Как построить гостиницу в крыму
Как построить гостиницу в крыму
Во многих регионах России дефицит качественных гостиничных услуг — отелей с высоким уровнем сервиса и разумным, отвечающим спросу соотношением цены – качества. Потенциал есть в каждом регионе и городе, даже, например, в Санкт-Петербурге, где летом особенно высока заполняемость отелей, хостелов и другого жилья.
Чтобы адекватно оценить дефицит, нужно учитывать не только количество доступных вариантов размещения, но и спрос на проживание в них. В каких-то регионах туристический поток постоянно растет. Например, на Алтае, в Краснодарском крае, республике Карелия и в Свердловской области, также популярны города Золотого кольца России. А где-то турпоток начнет увеличиваться только в ближайшие годы, в том числе в связи с облегченным режимом получения виз для иностранных туристов. Я бы рекомендовал учитывать эти факторы при выборе города и региона для открытия нового отеля.
Федеральное агентство по туризму разграничивает большие и мини-отели по количеству номеров: если планируете номерной фонд меньше 50 комнат, то вы будете условно считаться владельцем мини-отеля.
Также гостиничный бизнес подразделяется на виды гостиниц по классу услуг (Постановление от 16 февраля 2019 года №158):
Хостелы обещают быстро окупиться и требуют меньше всего вложений. По данным Российской газеты, сейчас хостелы занимают долю в 20–40% всего рынка размещения (в зависимости от региона).
Однако важно считаться с «законом Хованской»: с 1 октября 2019 года в России будет запрещено размещение хостелов и гостиниц в жилом фонде многоквартирных домов. При этом формулировку о запрете «иных средств размещения» и «услуг временного размещения» из текста законопроекта убрали. Получается следующее: юрлица и ИП оказывать гостиничные услуги теперь в жилом фонде не могут, но продолжать работать можно по договорам найма.
Исключением из законопроекта станут нежилые помещения на 1 и 2 этажах (над другими нежилыми объектами), обязательно с отдельным входом, при наличии систем противопожарной безопасности, звукоизоляции в номерах, охранной сигнализации и сейфов. То есть, если требования соблюдаются, размещаться в жилом доме хостел или мини-отель все-таки сможет. Правда, поскольку эти требования, особенно отдельный вход, сложны в исполнении, ищите в первую очередь помещения в нежилом фонде.
Евгений Насонов, член правления Лиги хостелов:
«Что произойдет с хостелами 1 октября? Навряд ли что-то кардинально поменяется для уже функционирующих объектов. У московских властей есть чем заниматься. Идея того, что контролирующие органы все оперативно проверят, разбивается о расчеты: так, в 2016 году, когда московские власти объявили хостелам «войну», было закрыто 46 точек. При этом ежегодно их открывается более 50».
Вы определились с типом и концепцией отеля, теперь нужно понять объем инвестиций и желаемой прибыли. Эти цифры позволят начать работать над бизнес-планом.
Прединвестиционные исследования сформируют выводы о рентабельности будущего бизнеса. Кроме того, маркетинговый анализ поможет рассчитать плановые издержки и доходы со сдачи номеров — он должен быть отражен в вашем бизнес-плане. Когда определитесь с помещением (см. шаг 3), дополните план: проанализируйте ближайших конкурентов и их ценовую политику — вам придется играть по уже установившимся ценовым правилам.
Еще необходимо проанализировать и зафиксировать в бизнес-плане вашу финансовую модель. Рассчитать стоимость продажи номера на следующие годы после открытия правильнее будет с момента выбора помещения, ориентируясь на рынок. Спрогнозировать операционные расходы можно уже сейчас: подсчитайте, во что вам обойдутся зарплаты персоналу (подробнее о персонале мы остановимся на шаге 7), коммунальные платежи, приблизительная аренда (сколько закладываете, если помещение не в собственности), уборочный инвентарь и расходные материалы.
Если результаты расчетов по бизнес-плану оправдают ожидания, переходим к поиску помещения и регистрации бизнеса.
Найдите поставщиков сервисов и услуг для бизнеса
В B2B-магазине Rusbase в режиме «одного окна» вам доступны надежные поставщики бизнес-решений. Здесь вы привлечете к своему проекту инвестора, вместе с профессионалами сделаете грамотную финансовую модель и, если понадобится, проведете инвестиционную диагностику бизнеса перед запуском.
Как построить мини гостиницу в Крыму за полцены
Строительство мини гостиниц под ключ в Крыму, Севастополе, Симферополе, Ялте всегда востребовано и актуально. Этот процесс требует достаточно больших финансовых сбережений. Именно поэтому многим людям будет интересна возможность значительной экономии при строительстве гостиницы или мини отеля для собственного гостиничного бизнеса. В этой статье вы узнаете, как правильно организовать строительство, стоит ли строить мини гостиницу из СИП панелей и много других тонкостей, которые помогут значительно сэкономить.
Цены на строительство мини гостиниц в Крыму
Цена строительства мини гостиницы формируется из целого ряда факторов. В первую очередь, на стоимость будет влиять общая площадь, количество этажей, выбор строительной технологии и архитектурные особенности. Грамотный подход к организации собственного гостиничного бизнеса, предполагает также выбор участка, который будет иметь минимальный уклон и хорошие подъездные пути, всё это будет в значительной мере способствовать снижению общей стоимости стройки.
Если вы решили заказать строительство мини гостиницы у строительной компании, то вам следует чётко понять, какую комплектацию строительных работ и материалов содержит то или иное коммерческое предложение. Идеально, если компания-застройщик вам предложит весь комплекс строительных услуг, начиная от подбора и адаптации проекта под ваши нужды и заканчивая самим строительством гостиницы непосредственно, а также ландшафтным дизайном прилегающей территории.
Как правильно выбрать проект мини гостиницы
Для того, чтобы оптимизировать стоимость мини гостиницы, необходимо правильно выбрать проект. Обращайте внимание на наличие эркеров, дополнительных веранд и балконов и на наличие панорамных окон, а также дополнительного остекления. Всё это будет увеличивать расходы на возведение мини отеля, гостиницы в АР Крым. Но будьте аккуратны, так как всё, выше перечисленное, привносит индивидуальность. А ведь именно авторский подход привлекает всегда дополнительных клиентов.
В любом случае, выбор проекта мини гостиницы следует доверять профессионалам, которые в совместной работе вместе с вами помогут и сэкономить где надо и правильно выбрать свой неповторимый авторский стиль мини гостиницы, если это необходимо.
Работая над проектом собственного мини отеля, следует понимать, что здесь важно учитывать также такие тонкости, как высота потолков, стоит ли делать второй этаж вашей мини гостиницы в виде мансарды, а также, как будут организованы все инженерные сети, и какой уровень отделки вам необходим.
Выбор проекта для строительства мини гостиницы должен также опираться на особенности ландшафта, расположения и формы земельного участка. Именно при таком подходе вы сможете учесть все тонкости вашего гостиничного бизнеса и сделать здание и интерьер вашего отеля привлекательным и незабываемым для клиентов.
Выбор строительной технологии – из чего лучше строить мини гостиницу в Крыму, как сэкономить
Этот вопрос, пожалуй, самый обширный и разноплановый. И на принятие решения о том, из какого строительного материала лучше всего строить здание гостиницы, мини отеля влияет много разных факторов. Ни для кого не секрет, что в Крыму принято строить гостиницы из ракушняка – ракушечника, как этот камень ещё называют крымчане. Так строят мини гостиницы в Симферополе, Севастополе, Ялте, Алуште, Феодосии, Керчи, Евпатории и Судаке.
Это отличный материал, но если здание имеет более двух этажей, то строить следует обязательно на основе железобетонного каркаса, что в значительной степени увеличит ваши финансовые затраты на строительный процесс. Если вас не пугает цена, то монолитный каркас с заполнением ракушечником – это надёжно, тепло и удобно.
Но далеко не все люди имеют достаточно средств, чтобы построить здание из ракушняка в камень – 400 мм стена. Альтернативой может служить строительство мини гостиницы в Крыму из газобетона. Это лёгкий и удобный материал. Любые здания из газобетонных блоков также строятся на основе монолитного каркаса из железобетона. Стены получаются, практически, идеально ровные и не требуют больших затрат на отделочные работы.
Из СИП панелей можно строить круглый год, для строительства не требуется дорогостоящая строительная техника, можно работать даже без электричества, имея лишь генератор, сроки строительство мини гостиницы каркасного типа с применением СИП технологии, будут, минимум в три раза меньше, чем при капитальном строительстве.
Наши преимущества – Компания ДомЛидер
Если вы решили осуществить строительство мини гостиницы в Крыму, мы предлагаем вам комплексный подход, который включает в себя не только бесплатную помощь в выборе проекта и его адаптации под ваши условия, но и грамотную консультацию по выбору строительной методики, которая будет оптимальной именно для вас.
Компания ДомЛидер на строительном рынке более двадцати лет. За это время мы построили множество частных жилых домов, офисов, мини гостиниц и отелей на крымском полуострове. Нам есть что показать своим клиентам и есть чем гордиться в своей профессиональной деятельности. Строим быстро, качественно и по разумной цене, которая формируется с учётом хорошего качественного уровня. Работаем абсолютно со всеми строительными материалами. В нашем активе есть собственное производство СИП панелей в Крыму, что позволяет нам давать минимальные цены на строительство мини гостиниц и любых других объектов.
Как построить гостиницу в крыму
Мы начинаем связываться с предпринимателями со всей страны и узнавать, что в интернете и в жизни работает для их бизнеса, а что — нет.
45-летний Юрий всю жизнь чинил корабли — сначала нанимался в ремонтники с отцом, затем взялся за поставки запчастей. А десять лет назад купил участок в 300 метрах от моря и стал возводить семейную гостиницу. Думал, будет им с женой подспорье к старости.
“Как мы переизобретали Airbnb”
“Когда стройка уже шла полным ходом, я прочитал в интернете, что срок окупаемости проекта, каким мы его задумали, — от десяти лет. Это общемировая практика. Знал бы заранее — может, и не связался бы с этим”.
Но отступать было поздно.
Первые постояльцы стали заезжать в домик на пляже три сезона назад. Тогда на полуострове еще работал Airbnb (сервис бронирования интересного жилья для туристов), а Юрий сам был активным пользователем. Там и подсмотрел концепцию “апартаментов” — это когда вы снимаете квартиру-студию со всем своим: входом, кухней, душем и парковкой.
А еще для каждой пары он решил построить по беседке. В поселках рядом с Севастополем такого не было.
Airbnb же был хорошим каналом привлечения клиентов — пока не перестал работать в Крыму из-за международных санкций. Тогда пришлось взять все лучшее оттуда и пытаться применять на своем сайте и “не запрещенных” площадках.
“Одной из фишек, взятых у Airbnb, стал “План поездки” — детальный документ о наших условиях, который мы отправляем по почте будущим постояльцам. Стиль письма мы скопировали, дополнив по-своему. И мне думается, такие вот фишки и спасли нас в прошлый сезон. Ведь оно как было: два года назад многие ломанулись в Крым, постояли на переправе — и в 2015-м уже не поехали. Минувшим летом поселок стоял почти пустой, а у нас клиенты с мая по сентябрь были”.
Проблемы с электричеством, особенно в пиковые периоды, в регионе были всегда. Так что Юрий уже давно на лето научился переключаться между линиями — кооперативной и той, которой пользуются в основном военные. Все официально — просто платишь по-разному. А в крайнем случае, можно просто включить свой генератор.
