Как построить отражение в зеркале
Зеркало. Построение изображений в плоском зеркале
Разделы: Физика
Класс: 8
– учащиеся должны знать понятие зеркало;
– учащиеся должны знать свойства изображения в плоском зеркале;
– учащиеся должны уметь строить изображение в плоском зеркале;
– продолжить работу по формированию методологических знаний и умений, знаний о методах естественнонаучного познания и уметь применять их;
– продолжить работу по формированию экспериментальных исследовательских умений при работе с физическими приборами;
– продолжить работу по развитию логического мышления учащихся, по формированию умения строить индуктивные выводы.
Организационные формы и методы обучения: беседа, тест, индивидуальный опрос, исследовательский метод, экспериментальная работа в парах.
Средства обучения: Зеркало, линейка, ластик, перископ, мультимедийный проектор, компьютер, презентация (См. приложение 1).
1. Проверка д/з (тест).
(Учитель раздает карточки с тестом.)
Тест: Закон отражения
Учитель: Обменяйтесь своими работами и проверьте правильность выполнения, сверив ответы с эталоном. Поставьте оценки, учитывая критерии оценок (ответы записаны на обратной стороне доски).
Критерии оценок за тест:
на оценку “5” – все;
на оценку “4” – задача № 2;
на оценку “3” – задача № 1.
Учитель: Вам была на дом задача № 4 Упр.30 (учеб. Перышкин А. В.) исследовательского характера. Кто справился с этим заданием? (Ученик работает у доски, предложив свою версию.)
2. Актуализация знаний. Постановка темы, целей, задач урока вместе с учащимися.
Учитель: Сейчас вспомним основные понятия, изученные на предыдущих уроках, и определимся с темой сегодняшнего урока.
Поскольку ключевое слово зашифровано в кроссворде.
| Вопросы к кроссворду: 1) попадание небесного объекта в тень другого объекта 2) область пространства, куда свет не попадает от светового источника 3) явление, с помощью которого мы можем видеть предметы, которые сами не светятся 4) ученый, основатель геометрии, писавший о прямолинейном распространении света 5) наука (раздел физики) о природе и свойствах света 6) линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света 7) свойство лучей, при котором падающий и отраженный луч могут меняться местами |
Учитель: Какое ключевое слово получили? ЗЕРКАЛО.
Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
Да, тема урока: Зеркало. Построение изображения в плоском зеркале.
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Учитель: На какие вопросы вы бы сегодня хотели получить ответы, учитывая тему урока?
(Дети задают вопросы. Учитель подводит итог, ставя, таким образом, цели урока.)
3. Изучение нового материала в процессе работы учащихся с оборудованием.
Деятельность учащихся: слушают и запоминают материал.
Учитель: приступаем к изучению нового материала, следует сказать, что зеркала бывают следующие:
Учитель: Сегодня мы более подробно изучим плоское зеркало.
Учитель: Плоским зеркалом (или просто зеркало) называют плоскую поверхность, зеркально отражающую свет
Учитель: Запишите в тетрадь схему и определение зеркала.
Деятельность учащихся: выполняют записи в тетраде.
Учитель: Рассмотрим изображение предмета в плоском зеркале.
Вы все хорошо знаете, что изображение предмета в зеркале образуется за зеркалом, там, где его на самом деле нет.
Как это получается? (Учитель излагает теорию, учащиеся принимают активное участие.)
Слайд 5. (Экспериментальная деятельность учащихся.)
Опыт 1. У вас на столе имеется маленькое зеркало. Установите его в вертикальном положении. Перед зеркалом на небольшом расстоянии расположите ластик в вертикальном положении. А теперь возьмите линейку, и положите ее так, чтобы ноль был у зеркала.
Задание. Прочтите вопросы на слайде и ответьте на них. (Вопросы части А.)
Учащиеся формулируют вывод: мнимое изображение предмета в плоском зеркале находится на таком же расстоянии от зеркала, как и предмет перед зеркалом
Слайд 6. (Экспериментальная деятельность учащихся.)
Опыт 2. А теперь возьмите линейку, и расположите ее вертикально вдоль ластика.
