Как построить конфликт в сюжете
Конфликт
Продолжаем изучение структурных элементов сюжета, и сегодня поговорим о ядре драматических историй – конфликте.
Что такое конфликт?
В первую очередь, конфликт – это столкновение, борьба двух или более интересов в рамках литературного произведения. В «Песне льда и пламени» Дж. Мартина Ланнистеры сражаются со Старками, во «Властелине колец» объединенные силы людей, эльфов и гномов противостоят Саурону, ну и т.д. Вся сюжетная и развлекательная проза тяготеет к использованию конфликта, как основного двигателя сюжета.
Во вторую очередь, конфликт является источником драматических ситуаций, катализатором напряжения физических и эмоциональных сил вовлеченных в борьбу персонажей. Кому интересные ленивые и праздные герои? Персонажи, втянутые в конфликт, вынуждены проявлять силу своего характера и интеллекта, чтобы добиться поставленных целей, а столкновение двух разнополюсных сил рождает разнообразные драматические ситуации – моменты, когда человек стоит перед сложным выбором или висит на волоске.
Наблюдающий за подобным искусно выписанным столкновением читатель невольно втягивается, сопереживает той или другой стороне. Острые конфликтные ситуации всегда притягивают внимание, такова уж природа любопытства, а что еще нужно писателю, как не сосредоточенный на его тексте читатель? В этом плане кино и литература – это формы, позволяющие создавать конфликты самого высочайшего накала. Ограничения накладывает лишь фантазия автора. Поэтому запомним, что конфликт в умелых руках – есть сильнейшее средство воздействия на читательскую аудиторию.
Конфликт как он есть.
Однако мой долг предупредить: не в каждом художественном произведении обязан присутствовать конфликт. Я уже говорил об этом в статье «О типах художественной литературы» (прочитайте ее, чтобы полнее понимать сферу применения советов из из рубрики «Сила сюжета»). Прозаические труды в наше время столь разнообразны, что позволяют обращаться к самым разным сторонам человеческого бытия: не только бескомпромиссной борьбе за место под солнцем, но и сферам духовным и интеллектуальным, эстетике описаний. Однако современная массовая культура, хотим мы того или нет, почти полностью зависима от конфликта.
Поэтому если вы намереваетесь писать остросюжетную прозу, если хотите уверенно владеть вниманием читательской аудитории, вам просто необходимо овладеть искусством построения художественного конфликта.
Итак, добротная драматическая история всегда начинается с конфликта. Однако ему совершенно необязательно проявляться уже на первой странице, но к концу условной первой трети повествования он должен обозначиться конкретно и четко (подробнее в статье «Трехактная структура произведения«). В противном случае, читатель попросту заскучает. Я регулярно сталкиваюсь с подобными текстами: страница за страницей что-то происходит, герой бегает и суетится, но совершенно непонятно, зачем и с какой целью. Конфликт не обозначен, и мы уже не ориентируемся в событиях.
Из этого следует, что в конфликте должны присутствовать только ясные, четко выраженные силы – до читателя следует донести, кто, за что и почему сражается. Обе стороны конфликта нужно наделить конкретными целями, достижение которых для героев должно быть жизненно важным.
Возьмем для примера следующий простейший сюжет.
Как видите, в данной истории в центре конфликта находится конкретный предмет — ампула с противоядием. Очень важно, чтобы в центре конфликта находилось нечто понятное и осязаемое (кольцо всевластия во «Властелине колец», Железный трон в «ПЛИО»).
В конфликте приветствуется столкновение крайностей. Чем больше контраст противоборствующих персонажей, чем ярче конфликт. Не забывайте, что стороны в конфликте создают друг другу барьеры – их противостояние ни в коем случае не должно быть умозрительным и вялым, чем больше хитрости и изобретательности проявляют стороны, чем дальше они готовы зайти – тем интереснее. Подробнее читайте в статье «Бреши, барьеры и перипетии«.
Антагонист.
Очень тесно с понятием конфликта связаны еще два сюжетных элемента: антагонист и альтернативный фактор.
Антагонист – это конкретное лицо, противостоящее главному герою. В трилогии Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин колец» главным антагонистом является темный дух Саурон, именно его цели и действия идут вразрез с интересами главных героев. Наличие антагониста предусматривает форму конфликта вида «Добро и зло». Иногда как такового антагониста в произведении может и не быть, в этом случае конфликт примет форму «добро против добра» (как в нашем примере с укусом ядовитой змеи: никто из героев не является откровенно злым (хотя, тут можно поспорить), каждый борется за свою жизнь), либо имеет место так называемый внутренний конфликт.
Внутренний конфликт – есть столкновение двух противоборствующих сторон личности. В нашем примере у укушенного мужчины будет развиваться нешуточный внутренний конфликт – нормы морали и воспитания будут толкать его отдать противоядие девочке, а вот чувство самосохранения будет настаивать на другом.
Зачастую в художественной прозе разворачиваются сразу несколько конфликтов. Это делает историю многогранной, приближенной к подлинным жизненным реалиям. Главное, что требуется здесь от писателя, не забыть довести каждый из конфликтов до разрешения.
Более подробно о роли антагониста в сюжете художественного произведения читайте в одноименной статье: «Антагонист».
Альтернативный фактор.
Альтернативный фактор – это реальная угроза, которая настигнет героя в случае поражения в конфликте. Ключевое слово здесь – реальная. Если герой в результате поражения в конфликте никоим образом не пострадает, то и сопереживать ему для нас не так уж и интересно. Другое дело, если ему грозит реальная, ощутимая опасность. Отмечу особо, что альтернативный фактор нужно обозначить в тексте как можно раньше, чтобы не возникало неприятного ощущения марионеточности поступков.
Ниже приведена классификация альтернативных факторов по книге А. Митты «Кино между адом и раем».
Классификация альтернативных факторов по А. Митте.
Как видите, степень накала идет по возрастающей. Но это отнюдь не значит, что самые захватывающие драмы строятся вокруг угрозы уничтожения человечества. Вовсе нет. Здесь как раз и проявляется настоящее мастерство писателя и сочинителя: конфликты с более слабыми альтернативными факторами рождают больше интересных вариаций. В нашем примере со змеей действует альтернативный фактор четвертой группы (угроза смерти), он-то и позволяет нам ввести дополнительный очень интересный внутренний конфликт. А вот действуй у нас уже пятый фактор (укус получил его собственный ребенок), никаких внутренних противоречий у мужчины не возникло бы.
Что ж, на этом пока остановимся. Вы получили основные знания о природе конфликта в литературных произведениях, поняли основные моменты и особенности его использования и построения. Надеюсь, эти теоретические основы будут удачно воплощены вами на практике. Спасибо за внимание. Следите за обновлениями!
Психология – для построения конфликта в сюжете
Многие из вас, друзья, кто заглядывает в блог «Пишем хорошо», наверняка приметили рубрику «Читаем вместе». В ней – мои отзывы на книги, полученные из издательства «Альпина Паблишер». На этот раз предлагаю поговорить о книге Уильяма Индика «Психология для сценаристов. Построение конфликта в сюжете», которую прислало издательство.
Наверное, книга Уильяма Индика «Психология для сценаристов. Построение конфликта в сюжете» понравится не всем: она довольно серьезна, рассчитана на чтение вдумчивое, глубокое. Невозможно просто пробежаться по верхам. Четкой схемы, как выстраивать сюжет в конфликте здесь нет, хотя и говорится об этом в подзаголовке. Зато, как и заявлено в названии, в основе лежит психология, рассматриваются различные теории психоанализа.
А мне всегда нравилась психология. И, открыв книгу У. Индика, будто бы снова встретилась со старыми знакомыми: Зигмундом Фрейдом, Карлом Юнгом, Эриком Эриксоном, учения которых изучала в университете. В эту же компанию «пришли» Джозеф Кемпбелл, Альфред Адлер и Ролло Мэй. Каждый из них сделал свой весомый вклад в развитие сложной, но интересной и нужной науки, помог понять, как работает человеческий разум.
Фрейд, который перевернул с ног на голову представление о психике и поведении человека, считал, что большая часть человеческих эмоций и действий подчиняются инстинктам. Задача психоанализа, по его мнению, заключалась в том, чтобы помочь осознать скрытые мотивы нашего поведения. Эриксон говорит о «нормативном конфликте», т.е. о конфликте между стремлением личности быть собой и давлением окружения. Юнг создал стройную теорию об архетипах и коллективном бессознательном.
