовой трубы.

Сетка на листе в этом случае может быть дополнена другими строками, например, строкой «Характеристика грунта», где указывается способность почвы к проседанию, набуханию и другие ее свойства.

Как построить продольный профиль дороги. Смотреть фото Как построить продольный профиль дороги. Смотреть картинку Как построить продольный профиль дороги. Картинка про Как построить продольный профиль дороги. Фото Как построить продольный профиль дороги

Как создается профиль трубопровода?

Профиль трубопровода используется для проведения гидравлических расчетов, определения расстояний между перекачивающими станциями. Его строят с учетом направления движения воды.

Сечение рельефа для трубопровода выглядит несколько сжатым из-за соотношения вертикального и горизонтального масштабов (1:10000 и 1:1000000). Это позволяет наглядно увидеть все возвышения и впадины.

Сечение рельефа для канализационной сети

Продольный профиль канализации, построение которого также начинается с выполнения ряда инженерных изысканий и измерений, помимо прочих обязательных атрибутов должен содержать информацию о диаметре, типе и материале труб, используемых в сети, их уклоны, глубины расположения колодцев. Построение продольного профиля канализационной сети выполняется на основе ее гидравлического расчета.

Прежде всего, нужно определить расчетные участки сети и отметки лотков труб в начале и конце каждого из них.

Важно! В смотровых колодцах трубы разного диаметра соединяются по верху, а трубы с разным расчетным наполнением – по уровню воды. Это стоит учитывать при определении высот лотков второго и следующих по счету расчетных участков.

Для расчетов используются: абсолютный уровень земли возле здания, минимальная глубина расположения труб сети, уклон трубопровода, разница в диаметре труб или разница в высоте слоев жидкости. Эти значения заносятся в таблицу, на ее основе и производятся дальнейшие построения.

Как построить продольный профиль дороги. Смотреть фото Как построить продольный профиль дороги. Смотреть картинку Как построить продольный профиль дороги. Картинка про Как построить продольный профиль дороги. Фото Как построить продольный профиль дороги

Как происходит построение профиля по карте?

Построение профиля рельефа по карте не требует дополнительных изысканий – все данные берутся из картографических материалов. Прежде всего, проводится отрезок, соединяющий две точки. В создании разреза используются относительные высоты начала и конца этого отрезка, мест его пересечения с реками, озерами, ставками, горизонталями и характерными точками рельефа.

Как и в других случаях, построение профиля по топографической карте подразумевает наличие двух видов масштабов – горизонтального и вертикального. Первый равен масштабу карты, а второй принимается исходя из поставленных задач.

Чтобы выполнить построение профиля по карте, прежде всего, необходимо определить высотные отметки характерных точек. Для этого применяют метод интерполяции, а в качестве исходных данных используют значение ближайших горизонталей. При вычислениях используется циркуль для более точного переноса расстояний на лист миллиметровой бумаги.

Заказать создание профиля в Москве и области

Наша компания «ГеоГИС» предоставляет услуги по созданию профилей для различных нужд в городе Москва и соседних городах по области. Для получения необходимой информации мы также проводим комплекс инженерно-геодезических изысканий. Наши специалисты работают строго согласно действующим инструкциям, нормативам и правилам. За нашими плечами множество успешно завершенных исследований и расчетов, различных по объемам и степени сложности. На оснащении у наших специалистов только самое современное геодезическое оборудование. Соотношение цены и качества наших услуг вас приятно порадует, ведь мы не увеличиваем цену пропорционально удаленности участка исследований – стоимость зависит лишь от их объема, сложности и установленных сроков. За дополнительными консультациями обращайтесь к нашим сотрудникам.

Источник

Построение продольного профиля трассы

Продольный профиль трассы строится на основе данных журнала нивелирования и пикетажного журнала в масштабах: для горизонтальных расстояний 1: 2 000, для вертикальных – 1: 200. Профиль составляется на листе миллиметровой бумаги. Пример профиля приведен на рис. 72.

Построение профиля начинается с прочерчивания линии условного горизонта, от которой откладывают отметки точек с таким расчетом, чтобы самая низшая точка профиля находилась выше этой линии на 30 – 50 мм.

