Как построен рассказ антоновские яблоки
«Антоновские яблоки»: анализ и краткое содержание рассказа И.А. Бунина
Содержание статьи
Интересный и поучительный рассказ И.А. Бунина «Антоновские яблоки» является художественным произведением, в котором прозаик ностальгирует о безвозвратно прошедшем времени. На фоне общей тенденции творчества писателя в тот период описанные «золотые дни», как нельзя кстати, помогают читателю погрузиться в атмосферу душевного комфорта и безмятежности. Ведь коренные изменения в общественном устройстве, связанные с «кровавыми ужасами» 20 века в нашей стране, воздействовали на всех патриотически настроенных людей исключительно негативно. И только лучшие моменты жизни могли отвлечь, как самого классика, так и почитателей его творчества от реальности.
Повествование «Антоновских яблок» погружает читателей в своеобразный калейдоскоп жизненных картин, которыми наполнен дворянский быт. Именно воспоминания лирически настроенного героя красочно и живописно характеризуют золотую осень, яблоневый сад и сбор урожая. Добавляет колорита и то обстоятельство, что хозяева в эту прекрасную пору живут в обычном шалаше, который обустроили прямо в саду.
Здесь все поражает и радует читателя – праздничные ярмарки, живущие в достатке крестьянские семьи, добрые отношения между простыми людьми и помещиками. А полнота идеалистической картины красочно дополняется живописными картинами природы. Все это очень показательно резюмирует главный герой рассказа, воскликнувший: «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!».
Анализ произведения
Автор рассказа «Антоновские яблоки» в своем произведении, которое полостью соответствует традиционной форме прозаического повествования, прибегнул к художественным методам поэтического выражения. И это не случайно. Ведь начало творчества И.А. Бунина было непосредственно связано с лирикой. В первом литературном произведении о малой родине автор подробно делится с читателями своей горячей любовью к земле и людям, которые здесь живут, включая, конечно же, и сельских помещиков.
С нескрываемым восторгом Бунин описывает крестьянский быт, наполненный простыми житейскими радостями. Он даже мечтает вставать с рассветом, как деревенский мужик, и заниматься повседневными делами, а потом «умыться холодной водой из бочки и отправиться в гости».
Если попытаться тщательно вникнуть в суть повествования рассказа «Антоновские яблоки», то становится совершенно очевидно, что его авторский замысел затронул три временных аспекта, касающиеся цикличности времен года, человеческой жизни и усадебной культуры. Так, годовая периодичность от начала осени до конца лета сопоставляется здесь с рождением и смертью человека, расцветом сельского поместного уклада и его угасанием.
Первая глава
Начало рассказа «Антоновские яблоки» связано с воспоминаниями автора о золотой осени, которая ассоциирует у него именно с запахом антоновских яблок. Эта жатвенная пора была характерна тем, что мещане, занимающиеся садоводством, нанимали мужиков-работников для сбора и сортировки яблок, которые затем отвозились на ярмарку в город. Конечно же, сбор ароматных плодов сопровождался незатейливым лакомством без ограничений и приготовлением бражного напитка, которым также все напивались вдоволь. По мнению очевидцев, «даже дрозды здесь сытые и довольные сидят возле коралловых рябин».
Позитивный настрой повествования в рассказе «Антоновские яблоки», ведущегося от лица барчука Николая, направлен в первую очередь на описание благополучной русской деревни. Здесь люди живут долго, и всегда отменные урожаи. Плодовитость родной земли видится автору во всем, включая даже старостиху, которая напоминает ему холмогорскую корову, символизирующую достаток. Описания этой колоритной женщины затрагивают даже такие ассоциации, как рога на голове вместо особенно сложенных кос, что придает ей особенную схожесть с коровой. Причем беременность старостихи усиливает заложенный в нее эффект. Она очень характерно воплощает в себя привычные традиции, основанные на благополучии, процветании и плодовитости.
Читатель погружается в атмосферу довольства всех действующих персонажей. Его воображение живописно рисует красочные картины местности, где присутствует свежий деревенский воздух с запахом соломы и красивое ночное небо с россыпью ярких звезд.
Вторая глава
В начале следующей главы также происходит упоминание об антоновских яблоках в контексте уже народных примет. Так, традиционное поверье гласит, что хороший урожай яблок свидетельствует и о хлебном изобилии в этот год. Далее автор очень красочно описывает раннее утро и все переживаемые впечатления от него. Здесь и приятная свежесть от купания в пруду, и красочное небо в бирюзовом колере, и неприхотливый завтрак с ароматным черным хлебом и картошкой в кругу работников, и быстрая верховая езда на сильном коне – все свидетельствует о необыкновенном счастье соединения с природой и простыми людскими радостями.
Далее повествование рассказа приводит читателя в деревню Выселки, где старожилы живут более века, а некоторые из них (например, Панкрат) даже забыли, сколько уж миновало лет и зим после «векования». После этой зарисовки автор рассказывает о своей
тетке Анне Герасимовне, у которой в усадьбе был сад с антоновскими яблоками. Описание касается богатого хозяйства, дома с колоннами и яблоневого запаха, который наполнил собой даже все его комнаты. Именно аромат антоновки становится, по словам И.А. Бунина, неким символом беззаботной и благополучной жизни сельского человека.
Третья глава
Невозможно полностью погрузиться в сельский уклад помещичьей жизни, если не описать основное удовольствие представителей сельского дворянства – охоту.
И здесь, казалось бы, обычный досуг тех лет не имеет ничего общего с праздным и бессмысленным времяпрепровождением. Ведь охота на волков регулировала количество данных хищников в их ареоле обитания, что в свою очередь непосредственно отражалось на безопасности человека и домашнего скота в этом краю.
Компания друзей-охотников наполняет повествование особым колоритом. Ведь данный аспект деревенской жизни отличается особыми жизненными ценностями. В рассказе «Антоновские яблоки» главный герой всегда возвращался с охоты с трофеями. Он мог сразу приехать в тетушкин дом или погостить несколько дней у знакомого помещика.
Четвертая глава (последняя)
Заключительная глава рассказа отличается от предыдущих тем, что в ней исчезает запах антоновских яблок, что само по себе уже несет негативный посыл для читателя. Главный герой с горечью видит обедневшее состояние мелких помещиков, доведенных до нищенского состояния. «Дни стоят синеватые, пасмурные». Он скитается по пустынным равнинам с ружьем. Несмотря на угнетающую атмосферу вокруг, «на душе становится так тепло и отрадно, когда замелькают огоньки Выселок и потянет из усадьбы дымом».
Автор погружает читателя в свое ностальгическое состояние, когда он вспоминает о теплых беседах без огня в сумерках, первом снеге, охоте в заснеженных полях, настройке гитары в клубах дыма. Угнетенное настроение дополняется повествованием о том, что все долгожители в Выселках умерли, а один даже застрелился. Однако автор показывает, что, несмотря на большие перемены, все-таки жизнь в деревне кипит. Деревенские девки обмолачивают зерно, как всегда суетясь безмерно.
Финал рассказа также символичен. Выпал первый снег. А многоточие красноречиво указывает читателям о том, что в данном рассказе речь шла лишь об определенном и кратком периоде времени, по истечению которого наступят новые условия жизни. Читатель, как всегда, должен с оптимизмом смотреть в будущее, ведь жизнь так прекрасна!
Антоновские яблоки — анализ рассказа
сочинение по литературе 11 класса
История создания
Рассказ «Антоновские яблоки» является одним из первых прозаических произведений И.А. Бунина. Он был впервые опубликован в октябрьском номере журнала «Жизнь» за 1900 г.
Смысл названия
Антоновские яблоки или антоновка — особый сорт яблок, с которым автора связывают самые теплые и счастливые воспоминания. С их урожайностью крестьяне сравнивали свое благополучие: «Ядреная антоновка — к веселому году», «если антоновка уродилась: значит, и хлеб уродился».
Главная тема произведения
Главная тема произведения — неуклонное вырождение русского дворянства.
Бунин вырос под огромным влиянием дворянско-сословных традиций. Его детство прошло в провинциальной усадьбе, где будущий писатель вплотную познакомился с деревенским бытом. В девятнадцать лет он был вынужден покинуть пришедшее в упадок родовое гнездо. Боль от этой утраты преследовала его на протяжении всей жизни.
В отличие от представителей демократического направления в русской литературе Бунин защищал право на существование господствующего некогда сословия. Он не видел большой разницы между бытом крестьян и среднего и мелкого дворянства. Писатель имел достаточные основания для такого мнения. Многие самые яростные обличители помещиков и защитники крестьянства не имели никакого представления о народной жизни. Бунин был поражен, когда народнический интеллигент Скабичевский как-то признался ему, что «за всю свою жизнь не видел, как растет рожь».
В «Антоновских яблоках» Бунин изображает идиллическую картину сельской жизни, в которой крестьяне и помещики занимают свое положенное место, испытывают одинаковые чувства, разделяют радость и горе.
Вопреки традиционному представлению о серой и беспросветной жизни простого народа, крестьянский мир в рассказе предстает ярким и наполненным счастьем. Крестьянское хозяйство отличается своим богатством. Лучшее свидетельство этому — долголетие сельчан. Старик Панкрат даже не задумывается над тем, что прожил около ста лет. Крестьянин «…вероятно, еще более зажился бы, если бы не объелся в Петровки луку».
Молодой рассказчик с завистью наблюдает за прочной, освященной веками жизнью крестьян. У него нередко возникает мечта самому стать простым мужиком, чтобы почувствовать всю прелесть незамысловатой крестьянской судьбы.
Быт среднепоместного дворянства практически не отличался от крестьянского. Жизнь помещика была также подчинена циклу сельскохозяйственных работ. Автор признается, что «не знал и не видел» крепостного права, но ощущал его пережитки в имении своей тетки.
Главное отличие помещика от крестьян заключалось в его праздном образе жизни. Отсюда берет корни знаменитая русская охота с гончими, которая хоть как-то поддерживала «угасающий дух помещиков».
Дядя Арсений Семеныч — один из последних представителей гордого и бесшабашного типа русского дворянина. Его беспечность, расточительство и удальство вызывают восхищение, но в то же время становятся основной причиной разорения помещичьих хозяйств. Постепенно свидетельствами былой роскошной жизни остаются лишь «аристократически-красивые головки в старинных прическах», глядящие с портретов на стенах, да многотомные дворянские библиотеки.
Мелкопоместный дворянин далеко отстоит от своих предков. Но даже в его «нищенской жизни» автор усматривает особую прелесть. Отголоски былого по-прежнему звучат в более чем скромной охоте, хозяйском наблюдении барина за работой крестьян. Самые грустные чувства вызывает попойка обедневших помещиков «на последние деньги». Их песня становится эпитафией уходящему в прошлое целому сословию.
Проблематика
На волне революционно-демократического направления большинство русских писателей и поэтов как-то «позабыло» о судьбе дворянства. Хотя еще Н. Некрасов предрекал помещиками гибель после отмены крепостного права: «Распалась цепь великая, распалась и ударила. Одним концом — по барину, другим по мужику».
Далеко не все помещики были тиранами и мучителями для своих крестьян. Господствующее положение они с рождения занимали в силу сложившихся исторических условий. Привычка жить за счет чужого труда обернулась для них трагедией.
Для Бунина проблема разорения дворянства стояла очень остро. Ведь это сословие являлось носителем большого пласта культуры. Из его среды вышло множество людей, прославивших Россию.
Высшее сословие можно справедливо осуждать за лень, праздность, неумение приспособиться к изменившимся условиям, но этих людей следует чисто по-человечески пожалеть, ведь с ними связана огромная историческая эпоха.
Композиция
Рассказ состоит из четырех частей: общая картина сельской жизни, урожайный год, дворянская охота и печальное описание окончательного разорения дворянства.
Чему учит автор
По мнению Бунина, большинство средних и мелких дворян не были главными виновниками бед и страданий простого народа. Вместе с крестьянами они вели простую патриархальную жизнь и не заметили, как новая эпоха вынесла им смертный приговор.
Краткий и полный анализ рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки»
Предлагаем рассмотреть краткий и полный анализ рассказа Бунина «Антоновские яблоки». Произведение было впервые опубликовано в журнале «Жизнь».
Год написания и публикации — Рассказ написан и опубликован в 1900 году.
История создания — В произведении отражены воспоминания Бунина, когда он гостил в имении своего брата. Позже автор делился своими впечатлениями, что весь сад благоухал антоновскими яблоками, чем надышаться было совершенно невозможно.
Жанр — Рассказ.
Направление — Сентиментализм.
Основная идея — Бунин воссоздает силу старины, дух помещиков, живших в усадьбах, в созвучии с природой. Я думаю, что он косвенно призывает потомков беречь наследие предков, сохранять то, чему люди умели радоваться, чем восхищаться.
Автор описывает жизнь помещиков, просматривая несколько поколений. Он проявляет то душевное богатство, которое существует в роду каждого человека. Бунин говорит о том, что на смену старого приходит новое. Он показывает взаимосвязь человека и природы, которая для автора – источник радости и сил.
Тема — Тема увядания, уход старого жизненного уклада.
Проблема — Исчезновение помещиков.
Композиция — Построение рассказа нестандартно. Здесь мало отражено событий, слабо представлен сюжет. Повествование складывается из воспоминаний, описания эмоций, размышлений, чувств, описания красоты и силы природы.
п.1. Тематика и проблематика
1.
Тема – Тема осени, на смену отжившей эпохе приходит новая.
Проблема – Обеднение помещичьего духа, «вымирание» помещиков.
Крепостное право отменено, старый строй отживает. Бунин описывает его постепенный уход. Умирают тетка и Арсений Семенович, а с ними – и вся помещичья жизнь. На это место приходит мелкопоместный быт, но и он притягателен для Бунина.
2.
Тема – Тема природы у Бунина.
Проблема – Природа отражает настроение человека.
Бунин, в основном, описывает в рассказе осень. Эта пора года у автора разная – яркая, красивая, приветливая – в начале и пасмурная холодная – в конце. Она созвучна с уходом помещиков, с развалом старой отжившей эпохи.
3.
Тема – Наследие наших предков, нашей страны.
Проблема – Жизнь богата прекрасными впечатлениями, но не всегда это чувствуешь и видишь.
У Бунина стоит поучиться видеть прекрасное, которое он находит в простых вещах, в природе, в необыкновенном запахе антоновских яблок. Так жили наши предки и их гены есть в нас. Мы можем иногда остановиться, вспомнить рассказ Бунина и порадоваться простым вещам.
4.
Тема – Тема ностальгии.
Проблема – Из жизни уходит не только плохое, но и хорошее. Не всегда легко расстаться со счастливыми моментами своей жизни.
Мир изменчив, многое уходит из нашей жизни, но не стоит сожалеть об этом. В душе остаются прекрасные воспоминания. Не легко расставаться с тем, что было когда-то дорого, но и не нужно этого делать. Все хорошее продолжает жить вместе с нами, обогащать наш внутренний мир.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
В описании деревенской жизни чувствуется жизнеутверждающий пафос. Бунин видит счастливыми не только помещиков, но и крестьян. Автор не описывает тяжелую жизнь при крепостничестве, а, наоборот, богатую и сытую. Помещики дружны, им нравится проводить время на лоне природы. Даже последующее запустение усадьб не нарушает деревенского очарования жизни. Бунин описывает богатую деревню, где даже нет признаков крепостного права. Крестьяне чисто одеты, живут в достатке. И лишь изредка, в поместье тетки, виден крепостной уклад. Подобные рассказы позволяют нам представить быт, интересы, времяпровождение наших предков.
п.3. Основные герои, их место в образной системе
Сюжета в рассказе практически нет, зато в произведение вложено много эмоций и чувств. Из образов я бы выделила образ рассказчика и образы природы, помещиков, крестьян, а также, образ времени. Редко случается, но основное количество образов находится в единении друг с другом. Рассказчик, помещики, крестьяне, природа – все находится в единстве. Конфликтует лишь время с существующим укладом жизни. Время неумолимо идет вперед и разрушает старые отжившие формы.
п.4. Литературные приёмы
Этот рассказ больше напоминает поэзию или картину художника. Писатель буквально раскрашивает свое произведение различными цветами. Читая Бунина, я вижу перед собой реалистичные картины. Я вместе с автором переживаю те чувства в отношении к ситуациям, которые он описывает. Передо мной проходят образы – жена старосты и деревенский мужик, восхищающийся ею, вечерние посиделки в сумерках или импульсивный Арсений Семенович. Все образы яркие, реальные, интересные, а главное – живые.
К образу природы относится основной символ произведения – антоновские яблоки. Он проходит через все повествование, и тоже меняется, как и сюжет этого рассказа.
п.5. Конфликт произведения
Основной конфликт произведения – умирание старины, прекрасной и дорогой сердцу. Уходит из жизни то, что было очень важным, составляло целый яркий и красочный мир. Остается щемящая ностальгия, но это не тяжелое чувство, а легкая грусть. Мы имеем дело с естественным процессом, закономерным течением времени.
Антоновские яблоки Бунина
Вторник, 15 ноября 2016 г. |
Рубрика: Книги и Литература |
Метки: рассказчик, история создания, особенности, критика |
Автор статьи: tati |
К таким произведениям, созданным в ранний период творчества Ивана Алексеевича, относится рассказ «Антоновские яблоки», в котором чувствуется грусть и печаль самого писателя. Основная тема этого бунинского шедевра заключается в том, писатель указывает на главную проблему общества того времени — исчезновение прежней усадебной жизни, и в этом состоит трагедия русской деревни. История создания рассказаВ начале осени 1891 года Бунин гостит в деревни у своего брата Евгения Алексеевича. И в это же время он пишет письмо гражданской жене Варваре Пащенко, в котором делится своими впечатлениями от утреннего запаха антоновских яблок. Увидел он, как начинается осеннее утро в деревни и его поразила холодная и серая заря. Навеивают приятные чувства и старая дедовская усадьба, которая теперь стоит заброшенная, а ведь когда-то она гудела и жила. И только через девять лет, в 1899 или 1900 году, Бунин решает написать рассказ «Антоновские яблоки», в основу которого и легли размышления и впечатления от посещения деревенского имения брата. Считается, что прототипом героя рассказа Арсения Семеныча стал дальний родственник самого писателя.
Но если сравнить текст рассказа с редакцией 1915 года, когда рассказ «Антоновские яблоки» был напечатан в Полном собрании сочинений Бунина, или же с текстом произведения 1921 года, который был напечатан в сборнике «Начальная любовь», то можно увидеть их существенную разницу. Сюжет рассказаДействие рассказа происходит ранней осенью, когда дожди еще были теплые. В первой главе рассказчик делится своими чувствами, которые он испытывает в деревенской усадьбе. Так, утро свежее и сырое, а сады золотые и уже заметно поредевшие. Но больше всего в памяти рассказчика запечатлевается запах антоновских яблок. Мещане-садовники наняли крестьян убирать урожай, поэтому повсюду в саду слышны голоса и скрип телег. В ночь уходят обозы, груженные яблоками, в город. В это время и мужик может вдоволь есть яблок. Обычно посреди сада ставят большой шалаш, который за лето обживается. Рядом с ним появляется земляная печка, валяются всякие пожитки, а в самом шалаше устроены односпальные кровати. В обед именно здесь готовят кушать, а вечером ставят самовар и дым от него приятно расходится по всей округе. А на праздники возле такого шалаша устраиваются ярмарки. Крепостные девушки наряжаются в яркие сарафаны. Приходит и «старостиха», которая чем-то напоминает холмогорскую корову. Но не столько народ что-то покупает, а сходится сюда больше для веселья. Они и танцуют, и поют. Ближе к заре начинает свежеть, и народ расходится. И еще он видит картину: «То по всему дереву ляжет черная рука в несколько аршин, то четко нарисуются две ноги — два черных столба».
Во второй главе вспомнится рассказчику хороший и урожайный год. А ведь, как говорят в народе, если антоновка удалась, то и остальной урожай будет хорошим. Осень – замечательное время и для охоты. Народ осенью уже и одевается по-другому, так как урожай убран и сложные работы остались позади. Интересно было рассказчику-барчуку и пообщаться в такое время со стариками и старухами, и понаблюдать за ними. На Руси считалось, что чем дольше живет старый люд, то тем богаче деревня. Дома у таких стариков отличались от других, были они строены еще их дедами. Мужики жили хорошо, и рассказчик даже одно время и сам хотел попробовать пожить как мужик, чтобы познать все радости такого жития. В имении рассказчика крепостное право не чувствовалось, но зато оно становилось заметно в имении у тетки Анны Герасимовны, которая жила всего лишь в двенадцати верстах от Выселок. Признаками крепостного права для автора стали: Отлично помнит рассказчик и свою тетку, когда она, покашливая, заходила в комнату, где он ее ожидал. Она была небольшая, но тоже какая-то прочная, как и ее дом. Но больше всего запомнился писателю удивительные обеды у нее.
В четвертой главе слышит горечь и сожаление писателя о том, что не царит больше в деревни запах антоновских яблок. Исчезли и обитатели дворянских имений: Анна Герасимовна умерла, а охотник – шурин застрелился. Художественные особенности
Можно в рассказе Бунина «Антоновские яблоки» выделить следующие художественные особенности: Анализ рассказаПроизведение Бунина «Антоновские яблоки» — это размышления писателями над судьбой поместного дворянства, которое постепенно угасало и исчезало. Сердце писателя сжимается от печали, когда он видит пустыри на том месте, где еще вчера были оживленные дворянские поместья. Неприглядная картина открывается перед его взором: от усадеб помещиков остались только пепелища и теперь они зарастают лопухами и крапивой. Критика рассказа «Антоновские яблоки»Современники Бунина высоко оценили его произведение, так как писатель по-особенному любит и знает природу, деревенскую жизнь. Он сам принадлежит к последнему поколению писателей, которые являются выходцами из дворянских усадеб. Но оценки критиков были неоднозначны. Юлий Исаевич Айхенвальд, бывший в большом авторитете в начале XX века, дает такой отзыв бунинскому произведению: «Рассказы Бунина, посвященные этой старине, поют ей отходную». Максим Горький в письме к Бунину, которое было написано в ноябре 1900 года, давал свою оценку: «Тут Иван Бунин, как молодой бог, спел. Красиво, сочно, задушевно. Нет, хорошо, когда природа создает человека дворянином, хорошо!». Но само произведение Бунина Горький будет перечитывать еще много раз. И вот уже в 1901 году в письме к своему лучшему другу Пятницкому он напишет свои новые впечатления:
|