Задание. Прочтите вопросы на слайде и ответьте на них. (вопросы части Б)
Учащиеся формулируют вывод: размеры изображения предмета в плоском зеркале равны размерам предмета.
Слайд 7. (Экспериментальная деятельность учащихся.)
Опыт 3. На ластике справа поставьте черту и разместите его снова перед зеркалом. Линейку можно убрать.
Задание. Что вы увидели?
Учащиеся формулируют вывод: предмет и его изображения являются фигурами симметричными, но не тождественными
4. Обобщение результатов эксперимента и формулирование свойств.
Учитель: ИТАК, эти выводы можно назвать свойствами плоских зеркал, перечислим их еще раз и запишем в тетрадь.
Слайд 8. (Учащиеся записывают свойства зеркал в тетрадь.)
Учитель: Внимание на слайд. Решаем следующие задачи (учитель спрашивает ответ у несколько ребят, а затем один учащийся излагает ход своих рассуждений, опираясь на свойства зеркал).
Деятельность учащихся: активное участие в обсуждении анализа задач.
1) Человек стоит на расстоянии 2м от плоского зеркала. На каком расстоянии от зеркала он видит свое изображение?
А 2м
Б 1м
В 4м
2) Человек стоит на расстоянии 1,5м от плоского зеркала. На каком расстоянии от себя он видит свое изображение?
А 1,5м
Б 3м
В 1м
5. Отработка практических навыков построения изображения в плоском зеркале.
Учитель: Итак, что такое зеркало мы узнали, установили его свойства, а теперь должны научиться строить изображение в зеркале, с учетом выше указанных свойств. Работаем вместе со мной в своих тетрадях. (Учитель работает на доске, учащиеся в тетради.)
Итак, изображение должно быть таким же по размерам, как и предмет, находиться за зеркалом на таком же расстоянии, как и предмет перед зеркалом.
6. Подведение итогов урока.
Учитель: Применение зеркала:
Учитель: Вспомним, что мы сегодня изучили на уроке?
Какими свойствами оно обладает?
Как построить изображение предмета в зеркале?
Какие свойства учитываем при построении изображения предмета в зеркале?
Что такое перископ?
Деятельность учащихся: отвечают на поставленные вопросы.
Домашнее задание: §64 (учеб. Перышкин А. В. 8 класс), записи в тетради изготовить перископ по желанию № 1543, 1549, 1551,1554 (задачник Лукашик В. И.).
Учитель: Продолжите фразу …
Рефлексия:
Сегодня на уроке я научился …
Сегодня на уроке мне понравилось …
Сегодня на уроке мне не понравилось …
Выставление оценок за урок (выставляют учащиеся, объясняя при этом, почему ставят именно такую оценку).
Плоское зеркало. Построение изображений в плоском зеркале
Урок 40. Физика 8 класс (ФГОС)
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Плоское зеркало. Построение изображений в плоском зеркале»
Каждый день по нескольку раз вы смотрите в зеркало и видите в нем своё изображение. Попробуем ответить на вопросы: где и на каком расстоянии от зеркала находится изображение? Какие его размеры по сравнению с размерами самого предмета? И как оно образуется?
Чтобы ответить на эти вопросы, проделаем такой опыт. На столе расположим вертикально стеклянную пластинку и зажжённую свечу. Стеклянная пластинка будет выполнять роль плоского зеркала.
Как видим, в стекле хорошо видно изображение свечи. Однако, заглянув за пластинку, мы свечи там не обнаружим.
Теперь возьмём такую же по размерам, но незажжённую свечу и будем перемещать с другой стороны пластинки вдоль линейки до тех пор, пока она не совместится с изображением, то есть не будет казаться зажжённой. По линейке определим расстояния от пластинки до свечи и до её изображения. Не трудно заметить, что эти расстояния оказались равными. А так как незажжённая свеча совместилась с изображением по высоте, то можно сделать вывод, что размеры изображения равны размерам предмета.
Если передвинуть свечу ближе к стеклянной пластинке, то её изображение тоже приблизится, причём ровно на столько же, на сколько приблизилась свеча.
Положение изображения не изменится, если вместо стеклянной пластинки использовать плоское зеркало.
Из проведённых опытов следует, что в плоском зеркале глаз видит изображение таких же размеров, что и предмет, и на таком же расстоянии за зеркалом.
Но что значит: «Глаз видит изображение»? Как глаз определяет местоположение предмета или его изображения? Чтобы ответить на возникшие вопросы, давайте рассмотрим, как получается изображение предмета в плоском зеркале. Итак, пусть перед зеркалом находится источник света S. Из множества лучей выделим два, например, SA и SB, падающих на зеркало. Пользуясь законом отражения света, построим отражённые лучи/
Не трудно заметить, что пучок света, ограниченный отражёнными лучами, будет расходящимся. Он то и попадает в глаз наблюдателя.
Если продолжить отражённые лучи за плоскость зеркала, то они пересекутся в точке S’. Глаз воспринимает отражённые лучи так, как будто они исходят из этой точки, которая является изображением светящейся точки S. То есть глазу кажется, что светящаяся точка находиться именно там. Такое изображение называют мнимым.
Мнимое изображение — изображение, получаемое на пересечении не самих отражённых (или преломлённых) лучей, а их продолжений.
Следовательно, плоское зеркало даёт мнимое изображение.
Второй луч направим к зеркалу под некоторым углом. От зеркала он отразиться под таким же углом.
Из полученного рисунка видно, что отражённые лучи не пересекаются. Но пересекаются их продолжения в точке A’. Следовательно, эта точка и есть изображение точки A причём, как вы уже догадались, мнимое изображение.
Аналогично можно построить изображение любой точки предмета, в том числе и точки B.
Пользуясь признаками равенства треугольников, нетрудно доказать, что треугольники ACO и A’CO.
Это ещё раз подтверждает, что изображение предмета за зеркалом, находится на таком же расстоянии от него, как и сам предмет.
Важно запомнить, что предмет и его изображение в плоском зеркале представляют собой не тождественные, а симметричные фигуры. Например, посмотрим на изображение человека в зеркале. Правая рука на этом изображении расположена так, как будто это рука левая. То есть в зеркале «право» и «лево» меняются местами.
Таким образом, из опытов и построений следует, что изображение предмета в плоском зеркале является мнимым, прямым (то есть не перевёрнутым), по размерам равным предмету, находится на таком же расстоянии за зеркалом, на котором расположен предмет перед зеркалом и симметрично предмету.
Зеркала применяются в различных сферах жизнедеятельности человека: в быту, в медицине, на транспорте и в космической сфере.
Плоское зеркало используется и в перископе. Этот прибор устанавливают, например, на подводных лодках. Он позволяет с лодки, находящейся под водой, увидеть, что происходит на поверхности воды. Перископ представляет собой трубу, состоящую из трёх секций: двух горизонтальных и одной вертикальной. В местах соединения горизонтальных и вертикальной секций расположены зеркала. Зеркала взаимно параллельны и составляют угол сорок пять градусов с горизонталью.
Принцип работы перископа следующий. На верхнее зеркало падают горизонтальные лучи света от предмета, например, от корабля. После отражения от зеркала лучи изменят своё направление на вертикальное и попадут на второе зеркало. После отражения в нём лучи света вновь изменят направление на девяносто градусов и попадут в глаз наблюдателя.
Пример решения задач.
Задача. В системе двух зеркал глаз увидел изображение светящейся точки благодаря лучам 1 и 2. Где оно расположено? Где находится сама светящаяся точка? Сколько всего будет изображений?
Зеркала
Плоское зеркало представляет собой простейшее способное создавать изображение предмета оптическое устройство. Получаемое с помощью него изображение некоторого объекта формируется за счет отражаемых от зеркальной поверхности лучей.
Мнимое изображение предмета расположено симметрично относительно плоскости зеркальной поверхности вследствие закона отражения света. Размер изображения эквивалентен размеру отражаемого объекта.
Виды зеркал
Обладающую формой сферического сегмента зеркально отражающую поверхность называют сферическим зеркалом.
Оптическим центром зеркала называют использованный в процессе вырезания в качестве необходимого материала центр сферы.
Полюсом является вершина сферического сегмента.
Проходящая через оптический центр и полюс зеркала прямая, называется главной оптической осью сферического зеркала.
Главная оптическая ось выделена из всех других проходящих через оптический центр прямых только тем, что она является осью симметрии зеркала.
Сферические зеркала делятся на вогнутые и выпуклые.
Если на вогнутое сферическое зеркало падает параллельный главной оптической оси пучок лучей, то, отразившись от зеркала, лучи пересекутся в точке, которая носит название главного фокуса F зеркала.
Типы изображений в зеркалах
Стоит учитывать, что отраженные лучи пересекаются примерно в одной точке только тогда, когда падающий параллельный пучок, так называемый параксиальный пучок, достаточно узок.
Изображение каждой конкретной точки A предмета в сферическом зеркале может быть построено благодаря любой паре стандартных лучей:
Такой ход лучей, при котором все вышедшие из одной точки лучи пересекаются в другой точке, называется стигматическим.
С помощью формулы сферического зеркала могут быть определены размер и положение изображения объекта:
В данном соотношении d играет роль расстояния от предмета до зеркала, а f представляет собой расстояние от зеркала до изображения. Величины d и f подчиняются определенному правилу знаков:
Если вместо вогнутого зеркала взять выпуклое, с аналогичным по модулю фокусным расстоянием, мы получим приведенный ниже результат:
Плоское зеркало
Содержание
Из прошлых уроков вы уже знаете, что свет распространяется прямолинейно в однородной среде, а при столкновении с какой-либо поверхностью – отражается.
Один из видов отражения называется зеркальным. При слове “зеркало” мы представляем себе плоское стекло, на одну сторону которого нанесено специальное покрытие, содержащее серебро. Но в физике зеркалом может считаться любой предмет, имеющий гладкую плоскую поверхность.
У зеркал есть одна интересная особенность, которая нас и будет интересовать в этом уроке. Мы видим в зеркале отражения – себя и окружающих нас предметов.
Мы же видим предметы благодаря свету, но предметы в зеркале – ненастоящие. Что происходит на самом деле? Как это объясняет физика? В данном уроке вы узнаете много нового и интересного о, казалось бы, такой простой и привычной вещи, как зеркало.
Изображение в плоском зеркале
Плоское зеркало – это плоская поверхность, зеркально отражающая свет.
Рассмотрим изображение, которые мы получаем с помощью него.
Рассмотрим все лучи по очереди:
Изображение в плоском зеркале называют мнимым, так как оно получается в результате пересечения не реальных лучей света, а их воображаемых продолжений.
Построение мнимого изображения светящейся точки
На рисунке 1 мы описали пучок света с помощью трех лучей, чтобы обратить ваше внимание на то изображение, которое попадает в глаза. Для построения такого изображения на чертеже нам хватит выделить всего два луча:
1. Луч, перпендикулярный зеркалу
2. Луч, падающий под углом
Расположение и размеры предмета и его мнимого изображения относительно зеркала
Подтвердим этот факт простым, но очень показательным опытом. Возьмем обычную линейку и вертикально укрепим на ней кусок плоского стекла, как на рисунке 3.
Стекло будет являться полупрозрачным зеркалом. С одной его стороны мы видим зеркальное отражение предметов, а с другой – то, что происходит за этим стеклом.
Также у нас имеются две одинаковые свечи. Одну поставим на расстоянии 3 см от зеркала и зажжем. Мы видим ее отражение в зеркале. Кажется, что оно находится позади стекла.
Наша задача – разместить вторую свечу с другой стороны зеркала так, чтобы она тоже казалась зажженой. Передвигая ее, найдем это положение.
Что мы получили? Незажженная свеча находится именно в том месте, где наблюдается изображение горящей свечи (рисунок 3, а). А теперь взгляните на линейку – за зеркалом свеча находится тоже на 3 см от него. Расстояние от свечи до стекла и от ее изображения до стекла одинаковы.
Итак, мы подошли к интересному выводу.
Мнимое изображение предмета в плоском зеркале находится на том же расстоянии от зеркала, на каком находится сам предмет.
Из этого опыта также очевидно, что высота изображения свечи равна высоте самой свечи (рисунок 3, б). Ведь, передвигая свечу за зеркалом, мы добились того, что она полностью совпала с изображением зажженной свечи.
Размеры изображения предмета в плоском зеркале равны реальным размерам предмета.
Из своего жизненного опыта каждый из нас знает, что когда мы смотрим на изображение предмета в зеркале, мы видим его симметричную форму (рисунок 4).
Это означает, что в зеркале “право” и “лево” меняются местами. Например, зеркальное изображение левой руки представляет для нас как бы правую руку.
Давайте подведем итоги.
Изображение предмета в плоском зеркале:
Построение мнимого изображения предмета
Вы уже узнали определение плоского зеркала и установили его свойства. Теперь давайте рассмотрим, как самостоятельно построить мнимое изображение любого предмета в зеркале.
Пример задачи
Дано:
$\varphi = 40 \degree$
Для решения задачи нам понадобится рисунок 6.
Как мы получили такую картинку? Давайте разберемся.
Теперь можно приступать к решению задачи.
Посмотреть решение и ответ
Решение:
Применение плоских зеркал
В повседневной жизни нас окружает множество плоских зеркал. Они нашли очень широкое применение как в быту, так и в технике.
Например, плоские зеркала используют в фарах различных автомобилей, прожекторов. И помимо этого, мы можем упомянуть и о дорожных и автомобильных зеркалах (боковых и заднего вида). Многие оптические приборы содержат в своем устройстве одно или несколько зеркал: объективы фотоаппаратов, лазеры, телескопы, перископы).
Перископ – это специальный прибор для наблюдения за поверхностью моря с подводной лодки, идущей на небольшой глубине (рисунок 7).
Также в настоящее время зеркала используются в дизайне интерьеров. С их помощью создается иллюзия пространства – большой объем в небольших помещениях.
Плоское зеркало. Построение изображений в плоском зеркале
Плоское зеркало
Если отражающая поверхность зеркала является плоской, то оно относится к типу плоских зеркал. Свет всегда отражается от плоского зеркала без рассеяния по законам геометрической оптики:
Следует помнить, что у стеклянного зеркала отражающая поверхность (обычно тонкий слой алюминия или серебра) помещается на его задней стороне. Ее покрывают защитным слоем. Это означает, что хотя основное отраженное изображение формируется на этой поверхности, свет будет также отражаться и от передней поверхности стекла. Образуется вторичное изображение, которое гораздо слабее основного. Оно, как правило, невидимо в повседневной жизни, но создает серьезные проблемы в области астрономии. По этой причине все астрономические зеркала имеют отражающую поверхность, нанесенную на переднюю сторону стекла.
Типы изображений
Существует два типа изображений: действительное и мнимое.
Действительное формируется на пленке видеокамеры, фотоаппарата или на сетчатке глаза. Световые лучи проходят через линзу или объектив, сходятся, падая на поверхность, и на своем пересечении образуют изображение.
Мнимое (виртуальное) получается, когда лучи, отражаясь от поверхности, образуют расходящуюся систему. Если достроить продолжение лучей в противоположную сторону, то они обязательно пересекутся в определенной (мнимой) точке. Именно из таких точек формируется мнимое изображение, которое невозможно зарегистрировать без использования плоского зеркала или других оптических приборов (лупы, микроскопа или бинокля).
Изображение в плоском зеркале: свойства и алгоритм построения
Для реального объекта, изображение, полученное с помощью плоского зеркала, является:
Построим изображение некоторого объекта в плоском зеркале.
Воспользуемся свойствами мнимого изображения в плоском зеркале. Нарисуем изображение красной стрелки с другой стороны зеркала. Расстояние А равно расстоянию В, а изображение имеет тот же размер, что и объект.
Мнимое изображение получается на пересечении продолжения отраженных лучей. Изобразим световые лучи, идущие от мнимой красной стрелки к глазу. Покажем, что лучи мнимые, нарисовав их пунктиром. Непрерывные линии, идущие от поверхности зеркала, показывают путь отраженных лучей.
Проведем от объекта прямые линии в точки отражения лучей на поверхности зеркала. Учитываем, что угол падения равен углу отражения.
Плоские зеркала используются во многих оптических приборах. Например, в перископе, плоском телескопе, графопроекторе, секстанте и калейдоскопе. Стоматологическое зеркало для осмотра полости рта тоже плоское.