Ниже линии горизонта проводятся параллельные линии, ограничивающие графы профиля. Разграфка состоит из линий, проведенных через следующие промежутки (от линии условного горизонта): 10, 15, 15, 10, 30, 20, 10 мм. Наименование граф подписывается перед началом профиля, для чего предусматривается поле длиной 40 мм от левой границы профиля.

Первую строку «Уклоны в тысячных» и вторую – «Проектные отметки» оставляют для записывания результатов проектирования на профиле проектной линии.

Как построить продольный профиль дороги. Смотреть фото Как построить продольный профиль дороги. Смотреть картинку Как построить продольный профиль дороги. Картинка про Как построить продольный профиль дороги. Фото Как построить продольный профиль дороги

Рис. 72. Продольный профиль трассы автодороги

В графе «Фактические отметки» записываются отметки пикетов и промежуточных точек из журнала нивелирования трассы с округлением до 0,01 м. Надписи отметок располагают снизу вверх, серединой против соответствующей ординаты.

В графе «Расстояния», заполнение которой идет в первую очередь, записываются горизонтальные проложения (расстояния) между точками профиля с известными высотами. Расстояния между пикетами 100 м в графу не записываются. Под графой подписываются номера пикетов.

В графе «План прямых и кривых» оформляется план прямых отрезков и кривых оси трассы согласно данным пикетажного журнала. Между главными точками начала и конца круговой кривой в виде дуги обозначается кривая выпуклостью вверх при правом угле поворота трассы и вниз – при левом угле. В пределах дуги записываются все элементы кривой (θ, R, K, T, Д, Б). Для прямых отрезков записывают горизонтальные проложения по прямой, а над ней – их румбы. Сумма прямых отрезков трассы и кривых равна длине трассы от нулевого до последнего пикета.

В графе «План местности» изображается план местности вдоль оси трассы (в виде прямой полосы), на которой наносят контуры ситуации, стрелками – углы поворота и расположение исходных реперов. Ситуацию показывают условными знаками.

В нижней графе «Грунты» записывают название грунтов, по которым пролегает трасса.

По фактическим отметкам строится профиль трассы. При этом каждая точка отмечается по высоте на соответствующей ординате. Соединяя по линейке нанесенные точки, получают фактический профиль поверхности земли по трассе в виде ломаной линии.

Профиль вычерчивается тушью в два цвета. Красной тушью заполняются первая и вторая графы, вычерчиваются план прямых и кривых, а также ось трассы в графе шестой. Все остальное вычерчивается черной тушью.

Источник

Построение продольного профиля трассы

Для построения берут лист миллиметровой бумаги 65 х 30 см. Сначала профиль составляют в карандаше, выполняя все необходимые построения тонкими линиями; закончив составление, профиль оформляют в туши. На рис.11 приведен образец части профиля, составленного для одного из вариантов.

Построение выполняют в такой последовательности:

1. В нижней левой части листа заготавливают сетку (разграфку) профиля со следующими сверху вниз горизонтальными графами (рис.11):

Верхняя линия профильной сетки называется линией условного горизонта – УГ. Ее следует вычертить на утолщенной (жирной) горизонтальной линии миллиметровой бумаги: начало линии условного горизонта располагают на одной из утолщенных вертикальных линий миллиметровки.

3. Заполняют графу фактических отметок, выписывая из нивелирного журнала отметки пронивелированных точек поверхности земли. Фактические отметки при записи их на профиле округляют до сотых долей метра.

Как построить продольный профиль дороги. Смотреть фото Как построить продольный профиль дороги. Смотреть картинку Как построить продольный профиль дороги. Картинка про Как построить продольный профиль дороги. Фото Как построить продольный профиль дорогиКак построить продольный профиль дороги. Смотреть фото Как построить продольный профиль дороги. Смотреть картинку Как построить продольный профиль дороги. Картинка про Как построить продольный профиль дороги. Фото Как построить продольный профиль дороги

Рис.11 Образец оформления части продольного профиля

4. По фактическим отметкам земли строят черную линию профиля, откладывая высоты точек в масштабе 1:200 вверх от линии условного горизонта. Все пронивелированные точки строят на перпендикулярах к линии условного горизонта, откладывая от этой линии в масштабе 1:200 соответствующие разности фактических отметок и отметки линии условного горизонта.

5. Графы 1 и 6 заполняют по данным пикетажного журнала. В графе 1, посередине ее, проводят ось дороги, условно развернутую в прямую линию, и в масштабе 1:2000 строят план полосы местности, прилегающей к трассе. Вместо изображения условных знаков угодий обычно пишут соответствующие названия: «луг», «выгон» и т. п. Короткими стрелками показывают направление основных скатов местности и углы поворота трассы дороги.

6. Рассчитанные для обеих кривых пикетажные значения НК и КК откладывают в масштабе 1:2000 на линии пикетажа. В графе 6 начало и конец каждой кривой отмечают перпендикулярами, опущенными от этой линии на среднюю линию графы 6, изображающую ось дороги. Вдоль перпендикуляра записывают расстояния от начала или конца кривой до ближайшего заднего и переднего пикетов. Кривые условно обозначают скобами, обращенными при поворотах трассы вправо – выпуклостью вверх, а при поворотах ее влево – выпуклостью вниз. Под каждой кривой записывают значения всех шести ее элементов. Над серединой каждой прямой вставки трассы выписывают ее длину, а под ней – ее румб.

Для изображения километрового указателя (на ПК0) от линии пикетажа

опускают перпендикуляр длиной 17 мм, на конце которого вычерчивают

окружность диаметром 5 мм и ее правую половину заливают тушью.

7. Примерно в 1,5 см над линией профиля показывают положение реперов. Для этого проводят вертикальные отрезки длиной около 2 см, вдоль которых – слева и справа – записывают прямоугольные координаты репера относительно трассы. На горизонтальной черте сверху указывают номер репера и его отметку.

8. Заглавную и прочие надписи на профиле выполняют в соответствии с образцом (см. рис.11). Литература: Федотов, Г.А. Инженерная геодезия [стр. 366-370].

Построение поперечного сечения трассы

Поперечное сечение располагают правее продольного. Оба его масштаба – и горизонтальный, и вертикальный – принимают одинаковыми (1:200). Сетку поперечника можно разбить на продолжении граф продольного профиля.

1. Для поперечного сечения подготавливают и заполняют только две графы: фактических отметок и расстояний.

Следует помнить, что все горизонтальные расстояния в поперечнике указываются от оси трассируемого сооружения. На поперечном сечение их следует откладывать вправо и влево от вертикального отрезка, обозначающего в графе расстояний положение ПК 2. Последний подписывают симметрично относительно этого отрезка под нижней линией графы расстояний. Расстояния между соседними точками поперечного сечения записывают в графе 5.

2. По фактическим отметкам строют линия поперечного сечения. Отметку его линии условного горизонта берут ту же, что и на продольном профиле.

3. Над поперечным сечением подписывают его название «Поперечное сечение на ПК 2», под чертежом указывают масштабы его построения.

Нанесение на продольный профиль проектной линии

Проектную (красную) линию наносят в соответствии с заданием (исходные данные п. 3). Все необходимые расчеты производят в «Тетради для контрольных работ № 2».

1. Заполняют графу 2 уклонов, прочерчивая в ней в местах переломов (изменений уклона) проектной линии вертикальные перегородки. У каждой перегородки, слева и справа вдоль нее, вертикально записывают расстояния в метрах на местности от места данного изменения уклона до ближайших заднего и переднего пикетов. Если это изменение происходит на пикете, то с обеих сторон пишут нули.

Внутри каждого узкого прямоугольника, на которые будет разбита графа уклонов, проводят диагональ: из верхнего левого угла в нижний правый, если уклон отрицательный (линия идет на понижение), или из нижнего левого в верхний правый, если уклон положительный. На горизонтальных отрезках трассы посередине графы проводят горизонтальную черту. Над диагональю или горизонтальной чертой указывают значение проектного уклона в тысячных, а под ней длину заложения в метрах, на которое этот уклон распространяется.

2. Вычисляют проектные (красные) отметки точек ПК 0, ПК 1+80, ПК 4 и ПК 5, в которых запроектированы переломы проектной линии. В начале трассы на ПК 0, на котором запроектирована насыпь высотой 0,50 м, записывают проектную отметку, равную фактической отметке ПК 0 плюс 0,50 м. Отметки остальных точек вычисляют по формуле

Вычисленные проектные отметки округляют до сотых долей метра, после чего записывают в графу 3 проектных отметок.