Самой большой головной болью из-за санкций стало таргетирование рекламы в интернете. Раньше было без разницы, откуда приезжали люди, — из Сыктывкара или из Сум.
Второй большой проблемой стали деньги — до въезда с постояльца надо принять предоплату хотя бы за день проживания, потом — помогать снимать наличные.
Со временем стали появляться ATM и открылась возможность снимать деньги через местные банки. Проблема не ушла, но стала не такой острой.
Похожая история сложилась с такси. Вызвать машину привычным жестом из приложения, как это делают в столицах, особо не получится. На полуострове есть местное такси с приложением, но город привык звонить.
Чтобы приезжающим было комфортно, Юрий нашел выход: собрал нескольких таксистов из поселка — чтобы у всех были детские кресла для разных возрастов, — и подрядил встречать своих постояльцев.
В общем, почти что создал свою службу такси “по запросу”. Старался так, как если бы в гости к нему приезжали друзья.
История в духе Apple
Обычно от провинциальной гостиницы ожидаешь названия вроде “Светлана” или просто непереводимой игры слов. В крайнем случае, чего-то такого:
Первое название своего мини-отеля — “ПоНи” — Юрий сложил из имен детей, Полины и Николая. Даже разработал маркетинговую концепцию: “К нам должны приезжать семьями, с детьми. Пони — это детское. Все счастливы”.
Идею забраковали его же дети и жена: непонятно, да и разводить маленьких лошадок или целый зоопарк они не собирались. Сели спорить дальше — но в споре истина не родилась.
Тогда он зашел на кухню и в духе Стива Джобса заявил: “Не определимся к понедельнику с названием, назову, как захочу” (по легенде, именно так компания Apple получила свое название).
В итоге Юрий придумал, что продавать надо не название, а ощущение. Так и появилась вывеска “У друзей на даче”.
Как стрейч-пленка помогает привлекать клиентов
Пленку оптом Юрий покупает для основного бизнеса — материал идет на упаковку механизмов для кораблей. Один большой рулон обходится в десять долларов.
Каждый сезон половину рулона он тратит на постояльцев гостиницы — просто берет и бесплатно обтягивает их чемоданы перед отъездом. В аэропорту за ту же услугу с них возьмут рублей 500.
“Этот бизнес построен на мелочах. Мы поездили по миру, успели многое подсмотреть. Отсюда и бесплатный WiFi — и в комнатах, и на всем участке. А что на нем, экономить?”
Выбор, на какую аудиторию рекламироваться, пришлось делать не из-за собственных взглядов или отключения. А просто боязно селить рядом людей из соседних стран.
Вино тут хорошее — мало ли кому в голову ударит.
Бывает, что помимо моря, интернета и самих комнат людей привлекают бесплатные пляжные зонтики (их оставили другие постояльцы), казан и батут на лужайке.
А вот прокат велосипедов — платный. Это дети Юрия зарабатывают на мороженое, сдавая собственные велики постояльцам.
Как приучить постояльцев экономить
Кухня и санузел у каждого тут свои, а вот стиральная машина — одна на всех. Поэтому воспользоваться ей стоит 100 рублей.
«Раньше, когда стирка была бесплатной, бывало как — чей-то ребенок испачкал майку, ее закинули стирать. А остальные ждут. Да и мы, например, постельное белье постирать не можем. Пришлось вводить трюк с ценой — чтобы люди закладывали вещи скопом».
Как устроен маркетинг и интернет-часть работы отеля
Для своего второго, адаптивного сайта с фото от Airbnb (все, что осталось в память о сервисе — бесплатно приезжал их фотограф) Юрий выбрал uKit.
Потому что старый сайт выглядел так и требовал возни с html:
А новый — так, и никакого кода знать не надо:
Бронь ведется через Excel-файл. Файл лежит в интернете — “в облаке”.
Часть работы по привлечению людей за хозяев делают сообщества “Вконтакте” — многие называют Орловский пляж, на котором стоит домик Юрия, одним из крутейших в Крыму.
В общем, люди ищут это место и натыкаются на объявления Юрия на специализированных агрегаторах — вроде Twil и “Суточно”, а то и просто на Avito. Он пробует все, что бесплатно или не требует больших затрат. На очереди — Booking.
“Бывает, даже затрапезный сайт или каталог — раз, и даст клиента. Так что мы каждый день стараемся найти новые место для размещения или обновить объявление там, где уже публиковались”.
Вот на чем пиариться Юрий не стал — так это на соседстве с певицей Алсу. Просто когда ее часть пляжа сделали общественной, девушка из телевизора появляться на берегу перестала, и ее место заняли бабушки с внуками.
Из того, что пробовал и не пошло, он вспоминает “Яндекс.Директ”. «Выходит дорого: если бы мне нужно было наполнить отель на 50 комнат, наверное, имело бы смысл».
Еще одна вещь, которую хотел протестировать, — рассылки по тем, кто уже бывал у него на отдыхе. Думал поздравлять с днями рождений и зимними праздниками, напоминать, что до сезона оформить бронь на лето дешевле. Но руки не доходят. Надо спасать основной бизнес.
В сезон мини-отелем управляет жена Юрия — Янина. Сейчас он также учит ее основам продвижения в интернете.
Свой отель в Крыму: сколько это стоит и стоит ли связываться?
Идея этого материала возникла у меня давно, но к сожалению, не мог подобрать для него главного героя, а тут представился хороший случай, пишет у себя в блоге на «Эхе Москвы» московский крымчанин Александр Горный. К жителю Коктебеля Константину Мешкову часто приезжают с местных и федеральных телеканалов за сюжетом и рассказом, он избалован вниманием СМИ, но в этом и его личная заслуга, как управленца.
Скажу больше, благодаря своей активности и правильной стратегии, он поломал некоторые крымские стереотипы и стал вполне успешным, работая круглый год и даже в этом сложном сезоне обеспечил себе хорошую загрузку на летний сезон. Его работа была отмечена на конкурсе «Предприниматель года», и это вполне заслуженное признание.
— Константин, среди моих читателей есть те, кто хочет переехать в Крым и открыть своё дело. Многие мечтают о небольшом отельчике на старость. Как ты считаешь, стоит ли им с этим связываться?
— Если ты готов потратить необходимую сумму денег, принимать не туристов, а гостей, жить этим делом 24 часа в сутки и не скучать, то да.
— Строить или купить уже готовый отель? Какова цена вопроса?
— Строить самому дешевле, можно построить то, что сам хочешь, но можно потерять много времени и нервов. Сейчас довольно много предложений о продаже готового бизнеса и есть что выбрать.
— Насколько выгоден отельный бизнес? Сколько лет его окупаемость? Может проще деньги в банк или доллар, и не заморачиваться всем этим?
— Если в отель вложить душу, голову и деньги — то выгодный. Окупаемость около 10 лет. Деньги в банк положить конечно же проще, если есть их достаточное количество, но это скучно.
Отель в Коктебеле на 25 номеров уровня 3*, при среднегодовой загрузке 40% даст валовый доход чуть больше 6 млн. рублей, добавим продажу доп. услуг, кафе и магазин – ещё 2 млн. Затраты при этом составят – 3,5-4 млн. Остаётся около 4 млн. Арифметика несложная.
— Какие основные здесь риски?
— Рисков много. Погода, стоимость перелётов в Крым, политическая обстановка, Турция, бестолковость чиновников на местах, которые вместо помощи бизнесу зачастую видят свою миссию в том, чтобы оштрафовать, запретить, наказать, забывая о том, что они простые наёмные работники, живущие на деньги налогоплательщиков.
Формула то простая, чем сильнее давление, тем меньше я заплачу налогов, тем меньше попадёт в бюджет, но большинство чиновников, в силу своей ограниченности и некомпетентности этого не понимают. В Крыму, из-за санкций, эти риски гораздо выше, чем на материковой части России. Самый рисковый фактор для меня лично это крымские чиновники.
Риск, на который может влиять отельер – это продажи. Нужно использовать все возможности и инструменты продвижения. Нельзя зацикливаться на одном канале продаж (например, только Букинг), необходимо работать и с турфирмами, и с различными системами онлайн бронирования, и самостоятельно продавать/продвигать через сайт и социальные сети при помощи различных активностей. Есть зависимость от качества работы выбранных партнёров, но если у вас их будет по несколько в каждом направлении, то риски минимизируются.
— Маленький, большой, средний отель? Размер имеет значение? Чему отдать предпочтение? На сколько номеров нужен отель, чтобы это был основной источник дохода?
— Больше отель — больше возможностей, но естественно и больше проблем. Сильная сторона маленьких отелей — возможность более плотного контакта с гостями, для создания комфортной обстановки их отдыха. Это возможность более гибко и оперативно подходить ко многим вопросам и проблемам ежедневно. Я бы взялся за руководство большим объектом, это очень интересно. Для семьи вполне достаточно отеля в 15-20 номеров, чтобы он стал основным источником дохода, а дальше всё зависит от потребностей.
— Можно на цифрах показать экономику этого бизнеса?
— Продажи собственно номерного фонда отеля (34 номеров) — 6 000 000 руб.
— Продажа доп. услуг (экскурсии, трансферы, прокаты и т.д ) — 800 000 руб.
— кафе — 1 800 000 руб. (прибыль около 600 000 руб.)
— магазин — 500 000 руб. (сдается в аренду)
Основные затраты – фонд оплаты труда, хозяйственные нужды, налоги и прочие отчисления, маркетинг, коммунальные услуги составляют где-то половину от валового дохода. Как итог остается не так много, но на жизнь семье хватает.
— Есть стереотип, что все рвутся только на Южный берег Крыма. Справедлив ли он?
— Безусловно самые популярные направления — Ялта и Алушта. Климат Южного берега вообще уникален, в мире всего 3 таких места — Ялта, Ницца и Канарские острова. Хотя, тот же Коктебель стабильно входит в 5 самых популярных малых курортов России и в некоторые моменты другие курортные города могут только позавидовать количеству гостей в нашем посёлке. Но надо быть очень осторожным с другими маленькими курортными посёлками, так как туда сейчас турист не едет и ярко выраженная сезонность.
— Хорошо, вот ты построил отель, но его нужно обслуживать. Это вода, электричество, газ, вывоз мусора и наверняка многое другое. В этом году добавятся имущественные налоги. Можешь назвать тарифы по которым ты сейчас работаешь?
— Электричество — 4,95 руб. за квт, вода — 27,84 руб. за м куб., газ — 8,417 руб. за м куб., услуги ассенизатора — 285,00 руб. за м куб, вывоз ТКО — 250,00 руб. за м куб.
— Крым всесезонный это идея фикс Министерства туризма Крыма. Ты смог работать круглогодично в отличии от сотен, тысяч твоих коллег, ты фактически единственный, кто работает в Коктебеле круглый год. Зачем ты сделал ставку на круглогодичность, ведь бывают месяцы, когда у тебя в отеле занято всего несколько номеров? Может проще в межсезонье отдыхать, как это делает подавляющее большинство владельцев отелей в Крыму?
— В этом вопросе я всецело поддерживаю политику министерства. В Крыму любое время года привлекательно по-своему. Если не зацикливаться только на пляжном отдыхе, то круглый год есть, чем заняться. Это медицинский, познавательный, исторический, паломнический, активный туризм. Об это надо правильно доносить гостям и организовывать. С октября по конец апреля — сезон здоровья и для этого не обязательно ехать в санаторий, достаточно в течении 2-3 недель делать ежедневные прогулки по берегу моря, правильно питаться — эффект будет заметен уже на 4-й день. Ещё один плюс не летнего отдыха в Крыму — дешевизна, цены в отелях в 2-3 раза ниже, чем летом. Мы, например, сдаем номер на месяц и более по совсем специальной цене.
— Что мешает другим отельерам работать круглогодично?
— Разные причины. Основная, то что они сами не верят (не знают) в потенциал места в котором живут и работают. Кому-то просто лень, срубили денег за 3 месяца и всё — жизнь удалась.
— Какой уровень загрузки у тебя в этом сезоне?
— Уровень загрузки немного ниже, чем в прошлом году. Июнь — 60%, июль – 70%, август — 80%, сентябрь – 52%, октябрь – 25%.
— Как будешь раздвигать сезон?
— Прежде всего, договорюсь с Зевсом, чтобы тепло до ноября было. А вообще это упор на активный туризм — квадротуры, велопрогулки, пешие походы по Карадагу, морские прогулки, конные прогулки, полёты на парапланах — это доступно круглый год. Буду развивать экскурсионку. Винные туры, дегустации – сейчас совместно с WineLab разрабатываем комплекс разнообразных туров на любой срок и кошелёк. Востребованы туры выходного дня для жителей больших городов, насыщенные самой разнообразной программой.
— Почему люди выбирают твой отель? Кто твой гость?
— Раз у меня большой процент возвратных гостей — значит для них создана правильная комфортная атмосфера. Существует гибкая программа лояльности для гостей, возвращающихся к нам. Где-то это повышенная категория номера, где-то приветственный ужин, где-то трансфер в подарок, есть очень много способов отблагодарить гостя за приверженность к своему отелю. Сложно сформировать портрет моего гостя — люди самые разные. Едут и возвращаются семьи с детьми, молодёжь, люди пожилого возраста предпочитают ехать в сентябре-ноябре. С этого года полюбили наш отель байкеры. Но очень важно, что я работаю круглогодично.
— В основном прилетают или приезжают на машине?
— Год на год не приходится. В 2015 много приезжало гостей на машинах, в 2016 процент прилетевших на самолёте был гораздо выше. В этом году многие прилетали, но при этом парковка перед отелем всегда заполнена. Много что зависит от цен на перелёт.
— Кухня — нсколько это серьёзное подспорье в финансовом плане или это необходимость для привлечения клиентов?
— Ты работаешь вместе со своей супругой. У вас это семейный бизнес. Не мешает ли он семейным отношениям, ведь наверняка возникает много спорных моментов?
— У нас чётко разделены зоны ответственности. Спорные моменты конечно же возникают, но каждый на своём участке имеет бесспорное право вето на вмешательство, и последнее слово за ним.
— Персонал, это ключевое слово в гостиничном бизнесе. Раньше в основном работники были из Украины, как сейчас обстоят дела? Где людей набираете?
— Какой средний уровень зарплат для персонала?
— Средняя зарплата — 15000 рублей. Все питаются при отеле, иногородним предоставляется общежитие.
— У тебя ИП или ООО? Что с налоговой нагрузкой?
— Сейчас работаю как ИП. Налоги по сравнению с прошлым годом выросли (для тех, кто работает по упрощёнке, с 3% от оборота до 4%. На материке 6%), но не катастрофически, платим — пополняем бюджет. ФНС работает без претензий, уровень работы и взаимодействия гораздо выше, чем раньше.
— Сложно ли работать в российском правовом поле? Проверки, согласования, что ещё мешает тебе работать?
— В российском правовом поле работать не сложно, главное всё соблюдать. Но вот с работниками некоторых служб тяжело соблюдать. Не создав условий для ведения той или иной деятельности, они пытаются малый бизнес ломать через колено проверками, согласованиями.
Например, сначала крымчан убедили в том, что документы на собственность украинского образца имеют ту же силу, что и российского, если не меняется собственник. С этого года, чтобы получить лицензию на право реализации алкогольной продукции, необходимо предоставить договор аренды, заверенный в кадастровой службе. Кадастровая служба не заверит договор пока не будет права собственности российского образца. А вот, чтобы у них получить свидетельство на право собственности нужен год.
Беспредельничают приставы при покровительстве своего руководства крымского уровня (Константин больше года судится с ними по совершенно странному и неприятному поводу, когда были списаны у него средства со счетов и заблокированы). Примеров некорректной работы работников госслужб в Крыму много.
— Много говорится о том, что в Крыму плохо с сервисом. Я с этим не очень согласен: сервис в Крыму, это как температура по больнице. Так есть ли сервис в Крыму?
— Сервис в отдельно взятых крымских объектах на очень высоком уровне, но проблема есть. Этому в последние годы много внимания уделяло Министерство туризма. Пытаются внедрять стандарты путем классификации отелей. В нашем отеле есть определенные стандарты, но нельзя стандартами заменить внимание. Внимание много не стоит, но оно позволяет гостю чувствовать себя комфортно и защищённо.
— Иностранцы останавливаются, им нравится. Многие удивляются, что в Крыму люди спокойно живут, нормально работают и оказывают услуги достойного уровня. Санкции — больше страшилка, но в некоторых моментах ощущается их действие, не хватает нормальных банков, высокие процентные ставки (выше чем на материке), некачественное обслуживание, особенно это ощущается в работе с РНКБ (самый крупный банк Крыма), который ведёт не очень партнёрскую политику. Конкуренции нет, так чего им париться.
— Как ты продаёшь и продвигаешь свой отель? Какой процент у тебя маркетингового бюджета?
— Продажи идут по нескольким каналам. Это и крупные туроператоры (80% продаж), показывающие очень хорошие результаты, и системы онлайн-бронирования, и небольшие турагенства, появились прямые контакты с крупными предприятиями. В этом году заметно выросли прямые продажи с сайта.
Продвижение тоже самое разноплановое. Участие в профильных выставках, работа с сайтом, SMM-маркетинг, организация пресс-туров и блог-туров, инфо-туров для представителей турбизнеса. Маркетинговый бюджет составляет более 100 000 рублей в год.
— Пожив у тебя, я наблюдал различные мероприятия, которые ты проводишь не только в отеле, но и в Коктебеле, да и мы с тобой решили проводить «Летние чаепития». Это доход, расход или часть маркетингового бюджета?
— Это часть маркетингового бюджета. Проводить подобные мероприятия и думать о доходе — это обречь их на неудачу. Но в целом итог положительный как в финансовом плане, так и с точки зрения продвижения.
(Добавлю от себя, что Константин с местными партнерами в 2017 году в конце июня провёл большой винный фестиваль в Коктебеле. Это был убыточный проект, но уже в следующем планируется выйти в плюс. Это позволяет дополнительно пропиариться и догрузить отель).
— У тебя сейчас только один отель в управлении. Может нужно взять ещё парочку? Или начать строить свой?
— Да, я бы взял ещё пару объектов в управление, поиском занимаюсь, пока подходящих вариантов не нашёл. Есть предложения, но они удалены. Сложно управлять сильно рассредоточенным бизнесом. Строить свой — это было бы замечательно, но пока только в перспективе.
Вот такой вот он малый отельный бизнес в Крыму. Повторюсь, но Константин Мешков не самый типичный пример для Крыма. Он, в отличии от многих, активно занимается отелем круглогодично, что позволяет ему иметь результаты выше, чем по отрасли, но маржинальность бизнеса серьезно снизилась за последний год.
В Крыму исторически сложилось, что в малых отелях и частном секторе останавливается около 70-80% всех приезжающих гостей, и у этого бизнеса есть будущее, если не начнется строительство больших системных отелей. Очень многое зависит от места. Как одну из угроз для этого вида бизнеса я вижу застройку шалманами парков и набережных, перекрытие подходов к пляжам, да и закрытие самих пляжей в угоду крупнякам, которые всячески пытаются отхапать куски пляжа в эксклюзив.