Кемпбелл использовал теорию психоанализа для выявления типичной структуры мифа и выделил несколько стадий путешествия мифологического героя. Адлер рассматривает комплекс неполноценности как мотивацию поведения героя. А революционная теория Мэя исследует самый сложный, невротический внутренний конфликт, экзистенциальный – когда человек не способен ответить на главные вопросы в жизни: «Кто я? Зачем живу? В чем смысл жизни?».
Казалось бы, какое отношение все это имеет к написанию сценария?
Самое прямое! Невозможно создать хорошее художественное произведение, если не знаешь жизни, не можешь понять, как может повести себя персонаж в той или иной ситуации. А персонажи – те же люди, только виртуальные. И живут в виртуальном мире, созданном автором. Они должны обладать той же логикой и теми же эмоциями, что реальные люди, у них будут те же бессознательные реакции.
В общем, любой сценарист, режиссер обязан понять человеческий характер, мысли, душу. Иначе зритель скажет свое «фи» и забросает авторов «неправильного» кино или пьесы тапочками.
Автор «Психологии для сценаристов» вообще советует рассматривать психоанализ не как науку, а как искусство. И с этой точки зрения, считает, работа психоаналитика и режиссера – две стороны одной медали.
Вообще, в любой области, где общается человек с человеком, важно как можно лучше знать свою аудиторию. А потому книга будет полезна не только сценаристам и режиссерам, но и преподавателям, журналистам, писателям, тренерам, коучам.
Что касается оформления, оно, как всегда, на высшем уровне. Нравится и то, что после каждой главы есть краткое содержание, а также упражнения: если их выполнить, материал усвоится лучше. Текст книги изобилует примерами из фильмов.
Упражнения и техники
1. Эдипов комплекс. Предполагает, что мальчик испытывает психосексуальную любовь к матери и зависть и агрессию по отношению к отцу.
Проанализируйте, как темы эдипова комплекса раскрываются в классических фильмах: «Милдред Пирс» (1945г.), «Белое каление» (1949), «Психоз» (1960), «Выпускник» (1967), «Китайский квартал (1974).
Затрагиваете ли вы тему отношений между родителями и детьми либо тему романтических отношений в своем сценарии (рассказе — С.Л.)? Если да, возможно, вам стоит добавить конфликт в эти отношения с помощью темы деспотии или чрезмерной опеки.
2. Вы пишете сценарий о герое-неудачнике или команде неудачников? Если да, какова мотивация ваших героев? Почему они хотят победить соперника? Подумайте, как связать мотивацию героя с его личными качествами, а не просто с абстрактным желанием победить.
На сегодня всё. Изучайте психологию и используйте ее для построения конфликта в сюжете!
И просьба: на интересные статьи в блоге «Пишем хорошо» давайте ссылки в соцсети. И ловите искреннее, огромное «спасибо» авторов. 🙂
Как создаются внутренние и внешние конфликты в сценарии: полное руководство
Как создаются внутренние и внешние конфликты в сценарии: полное руководство
Как создаются конфликты в сценарии, чтобы получилась захватывающая драматургия?
Мы все знаем то самое ощущение, когда мы восхищены характером и личностью главного героя фильма. Когда мы садимся писать, даже ставя перед собой цель создать такого персонажа, нелегко понять, что же делает героя и его историю столь прекрасной. Ответ находится извне, в так называемом внутреннем конфликте.
Написание внутреннего и внешнего конфликтов может показаться сложной задачей, но это ключ к тому, чтобы ваша история ожила, выпрыгнула со страниц и прочно осела в умах зрителей.
В этой статье мы собираемся осветить внутренний и внешний конфликты со всех сторон с примерами. В конце вы поймете, как использовать оба типа конфликтов в вашей истории. Что такое внутренний конфликт?
Писатель может определить внутренний конфликт как внутреннюю борьбу своих персонажей. Классическими примерами таких конфликтов могут быть депрессия, алкоголизм, страх привязанности или даже эволюционирующая личность внутри личности, как у персонажа Джеймса Макэвоя в «Сплите».
Чем ещё является внутренний конфликт, как не в буквальном смысле враждующими личностями внутри тебя?
Другие примеры внутреннего конфликта
Непросто создать фильм с упором только на внутренний конфликт, хотя все стараются делать именно так. С правильным выбором внутренних конфликтов это отлично работает! Иногда это внутренняя борьба, как у Индианы Джонса в его примирении с отцом. Или же когда внутренний конфликт является сердцевиной истории, как у Фродо, сражающимся с волей Кольца во «Властелине колец».
Когда речь заходит о внутреннем конфликте, можно представить себе ангела и черта по разные стороны плеч персонажа. Они буквально разрывают героя изнутри на части, тем самым двигая историю вперёд.
Вспомните любую романтическую комедию, которая вам нравится. И «Это случилось однажды ночью», и «Подстава» – все романтические комедии это истории о внутренней борьбе.
Главный вопрос здесь: «Смогут они остаться вместе или нет?». Это он двигает вперёд истории таких персонажей, как Джим и Пэм (прим. переводчика: сериал «Офис») и Сэм и Дайан (прим. переводчика: сериал «Чирс»). Внутренний конфликт можно преподнести как желание быть с кем-то, которое невозможно осуществить, потому что, например, этому препятствует работа персонажа. Таким образом, каждая сцена насыщена внутренними конфликтами.
Сцена разговора двух персонажей, имеющих внутренние конфликты, может оказаться гораздо эффектнее и сильнее, чем сцена битвы.
Как насчёт другого классного и неожиданного внутреннего конфликта?
Вспомните Базза Лайтера из Истории игрушек. Его внутренний конфликт состоит в том, что он считает себя настоящим, живым Баззом Лайтером, а не просто игрушкой. Этот конфликт между его внутренним состоянием и реальностью заряжает каждую сцену и управляет сюжетом. Именно он помог создать бессмертную классику, а также запустить целую франшизу.
Внутренний конфликт – это краеугольный камень успешности сценария. Подумайте над тем, какой внутренний конфликт мог бы быть у вашего персонажа.
Но бывает и так, что одного лишь внутреннего конфликта недостаточно. Именно здесь и появляется внешний конфликт, а его противостояние с внутренним может создать уникальный сюжет в вашем сценарии.
Что такое внешний конфликт?
Внешний конфликт не даёт вашему герою двигаться вперёд по истории или может даже угрожать его жизни. Например, персонаж застрял в уплотнителе мусора. Или подвергся надвигающейся атаке звездного эсминца. А, может быть, за ним охотятся ситхи? Во вселенной Звёздных Войн много классических внешних конфликтов.
Принципиальное различие между внутренним и внешним конфликтах состоит в том, первый происходит внутри персонажа, а второй – в его окружении. Конечно, это и так довольно очевидно, но чтобы создать сюжетные слои, вам необходимо иметь в истории оба конфликта, а также продумать, как они могут друг друга дополнять.
Другие примеры внешнего конфликта
Иногда внешние конфликты являются причиной внутренних. Потому что, в основном, когда вы пишете сценарий фильма или сериала, вам нужно, чтобы в истории всё пошло не так. Никто же не хочет читать сценарий или смотреть сериал о деревеньке счастливых людей, у которых всё хорошо и ничего такого не происходит. А вот когда что-то вдруг идёт не так, то это образует внешние конфликты, а они порождают внутренние. Это и даёт развитие истории.
Нацисты преследуют героя в ковчеге (прим. переводчика: отсылка к фильму Индиана Джонс В поисках утраченного ковчега). Е.T. ищет способ вернуться домой (прим. переводчика: отсылка к фильму Инопланетянин 1982). Пришельцы вторглись на Землю. И ещё много других примеров, не имеющих отношение к творчеству Спилберга.
Самое замечательное во внешних конфликтах то, что они могут быть абсолютно любыми. Это может быть компьютерная сеть, контролирующая весь мир, как в «Матрице», или медсестра, пытающаяся поймать кота Джинкса в «Знакомстве с родителями».
Итак, что же самое важное при написании внешнего конфликта?
Создать героя с правильным внутренним конфликтом в правильный внешний конфликт. Звучит немного запутанно, поэтому давайте приведём ещё один пример.
Если Титаник утонет, Роуз должна понять любит ли она Джека, верит ли ему и хочет ли его спасти.
Если Морфеус схвачен Агентами, Нео нужно заглянуть внутрь себя и решить является ли он тем самым Избранным.
Другой способ – это подумать о том, кто в истории является наименее подходящим по внутренним параметрам человеком для решения этой внешней проблемы? Или наоборот.
Давайте погрузимся на следующий уровень анализа внутреннего конфликта. Если вы планируете писать сценарии для сериалов или фильмов, вам нужно знать и о других типах конфликтов. А что, есть и другие?
Какие ещё существуют типы конфликтов?
В классической литературе, а теперь также в кино и на телевидении существует шесть разных типов конфликтов. В то время, как большинство попадает под общую классификацию внутренних или внешних, мы рассмотрим каждую категорию отдельно и приведем примеры.
1. Человек против самого себя (Я против Я)
Вначале мы рассмотрим нечто похожее на внутренний конфликт. В «Я против Я» мы следим за тем, что происходит в голове персонажа. Будь то Дон Дрейпер (прим. переводчика: персонаж сериала «Безумцы»), пытающийся преодолеть тягу к самоуничтожению, или «Удивительная Миссис Мейзел», идущая к своей независимости от общества.
Однако, одни из лучших сценариев основаны на создании внешних конфликтов из внутренней борьбы персонажа. Иногда лучше взять стандартный конфликт и перевернуть его с ног на голову.
2. Человек против человека
Это, наверное, самый распространенный внешний конфликт. Он есть в комиксах, в Звёздных войнах и даже в комедиях, вроде комедийного сериала «В лучшем мире». Этот тип конфликта создаётся протагонистами и антагонистами.
Но как можно использовать конфликт «Человек против Человека»?
Если вы его переведете во внутренний конфликт, вы получите предыдущий «Я против Я». Однако, вспомните фильмы об одержимости. Например, Волан-де-Морт вселяется в тело Гарри (прим. переводчика: фильм «Гарри Поттер и Орден Феникса») или как одержимость показана в фильме Прочь. Это ещё один тип внутреннего конфликта, поскольку один человек пытается подчинить себе другого.
3. Человек против общества
Обычно в политических триллерах или трагических фильмах, таких как «Человек-слон», правит внешний конфликт. Но не только в них! К примеру, «Теория заговора» с Мелом Гибсоном и Джулией Робертс. Речь идет о парне, которого все считают сумасшедшим, но который, как оказалось, кое в чём прав. В сериале «Наследники» представлен внутренний конфликт внутри одной семьи и людях, пытающихся её разрушить, самыми весёлыми способами.
Как же сделать конфликт человека против общества внутренним?
Как насчет фильма «Парни не плачут»? Это история о том, как общество отказывается принять Брэндона Тина таким, каков он есть. Или фильм «Манчестера у моря»: большая часть конфликта в фильме идёт из отношения других к персонажу Кейси Аффлека в городе после пожара и как он с этим всем справляется.
В сериалах такой тип конфликта развить сложнее, поскольку в них персонажи могут развиваться и расти в течение нескольких сезонов. Например, персонаж Оскара в «Офисе». У него самого не было внутреннего конфликта по поводу своей гомосексуальности, но для других персонажей и Майкла Скотта потребовалось несколько сезонов, чтобы действительно принять его таким, какой он есть.
4. Человек против природы
Здесь лучшего примера, чем «Выживший», попросту не найти. Такой тип конфликта заключается в победе над внешними силами и отправляет нас в путешествие вместе с героем, как, например, в фильме «Дорога Домой: Невероятное путешествие».
Конфликт «Человек против природы» довольно часто мелькает и в сериалах. Почти в любом ситкоме есть эпизод про кемпинг. К примеру, эпизод из сериала «Новенькая», где герои играют в гляделки с койотом.
Но может ли внутренний конфликт иметь отношение к природе?
С натяжкой можно привести в пример таких персонажей, как Человек-Волк, или даже Фиону в «Шреке». Эти персонажи столкнулись с изменением их собственной природы и им приходится как-то обустраивать свою личную жизнь с учётом этих особенностей. Чем не отличный внутренний конфликт?
5. Человек против машины
Поскольку в нашей нынешней жизни уже давно появился искусственный интеллект, то конфликт «Человек против машины» кажется уже наиболее правдоподобным. Этот конфликт берёт свои корни от Джона Генри, победившего в соревнованиях с паровым молотом (прим. переводчика: мифологический народный герой США, темнокожий рабочий-путеец, победивший в соревновании с паровым молотом, но погибший от истощения. История сражения Джона Генри с машиной легла в основу песен и мультфильмов, упоминается в рассказах и романах) и до фильма «Я, Робот».
Самая плодородная почва для конфликта «Человек против машины» лежит во внутреннем мире тех же роботов. Например, в фильме «Терминатор-2» машина пытается научиться быть лучше. В ней должны произойти внутренние изменения, чтобы она могла стать человечней.
Или как в «Искусственном интеллекте», где мальчик-робот отчаянно хочет измениться, чтобы стать настоящим и живым, но его собственная программа является преградой на пути к человечности.
Опять-таки, выше показаны самые очевидные истории, которые могут стать основой для новых интересных сюжетов.
6. Человек против судьбы / сверхъестественного
Мы дошли до самого заковыристого конфликта, «Человек против судьбы/сверхъестественного». Сложность заключается в том, что такой конфликт может быть далеко не очевидным.
Здесь легче привести в пример фильмы такие как «Отбросы», «Миссия невыполнима» и шедевра братьев Коэнов – «Серьезный человек».
Конечно, всегда есть можно написать ужасы, и нет ничего страшнее, чем внешняя сила, вроде Самары из «Звонка». Но как насчет фильмов, посвященных предопределению или судьбе? Например, «Потустороннее», или «Звёздные войны».
Да, мы снова возвращаемся к «Звёздным войнам». Скайуокерам суждено было найти друг друга сквозь эпизоды. Так что можно утверждать, что Сила контролирует всё, что происходит в этих фильмах. Персонажи должны принимать решения на основе их индивидуальных внутренних и внешних конфликтов, но Сила будет постоянно подталкивать их в разные направления, облегчая путь.
Как использовать типы конфликтов в вашем сценарии
Когда вы начинаете работу над своим сценарием, очень хорошо следить за тем, как внутренние и внешние конфликты взаимодействуют друг с другом по мере продвижения истории. Можно представить, что каждый уровень конфликта это сторона автомобиля. Если у вас крутятся колеса только одной стороны, ваша история, как и машина, будет двигаться просто по кругу. Но если обе стороны работают одновременно и слаженно, повествование фильма всегда будет двигаться вперед.
Как использовать типы конфликтов, чтобы помочь развитию истории?
Как было написано ранее, нужно, чтобы внутренние и внешние конфликты работали в тандеме. В каждой сцене спросите себя, как эта сцена соотносится с внутренним и внешним конфликтом.
Рассмотрим несколько сцен.
А что насчет комедии?
Возьмём для примера сцену «Фрэнк и Бобы» в фильме «Все без ума от Мэри». Совершенно очевидно, что внешний конфликт связан с тем, что застряло в застежке персонажа Бена Стиллера. И все идут в ванную. Но внутренний конфликт – это любовь. Бен Стиллер ухаживал за этой девушкой, влюбился в неё и теперь на него эмоционально давит их испорченный выпускной вечер. Если подумать, то это своего рода безобидный эмоциональный внутренний конфликт. Но вот внешний конфликт причиняет боль.
Немного про экшн-фильмы и конфликты в них. Давайте поговорим о «Крепком Орешке».
Противостояние в финальной сцене легендарно. Мы помним насколько крут Джон Маклейн, но сам фильм построен на его внутреннем конфликте. Джон любит свою жену, но был для неё плохой поддержкой и мужем. И это привело к последствиям. Мы с самого начала видим, что она хочет вернуть свою девичью фамилию. Когда же Ганс Грубер падает из окна, мы уже замечаем, что часы Холли, где написана ее девичья фамилия, падают следом за ним. Это идеальный ход для развития внутреннего конфликта. Джон и его жена снова будут вместе.
Суммируя ключевые моменты написания конфликта в истории
Мы все можем согласиться с тем, что лучшие фильмы и сериалы показывают приключения персонажа, в которых он преодолевает какие-либо внешние трудности, которые так или иначе влияют на его внутренний мир. И наоборот. Лучше всего использовать внутренние и внешние конфликты в тандеме, чтобы создать захватывающую драму. Или захватывающую комедию.
Если вы будете каждый просмотр фильма наблюдать за конфликтами в сценах, а затем начнете применять их в своей собственной истории, вы неожиданно для себя откроете возможность сделать ваши сценарии по-настоящему динамичными и интересными.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи. Авторизуйтесь, пожалуйста.