3. По вычисленным проектным отметкам точек переломов проектную (красную) линию наносят на профиль.

4. Вычисляют проектные отметки всех остальных пикетов и плюсовых точек профиля (по той же формуле, что и в п. 2). Во избежание лишних ошибок в вычислениях рекомендуется за предыдущую точку с отметкой Нn-1 всегда брать начало данного элемента проектной линии, учитывая расстояние от этой начальной точки до точки, отметка которой вычисляется. Вычисленные отметки записываются в графу 3.

Чтобы убедиться в правильности расчетов и графических построений, целесообразно все вычисленные проектные отметки использовать для контроля построения проектного профиля трассы. Очевидно, что если и вычисления, и построения выполнены верно, то точки ПК 1, ПК 1+44, ПК 2, ПК 2+56, ПК 2+70, ПК 2+91, ПК 3, построенные по их проектным отметкам, должны точно попасть на проектную линию, проведенную раньше.

5. Вычисляют отметку точки ПК 1+80, которая нивелированием на местности не определяется. Для этого вычисляют уклон ската местности на участке от ПК 1+44 до ПК 2:

По вычисленному уклону ската и по горизонтальному расстоянию от точки ПК 1+80 до ближайшей задней точки профиля и находят искомую отметку. Найденную расчетным путем отметку точки ПК 1+80 записывают в скобках в графу 4 профиля.

4. Из точки нулевых работ опускают перпендикуляр (ординату) на линию условного горизонта и вычисляют горизонтальные расстояния до этой точки от ближайших пикетов или плюсовых точек профиля (рис. 12). Вычисления выполняют по формулам:

Как построить продольный профиль дороги. Смотреть фото Как построить продольный профиль дороги. Смотреть картинку Как построить продольный профиль дороги. Картинка про Как построить продольный профиль дороги. Фото Как построить продольный профиль дороги

в которых x и y – горизонтальные расстояния до точки нулевых работ от ближайших к ней соответственно задней и передней точек (пикетных или плюсовых) профиля; a и b – рабочие отметки на этих же, задней и передней, точках профиля, между которыми находится точка нулевых работ; d – горизонтальное расстояние между теми же ближайшими к точке нулевых работ точками профиля.

Как построить продольный профиль дороги. Смотреть фото Как построить продольный профиль дороги. Смотреть картинку Как построить продольный профиль дороги. Картинка про Как построить продольный профиль дороги. Фото Как построить продольный профиль дороги

Рис. 12. К вычислению расстояний до точки нулевых работ.

Вычисления расстояний x и y контролируются соблюдением равенства x+y=d.

Отметку Н точки нулевых работ вычисляют по формуле для нахождения проектных отметок и, округлив ее до сотых долей метра, записывают вдоль ординаты, опущенной из точки нулевых работ на линию условного горизонта профиля. Слева и справа от этой ординаты над линией условного горизонта записывают расстояния x и y до точки нулевых работ от ближайшей задней и передней точек профиля (см. рис. 11).

Оформление профилей. Все надписи и построения аккуратно выполняют тушью тонкими линиями.

К р а с н о й т у ш ь ю оформляют проектную линию и все рабочие отметки (кроме нулевых), ось дороги в графе I, все линии и цифры в графе уклонов, разделительную линию между графами 2 и 3, проектные отметки, все линии и надписи в графе 6 (кроме номеров пикетов).

С и н е й т у ш ь ю показывают перпендикуляры из точек нулевых работ на линию условного горизонта, рабочие отметки 0,00, синие отметки (высоты) точек нулевых работ, горизонтальные расстояния x и у, а также линию пикетажа (нижнюю линию графы 5).

Все остальные линии, надписи и цифры выполняют черной тушью.

Насыпи окрашивают к а р м и н о м (красной краской), выемки – г у м м и г у т о м (желтой краской).

На рецензирование представляются:

1) ответы на контрольные вопросы;

2) решения задач на вычисление отметки точки через превышение и через горизонт инструмента;

3) пикетажный журнал;

4) журнал геометрического нивелирования;

5) продольный и поперечный профили трассы дороги.

Контрольная работа 3

Работа состоит из двух заданий, выполняемых в тетради.

Задание 1. Ответы на контрольные вопросы.

Студенты составляют ответы на три вопроса из приведенного ниже списка вопросов и задач. Номер вопроса или задачи определяют последней цифрой учебного шифра студента.

Пример: Шифр 08 В 025 – отвечают на вопросы № 5, 15, 25.

Шифр 08 В 230 – вопросы № 10, 20, 30.

Контрольные вопросы

1. Напишите и проанализируйте формулы для вычисления отметок точек при геометрическом нивелировании способами «из середины» и «вперёд».

2. Перечислите основные типы нивелиров, их обозначения, характеристики и области применения.

3. Напишите формулы для определения превышений тригонометрическим нивелированием по расстояниям, измеренным землемерной лентой и нитяным дальномером.

4. Каковы состав и последовательность работ при инженерно-геодезических изысканиях сооружений линейного типа? Дайте определения терминам «пикетаж трассы» и «пикет».

5. Какие точки трассы называют связующими и промежуточными? Как их нивелируют и как вычисляют отметки этих точек?

6. Как на топографическом плане проводят трассирование трубопровода? Рассчитайте заложение, соответствующее проектному уклону 25‰, если масштаб плана 1:2000, высота сечения рельефа 1м.

7. Назовите источники погрешностей при геометрическом нивелировании и их устранение.

8. Назовите основные методы нивелирования и область их применения.

9. Как выполняется поверка главного геометрического условия нивелира Н-3?

10. В чём заключается отличие замкнутого нивелирного хода от хода, проложенного между двумя исходными точками, и от висячего хода? Как нивелируют висячий ход в целях его контроля?

11. Как определяются высотные невязки замкнутых, разомкнутых (между исходными реперами) и висячих нивелирных ходов?

12. Какими способами можно передать отметку на точку нивелирного хода от репера (марки)?

13. Какая существует в России классификация геометрического нивелирования?

14. Какими приборами производят нивелирование III и IV классов, какие используются при этом рейки?

15. Опишите приведение нивелира в рабочее положение.

16. Как производится работа на станции при нивелировании III класса?

17. Что такое «пикетная точка», «плюсовая точка»? Когда возникает необходимость использовать «иксовую точку»?

18. Назначение пикетажной книжки (журнала).

19. Как уравнивают превышения в замкнутом нивелирном ходе?

20. Какова последовательность нивелирования на станции по пикетажу трассы? Как контролируют отсчёты по рейкам?

21. Найдите среднюю квадратическую ошибку определения превышения геометрическим нивелированием «из середины», если ошибка взятия отсчётов по рейкам 2 мм.

22. Найдите среднюю квадратическую ошибку определения превышения геометрическим нивелированием «вперёд», если ошибка измерения высоты прибора 5 мм, а ошибка взятия отсчёта по рейке 2 мм.

23. Что такое уклон линии и по какой формуле он определяется? Как его выразить в % и в ‰? Как показывают уклоны на профиле?

24. Какие способы применяют для определения площадей на картах, планах и профилях? Какова их точность?

25. Вычислить ошибку в определении превышения при нивелировании «вперёд», если непараллельность визирной оси и оси цилиндрического уровня нивелира составляет 15″, а расстояние от прибора до рейки равно 75 м.

26. При нивелировании «из середины» расстояние от прибора до задней рейки равно 60,3 м, а до передней – 58,2 м. Вычислить ошибку в определении превышения, если непараллельность визирной оси и оси цилиндрического уровня нивелира составляет 20″.

27. При поверке главного геометрического условия нивелира Н-3 получена величина «х» в линейной мере 4,5 мм на 70 м длины. Вычислить угол «i» между визирной осью и осью цилиндрического уровня нивелира.

28. Вычислить поправку за кривизну Земли и рефракцию при нивелировании «вперёд», если расстояние от прибора до рейки равно 150 м.

29. При проектировании продольного профиля известны проектные отметки: Нпк0= 73,88 м и Нпк4=70,28 м. Вычислить проектную отметку точки ПК2+40, если на участке ПК0-ПК4 проектная линия имеет постоянный уклон.

30. Известны прямоугольные координаты трёх точек трассы: начало трассы НТ, вершины угла поворота ВУП и конца трассы КТ:

Хнт=300 Хвуп=350 Хкт=450

Yнт=200 Yвуп=300 Yкт=350

Вычислить угол поворота трассы. Привести рисунок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *