Как постирать вычесанную собачью шерсть

Как правильно постирать собачью шерсть?

Как постирать вычесанную собачью шерсть. Смотреть фото Как постирать вычесанную собачью шерсть. Смотреть картинку Как постирать вычесанную собачью шерсть. Картинка про Как постирать вычесанную собачью шерсть. Фото Как постирать вычесанную собачью шерсть

Стирка собачей шерсти состоит из нескольких этапов. Поэтому для проведения качественной стирки вам необходимо выделить 2-3 часа свободного времени и подготовить все необходимое для этого инструменты.

Инструменты для стирки

Подготовка к стирке

Счесанная с собаки шерсть может содержать много различного мусора, особенно если собака жила на улице или в вольере. Поэтому, на первом этапе надо вручную отобрать крупный, налипший мусор: счёсанные колтуны, прилипшие липучки репейника, веточки растений, куски грязи и т. д.

На втором этапе, шерсть нужно уложить в специальные мешочки для стирки деликатных вещей (можно приобрести в хозяйственном отделе), старые капроновые колготки, либо чулки. Чулки и колготки лучше завязать на узел с обеих сторон. Важно не плотно утрамбовывать сырье, иначе оно будет плохо отстирываться (в один мешочек или чулок кладут не более 100-120 грамм шерсти).

Вымачивание в мыльном растворе

На третьем этапе, мешочки с сырьем замачивают в теплой воде с моющим средством (температура воды 35-40 градусов). Для стирки лучше использовать сильные моющие средства. С загрязнением легко справится обычный шампунь на основе sodium lauril sulfata или средство для мытья посуды. Замоченное сырье оставляют отмокать, периодически перемешивая.

Для осветления, можно воспользоваться отбеливающим порошком, но после порошка шерсть будет не такая мягкая, как после стирки шампунем. Не стоит замачивать крутым кипятком, это может негативно повлиять на ее структуру и свойства.

После замачивания, нужно промыть сырье теплой проточной воды. При сильном загрязнении, повторить замачивание еще раз. Сырье полощут до тех пор, пока из него не будет стекать чистая вода.

Как постирать вычесанную собачью шерсть. Смотреть фото Как постирать вычесанную собачью шерсть. Смотреть картинку Как постирать вычесанную собачью шерсть. Картинка про Как постирать вычесанную собачью шерсть. Фото Как постирать вычесанную собачью шерсть

Просушивание

Отжимаем сырье и оставляем стекать в ванной. После того, как основная масса воды стекла, достаем сырье из мешочков и раскладываем просыхать, на предварительно подготовленное полотенце или ткань. Лучше всего это делать, в хорошо проветриваемом помещении.

Когда шерсть уже полусухая, начинаем распределять ее на волокна, это ускоряет просушивание, длина и толщина волокон перемешаются, цвет станет более равномерным, шерстяное полотно выравнивается. Оставляем досыхать дальше.

Когда сырье окончательно просохло, приступаем к ее вычесыванию. Для этого используются специальные собачьи чесалки, или кардеры. Берем две чесалки, на одну из них набираем небольшое количество шерсти и второй чесалкой счесываем шерсть, при этом ручка чесалки должна смотреть в противоположном направлении. Такую процедуру проделываем несколько раз, пока шерсть не станет однородной и готовой к прядению.

Источник

Сбор, хранение и подготовка к переработке собачьей шерсти

Как постирать вычесанную собачью шерсть. Смотреть фото Как постирать вычесанную собачью шерсть. Смотреть картинку Как постирать вычесанную собачью шерсть. Картинка про Как постирать вычесанную собачью шерсть. Фото Как постирать вычесанную собачью шерсть

СБОР, ХРАНЕНИЕ И ПОДГОТОВКА

К ПЕРЕРАБОТКЕ СОБАЧЬЕЙ ШЕРСТИ

СОВЕТЫ ПО ПРЯДЕНИЮ СОБАЧЬЕЙ ШЕРСТИ

ВЯЖЕМ ПОЯС ОТ РАДИКУЛИТА ИЗ СОБАЧЬЕЙ ШЕРСТИ

Такой пояс из собачьей шерсти, связанный спицами очень приятно греет и пригодится как при лечении различных заболеваний, требующих тепла, так и просто для утепления в холодную погоду. Подбираем подходящие по толщине спицы, приблизительно около 5мм. Набираем 5 петель и начинаем вязать узором: *2лиц,2изн*, смещая в шахматном порядке через 2 ряда.

В конце каждого ряда перед краевой петлёй делаем накид. За счёт этого получаем равномерное симметричное прибавление. Так вяжем до достижения нужной ширины пояса, приблизительно 25-30см. После этого вяжем ровно необходимую длину (предварительно измерив талию, можно посчитать, сколько нужно провязать ровно до начала убавления). Убавляем, провязывая 2 петли вместе в начале каждого ряда после краевой. Когда на спице останется 5 петель, закрываем ряд в один прием, нить отрезаем. Концы нитей прячем крючком.

На одну сторону пояса из собачьей шерсти пришиваем 2 бельевых крючка. Теперь, обернув его вокруг талии, можно зафиксировать как удобно, просто за любые петли. Из таких нитей можно вязать носки или наколенники при болезнях ног (мягкое тепло уменьшает боль), а также свитера, которые очень пригодятся в холода.


сайт собаководов http://www. chow-chowplus. org/biblioteka. html
Мастер-класс по прядению: http://www. osinka. ru/Sewing/Dekor/Needlework/08_13/all. html

КРАШЕНИЕ ТКАНЕЙ И ПРЯЖИ

Общие сведения

Способы крашения зависят от рода волокон материала, который требуется окрасить. К главнейшим волокнистым материалам относятся шерсть, хлопок, шелк, лен, пенька, солома и т. д. Волокнистые материалы как животного, так и растительного происхождения окрашиваются в виде готовой ткани или в пряже. Процесс крашения состоит в поглощении краски волокнами.

Применяемые для крашения тканей, пряжи и других материалов краски (красители) могут быть разделены на 2 группы: естественные красители, получа­емые из продуктов растительного и животного происхождения, и искусственные (химические), которые иногда называют также «анилиновыми» ввиду того, что анилин является одним из главнейших исходных мате риалов для их изготовления.

Существующее мнение о непрочности искусственных красок совершенно не обосновано; имеется очень много искусственно приготовленных красителей, которые значительно лучше противостоят действию воды, мыла, трения и света, чем естественные. Именно поэтому искусственные красители во многих случаях вытесняют из практики естественные, тем более, что первые изготовляются всевозможных цветов и оттенков и в этом отношении дают возможность большо­го выбора.

Имеющиеся в продаже красители (см. Список красителей в приложении) могут путем смешивания разных красителей, принадлежащих к одной группе, давать новые цвета и оттенки; например оранжевый получается при смешивании красного с желтым, зеленый — синего с желтым, и т. д. Изменяя вводимые количества основных цветов, можно получать составной краситель самых разнообразных оттенков.

Ввиду огромного разнообразия красителей и способов крашения рамки книги не позволяют развить этот раздел с достаточной полнотой, поэтому в нем помещены лишь наиболее употребительные способы крашения, легко выполни­мые в самой простой обстановке.

По своим свойствам красители могут быть разбиты на следующие основные группы.

I.Красители, растворимые в воде и непосредственно окрашивающие волокна. Сюда относятся:

1)Субстантивные красители, которые окрашивают волокна как растительно­
го происхождения (хлопок, лен и др.), так и животного (шерсть, шелк).

2)Кислотные красители, которые применяются для окраски шерсти и шелка;
волокна растительного происхождения не окрашивают.

3)Основные красители, которые окрашивают непосредственно также лишь
шерсть и шелк. Для окраски растительных волокон эти красители требуют
дополнительной обработки протравой.

II. Красители, окрашивающие волокна по протравам, т. е. требующие обработки подокон дополнительными веществами, которые, соеди­няясь на волокне с красителями, дают прочную окраску.

1)Протравные, протравой для которых являются главным образом растворы
солей: квасцов, железного купороса и т. д.

2)Основные —для крашения растительных волокон.

III. Красители, образующиеся на волокне. Эти красители на­носятся на волокно часто в виде совсем иного цвета и лишь при некотором пребывании на воздухе дают красивую весьма прочную окраску.

1)Сернистые. Употребляются главным образом для растительных волокон.

2)Кубовые. Красят все волокна.

Помимо красителей применяется еще целый ряд вспомогательных материалов, например серная, уксусная, соляная кислоты, сода, известь, едкие щелочи, нашатырный спирт, поваренная соль, глауберова соль и др. Для крашения нужно применять по возможности мягкую воду, не содержащую больших количеств кальциевых и магниевых солей. Для крашения нельзя также пользоваться водой, содержащей соли железа, так как последние вредно влияют на цвет.

Процесс крашения производится в кастрюлях, котлах и т. д. в зависимости от масштаба. Лучше всего применять чугунную или эмалированную посуду. Удобна также фаянсовая или глиняная непористая посуда; медная в большинстве случаев неприменима.

Вода обычно берется для шерсти или шелка в количестве от 25 до 50 раз большем, чем вес окрашиваемого материала, а для хлопка или льна от 15 до 25 раз. Для ткани воды берется несколько меньше, чем для пряжи. Количество красителя обычно считается в процентах от веса окрашиваемого материала. Во время крашения ткань переворачивают стеклянной или деревянной палочкой. Если окрашивают пряжу, то ее подвешивают на стеклянные палочки и при их помощи время от времени непогруженные части пряжи спускают в раствор, так что окрашивание происходит равномерно. Перед крашением материал должен быть хорошо промыт, иначе окраска может получиться неровной. Во время крашения нужно следить, чтобы окраска получалась ровная, без пятен. В растворе не должно быть комочков и материя не должна образовывать складок.

Крашение нужно производить медленно. Чем медленнее волокна поглощают краситель, тем ровнее будет окраска. Начинающим не следует приступать сразу к крашению, не проделав предварительных опытов.

При растворении красителей нужно придерживаться следующих правил:

    Растворять краситель в каменной, эмалированной или деревянной посуде. Для растворения брать кипящую воду, тщательно перемешивая ее.
    Раствор красителя в запас не готовить. Раствор красителя выливать в красильную ванну через чистую тряпку или сито. По возможности брать для крашения дождевую или снеговую воду. При
    высокой жесткости воду следует смягчать уксусной кислотой, добавляя на
    каждые 10 л воды от 50 до 200 см3 уксусной кислоты 6° по Бомэ. Смешивать и растворять можно лишь однородный краситель с однородным: так, например, субстантивный краситель нельзя смешивать с кислотным.

II. Крашение бумажных и льняных тканей и пряжи

1. Предварительная обработка

Для достижения хороших результатов при крашении очень важно хорошо отмыть волокнистый материал от грязи и жира. Это достигается бучением, т. е. варкой его в водном растворе кальцинированной соды. На 1 кг бумаги или льна растворяют в одном ведре (12 л) воды 120 г соды. В процеженном через тряпку растворе при умеренном кипении бучат материал 5-6 часов, переворачивая через каждые полчаса. Затем отваренный материал выжимают и несколько раз выпо­ласкивают в холодной воде. После такой обработки ткань в сыром виде красят. Если ткань или пряжа не нуждаются в предварительном отмывании грязи, то перед крашением ее также смачивают и, отжав, сырую погружают в раствор красителя, что способствует равномерному окрашиванию и устраняет образова­ние пятен.

Это замечание относится ко всем способам крашения.

2. Крашение субстантивными красителями

Крашение производится в чистом эмалированном котле или кастрюле. Мед­ная посуда может вызвать грязный оттенок. Ванна составляется из горячей воды (на 1 кг пряжи или ткани 20 л воды), в которой растворяют кальцинированную соду. Сюда же прибавляется глауберова соль или заменяю­щая ее поваренная соль. Раствор красителя приготовляется отдельно растворе­нием его в небольшом количестве горячей воды.

Количество соды, соли и красителя зависит от цвета, а именно:

— Для темных оттенков необходимо брать от 20 до 50 г красителя, для черных же 60-70 г на 1 кг окрашиваемого материала, соды 30 г и глауберовой или поваренной соли 200-300 г.

— Для средних оттенков (красный, светло-синий, серый и т. д.) — красиг на 1 кг ткани, соды 20 г и глауберовой соли 100 г.

— Для светлых оттенков (розовый, голубой, кремовый и т. д) — красителя 5 г, соды 10 г, глауберовой соли 30-50 г и мыла 10-20 г. Последнее прибавляется вместе с содой.

Для достижения равномерного окрашивания краситель не должен слишком быстро впитываться волокном, поэтому его раствор приливается к раствору соды и глауберовой соли не весь сразу, а в два или три приема. Перед погружением ткани или пряжи панна с заданным красителем хорошо размешивается, а при заливке второй половины красителя материал вынимается из ванны и снова погружается лишь после того, как новая порция красителя равномерно распре­делится по всей ванне. При несоблюдении этих предосторожностей краситель покроет ткань пятнами. Для этой же цели во время крашения материал перево­рачивают в начале чаще, в конце крашения — реже.

Ванна для крашения приготовляется растворением в горячей воде отвешен­ного количества соды, затем глауберова сачь или поваренная соль непосредст­венным всыпается в котел, после чего приливается первая половина раствора красителя.

Ткань или пряжу, предварительно смоченные и отжатые, погружают в ванну и держат при слабом кипении раствора около получаса. Затем прибавляют остальную половину красителя и продолжают крашение еще около часа или немного больше, пока материал не примет желаемого цвета. Надо заметить, что после высушивания цвет светлее, чем в сыром виде. Окрашенный материал выполаскивают в холодной воде, потом в теплой мыльной воде и снова в холодной. Затем отжатый материал развешивается для высушивания.

Для примера приводим несколько рецептов для 1 кг ткани или пряжи:

Анила прочно-красного Ф 20 г

Соды кальцинированной 20

Глауберовой соли 100

Анила чисто-голубого ФФ 5 г

Соды кальцинированной 10

Глауберовой соли 50

Анила темно-черного Е экстра 60 г

Соды кальцинированной 30

Соли поваренной 250

3. Сернистое крашение

Сернистые красители дают очень прочную к мытью и свету окраску и в среднем дешевле субстантивных; однако они не дают таких ярких цветов, как последние. Приемы сернистого крашения весьма близки к описанным уже приемам крашения субстантивными красителями. Воды для ванны берут пяти­десятикратное количество от веса ткани и, растворив в ней соду и глауберову или поваренную соль, прилипают половину раствора сернистого красителя. Этот последний приготовляется в отдельной посуде растворением красителя с равным (для некоторых красителей полуторным или двойным) количеством сернистого натрия. Для темных оттенков можно употреблять вместо чистого сернистого натрия более дешевый технический продукт (серная печень). Сначала в горячей воде растворяется сернистый натрий, а потом уже отвешенное количество красителя.

Количество красителя на 1 кг ткани берется довольно большое, а именно от 50 до 125 г в зависимости от оттенка; причем нужно руководствоваться теми же соображениями, что и при крашении субстантивными красителями.

В горячий раствор красителя опускают ткань или пряжу и красят, не доводя до кипения, около получаса (для синих цветов лучше держать ванну не выше температуры 60-70°); затем прибавляют остальное количество раствора красителя и красят еще около часа в медленно остывающей ванне. Для достижения ровной окраски ткань время от времени переворачивают.

По окончании крашения выжимают материал возможно лучше и, расправив, оставляют висеть на воздухе 15-30 минут для «вызревания». Это дает возмож­ность красителю прочно укрепиться на волокне и приобрести лучший цвет. Затем основательно промывают водой для удаления сернистого натрия и кипятят 10-15 минут в мыльном растворе: 100 г мыла на ведро воды. Для лучшего удаления сернистого натрия полезно перед кипячением в мыле прополоскать в слабом растворе серной или уксусной кислоты: чайную ложку кислоты на полведра воды.

После мыловки еще раз полощут и высушивают.

Примеры рецептов крашения сернистыми красителями
на 1 кг ткани или пряжи:

Сернистого черного ЧФ 100 г

Сернистого натрия 175

Соды кальцинированной 50

Соли попаренной 200

Сернистого зеленого ЗГ экстра 100 г

Сернистого натрия 200

Соли попаренной 150

Соды кальцинированной 50

— В голубой или синий цвет:

Сернистого синего Р экстра 200 г

Сернистого натрия 200

Соды кальцинированной 50

Поваренной соли 200

Примечание: При сернистом крашении из ванны расходуется не весь краситель, и отработанный раствор может снова идти в работу с прибавлением примерно половинного количества материалов.

При обработке крепким раствором едкого натра бумажные ткани и пряжи приобретают значительную прочность!! блеск. Эта обработка, носящая название по имени изобретателя Мерсера — мерсеризация, применяется для облагоражи­вания тканей, придания ей шелковистости и практикуется как подготовительная к крашению операция.

При обработке материала крепким раствором едкого натра происходит уве­личение крепости материала и сжатие волокон, при котором материал укорачи­вается примерно на 20% от первоначальной длины, что в свою очередь способ­ствует лучшему окрашиванию при меньшем расходе красителей.

Обычный способ мерсеризации состоит в том, что ткань погружается в расправленном виде в ванну с крепким (30° по Бомэ) холодным раствором едкого натра, после чего она промывается холодной водой, затем слабым раствором серной кислоты, после опять водой и, наконец, отжимается и высу­шивается. В настоящее время практикуется мерсеризация и натянутом положе­нии и мерсеризация под давлением. Эти способы дают больший шелковистый блеск и лучший внешний вид. Практически мерсеризация проводится в специ­альных аппаратах, на которые наматывается пряжа или ткань. Иногда мерсери­зуется также пряжа в мотках. Для достижения лучших результатов при мерсери­зации нужно соблюдать следующие условия:

1)Пряжа должна быть предварительно равномерно и хорошо отварена. Для
отваривания применяют 4% кальцинированной соды, 0,5% контакта Петрова
или 2% мыла от веса пряжи или ткани. Варят 3^1 часа.

2)Материал должен пойти на мерсеризацию хорошо и равномерно отжатый.
На машине материал должен быть равномерно разложен.

4)Температура раствора не должна быть выше 18°.

5)Продолжительность обработки 1’/2-2 минуты.

6)При обработке едким натром материал должен быть в натянутом положе­нии. Без натяжки пряжа сильно садится и даст мало блеска.

7) Наилучший блеск, приближающийся к блеску шелка, может быть получен на пряже из длинноволокнистого египетского или американского хлопка отлогой специальной крутки.

После тщательной промывки материал поступает в отбелку или в крашение.

Применяется также мерсеризация и без натяжения, главным образом для трикотажных изделий. В этом случае процесс видоизменяется следующим образом.

Материал отваривают обычным способом, промывают, отжимают и опуска­ют на 20-30 минут в раствор едкого натра крепостью в 10-12° по Бомэ. Обработка производится в обыкновенной железной барке при комнатной темпе­ратуре на палках, как при крашении. Далее материал вынимают, дают стечь излишку жидкости и хорошо прополаскивают в холодной воде. Последующая отбелка и крашение производятся обычным способом.

III. Крашение шерсти

1. Предварительная обработка

Ввиду того, что шерстяная пряжа, а также бывшая в употреблении шерстяная одежда бывает часто загрязненной маслами, жирами, потом и т. д., се необходи­мо перед крашением вымыть в теплой или горячей воде с мылом и содой. При окраске старых готовых вещей их нужно распороть по швам, удалить при помощи бензина жирные пятна, а потом уже вымыть раствором мыла и соды. Для этого берут на 1 ведро воды:

Кальцинированной соды 50 г

Вместо соды можно применять зольный щелок: 1-2 пригоршни на 1 ведро кипятка для более тонкого материала и 3-4 —для грубой ткани. Однако нужно помнить, что эти вещества вредны для шерсти и потому должны быть затем хорошо отмыты полосканием в теплой или холодной воде, слегка подкисленной купоросным маслом (от 15 до 40 г на ведро воды). Таким образом, обработанная ткань идет прямо на крашение. Окраску шерсти лучше всего производить кислот­ными красителями, которые, соединяясь с волокном шерсти, непосредственно не требуют протрав.

2. Кислотные красители

Крашение шерсти производится теми же приемами, что и для растительных волокон. Ванны приготовляются растворением в горячей воде глауберовой или попаренной соли, и отдельно растворенный краситель вливается в ванну в два или три приема. Количество красителя берется в зависимости от желаемого циста, от 5 до 40 г на 1 кг материала, глауберовой соли или поваренной соли от 100 до 200 г.

Кроме того, для кислотного крашения необходимо в ванну прибавлять кислоты. Лучшей, но и самой дорогой является уксусная кислота, так как серная может дать грязноватые тона, а соляная — желтоватые. Поэтому уксусная кис­лота применяется для получения светлых чистых оттенков.

Количество кислоты в зависимости от цвета меняется: для светлых тонов прибавляется 15-20 г, для темных 30-45 г купоросного масла или уксусной эссенции на 1 кг ткани или пряжи. Отвешенное или отмеренное количество кислоты разбавляется и вливается в ванну через 1/4 часа в три приема.

Воды для ванны берут около двух ведер на 1 кг ткани. Влажный, слабо отжатый материал опускают в раствор красителя, нагретого до 40-50°, и продол­жают медленно нагревать, доведя до кипения через 1/2-3/4 часа, после этого красят еще в течение 1 часа при слабом кипении.

После крашения материал хорошо промывают в холодной воде.

Примеры крашения шерсти кислотными красителями
на 1 кг ткани или пряжи:

Шерсто-чсрного АТ 4Б 40 г

Глауберовой соли 200

Купоросного масла 40

Шерсто-прочно-синего ЛТ 25 г

Глауберовой соли 150

Серной кислоты 10° по Бомэ 200 см

Глауберовой соли 200

Уксусной кислоты 30% 30

Метанила желтого АТ 10 г

Глауберовой соли 100

Уксусной кислоты 30% 35

V. Крашение валенок

Валеная обувь, выработанная из серой шерсти, часто окрашивается в черный цвет. Окраска производится кислотными красителями. Лучше всего пользовать­ся специальными красителями для валенок: коричневая для валенок АТ и черная для валенок Н. Самый материал — валенки — окраши­ваются не в готовом виде, т. е. стиранные, а в виде колпаков, т. е. когда они только скатаны. Это делается для того, чтобы материал хорошо прокрасить насквозь, так как колпаки сохраняют еще рыхлость. Окрашивание производится следующим образом. В котел налипают воду и прибавляют раствор красителя в горячей воде. Воды берут 12 л (1 ведро) на каждые 400 г сухого товара. Краситель берут л количестве от 15 до 20 г на каждые 400 г товара. Перемешав хорошо содержимое котла, прибавляют в котел на каждые 400 г товара 10-15 г купоросного масла и 40 г глауберовой соли. Купоросное масло нужно предвари­тельно развести водой. Для этого наливают в глиняный горшок холодной воды и приливают тонкой струей купоросное масло, размешивая деревянной па­лочкой. Далее нагревают котел; когда жидкость нагреется, опускают в нее валенки, затем постепенно доводят жидкость до кипения. Через полчаса до­бавляют еще от 15 до 20 г купоросного масла, предварительно разведенного холодной «одой; красят при температуре кипения еще полчаса и заканчивают операцию.

Во время кипения нужно все время переворачивать товар палкой из несмо­листого дерева и особенно энергично мешать при добавлении купоросного масла, иначе окраска будет неровная. Окрашенный товар выкладывают из котла, дают ему обтечь и пускают его в стирку обычным способом.

Для достижения интенсивного черного цвета готовые совсем валенки проти­рают слегка гарным маслом.

VI. Крашение тканей и других материалов естественными красками

(из растений)

1. Общие сведения

Естественные краски сохраняют яркость цвета в течение десятков лет, не поддаются атмосферным влияниям и вполне доступны. Растения для окраши­вания применяются в высушенном виде. Сушка производится не на солнце и не в печи, а в тени, на открытом воздухе, на растянутых веревках или полотне. Красящие вещества, содержащиеся в растениях, очень редко находятся в чистом виде, и для получения их выделяют следующими приемами и способами: прежде всего происходит измельчение сырых материалов, состоящее в резке, крошке или толчении их; степень измельчения зависит от свойств и качеств самого материала, но во всяком случае оно должно быть равномерно и возможно мельче. Измельченный материал подвергается выщелачиванию, состоящему в кипячении в дождевой, речной или перегнанной воде, причем для более полного извлечения красок к воде необходимо прибавить немного поташа или соды. По мере выкипания воды прибавляют свежей и так поступают до полного выщелачивания материала, т. е. пока вода больше уже не будет окрашиваться. После этого отвар кипятят для выпаривания воды, т. е. для получения более густой краски, дают отстояться и фильтруют через сито, на которое положен кусочек полотна.

2. Желтые краски

Восковник — невысокий кустарник с большими листьями, распростра­нен на севере России, имеет несколько разновидностей, известных под именем: восковой ягоды, воскового вереска и т. д.; на плодах имеется восковой слой. Восковник имеет много красящего вещества, дающего ярко-желтый цвет.

Толокнянка — медвежий виноград, по виду напоминает бруснику, яго­ды мучнистые, растет на песчаных местах и в сосновых лесах. Собирать нужно после появления ягод. Даст желтый цвет.

Крушина — волчьи ягоды, красящее вещество находится в коре; произра­стает по всей России, имеет много местных названий, как-то: корушатник, медвежина, крушина колючая, слабительная, окостер, Проскурина и др. Кора некоторых видов крушины в свежем виде дает желтую окраску, а в сухом — ко­ричневую.

Береза— красящее вещество содержится в листьях и молодой коре; листья и кора собираются в начале лета; из листьев получается ярко-желтая краска, из коры — желтоватая.

Василек угластый — листья красят шелк и шерсть.

Василистник— листья красят шерсть.

Золототысячник — трава красит шерсть.

Одноягодник — красит полотно.

Полынь — трава красит в соломенный и палевый цвета, с квасцами — в лимонный цвет.

Барбарис — кустарник, растущий почти по всей России. Красящее ве­щество получается из коры, корней и древесины.

Желтинник, красящее вещество в листьях и молодых ветвях, собирают в августе, сушат, толкут и мелют.

3. Синие краски

Плаун ликоподий — травянистое растение; красящее вещество в стеб­ле растения.

Вайда (синило, синиль, фарбошик) — растет в умеренной полосе России; красящее вещество содержится в листьях.

Гречиха — дико растущая на берегах Каспийского моря; красящее веще­ство в листьях, густого синего цвета (индиго).

Гераний лесной — красящее вещество в цветах.

Ежевика— ягоды красят в темно-синий цвет.

Черника— ягоды красят шерсть, смоченную квасцами (1:10), в фиолето­вый цвет.

Лакмусник — растет в Крыму: трава красит шерсть в фиолетовый цвет, известный у французов под названием «Турнесоль».

Шалфей луговой — трава красит в темно-синий цвет.

4. Зеленые краски

Бузина, но не спелые ягоды, как для красной краски, а листья бузины дают хороший зеленый цвет.

Хвощ болотный, железняк, беличий хвост, растет повсюду; красящее вещество в стебле, дает зеленый цвет.

Щавель — растет почти повсюду; красящее вещество в листьях.

Можжевельник— растет почти повсюду; красящее вещество в ягодах.

Рута и цветок синего касатика — сок из них, смешанный вместе, даст прочный зеленый цвет.

Бирючина — ягоды окрашивают шерсть в темно-зеленый цвет.

Черемуха— внутренняя кора окрашивает в зеленый цвет.

Тополь — внутренняя кора красит пряжу в зеленый цвет; пряжа должна быть предварительно смочена железным купоросом (1:10).

5. Коричневые краски

Лишайники (торчовка, дубовая лапка) растет почти повсюду, на земле и камнях. Лишайник, растущий на камнях, дает особенно прочную коричневую окраску.

Ольха черная — распространена в умеренной полосе России; красящее вещество в листьях, молодых ветвях и коре.

Сухая кора крушины — даст коричневую окраску.

Кора сливяного дерева — дает коричневую окраску.

Трава серпуха — красит льняные и шелковые ткани.

Щавель конский — корень его, выкопанный осенью, дает коричневый цвет.

6. Красные краски

Крушина — также, что для получения желтого цвета; для красного цвета собирается не кора, а молодые ветки и листья до цветения.

Марена красильная, или крапп — растет на юге, в Крыму, За­кавказье; красящее вещество в корне растения, который выкапывается до цве­тения.

Бузина— кустарник, растет почти повсюду; красящее вещество в спелых ягодах.

Ветла — кора, сваренная в щелоке, красит шелк и шерсть.

Душица — трава красит шерсть.

Мак дикий — сок из цветов красит шелк, шерсть, полотно, смоченные предварительно в растворе из 2 вес. ч. квасцов, 6 все. ч. уксуса и 6 вес. ч. воды.

Терн — кора, вареная со щелоком, красит шерсть.

Бирючина — сок из ягод, смешанный с нашатырем или глауберовой солью.

Стружки красного или бразильского дерева варить с прибавлением 2-3% квасцов.

7. Серые краски

Барвинок — трава красит шерсть в темно-серый цвет.

Ель — кора красит шерсть.

Кувшинка — корень красит хлопок и лен.

Ракитник — кора дает темно-серый цвет.

Толокнянка — листья красят шерсть в светло-серый цвет.

Копытень — красит шерсть в темно-серый цвет.

8. Окрашивание шерсти растительными красками, минеральными и химическими солями

При окрашивании шерсти хорошие результаты дает предварительная протра­ва двухромовокалиевой соли. На каждый кг пряжи или ткани нужно взять, приблизительно, 20-25 г соли; количество это зависит: 1) от тонкости материала, 2) от яркости нужного оттенка и 3) от характера красящего вещества.

Приводим таблицу цветов окраски, нужных протрав и красителей:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *